Решение б/н Решение № 43-04-18.1/17 по жалобе ООО «УСА» на действия (без... от 15 сентября 2017 г.
Текст документа
Сохранить как PDFР Е Ш Е Н И Е
г. Челябинск, пр. Ленина, 59
Резолютивная часть решения оглашена 06 сентября 2017 года.
В полном объеме решение изготовлено 11 сентября 2017 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
<…> – заместителя руководителя Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
<…> – начальника отдела антимонопольного контроля Челябинского УФАС России; <…> – специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля Челябинского УФАС России; |
- жалобу № 43-04-18.1/17 Общества с ограниченной ответственностью «Уралспецавтоматика» (далее - ООО «УСА») от 29.08.2017 вх. № 11201 на действия (бездействие) ФГУП «Российский Федеральный Ядерный Центр — Всероссийский научно-исследовательский институт технической физики имени академика Е.И. Забабахина» (далее — заказчик) при проведении открытого запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на поставку обнаружителя взрывчатых веществ (извещение № 31705357797) (далее – Запрос предложений), в присутствии представителей ООО «УСА» и представителей заказчика,
УСТАНОВИЛА:
В Челябинское УФАС России поступила жалоба ООО «УСА» на действия (бездействие) ФГУП «Российский Федеральный Ядерный Центр — Всероссийский научно-исследовательский институт технической физики имени академика Е.И. Забабахина» при проведении открытого запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на поставку обнаружителя взрывчатых веществ размещенного на сайте www.zakupki.gov.ru (извещение № 31705357797).
Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее- Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее – Положение о закупке).
- деятельность заказчика регламентируется Единым отраслевым стандартом закупок (Положением о закупке) Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом», утвержденным решением наблюдательного совета Госкорпорации «Росатом» от 07.02.2012 № 37 (далее – ЕОСЗ).
25.07.2017 заказчик на сайте www.zakupki.gov.ru (извещение № 31705357797), http://www.zakupki.rosatom.ru (закупка № 170725/0468/318), ЭТП Фабрикант (закупка № 2354737) разместил извещение о проведении Запроса предложений.
Дата и время окончания подачи заявок — 07.08.2017 в 06:00 (время Московское).
Отборочная стадия рассмотрения заявок на участие в закупке – г. Снежинск, ул. Васильева, 13, не позднее 18.08.2017.
Оценочная стадия рассмотрения заявок на участие в закупке и подведение итогов закупки - г. Снежинск, ул. Васильева, 13, не позднее 18.08.2017.
Начальная (максимальная) цена договора: 15 000 000 (пятнадцать миллионов) рублей 00 копеек, включая НДС.
Закупка осуществлялась в соответствии с подпунктом б) пункта 4 Положения об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, годовом объеме таких закупок и порядке расчета указанного объема, утвержденного Постановлением Правительства от 11.12.2014 № 1352 «Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Положение).
В соответствии с пунктом 20 Положения участниками данной закупки могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, определенные статьей 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ».
Для участия в процедуре закупки участник должен быть зарегистрированным на указанной ЭТП в соответствии с правилам, условиями и порядком регистрации, установленными данной ЭТП, и подать заявку на участие в закупке в срок, указанный в извещении о проведении закупки.
Согласно протоколу открытия доступа к заявкам на участие в Запросе предложений на право заключения договора на поставку обнаружителя взрывчатых веществ от 07.08.2017 № 2354737-1, на участие в запросе предложений подали заявки ООО «Комплексные системы безопасности атомной промышленности» и ООО «УСА».
Результатом рассмотрения заявок на участие в запросе предложений на отборочной стадии закупочной комиссией приняты следующие решения:
- допустить к дальнейшему участию в Запросе предложений следующего участника Запроса предложений, отвечающего требованиям документации по Запросу предложений и подавшего заявку на участие в Запросе предложений, отвечающую требованиям документации по запросу предложений: ООО «Комплексные системы безопасности атомной промышленности»;
- отказать в допуске к дальнейшему участию в Запросе предложений следующему участнику Запроса предложений, подавшему заявку: ООО «УСА».
Заявка ООО «УСА» отклонена в соответствии с подпунктом «г» пункта 8.3 части 8 раздела 1 Приложения № 12 к ЕОСЗ, т.к. участник в заявке указал товар, предлагаемый к поставке, не являющийся по своим техническим и качественным характеристикам, а также по потребительским свойствам эквивалентом исходному, и не соответствует требованиям, предъявленным Заказчиком в «Технической части» - в заявке участника предлагается пульт ПВЛК, который обладает возможностью отключения функции: - считывания индивидуальной карты пропуска; - набор ПИН-кода с имеющейся клавиатурой; - идентификации по биометрическим параметрам, а требуется обнаружитель взрывчатых веществ, который не должен быть оснащен согласно пункту 4.1 Технической части: -считывателем; - клавиатурой для набора ПИН-кода; - устройством идентификации; - иными техническими возможностями не оговоренными в данном техническом задании.
В связи с тем, что по результатам рассмотрения заявок только один участник запроса предложений и поданная им заявка признаны соответствующими условиям запроса предложений, в соответствии с подпунктом б) пункта 1.2 статьи 6.4 главы 6 ЕОСЗ открытый запрос предложений признан несостоявшимся.
Заказчик вправе принять решение о заключении договора с участием Запроса предложений ООО «Комплексные системы безопасности атомной промышленности» на условиях, указанных в заявке на участие в Запросе предложений ООО «Комплексные системы безопасности атомной промышленности».
30.08.2017 Заказчик заключил договор на поставку обнаружителя взрывчатых веществ с ООО «Комплексные системы безопасности атомной промышленности».
Материалы жалобы от 29.08.2017 вх. № 11201 и пояснения представителей ООО «УСА» свидетельствует о следующем.
В подпункте 1.8 пункта 2.1.1 закупочной документации Заказчиком установлены необоснованные требования к участникам закупки.
В томе 2 «Технической части» Закупочной документации имеются разночтения по температурным условиям эксплуатации, а именно: в пункте 3.3 «Рабочие условия эксплуатации» обнаружителя взрывчатых веществ указана температура окружающей среды воздуха +5 до +40 градусов. При этом в пункте 4.6.1 «Требование к стабильности параметров при воздействии факторов внешней среды» обнаружителя взрывчатых веществ температура отличается на 4 градуса (от +1 до +40 градусов).
В подразделе 4.1 Технического задания указаны конкретные габариты обнаружителей взрывчатых веществ (В*Ш+Г), 657*205*166, также указывается, что обнаружитель взрывчатых веществ устанавливается в существующую систему контроля и управления доступом (далее – СКУД), должен обнаруживать только микрочастицы и/или следы взрывчатых веществ и не должен обладать иными возможностями и дублировать существующие элементы СКУД.
- то, что в Технической части допускается поставка «стационарного терминального автоматического обнаружителя взрывчатых веществ «ЧУБ» или «эквивалента», а также принимая во внимание, что ни характеристики, ни описание СКУД в закупочной документации не приводятся, а точные габариты обнаружителей напротив указываются, участники закупки ограничиваются в возможности предложить эквиваленты обнаружителей взрывчатых веществ, включая те, которые обладают более широкими возможностями обнаружения помимо обнаружения частиц и следов ВВ, хотя данное право должно быть представлено участниками в соответствии с частью 5 статьи 5 статьи 5.2.1 ЕОСЗ.
Кроме того, Заказчик при направлении ООО «УСА» запроса о разъяснении Документации о закупке от 01.08.2017 не разместил в единой информационной системе ответ на запрос о разъяснении Документации о закупке, а опубликовал ответ только на ЭТП Фабрикант, что нарушает часть 1 статьи 6.2.2 ЕОСЗ.
Представители заказчика на заседании Комиссии и в письменных пояснениях пояснили, что не согласны с доводами заявителя, изложенными в жалобе, исходя из следующего.
1. Заявителем не представлено доказательств того, что сформулированные заказчиком в Документации о закупке требования к участникам закупки привели к необоснованному ограничению количества участников запроса предложений, а также нарушили права и законные интересы заявителя.
Закон о закупках не запрещает устанавливать требования к участникам закупок. Нарушение заказчиком при установлении критериев оценки может заключаться в отсутствии в конкурсной документации ясных и определенных критериев оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.
Таким образом, заказчиком определенным образом сформулирован ряд требований в целях объективной оценки участников.
2. Заказчик планирует установку обнаружителя взрывчатых веществ в существующую СКУД и не нуждается в более широких возможностях обнаружителя взрывчатых веществ помимо обнаружителя частиц и следов взрывчатых веществ, т.к. они дублируют существующие элементы СКУД. Данное требование приведено в пункте 4.1 раздела 4 Технические требования.
Дублирование элементов СКУД приведет к :
- дополнительным затратам;
- ухудшению тактико-технических характеристик СКУД;
- увеличению времени прохода персонала через точку доступа и как следствие к массовому скоплению людей на контрольно-пропускных пунктах, что ведет к снижению антитеррористической защищенности важного государственного объекта.
3. Заказчик 02.08.2017 разместил ответ на запрос о разъяснении документации на сайте ЭТП Фабрикант. Данный ответ находится в открытом доступе, с которым может ознакомиться участник Запроса предложений, в том числе ООО «УСА».
На основании вышеизложенного Заказчик считает жалобу ООО «УСА» необоснованной и не подлежащей удовлетворению.
Изучив материалы дела, заслушав пояснения представителя ООО «УСА», представителей заказчика, Комиссия Челябинского УФАС России пришла к следующим выводам.
Согласно статье 1 Закона о закупках целями регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:
-
-
- информационная открытость закупки;
- равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
- целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;
- отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
-
1. В документации о закупке должны быть указаны определенные Положением о закупке требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям (пункт 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках).
Часть 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критерию и в порядке, которые не указанны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участника закупки, установленные заказчиком, применяются ко всем участникам закупки.
Согласно статье 5.1 ЕОСЗ заказчик при подготовке к проведению закупки устанавливает требования к участникам закупки (в соответствии с приложением № 10. Перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям, предусмотрен Документации о закупке.
Подпунктом 1.8 пункта 2.1.1 Документации о закупке установлены следующие требования к участникам Запроса предложений: отсутствие за последние 2 года в отношении участника закупки следующих, подтвержденных документально, установленных фактов и случаев в рамках закупок, проводимых Госкорпорацией «Росатом» и ее организациями в соответствии с подпунктом 1.9 пункта 1.1 ЕОСЗ:
а) случаев уклонения от заключения договора по результатам закупок, в котором участник признан победителем закупки или с ним было принято решение о заключении договора, как с единственным участником закупки;
- прямой письменный отказ от подписания договора;
- не подписание проекта договора в предусмотренный для этого в документации срок;
- предъявление при подписании договора встречных требований по условиям договора в противоречие ранее установленным в документации и (или) в заявке такого участника, а также достигнутым в ходе преддоговорных переговоров условиями;
- непредставление документов, обязательных к предоставлению до заключения договора и предусмотренных документацией и обязательствами, отраженными в заявке данного участника;
- отказ иностранного участника, от подписания договора на условиях, предложенных в ходе проведения закупки и указанных на ЭТП таким участником;
б) случаев непредставления обеспечения договора, если договором, заключенным по результатам закупки было предусмотрено его предоставление после заключения договора;
в) установленных правоохранительными органами фактов предоставления недостоверных сведений, существенных для принятия закупочной комиссией решения о допуске участника к участию в закупке и (или) оценки его заявки, указанных участником закупки в своей заявке, приведших к уголовному наказанию виновных лиц;
г) случаев расторжения договора по решению суда или по соглашению сторон в связи с существенным нарушением поставщиком условий договора.
Документы участниками закупки не предоставляются. Проверка на соответствие данному требованию осуществляется организатором закупки (заказчиком) самостоятельно по наименованию и ИНН участника заявок.
Таким образом, установленные в пункте 2.1.1 Документации о закупке требования соответствуют ЕОСЗ и требованиям Закона о закупках.
2. В пункте 2.1.2 Документации о закупке установлены требования к товару (оборудованию). Согласно данному пункту, продукция должна соответствовать требованиям, указанным в томе 2 «Технической части» документации.
2.1. Заявитель в своей жалобе указывает на то, что в томе 2 «Технической части» документации о закупке имеются разночтения по температурным условиям эксплуатации.
Представители заказчика на заседании комиссии пояснили, что Заказчику подходит оборудование эксплуатация которых возможна в двух температурных диапазонах (от 5 градусов до 40 градусов; от 1 градуса до 40 градусов).
Согласно разделу 3 Тома 2 «Техническая часть» документации обнаружитель типа «ЧУБ» должен соответствовать климатическому исполнению «УХЛ», категории размещения «4» по ГОСТ 15150-69. Эксплуатация обнаружителя должна осуществляться в закрытых помещениях с искусственно регулируемым климатическими условиями, обеспечивающими отсутствие воздействия агрессивных средств, прямого солнечного излучения, атмосферных осадков, ветра, песка и пыли наружного воздуха, а также существенно уменьшающими конденсации влаги.
- условиям эксплуатации на основании ГОСТ РВ 20.32.304 обнаружитель должен относиться к группе 1.1.
Рабочие условия эксплуатации:
- температура окружающего воздуха от 5 градусов до 40 градусов;
- относительно влажности не более 80 % при температуре окружающего воздуха 25 градусов;
- атмосферное давление от 84 до 106,7 кПа (от 630 до 800 мм. рт. ст.).
В подразделе 4.6 Тома 2 «техническая часть» документации указано, что изделие типа «ЧУБ»: должен эксплуатироваться при климатических условиях:
- температура окружающего воздуха от 1 градуса до 40 градусов;
- относительная влажность воздуха не более 80% при температуре окружающего воздуха 25 градусов;
- атмосферное давление от 84 до 106,7 кПа (от 630 до 800 мм. рт. ст.).
Согласно части 10 статьи 4 Закона о защите конкуренции в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работ, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
Таким образом, указание Заказчиком противоречивых сведений о температурном диапазоне эксплуатации обнаружителя взрывчатых веществ в документации о закупке не позволяет потенциальным участникам Запроса предложений определить потребность Заказчика, что является нарушением пункта 1 части 10 статьи 4 и пункта 1, 2 части 1 статьи 3Закона о закупках.
2.2 В разделе 4 Технических требований указаны габаритные размеры обнаружителя взрывчатых веществ - 657*205*166 мм.
Согласно пояснениям представителей заказчика на заседании комиссии обнаружитель взрывчатых веществ может быть представлен в заявке участников меньшего размера, но не более того, что указан в разделе 4 Технических требований.
Таким образом, неуказание Заказчиком в документации о закупке возможных габаритов обнаружителя взрывчатых веществ (не более, не менее) не позволяет потенциальным участникам Запроса предложений определить потребность Заказчика, что является нарушением пункта 1 части 10 статьи 4 и пунктов 1, 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках и является административным правонарушением, за которое предусмотрена административная ответственность частью 7 статьи 7.32.3 КоАП РФ.
2.3 В соответствии с пунктом 8.1 приложения № 12 к ЕОСЗ в рамках отборочной стадии комиссия рассматривает заявки на соответствие требованиям, установленным документацией, и соответствие участников закупки установленным требованиям.
На основании пункта 4.1 Тома 2 «Техническая часть» документации обнаружитель взрывчатых веществ не должен быть оснащен:
- считывателем;
- клавиатурой для набора ПИН-кода;
- устройством биометрической идентификации;
- иными техническими возможностями, не оговоренными в данном техническом задании.
Согласно заявке ООО «УСА», предложенный пульт ПВЛК обладает возможностью отключения следующих функций:
- считывания индивидуальной карты пропуска;
- набора ПИН-кода с имеющейся клавиатуры;
- идентификации по биометрическим параметрам.
Заказчик планирует установку обнаружителя взрывчатых веществ в существующую СКУД и не нуждается в более широких возможностях обнаружителя ВВ помимо обнаружителя частиц и следов взрывчатых веществ, т.к. они дублируют существующие элементы СКУД. Данное требование приведено в пункте 4.1 раздела 4 Технические требования.
- не представил доказательств того, что установленные требования являются излишними и безосновательно ограничивают круг участников закупки.
3. Согласно части 1 статьи 6.2.2 ЕОСЗ предоставление закупочной документации (в том числе изменений, разъяснений документации) осуществляется путем ее размещения на официальных сайтах, а также:
- в случаях проведения закупки в электронной форме – через ЭТП;
- в случае проведения закупки в неэлектронной (бумажной) форме – на основании заявления любого заинтересованного лица путем предоставления копии Документации о закупке в письменной форме или в форме электронного документа (по выбору организатора закупки) не позднее 2 (двух) рабочих дней с дня получения такого заявления.
01.08.2017 Заявитель направил в адрес Заказчика запрос о разъяснении Документации о закупке.
02.08.2017 Заказчик на сайте ЭТП Фабрикант опубликовал ответ на запрос Заявителя. На официальных сайтах (www.zakupki.gov.ru, http://www.zakupki.rosatom.ru) Заказчик не разместил ответ на данный запрос на дату рассмотрения жалобы.
Таким образом, Заказчик нарушил требования установленные частью 1 статьи 6.2.2 ЕОСЗ и частью 5 статьи 4 Закона о закупках, что является административным правонарушением, за которое предусмотрена административная ответственность частью 5 статьи 7 32.3. КоАП РФ.
В соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган выдает организатору торгов, конкурсной или аукционной комиссии, продавцу государственного или муниципального имущества, организатору продажи обязательные для исполнения предписания о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации, проведения торгов, продажи государственного или муниципального имущества, порядка заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися, в том числе предписания об отмене протоколов, составленных в ходе проведения торгов, о внесении изменений в документацию о торгах, извещение о проведении торгов, об аннулировании торгов.
В связи с тем, что на момент вынесения решения по настоящему делу ФГУП «РФЯЦ-ВНИИТФ им. Академ. Е.И. Забабахина» заключили договор с ООО «Комплексные системы безопасности атомной промышленности» на поставку обнаружителя взрывчатых веществ, предписание не выдавать.
На основании изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО «УСА» от 29.08.2017 вх. № 11201 на действия (бездействие) ФГУП «Российский Федеральный Ядерный Центр — Всероссийский научно-исследовательский институт технической физики имени академика Е.И. Забабахина» при проведении открытого запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на поставку обнаружителя взрывчатых веществ (извещение № 31705357797) обоснованной.
- Признать в действиях ФГУП «Российский Федеральный Ядерный Центр — Всероссийский научно-исследовательский институт технической физики имени академика Е.И. Забабахина», выразившихся в неуказании в документации о закупке габаритов и температурного диапазона эксплуатации обнаружителя взрывчатых веществ, необходимых и возможных к поставке ФГУП «Российский Федеральный Ядерный Центр — Всероссийский научно-исследовательский институт технической физики имени академика Е.И. Забабахина» в качестве эквивалента, нарушением пункта 1 части 10 статьи 4 и пунктов 1, 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.
3. Предписание ФГУП «РФЯЦ-ВНИИТФ им. Академ. Е.И. Забабахина» не выдавать.
4. Передать материалы настоящего дела должностному лицу, уполномоченному составлять протоколы об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.<…>