Решение б/н Решение по делу № 44-04/14 в отношении ОАО «Челябэнергосбыт» от 12 августа 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

г. Челябинск

Резолютивная часть решения оглашена «9» июля 2015 года

В полном объеме решение изготовлено «7» августа 2015 года

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:

  • < … > – заместитель руководителя Челябинского УФАС России;

Члены Комиссии:

  • < … > - начальник отдела антимонопольного контроля Челябинского УФАС России;

  • < … > – ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля Челябинского УФАС России,

в присутствии представителя ПАО «Челябэнергосбыт»,

рассмотрев дело № 44-04/14 по признакам нарушения ОАО «Челябэнергосбыт» (в настоящее время - ПАО «Челябэнергосбыт») (454091, г. Челябинск, ул. Российская, д. 260) части 1 статьи 10, в том числе пункта 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон «О защите конкуренции»),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Челябинское УФАС России поступило заявление МУП «Жилищно-коммунальное хозяйство» ЗАТО Локомотивный городской округ (далее - МУП «ЖКХ») на действия ОАО «Челябэнергосбыт», выразившиеся в технологически и экономически необоснованном ограничении подачи электроэнергии на объекты водоснабжения.

В результате рассмотрения заявления Приказом руководителя Челябинского УФАС России от 12.12.2014 № 387 в отношении ОАО «Челябэнергосбыт» возбуждено дело № 44-04/14 по признакам нарушения части 1 статьи 10, в том числе пункта 4 части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции».

Согласно материалам дела ОАО «Челябэнергосбыт» в лице Магнитогорского филиала (далее - МФ) осуществляет продажу электрической энергии МУП «ЖКХ» по договору энергоснабжения от 01.12.2012 № 87-108.

Целью деятельности МУП «ЖКХ» согласно Уставу, утвержденному Постановлением Администрации Локомотивного городского округа от 10.07.2012 № 212, (далее - Устав) является обеспечение комплекса эксплуатации жилищно-коммунального и социально-культурного фонда Локомотивного городского округа, оказания и удовлетворения потребностей населения в жилищно-коммунальных услугах.

Предметом деятельности МУП «ЖКХ» является в т.ч. водоснабжение: добыча подземных вод для населения и предприятий, транпортировка подземных вод, снабжение населения и организаций питьевой водой, эксплуатация водозаборных скважин, насосных станций 2-3 подъемов, и водоотведение: сбор и очистка воды, распределение воды (п. 2.2 Устава).

Постановлением Государственного комитета «Единый тарифный орган Челябинской области» от 13.12.2013 № 55/52 «Об установлении тарифов на питьевую воду и водоотведение для Муниципального унитарного предприятия «Жилищно-коммунальное хозяйство» Локомотивного городского округа, оказывающего услуги холодного водоснабжения и водоотведения потребителям Локомотивного городского округа Челябинской области» для МУП «ЖКХ» на периоды с 1 января по 30 июня 2014 года и с 1 июля по 31 декабря 2014 года установлены тарифы на питьевую воду и водоотведение.

Водоснабжение и водоотведение осуществляются МУП «ЖКХ» посредством эксплуатации сетей водопровода головного водоснабжения общей протяженностью 29 700 п.м., здания головного водоснабжения «Половинки», сетей водоснабжения п. Локомотивный общей протяженностью 10 916, 32 п.м., насосной станции III подъема, переданных Учреждению Администрацией Локомотивного городского округа на основании договоров от 18.08.2014 № 14, № 17, № 18, № 20.

Уведомлением исх. от 08.08.2014 № 87-108 ОАО «Челябэнергосбыт» в лице МФ сообщило МУП «ЖКХ» о введении режима ограничения энергопотребления принадлежащих ему объектов, в связи с образовавшейся задолженностью по оплате электроэнергии.

Согласно уведомлению Учреждению с 18.08.2014 следовало самостоятельно ввести частичное ограничение энергопотребления путем отключения объекта «Теплопункт».

В случае не решения вопроса оплаты за потребленную электроэнергию, с 25.08.2014 планировалось ограничение режима энергопотребления объектов: насосная станция ввод № 1, 2 п. Локомотивный, ГВС «Половинки» ввод «основной, резервный» п. Гражданка, скважина № 13 п. Гражданка до уровня не менее 10 % потребления максимальной мощности в расчетном периоде путем ежедневного их отключения с 10:00 до 16:00.

В случае отказа самостоятельно произвести отключение и (или) недопуска персонала ОАО «Челябэнергосбыт» для опломбировки приводов коммутационных аппаратов отключенного оборудования ограничение планировалось произвести силами сетевой организацией путем отключения с питающих центров.

11.08.2014 в ООО «МиассЭнергоСтрой» поступила заявка № 1497 ОАО «Челябэнергосбыт» в лице МФ, согласно которой требуется произвести 18.08.2014 полное ограничение энергопотребления объекта Теплопункт МУП «ЖКХ».

2

22.08.2014 ОАО «Челябэнергосбыт» в лице МФ направило директору МУП «ЖКХ» уведомление о переносе срока введения ограничений режима энергопотребления на объекты водоснабжения по техническим причинам с 25.08.2014 на 15.09.2014.

Письмом исх. от 28.08.2014 № МФ-10/2235 ОАО «Челябэнергосбыт» в лице МФ сообщило Главе Администрации Карталинского района Челябинской области, Главе городского округа п. Локомотивный Карталинского района Челябинской области, в штаб ГО и ЧС Карталинского района Челябинской области, в Управление по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Челябинской области о введении с 15.09.2014 ограничения режима энергопотребления МУП «ЖКХ» до уровня 10 % потребления максимальной мощности путем ежедневного отключения с 10:00 до 16:00 объектов водоснабжения п. Локомотивный, п. Гражданский.

