Решение (комиссия) №ВЛ/9380/23 РЕШЕНИЕ № 074/06/104-1544/2023 об отказе во включении сведен... от 17 июля 2023 г.
Текст документа
Сохранить как PDF6
МКУ «Центр обеспечения деятельности Администрации Еткульского муниципального района» 456560, Челябинская область, с. Еткуль, ул. Ленина, 34
Общество с ограниченной ответственностью «АРС-СТРОЙ» 456574, Челябинская область, Еткульский район, с. Еманжелинка, ул. Октябрьская, д. 7, кв. 6
Единоличному исполнительному органу: генеральному директору, участнику – Мнацаканяну Артавазду Нор-Айровичу 456574, Челябинская область, Еткульский район, с. Еманжелинка, ул. Октябрьская, д. 7, кв. 6
АО «Единая Электронная Торговая Площадка» 115114, г. Москва, ул. Кожевническая, д. 14, стр. 5 |
РЕШЕНИЕ № 074/06/104-1544/2023
об отказе во включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков
(РНП-74-250/2023)
г. Челябинск, пр. Ленина, 59
Резолютивная часть решения оглашена 11 июля 2023 года
В полном объеме решение изготовлено 12 июля 2023 года
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
заместителя руководителя управления - начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
<…> |
- |
главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
|
<…> |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,
|
рассмотрев обращение МКУ «Центр обеспечения деятельности Администрации Еткульского муниципального района» (далее – Учреждение, заказчик) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведений об Обществе с ограниченной ответственностью «АРС-СТРОЙ», его участниках, членах коллегиального органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа (далее – ООО «АРС-СТРОЙ», Общество), в связи с уклонением от заключения контракта по результатам электронного аукциона на выполнение текущего ремонта помещений, а также ремонт системы отопления в здании архивного отдела (извещение № 0169300011923000154) (далее – аукцион, закупка),:
- в отсутствие представителей Учреждения, направлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителей Заказчика;
- в присутствии посредством видеоконференцсвязи представителя ООО «АРС-СТРОЙ»: <…>., действующего на основании доверенности № 12 от 07.07.2023,
УСТАНОВИЛА:
В соответствии с частью 2 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) в Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России, Антимонопольный орган) поступило обращение заказчика о включении в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведений об ООО «АРС-СТРОЙ», в связи с уклонением от заключения контракта по результатам проведения электронного аукциона на выполнение текущего ремонта помещений, а также ремонт системы отопления в здании архивного отдела (извещение № 0169300011923000154).
Согласно представленным документам извещение о проведении аукциона опубликовано заказчиком на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (далее – ЕИС) www.zakupki.gov.ru 08.06.2023.
Начальная (максимальная) цена контракта (далее – НМЦК) – 1 222 634,20 рублей.
Протоколом подведения итогов № 0169300011923000154 от 19.06.2023 победителем признано ООО «АРС-СТРОЙ», с предложением о цене контракта 1 216 521,03 рублей.
Контракт направлен Обществу 20.06.2023.
Протокол разногласий размещен победителем 27.06.2023.
Доработанный проект контракта размещен Заказчиком 28.06.2023.
Победитель аукциона 29.04.2023 в срок, установленный Законом о контрактной системе, подписал на электронной площадке с помощью электронной цифровой подписи, проект контракта, а также, во исполнение требований части 8.1. статьи 96 Закона о контрактной системе, представил информацию о трех контрактах, заключенных победителем аукциона в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке и исполненных им без применения к нему неустойки (штрафов, пеней), сумма которых в совокупности превышает НМЦК по аукциону.
При этом, один из трех контрактов не исполнен, а расторгнут по соглашению сторон.
В связи с неисполнением победителем требований части 8.1. статьи 96 Закона о контрактной системе, а также непредоставлением обеспечения исполнения контракта в регламентированный срок, Общество признано уклонившимся от заключения контракта.
Протокол о признании уклонившимся от заключения контракта размещен в единой информационной системе 04.07.2023.
Представитель Общества пояснил, что победитель закупки не имел намерений и умысла уклоняться от заключения контракта. Неисполнение обязанности по заключению контракта возникло допущено вследствие действий лица, ответственного за подписание контракта, которое допустило ошибку в указанной части.
При этом, из пояснений представителя Общества на заседании Комиссии, а также документов, представленных Обществом в материалы дела, следует, что ООО «АРС-СТРОЙ» немедленно уведомило Заказчика со сложившейся ситуации, подтвердив намерение заключить и исполнить контракт, а также предоставило Заказчику обеспечение исполнения контракта в виде Независимой гарантии № 1259707 от 07.07.2023, предоставленной АКБ «Русский стандарт», в размере, предусмотренном условиями контракта.
Изучив представленные документы, заслушав пояснения заказчика, Комиссия, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Согласно части 1 статьи 51 Закона о контрактной системе по результатам электронной процедуры контракт заключается с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, с иным участником закупки (далее в настоящей статье - участник закупки, с которым заключается контракт) не ранее чем через десять дней (если настоящим Федеральным законом не установлено иное) с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), протокола, предусмотренного подпунктом «а» пункта 2 части 6 настоящей статьи, после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе (если требование обеспечения исполнения контракта установлено в извещении об осуществлении закупки). Участники закупки, заявки которых не отозваны в соответствии с настоящим Федеральным законом, обязаны подписать контракт в порядке, установленном настоящей статьей.
Частью 3 статьи 51 Закона о контрактной системе предусмотрено, что не позднее пяти рабочих дней, следующих за днем размещения заказчиком в соответствии с частью 2 настоящей статьи проекта контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет одно из следующих действий:
1) подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, проект контракта и одновременно размещает на электронной площадке подписанный проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом). При этом такой участник закупки:
а) в случаях, предусмотренных статьей 37 настоящего Федерального закона, одновременно представляет заказчику информацию и документы, предусмотренные указанной статьей;
б) вносит на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, денежные средства в размере платы, подлежащей внесению за заключение контракта, предложенной таким участником закупки (если по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с настоящим Федеральным законом определен размер платы, подлежащей внесению участником закупки за заключение контракта);
2) формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке и в единой информационной системе (с использованием электронной площадки, без размещения на официальном сайте) протокол разногласий в одном или нескольких из следующих случаев:
а) наличие разногласий в отношении информации, включенной в проект контракта в соответствии с пунктом 1 части 2 настоящей статьи, с указанием информации, не соответствующей требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, и положениям заявки такого участника закупки;
б) несогласие заключить контракт, содержащий условия, предусмотренные пунктом 2 части 2 настоящей статьи;
3) формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке отказ от заключения контракта в случае, предусмотренном пунктом 1 части 17.2 статьи 95 Закона о контрактной системе.
Частью 5 статьи 51 Закона о контрактной системе предусмотрено, что не позднее одного рабочего дня, следующего за датой размещения заказчиком информации и документов в соответствии с пунктом 2 или 3 части 4 настоящей статьи, участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет действия, предусмотренные пунктом 1 части 3 настоящей статьи. Заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем осуществления таких действий участником закупки, размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, контракт (за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом, и не ранее срока, предусмотренного частью 1 настоящей статьи). Контракт считается заключенным в день размещения контракта, подписанного усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такой подписанный контракт не размещается на официальном сайте.
Согласно пункту 1 части 6 статьи 51 Закона о контрактной системе в случае, если участником закупки, с которым заключается контракт, не выполнены требования, предусмотренные частью 3 (за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 части 3 настоящей статьи, а также случая, если таким участником закупки в срок, установленный частью 3 настоящей статьи, не выполнены требования пункта 3 части 3 настоящей статьи) и частью 5 настоящей статьи, такой участник закупки считается уклонившимся от заключения контракта.
В соответствии с частью 8.1 статьи 96 Закона о контрактной системе Участник закупки, с которым заключается контракт по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона, освобождается от предоставления обеспечения исполнения контракта, в том числе с учетом положений статьи 37 настоящего Федерального закона, от обеспечения гарантийных обязательств в случае предоставления таким участником закупки информации, содержащейся в реестре контрактов, заключенных заказчиками, и подтверждающей исполнение таким участником (без учета правопреемства) в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке трех контрактов, исполненных без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней). Такая информация представляется участником закупки до заключения контракта в случаях, установленных настоящим Федеральным законом для предоставления обеспечения исполнения контракта. При этом сумма цен таких контрактов должна составлять не менее начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
Таким образом, Закон о контрактной системе предусматривает возможность победителя аукциона – субъекта малого предпринимательства не предоставлять обеспечение исполнения контракта при условии предоставления информации о трех контрактах, исполненных им в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке, без применения штрафа, пени, сумма которых в совокупности - не менее начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
Преимущество в соответствии с частью 3 статьи 30 Закона о контрактной системе предусмотрено извещением об осуществлении закупки.
Уклонение от заключения контракта может выражаться как в совершении целенаправленных (умышленных) действий или бездействия, осуществленных с указанной целью, так и в их совершении по неосторожности, когда участник закупки не принимает необходимых мер по соблюдению норм и правил, необходимых для заключения контракта, то есть создает условия, влекущие невозможность подписания контракта.
Основанием для включения сведений в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является такое уклонение лица от заключения контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им действий (бездействий) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведших к невозможности заключения контракта с этим лицом как с признанным победителем закупки, и, как следствие, нарушающих, права заказчика относительно условий и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств, что приводит к нарушению обеспечения публичных интересов в указанных правоотношениях.
Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является специальной мерой государственного принуждения, установленной законодателем в целях обеспечения добросовестного исполнения участником закупки принятых на себя в рамках контрактной системы обязательств.
Одним из последствий такого включения является ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в государственных и муниципальных закупках.
Другим немаловажным последствием является умаление деловой репутации, поскольку фактом включения юридического лица в федеральный реестр недобросовестных поставщиков опровергается презумпция добросовестности такого лица как участника гражданских правоотношений. При этом, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, направленным на развитие конкуренции и предотвращение злоупотреблений в сфере закупок, и, следовательно, является механизмом защиты публичных интересов.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 № 13-П, от 21.11.2002 №15-П).
Такой правовой подход подлежит применению и в данном случае, тем более что последствия по наложению санкции в виде включения сведений о лице в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) могут иметь серьезный экономический характер.
В соответствии с подпунктом «б» пункта 14 Постановления Правительства РФ от 30 июня 2021 г. № 1078 «О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации» (далее - Постановление Правительства РФ от 30 июня 2021 г. № 1078), орган контроля принимает решение об отказе во включении информации об участнике закупки (если основанием для направления обращения является уклонение участника закупки от заключения контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом «а» пункта 13 Правил, участником закупки в срок до признания его в соответствии с Законом о контрактной системе уклонившимся от заключения контракта осуществлены действия, свидетельствующие об отсутствии намерения уклониться от заключения контракта.
Общество не имело намерения и умысла уклоняться от заключения контракта, нарушение обязательств по заключению контракта победителем возникло вследствие ошибки лица, ответственного за заключение контракта, при этом обеспечение исполнения контракта Обществом Заказчику предоставлено в сумме, предусмотренной аукционной документацией, посредством Независимой гарантии № 1259707 от 07.07.2023, предоставленной АКБ «Русский стандарт» (в Реестре независимых гарантий, размещенном в Единой информационной системе, реестровый номер гарантии OPL37430033307230004, размещена 07.07.2023).
При этом, Обществом подписание проекта контракта осуществлено в пределах регламентированного срока, предусмотренного Законом о контрактной системе.
Кроме того, из сведений, размещенных в реестре контрактов в ЕИС, следует, что Общество является исполнителем по государственным и муниципальным контрактам, в том числе, заключенным с Учреждением, исполнение по которым завершено без замечаний.
Рассмотрев все обстоятельства дела в совокупности и взаимосвязи, Комиссия Челябинского УФАС России не находит достаточных оснований для включения ООО «АРС-СТРОЙ» в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
С учетом изложенного, Комиссия, руководствуясь статьями 99 и 104 Закона о контрактной системе и Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2021 г. № 1078,
РЕШИЛА:
Сведения, представленные МКУ «Центр обеспечения деятельности Администрации Еткульского муниципального района» об Обществе с ограниченной ответственностью «АРС-СТРОЙ», его участниках, членах коллегиального органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа, в связи с уклонением от заключения контракта по результатам электронного аукциона на выполнение текущего ремонта помещений, а также ремонт системы отопления в здании архивного отдела (извещение № 0169300011923000154), в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии |
|
В.А. Ливончик |
Члены комиссии: |
|
|
|
|
<…> |
|
|
<…> |
2023-10683