Решение б/н Решение и предписание № 42-ж/2017 по жалобе на действия Госу... от 10 февраля 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

Р Е Ш Е Н И Е № 42-ж/2017

01 февраля 2017 года                                                            г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия), в составе:

Председателя

Комиссии:

<…>

-

заместителя руководителя Челябинского УФАС России;

Членов Комиссии:

<…>

-

специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России;

 

<…>

-

ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,

руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), рассмотрев жалобу ООО «Эском Краснодар» (далее – заявитель, Общество) на действия заказчиков при проведении совместного аукциона на поставку «Антикоагулянтного средства» для медицинских организаций Челябинской области на I полугодие 2017 года (извещение № 0869200000216002339) (далее – аукцион) и проведя внеплановую проверку в присутствии:

- представителей ГКУ Челябинской области «Центр организации закупок в сфере здравоохранения» (далее – организатор совместного аукциона, уполномоченное учреждение), действующих на основании доверенностей от 14.07.2016 № 41, от 21.09.2016 № 8, от 09.01.2017 № 2;

- представителя ООО «Эском Краснодар», действующего на основании доверенности от 09.01.2017 № 01/ЭК-17,

УСТАНОВИЛА:

 

В Челябинское УФАС России 25.01.2017 поступила жалоба ООО «Эском Краснодар» на действия заказчиков при проведении рассматриваемого аукциона, объявленного заказчиками и организатором совместного аукциона путем опубликования 29.12.2016 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок извещения о проведении аукциона, документации об аукционе.

Заказчиками по совместному аукциону выступили Государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Челябинская областная клиническая больница», Государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Городская больница №1 г. Еманжелинск», Государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Областная больница г.Чебаркуль», Государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Областной онкологический диспансер № 2», Государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Районная больница п. Бреды», Муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения «Ашинская центральная городская больница», Муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения «Кунашакская центральная районная больница», Муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения «Городская клиническая больница № 2», Муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения Аргаяшская центральная районная больница, Муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения Городская клиническая больница № 11, Муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения Городская клиническая больница № 9, Муниципальное медицинское лечебно-профилактическое учреждение Кыштымская центральная городская больница им. А.П. Силаева, Муниципальное учреждение «Красноармейская центральная районная больница», Муниципальное учреждение здравоохранения «Карталинская городская больница», Муниципальное учреждение здравоохранения «Октябрьская центральная районная больница».

Начальная (максимальная) цена контракта – 2 335 382 рубля 28 копеек.

Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в открытом аукционе – 31.01.2017 в 10:00.

На дату рассмотрения жалоб контракты не заключены, заключение контрактов приостановлено антимонопольным органом до рассмотрения жалоб по существу.

По мнению заявителя, в приложении № 1 к информационной карте аукционной документации (далее – приложение № 1) установлено требование к форме выпуска лекарственного средства «Лекарственное средство должно содержаться в предварительно заполненных стеклянных шприцах, имеющих защитную систему иглы». Указанное требование является излишним, ограничивает круг потенциальных поставщиков требуемого лекарственного препарата, в том числе по причине невозможности поставить препарат в ампулах, а также в шприце без защитной системы либо в шприце с устройством защиты иглы.

Представители организатора совместного аукциона с доводами, изложенными в жалобе, не согласились, представили письменные возражения и на Комиссии указали следующее.

Документация об электронном аукционе сформирована в соответствии с действующим законодательством о контрактной системе, а также с учетом потребности лечебных учреждений. Указание в аукционной документации на форму выпуска лекарственного препарата обусловлено необходимостью обеспечить его эффективное применение лечебным учреждением, наибольшую безопасность медперсонала, а также оперативностью его введения пациенту, что полностью корреспондирует обязанностям заказчика, установленным законодательством об охране здоровья граждан.

Требованиям документации о закупке соответствует лекарственное средство «Клексан» выпускается в шприцах с защитной системой иглы, лекарственное средство «Эниксум» в шприцах с устройством защиты иглы, а лекарственное средство «Анфибра», как это следует из сведений, содержащихся в Государственном реестре, выпускается в шприцах, но без защитной системы иглы, в ампулах, а также в шприцах с системой для защиты иглы после использования шприца.

Требования о поставке препарата в шприцах с защитной системой иглы, позволяют предложить препарат в шприцах с устройством защиты иглы

Заслушав пояснения сторон, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.

1. Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

В соответствии с пунктами 1 и 6 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:

1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки;

6) документация о закупке должна содержать указание на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования, если объектом закупки являются лекарственные средства. Заказчик при осуществлении закупки лекарственных средств, входящих в перечень лекарственных средств, закупка которых осуществляется в соответствии с их торговыми наименованиями, а также при осуществлении закупки лекарственных препаратов в соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 83 Закона о контрактной системе вправе указывать торговые наименования этих лекарственных средств.

В приложении № 1 требования к закупаемому лекарственному препарату установлены следующим образом (в форме таблицы):

№ п/п

Международное непатентованное название (МНН), наименование

Лекарственная форма выпуска, дозировка, количество в упаковке

Ед. Изм.

Количество ед. изм.

1

Эноксапарин натрия

Раствор для инъекций. В 1 шприце содержится не менее 0.4 мл раствора для инъекций. Дозировка на 1 шприц: 4000 анти-Ха МЕ/0,4 мл. Упаковка №10.

Эноксапарин натрия должен содержать в своей структуре 15-25% 1,6-ангидропроизводного в восстанавливающемся фрагменте полисахаридной цепи.

Показание: Лечение острого инфаркта миокарда с подъемом сегмента ST у пациентов, подлежащих медикаментозному лечению или последующему чрескожному коронарному вмешательству.

Лекарственное средство должно содержаться в предварительно заполненных стеклянных шприцах, имеющих защитную систему иглы.

уп

100

Государственный реестр лекарственных средств по международному непатентованному наименованию (далее - Государственный реестр) Эноксапарин натрия - с требуемыми заказчикам дозировкой и лекарственной формой, включает в себя лекарственные средства с торговыми наименованиями – «Анфибра», производитель ООО «Верофарм» (Россия); «Эниксум», производитель ЗАО «ФармФирма Сотекс» (Россия), и «Клексан», производитель САНОФИ-АВЕНТИС (Франция).

При этом лекарственное средство «Клексан» выпускается в шприцах с защитной системой иглы, лекарственное средство «Эниксум» в шприцах с устройством защиты иглы, а лекарственное средство «Анфибра», как это следует из сведений, содержащихся в Государственном реестре, выпускается в шприцах, но без защитной системы иглы, а также в ампулах.

Вместе с тем, уполномоченным учреждением представлена инструкция по применению лекарственного препарата «Анфибра», согласно которому лекарственное средство выпускается в шприцах с системой для защиты иглы после использования шприца.

Спорным требованием Общество считает установление требования о том, чтобы раствор для инъекций поставлялся в шприцах с защитной системой иглы; данное требование не является требованием к самому лекарственному средству, не является также требованием к его лекарственной форме, дозировке и не позволяет сделать вывод о возможности поставить препарат в шприцах с устройством защиты иглы,

Комиссия считает, что поскольку объектом закупки являются лекарственные средства, заказчик при установлении требований к таким лекарственным средствам должен руководствоваться требованиями пункта 6 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе - документация об аукционе должна содержать указание на МНН лекарственных средств, на дозировку и на количество лекарственного средства; иные характеристики лекарственных препаратов, не влияющие на терапевтические свойства лекарственных средств, заказчик устанавливать не вправе.

Указанная позиция согласуется с письмами ФАС России от 23.09.2016 № РП/65863/16, от 23.12.2015 № АК/74356/15 на которые в своей жалобе ссылается Общество, в которых, указано следующее.

Лекарственные препараты с одинаковыми МНН, взаимозаменяемыми лекарственными формами, взаимозаменяемыми дозировками и разными торговыми наименованиями следует относить к взаимозаменяемым лекарственным препаратам.

Никакие иные характеристики лекарственных препаратов (например, первичная упаковка (форма выпуска), вторичная упаковка, количество препарата в первичной упаковке (например, объем наполнения), количество единиц (ампул, шприцев и т. д.) препарата во вторичной упаковке и т.п.) не влияют на терапевтические свойства лекарственных средств».

В данном случае уполномоченное учреждение, заказчики, установив в документации об аукционе требования не к лекарственным средствам, а к форме выпуска лекарственного средства - к наличию защитной системы иглы у шприцев, фактически исключили возможность участия в аукционе тем участникам закупки, которые могли предложить к поставке товар с тем же МНН, дозировкой, терапевтическим свойством.

Документация не позволяет сделать вывод и том чем отличается характеристика «шприц с устройством защиты иглы» от «шприц с защитной системой иглы» и «шприц с системой для защиты иглы после использования шприца», указанных в инструкциях по применению на указанные препараты.

При таких обстоятельствах Комиссия приходит к выводу, что уполномоченное учреждение и заказчики, указав в документации об аукционе в электронной форме требования к необходимости поставки товара исключительно в форме выпуска шприц с защитной системы иглы нарушили требования пунктов 1, 6 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.

Из материалов дела следует, что на участие в аукционе поступило 3 заявки. В заявке № 1 предложено лекарственное средство «Анфибра» в ампулах, в заявке № 2 предложены лекарственные средства «Анфибра» в ампулах, «Эниксум» в стеклянных шприцах, имеющих защитную систему иглы, в заявке № 3 предложены лекарственные средства «Клексан» в стеклянных шприцах, имеющих защитную систему иглы, «Эниксум» в стеклянных шприцах, имеющих защитную систему иглы.

Кроме того, в адрес заказчиков, организатора совместного аукциона поступил запрос на разъяснение положений документации об аукционе, с просьбой разъяснить будет ли допущена до участия в аукционе заявка, в которой будет предложен лекарственный препарат со следующими характеристиками - лекарственное средство содержится в шприцах с устройством защиты иглы.

В ответе на запрос заказчики, уполномоченное учреждение ссылаются на письмо ФАС России от 06.04.2014 № АК/13610/14 и указывают, что удобство применения лекарственного препарата для медицинского персонала не связано с терапевтической эффективностью препарата, а также указывают на то, что решение о допуске или об отказе в допуске к участию в аукционе принимает аукционная комиссия.

Вместе с тем, представитель заявителя указывает на то, что содержание лекарственного средства в шприцах, имеющих защитную систему иглы не влияет ни на что, кроме удобства медицинского персонала, в связи с чем является избыточным.

Фактически разъяснение не содержит ответ на поставленный вопрос, так из разъяснения не понятно, подойдет ли заказчикам лекарственное средство в шприцах с устройством защиты иглы или же необходимо в шприцах с защитной системой иглы.

На заседании Комиссии представители уполномоченного учреждения пояснили, что заявка с характеристикой «с устройством защиты иглы» будет допущена до участия в аукционе, при условии соответствия товара всем требованиям аукционной документации. При этом указали на возможность поставки препаратов «Эниксум», выпускаемых в шприцах с устройством защиты иглы, «Анфибра», выпускаемого в шприцах с системой для защиты иглы после использования шприца.

Однако из разъяснений положений документации об аукционе, а также из содержания документации об аукционе невозможно прийти к выводу о возможности поставки лекарственного средства с характеристикой «с устройством защиты иглы», или «с системой для защиты иглы после использования шприца», что не соответствует положениям пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системы.

На заседании Комиссии представитель уполномоченного учреждения пояснил, что параллельно проводится совместный электронный аукцион на поставку «Антикоагулянтного средства. Эноксапарин натрия» для медицинских организаций Челябинской области на I полугодие 2017 года (извещение № 0869200000216002050) без установления требования о том, что лекарственное средство должно содержаться в предварительно заполненных стеклянных шприцах, имеющих защитную систему иглы. Однако в указанном аукционе принимают участие иные заказчики.

Комиссия антимонопольного органа считает необходимым указать на следующие обстоятельства.

Начальная (максимальная) цена контракта по аукциону (извещение № 0869200000216002050) без установления требования о том, что лекарственное средство должно содержаться в предварительно заполненных стеклянных шприцах, имеющих защитную систему иглы, составляет 1 129 584,00. К поставке требуется 805 упаковок лекарственного средства.

Начальная (максимальная) цена контракта по аукциону (извещение № 0869200000216002339) с требованием о том, что лекарственное средство должно содержаться в предварительно заполненных стеклянных шприцах, имеющих защитную систему иглы, составляет 2 335 382 рубля 28 копеек. К поставке требуется 999 упаковок лекарственного средства.

Стоимость закупаемого лекарственного средства, содержащегося в стеклянных шприцах, имеющих защитную систему иглы, превышает стоимость лекарственного средства в иной форме выпуска практически в два раза, более чем на один миллион рублей.

Таким образом, включение в описание объекта закупки условий о наличии защитной системы иглы может привести к увеличению цены контракта на один миллион рублей.

Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и приказом ФАС России от 19 ноября 2014 года № 727/14 «Об утверждении административного регламента ФАС по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд»,

РЕШИЛА:

1. Признать доводы жалоб ООО «Эском Краснодар» на действия заказчиков при проведении совместного аукциона на поставку «Антикоагулянтного средства» для медицинских организаций Челябинской области на I полугодие 2017 года (извещение № 0869200000216002339) обоснованными.

2. Признать в действиях заказчиков совместного аукциона и организатора совместного аукциона нарушения пунктов 1, 2, 6 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.

3. Выдать уполномоченному учреждению, заказчикам, оператору электронной площадки, аукционной комиссии обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе*.

4. Передать материалы дела должностному лицу Челябинского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении виновных должностных лиц к административной ответственности.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 

* Предписание размещено в единой информационной системе во вкладке «реестр результатов контроля 44-ФЗ (94-ФЗ)» - № извещения – вкладка «изменения»

 

 

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 42-ж/2017

об устранении нарушений законодательства

Российской Федерации о контрактной системе

01 февраля 2017 года                                                                       г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Комиссия) в составе:

Председателя

Комиссии:

<…>

-

заместителя руководителя Челябинского УФАС России;

Членов Комиссии:

<…>

-

специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России;

 

<…>

-

ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,

на основании решения Челябинского УФАС России от 01.02.2017, вынесенного по итогам рассмотрения жалобы ООО «Эском Краснодар» на действия заказчиков при проведении совместного аукциона на поставку «Антикоагулянтного средства» для медицинских организаций Челябинской области на I полугодие 2017 года (извещение № 0869200000216002339) (далее – совместный аукцион), с целью устранения нарушений законодательства о контрактной системе,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. Заказчикам совместного аукциона по списку:

со дня размещения на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее – ЕИС) предписания не заключать контракт по результатам совместного аукциона.

2. Аукционной комиссии:

2.1. в срок до 10.02.2017 принять решение об отмене протоколов, составленных в ходе проведения аукциона, и передать указанное решение Государственному казенному учреждению Челябинской области «Центр организации закупок в сфере здравоохранения» для размещения в ЕИС;

2.2. после исполнения пункта 2.1. настоящего предписания, продолжить процедуру определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

3. Государственному казенному учреждению Челябинской области «Центр организации закупок в сфере здравоохранения»:

3.1. в срок до 13.02.2017 разместить решение, указанное в пункте 2.1. настоящего предписания, в ЕИС и направить их оператору электронной площадки ООО «РТС-тендер»;

3.2. в срок до 20.02.2017 внести изменения в документацию об электронном аукционе, проект контракта с учетом решения № 42-ж/2017 от 01.02.2017 и требованиями пунктов 1, 2, 6 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, исключив требование о необходимости поставки лекарственного средства в шприцах, имеющих защитную систему иглы;

3.3. в срок до 22.02.2017 разместить аукционную документацию с изменениями, указанными в пункте 3.2. настоящего предписания, в ЕИС и направить ее оператору электронной площадки ООО «РТС-тендер»;

3.4. продлить срок подачи заявок не менее чем на пять дней с даты размещения в ЕИС изменений, указанных в пункте 3.2. предписания;

3.5. после исполнения пунктов 3.1, 3.2, 3.3, 3.4 настоящего предписания, продолжить процедуру определения поставщика в соответствии с требованиями действующего законодательства о контрактной системе с учетом настоящего предписания.

4. ООО «РТС-тендер»:

4.1. с 07.02.2017 обеспечить организатору совместного аукциона, аукционной комиссии возможность исполнения настоящего предписания;

4.2. в течение трех дней с даты опубликования в ЕИС документации с изменениями, указанными в пункте 3.2. настоящего предписания, уведомить участников закупки, подавших заявки на участие в аукционе, о новой дате окончания рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, дате и времени проведения аукциона, а также о необходимости наличия на счетах для проведения операций по обеспечению участия в открытых аукционах денежных средств в размере обеспечения заявки на участие в аукционе.

5. Государственному казенному учреждению Челябинской области «Центр организации закупок в сфере здравоохранения»: в подтверждение исполнения предписания в срок до 28.02.2017 года в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области представить доказательства исполнения настоящего предписания, а именно: решение об отмене протоколов, составленных в ходе проведения аукциона, сведения о размещении решения об отмене протоколов, составленных в ходе проведения аукциона, в ЕИС, скриншоты с ЕИС, подтверждающие факт внесения и размещения организатором совместного аукциона изменений в аукционную документацию, документацию с изменениями, сведения об исполнении заказчиками совместного аукциона пункта 1 настоящего предписания).

6. ООО «РТС-тендер»: в подтверждение исполнения предписания в срок до 15.03.2017 года в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области представить доказательства исполнения пункта 4 настоящего предписания.

Настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Обжалование предписания Челябинского УФАС России не приостанавливает действия предписания.

За неисполнение настоящего предписания предусмотрена административная ответственность в виде штрафа в размере пятидесяти тысяч рублей на должностных лиц и в размере пятисот тысяч рублей на юридических лиц.

Связанные организации

Связанные организации не указаны