Решение б/н Решение и предписание № 432 - ж/2017 по жалобе на действия з... от 12 июля 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

РЕШЕНИЕ № 432 - ж/2017

06 июля 2017 года г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия), в составе:

Председателя Комиссии:

...

-

заместителя руководителя Челябинского УФАС России;

Членов Комиссии:

...

-

ведущего специалиста - эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России;

 

...

-

специалиста - эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,

руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), рассмотрев жалобу ООО «Профит Плюс» (далее – Заявитель, Общество) на действия Заказчика при проведении электронного аукциона на выполнение работ по ремонту проездов к многоквартирным домам дворовых территорий в г. Нязепетровске, Челябинской области (извещение № 0169300011117000054) (далее – Аукцион) в присутствии:

- представителя Администрация Нязепетровского городского поселения (далее – Заказчик), действующего на основании доверенности № 10 от 05.07.2017;

- представителя Заказчика, действующего на основании доверенности № 11 от 05.07.2017;

- в отсутствие представителя Заявителя, надлежащим образом уведомленного о дате, времени, месте рассмотрения жалобы,

УСТАНОВИЛА:

В Челябинское УФАС России 29.06.2017 поступила жалоба ООО «Профит Плюс» на действия Заказчика при проведении электронного аукциона на выполнение работ по ремонт проездов к многоквартирным домам дворовых территорий в г. Нязепетровске, Челябинской области (извещения № 0169300011117000054), объявленного путем размещения в Единой информационной системе 13.06.2017 извещения о проведении Аукциона на сайте www.zakupki.gov.ru.

Начальная (максимальная) цена контракта – 3 078 421 рублей 77 копеек.

По состоянию на 06.07.2017 контракт по результатам Аукциона не заключен, заключение контракта приостановлено антимонопольным органом до рассмотрения жалобы по существу.

Согласно доводам, изложенным в жалобе, Заявитель полагает, что Заказчиком допущены нарушения законодательства о контрактной системе. В обоснование своих доводов Заявитель указывает следующее.

1. Заказчик в извещении и аукционной документации неправомерно установил запрет на выполнение работ лицами, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики.

2. В проекте контракта отсутствуют все возможные значения штрафов в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения Заказчиком или Подрядчиком обязательств по контракту.

Представитель Заявителя на заседание комиссии не явился, ходатайств не заявлял.

Представители Заказчика с доводами жалобы частично согласились и пояснили следующее.

1. Заказчиком ошибочно установлен запрет на выполнение работ лицами, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики;

2. Начальная (максимальная) цена контракта составляет 3 078 421 рублей 77 копеек и Заказчик не может знать цену, по которой будет заключен контракт. Более того, Заказчик при направлении проекта контракта имеет возможность привести положения контракта в соответствие с действующим законодательством.

Представители Заказчика также пояснили, что ООО «Профит — Плюс» не указало в жалобе каким образом указанные нарушения привели к ограничению, недопущению, устранению конкуренции.

Изучив представленные документы, заслушав пояснения сторон, руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 106 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам,

1. Согласно пункту 7 части 5 статьи 63, части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в извещении и документации электронного аукциона указываются условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.

В силу части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2015 г. №1457 утвержден «Перечень отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено с 1 января 2016 г.» (далее – Перечень), пункт 5 которого включает выполнение работ, оказание услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее — Постановление № 1457).

Вместе с тем, Постановлением Правительства РФ от 02.06.2017 N 672 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2015 г. N 1296 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" Постановление № 1457 признано утратившим силу с 10.06.2017.

Из этого следует, что Заказчик не вправе устанавливать в извещении и документации запрет на выполнение работ лицами, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики.

Как видно из извещения и документации, Заказчик установил запрет на выполнение работ лицами, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики.

Таким образом, законодательством о контрактной системе не установлен запрет о том, что организации, находящиеся под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организации, контролируемые гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, не могут выполнять работы и оказывать услуги для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Вместе с тем, сведения об указанном запрете содержатся в извещении и аукционной документации, что является нарушением части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе.

2. Согласно части 5 части 34 Закона о контрактной системе, в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Согласно пункту 3 Постановление Правительства РФ от 25.11.2013 N 1063 (далее – Постановление №1063), размер штрафа устанавливается условиями контракта в виде фиксированной суммы, рассчитываемой как процент цены контракта или ее значения, определяемого в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе.

В пункте 5 Постановление №1063 указано, что за ненадлежащее исполнение Заказчиком обязательств по контракту, за исключением просрочки исполнения обязательств, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:

а) 2,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;

б) 2 процента цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей;

Пунктом 7.3 проекта контракта установлено, что за неисполнение или ненадлежащее исполнение Заказчиком обязательств по контракту, за исключением просрочки исполнения обязательств, Подрядчик вправе потребовать уплаты штрафа в размере 2,5% от цены контракта.

Пунктом 7.4. определено, что в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения Подрядчиком обязательств по контракту, за исключением просрочки исполнения обязательств, Заказчик направляет Подрядчику требование уплаты штрафа в размере 10% от цены контракта.

Вместе с тем, начальная (максимальная) цена контракта составляет 3 078 421 рублей 77 копеек, при этом, цена контракта по результатам проведения аукциона может быть изменена.

Таким образом, Заказчиком указана фиксированная сумма штрафа и не предусмотрена возможность её вариативности, поскольку в проекте контракта не учитывается размер штрафа в случае признания аукциона несостоявшимся и заключении контракта по начальной (максимальной) цене контракта, что нарушает часть 5 части 34 Закона о контрактной системе.

Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд, проведя внеплановую проверку, выявила следующие нарушения законодательства о контрактной системе.

1. Согласно пункту 6 части 5 статьи 63 и частью 3 статьи 64 Закона о контрактной системе в извещении и аукционной документации должны содержаться требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 Закона о контрактной системе.

Как следует из пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

Частью 5 статьи 31 Закона о контрактной системе предусмотрено, что информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению.

В силу пункта 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) Закона о контрактной системе, или копии этих документов, а также декларацию о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.

Согласно части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1 и 2 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.

1.1. Как видно из аукционной документации, Заказчиком в подпункте 1 пункта 16 Информационной карты установлено, условие о соответствии участника закупки требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим выполнение работы, являющихся объектом закупки.

Кроме того, в соответствии с подпунктом 5 пункта 14 Информационной карты, участник закупки во второй части заявки должен представить документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.

Вместе с тем, Заказчик не установил в извещении и документации, каким конкретно требованиям должен соответствовать участник закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31, а также какие документы должны представлены участниками в качестве подтверждения соответствия такому требованию во второй части заявки.

Таким образом, действия Заказчика противоречат пункту 1 части 1 статьи 31, пункту 6 части 5 статьи 63, пункта 2 части 1 и части 3 статьи 64, пункту 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе.

1.2. В силу части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию финансовых ресурсов для исполнения контракта; на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта; опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации; необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.

При этом в части 4 статьи 31 Закона о контрактной системе указано, что в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.

Таким образом, в случае принятия указанного нормативного правового акта заказчик обязан установить указанные дополнительные требования и документы, подтверждающие соответствие указанным требованиям с учетом специфики объекта закупки, в извещении и документации о закупке в соответствии с пунктом 5 части 6 статьи 63, пунктом 2 части 1, частью 3 статьи 64, пунктом 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе.

Постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 № 99 утверждены дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаи отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документы, подтверждающие соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям.

В пункте 1 Постановления Правительства РФ от 04.02.2015 № 99 указано, что к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, предъявляются дополнительные требования согласно приложению № 1. Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается документами, предусмотренными приложением № 1 к настоящему постановлению.

В Приложении 1 к Постановлению Правительства РФ от 04.02.2015 № 99 установлены виды товаров, работ, услуг, при закупке которых необходимо устанавливать дополнительные требования, в том числе выполнение работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей

Как видно из аукционной документации, Заказчик в подпункте 5 пункта 14 Информационной карты установил условие о необходимости предоставления во второй части заявки документов, подтверждающих соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе.

Вместе с тем, начальная (максимальная) цена контракта составляет 3 078 421 рублей 77 копеек, следовательно, Заказчик не вправе предъявлять требование о наличии опыта работы, связанного с предметом контракта, на основании части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе.

Более того, представитель Заказчика на заседании комиссии пояснил, что требование о соответствии участника закупки положениям части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе не установлено, предоставление каких-либо документов в качестве подтверждения соответствия части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе не требуется.

Таким образом, действия Заказчика противоречат пункту 2 части 5 и части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе.

2. Согласно части 3 статьи 52 ГрК РФ (ред. от 07.03.2017) лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно при условии соответствия такого лица требованиям, предусмотренным частью 2 настоящей статьи, и (или) с привлечением других соответствующих этим требованиям лиц.

Из этого следует, что Заказчик не вправе ограничивать право Подрядчика на привлечение субподрядчиков для выполнение работ, предусмотренных контрактом.

Вместе с тем, в Техническом задании, являющемся приложением к проекту контракта, установлено положение, согласно которому привлечение субподрядных организаций на выполнение работ не допустимо.

В пункте 1.2. проекта контракта установлено, что Подрядчик обязуется выполнить на свой риск собственными и (или) привлеченными силами и средствами все работы по ремонту проездов к многоквартирным домам дворовых территорий в г. Нязепетровске, Челябинской области в соответствии с Техническим заданием и сметной документацией (прилагаются и являются неотъемлемой частью настоящего контракта), а Муниципальный заказчик обязуется принять и оплатить работы.

Таким образом, положения проекта контракта носят противоречивый характер, действия Заказчика, направленные на ограничение права подрядчика на привлечение субподрядных организаций при выполнении работ противоречат части 3 статьи 52 ГрК РФ.

Вместе с тем, выявленные нарушения не повлияли на права участников и на результаты проведения электронного аукциона.

 

Исходя из изложенного, информации, представленной Заявителем, Заказчиком, а также информации, полученной Комиссией при проведении внеплановой проверки, Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе, Приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14 «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд»,

РЕШИЛА:

1. Признать доводы жалобы ООО «Профит Плюс» на действия Заказчика при проведении электронного аукциона на выполнение работ по ремонту проездов к многоквартирным домам дворовых территорий в г. Нязепетровске, Челябинской области (извещение № 0169300011117000054) обоснованными.

2. Признать в действиях Заказчика нарушения части 3 статьи 14, пункта 1 части 1 статьи 31, части 5 статьи 34, пункта 6 части 5 статьи 63, пункта 2 части 1 и части 3 статьи 64, пункта 2 части 5 и части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе, части 3 статьи 52 ГрК РФ.

3. Выдать Заказчику, оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 432-ж/2017

06 июля 2017 года г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия), в составе:

Председателя Комиссии:

...

-

заместителя руководителя Челябинского УФАС России;

Членов Комиссии:

...

-

ведущего специалиста - эксперта контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России;

 

...

-

специалиста- эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,

на основании решения Челябинского УФАС России № 432-ж/2017 от 06.07.2017, вынесенного по итогам рассмотрения жалобы ООО «Профит Плюс» на действия Заказчика при проведении электронного аукциона на выполнение работ по ремонт проездов к многоквартирным домам дворовых территорий в г. Нязепетровске, Челябинской области (извещение № 0169300011117000054), проведя внеплановую проверку, с целью устранения нарушений законодательства о контрактной системе,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. Администрации Нязепетровского городского поселения:

1.1. с даты размещения предписания в Единой информационной системе в сфере закупок и (или) получения заказчиком предписания не заключать контракт по итогам проведения электронного аукциона до полного исполнения настоящего предписания;

1.2. с даты размещения в Единой информационной системе и (или) получения заказчиком предписания обеспечить соблюдение требований законодательства о контрактной системе при направлении проекта контракта победителю закупки, сформировать проект контракта с учетом решения № 432-ж/2017, а именно:

- исключить из Технического задания условие о недопустимости привлечения субподрядной организации при выполнении работ;

- установить размер штрафа в соответствии с Постановление Правительства РФ от 25.11.2013 N 1063 и в зависимости от цены, по которой заключается контракт;

1.3. после исполнения пункта 1.2. продолжить процедуру определения поставщика (подрядчика, исполнителя), направленную на заключение контракта.

2. ЗАО «Сбербанк-АСТ» с 10.07.2017 обеспечить возможность исполнения пункта 1 настоящего предписания.

3. Администрации Нязепетровского городского поселения в качестве подтверждения исполнения предписания в срок до 20.07.2017 г (включительно) представить в Челябинское УФАС России с сопроводительным письмом надлежащим образом заверенную копию контракта, заключенного с победителем закупки, со всеми приложениями, документами об обеспечении исполнения контракта (на диске).

Настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Обжалование предписания Челябинского УФАС России не приостанавливает действия предписания.

За неисполнение настоящего предписания предусмотрена административная ответственность в виде штрафа в размере пятидесяти тысяч рублей на должностных лиц и в размере пятисот тысяч рублей на юридических лиц.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны