Решение б/н Решение № 41-ВП/2016 от 7 апреля 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

10 марта 2016 года                                                                     г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия), в составе:

Председателя Комиссии:    <…>    -    начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России;
Членов Комиссии:    <…>    -    специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России;
    <…>    -    ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,

руководствуясь частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), рассмотрев обращение ООО «Кизильский торговый дом-СИТНО» (далее - заявитель) и проведя внеплановую проверку соблюдения законодательства о контрактной системе при проведении запроса котировок на поставку продуктов молочных (извещение № 0369300219516000007) в присутствии:
- представителей Муниципального стационарного учреждения социального обслуживания "Брединский дом-интернат для престарелых и инвалидов" (далее - заказчик), действующих на основании приказа от 17.06.2009 № 52-ЛС, приказа от 29.04.2011 № 36л/с;
в отсутствие представителей заявителя, надлежащим образом уведомленного о дате и времени заседания Комиссии,

УСТАНОВИЛА:

    В ФАС России 26.02.2016 поступила жалоба заявителя на действия котировочной комиссии по признанию заявки Самойловой Екатерины Сергеевны (порядковый номер заявки в журнале регистрации № 2) соответствующей требованиям извещения о проведении запроса котировок, на положения Технического задания, являющегося приложением к извещению о проведении запроса котировок на поставку продуктов молочных (извещение № 0369300219516000007) (далее - закупка). Указанная жалоба перенаправлена по подведомственности в Челябинское УФАС России (от 02.03.2016 вх. № 2512).
Решением Комиссии от 03.03.2016 исх. № 2582/09 жалоба возвращена заявителю по причине ее несоответствия требованиям статьи 105 Закона о контрактной системе и назначена внеплановая проверка действий по соблюдению законодательства о контрактной системе при осуществлении закупки.
    Согласно представленным документам заказчиком 15.02.2016 объявлено о проведении запроса котировок на поставку продуктов молочных путем опубликования в единой информационной системе в сфере закупок извещения № 0369300219516000007 об осуществлении закупки.
    Начальная (максимальная) цена контракта – 92 570, 00 рублей.
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в закупке – 25.02.2016 в 15 часов 00 минут.
На дату рассмотрения обращения контракт по итогам закупки заключен.
Согласно доводам обращения котировочная комиссия неправомерно приняла заявку на участие в запросе котировок от Самойловой Екатерины Сергеевны, несмотря на то, что предложенная ею цена контракта была выше начальной (максимальной) цены контракта.
Кроме того, заказчик, указав конкретный вес продукта в пунктах 4, 6, 8, 9 Технического задания, а также ТУ производителя в пункте 4 Технического задания, ограничил тем самым круг участников закупки.
На заседание Комиссии представителями заказчика представлены возражения (от 10.03.2016 исх. № 16), согласно которым заказчик признает, что заявка Самойловой Екатерины Сергеевны допущена комиссией неправомерно, однако при этом указывает, что победителем запроса котировок признана заявка Индивидуального предпринимателя Шевченко И.В., с которым в последующем и заключен контракт.
Относительно описания объекта закупки представители заказчика пояснили, что оно сформировано в соответствии с Законом о контрактной системе и не влечен ограничение количества участников закупки.

Изучив представленные документы и материалы, руководствуясь частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.

1. В силу части 7 статьи 78 Закона о контрактной системе котировочная комиссия не рассматривает и отклоняет заявки на участие в запросе котировок, если они не соответствуют требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, либо предложенная в таких заявках цена товара, работы или услуги превышает начальную (максимальную) цену, указанную в извещении о проведении запроса котировок, или участником запроса котировок не предоставлены документы и информация, предусмотренные частью 3 статьи 73 настоящего Федерального закона. Отклонение заявок на участие в запросе котировок по иным основаниям не допускается.
Как следует из доводов заявителя, а также из содержания протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок от 25.02.2016 № П 1 для закупки № 0369300219516000007 участником закупки Самойловой Екатериной Сергеевной предложения цена контракта 93 279, 00 рублей при условии, что начальная (максимальная) цена контракта составляет 92 570, 00 рублей.
Вместе с тем, котировочной комиссией указанная заявка признана соответствующей требованиям извещения о проведении запроса котировок, что не соответствует требованиям части 7 статьи 78 Закона о контрактной системе.
Кроме того, согласно части 8 статьи 78 Закона о контрактной системе протокол рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок подписывается всеми присутствующими на заседании членами котировочной комиссии и в день его подписания размещается в единой информационной системе.
Однако в нарушение части 8 статьи 78 Закона о контрактной системе подписанный всеми присутствующими на заседании членами котировочной комиссии протокол рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок от 25.02.2016 № П 1 для закупки № 0369300219516000007 в день его подписания не размещен в единой информационной системе в сфере закупок.

