Акт плановой выездной проверки б/н Акт проверки № 1 от 30 июля 2021 г.

Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

 

г. Челябинск, пр. Ленина, д. 59 «30» июля 2021 года

АКТ ПРОВЕРКИ № 1

На основании Приказа Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) от 21.04.2021 № 44 о проведении плановой документарной проверки Челябинским УФАС России была проведена проверка в отношении Администрации Миасского городского округа (ИНН: 7415031922, фактическое местонахождение: 456300, Челябинская область, г. Миасс, пр. Автозаводцев, д. 55; далее – Администрация).

Лица, проводившие проверку:

Руководитель инспекции: <…>., начальник отдела контроля торгов и органов власти Челябинского УФАС России, служебное удостоверение № 20531.

Члены инспекции:

- <…>, главный специалист-эксперт отдела контроля торгов и органов власти Челябинского УФАС России, служебное удостоверение № <…>;

- <…>, главный специалист-эксперт отдела контроля торгов и органов власти Челябинского УФАС России, служебное удостоверение № <…>;

- <…>, ведущий специалист-эксперт отдела контроля торгов и органов власти Челябинского УФАС России, служебное удостоверение № <…>;

- <…>, специалист-эксперт отдела контроля торгов и органов власти Челябинского УФАС России, служебное удостоверение № <…>;

- <…>, специалист-эксперт отдела контроля торгов и органов власти Челябинского УФАС России, служебное удостоверение № <…>.

Продолжительность проверки: с 01.05.2021 по 01.08.2021 (включительно).

Приказ о проведении проверки направлен Администрации по почте.

Руководителем проверяемого лица в период проведения проверки являлся Глава Миасского городского округа <…>.

Предмет проводимой проверки: контроль соблюдения Администрацией требований статей 15-21 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ
«О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), статьи 15 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон о торговле).

Период, за который проведена проверка соблюдения антимонопольного законодательства Российской Федерации: 2020-2021 годы.

Срок и место проведения проверки: с 01.05.2021 по 30.07.2021 включительно в Челябинском УФАС России (Челябинская область, г. Челябинск, пр. Ленина, д. 59).

При проведении проверки рассмотрены следующие муниципальные правовые акты:

- постановление Администрации от 22.05.2020 № 2212 «О проведении открытого аукциона по продаже права на заключение договора на предоставление мест для осуществления деятельности по мелкорозничной (сезонной) торговли на территории Миасского округа»;

- постановление Администрации от 22.05.2020 № 2213 «О проведении открытого аукциона по продаже права на заключение договора на предоставление мест для осуществления деятельности по мелкорозничной (сезонной) торговли на территории Миасского округа»;

- постановление Администрации от 22.05.2020 № 2214 «О проведении открытого аукциона по продаже права на заключение договора на предоставление мест для осуществления деятельности по мелкорозничной (сезонной) торговли на территории Миасского округа»;

- постановление Администрации от 26.05.2020 № 2260 «О проведении открытого аукциона по продаже права на заключение договора на предоставление мест для осуществления деятельности по мелкорозничной (сезонной) торговли на территории Миасского округа»;

- постановление Администрации от 29.05.2020 № 2327 «О проведении открытого аукциона по продаже права на заключение договора на предоставление мест для осуществления деятельности по мелкорозничной (сезонной) торговли на территории Миасского округа»;

- постановление Администрации от 02.10.2020 № 4454 «О проведении открытого аукциона по продаже права на заключение договора на предоставление мест для осуществления деятельности по мелкорозничной (сезонной) торговли на территории Миасского округа»;

- постановление Администрации от 12.02.2021 № 609 «О внесении изменений в постановление Администрации от 15.01.2021 № 93»;

- постановление Администрации от 15.01.2020 № 95 «Об утверждении муниципального задания и нормативных затрат на предоставление муниципальных услуг (выполнение работ) Муниципальным бюджетным учреждением «Миасский окружной архив» на 2020 год», с изменениями, внесенными постановлением Администрации от 23.11.2020 № 5479;

- постановление Администрации от 11.09.2019 № 4646 «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Выдача разрешения на право проведения ярмарки Миасского городского округа», с изменениями, внесенными постановлением Администрации от 11.09.2019 № 3339;

- постановление Администрации от 26.08.2016 № 4772 «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Предоставление торговых мест на участие в ярмарке на территории Миасского городского округа», с изменениями, внесенными постановлением Администрации от 14.08.2020 № 3539;

- распоряжение Администрации от 09.02.2018 № 29-р «Об определении мест проведения муниципальных ярмарок на территории Миасского городского округа»;

- постановление Администрации от 24.01.2017 № 311 «О создании Комиссии по формированию и согласованию проекта схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Миасского городского округа и по согласованию вносимых в нее изменений», с изменениями, внесенными постановлениями Администрации от 08.09.2017 № 4472, от 23.11.2020 № 5436, от 27.11.2019 № 6078;

- постановление Администрации от 15.05.2017 № 2406 «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Миасского городского округа», с изменениями, внесенными постановлениями Администрации от 15.05.2019 № 2257, от 18.07.2019 № 3563, от 13.08.2019 № 4083, от 01.10.2019 № 4978, от 07.11.2019 № 5710, от 20.11.2019 № 5921, от 30.01.2020 № 323, от 08.05.2020 № 2078, от 20.08.2020 № 3641, от 24.03.2021 № 1288;

- решение Собрания Депутатов Миасского городского округа Челябинской области от 29.11.2019 № 20 «Об утверждении Положения «О порядке размещения нестационарных торговых объектов на территории Миасского городского округа», с изменениями, внесенными решением Собрания Депутатов Миасского городского округа Челябинской области от 29.05.2020 № 7;

- постановление Администрации от 01.09.2015 № 5422 «Об утверждении административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Предоставление в собственность, постоянное (бессрочное) пользование, в безвозмездное пользование, аренду земельных участков юридическим лицам и гражданам» (в ред. постановления Администрации от 15.02.2018 № 747);

- постановление Администрации от 24.03.2020 № 1375 «Об утверждении Административного регламента предоставление муниципальной услуги «Выдача разрешения на строительство объекта капитального строительства»;

- постановление Администрации от 24.03.2020 № 1376 «Об утверждении Административного регламента предоставление муниципальной услуги «Выдача разрешения на ввод объекта капитального строительства».

При проведении проверки инспекцией рассмотрены также следующие документы:

- реестр заявлений по вопросам организации ярмарок на территории Миасского городского округа Челябинской области;

- реестр соглашений (Муниципальное задание) за 2020-2021 по учреждениям, подведомственным Управлению ФКиС Администрации;

- реестр соглашений (иные цели) за 2020-2021 по учреждениям, подведомственным Управлению ФКиС Администрации;

- реестр соглашение (иные/публичные) за 2020-2021;

- выписка из реестра договоров на размещение НТО в 2020-2021 без предоставления земельных участков;

- реестр соглашений Администрации о предоставлении субсидий в порядке, предусмотренном статьями 78, 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ);

- устав муниципального бюджетного учреждения «Центр коммунального обслуживания и благоустройства Миасского городского округа», утвержденный постановлением Администрации от 12.10.2016 № 5648, с изменениями, утвержденными Постановлением Главы от 25.12.2018 № 6037;

- отчет муниципального бюджетного учреждения «Центр коммунального обслуживания и благоустройства Миасского городского округа» о выполнении муниципального задания на 2021 год и плановый 2022 и 2023 годов;

- отчет муниципального бюджетного учреждения «Центр коммунального обслуживания и благоустройства Миасского городского округа» о выполнении муниципального задания на 2020 год и плановый 2021 и 2022 годов;

- устав муниципального бюджетного учреждения «Миасский окружной архив» с изменениями, утвержденными постановлением Администрации от 12.12.2011 № 8054;

- муниципальное задание на 2021 год муниципального бюджетного учреждения «Миасский окружной архив»;

- отчет муниципального бюджетного учреждения «Миасский окружной архив» о выполнении муниципального задания на 2021 год и плановый 2022 и 2023 годов;

- муниципальное задание на 2020 год муниципального бюджетного учреждения «Миасский окружной архив»;

- отчет муниципального бюджетного учреждения «Миасский окружной архив» о выполнении муниципального задания на 2020 год и плановый 2021 и 2022 годов;

- реестр договоров купли-продажи земельных участков, заключенных по результатам торгов в 2020-2021 гг.;

- реестр договоров аренды земельных участков, заключенных по результатам торгов в 2020-2021 гг.;

- реестр поступивших заявлений в 2020-2021 гг. о предоставлении вновь свободных земельных участков;

- заявления о предоставлении в аренду земельных участков, а также ответы Администрации на такие заявления: ООО «Фурниленд» (вх. № 19151 от 13.10.2020), <…> (вх. № 907 от 21.01.2021);

- договор аренды земельного участка № 8361 от 29.06.2020, заключенный между Администрацией и <…>;

- договор аренды земельного участка № 8359 от 20.07.2020, заключенный между Администрацией и <…>;

- протокол № 3 оценки и сопоставления заявок участников конкурса на предоставление гарантированного перечня услуг по погребению на территории Миасского городского округа от 10.03.2021;

- договор № 120 по предоставлению гарантированного перечня услуг по погребению на территории Миасского городского округа от 11.03.2021, заключенный между Администрацией и ООО «Мемориал».

При проведении проверки установлено следующее.

1. Административный регламент предоставления муниципальной услуги «Выдача разрешения на право проведения ярмарки на территории Миасского городского округа» утвержден Постановлением Администрации от 11.09.2019 № 4646 (далее – Регламент проведения ярмарки).

В настоящее время указанный регламент действует с учетом изменений, внесенных Постановлением Администрации от 04.08.2020 № 3339.

Общие требования к организации ярмарок и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на них установлены статьей 11 Закона о торговле.

Часть 1 названной нормы устанавливает, что организация ярмарок и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на них осуществляется в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, на территориях которых такие ярмарки организуются.

На территории Челябинской области актом, регулирующим порядок проведения ярмарок, является Положение о порядке организации ярмарок и продажи товаров на них и требованиях к организации продажи товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на ярмарках на территории Челябинской области, утвержденное Постановлением Правительства Челябинской области от 16.02.2011 № 31-П (далее – Положение № 31-П).

1.1. Согласно пункту 7 Положения № 31-П В случае если организатором ярмарки является юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, заявление о проведении ярмарки по форме, утвержденной настоящим положением (приложение 1), направляется в орган местного самоуправления, на территории которого планируется проведение мероприятия, не позднее чем за тридцать календарных дней до начала проведения ярмарки с приложением:

- копии свидетельства о государственной регистрации в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя;

- копии свидетельства о постановке на учет в налоговый орган;

- копии правоустанавливающих документов на земельные участки, на объект или объекты недвижимости, расположенные на территории, принадлежащие организатору ярмарки на праве собственности или ином вещном праве, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости;

- утвержденный план мероприятий по организации ярмарки.

Из указанного следует, что список документов является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.

Пункт 27 Регламента проведения ярмарки устанавливает, что для получения муниципальной услуги в части получения разрешения на проведение ярмарки необходимо представить следующие документы:

- заявление по форме, утвержденной Положением № 31-П;

- копия свидетельства о регистрации в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя;

- копия свидетельства о постановке на учет в налоговый орган;

- копии документов, подтверждающие право собственности (иного вещного права) на объект или объекты недвижимости, земельные участки, на территории которых организуется ярмарка;

- утвержденный план мероприятий по организации ярмарки;

- схема размещения мест для продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг).

При этом, ни пункт 27, ни иные пункты Регламента проведения ярмарки не устанавливают срок, в который потенциальный организатор ярмарки должен обратиться в Администрацию с пакетом документов в целях получения разрешения не ее проведение.

В данном случае, неустановление Администрацией в Регламенте проведения ярмарки срока подачи заявления может ввести лиц, имеющих намерение организовать и провести ярмарку на территории Миасского городского округа, в заблуждение относительно даты подачи заявления на ее проведение, и отсутствие такой информации также может явиться следствием отказа потенциальных организаторов ярмарки от ее проведения, соответственно, от подачи заявления.

Кроме того, Положение № 31-П устанавливает лишь обязанность организатора ярмарки разработать схемы размещения мест для продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) и не предусматривает ее предоставление в составе документов, направляемых для получения разрешения на проведения ярмарки.

Установление в Регламенте организации ярмарки такого условия возлагает дополнительные обязанности на потенциального организатора ярмарки, а непредставление в составе документов схемы размещения мест для продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) может повлечь принятие органом местного самоуправления решения об отказе в проведении ярмарки по основаниям нарушения требований подачи заявлений на проведение ярмарки.

1.2. Согласно пункту 13 Положения № 31-П организатор ярмарки, в том числе определяет порядок организации и режим работы ярмарки.

Пункт 27 Регламента проведения ярмарки предусматривает, что порядок организации ярмарки должен содержать информацию:

- об организации охраны ярмарки и участии в поддержании общественного порядка на ярмарке;

- об обеспечении определения порядка предоставления мест для продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг);

- об обеспечении соблюдения продавцами требований законодательства Российской Федерации о защите прав потребителей, обеспечении санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иных предусмотренных законодательством Российской Федерации требований;

- об обеспечении соблюдениями лицами, заключившими с организатором ярмарки договоры о предоставлении мест для продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг), правил привлечения к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства;

- схему размещения мест для продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг).

Из Регламента проведения ярмарки является непонятным, что из себя представляет порядок организации ярмарки, как он должен быть оформлен, кто его оформляет, где размещается и иное.

Положение № 31-П также не содержит такого понятия как порядок организации ярмарки в части оформления его как отдельного документа.

При этом также необходимо отметить, что Регламент проведения ярмарки не возлагает на заявителя обязанности по предоставлению такого порядка в составе документов, подаваемых на получение разрешения на проведение ярмарки.

С учетом изложенного, потенциальному организатору ярмарки может быть непонятен статус порядка организации ярмарки, основания его разработки и принятия, а также цель его принятия.

Установление обязанности разработки указанного документа возлагает на потенциального организатора ярмарки дополнительные, в том числе временные, обязанности, не предусмотренные требованиями действующего законодательства, что может повлечь отказ от организации ярмарки и подачи заявления на ее проведение.

Несмотря на это, часть положений, указанных в пункте 27 Регламента проведения ярмарки, в части необходимости их содержания в порядке проведения ярмарки, находит свое отражение в пункте 22 Положения № 31-П, регулирующего обязанности организатора ярмарки.

Вместе с тем, пункт 22 Положения № 31-П не возлагает на организатора ярмарки обязанности по участию в поддержании общественного порядка на ярмарке, а также по обеспечению соблюдениями лицами, заключившими с организатором ярмарки договоры о предоставлении мест для продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг), правил привлечения к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства.

Контроль привлечения к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства в соответствии с Положением об осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в сфере миграции, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.11.2012 № 1162, осуществляет Министерство внутренних дел.

Устанавливая такое положение, Администрация возлагает на организатора торгов дополнительные непредусмотренные законодательством требования, полномочия к осуществлению которых относится к органам министерства внутренних дел.

Заявитель, имеющий намерение провести ярмарку, может отказаться от ее проведения, ввиду установления дополнительного требования об осуществлении им контроля за соответствием законодательству осуществления трудовой деятельности мигрантов и лиц без гражданства.

1.3. Пункт 9 Положения № 31-П определяет, что по итогам рассмотрения заявления о проведении ярмарки орган местного самоуправления отказывает в проведении ярмарки в случаях, если:

- организатором не соблюдены порядок и сроки подачи заявления о проведении ярмарки;

- проведение ярмарки совпадает по времени и месту проведения с другой ярмаркой, иным массовым мероприятием, заявление о проведении которого подано ранее;

- место проведения ярмарки не соответствует градостроительному зонированию территории муниципального образования Челябинской области, целевому назначению и разрешенному использованию земельного участка.

В Регламенте проведения ярмарки основания для отказа в проведении ярмарки перечислены в пункте 34:

- подача заявления о выдаче разрешения на проведение ярмарки с нарушением установленных требований и (или) предоставление документов, прилагаемых к заявлению, содержащих недостоверные сведения;

- проведение ярмарки совпадает по времени и месту проведения с другой ярмаркой, иным массовым мероприятием, заявление о проведении которого подано ранее;

- место проведения ярмарки не соответствует градостроительному зонированию территории, Миасского городского округа, целевому назначению и разрешенному использованию земельного участка.

Проанализировав названные положения, Челябинское УФАС России приходит к выводу об отсутствии такого основания для отказа в проведении ярмарки, предусмотренного Положением № 31-П, как несоблюдение сроков подачи документов. Данный факт также связан с неопределением Администрацией сроков подачи заявок на проведение ярмарок.

Согласно части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции органам местного самоуправления, иным органам, осуществляющим функции указанных органов, запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в том числе к необоснованному препятствованию осуществления деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам (пункт 2).

Согласно части 2 статьи 1 Закона о защите конкуренции целями закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.

Под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Пунктом 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции определено, что одним из признаков ограничения конкуренции является сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке.

Состав правонарушения при неисполнении запрета, предусмотренного частью 1 статьей 15 Закона о защите конкуренции, является формальным, то есть нарушение указанной нормы не требует наступления конкретных последствий в виде ограничения конкуренции.

Положения данной нормы части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции направлены, в том числе на защиту неопределенного круга лиц.

С учетом изложенного, действия Администрации по включению в Регламент проведения ярмарки положений, предусмотренных абзацем 7 пункта 27 о предоставлении в составе документов на участие в ярмарке схемы размещения мест для продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг), положений, предусмотренных абзацем 8 пункта 27, возлагающего на организатора ярмарки обязанность по оформлению порядка организации ярмарки, абзацем 8 пункта 27, возлагающего на организатора ярмарки, не предусмотренную законодательством обязанность по обеспечению правил привлечения к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, а также по неустановлению в Регламенте проведения ярмарки сроков подачи заявлений на ее проведение, а также такого основания для отказа в проведении ярмарки как несоблюдение сроков подачи заявления, могут привести к необоснованному препятствованию осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, что содержит признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, в том числе пункта 2 названной нормы.

2. Постановлением Администрации от 12.10.2016 № 5648 утвержден Устав муниципального бюджетного учреждения «Центр коммунального обслуживания и благоустройства Миасского городского округа» (далее – Устав; МБУ «ЦКОБ МГО», Учреждение).

В силу положений пунктов 4, 5 Устава учредителем и собственником Учреждения является муниципальное образование «Миасский городской округ», функции и полномочия которого выполняет Администрация.

МБУ «ЦКОБ МГО» является некоммерческой организацией, имеет тип – бюджетное (пункты 2, 3 Устава).

В соответствии с пунктом 13 Устава Учреждение создано для оказания муниципальных услуг, выполнения работ по благоустройству ландшафта Миасского городского округа и защите окружающей среды.

