Акт внеплановой камеральной проверки №ВЛ/14113/22 О результатах рассмотрения дела №242-ВП/2022 от 11 ноября 2022 г.

Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

5

 

О результатах рассмотрения дела №242-ВП/2022

 

Федеральное государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Центральная медико-санитарная часть № 15 Федерального медико-биологического агентства» 456770, Челябинская обл., г. Снежинск, ул. Дзержинского, д. 13 cmsch15@fmbamail.ru, cmsh-15@mail.ru Акционерное общество «Единая электронная торговая площадка» 115114, Россия, Москва,ул. Кожевническая, 14, стр. 5 ko@roseltorg.ru

 

 

Р Е Ш Е Н И Е

по делу № 0 7 4 / 1 0 / 9 9 - 3 0 2 3 / 2 0 2 2

 

г. Челябинск, пр. Ленина, 59

 

Резолютивная часть решения оглашена 08.11.2022

В полном объеме решение изготовлено 10.11.2022

 

Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:

 

Председателя Комиссии: Членов Комиссии:

"..."

-

заместителя руководителя управления – начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,

 

"..."

 

 

 

"..."

-

 

 

 

-

главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,

ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,

руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 № 1576 «Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, банков, государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ", региональных гарантийных организаций и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений» на основании Приказа Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) № 89 от 07.10.2022 о проведении плановой проверки на предмет соблюдения требований законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о контрактной системе, проведя внеплановую проверку действий ФГБУЗ ЦМСЧ № 15 ФМБА России при проведении электронного аукциона на поставку перчаток трикотажных (извещение № 0369100008522000309) (далее - аукцион), в присутствии представителя ФГБУЗ ЦМСЧ № 15 ФМБА России"...", действующего на основании доверенности от 07.11.2022,

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Челябинским УФАС России на основании Приказа Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) №89 от 07.10.2022 проведен первый этап плановой проверки. Ввиду выявления закупок, находящихся в стадии определения поставщика, содержащие признаки нарушения законодательства о контрактной системе, проведена внеплановая проверка действий субъектов контроля при проведении электронного аукциона форме на поставку перчаток трикотажных (извещение № 0369100008522000309).

Согласно представленным документам 20.10.2022 ФГБУЗ ЦМСЧ № 15 ФМБА России (далее – заказчик) объявлено о проведении электронного аукциона, путем размещения на сайте Единой информационной системы в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд извещения № 0369100008522000309.

Начальная (максимальная) цена контракта определена в размере 30 000,00 рублей.

Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) № 0369100008522000309 от 28.10.2022 аукцион признан несостоявшимся на основании пункта 1 части 1 статьи 52 Закона о контрактной системе, принято решение о заключении контракта с единственным участником.

На дату заседания Комиссии контракт по результатам проведения аукциона не заключен.

 

Заслушав пояснения сторон, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), Комиссия пришла к следующим выводам.

 

  1. Извещение об осуществлении закупки является по своей правовой природе публичной офертой, которая в силу части 2 статьи 437 Гражданского Кодекса Российской Федерации должна быть полной и безоговорочной и содержать все существенные условия, позволяющие сформировать свое предложение (акцепт) участнику закупки для принятия участия в определении поставщика, в том числе в части определения предмета контракта.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.

Указанная информация позволяет довести до неопределенного круга лиц сведения о потребности заказчика относительно требований к поставляемому товару, что, в свою очередь, позволит участникам аукциона надлежащим образом оформить заявку на участие в закупке.

Тем самым реализуются принципы законодательства о контрактной системе в части прозрачности определения поставщика, равного доступа к участию в закупках и недопустимости ограничения числа участников закупки.

Не допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом (часть 3 статьи 33 Закона о контрактной системе).

Объектом рассматриваемой закупки является поставка перчаток трикотажных (извещение № 0369100008522000309). Описание объекта закупки содержится в приложении №1 к извещению о проведении аукциона, которое размещено в составе документов закупки на сайте Единой информационной системы в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд.

Описание объекта закупки оформлено в виде таблицы с указанием характеристик требуемого к поставке товара.

Так, заказчиком установлены следующие требования:

- вид защиты: от механический воздействий;

- размер: универсальный;

- материал основы: хлопок не менее 70%;

- число нитей: 5;

- вязка: плотная;

- материал покрытия: ПВХ;

- рисунок нанесения: точка;

- тип манжеты: резинка.

При этом заказчиком требования к значению показателя «вязка: плотная» не установлены. В связи с чем невозможно определить параметры отнесения товара к указанной категории.

Из пояснений заказчика следует, что показатель «вязка: плотная» характеризуется количеством нитей. Вместе с тем, требования к числу нитей и плотности вязки установлены самостоятельными значениями. При этом из описания объекта закупки не следует, что перчатки с числом нитей 5 в любом случае соответствуют показателю «вязка: плотная».

В соответствии с извещением об осуществлении закупки в состав заявки включается предложение участника закупки в отношении объекта закупки. Представленные участником характеристики товара оцениваются комиссией по осуществлению закупки и в дальнейшем включаются в контракт при его заключении.

В свою очередь отсутствие в составе описания объекта закупки параметров отнесения товара к показателю «вязка: плотная» не позволяет участникам оценить свой товар на предмет его соответствия требованиям заказчика, а также аукционной комиссии всесторонне рассмотреть и проверить (при необходимости) предложение участника, что может привести к возникновению спорных ситуаций в ходе исполнения сторонами обязательств по контракту.

На основании изложенного Комиссия приходит к выводу, что в нарушение пункта 1 части 2 статьи 42, пункта 1 части 1, части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки носит необъективных характер и не позволяет однозначно установить требования заказчика к поставляемому товару.

 

2. Пунктом 3 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе предусмотрено, что для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать предложение участника закупки о цене контракта (за исключением случая, предусмотренного пунктом 4 настоящей части).

Частью 1 статьи 49 Закона о контрактной системе предусмотрено, что при проведении электронного аукциона заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами «м» - «п» пункта 1, подпунктами «а» - «в» пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом «д» пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.

Таким образом, предложение участника закупки о цене контракта не предоставляется в составе заявки участника закупки при проведении электронного аукциона.

В приложении № 3 к извещению о закупке содержатся требования к содержанию и составу заявки на участие в закупке, в том числе в пункте 3 раздела 1 требований указано, что в составе заявки должно содержаться предложение участника закупки о цене контракта.

При этом, в инструкции по заполнению заявки отсутствуют условия, при которых такое предложение предоставляется/не предоставляется участником закупки, что свидетельствует о том, что данное предложение о цене должно содержаться в составе заявки участника закупки.

Таким образом, в нарушение пункта 3 части 1 статьи 43, части 1 статьи 49 Закона о контрактной системе требование о предоставлении предложения о цене контракта не соответствует выбранному способу закупки, так как такое условие может быть установлено только при проведении электронного конкурса.


 

  1. Согласно пункту 1 статьи 432 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.

Контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение, документация о закупке, заявка не предусмотрены (часть 1 статьи 34 Закона о контрактной системе).

В силу пункта 5 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, должно содержать проект контракта.

Таким образом, из совокупного толкования указанных положений законодательства о контрактной системе следует, что условия исполнения контракта в части соответствия поставляемого товара стандартам, а также обязанности по предоставлению поставщиком документов, подтверждающих качество поставляемого товара возлагают на заказчика обязанность установить в извещении об осуществлении закупки, в том числе проекте контракта, исчерпывающий перечень соответствующих стандартов и документов, предоставляемых заказчику при поставке товара.

Исходя из пункта 5.1. проекта контракта поставщик должен гарантировать качество и безопасность поставляемого товара в соответствии с действующими стандартами, утвержденными на данный вид товара с предоставлением сертификатов, обязательных для данного вида товаров в соответствии с законодательством Российской Федерации, и требуемыми техническими характеристиками и физико-химическими показателями.

При этом ни описание объекта закупки, ни разработанный проект контракта исчерпывающий перечень соответствующих стандартов не содержит. В связи с чем определить требуемые технические характеристики и физико-химические показатели не представляется возможным.

Кроме того, в контракте отсутствуют однозначные требования в отношении наименования и перечня документов, подтверждающих качество и безопасность поставляемого товара, которые должны быть предоставлены подрядчиком во исполнение пункта 5.1 проекта контракта.

Согласно извещению об осуществлении закупки заказчиком при описании объекта закупки применена позиция каталога товара, работы, услуги 14.12.30.150-00000003 «Перчатки трикотажные для защиты от внешних воздействий». В справочной информации данной позиции указано, что на товар распространяется следующие технические регламенты и стандарты:

- ТР ТС 019/2011;

- ГОСТ 12.4.103-83 «Система стандартов безопасности труда. Одежда специальная защитная, средства индивидуальной защиты ног и рук. Классификация»;

- ГОСТ 12.4.252-2013 «Межгосударственный стандарт. Система стандартов безопасности труда. Средства индивидуальной защиты рук. Перчатки. Общие технические требования. Методы испытаний».

Технический регламент Таможенного союза ТР ТС 019/2011 «О безопасности средств индивидуальной защиты» принят Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 №878.

Согласно пункту 5.4. ТР ТС 019/2011 подтверждение соответствия средств индивидуальной защиты требованиям указанного технического регламента Таможенного союза осуществляется в следующих формах:

1) декларирование соответствия;

2) сертификация.

Пунктом 5.5. ТР ТС 019/2011 определено, что при выборе форм подтверждения соответствия средства индивидуальной защиты классифицируются по степени риска причинения вреда пользователю:

1) первый класс - средства индивидуальной защиты простой конструкции, применяемые в условиях с минимальными рисками причинения вреда пользователю, которые подлежат декларированию соответствия;

2) второй класс - средства индивидуальной защиты сложной конструкции, защищающие от гибели или от опасностей, которые могут причинить необратимый вред здоровью пользователя, которые подлежат обязательной сертификации.

Из пояснений заказчика следует, что закупаемый товар обязательной сертификации не подлежит. При этом требования к декларированию соответствия проектом контракта не установлены.

В свою очередь порядок заключения контракта, регламентированный статьей 51 Закона о контрактной системе, не предусматривает внесение изменений в проект контракта на этапе его заключения.

Отсутствие в проекте контракта однозначных условий исполнения контракта свидетельствует о наличии нарушений в действиях заказчика при проведении аукциона требований пункта 5 части 2 статьи 42, части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе. Данное нарушение может привести к возникновению споров в ходе исполнения обязательств сторонами.

 

  1. В нарушение частей 12.1, 20.1 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчиком в пунктах 4.2.3.1, 4.4.3. предусмотрен иной порядок одностороннего отказа стороны от исполнения контракта.


 

Комиссия, руководствуясь статьей 99 Закона о контрактной системе,

 

РЕШИЛА:

 

  1. 1. По результатам проведения внеплановых проверок определений поставщиков (подрядчиков, исполнителей) признать в действиях заказчика нарушения нарушение пунктов 1, 5 части 2 статьи 42, части 1 статьи 34, пункта 1 части 1, части 2 статьи 33, пункта 3 части 1 статьи 43, части 1 статьи 49, частей 12.1, 20.1 статьи 95 Закона о контрактной системе.

  1. 2. Выдать заказчику, оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.

  1.  

  2.  

  3. Передать материалы дела должностному лицу Челябинского УФАС России для решения вопроса о привлечении виновных лиц к административной ответственности.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Председатель Комиссии"..."

 

 

Члены Комиссии"..."

 

 

"..."

 

2022-15224

 

 

Связанные организации

АО «ЕЭТП»
ИНН 7707704692, ОГРН 1027739521666
ФГБУЗ ЦМСЧ № 15 ФМБА России
ИНН 7423003855, ОГРН 1027401350800