2. Согласно пункту 1 части 1 статьи 73 Закона о контрактной системе в извещении о проведении запроса котировок должна содержаться информация, указанная в пунктах 1 - 6 статьи 42 настоящего Федерального закона (в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта), а также в пункте 8 данной статьи (если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено статьей 96 настоящего Федерального закона), требования, предъявляемые к участникам запроса котировок, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками запроса котировок в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, равно как и требование, предъявляемое к участникам запроса котировок в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 2 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должно содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
В силу пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Часть 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Неотъемлемым приложением к извещению о проведении закупки является Техническое задание на поставку молочной продукции, которое содержит таблицу, в которой заказчиком установлены требования к характеристикам поставляемого товара.
Вместе с тем, описание объекта закупки, сформированное заказчиком, не носит объективного характера по следующим основаниям.
Так, во втором столбце «Наименование закупаемой продукции» по позиции № 3 установлено, что массовая доля жира такого товара, как «Сметана», должна составлять 15 %, тогда как в третьем столбце «Описание продукции» заказчик одновременно устанавливает требование к показателю жирности в виде «не менее 15 % не более 20 %», то есть участник закупки может предложить к поставке сметану с массовой долей жира 20 %, что не будет соответствовать требованиям, указанным во втором столбце.
Аналогичная ситуация обстоит и по позиции № 1 таблицы.
Кроме того, столбец «Описание продукции» по позиции № 1 содержит такое требование, как «жирность – не менее 4,0 не более 3,2 %». Указанное требование сформировано заказчиком некорректно, поскольку в числовом ряду отсутствуют такие значения, которые одномоментно были бы не менее 4,0 и не более 3,2.
Следует отметить, что по позиции № 2 таблицы в столбце «Описание продукции» заказчик указывает виды упаковок, в которых возможно поставить творог. Это «пл/ведро, пл/контейнер, коробка». Вместе с тем, данные упаковки заказчиком перечислены через «,».
В соответствии с правилами русского языка знаками препинания близкими по функциональным качествам являются запятая, точка с запятой, точка. Знаки эти ставятся при перечислении синтаксически равнозначных единиц и по смысловому значению соответствуют значению союза «и». При этом союз «и» соединяет два слова, образуя сочетание, выражающее единое понятие, или сочетание со значением охвата, объединения предметов, явлений и т.п. какого-либо ряда.
Следовательно, учитывая правила русского языка, заказчику требуется поставить творог и в пл/ведре, и в пл/контейнере, и в коробке, тогда как на заседании Комиссии представители заказчика пояснили, что участник вправе выбрать какой-либо один из видов упаковок.
Ко всему прочему, требования к весу товара, указанные заказчиком по позициям №№ 4, 6, 8, 9 таблицы в столбце «Наименование закупаемой продукции», могут привести к ограничению количества участников закупки, поскольку на рынке имеются товары, соответствующие потребности заказчика, однако имеющие иной вес.
Так, вес молока концентрированного (позиция № 4 таблицы) заказчиком указан в виде «0,300 гр», однако хозяйствующие субъекты, поставляющие указанный товар весом 0,320 гр производства ОАО «Рогачевский МКК», 0,380 гр производства ОАО «Белгородские молочные продукты», 0,310 гр производства Волоконовского концервного комбината, лишены возможности участвовать в закупке.
Аналогичная ситуация обстоит и по позициям №№ 6, 8, 9 таблицы.
Помимо прочего, заказчиком по позиции № 4 таблицы установлено требование о соответствии товара ТУ 922-024-13605199. Данные технические условия конкретного производителя отсутствуют в открытом доступе, следовательно, ознакомиться с их содержанием потенциальным участникам закупки, не поставляющим товар именно этого производителя, не представляется возможным.
Следует отметить, что в соответствии с частью 3 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» при проведении торгов в случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов путем включения в состав лотов товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов, запроса котировок, запроса предложений.
Согласно статье 4 Закона о защите конкуренции взаимозаменяемыми товарами являются товары, которые могут быть сравнимы по их функциональному назначению, применению, качественным и техническим характеристикам таким образом, что приобретатель заменяет или готов заменить один товар другим при потреблении.
При формировании лота заказчику необходимо учитывать не только технологическую и функциональную взаимосвязь, но и способность потенциальных участников закупки (в том числе производителей товара) поставить указанный товар и принять участие в закупке.
Объединение в один лот технологически и функционально не связанных между собой товаров, либо производителей, специализирующихся на разных видах продукции, приводит к необходимости приобретения недостающих товаров разных торговых марок и производителей, так как в случае поставки товара не в полном объеме лота, или товара, несоответствующего по характеристикам требованиям Технического задания, победитель запроса котировок должен быть привлечен к ответственности.
При анализе Технического задания можно сделать вывод, что больший объем из требующихся заказчику продуктов составляет молоко цельное (420 кг), биоряженка (423 кг), творог (85 кг).
Следовательно, объект закупки, исходя из соотношения молока и молочной продукции (творог, биоряженка) и сыра (21 кг), сгущенного молока (40 шт) и масла (42 кг) может быть экономически интересен производителям и поставщикам молока и указанной молочной продукции.
Из анализа прайс-листов следует, что ОАО «Чебаркульский молочный завод», ОАО «Копейский молочный завод», ООО «Торговый Дом «Урал Молоко», ОАО «Челябинский городской молочный комбинат» не производят и не реализуют сыр и сгущенное молоко.
Следовательно, включение указанной продукции в один лот с молоком и молочной продукцией исключает возможность участия в закупке производителей молока и молочной продукции и поставщиков, специализирующихся на поставке указанной продукции и работающих с заводами-производителями.
Таким образом, включение в один лот технологически и функционально не связанных между собой товаров, может привести к ограничению конкуренции и сокращению количества участников закупки.
С учетом изложенного, заказчиком описание объекта закупки сформировано в нарушение пункта 1 части 1, части 2 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 73 Закона о контрактной системе.