Пункт 14 Устава определяет, что для достижения основных целей, указанных в пункте 13 настоящего Устава, Учреждение осуществляет такие виды деятельности, как:

1) санитарное содержание и уборка улиц, тротуаров, остановок транспорта общего пользования, дворовых территорий, скверов, парков, аллей, спортивных и детских игровых площадок, газонов в осенний, зимний и летний периоды, обработка объектов улично-дорожной сети противогололедными препаратами, очистка от мусора родников, ручьев, канав, лотков, ливневой канализации и других водопроводных устройств;

2) озеленение территорий городского округа: посадка, обработка, полив зеленых насаждений, обрезка деревьев и кустарников, устройство цветников, газонов, кошение травы и прочее;

3) ремонт дорог, тротуаров, мостиков, остановок транспорта общего пользования, газонов;

4) содержание и обслуживание зданий социального комплекса, а также организация сбора, вывоза, утилизации бытовых отходов и мусора в целях исполнения муниципальных функций по реализации полномочий органов местного самоуправления в сфере;

5) осуществляет иную деятельность в сфере благоустройства территории городского округа, облуживания зданий социального комплекса.

Учреждение выполняет муниципальные задания, сформированные и утвержденные Учредителем в соответствии с предусмотренной Уставом деятельностью.

При этом, кроме муниципального задания учредителя Учреждение по своему усмотрению вправе выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его основной деятельности, для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых при оказании однородных услуг условиях в порядке, установленном федеральными законами (пункт 17).

04 февраля 2021 года Постановлением Администрации № 445 утверждено муниципальное задание для Учреждения на 2021 года и на плановый период 2022 и 2023 годов, в которое на основании принятия Постановления Администрации от 15 марта 2021 года № 1083 внесены изменения (далее – Задание 2021).

Задание 2021 предусматривает следующие муниципальные работы:

- содержание в чистоте территории города;

- содержание объектов озеленения.

Между Администрацией и МБУ «ЦКОБ МГО» заключено Соглашение о предоставлении субсидии Администрации.

2.1. Согласно части 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции запрещается совмещение функций федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иных органов власти, органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов, за исключением случаев, установленных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов.

В соответствии с частью 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского округа относится, в том числе участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов (пункт 24).

В соответствии с частью 3 статьи 17 Закона № 131-ФЗ, полномочия органов местного самоуправления осуществляются органами местного самоуправления муниципальных образований самостоятельно.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 17 Закона № 131-ФЗ, в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления городских округов обладают полномочиями по созданию муниципальных предприятий и учреждений, осуществлению финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществлению закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.

Таким образом, организация сбора, вывоза, утилизации бытовых отходов и мусора в целях исполнения муниципальных функций по реализации полномочий органов местного самоуправления в сфере (подпункт 4 пункта 14 Устава) является функцией органа местного самоуправления.

Наделение бюджетного учреждения функциями органа местного самоуправления, а также совмещение указанных функций с функциями хозяйствующего субъекта запрещено частью 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

С учетом изложенного, наделение МБУ «ЦКОБ МГО» функциями органа местного самоуправления путем включения в Устав Учреждения вида деятельности, предусмотренного подпунктом 4 пункта 14, содержит признаки нарушения части 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

2.2. Согласно статье 72 БК РФ закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд с учетом положений настоящего Кодекса. Государственные (муниципальные) контракты заключаются в соответствии с планом-графиком закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств, за исключением случаев, установленных пунктом 3 настоящей статьи.

В соответствии со статьей 2 Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) нормы права, содержащиеся в иных федеральных законах и регулирующие отношения, указанные в части 1 статьи 1 Закона о контрактной системе, должны соответствовать данному закону.

Согласно статье 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (конкурсы, аукционы, запрос котировок, запрос предложений) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

Согласно пункту 4 статьи 3 Закона о контрактной системе участник закупки – любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, за исключением юридического лица, местом регистрации которого является государство или территория, включенные в утверждаемый в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении юридических лиц, или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.

Частью 1 статьи 8 Закона о контрактной системе предусмотрено, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Под конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в части 2 статьи 24 Закона о контрактной системе понимаются конкурсы, аукционы, запрос котировок, запрос предложений.

Следовательно, применение Закона о контрактной системе является обязательным условием при использовании средств местного бюджета, которые направляются на оплату услуг для муниципальных нужд.

Из содержания Устава Учреждения следует, что МБУ «ЦКОБ МГО» осуществляет санитарное содержание и уборку улиц, тротуаров, остановок транспорта общего пользования, дворовых территорий, скверов, парков, аллей, спортивных и детских игровых площадок, газонов в осенний, зимний и летний периоды, обработку объектов улично-дорожной сети противогололедными препаратами, очистку от мусора родников, ручьев, канав, лотков, ливневой канализации и других водопроводных устройств (подпункт 1 пункта 14); озеленение территорий городского округа: посадка, обработка, полив зеленых насаждений, обрезка деревьев и кустарников, устройство цветников, газонов, кошение травы и прочее (подпункт 2 пункта 14); ремонт дорог, тротуаров, мостиков, остановок транспорта общего пользования, газонов (подпункт 3 пункта 14); содержание и обслуживание зданий социального комплекса (подпункт 4 пункта 14).

Задание 2021 предусматривает следующие муниципальные работы:

- содержание в чистоте территории города;

- содержание объектов озеленения.

Вместе с тем, указанные виды деятельности являются конкурентными и могут осуществляться хозяйствующими субъектами любой организационно-правовой формы.

Применительно к рассматриваемому случаю деятельность МБУ «ЦКОБ МГО» по выполнению на основании подпунктов 1-4 пункта 14 Устава и Задания 2021 работ по существу направлена на обеспечение за счет средств местного бюджета потребностей муниципального образования «Миасский городской округ» в работах, необходимых для решения Администрацией вопросов местного значения, функций и полномочий органа местного самоуправления.

Исходя из системного толкования законодательства, выполнение работ, указанных в подпунктах 1-4 пункта 14 Устава и Задании 2021, является муниципальной нуждой, а не муниципальной работой, поскольку потребность в выполнении указанных работ возникает у муниципального образования, а не отдельных заявителей.

Таким образом, предусмотренные подпунктами 1-4 пункта 14 Устава и Заданием 2021 МБУ «ЦКОБ МГО» работы необходимы для решения вопросов местного значения и являются муниципальными нуждами, должны осуществляться в порядке, предусмотренном Законом о контрактной системе.

Включение подпунктов 1-4 пункта 14 в Устав и выдача Администрацией МБУ «ЦКОБ МГО» Задания 2021 на выполнение работ, которые необходимы для решения вопросов местного значения и являются муниципальными нуждами, с нарушением требований БК РФ и Закона о контрактной системе противоречит требованиям антимонопольного законодательства.

Установив безальтернативный порядок выполнения работ, предусмотренных подпунктами 2, 5, 6, 7, 13, 15 пункта 16 и Заданием 2019, посредством выдачи муниципального задания без проведения конкурентных процедур, Администрация создала необоснованные преимущества осуществления деятельности для отдельного хозяйствующего субъекта определенной организационно-правовой формы – МБУ «ЦХОиЦР», в то время как иные хозяйствующие субъекты лишены доступа к соответствующим товарным рынкам, что необоснованно препятствует осуществлению деятельности хозяйствующих субъектов, способных конкурировать за получение бюджетных денежных средств в случае проведения публичных процедур, и в случае признания победителями – выполнять указанные работы.

Согласно части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции органам местного самоуправления, иным органам, осуществляющим функции указанных органов, запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Согласно части 2 статьи 1 Закона о защите конкуренции целями закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.

Под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Согласно пункту 8 статьи 4 Закона о защите конкуренции дискриминационные условия – условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами.

Пунктом 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции определено, что одним из признаков ограничения конкуренции является сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке.

Создание конкретному хозяйствующему субъекту преимуществ в осуществлении предпринимательской деятельности, а также дискриминационных условий является достаточным основанием для признания таких действий нарушающими положения антимонопольного законодательства, в частности, части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Состав правонарушения при неисполнении запрета, предусмотренного частью 1 статьей 15 Закона о защите конкуренции, является формальным, то есть нарушение указанной нормы не требует наступления конкретных последствий в виде ограничения конкуренции.

Положения данной нормы части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции направлены, в том числе на защиту неопределенного круга лиц.

С учетом изложенного, действия Администрации по включению в Устав МБУ «ЦКОБ МГО» положений, предусмотренных подпунктами 1-4 пункта 14 Устава, и по утверждению МБУ «ЦКОБ МГО» Задания 2021 могут привести к созданию необоснованных преимуществ осуществления деятельности отдельному хозяйствующему субъекту и к устранению конкуренции при осуществлении закупок на выполнение работ, необходимых для решения вопросов местного значения и являющихся муниципальными нуждами, что содержит признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

3. Постановлением Администрации от 01.09.2015 № 5422 утвержден административный регламент по предоставлению муниципальной услуги «Предоставление в собственность, постоянное (бессрочное) пользование, в безвозмездное пользование, аренду земельных участков юридическим лицам и гражданам» (в ред. постановления Администрации от 15.02.2018 № 747) (далее - Регламент).

Пунктом 2 статьи 39.10 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) установлен перечень лиц, имеющих право на предоставление в безвозмездное пользование земельных участков, находящиеся в государственной или муниципальной собственности.

Подпунктом 3 пункта 2 Регламента установлено, что к получателям муниципальной услуги при предоставлении земельного участка в безвозмездное пользование относятся физические лица и юридические лица, а именно:

а) юридические лица (государственные и муниципальные учреждения (бюджетные, казенные, автономные), казенные предприятия);

б) религиозные организации;

в) лица, с которыми в соответствии с Законом о контрактной системе заключены гражданско-правовые договоры на строительство или реконструкцию объектов недвижимости, осуществляемые полностью за счет средств федерального бюджета, средств бюджета субъекта Российской Федерации или средств местного бюджета;

г) некоммерческие организации, созданные гражданами, для ведения огородничества или садоводства, в целях жилищного строительства;

д) лица, с которыми в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе», Законом о контрактной системе заключены государственные контракты на выполнение работ, оказание услуг для обеспечения обороны страны и безопасности государства, осуществляемых полностью за счет средств федерального бюджета.

Вместе с тем, положения подпункта 3 пункта 2 Регламента не соответствуют пункту 2 статьи 39.10 ЗК РФ, что может привести к необоснованному отказу в предоставлении муниципальной услуги лицам, указанным в пункте 2 статьи 39.10 ЗК РФ и содержит признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, в том числе пункта 8 названной нормы.

3.1. Пунктом 10 Регламента установлен перечень документов, представляемых заявителем при обращении с целью получения муниципальной услуги «Предоставление в собственность земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, а также земельных участков, находящихся в муниципальной собственности».

Вместе с тем, Регламент не содержит указаний о необходимости проведения торгов в целях предоставления в собственность земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, а также земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, либо о возможности предоставления данных земельных участков без проведения торгов.

Соответственно Регламент не содержит указание о том требуется ли проведение торгов для предоставления в собственность земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, а также земельных участков, находящихся в муниципальной собственности в целях дальнейшего определения перечня документов, необходимых для предоставления земельного участка в собственность, что может ввести в заблуждение претендентов на получение земельного участка относительно содержания перечня документов и привести к созданию дискриминационных условий при предоставлении земельных участков.

4. Согласно протоколу № 3 оценки и сопоставления заявок участников конкурса на предоставление гарантированного перечня услуг по погребению на территории Миасского городского округа от 10.03.2021 победителем конкурса является ООО «Мемориал», как единственный участник, подавший заявку на участие в конкурсе.

Между Администрацией и ООО «Мемориал» 11.03.2021 заключен договор № 120 по предоставлению гарантированного перечня услуг по погребению на территории Миасского городского округа, сроком действия до 31.12.2023 (далее – договор от 11.03.2021 № 120).

Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, государственные гарантии его осуществления устанавливает Закон № 131-ФЗ, который к вопросам местного значения городского округа относит организацию ритуальных услуг (пункт 23 части 1 статьи 16).

Согласно письму Управления ЖКХ, энергетики и транспорта Администрации (исх. № 965/6 от 07.05.2021) специализированной службой по вопросам похоронного дела является ООО «Мемориал», на основании заключенного договора от 11.03.2021 № 120.

Отношения, связанные с погребением умерших, регулируются Федеральным законом от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее – Закон о погребении), который устанавливает гарантии погребения умершего с учетом волеизъявления, выраженного лицом при жизни, и пожелания родственников; гарантии предоставления материальной и иной помощи для погребения умершего; санитарные и экологические требования к выбору и содержанию мест погребения; основы организации похоронного дела в Российской Федерации как самостоятельного вида деятельности.

Так, в соответствии с пунктом 1 статьи 9 Закона о погребении супругу, близким родственникам, иным родственникам, законному представителю или иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего, гарантируется оказание на безвозмездной основе закрытого перечня услуг, поименованных в данном пункте.

При этом, согласно пункту 2 статьи 9 Закона о погребении услуги по погребению, указанные в пункте 1 названной статьи, оказываются специализированной службой по вопросам похоронного дела.

По мнению антимонопольного органа, заключая договор от 11.03.2021 № 120 на конкурсной основе, Администрация фактически наделила ООО «Мемориал» статусом специализированной службы, поскольку действующим законодательством не предусмотрено предоставление возможности оказания гарантированного перечня услуг по погребению лицами, не являющимся специализированной службой по вопросам похоронного дела.

Кроме того, организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления (статья 25 Закона о погребении).

Согласно статье 29 Закон о погребении органы местного самоуправления создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые в соответствии с настоящим Федеральным законом возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших.

Из положений Закона о погребении в системном единстве следует, что, устанавливая гарантии, связанные с погребением умерших, в частности, возлагая обязанность по осуществлению погребения умерших на специализированные службы, федеральный законодатель не конкретизирует способ и порядок их реализации и не исключает возможности выполнения данной деятельности другими хозяйствующими субъектами, определяя, лишь, что качество предоставляемых услуг должно соответствовать требованиям, устанавливаемым органами местного самоуправления.

Статьей 9 Закона о погребении определено, что стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, возмещается специализированной службе в зависимости от категории, к которой относится умерший, за счет Пенсионного фонда Российской Федерации, федерального бюджета, Фонда социального страхования Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации (пункт 3).

В силу положений статьи 10 Закона о погребении в случае, если погребение осуществлялось за счет средств супруга, близких родственников, иных родственников, законного представителя умершего или иного лица, взявшего на себя обязанность по погребению умершего, им выплачивается социальное пособие на погребение в размере, равном стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, указанному в пункте 1 статьи 9 названного закона.

Анализ приведенных законоположений приводит к заключению, что федеральный законодатель предусмотрел создание специализированной службы именно органом местного самоуправления как гарантию безусловного исполнения требований Закона о погребении и предоставления лицам, взявшим на себя обязанность по погребению умершего, права выбора организации, осуществляющей услуги по погребению, независимо от наличия на территории муниципального образования иных субъектов предпринимательской деятельности, оказывающих услуги в сфере похоронного дела.

Законом о погребении не установлены требования к организационно-правовой форме специализированной службы.

Вместе с тем, при создании специализированной службы необходимо принимать во внимание запреты, установленные статьей 15 Закона о защите конкуренции.

Органы местного самоуправления не наделены правом присвоения статуса специализированной службы коммерческим организациям и (или) некоммерческим партнерствам, поскольку Закон № 131-ФЗ не предоставляет им права делегировать полномочия, которые отнесены законом к полномочиям организаций создаваемым органами местного самоуправления для оказания гарантированного перечня услуг по погребению на безвозмездной основе.

Следовательно, присвоение статуса специализированной службы ООО «Мемориал» является нарушением порядка, предусмотренного статьями 25 и 29 Закона о погребении.

При этом, законодательством о погребении и похоронном деле не предусмотрен порядок наделения статусом специализированной службы по вопросам похоронного дела на конкурсной основе.

Присвоение хозяйствующему субъекту – ООО «Мемориал» статуса специализированной службы, путем заключения договора от 11.03.2021 № 120 не исключает возможность осуществления услуг по погребению, предусмотренных статьей 9 закона о погребении, иными хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность на данном рынке.

Наделение Администрацией статусом специализированной службы ООО «Мемориал», путем заключения договора от 11.03.2021 № 120 на конкурсной основе не соответствует требованиям действующего законодательства, поскольку не является созданием органом местного самоуправления специализированной службой по вопросам похоронного дела, что может привести к созданию обществу необоснованных преимуществ осуществления предпринимательской деятельности на рынке оказания ритуальных услуг, что содержит признаки нарушения пункта 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

5. Частью 3 статьи 55 Градостроительного кодекса РФ (далее – ГрК РФ) установлен перечень документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.

Постановление Администрации от 24.03.2020 № 1376 утвержден Административный регламент предоставления муниципальной услуги «Выдача разрешения на ввод объекта капитального строительства» (далее – Административный регламент «Выдача разрешения на ввод объекта капитального строительства»).

Пунктом 11 Административного регламента «Выдача разрешения на ввод объекта капитального строительства» установлен перечень документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.

5.1. Согласно пункту 9 части 3 статьи 55 ГрК РФ для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию необходимо заключение органа государственного строительного надзора (в случае, если предусмотрено осуществление государственного строительного надзора в соответствии с частью 1 статьи 54 ГрК РФ) о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства указанным в пункте 1 части 5 статьи 49 ГрК РФ требованиям проектной документации (включая проектную документацию, в которой учтены изменения, внесенные в соответствии с частями 3.8 и 3.9 статьи 49 ГрК РФ), заключение уполномоченного на осуществление федерального государственного экологического надзора федерального органа исполнительной власти (далее - орган федерального государственного экологического надзора), выдаваемое в случаях, предусмотренных частью 5 статьи 54 ГрК РФ.

Подпунктом 9 пункта 11 Административного регламента «Выдача разрешения на ввод объекта капитального строительства» установлено, что для предоставления муниципальной услуги в части выдачи разрешения на ввод необходимо заключение органа государственного строительного надзора (в случае, если предусмотрено осуществление государственного строительного надзора в соответствии с частью 1 статьи 54 Градостроительного Кодекса) о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, заключение уполномоченного на осуществление федерального государственного экологического надзора федерального органа исполнительной власти (далее - орган федерального государственного экологического надзора), выдаваемое в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 54 ГрК РФ.

Тем самым, установление подпункта 9 пункта 11 Административного регламента «Выдача разрешения на ввод объекта капитального строительства», без учета изменений, внесенных в пункт 9 части 3 статьи 55 ГрК РФ, может ввести в заблуждение лиц, имеющих намерение получить разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, о составе документов, необходимых для предоставления.

5.2. Согласно пункту 20 Административного регламента «Выдача разрешения на ввод объекта капитального строительства» основанием для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию также является невыполнение застройщиком требований, предусмотренных частью 18 статьи 51 ГрК РФ. В таком случае разрешение на ввод объекта в эксплуатацию выдается только после передачи безвозмездно в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления или уполномоченную организацию, осуществляющую государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, либо Государственную корпорацию по космической деятельности «Роскосмос», выдавшие разрешение на строительство, сведений о площади, о высоте и количестве этажей планируемого объекта капитального строительства, о сетях инженерно-технического обеспечения, одного экземпляра копии результатов инженерных изысканий и по одному экземпляру копий разделов проектной документации, предусмотренных пунктами 2, 8 – 10 и 11.1 части 12 статьи 48 Градостроительного Кодекса, а в случае строительства или реконструкции объекта капитального строительства в границах территории исторического поселения также предусмотренного пунктом 3 части 12 статьи 48 Градостроительного Кодекса раздела проектной документации объекта капитального строительства (за исключением случая, если строительство или реконструкция объекта капитального строительства осуществлялись в соответствии с типовым архитектурным решением объекта капитального строительства).

Однако указанный абзац не соответствует требованиям статьи 55 ГрК РФ, что может привести к необоснованному отказу в предоставлении муниципальной услуги.

Таким образом, отказ в предоставлении муниципальной услуги, установленный пунктом 20 Административного регламента «Выдача разрешения на ввод объекта капитального строительства» содержит признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

5.3. Согласно части 9.1 статьи 55 ГрК РФ орган местного самоуправления, выдавший разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, в течение пяти рабочих дней со дня выдачи такого разрешения обеспечивают (в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия) передачу в уполномоченные на размещение в государственных информационных системах обеспечения градостроительной деятельности органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления муниципальных районов, городских округов сведения, документы, материалы, указанные в пунктах 3, 9 - 9.2, 11 и 12 части 5 статьи 56 ГрК РФ.

Вместе с тем, Административный регламент «Выдача разрешения на ввод объекта капитального строительства» указанного положения не содержит, что может привести к необеспечению контроля за передачей в уполномоченные на размещение в государственных информационных системах обеспечения градостроительной деятельности органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления муниципальных районов, городских округов сведения, документы, материалы, указанные в пунктах 3, 9 - 9.2, 11 и 12 части 5 статьи 56 ГрК РФ.

6. Частью 13 статьи 51 ГрК РФ установлены основания для отказа в выдаче разрешения на строительство.

Постановлением Администрации от 24.03.2020 № 1375 утвержден Административный регламент предоставления муниципальной услуги «Выдача разрешения на строительство объекта капитального строительства» (далее – Административный регламент «Выдача разрешения на строительство объекта капитального строительства»).

6.1. В соответствии с подпунктом 1 пункта 11 Административного регламента «Выдача разрешения на строительство объекта капитального строительства» одним из документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги в части выдачи разрешения на строительство является документ, удостоверяющий личность лица, обратившегося с заявлением (для идентификации личности).

Вместе с тем, часть 7 статьи 51 ГрК РФ не содержит требования о предоставлении в составе документов, необходимых для подачи совместно с заявлением о выдаче разрешения на строительство, документа, удостоверяющего личность.

При этом необходимо отметить, что Административным регламентом «Выдача разрешения на строительство объекта капитального строительства» в качестве одного из оснований для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги является отсутствие документов, указанных в пункте 11 Административного регламента «Выдача разрешения на строительство объекта капитального строительства», обязанность по предоставлению которых возложена на заявителя.

Из указанного пункта фактически следует, что лицо, имеющее намерение получить разрешение на строительство обязано в составе пакета документов, предоставляемых совместно с заявлением, приложить оригинал указанного документа, что может фактически ввести в заблуждение.

6.2. Подпункт 3 пункта 11 Административного регламента «Выдача разрешения на строительство объекта капитального строительства» устанавливает, что заявитель также должен предоставить правоустанавливающие документы на земельный участок, в том числе соглашение об установлении сервитута, решение об установлении публичного сервитута.

Пункт 1 части 7 статьи 51 ГрК РФ также устанавливает обязанность предоставления документов, поименованных в подпункте 3 пункта 11 Административного регламента «Выдача разрешения на строительство». Однако указанный пункт дополнен сведениями о необходимости предоставления схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, на основании которой был образован указанный земельный участок и выдан градостроительный план земельного участка в случае, предусмотренном частью 1.1 статьи 57.3 настоящего Кодекса, если иное не установлено частью 7.3 ГрК РФ.

Таким образом, неустановление требования о предоставлении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории не соответствует требованиям пункта 1 части 7 статьи 51 ГрК РФ и может ввести в заблуждение лиц, имеющих намерение получить разрешение на строительство в случае, предусмотренном частью 1.1. статьи 57.3 ГрК РФ, о составе документов, необходимых для предоставления.

6.3. Согласно подпункту 6 пункта 11 Административного регламента «Выдача разрешения на строительство объекта капитального строительства» для предоставления муниципальной услуги в части выдачи разрешения на строительство необходимо также представить материалы, содержащиеся в проектной документации, в том числе схему планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с информацией, указанной в градостроительном плане земельного участка, с обозначением места размещения объекта капитального строительства, подъездов и проходов к нему, границ зон действия публичных сервитутов, объектов археологического наследия (абзац б); схема планировочной организации земельного участка, подтверждающая расположение линейного объекта в пределах красных линий, утвержденных в составе документации по планировке территории применительно к линейным объектам (абзац в).

В соответствии с пунктом 3 части 7 статьи 51 ГрК РФ, совместно с заявлением на выдачу разрешения на строительство также предоставляются результаты инженерных изысканий и следующие материалы, содержащиеся в утвержденной в соответствии с частью 15 статьи 48 настоящего Кодекса проектной документации, включая схему планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с информацией, указанной в градостроительном плане земельного участка, а в случае подготовки проектной документации применительно к линейным объектам проект полосы отвода, выполненный в соответствии с проектом планировки территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории) (подпункт б).

Таким образом, подпункт 6 пункта 11 Административного регламента «Выдача разрешения на строительство объекта капитального строительства» не содержит указания о том, что в обязательном порядке заявителем предоставляются результаты инженерных изысканий, что не соответствует требованиям пункта 3 части 7 статьи 51 ГрК РФ.

