Решение б/н Решение по делу № 409-ж/2016 от 16 июня 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

03 июня 2016 года                                                                       г. Челябинск, пр. Ленина, 59
    Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии:    «…»    -    начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России;
Членов Комиссии:    «…»    -    ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России;
    «…»    -    заместителя начальника  отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,
руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), рассмотрев жалобу ООО «СОЦИНВЕСТ» (далее – Заявитель, Общество, Участник закупки) на действия заказчика при проведении электронного аукциона  на поставку портативного прибора для отоакустической эмиссии для нужд МБЛПУ Пластская ЦГБ  (извещение № 0169300038016000114) (далее - Аукцион), в присутствии:
представителей МБЛПУ Пластская ЦГБ, действующих на основании доверенностей от 02.06.2016 № 687, 686;
представителя Администрации Пластовского муниципального района (паспорт),

УСТАНОВИЛА:
    В Челябинское УФАС России 27.05.2016 поступила жалоба ООО «СОЦИНВЕСТ» на действия Заказчика при проведении рассматриваемого Аукциона, объявленного путем размещения на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru 19.05.2016 извещения о проведении Аукциона и документации об Аукционе.
           Начальная (максимальная) цена контракта– 348 500 рублей.
 По состоянию на 03.06.2016 контракт по результатам Аукциона не заключен, заключение контракта приостановлено антимонопольным органом в порядке, предусмотренном частью 7 статьи 106 Закона о контрактной системе.
    Согласно доводам жалобы Заявитель полагает, что Заказчик в нарушение части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), части 2 статьи 8, пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе неправомерно установил в документации об Аукционе требования к товару, которым в совокупности отвечает только система «Нейро-Аудио-Скрин» производства ООО «Нейрософт», Россия.
    Кроме того, по мнению Заявителя жалобы, МБЛПУ Пластская ЦГБ включила в Техническое задание документации об Аукционе требования к товару (назначение прибора: анализ слуховых вызванных потенциалов мозга, число каналов регистрации вызванных слуховых потенциалов 1, наличие функции исследования слуховых коротколатентных вызванных потенциалов), которые не связаны с системой регистрации отоакустической эмиссии, а также требования (наличие принтера с беспроводной функцией Blutooth, источника питания – литий-ионного аккумулятора), ограничивающие количество участников закупки.
    Представители Заявителя на заседание Комиссии Челябинского УФАС России не явились, уведомлены о дате, времени и месте рассмотрения жалобы путем передачи телефонограммы начальнику юридического отдела 30.05.2016 в 14:46 по телефону, указанному в жалобе, ходатайств об отложении заседания не направили, заявили ходатайство о проведении заседания Комиссии Челябинского УФАС России в отсутствие представителей Общества.
    Представители Заказчика против удовлетворения доводов жалобы возражали, представили письменные пояснения (исх. № 688 от 02.06.2016), устно пояснили, что действия заказчика отвечают требованиям законодательства о контрактной системе, поскольку положениям Технического задания документации об Аукционе отвечает продукция ООО «Нейрософт», «Кардинал Хелс 209, Инк», «Диагностик Груп, ЛЛС дба Грейсон Стадлер Инк».

    Изучив представленные документы, заслушав пояснения сторон, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе Комиссия, рассмотрев доводы жалобы ООО «СОЦИНВЕСТ», пришла к следующим выводам.

    Частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе предусмотрен запрет на совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
    В силу пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об Аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
    Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
    В силу части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
    Объектом рассматриваемого Аукциона в соответствии с извещением о проведении Аукциона, пунктом 3 Информационной карты документации об Аукционе является поставка портативного прибора для отоакустической эмиссии.
    Описание объекта закупки приведено Заказчиком в Техническом задании (Раздел II документации об Аукционе) (далее – Техническое задание).
    Согласно Техническому заданию Заказчику требуется прибор, предназначенный для анализа слуховых вызванных потенциалов мозга, исследования задержанной вызванной отоакустической эмиссии и отоакустической эмиссии на частоте продукта искажения, имеющий один канал регистрации слуховых вызванных потенциалов, функцию исследования слуховых коротколатентных вызванных потенциалов, с литий-ионным аккумулятором, а также наличием в комплекте поставки принтера с беспроводным интерфейсом Blutooth.
    Заказчиком в составе письменных возражений представлена сравнительная таблица приборов производства ООО «Нейрософт», «Кардинал Хелс 209, Инк», «Диагностик Груп, ЛЛС дба Грейсон Стадлер Инк», согласно которой продукция указанных производителей соответствуют Техническому заданию.
    Заявителем указано в жалобе на наличие на территории Российской Федерации продукции ООО «Нейрософт» и «Interacoustics A/S».
    В силу части 9 статьи 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность.
    Следовательно, именно на Заявителя возложена обязанность по доказыванию обоснованности доводов жалобы, в том числе представление достоверных и допустимых доказательств отсутствия на рынке Российской Федерации продукции, соответствующей требованиям Заказчика, изложенным в документации об Аукционе, которыми могут быть руководства по эксплуатации, официальные письма производителей, представителей производителей на территории Российской Федерации, паспорта на оборудование и т.д.
    Вместе с тем, ООО «СОЦИНВЕСТ» в антимонопольный орган не представлено доказательств, свидетельствующих о безоговорочном установлении Заказчиком требований к товару, которым отвечает продукция только одного производителя ООО «Нейрософт».

