Решение б/н Решение по делу № 41-ВП/2015 от 20 апреля 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

16 марта 2015 года                                                                    г. Челябинск, пр. Ленина, 59

            Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее Комиссия) в составе:

Председателя Комиссии:

«……………….»

-

начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России;

Членов Комиссии:

«……………….»

-

специалиста – эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России;

 

«……………….»

-

заместителя начальника  отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,

руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), на основании обращения гражданин, информации о нарушении законодательства о контрактной системе, провела внеплановую проверку действий Администрации Ларинского сельского поселения Уйского муниципального района Челябинской области при осуществлении закупки по пункту 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе путем заключения следующих контрактов:

муниципальный контракт № 82 на выполнение работ по капитальному ремонту муниципальных сетей теплоснабжения и водоснабжения в с. Ларино МО «Ларинское сельское поселение» Уйского муниципального района Челябинской области» от 03.09.2014 с ООО «ЭнергоЭксперт» на сумму 1 972 387 рублей;

муниципального контракта № 90 на выполнение работ по капитальному ремонту муниципальных сетей водоснабжения в с. Ларино по ул. Советской Уйского муниципального района Челябинской области от 15.10.2014 с ООО «Партнер ЖКХ» на сумму 622 000 рублей, в присутствии главы Ларинского сельского поселения Уйского муниципального района Челябинской области,

 

УСТАНОВИЛА:

            В Челябинское УФАС России 17.02.2015 из Прокуратуры Челябинской области поступили обращения гражданин, содержащее сведения о том, что на территории Уйского муниципального района администрациями муниципального района и сельских поселений заключаются контракты (договора) на выполнение подрядных работ без проведения конкурентных процедур путем осуществления закупки у единственного подрядчика на основании пункта 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.

             Представитель Заказчика на заседании Комиссии Челябинского УФАС России пояснил, что денежные средства на осуществление рассматриваемых закупок выделены из областного бюджета, подрядчик, сумма контракта, способ осуществления закупки определялись на основании решений Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, которые являются обязательными для глав сельских поселений.

            Изучив материалы дела, проведя внеплановую проверку, руководствуясь статьей 99 Закона о контрактной системе Комиссия, пришла к следующим выводам.

            1. Согласно части 1 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

            Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме, закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений (часть 2 статьи 24 Закона о контрактной системе).

            В силу части 5 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями настоящей главы. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.

            Пунктом 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе предусмотрено право Заказчика на осуществление закупки у единственного подрядчика (исполнителя), в случае, если закупки определенных товаров, работ, услуг вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, в случае возникновения необходимости в оказании медицинской помощи в экстренной форме либо в оказании медицинской помощи в неотложной форме, в том числе при заключении федеральным органом исполнительной власти контракта с иностранной организацией на лечение гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (при условии, что такие товары, работы, услуги не включены в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень товаров, работ, услуг, необходимых для оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера) и применение иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), требующих затрат времени, нецелесообразно.

            Кроме того, частью 1 статьи 93 Закона о контрактной системе предусмотрен исчерпывающий перечень обстоятельств, при которых государственные и муниципальные заказчики вправе заключать контракты и иные гражданско-правовые договоры без проведения торгов с единственным исполнителем (поставщиком, подрядчиком).

Заказчик вправе заключить в соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе контракт на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги соответственно в количестве, объеме, которые необходимы для ликвидации последствий, возникших вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, либо для оказания медицинской помощи в экстренной форме или неотложной форме.

Необходимо отметить, что основанием для заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) является не столько отсутствие времени для проведения иных процедур размещения заказа, сколько наступление такого обстоятельства как непреодолимая сила.

Термин «непреодолимая сила» положениями Закона о контрактной системе не закреплен. Однако это понятие определено в гражданском законодательстве, являющемся нормативной основой для отношений в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно пункту 3 статьи 401 Гражданского кодекса РФ, непреодолимая сила характеризуется признаками чрезвычайности и непредотвратимости наступивших обстоятельств.

Под чрезвычайностью следует понимать необычность явления для повседневности, отсутствие его систематичности. Второй признак непреодолимой силы характеризуется невозможностью собственными усилиями его предотвратить.

Правоприменительная практика относит к непреодолимой силе явления стихийного характера: землетрясения, сильные снегопады, цунами и т. д.

Признаки чрезвычайности и непредотвратимости наступления последствий должны присутствовать в совокупности.

В частности, не могут быть признаны непреодолимой силой обстоятельства, носящие систематический характер, связанные с осуществлением властных полномочий заказчика.

Исходя из содержания муниципальных контрактов № 82 на выполнение работ по капитальному ремонту муниципальных сетей теплоснабжения и водоснабжения в с. Ларино МО «Ларинское сельское поселение» Уйского муниципального района Челябинской области» от 03.09.2014, № 90 на выполнение работ по капитальному ремонту муниципальных сетей водоснабжения в с. Ларино по ул. Советской Уйского муниципального района Челябинской области от 15.10.2014, решений Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности №№  07-2014 от 01.09.2014, 15-2014 от 14.10.2014 следует, что заключение контрактов связано с необходимостью проведения  капитального ремонта системы водоснабжения и теплоснабжения.

Вместе с тем, в силу пункта 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе Заказчик вправе заключать контракты только в целях ликвидации последствий  наступивших обстоятельств непреодолимой силы.

Потребность в проведении капитального и (или) текущего ремонта коммуникационных систем (систем теплоснабжения, водоснабжения и т.д.) не относится к обстоятельствам непреодолимой силы и не может являться основанием для осуществления закупки у единственного подрядчика по пункту 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.

Таким образом, Администрацией Ларинского сельского поселения Уйского муниципального района Челябинской области в нарушение  частей 1,5 статьи 24, пункта 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе неправомерно заключены указанные в мотивировочной части настоящего решения контракты.

            Исходя из изложенного, информации, представленной Заказчиком, а также информации, полученной Комиссией при проведении внеплановой проверки, Комиссия, руководствуясь статьей 99 Закона о контрактной системе,

РЕШИЛА:

         1. Признать в действиях Заказчика нарушения частей 1,5 статьи 24, пункта 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.

         2. Предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе заказчику не выдавать в связи с заключением контрактов и их исполнением.

         3. Передать материалы дела должностному лицу Челябинского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства в отношении виновных лиц за нарушение законодательства о контрактной системе.

         

 

Председатель Комиссии                                                                              «……………….»

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            

Члены Комиссии                                                                                        «……………….»

 

                                                                                                                     «……………….»

Связанные организации

Связанные организации не указаны