Решение б/н Решение по делу № 41-2015 в отношении индивидуального предпр... от 2 октября 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

 

16 сентября 2015 года г. Челябинск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области по рассмотрению дел по признакам нарушениях законодательства РФ о рекламе в составе (далее - Комиссия):

 

председатель Комиссии:

<….> – заместитель руководителя - начальник отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией;

члены Комиссии:

<….>– специалист - эксперт отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией;

<….>– специалист-эксперт отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией,

рассмотрев дело № 41-2015, возбужденное по признакам нарушения ИП <...> требований пункта 3 части 2 статьи 5, пункта 8 части 2 статьи 21 Федерального закона «О рекламе» по факту размещения в телекоммуникационной сети Интернет на веб-портале http://chelybinsk.ru/text/newsline/876835.html рекламы алкогольной продукции, реализуемой в сети специализированных магазинов «МАВТ», в присутствии представителей по доверенности ООО «ФИРМА МАВТ», ООО «МАВТ – СПИРИТ», ИП <….>., в отсутствие заявителя, ИП <….> уведомленных надлежащим образом о дате, месте и времени рассмотрения дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области поступило заявление физического лица о размещении в телекоммуникационной сети Интернет на веб-портале http://chelybinsk.ru/text/newsline/876835.html рекламы алкогольной продукции, реализуемой в сети специализированных магазинов «МАВТ».

Челябинским УФАС России 12 марта 2015 года осуществлен осмотр страницы Интернет-ресурса http://chelybinsk.ru/text/newsline/876835.html, в результате которого установлено, что в рубрике «Новости онлайн» под заголовком «Уже завтра скидки 20% в магазинах «МАВТ» размещена информация следующего содержания: «Сеть специализированных магазинов «МАВТ» проводит акцию «Готовьтесь к Новому году в магазинах «МАВТ» - два дня скидки 20%. Только 19 и 20 декабря жители Челябинска смогут приобрести изысканные сыры, мясные деликатесы, готовые нарезки к праздничному столу, соки и другие безалкогольные напитки, а также подарочные наборы конфет, колониальные сорта чая, кофе. В эти дни на покупку в любом магазине сети «МАВТ» будет действовать скидка 20%. Покупатели легко подготовятся к празднику. К тому же далеко ходить не придется – «МАВТ» есть в каждом районе, так что челябинцы смогут подготовиться к Новому году без спешки и суеты. Пропустить такое предложение невозможно. Подробнее об акции – в официальном сообществе «ВКонтакте». В рекламе присутствует изображение товарного знака «Слон».

Администратор доменного имени chelyabinsk.ru - ООО «ЧелФин» в ответ на запрос Челябинского УФАС России сообщило, что размещение рекламных и информационных материалов на Интернет-сайте http://chelyabinsk.ru осуществляет ИП <….>

По сведениям ИП <….>., заказчиком по договору на оказание информационных услуг от 09 декабря 2014 года № 09/12 ЧК, в рамках которого на Интернет-сайте http://chelybinsk.ru размещалась указанная информация, является ИП <….>

ИП <….> пояснила, что размещенная в телекоммуникационной сети Интернет на веб-портале http://chelybinsk.ru/text/newsline/876835.html реклама сети специализированных магазинов «МАВТ» не является рекламой алкогольной продукции ввиду указания в ней наименований товаров, не относящихся к алкогольной продукции. По мнению ИП <….>в ее действиях по размещению в телекоммуникационной сети Интернет на веб-портале http://chelybinsk.ru/text/newsline/876835.html рекламы акции, проходящей в сети специализированных магазинов «МАВТ», отсутствует нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе.

Рассмотрение заявления и материалов приводит к следующим выводам.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона «О рекламе» реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Информация под заголовком «Уже завтра скидки 20% в магазинах «МАВТ» о проведении с 19 по 20 декабря сетью специализированных магазинов «МАВТ» акции «Готовьтесь к Новому Году в магазинах «МАВТ» - только два дня скидка 20%», размещенная в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на веб-портале http://chelybinsk.ru является рекламой, поскольку адресована неопределенному кругу лиц - посетителям Интернет-ресурса и направлена на привлечение внимания, формирование интереса к объекту рекламирования, а именно продавца алкогольной продукции, а также продвижение товара на рынке.

Заказчиком по договору от 09 декабря 2014 года № 09/12 ЧК является ИП <...>, которая, согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц, является одним из учредителей ООО «МАВТ-РИТЕЙЛ». Согласно пояснениям представителей ООО «ФИРМА МАВТ», ООО «МАВТ – СПИРИТ», привлеченных к участию в деле в качестве заинтересованных лиц, деятельность по розничной продаже алкогольной продукции в магазинах «МАВТ-Винотека» осуществляет, в том числе ООО «МАВТ-РИТЕЙЛ» (лицензия на осуществление розничной продажи алкоголя от 11 февраля 2011 года № 74РПА0002341).

Челябинским УФАС России получены выписки из Единого государственного реестра юридических лиц, из которых следует, что основным видом деятельности организаций, использующих коммерческое обозначение «МАВТ» (ООО «ФИРМА МАВТ», ООО «МАВТ – СПИРИТ», ООО «МАВТ-РИТЕЙЛ»), является поставка и реализация алкогольной продукции.

Актом осмотра Челябинского УФАС России от 14 октября 2015 года № 51 установлено, что в оформлении входных групп магазинов, расположенных по адресу: город Челябинск, улица Сони Кривой, дом 50 А, город Челябинск, улица Доватора, дом 30 используется товарный знак «Слон» и указано наименование объектов торговли «МАВТ Винотека» (далее – организации торговли).

В силу части 4 статьи 2 Федерального закона «О рекламе» специальные требования и ограничения, установленные настоящим Федеральным законом в отношении рекламы отдельных видов товаров, распространяются также на рекламу средств индивидуализации таких товаров, их изготовителей или продавцов, за исключением случая, если реклама средств индивидуализации отдельного товара, его изготовителя или продавца явно не относится к товару, в отношении рекламы которого настоящим Федеральным законом установлены специальные требования и ограничения.

Пленум ВАС Российской Федерации в пункте 2 Постановления от 08.10.2012 N 58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе" разъясняет, что при анализе информации на предмет наличия в ней признаков рекламы необходимо учитывать, что размещение отдельных сведений, очевидно вызывающих у потребителя ассоциацию с определенным товаром, имеющее своей целью привлечение внимания к объекту рекламирования, должно рассматриваться как реклама этого товара, поскольку в названных случаях для привлечения внимания и поддержания интереса к товару достаточно изображения части сведений о товаре (в том числе товарного знака).

Анализ полученных антимонопольным органом материалов показывает, что организации торговли, реализующие алкогольную продукцию с использованием коммерческого обозначения «МАВТ», обладают определенной степенью известности среди потребителей, в том числе в связи с использованием во внешнем оформлении магазинов алкогольной продукции товарного знака «Слон». С учетом основных видов деятельности группы компаний «МАВТ» (поставка алкогольной продукции) и товарного знака «Слон», использующегося в деятельности организаций, осуществляющих реализацию алкогольной продукции в качестве основного вида деятельности (внешнем оформлении входных групп объектов розничной торговой сети «МАВТ») реклама о скидках на продукцию в магазинах с данным коммерческим обозначением и присутствие в ней соответствующего средства индивидуализации воспринимается как рекламная информация о скидках в том числе на алкогольную продукцию в сети специализированных магазинов «МАВТ», то есть как реклама продавца такой продукции.

В рекламе, размещенной в телекоммуникационной сети Интернет на веб-портале http://chelybinsk.ru/text/newsline/876835.html, помимо сведений о проведении акции «Готовьтесь к Новому году в магазинах «МАВТ» - два дня скидки 20%» с указанием конкретных видов товаров (соки и другие безалкогольные напитки, подарочные наборы конфет, колониальные сорта чая, кофе) присутствует товарный знак с изображением слона, наименование сети специализированных магазинов «МАВТ», а также ссылка на группу «ВКонтакте», при активации которой также обеспечивается доступ к информации о проведении акции «Готовьтесь к Новому Году в магазинах «МАВТ» - только два дня скидка 20%», где содержится указание на иную продукцию – «19 и 20 декабря в «МАВТ» скидки 20% на все!», «И многое другое со скидками 20%», что в совокупности с информацией на основной странице воспринимается как реклама продавца алкогольной продукции.

Поскольку широко известное наименование сети специализированных магазинов «МАВТ» ассоциируется с продавцом алкогольной продукции, его неоднократное указание в рекламе и присутствие в ней также хорошо узнаваемого товарного знака с изображением слона следует рассматривать в том числе как рекламу алкогольной продукции.

В соответствии с пунктом 8 части 2 статьи 21 Федерального закона «О рекламе», реклама алкогольной продукции не должна размещаться в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Пунктом 4 статьи 3 Закона «О рекламе» предусмотрено, что реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.

Таким образом, размещенная в телекоммуникационной сети Интернет на веб-портале http://chelybinsk.ru/text/newsline/876835.html реклама сети специализированных магазинов «МАВТ» противоречит требованиям пункта 8 части 2 статьи 21 Федерального закона «О рекламе» и является ненадлежащей.

В силу части 7 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» рекламораспространитель несет ответственность за нарушение требований, установленных пунктом 8 части 2 статьи 21 Федерального закона «О рекламе».

Рекламораспространителем рекламы алкогольной продукции в телекоммуникационной сети Интернет на веб-портале сайта http://chelybinsk.ru/text/newsline/876835.html согласно договору от 09 декабря 2014 года № 09/12 ЧК является ИП <….>.

Согласно приложению № 1 к договору от 09 декабря 2014 года № 09/12 ЧК срок размещения рекламной информации о проведении акции в сети специализированных магазинов «МАВТ» был установлен с 11 декабря 2014 года по 18 декабря 2014 года, в связи с этим Комиссия считает возможным предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе не выдавать.

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

 

РЕШИЛА:

1. Признать ненадлежащей рекламу в телекоммуникационной сети Интернет на веб-портале http://chelybinsk сети специализированных магазинов «МАВТ» под заголовком «Уже завтра скидки 20% в магазинах «МАВТ», поскольку в ней нарушены требования 8 части 2 статьи 21 Федерального закона «О рекламе».

2. Предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе не выдавать.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении в отношении ИП <….>

Решение изготовлено в полном объеме 30 сентября 2015 года.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Связанные организации

Связанные организации не указаны