3. В нарушение части 20 статьи 22 Закона о контрактной системе, пункта 2.1 Приказа Минэкономразвития России от 02.10.2013 № 567 «Об утверждении Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)» в таблице обоснования НМЦК не указаны реквизиты документов, используемых в качестве расчета НМЦК.

4. Согласно части 5 статьи 31 Закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
Вместе с тем, извещение о проведении запроса котировок в нарушение части 5 статьи 31 Закона о контрактной системе не содержит единых требований к участникам закупки, установленных в части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.

5. В соответствии с частью 2 статьи 28 Закона о контрактной системе при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей), за исключением случая, если закупки осуществляются у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), заказчик обязан предоставлять учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы преимущества в отношении предлагаемой ими цены контракта в размере до пятнадцати процентов в установленном Правительством Российской Федерации порядке и в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации перечнями товаров, работ, услуг. Информация о предоставлении таких преимуществ должна быть указана заказчиком в извещениях об осуществлении закупок и документации о закупках в отношении товаров, работ, услуг, включенных в указанные перечни. В случае, если победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) признано учреждение или предприятие уголовно-исполнительной системы, контракт по требованию победителя заключается по предложенной им цене с учетом преимущества в отношении цены контракта, но не выше начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки.
Как следует из содержания извещения о проведении запроса котировок для закупки № 0369300219516000007, размещенном заказчиком в Единой информационной системе в сфере закупок, заказчиком установлено преимущество учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы согласно статье 28 Закона о контрактной системе.
Между тем, данное извещение также содержит в себе и ограничение, предусмотренное статьей 30 Закона о контрактной системе.
Так, согласно части 3 статьи 30 Закона о контрактной системе при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) способами, указанными в части 1 настоящей статьи, в извещениях об осуществлении закупок устанавливается ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. В этом случае участники закупок обязаны декларировать в заявках на участие в закупках свою принадлежность к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям.
Следует отметить, что учреждения и предприятия уголовно-исполнительной системы не являются субъектами малого предпринимательства, социально ориентированными некоммерческими организациями, поскольку не соответствуют условиям, установленным частью 1.1 статьи 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации".
Таким образом, заказчиком в извещении об осуществлении закупки установлены противоречащие друг другу преимущества и ограничения в соответствии со статьями 28, 30 Закона о контрактной системе.
 
Исходя из материалов внеплановой проверки, информации, представленной на заседание Комиссии, руководствуясь частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:

1. По результатам проведенной внеплановой проверки признать нарушения в действиях:
- заказчика – части 5 статьи 31, пункта 1 части 1, части 2 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 73 Закона о контрактной системе;
- котировочной комиссии – частей 7, 8 статьи 78 Закона о контрактной системе.
2. Предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать, так как контракт заключен.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии                            <…>

Члены комиссии                                                                                                     <…>

                                                                                                                                    <…>

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны