Решение №ВЛ/4245/22 решение от 15 апреля 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

6

 

решение

 

ЗАО УП «Росводоканал»
415071, г. Уфа, ул. Менделеева, 203А
aprvk@bk.ru

 

МКУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства Нязепетровского муниципального района Челябинской области»
456970, Челябинская обл.,

г. Нязепетровск, ул. Свердлова, д. 3
munzpugkh@yandex.ru

Администрация Нязепетровского муниципального района
456970 Челябинская область,

г. Нязепетровск, ул. Свердлова, 6
priem@nzpr.ru;

zak_nzp@nzpr.ru

ООО «РТС-Тендер»
121151, г. Москва, Набережная Тараса Шевченко, д. 23А, эт. 25, пом. № 1
ko@rts-tender.ru

 

 

Р Е Ш Е Н И Е № 074/06/105-862/2022 (№ 163-ж/2022)

 

г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Резолютивная часть решения оглашена 12 апреля 2022 года

В полном объеме решение изготовлено 14 апреля 2022 года

 

Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:

Председателя Комиссии:

<...>

-

заместителя руководителя управления - начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России;

Членов Комиссии:

<...>

-

ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России;

 

<...>

-

главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,

руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), рассмотрев жалобу ЗАО УП «Росводоканал» на действия заказчика при проведении электронного аукциона на «Строительство системы хозяйственно-питьевого водоснабжения г. Нязепетровска, базирующейся на Нязепетровском водохранилище на р. Уфа» (извещение № 0169300020322000004), в присутствии представителей МКУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства Нязепетровского муниципального района Челябинской области» (далее – заказчик) <...> на основании распоряжения от 01.02.2022 № 47, <...>, действующих на основании доверенностей от 11.04.2022 №№ 1, 2, 4,

в отсутствие представителей ЗАО УП «Росводоканал» (далее – заявитель), надлежащим образом уведомленного о дате и времени заседания Комиссии, в том числе публично, путем размещения информации в Единой информационной системе в сфере закупок на официальном сайте www.zakupki.gov.ru,

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

В Челябинское УФАС России 06.04.2022 поступила жалоба заявителя на действия заказчика при проведении электронного аукциона на «Строительство системы хозяйственно-питьевого водоснабжения г. Нязепетровска, базирующейся на Нязепетровском водохранилище на р. Уфа» (извещение № 0169300020322000004) (далее – аукцион, закупка).

Согласно представленным документам извещение о проведении электронного аукциона опубликовано на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru 28.02.2022, изменения извещения — 30.03.2022.

Начальная (максимальная) цена контракта 149 077 520,00 рублей.

На момент рассмотрения жалобы контракт по итогам аукциона не заключен, аукцион признан несостоявшимся в связи с отсутствием заявок.

Доводы жалобы заключаются в следующем.

1. В составе документов, размещенных в качестве приложений к извещению в единой информационной системе, отсутствуют актуальные технические условия присоединения к сетям.

2. В единой информационной системе не размещены технические решения, принятые совместно с автором проектно-сметной документации.

3. Разъяснения заказчика, касающиеся производства взрывных работ, указывают на недостоверность информации, размещенной заказчиком при осуществлении закупки.

4. Заказчиком не даны разъяснения на запрос относительно невозможности использования при выполнении работ гусеничного крана в целях монтажа насосов в соответствии с проектной документацией.

5. Проектно-сметная документация предусматривает применение насосов Grundfos, Wilo. В настоящее время поставка данных насосов в Россию невозможна в связи с приостановкой деятельности и поставок продукции компаний производителей в Россию. Применение иных насосов, в частности российских или производителей дружественных России стран, в опубликованной проектно-сметной документации не предусмотрено.

Между тем, замена насосов повлечёт изменения шкафов управления насосами и существенным конструктивным изменениям при монтаже насосов.

Указанные обстоятельства в проектной документацией не учтены, технические решения и изменения, позволяющие выполнить замену насосов в составе извещения не опубликованы.

Представители заказчика с доводами, изложенными в жалобе не согласились, представили письменные пояснения, которые на заседании поддержали и указали следующее.