    По результатам проведения внеплановой проверки в действиях Заказчика выявлены следующие нарушения законодательства о контрактной системе.

    1. В силу пункта 1 части 1 статьи 64, части 4 статьи 33 Закона о контрактной системе в документации об Аукционе указывается описание объекта закупки, которое должно содержать котировок требования к гарантийному сроку товара, работы, услуги и (или) объему предоставления гарантий их качества, которые устанавливаются Заказчиком при необходимости.
    Частью 1 статьи 476 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что продавец отвечает за недостатки товара, если покупатель докажет, что недостатки товара возникли до его передачи покупателю или по причинам, возникшим до этого момента.
    В отношении товара, на который продавцом предоставлена гарантия качества, продавец отвечает за недостатки товара, если не докажет, что недостатки товара возникли после его передачи покупателю вследствие нарушения покупателем правил пользования товаром или его хранения, либо действий третьих лиц, либо непреодолимой силы (часть 2 статьи 476 Гражданского кодекса Российской Федерации).
    Если на товар установлен гарантийный срок, покупатель вправе предъявить требования, связанные с недостатками товара, при обнаружении недостатков в течение гарантийного срока (часть 3 статьи 477 Гражданского кодекса Российской Федерации).
    Статьей 190 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что установленный законом, иными правовыми актами, сделкой или назначаемый судом срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами. Срок может определяться также указанием на событие, которое должно неизбежно наступить.
    Событие по смыслу статьи 190 Гражданского кодекса Российской Федерации не должно характеризоваться вероятностью, поскольку последняя не соотносится с такой категорией, как неизбежность.
Участники гражданских правоотношений не в силах отменить либо изменить приближение события.
Заказчиком в Техническом задании, пункте 6.1 проекта контракта определено, что гарантийные обязательства на товар действуют в течение срока, установленного заводом изготовителем.
Установленный Заказчиком в Техническом задании, пункте 6.1 проекта контракта гарантийный срок в нарушение части 4 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе не соответствует требованиям статьи 190 Гражданского кодекса Российской Федерации, не позволяет установить дату либо событие, обладающее признаком неизбежности наступления, а также определить потребность Заказчика в части гарантийного срока, а, следовательно, и условия исполнения контракта.
2. В силу части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в проекте контракта указывается обязательное условие о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.
В соответствии с частью 1 статьи 94 Закона о контрактной системе исполнение контракта включает в себя следующий комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Федеральным законом, в том числе:
1) приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов поставки товара, выполнения работы, оказания услуги (далее - отдельный этап исполнения контракта), предусмотренных контрактом, включая проведение в соответствии с Закона о контрактной системе экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;
2) оплату заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;
3) взаимодействие заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при изменении, расторжении контракта в соответствии со статьей 95 Закона о контрактной системе, применении мер ответственности и совершении иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) или заказчиком условий контракта.
Следовательно, проведение приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги является обязанностью, а не правом Заказчика.
Пунктом 4.3 проекта контракта определено, что Заказчик вправе осуществить приемку товара в течение 20 рабочих дней, после чего подписывает и направляет Поставщику акт приема-передачи товара или мотивированный отказ.
Вместе  с тем, содержание пункта 4.3 проекта контракта противоречит требованиям части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе, поскольку предусматривает право, а не обязанность Заказчика осуществить приемку поставленного товара.
3. Пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе предусмотрено, что документация об Аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению.
Пунктом 1 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе определено, что в случае, если объектом закупки является поставка товара, первая часть заявки на участие в Аукционе должна содержать:
 а) согласие участника такого аукциона на поставку товара в случае, если этот участник предлагает для поставки товар, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, и (или) такой участник предлагает для поставки товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией;
б) конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Однако положения подпункта «а» пункта 1 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе в рассматриваемой ситуации не применяются, поскольку в документации об Аукционе не содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Подпункт «б» пункта 1 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе не предусматривает представление в составе первой части заявки на участие в Аукционе согласия участника аукциона на поставку товара на условиях предусмотренных документацией об электронном аукционе.
Таким образом, Заказчиком при установлении требований к первой части заявки на участие в Аукционе нарушены пункт 2 части 1 статьи 64, подпункт «б» пункта 1 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе.
4. В силу части 1 статьи 34, части 10 статьи 70 Закона о контрактной системе контракт по результатам Аукциона заключается на условиях извещения о проведении Аукциона, документации об Аукционе и заявки участника закупки.
Частью 2 статьи 70 Закона о контрактной системе предусмотрено, что  в течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе указанного в части 8 статьи 69 Закона о контрактной системе протокола заказчик размещает в единой информационной системе без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения цены контракта, предложенной участником электронного аукциона, с которым заключается контракт, информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), указанной в заявке на участие в таком аукционе его участника, в проект контракта, прилагаемый к документации о таком аукционе.
Из положения части 2 статьи 34 Закона о контрактной системе следует, что при заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей и статьей 95 Закона о контрактной системе.
Приложение № 2 к проекту контракта «Техническое задание» по показателю «Время автономной работы» содержит значение «не менее 8 часов», которое не является конкретным показателем товара, и может привести к заключению контракта не на условиях Заявки единственного участника закупки, в которой предложено «Время автономной работы»  - «8 часов», и нарушению Заказчиком части 1 статьи 34, части 10 статьи 70 Закона о контрактной системе.
Исходя из изложенного, информации, представленной Заявителем, Заказчиком, а также информации, полученной Комиссией при проведении внеплановой проверки, Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе, Приказом  ФАС России от 19.11.2014 № 727/14 «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд»,
РЕШИЛА:
          1.Признать доводы жалобы ООО «СОЦИНВЕСТ» на действия Заказчика необоснованными ввиду недоказанности.
          2. Признать в действиях Заказчика нарушения части 4 статьи 33, части 13 статьи 34, пунктов 1,2 части 1 статьи 64, подпункта «б» пункта 1 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе.
          3. Выдать Заказчику, оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.

Председатель Комиссии                                                                «…»

Члены Комиссии                                                                                        «…»

                                                «…»

                                                  

ПРЕДПИСАНИЕ № 409-ж/2016
об устранении нарушений законодательства
Российской Федерации о контрактной системе
03 июня 2016 года         г. Челябинск, пр. Ленина, 59
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Комиссия) в составе:
Председателя
Комиссии:     «…»    -    начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России;
Членов
Комиссии:    «…»     -    ведущего специалиста - эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России;
    «…»     -


    заместителя начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,

на основании решения Челябинского УФАС России от 03.06.2016, вынесенного по итогам рассмотрения жалобы ООО «СОЦИНВЕСТ» на действия заказчика при проведении электронного аукциона  на поставку портативного прибора для отоакустической эмиссии для нужд МБЛПУ Пластская ЦГБ  (извещение № 0169300038016000114) (далее - Аукцион) и проведения внеплановой проверки указанной закупки, с целью устранения нарушений законодательства о контрактной системе,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. МБЛПУ Пластской ЦГБ с даты размещения настоящего предписания на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru не заключать контракт по итогам проведения Аукциона до полного исполнения пункта 2 настоящего предписания;
2. МБЛПУ Пластской ЦГБ  при направлении проекта контракта единственному участнику закупки внести в него следующие изменения:
2.1. пункт 4.3 проекта контракта изложить в следующей редакции: «Заказчик обязан осуществить приемку товара в течение 20 рабочих дней, после чего подписывает и направляет Поставщику акт приема-передачи товара или мотивированный отказ»;
2.2. в пункте 6.1 проекта контракта установить, что гарантийный срок на товар должен быть не менее 12 месяцев на момент поставки;
2.3. в Приложение № 2 к проекту контракта по показателю «Время автономной работы» указать значение «8 часов» в соответствии с заявкой участника закупки;
2.4. продолжить процедуру, направленную на заключение контракта.
3. ЗАО «Сбербанк-АСТ» с 06.06.2016 обеспечить МБЛПУ Пластской ЦГБ возможность исполнения пункта 2 настоящего предписания.
4. МБЛПУ Пластской ЦГБ в подтверждение исполнения предписания в срок до 24.06.2016 (включительно) в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области представить доказательства исполнения настоящего предписания (в письме об исполнении предписания указывать номер дела), а именно: копию заключенного контракта со всеми приложениями, документом об обеспечении исполнения контракта.
    Настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.
    Обжалование предписания Челябинского УФАС России не приостанавливает действия предписания.
    За неисполнение настоящего предписания предусмотрена административная ответственность в виде штрафа в размере пятидесяти тысяч рублей на должностных лиц и в размере пятисот тысяч рублей на юридических лиц.

Председатель Комиссии:                    «…»                                                                                                                                                      
Члены Комиссии:                        «…»

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны