Решение б/н Решение и предписание по делу № 42-03-18.1/2014 по жалобе на... от 19 августа 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Р Е Ш Е Н И Е

 

г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Резолютивная часть решения оглашена 15 августа 2014 года.

В полном объеме решение изготовлено 18 августа 2014 года.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия Челябинского УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры проведения торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров в составе:


 

Председатель Комиссии:

Члены Комиссии:


 

Семёнова Елена Григорьевна – заместитель руководителя Челябинского УФАС России;

Дозморова Динара Александровна – начальник отдела контроля естественных монополий, ЖКХ и транспорта Челябинского УФАС России;

Потапченко Светлана Сергеевна – ведущий специалист - эксперт отдела контроля естественных монополий, ЖКХ и транспорта Челябинского УФАС России,

 

 

 

 

рассмотрев дело № 42-03-18.1/2014 по жалобе гражданина <...> на действия (бездействие) ОАО «Железнодорожная торговая компания» (далее – ОАО «ЖТК») в присутствии представителей ОАО «ЖТК», действующих по доверенности, в отсутствие подателя жалобы (о дате, времени и месте рассмотрения жалобы уведомленного надлежащим образом),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Челябинское УФАС России) поступила жалоба гражданина <...> на действия (бездействие) ОАО «ЖТК» при проведении закупки чая и кофе у единственного поставщика.

В жалобе гражданина <...> указано следующее.

Челябинский филиал ОАО «ЖТК» произвел закупку чая и кофе у единственного поставщика на сумму 1 459 057, 47 рублей.

В спецификации к договору поставки указаны конкретные торговые марки и виды фасовки чая и кофе, исключающие возможность поставки аналогичной продукции.

На заседании Комиссии Челябинского УФАС России представитель Челябинского филиала ОАО «ЖТК» пояснил следующее.

Закупка чая и кофе была произведена Челябинским филиалом ОАО «ЖТК» в соответствии с требованиями Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и на основании п.п. 26 п. 235 Положения о закупках ОАО «ЖТК».

Договор с ООО «Альбион плюс» от 11.08.2014 № 347-2014 на сумму 1 459 057,47 руб. был заключен с единственным поставщиком на основании поручения директора Челябинского филиала ОАО «ЖТК» от 21.07.2014 № 273, данного в соответствии с п. 236 Положения о закупках ОАО «ЖТК».

Учитывая, что заключение договора с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком) не является конкурентным способом закупки, перечисление конкретных марок товара в договоре было указано на основании потребности в данной продукции предприятий торговли Челябинского филиала ОАО «ЖТК» с учетом покупательского спроса в соответствии со ст. 455 и ст. 467 Гражданского кодекса РФ. Так как договор с ООО «Альбион Плюс» был заключен без нарушения законодательства РФ и нормативных документов ОАО «ЖТК», выбор в качестве поставщика товаров указанного контрагента не исключает возможность поставки аналогичной продукции при наличии покупательского спроса при заключении дополнительного соглашения к договору с ООО «Альбион Плюс» либо отдельного договора поставки.

Извещение о проведении закупки № 31401358261 размещено на сайте: zakupki.gov.ru 21.07.2014 года, в соответствии с планом.

Изучив материалы дела, заслушав пояснения сторон, Комиссия Челябинского УФАС России пришла к следующим выводам.

ОАО «ЖТК» провело закупку у единственного поставщика, предметом которой являлось право заключения договора на поставку чая и кофе в 2014 году. Извещение № 31401358261 о проведении конкурентных переговоров размещено на официальном сайте www.zakupki.gov.ru

По результатам проведения закупки 11.08.2014 был заключен договор поставки с ООО «Альбион плюс» № 347-2014.

В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2)равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Согласно части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) при проведении торгов, запроса котировок цен на товары запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе:

1) координация организаторами торгов, запроса котировок или заказчиками деятельности его участников;

2) создание участнику торгов, запроса котировок или нескольким участникам торгов, запроса котировок преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом;

3) нарушение порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок;

4) участие организаторов торгов, запроса котировок или заказчиков и (или) работников организаторов торгов, запроса котировок или работников заказчиков в торгах, запросе котировок.

ОАО «ЖТК» провело закупку у единственного поставщика на право заключения договора на поставку чая и кофе в 2014 году в соответствии с подпунктом 26 пункта 235 Положения о закупках ОАО «ЖТК».

В подпункте 26 пункта 235 Положения о закупках ОАО «ЖТК» указано, что заказ у единственного поставщика заключается при закупке одноименных товаров, выполнении одноименных работ и оказании одноименных услуг на общую сумму не более 1 500 тыс. рублей в квартале без НДС.

По мнению антимонопольного органа, данное основание проведения закупки у единственного поставщика противоречит принципам, закрепленным в частях 1, 2 статьи 3 Закона о закупках, поскольку оно не направлено на целевое и экономически эффективное расходование денежных средств, направлено на ограничение конкуренции по отношению к потенциальным участникам закупки.

В ходе рассмотрения дела ОАО «ЖТК» не представило доказательств, подтверждающих наличие производственной необходимости осуществлять закупку у единственного поставщика одноименных товаров на общую сумму не более 1 500 тыс. рублей в квартале без НДС.

Указанное положение подтверждает возможность заказчика осуществить любые закупки данным способом со ссылками на пункт 26 Положения, что нарушает права и интересы потенциальных участников закупки, в том числе подателя жалобы.

Кроме того, в пункте 235 Положения о закупках ОАО «ЖТК» указаны следующие основания размещения заказа у единственного поставщика:

1) в исключительных случаях, в интересах ОАО «ЖТК» по решению Генерального директора (иных уполномоченных лиц) Общества, оформляемому отдельным распоряжением, приказом, поручением;

  1. при закупке услуг по обучению и повышению квалификации работников ОАО «ЖТК» с одним образовательным учреждением в течение квартала, если число обучаемых сотрудников не превышает 10 человек;

  2. при оплате получения лицензий, согласований, нотариальных услуг, уплате лицензионных сборов;

  3. при заправке на АЗС автомобилей, не задействованных в производственном процессе (за исключением случаев централизованной закупки топлива);

  4. при выполнении работ, оказании услуг по техническому учету и технической инвентаризации объектов недвижимости;

  5. при приобретении продуктов питания (в том числе вино-водочной продукции) для комбинатов питания, рабочих столовых ОАО «ЖТК» и иных предприятий ОАО «ЖТК», оказывающих услуги питания исключительно работникам ОАО «ЖТК» и ОАО «РЖД»;

  6. при выполнении работ по обеспечению информационной безопасности в рамках программы информатизации Общества в части (сопровождения) программно-аппаратных комплексов средств защиты информации;

  7. при закупке услуг по содержанию, эксплуатации, охране, обслуживанию помещений и общего имущества, в случае если ОАО «ЖТК» является одним из их собственников, на сумму не более 3 миллионов рублей в квартал без НДС;

  8. при размещении заказа на оказание услуг, связанных с направлением работников в служебную командировку (проезд, найм жилого, офисного помещения, транспортное обслуживание, обеспечение питанием и др.).

Указанные условия противоречат принципам информационной открытости закупки, равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации по отношению к участникам закупки свидетельствуют об уходе заказчика от проведения конкурентных процедур по закупке товаров.

При таких обстоятельствах, Комиссия Челябинского УФАС России приходит к выводу о том, что ОАО «ЖТК» при проведении закупку у единственного поставщика на право заключения договора на поставку чая и кофе в 2014 году осуществляло действия, которые привели к неравенству, дискриминации и необоснованному ограничению конкуренции.

На основании изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Порядком рассмотрения жалоб на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг, утвержденным Приказом ФАС России № 17/13 от 18.01.2013, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу гражданина <...> на действия (бездействие) ОАО «ЖТК» обоснованной.

2. Признать действия ОАО «ЖТК», выразившиеся в закреплении в Положении о закупках ОАО «ЖТК» оснований проведения закупки в форме закупки у единственного поставщика, противоречащими части 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», а именно:

- в исключительных случаях, в интересах ОАО «ЖТК» по решению Генерального директора (иных уполномоченных лиц) Общества, оформляемому отдельным распоряжением, приказом, поручением;

- при закупке услуг по обучению и повышению квалификации работников ОАО «ЖТК» с одним образовательным учреждением в течение квартала, если число обучаемых сотрудников не превышает 10 человек;

- при оплате получения лицензий, согласований, нотариальных услуг, уплате лицензионных сборов;

- при заправке на АЗС автомобилей, не задействованных в производственном процессе (за исключением случаев централизованной закупки топлива);

- при выполнении работ, оказании услуг по техническому учету и технической инвентаризации объектов недвижимости;

- при приобретении продуктов питания (в том числе вино-водочной продукции) для комбинатов питания, рабочих столовых ОАО «ЖТК» и иных предприятий ОАО «ЖТК», оказывающих услуги питания исключительно работникам ОАО «ЖТК» и ОАО «РЖД»;