1. Заказчик внес изменения в извещение об электронном аукционе в части дополнения технических условий на водоснабжение (письмо № 14 от 28.01.2022), электроснабжения № 610062917-61 — ТУ — 34968 от 04.03.2020, № 610063396-61 — ТУ-35373 от 06.04.2020. В настоящее время по договору № 610062917 силами ОАО «МРСК Урала» на площадке ВОС установлена ТП с возможностью подключения к сетям.

2. В ходе выполнения работ на объекте по муниципальному контракту № 0169300020321000013 от 11.03.2021 подрядчик письмами от 05.04.2021 № б/н, 19.04.2021 № 34, от 10.06.2021 № 65 обращался к заказчику с вопросами о переносе площадки ВОС на 5-10 метров от карьера, о замене открытого способа прокладки на ГНБ без изменения проектно-сметной документации.

Заказчик по указанным вопросам письмами от 30.04.2021 № 311, от 30.04.2021 № 312 обратился к автору проекта ООО «Проектно-конструкторское бюро «Инженерные системы». Вопросы решены положительно, о чем автор проекта уведомил заказчика письмами от 05.05.2021 № 147/1, от 11.05.2021 № 149, приняв соответствующие технические решения. Факт переноса площадки ВОС подтверждается наглядными выкопировками из разбивочного плана проектной документации.

3. Для работы в охранной зоне Нязепетровского водохранилища имеется решение о предоставлении водного объекта № 74-10.01.02.009-х-РПБВ-Т-2021-05465/00 от 29.06.2021. Взрывные работы на объекте проводиться не будут.

4. На поступившие в ходе проведения закупки запросы о разъяснении заказчиком даны исчерпывающие ответы.

В ходе выполнения работ возникают различные вопросы, касающиеся строительства объекта. Все возникающие вопросы, при их наличии, будут решаться принятием технических решений, либо корректировкой проектно-сметной документации при необходимости.

На сегодняшний день нет никакой возможности предположить либо предугадать о возникновении того или иного вопроса, поэтому оценивая сложность объекта, заказчик в разъяснениях указал на возможность принятия технических решений либо корректировки проектно-сметной документации в случае возникновения соответствующих вопросов в ходе строительства объекта.

5. По вопросу применения при строительстве насосов Grundfos, Wilo заказчик сообщает, что электронный аукцион объявлен 28.02.2022.

Специальная военная операция на территории Украины началась 24.02.2022. На момент объявления аукциона 28.02.2022 недружественные страны, не применяли санкционные меры в отношении России, поэтому все возникающие вопросы по замене иностранного оборудования на российские аналоги будут решаться совместно с подрядной организацией в сжатые сроки.

 

Изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 106 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.

 

В силу пунктов 1, 5 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, проект контракта.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).

Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.

Объектом рассматриваемой закупки является строительство системы хозяйственно-питьевого водоснабжения г. Нязепетровска, базирующейся на Нязепетровском водохранилище на р. Уфа.

В качестве приложения к извещению в единой информационной системе заказчиком размещена проектно-сметная документация, а также положительное заключение государственной экспертизы № 74-1-1-3-061685 — 2020.

 

1. Заявитель, ссылаясь на пункты 4.5, 4.6 СП 48.13330.2019 «Организация строительства», указывает на необходимость размещения в составе извещения об осуществлении закупки технических условий на технологическое присоединение к сетям водоснабжения, электроснабжения.

Вместе с тем, в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки при осуществлении закупки работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства должно содержать проектную документацию, утвержденную в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, или типовую проектную документацию, или смету на капитальный ремонт объекта капитального строительства, за исключением случая, если подготовка таких проектных документаций, сметы в соответствии с указанным законодательством не требуется, а также случаев осуществления закупки в соответствии с частями 16 и 16.1 статьи 34 настоящего Федерального закона, при которых предметом контракта является в том числе проектирование объекта капитального строительства. Включение проектной документации в описание объекта закупки в соответствии с настоящим пунктом является надлежащим исполнением требований пунктов 1 - 3 настоящей части, части 2 настоящей статьи.

Постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 87 утвержден состав разделов проектной документации и требованиях к их содержанию. При этом из Положения о составе разделов проектной документации не следует, что технические условия на технологическое присоединение к сетям водоснабжения, электроснабжения являются частью проектной документации.

Кроме того, пунктом 4.6 СП 48.13330.2019 «Организация строительства» функции застройщика на период строительства, в том числе:

- передача подрядной организации (генеральной подрядной организации) копии разрешения на строительство (реконструкцию), копии разрешений на временное присоединение объекта к сетям инженерно-технического обеспечения в соответствии с утвержденной проектной (ПОС) и разрешительной документацией;

- организация получения разрешений соответствующих эксплуатирующих организаций на производство работ в границах отвода территорий предприятий, придорожных полосах, охранных и иных зонах, на действия с зелеными насаждениями.

Следовательно, у заказчика отсутствует нормативно предусмотренная обязанность при проведении аукциона размещать технические условия в составе извещения в единой информационной системе в сфере закупок. Указанные документы подлежат передаче подрядчику, как стороне по контракту, заключенному по итогам определения подрядчика.

Несмотря на это, заказчиком 30.03.2022 путем внесения изменений в извещение об осуществлении закупки размещены:

- письмо № 14 от 28.01.2022, согласно которому МУП «Водоканал» Нязепетровского муниципального района продлевает технические условия № 1 от 28.01.2020 на технологическое присоединение к централизованной системе холодного водоснабжения объекта: «Строительство системы хозяйственно-питьевого водоснабжения г. Нязепетровска, базирующийся на Нязепетровском водохранилище на р. Уфа.» сроком на 2 года;

- договоры № 610062917, № 6100063396 об осуществлении технологического присоединение к электрическим сетям.

С учетом изложенного, довод заявителя относительно необходимости размещения в составе извещения об осуществлении закупки технических условий на технологическое присоединение к сетям водоснабжения, электроснабжения является необоснованным.

 

2. В силу части 2 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой и графической формах и (или) в форме информационной модели и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.

Согласно пункту 3 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 № 87, проектная документация состоит из текстовой и графической частей.

Текстовая часть содержит сведения в отношении объекта капитального строительства, описание принятых технических и иных решений, пояснения, ссылки на нормативные и (или) технические документы, используемые при подготовке проектной документации и результаты расчетов, обосновывающие принятые решения.

Графическая часть отображает принятые технические и иные решения и выполняется в виде чертежей, схем, планов и других документов в графической форме.

Как следует из доводов жалобы, письменных пояснений заказчика, разъяснений заказчика, опубликованных в единой информационной системе, заказчиком и автором проекта ООО «Проектно-конструкторское бюро «Инженерные системы» в ходе выполнения работ на объекте по муниципальному контракту № 0169300020321000013 от 11.03.2021, расторгнутому в одностороннем порядке, были приняты технические решения:

- о замене «открытого способа прокладки на ГНБ в охранной зоне ВЛ»;

- о переносе площадки ВОС на 5-10 метров от карьера.

Заявитель в жалобе указывает на необходимость размещения указанных технических решений в составе извещения.

Представители заказчика на заседании Комиссии пояснили, что указанные технические решения не относятся к рассматриваемой закупке, поскольку были приняты в рамках исполнения муниципального контракта № 0169300020321000013 от 11.03.2021. В связи с чем и не опубликованы в единой информационной системе в сфере закупок при осуществлении закупки № 0169300020322000004.

Кроме того, представители заказчика пояснили, что техническое решение по замене «открытого способа прокладки на ГНБ в охранной зоне ВЛ» принято по инициативе подрядчика по муниципальному контракту № 0169300020321000013 от 11.03.2021, обусловлено его производственными мощностями и не исключает возможность выполнения работ способом, предусмотренным проектной документацией.

Комиссия антимонопольного органа принимает во внимание указанные пояснения заказчика, однако отмечает, что принятие заказчиком и автором проекта технического решения о переносе площадки ВОС на 5-10 метров от карьера обусловлено фактическими обстоятельствами, связанными с невозможностью производства работ на объекте согласно проектно-сметной документации в связи с тем, что по проекту площадка водоочистных сооружений расположена частично на территории существующего карьера.

Соответственно, условия при которых принято такое техническое решение, а именно в рамках исполнения муниципального контракта № 0169300020321000013 от 11.03.2021, не свидетельствуют об отсутствии необходимости его размещения в составе электронных документов в качестве описания объекта закупки при осуществлении рассматриваемой закупки, поскольку информация о закупке должна содержать все необходимые сведения, определяющие условия исполнения контракта, в соответствии с принципами открытости и прозрачности в сфере закупок, предусмотренными статьями 7, 8 Закона о контрактной системе.

С учетом изложенного, в действиях заказчика усматривается нарушение части 2 статьи 33, пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.

 

3. Согласно части 5 статьи 42 Закона о контрактной системе любой участник закупки, зарегистрированный в единой информационной системе, вправе направить с использованием электронной площадки заказчику не более чем три запроса о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки при проведении электронного конкурса и электронного аукциона не позднее чем за три дня до окончания срока подачи заявок на участие в закупке. Не позднее одного часа с момента поступления такого запроса оператор электронной площадки направляет его с использованием электронной площадки заказчику. Не позднее двух дней со дня, следующего за днем поступления заказчику запроса о даче разъяснения положений извещения об осуществлении закупки, заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе разъяснение положений извещения об осуществлении закупки с указанием предмета запроса, но без указания участника закупки, от которого поступил такой запрос. Такие разъяснения не должны изменять суть извещения об осуществлении закупки.

Так, в ходе осуществления закупки заказчику поступило 6 запросов о разъяснении положений извещения о проведении аукциона. По каждому из вопросов заказчиком даны ответы с указанием предмета запроса. Следовательно, сделать вывод об отсутствии разъяснений заказчика не представляется возможным.

Вместе с тем, Комиссия антимонопольного органа обращает внимание заказчика, что одним из ответов заказчика на запросы о разъяснении положений извещения об осуществлении закупки является:

«Все возникающие вопросы будут решаться принятием технических решений»,

однако ни извещение о проведении аукциона, ни проект контракта не содержат положений, регламентирующих срок и порядок принятия таких технических решений, тем более что принятие указанных решений обусловлено действиями третьей стороны, не являющейся стороной по контракту, заключаемому по итогам закупки, а именно: автор проекта ООО «Проектно-конструкторское бюро «Инженерные системы».

Извещение о закупке является по своей правовой природе публичной офертой, которая в силу части 2 статьи 437 Гражданского Кодекса Российской Федерации должна быть полной и безоговорочной и содержать все условия, позволяющие сформировать свое предложение (акцепт) участнику закупки для принятия участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя).

Таким образом, как описание объекта закупки, так и условия исполнения муниципального контракта, изложенные проекте контракта, должны содержать полную и однозначную информацию, позволяющую участнику принять решение об участии в аукционе.

 

4. В силу части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.

Как следует из доводов жалобы, проектная документация содержит требование о применении при производстве работ насосов Grundfos, Wilo.

Согласно открытым источникам информации в сети Интернет Grundfos, Wilo являются компаниями, производителями насосного оборудования.

Таким образом, включение заказчиком в описании объекта закупки, в частности в проектную документацию, требований к производителю товара в форме требований к качеству работы, оборудования, используемого при выполнении работ, противоречит части 3 статьи 33, пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.

 

Исходя из изложенного, информации, представленной заявителем, заказчиком, а также информации, полученной Комиссией при проведении внеплановой проверки, Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и приказом ФАС России от 19.11.2014 727/14 «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ЗАО УП «Росводоканал» на действия заказчика при проведении электронного аукциона на «Строительство системы хозяйственно-питьевого водоснабжения г. Нязепетровска, базирующейся на Нязепетровском водохранилище на р. Уфа» (извещение № 0169300020322000004) обоснованной в части неразмещения технического решения, указания производителей товара при описании объекта закупки, в остальной части — необоснованной.

2. Признать в действиях заказчика нарушение частей 2, 3 статьи 33, пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.

3. Выдать заказчику, уполномоченному органу, оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.

4. Передать материалы дела должностному лицу Челябинского УФАС России для решения вопроса о привлечении виновных лиц к административной ответственности за нарушение законодательства о контрактной системе.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Председатель Комиссии <...>

 

Члены Комиссии <...>

 

<...>

 

 

 

 

 

2022-4449

 

 

Связанные организации

МКУ "УЖКХ Нязепетровского МР ЧО"
ИНН 7402010570, ОГРН 1087402000553
Администрация Нязепетровского муниципального района
ИНН 7436000273, ОГРН 1027401811381
ЗАО УП "Росводоканал"
ИНН 0276022795, ОГРН 1020202865980
ООО «РТС-тендер»
ИНН 7710357167, ОГРН 1027739521666