Кроме того, абзацем б) подпункта 6 пункта 11 Административного регламента «Выдача разрешения на строительство объекта капитального строительства» установлены дополнительные требования к документам, непредусмотренные подпунктом б) пунктом 3 части 7 статьи 51 ГрК РФ, в части обязательности обозначения на схеме планировочной организации земельного участка, выполненной в соответствии с информацией, указанной в градостроительном плане земельного участка, с обозначением места размещения объекта капитального строительства, подъездов и проходов к нему, границ зон действия публичных сервитутов, объектов археологического наследия.

Положения абзаца «в» подпункта 6 пункта 11 Административного регламента «Выдача разрешения на строительство объекта капитального строительства» также не соответствует требованиям ГрК РФ, поскольку требует предоставления от заявителей, обращающихся в Администрацию с заявлением на выдачу разрешения на строительство, схемы планировочной организации земельного участка, подтверждающая расположение линейного объекта в пределах красных линий, тогда как ГрК РФ предусмотрено предоставление проекта полосы отвода, выполненного в соответствии с проектом планировки территории.

6.4. Подпункт «в» пункта 3 части 7 статьи 51 ГрК РФ устанавливает, что заявителем предоставляются разделы, содержащие архитектурные и конструктивные решения, а также решения и мероприятия, направленные на обеспечение доступа инвалидов к объекту капитального строительства (в случае подготовки проектной документации применительно к объектам здравоохранения, образования, культуры, отдыха, спорта и иным объектам социально-культурного и коммунально-бытового назначения, объектам транспорта, торговли, общественного питания, объектам делового, административного, финансового, религиозного назначения, объектам жилищного фонда).

Во исполнение указанного подпункта ГрК РФ, в Административном регламенте «Выдача разрешения на строительство объекта капитального строительства» предусмотрено предоставление архитектурных решений (абзац г); и перечне мероприятий по обеспечению инвалидов к объектам здравоохранения, образования, культуры, отдыха, спорта и иным объектам социально-культурного и коммунально-бытового назначения, объектам транспорта, торговли, общественного питания, объектам делового, административного, финансового, религиозного назначения, объектам жилищного фонда в случае строительства, реконструкции указанных объектов при условии, что экспертиза проектной документации указанных объектов не проводилась в соответствии со статьей 49 ГрК РФ (абзац «з»).

Следовательно, положения Административного регламента «Выдача разрешения на строительство объекта капитального строительства» в данной части также не соответствуют требованиям ГрК РФ, поскольку предусматривают предоставление исключительно архитектурных решений, а не раздела проектной документации, а также не устанавливают требования о предоставлении конструктивных решений. Кроме того, абзац з) подпункта 6 пункта 11 Административного регламента «Выдача разрешения на строительство объекта капитального строительства» устанавливает обязательность предоставления исключительно мероприятий по обеспечению инвалидов к поименованным в абзаце объектам и не содержит сведений о необходимости предоставления решений по совершению таких действий и устанавливает требование о предоставлении документов, указанных в рассматриваемом пункте, только в случае непроведения экспертизы в соответствии с требованиями статьи 49 ГрК РФ, что не установлено нормами статьи 51 ГрК РФ.

6.5. Также стоит отметить, что абзацем д) подпункта 6 пункта 11 Административного регламента «Выдача разрешения на строительство объекта капитального строительства» установлено дополнительное требование, отсутствующее в ГрК РФ, о предоставлении сведений об инженерном оборудовании, сводный план сетей инженерно-технического обеспечения с обозначением мест подключения (технологического присоединения) проектируемого объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.

Таким образом, Администрацией в нарушение положений пункта 3 части 7 статьи 51 ГрК РФ установлены требования о предоставлении документов, непредусмотренных действующим градостроительным законодательством.

6.6. При проверке Административного регламента «Выдача разрешения на строительство объекта капитального строительства» на соответствие требованиям законодательства также установлено отсутствие в перечне документов, необходимых для предоставления заявителем с целью получения разрешения на строительство, таких документов и сведений как подтверждение соответствия вносимых в проектную документацию изменений требованиям, указанным в части 3.8 статьи 49 настоящего Кодекса, предоставленное лицом, являющимся членом саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации, и утвержденное привлеченным этим лицом в соответствии с настоящим Кодексом специалистом по организации архитектурно-строительного проектирования в должности главного инженера проекта, в случае внесения изменений в проектную документацию в соответствии с частью 3.8 статьи 49 настоящего Кодекса (пункт 4.2 части 7 статьи 51 ГрК РФ); подтверждение соответствия вносимых в проектную документацию изменений требованиям, указанным в части 3.9 статьи 49 настоящего Кодекса, предоставленное органом исполнительной власти или организацией, проводившими экспертизу проектной документации, в случае внесения изменений в проектную документацию в ходе экспертного сопровождения в соответствии с частью 3.9 статьи 49 настоящего Кодекса (пункт 4.3 части 7 статьи 51 ГрК РФ); копии договора о развитии застроенной территории или договора о комплексном развитии территории в случае, если строительство, реконструкцию объектов капитального строительства планируется осуществлять в границах территории, в отношении которой органом местного самоуправления принято решение о развитии застроенной территории или решение о комплексном развитии территории по инициативе органа местного самоуправления, за исключением случая принятия решения о самостоятельном осуществлении комплексного развития территории (пункт 10 части 7 статьи 51 ГрК РФ).

В данном случае несоответствие перечня документов, предусмотренных для предоставления Административным регламентом «Выдача разрешения на строительство объекта капитального строительства», требованиям, установленным ГрК РФ, может повлечь нарушение прав лиц, заинтересованных в получении разрешения на строительство, представивших пакет документов в соответствии с частью 7 статьи 51 ГрК РФ, ввиду того, что одним из оснований для отказа, в том числе является отсутствие документов, указанных в пункте 11 Административного регламента «Выдача разрешения на строительство объекта капитального строительства», обязанность по предоставлению которых возложена на заявителя (подпункт 1 пункта 24), что, в свою очередь может привести к необоснованному препятствованию осуществления деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований и может содержать признаки нарушения пункта 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Подписи лиц, проводивших проверку:

<…> _____________________

<…> _____________________

<…> _____________________

<…> _____________________

<…> _____________________

<…> _____________________

 

С актом проверки ознакомлен, копию акта получил: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

(Ф.И.О., должность руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя

проверяемого лица)

Отметка об отказе руководителя проверяемого лица (его уполномоченного представителя, иного должностного лица) подписать акт __________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Связанные организации

Связанные организации не указаны