- при выполнении работ по обеспечению информационной безопасности в рамках программы информатизации Общества в части (сопровождения) программно-аппаратных комплексов средств защиты информации;

- при закупке услуг по содержанию, эксплуатации, охране, обслуживанию помещений и общего имущества, в случае если ОАО «ЖТК» является одним из их собственников, на сумму не более 3 миллионов рублей в квартал без НДС;

- при размещении заказа на оказание услуг, связанных с направлением работников в служебную командировку (проезд, найм жилого, офисного помещения, транспортное обслуживание, обеспечение питанием и др.);

- при закупке одноименных товаров, выполнении одноименных работ и оказании одноименных услуг на общую сумму не более 1 500 тыс. рублей в квартале без НДС.

3. Выдать ОАО «ЖТК» предписание о приведении Положения о закупках ОАО «ЖТК» в соответствие с требованиями Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Председатель Комиссии Е.Г. Семенова

Члены Комиссии Д.А. Дозморова

С.С. Потапченко

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.


 

ПРЕДПИСАНИЕ № 25

по делу № 42-03-18.1/2014


 

15 августа 2014 года г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия Челябинского УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры проведения торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров в составе:


 

Председатель Комиссии:

Члены Комиссии:


 

Семёнова Елена Григорьевна - заместитель руководителя Челябинского УФАС России;

Дозморова Динара Александровна - начальник отдела контроля естественных монополий, ЖКХ и транспорта Челябинского УФАС России;

 

Потапченко Светлана Сергеевна - специалист - эксперт отдела контроля естественных монополий, ЖКХ и транспорта Челябинского УФАС России,

руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), на основании своего решения от 15.08.2014 № 42-03-18.1/2013 по жалобе гражданина <...> на действия (бездействие) ОАО «ЖТК» при проведении закупки чая и кофе у единственного поставщика (извещение № 31401358261),


 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. С момента получения настоящего предписания ОАО «ЖТК» прекратить нарушение части 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в закреплении в Положении о закупках ОАО «ЖТК» оснований проведения закупки в форме закупки у единственного поставщика;

2. В течении 10 дней с момента получения настоящего предписания ОАО «ЖТК» привести Положение о закупках ОАО «ЖТК» в соответствие с требованиями Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», а именно – исключить следующие подпункты пункта 235 Положения о закупках ОАО «ЖТК»:

- в исключительных случаях, в интересах ОАО «ЖТК» по решению Генерального директора (иных уполномоченных лиц) Общества, оформляемому отдельным распоряжением, приказом, поручением;

- при закупке услуг по обучению и повышению квалификации работников ОАО «ЖТК» с одним образовательным учреждением в течение квартала, если число обучаемых сотрудников не превышает 10 человек;

- при оплате получения лицензий, согласований, нотариальных услуг, уплате лицензионных сборов;

- при заправке на АЗС автомобилей, не задействованных в производственном процессе (за исключением случаев централизованной закупки топлива);

- при выполнении работ, оказании услуг по техническому учету и технической инвентаризации объектов недвижимости;

- при приобретении продуктов питания (в том числе вино-водочной продукции) для комбинатов питания, рабочих столовых ОАО «ЖТК» и иных предприятий ОАО «ЖТК», оказывающих услуги питания исключительно работникам ОАО «ЖТК» и ОАО «РЖД»;

- при выполнении работ по обеспечению информационной безопасности в рамках программы информатизации Общества в части (сопровождения) программно-аппаратных комплексов средств защиты информации;

- при закупке услуг по содержанию, эксплуатации, охране, обслуживанию помещений и общего имущества, в случае если ОАО «ЖТК» является одним из их собственников, на сумму не более 3 миллионов рублей в квартал без НДС;

- при размещении заказа на оказание услуг, связанных с направлением работников в служебную командировку (проезд, найм жилого, офисного помещения, транспортное обслуживание, обеспечение питанием и др.);

- при закупке одноименных товаров, выполнении одноименных работ и оказании одноименных услуг на общую сумму не более 1 500 тыс. рублей в квартале без НДС;

3. ОАО «ЖТК» в качестве доказательства исполнения пунктов 1, 2 настоящего предписания в срок до 30 сентября 2014 года представить в Челябинское УФАС России доказательства внесения изменений в Положении о закупках ОАО «ЖТК» путем исключения указанных оснований проведения закупки в форме закупки у единственного поставщика.

 

Председатель Комиссии

Е.Г. Семёнова

Члены Комиссии

Д.А. Дозморова

С.С. Потапченко

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

Связанные организации

Связанные организации не указаны