02.09.2014 в адрес ООО «МиассЭнергоСтрой» поступила заявка ОАО «Челябэнергосбыт» в лице МФ № 1670 на введение ограничения режима потребления электроэнергии с 15.09.2014 ежедневно с 10:00 до 16:00 в отношении насосной станции п. Локомотивный, имеющей присоединение от ТП-10. Согласно заявке акт аварийной и технологической брони в отношении указанного объекта отсутствует.

02.09.2014 в адрес ОАО «МРСК Урала» поступила заявка ОАО «Челябэнергосбыт» в лице МФ № 1671 на введение ограничения режима потребления электроэнергии с 15.09.2014 ежедневно с 10:00 до 16:00 в отношении объектов: ГВС п. Гражданский, скважина № 13 п. Гражданский. Согласно заявке акт аварийной и технологической брони в отношении указанных объектов отсутствует.

03.09.2014 вх. № 608 в адрес МУП «ЖКХ» поступило уведомление ООО «МиассЭнергоСтрой» исх. 03.09.2014 № 492 о том, что с 15.09.2014 ежедневно с 10:00 до 16:00 будет производиться полное ограничение режима потребления электроэнергии объекта - насосная станция, имеющая присоединение от ТП-10, в связи наличием задолженности.

В ответ на указанное уведомление МУП «ЖКХ» письмом исх. от 05.09.2014 № 578 (вх. 18.09.2014 № 201) сообщило ООО «МиассЭнергоСтрой» о том, что у ООО «МиассЭнергоСтрой» отсутствуют договорные отношения с Учреждением, ввиду чего у него нет оснований для направления такого уведомления.

МУП «ЖКХ» указало на то, что введение ограничения режима энергопотребления на объекты водоснабжения приостановит поставку питьевой воды в п. Локомотивный, которую потребляют граждане, предприятия и лица, пользующиеся статусом беженцев. Прекращение подачи электроэнергии на перечисленные объекты приведет к остановке подачи питьевой воды на Локомотивный городской округ, а также к остановке приема и очистки сточных вод, что, в свою очередь, приведет к остановке деятельности школ, детских садов, больниц, предприятий и учреждений Локомотивного городского округа.

Письмом от 05.09.2014 исх. № ЧЭ/МЭС/01-12/2513-3 ОАО «МРСК Урала» направило в адрес МУП «ЖКХ» уведомление о необходимости совершения действий по самостоятельному ограничению с 15.09.2014 ежедневно с 10:00 до 16:00 режима энергопотребления до уровня 10 % максимальной мощности в принадлежащих Учреждению энергопринимающих устройствах.

Действий по самостоятельному введению ограничения режима энергопринимающих устройств объектов водоснабжения МУП «ЖКХ» не предпринято.

 

3

15.09.2014 в 10:30 представителем ОАО «МРСК Урала» составлен акт ограничения режима потребления электрической энергии № 87-09-06, согласно которому по заявке ОАО «Челябэнергосбыт» в лице МФ от 02.09.2014 № 1671 введено ограничение режима потребления электроснабжения.

15.09.2014 в 16:00 представителем ОАО «МРСК Урала» составлен акт возобновления режима потребления электроэнергии № 87-09-10, согласно которому произведено восстановление уставки по току до номинальной мощности.

Письмом от 15.09.2014 исх. № МФ-10/2370 ОАО «Челябэнергосбыт» в лице МФ просило ООО «МиассЭнергоСтрой» перенести начало введения ограничения режима энергопотребления объектов МУП «ЖКХ» по заявке от 02.09.2014 № 1670 с 15.09.2014 на 16.09.2014.

Письмом исх. от 15.09.2014 № 586 (вх. 15.09.2014 № 444) МУП «ЖКХ», в связи с предупреждением об ограничении режима потребления электроэнергии до уровня не менее 10 % потребления максимальной мощности путем ежедневного отключения с 10 часов до 16 часов объектов водоснабжения, представило ОАО «Челябэнергосбыт» информацию о мощности по объектам водоснабжения.

В данном письме МУП «ЖКХ» просило не вводить ограничение энергопотребления сетевого насоса № 22 мощностью 30 Квт на станции III подъема, скважины № 13, насоса ЭЦВ мощностью 11 кВт, что составляет 41 кВт или 11 %.

15.09.2014 представителями ОАО «Челябэнергосбыт» в лице МФ и МУП «ЖКХ» составлен акт ограничения режима потребления электрической энергии № 87-1-93, согласно которому 15.09.2015 в 12:00 введено ограничение режима потребления электроэнергии путем переключения на питающем пульте управления в ВРУ-0,4 кВт насосной станции на мощность 30 кВт.

15.09.2014 представителем ОАО «Челябэнергосбыт» составлен акт возобновления режима потребления электрической энергии № 87-1-94, согласно которому в 16:05 включен выключатель отходящей ВЛ-0,6 кВ фидер «Город Основной», «Город резервный».

Письмом исх. от 15.09.2014 № МФ-10/2370 ОАО «Челябэнергосбыт» просило ООО «МиассЭнергоСтрой» перенести дату начала введения ограничения режима потребления электроэнергии с 15.09.2014 на 16.09.2014 по заявке от 02.09.2014 № 1670.

16.09.2014 вх. № 4207 в адрес ОАО «МРСК Урала» поступила заявка на возобновление режима потребления электроэнергии № 1693 в отношении объектов ГВС п. Гражданский, скважина № 13 п. Гражданский.

Письмом исх. от 16.09.2014 № 587 МУП «ЖКХ» обратилось в ОАО «МРСК Урала» с просьбой представить информацию об отключении электроэнергии от ПС «Гражданская» фидер «Город основной» - «Город резерв» без уведомления технического персонала потребителя с 10:00 до 16:00.

Письмом исх. от 16.09.2014 № 522/227 ОАО «МРСК Урала» сообщило МУП «ЖКХ» о том, что 15.09.2014 производилось отключение ПС «Гражданская» с 10:34 до 16:05 на основании заявки ОАО «Челябэнергосбыт» в лице МФ от 02.09.2014 № 167.

17.09.2014 представителями ОАО «Челябэнергосбыт» в лице МФ и ООО «МиассЭнергоСтрой» составлен акт ограничения режима потребления электрической энергии № 87-1-97, согласно которому 17.09.2015 в 15:15 введено частичное ограничение режима энергопотребления путем переключения в РУ-0,4 кВ в ТП 6/0,4 кВ № 10 2*560 кВА отходящих КЛ-0, 4 кВ насосной станции. Пломба установлена на главном рубильнике РУ-0,4 кВ № АО126723.

17.09.2014 представителями ОАО «Челябэнергосбыт» в лице МФ и ООО «МиассЭнергоСтрой» составлен акт возобновления режима потребления электрической энергии № 87-1-98, согласно которому 17.09.2015 в 16:00 произведено возобновление режима потребления электроэнергии путем переключения в РУ-0,4 кВ ТП6/0,4 кВ № 10 2*560 кВА отходящих КЛ-0,4 кВ насосной станции (ввод № 1, ввод № 2).

17.09.2014 вх. № 445 в адрес ОАО «Челябэнергосбыт» в лице МФ поступила информация МУП «ЖКХ» об установленной мощности насосного оборудования на объекте - насосная станция III подъема в Локомотивном городском округе.

Письмом исх. от 17.09.2014 № МФ-02/2382 ОАО «Челябэнергосбыт» в лице МФ просило МУП «ЖКХ» подтвердить наличие технической возможности оставить в работе 10 % мощности, т.е. 12 кВт при отключении всего остального оборудования на объекте насосная станция п. Локомотивный.

17.09.2014 вх. № 2235 в Администрацию Локомотивного городского округа поступило письмо МУП «ЖКХ» от 17.09.2014 № 592 о получении уведомления ОАО «Челябэнергосбыт» исх. от 17.09.2014 № МФ-02/2382 об ограничении электропотребления объекта насосной станции III подъема в пределах 10 % максимальной мощности. Техническая возможность оставить в работе 10 % мощности отсутствует, так как наименьшая мощность сетевого насоса № 22 составляет 20 кВт.

Письмом исх. от 17.09.2014 № МФ-02/2380 ОАО «Челябэнергосбыт» в лице МФ в ответ на письма МУП «ЖКХ» от 15.09.2014 № 586, от 16.09.2014 № 588 сообщило об отмене введения частичного ограничения энергопотребления объектов ГВС «Половинки» ввод «основной, резервный» п. Гражданка, скважина № 13 п. Гражданка.

В действии осталось уведомление о введении частичного ограничения с 10:00 до 16:00 энергопотребления насосной станции ввод № 1, 2 п. Локомотивный.

18.09.2014 вх. № 196 в адрес ООО «МиассЭнергоСтрой» поступило письмо ОАО «Челябэнергосбыт» в лице МФ исх. от 01.09.2013 № МФ-02/2258 с просьбой согласовать ограничение режима потребления до уровня не менее 10 % потребления максимальной мощности в расчетном периоде путем ежедневного отключения с 10:00 до 16:00 соответствующих объектов водоснабжения МУП «ЖКХ» ЗАТО Локомотивный городской округ.

В ответ на данное письмо ООО «МиассЭнергоСтрой» письмом исх. от 18.09.2014 № 233 сообщило о том, что согласовывает введение режима ограничения энергопотребления до уровня не менее 10 % потребления максимальной мощности в расчетном периоде путем ежедневного отключения с 10:00 до 16:00 соответствующих объектов водоснабжения, находящихся в ведении МУП «ЖКХ».

18.09.2014 представителями ОАО «Челябэнергосбыт» в лице МФ, ООО «МиассЭнергоСтрой», МУП «ЖКХ» составлен акт ограничения режима потребления электрической энергии № 87-1-97, согласно которому 18.09.2015 в 10:00 введено частичное ограничение режима энергопотребления путем переключения в РУ-0,4 кВ в ТП 6/0,4 кв № 10, отходящих КЛ-0,4 ввод № 1 и ввод а/г. Пломба установлена на рукоятке привода коммутационного аппарата А0126727 и А0126728.

18.09.2014 представителями ОАО «Челябэнергосбыт» в лице МФ, ООО «МиассЭнергоСтрой», МУП «ЖКХ» составлен акт возобновления режима потребления электрической энергии № 87-1-100, согласно которому 18.09.2014 в 14:20 произведено возобновление режима потребления электроэнергии путем переключения в РУ - 0,4 кВ ТП 6/0,4 кВ № 10 и включения коммутационного аппарата на КЛ-0,4

5

насосной станции ввод № 1, № 2.

18.09.2014 вх. ЧЭ/МЭС/6-38 в адрес ОАО «МРСК Урала» поступило письмо ОАО «Челябэнергосбыт» от 01.09.2014 № МФ-02/2258 с просьбой согласовать ограничение режима потребления до уровня 10 % потребления максимальной мощности в расчетном периоде объектов МУП «ЖКХ», в связи с отсутствием у него акта аварийной и технологической брони энергопотребления.

В ответ на данное письмо ОАО «МРСК Урала» письмом от 25.09.2014 № ЧЭ/МЭС/01-12/2720 (вх. 25.09.2014 № 2927) сообщило ОАО «Челябэнергосбыт» о том, что 15.09.2014 произведено отключение объектов водоснабжения МУП «ЖКХ» согласно заявке ОАО «Челябэнергосбыт» от 02.09.2014 № 1671.

Представитель МУП «ЖКХ», уведомленный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, на заседаниях Комиссии отсутствовал.

Согласно письменным пояснениям заявителя ОАО «Челябэнергосбыт» полностью ограничило режим потребления электроэнергии объекта насосная станция III подъема, злоупотребив занимаемым доминирующим положением.

Представитель Администрации Локомотивного городского округа, уведомленный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, на заседаниях Комиссии отсутствовал.

Согласно письменным пояснениям Администрации Локомотивного городского округа система водоснабжения Локомотивного городского округа является централизованной, состоящей из источника водоснабжения поселка Локомотивный - артезианских скважин, расположенных в 29,7 км в подземное водохранилище. В водохранилище установлены емкости для хранения хозяйственно-питьевого и противопожарного запаса.

Из водохранилища вода забирается и распределяется потребителям насосной станцией III подъема с установленными в ней насосами.

Постоянно работает 1 или 2 насоса. Насосная станция не атоматизирована.

МУП «ЖКХ» извещало электросетевую организацию о невозможности полного отключения насосной станции III подъема как объекта, обеспечивающего подачу питьевой воды на все объекты инфраструктуры Локомотивного городского округа.

17.09.2014 ООО «МиассЭнергоСтрой» и ОАО «Челябэнергосбыт» произведено кратковременное отключение электроэнергии на насосной станции III подъема, практически не повлиявшее на работу и деятельность социальной и бюджетной сферы.
Отключение электроэнергии на данном объекте 18.09.2014 продолжительностью более шести часов привело к остановке подачи питьевой воды на все объекты инфраструктуры Локомотивного городского округа: была приостановлена деятельность 2-х школ, 4-х детских садов, больницы и поликлинники (отсутствовала возможность детского питания, антисанитарные условия), предприятий, учреждений и объектов жилого фонда муниципального образования.

Таким образом, действия ОАО «Челябэнергосбыт», выразившиеся в полном ограничении режима энергопотребления насосной станции III подъема являются злоупотреблением правом и доминирующим положением гарантирующим поставщиком электрической энергии.

Представитель ПАО «Челябэнергосбыт» на заседании Комиссии поддержал доводы, изложенные в письменных пояснениях, отметив следующее.

15.09.2014 в 12:00 МУП «ЖКХ» ЗАТО Локомотивный городской округ произвело отключение одного насоса мощностью 30 кВт. При этом водоснабжение п. Локомотивный не прерывалось, что подтверждается актом аудиторской проверки.

17.09.2014 в связи с отказом потребителя от самостоятельного введения режима ограничения энергопотребления насосной станции такое ограничение вводилось силами ООО «МиассЭнергоСтрой».

18.09.2014 введение ограничения режима энергопотребления вводилось МУП «ЖКХ» ЗАТО Локомотивный городской округ самостоятельно.

Также представитель ПАО «Челябэнергосбыт» отметил, что ограничение режима энергоснабжения являлось частичным и вводилось до уровня 10 процентов потребления максимальной мощности в расчетном периоде.

Изучив материалы дела, заслушав доводы и объяснения сторон, Комиссия пришла к следующим выводам.

1. ОАО «Челябэнергосбыт» (в настоящее время - ПАО «Челябэнергосбыт») приказами Челябинского УФАС России от 1 сентября 2005 № 64, от 22 июня 2006 года № 71 включено в Реестр хозяйствующих субъектов Челябинской области, имеющих долю на рынке определённого товара в размере более чем 35 процентов. То есть, в силу части 1 статьи 5 Закона «О защите конкуренции» данная организация занимает доминирующее положение на розничном рынке продажи электрической энергии (без её передачи и распределения) на территории Челябинской области (за исключением зон деятельности иных гарантирующих поставщиков).

Статьёй 10 ГК РФ установлен запрет на использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции и злоупотребление доминирующим положением на рынке.

Согласно статье 10 Закона «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.

Таким образом, в силу своего доминирующего положения ОАО «Челябэнергосбыт» обязано соблюдать запреты, установленные в статье 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

2. Перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи электроэнергии в соответствии с п. 2 и 3 ст. 546 Гражданского кодекса РФ допускаются, в том числе, в случае нарушения абонентом обязательств по оплате.

Согласно ст. 546 Гражданского кодекса Российской Федерации ограничение (полностью и (или) частично) режима потребления электрической энергии и мощности потребителю производится в порядке, установленном действующим законодательством.

В силу пункта 7 статьи 38 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее - Закон «Об электроэнергетике») Правительством Российской Федерации утверждается порядок полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии потребителями - участниками оптового и

розничных рынков, в том числе его уровня, в случае нарушения своих обязательств потребителями, а также в случае необходимости принятия неотложных мер по предотвращению или ликвидации аварийных ситуаций.

Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442 утверждены Правила полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии (далее - Правила ограничения, Правила)

Согласно пп. «б» п. 2 Правил ограничение режима потребления электрической энергии вводится при нарушении своих обязательств потребителем, выразившихся в неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по оплате электрической

энергии (мощности) и (или) услуг по передаче электрической энергии, услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, в том числе обязательств по предварительной оплате в соответствии с установленными договором сроками платежа, если это привело к образованию

задолженности потребителя перед гарантирующим поставщиком в размере, соответствующем денежным обязательствам потребителя не менее чем за один период между установленными договором сроками платежа; возникновении у потребителя услуг по передаче электрической энергии задолженности по оплате услуг по передаче электрической энергии, соответствующей одному периоду между установленными договором сроками платежа.

Как определено пунктом 7 статьи 38 Закона «Об электроэнергетике» порядок полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии потребителями - участниками оптового и розничных рынков, в том числе его уровня, в случае нарушения своих обязательств потребителями, обеспечивает запрет на нарушение прав иных потребителей в связи с вводимым ограничением режима потребления электрической энергии, в том числе его уровня.

Пунктом 3 Правил ограничения предусмотрено, что при введении ограничения режима потребления в соответствии с требованиями разделов II и IV настоящих Правил учитывается величина технологической и аварийной брони.

Разделом II Правил ограничения регламентирован порядок ограничения режима потребления по обстоятельствам, не связанным с необходимостью проведения ремонтных работ на объектах электросетевого хозяйства или с возникновением (угрозой возникновения) аварийных электроэнергетических режимов.

Согласно пункту 18 раздела II Правил в отношении потребителей (в том числе в отношении отдельных используемых ими объектов), ограничение режима потребления которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям, относящихся к категориям потребителей согласно приложению «Категории потребителей электрической энергии (мощности), ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим,

социальным последствиям», частичное ограничение режима потребления вводится в соответствии с пунктом 17 настоящих Правил не ниже уровня аварийной брони. Введение в отношении таких потребителей ограничения режима потребления ниже величины аварийной брони не допускается.

Таким образом, право энергоснабжающей организации на ограничение режима потребления электроэнергии ограничивается необходимостью соблюдения пункта 18

раздела II Правил ограничения, а также запретов, установленных статьей 10 ГК РФ, ч. 1 ст. 10 Закона «О защите конкуренции».

2.1. Согласно пункту 2 приложения к Правилам ограничения к числу потребителей электрической энергии (мощности), ограничение режима

потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, социальным последствиям, относятся организации, осуществляющие эксплуатацию объектов централизованного водоснабжения и (или) канализации населенных пунктов. Ограничение режима потребления электроэнергии недопустимо в отношении этих объектов.

Из буквального прочтения нормы, определенной п. 18 раздела II Правил ограничения, в совокупности с пунктом 2 приложения к Правилам, следует, что запрет на введение режима ограничения энергоснабжения ниже уровня согласованной величины (аварийной брони) распространяется на организации, осуществляющие эксплуатацию объектов централизованного водоснабжения и (или) канализации населенных пунктов, - в отношении этих объектов.

Положение пункта 14 статьи 2 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Закон «О водоснабжении») устанавливает правовую дефиницию объекта централизованной системы горячего (холодного) водоснабжения (водоотведения).

Так, согласно данной норме объект централизованной системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения - инженерное сооружение, входящее в состав централизованной системы горячего водоснабжения (в том числе центральные тепловые пункты), холодного водоснабжения и (или) водоотведения, непосредственно используемое для горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения.

Таким образом, данный объект должен соответствовать двум критериям - входить в состав централизованной системы водоснабжения/водоотведения и непосредственно использоваться в целях водоснабжения/водоотведения.

В силу п. 27 ст. 2 Закона «О водоснабжении» централизованная система горячего водоснабжения - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для горячего водоснабжения путем отбора горячей воды из тепловой сети (далее - открытая система теплоснабжения (горячего водоснабжения) или из сетей горячего водоснабжения либо путем нагрева воды без отбора горячей воды из тепловой сети с использованием центрального теплового пункта (далее - закрытая система горячего водоснабжения).

В силу п. 28 ст. 2 Закона «О водоснабжении» централизованная система водоотведения (канализации) - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоотведения.

В силу п. 29 ст. 2 Закона «О водоснабжении» централизованная система холодного водоснабжения - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоподготовки, транспортировки и

подачи питьевой и (или) технической воды абонентам.

Согласно п. 2 ст. 2 Закона «О водоснабжении» водоотведение - прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения.

Согласно п. 4 ст. 2 Закона «О водоснабжении» водоснабжение - водоподготовка, транспортировка и подача питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного

9

водоснабжения (холодное водоснабжение) или приготовление, транспортировка и подача горячей воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем горячего водоснабжения (горячее водоснабжение).

Утверждение схемы водоснабжения и водоотведения в силу п. 4 ч. 1 ст. 6 Закона «О водоснабжении» входит в полномочия органов местного самоуправления поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях, к которым в рассматриваемой ситуации относится Администрация Локомотивного городского округа Челябинской области.

Согласно пояснениям Администрации Локомотивного городского округа Челябинской области исх. 08.07.2015 № 798 схема водоснабжения и водоотведения муниципального образования находится в стадии разработки. Система водоснабжения Локомотивного городского округа Челябинской области является централизованной.

В силу п. 1 ст. 41.1 Закона «О водоснабжении» передача прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем,

находящимися в государственной или муниципальной собственности,

осуществляется по договорам аренды таких систем и (или) объектов, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом установленных настоящим Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением случая, предусмотренного частью 1 статьи 9 настоящего Федерального закон.

Между МУП «ЖКХ» и Администрацией Локомотивного городского округа Челябинской области заключены договоры по содержанию и эксплуатации сетей водопровода головного водоснабжения от 18.09.2014 № 18, по содержанию и эксплуатации здания головного водоснабжения «Половинки» от 18.08.2014 № 17, договор по содержанию и эксплуатации сетей водоснабжения п. Локомотивный от 18.08.2014 № 14, договор по содержанию и эксплуатации насосной станции III подъема от 18.08.2014 № 20.

Целевое назначение объектов водоснабжения - обеспечение нужд Локомотивного городского округа.

Таким образом, объекты водоснабжения, принадлежащие МУП «ЖКХ» ЗАТО Локомотивный городской округ, в т.ч. ГВС «Половинки» (ввод основной, резервный), скважина № 13, насосная станция III подъема (ввод № 1, 2), предназначены для водоснабжения населения, объектов социального назначения и иных объектов Локомотивного городского округа, то есть не для индивидуального, а для общественного пользования.

Таким образом, ГВС «Половинки» (ввод основной, резервный), скважина № 13, насосная станция III подъема (ввод № 1, 2) являются инженерными сооружениями, входящими в централизованную систему водоснабжения (комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, непосредственно используемых для водоснабжения).

Целевое предназначение данных объектов подтверждается также наличием утвержденных Постановлением Государственного комитета «Единый тарифный орган Челябинской области» от 13.12.2013 № 55/52 для МУП «ЖКХ», оказывающего услуги

10

холодного водоснабжения и водоотведения потребителям Локомотивного городского округа Челябинской области, тарифов на питьевую воду и водоотведение.

Согласно пункту 2.2 Устава МУП «ЖКХ» предметом деятельности Учреждения является водоснабжение: добыча подземных вод для населения и предприятий, транпортировка подземных вод, снабжение населения и организаций питьевой водой, эксплуатация водозаборных скважин, насосных станций 2-3 подъемов, и водоотведение: сбор и очистка воды, распределение воды.

МУП «ЖКХ» предоставляет услуги по водоснабжению и водоотведению гражданам-потребителям, проживающим на территории Локомотивного городского округа, социальным объектам (детские сады, школы, больницы, инфекционные корпуса), предприятиям и учреждениям, расположенным и осуществляющим деятельность в его муниципальных границах.

На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу о том, что ГВС «Половинки» (ввод основной, резервный), скважина № 13, насосная станция III подъема (ввод № 1, 2) являются объектами централизованного водоснабжения, на которые распространяется императивный запрет на введение режима ограничения энергоснабжения ниже уровня согласованной величины (аварийной брони).

2.2. В силу пункта 14(2) Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 (далее - Правила присоединения) при осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств заявителей, ограничение режима потребления электрической энергии (мощности) которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям и категории которых определены в приложении к Правилам полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, составление акта

согласования технологической и (или) аварийной брони является обязательным.

В силу пункта 52 Правил разработки и применения графиков аварийного ограничения режима потребления электрической энергии (мощности) и использования

противоаварийной автоматики, утвержденных Приказом Минэнерго России от 06.06.2013 № 290 (далее - Правила № 290), величина технологической и (или) аварийной брони устанавливается для обеспечения предотвращения экономических, экологических, социальных последствий ограничения режима потребления (возникновения угрозы жизни и здоровью людей, экологической безопасности, безопасности государства и (или) необратимого нарушения непрерывных технологических процессов, используемых в производственном цикле).

Пунктом 54 указанных Правил установлено, что величина аварийной брони определяется как минимальный расход электрической энергии (наименьшая потребляемая мощность) объектов потребителя с полностью остановленным технологическим процессом, обеспечивающий их безопасное для жизни и здоровья людей и окружающей среды состояние, и признается равной величине максимальной мощности токоприемников дежурного и охранного освещения, охранной и пожарной сигнализации, насосов пожаротушения, связи, аварийной вентиляции таких объектов, согласованной сетевой организацией и потребителем в порядке, предусмотренном Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, Правилами технологического присоединения.

11

Согласно пункту 31(4) Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных

Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861, потребитель, указанный в пункте 31(1) настоящих Правил (относящийся к категориям, определенным в приложении к Правилам ограничения), составляет и направляет проект акта технологической и (или) аварийной брони, в том числе через гарантирующего поставщика (энергосбытовую организацию), с которым им заключен договор энергоснабжения, на рассмотрение сетевой организации, к объектам электросетевого хозяйства которой присоединены (непосредственно или опосредованно) энергопринимающие устройства такого потребителя.

Согласно материалам дела в отношении объектов централизованного водоснабжения - ГВС «Половинки» (ввод основной, резервный), скважина № 13, насосная станция III подъема (ввод № 1, 2), ограничение режима потребления которых ниже уровня аварийной брони не допускается, величина аварийной брони не определена, акт согласования аварийной брони отсутствует.

Согласно абзацу 2 пункта 18 Правил ограничения при отсутствии у такого потребителя (относящегося к категориям, определенным в приложении к Правилам ограничения) акта согласования аварийной брони, величины аварийной брони

определяются гарантирующим поставщиком (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией) по согласованию с исполнителем в размере не менее 10 процентов

максимальной мощности соответствующих объектов такого потребителя, а потребитель несет ответственность за последствия, в том числе перед третьими лицами, вызванные применением к нему ограничения режима потребления в соответствии с настоящими Правилами.

Таким образом, в условиях императивно установленной обязанности согласования уровня аварийной брони, до которого допустимо вводить ограничение режима потребления электроэнергии на объекты водоснабжения, энергоснабжающая организация обязана до момента введения ограничения энергопотребления на объекты водоснабжения согласовать уровень аварийной брони с исполнителем.

В отсутствие согласованной величины аварийной брони по усмотрению энергоснабжающей организации невозможно определить, до какого уровня потребления электроэнергии допустимо ограничивать электроснабжение потребителя, поскольку размер минимальной мощности, необходимой для обеспечения безопасности жизни и здоровья людей и окружающей среды в результате прекращения технологических процессов на предприятии, может быть определён либо самим потребителем либо сетевой организацией, осуществляющей передачу электрической энергии данному потребителю.

Согласно статье 38 Закона «Об электроэнергетике» субъекты электроэнергетики, обеспечивающие поставки электрической энергии потребителям электрической энергии, в том числе энергосбытовые организации, гарантирующие поставки, и территориальные сетевые организации (в пределах своей ответственности) отвечают перед потребителями электрической энергии за надежность обеспечения их электрической энергией и ее качество в соответствии с требованиями технических регламентов и иными обязательными требованиями.

Соответственно, энергосбытовая организация (гарантирующий поставщик), определяя в одностороннем порядке либо по согласованию с электросетевой организацией величину потребления электроэнергии, до уровня которой следует ввести ограничение режима электроснабжения, принимает на себя все

12

неблагоприятные риски, связанные с исполнением договора энергоснабжения.

3. Пункт 18 Правил ограничения предусматривает, что в отношении объектов водоснабжения может быть введено лишь частичное ограничение режима потребления электроэнергии. При этом возможность введения частичного ограничения режима энергопотребления таких объектов ставится в зависимость от наличия согласованного уровня аварийной брони, ниже которого частичное ограничение вводить недопустимо.

То есть в условиях отсутствия согласованного, в т.ч. в порядке, определенном

абз. 2 п. 18 Правил ограничения, уровня аварийной брони, введение ограничения энергоснабжения как в частичном, так и в полном объеме будет нарушать нормы Закона «Об электроэнергетике», Правил ограничения и иных законодательных актов.

3.1. Оценив довод ОАО «Челябэнергосбыт» о правомерности его действий по ограничению режима энергопотребления ГВС «Половинки» (ввод основной, резервный), скважина № 13, насосная станция III подъема (ввод № 1, 2), Комиссия приходит к следующим выводам.

Согласно материалам дела ОАО «Челябэнергосбыт» в лице МФ на основании уведомления исх. от 08.08.2014 № 87-108 о введении режима энергопотребления объектов водоснабжения МУП «ЖКХ» и письма от 22.08.2014 о переносе срока введения ограничений направило в адрес ОАО «МРСК Урала» заявку от 02.09.2014 № 1671 на введение ограничения режима потребления электроэнергии с 15.09.2014 ежедневно с 10:00 до 16:00 в отношении объектов: ГВС п. Гражданский, скважина № 13 п. Гражданский, отметив, что акт аварийной и технологической брони в отношении указанных объектов отсутствует.

ОАО «МРСК Урала» во исполнение указанной заявки 15.09.2014 с 10:30 до 16:00 ввело ограничение режима энергопотребления обозначенных объектов централизованного водоснабжения.

Как следует из письма ОАО «МРСК Урала» исх. от 16.09.2014 № 522/227, адресованного МУП «ЖКХ», 15.09.2014 производилось отключение электроэнергии от ПС «Гражданская».

Согласно письму МУП «ЖКХ» исх. от 16.09.2014 № 587 ОАО «МРСК Урала» 15.09.2014 с 10:00 до 16:00 было произведено отключение электроэнергии от ПС «Гражданская» фидер «Город основной» - «Город резерв» без уведомления технического персонала потребителя.

ПС «Гражданская» принадлежит ОАО «МРСК Урала» на праве собственности (свидетельство от 17.10.2008 № 74АА811243).

Согласно акту разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности электрических сетей (электроустановок) и эксплуатационной ответственности между филиалом ОАО «МРСК Урала» - «Челябэнерго» и МУП «ЖКХ» ЗАТО Локомотивный городской округ от 11.06.2008 № 1392 источник питания скважины № 13, ГВС «Половинки» п. Гражданский: ПС 35/6 кВ «Гражданская», ВЛ-6 кВ фидер «Гражданский», ТП-080, ВЛ-6 кВ фидер № 1 «Скважина», ТП-079 (63 кВА), КЛ-0,4 кВ фидер № 1.

Граница балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности - на кабельных наконечниках отходящей КЛ-6 кВ фидера № 1 «Скважина» в ячейке РУ-6 кВ ТП-80 ф. № 1 «Скважина».

ПС 35/6 кВ «Гражданская», ВЛ-6 кВ фидер «Гражданский», ТП-080 находятся на балансе ОАО «МРСК Урала» - «Челябэнерго».

Отходящая от ТП-80, КЛ-6 кВ до 1-й опоры ВЛ-6 кВ фидер № 1 «Скважина», ВЛ-6 кВ фидер № 1 «Скважина», ТП-079 (63 кВА), КЛ-0,4 кВ фидер № 1 находятся на

13

балансе МУП «ЖКХ».

Способом введения ограничения режима энергопотребления ГВС п. Гражданский, скважина № 13 п. Гражданский явилось отключение ПС «Гражданская» фидер «Город основной» - «Город резерв», то есть отключение источника питания скважины № 13, ГВС «Половинки» п. Гражданский.

Фидер -  распределительная  линия электропередачи, а также линия, соединяющие контактную сеть с тяговой подстанцией.

Отключение ПС «Гражданская» фидер «Город основной» - «Город резерв» свидетельствует о прекращении подачи электроэнергии по всей сети фидера, в т.ч. подстанции, от которого она запитана.

Как следует из уведомления исх. от 08.08.2014 № 87-108 в случае отказа самостоятельно произвести отключение ограничение будет произведено силами сетевой организацией путем отключения с питающих центров.

Из анализа содержания заявки от 02.09.2014 № 1671 не следует, что перечисленные в ней объекты необходимо ограничить до уровня 10 % максимальной мощности энергопринимающих устройств каждого из объектов водоснабжения. Кроме того, материалами дела не подтверждается факт согласования между ОАО «Челябэнергосбыт» и ОАО «МРСК Урала» до момента введения ограничения 15.09.2014 уровня введения ограничения энергопотребления объектов водоснабжения.

ОАО «МРСК Урала» впервые получило письмо ОАО «Челябэнергосбыт» о необходимости согласовать ограничение режима потребления до уровня 10 % потребления максимальной мощности в расчетном периоде объектов МУП «ЖКХ», в связи с отсутствием у него акта аварийной и технологической брони энергопотребления, 18.09.2014 вх. ЧЭ/МЭС/6-38, что подтверждается материалами дела и подтверждено ОАО «МРСК Урала» в письменных пояснениях вх. 23.04.2015 № 6253, тогда как ограничение рассматриваемых объектов было введено 15.09.2015. Доказательств обратного не представлено.

Таким образом, ОАО «Челябэнергосбыт», зная об отсутствии у МУП «ЖКХ» акта аварийной брони энергопотребления, не согласовав ее уровень с электросетевой организацией, инициировало процесс полного ограничения энергопотребления объектов ГВС п. Гражданский, скважина № 13 п. Гражданский 15.09.2014 с 10:00 до 16:00 путем направления в адрес ОАО «МРСК Урала» заявки от 02.09.2014 № 1671.

Факт самоограничения электроснабжения объектов водоснабжения МУП «ЖКХ» материалами дела не подтвержден.

Довод ОАО «Челябэнергосбыт» о том, что 15.09.2014 с 10:00 до 16:00 в отношении ГВС п. Гражданский, скважина № 13 п. Гражданский объектов ограничение было введено частично (по времени) продолжительностью 6 часов, что составляет 0, 83 % потребляемой мощности в расчетном периоде, подлежит отклонению, поскольку обозначенная величина рассчитана из общей продолжительности технологического процесса водоснабжения данных объектов, а не исходя из максимальной мощности их электроустановок как предусматривает п. 18 Правил ограничения.

Таким образом, действия ОАО «Челябэнергосбыт», выразившиеся в необоснованном прекращении подачи электроэнергии на объекты – ГВС «Половинки» (ввод основной, резервный), скважина № 13 с 10:30 до 16:00 15.09.2014, и несогласовании с ОАО «МРСК Урала» до момента введения ограничения режима энергопотребления в отношении указанных объектов величины ограничения в размере не менее 10 процентов максимальной мощности энергопринимающих устройств каждого из объектов, нарушают п. 18 Правил ограничения.

Согласно материалам дела ОАО «Челябэнергосбыт» в лице МФ на основании уведомления исх. от 08.08.2014 № 87-108 о введении режима энергопотребления объектов водоснабжения МУП «ЖКХ» направило в адрес ООО «МиассЭнергоСтрой» заявку от 02.09.2014 № 1670 на введение ограничения режима потребления электроэнергии с 15.09.2014 ежедневно с 10:00 до 16:00 в отношении объекта: насосная станция п. Локомотивный, имеющая присоединение от ТП-10, отметив, что акт аварийной и технологической брони в отношении указанного объекта отсутствует.

В письме от 03.09.2014 вх. № 608 ООО «МиассЭнергоСтрой» сообщило МУП «ЖКХ» о полном ограничении режима потребления электроэнергии объекта - насосная станция, имеющая присоединение от ТП-10.

Письмом от 15.09.2014 исх. № МФ-10/2370 ОАО «Челябэнергосбыт» в лице МФ просило ООО «МиассЭнергоСтрой» перенести начало введения ограничения режима энергопотребления объектов МУП «ЖКХ» по заявке от 02.09.2014 № 1670 с 15.09.2014 на 16.09.2014.

ООО «МиассЭнергоСтрой» во исполнение указанной заявки 17.09.2014 с 15:15 до 16:00 и 18.09.2014 с 10:00 по 14:20 ввело ограничение режима энергопотребления насосной станции III подъема (ввод № 1, 2), имеющей присоединение от ТП-10.

Способ введения ограничения 17.09.2014 с 15:15 до 16:00 - переключение в РУ-0,4 кВ в ТП 6/0,4 кВ № 10 2*560 кВА отходящих КЛ - 0, 4 кВ насосной станции. Пломба установлена на главном рубильнике РУ-0,4 кВ № АО126723.

Способ введения ограничения 18.09.2014 с 10:00 по 14:20 - переключения в РУ-0,4 кВ в ТП 6/0,4 кв № 10, отходящих КЛ-0,4 ввод № 1 и ввод а/г. Пломба установлена на рукоятке привода коммутационного аппарата № № А0126727 и А0126728.

Согласно пункту 10 Правил ограничения полное ограничение режима потребления предполагает прекращение подачи электрической энергии потребителю путем осуществления переключений на объектах электросетевого хозяйства исполнителя (субисполнителя) или в энергопринимающих устройствах потребителя

либо путем отсоединения энергопринимающих устройств потребителя от объектов электросетевого хозяйства.

Из актов ограничения режима потребления электрической энергии от 17.09.2014 № 87-1-97, от 18.09.2014 № 87-1-99 не следует, что ограничение режима энергопотребления насосной станции проводилось до 10 % максимальной мощности ее энергопринимающих устройств. Доказательств обратного не представлено.

Из анализа содержания заявки от 02.09.2014 № 1670 не следует, что насосную станцию, имеющую присоединение от ТП-10, необходимо ограничить до уровня 10 % максимальной мощности ее энергопринимающих устройств каждого из объектов водоснабжения. Кроме того, факсограмма о согласовании ограничения режима потребления насосной станции до уровня не менее 10 % максимальной мощности в расчетной периоде поступила в ООО «МиассЭнергоСтрой» лишь 18.09.2014.

Таким образом, действия ОАО «Челябэнергосбыт», выразившиеся в необоснованном прекращении подачи электроэнергии на объект - насосная станция III подъема (ввод № 1, 2) - в периоды с 15:15 до 16:00 17.09.2014, с 10:00 по 14:20 18.09.2014, без согласования с ООО «МиассЭнергоСтрой» до 18.09.2014 величины ограничения в размере не менее 10 процентов максимальной мощности энергопринимающих устройств насосной станции, нарушают п. 18 Правил ограничения.

3.2. Учитывая, что для квалификации рассматриваемых действий ПАО «Челябэнергосбыт» как нарушения части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции» необходимо установить наличие (или угрозу наступления) недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц, Комиссия отмечает следующее.

Как следует из материалов дела, введение режима ограничения энергопотребления рассматриваемых объектов централизованного водоснабжения привело к остановке подачи питьевой воды на все объекты инфраструктуры Локомотивного городского округа, в т.ч. к приостановлению деятельности 2-х школ,

4-х детских садов, больницы и поликлинники (отсутствовала возможность детского питания, антисанитарные условия), предприятий, учреждений и жилого фонда Локомотивного городского округа (письмо Администрации ЛГО от 09.07.15 № 10233).

Согласно письмам МУП «ЖКХ» вх. 17.09.2014 № 14363, вх. 14.08.2014 № 552, от 05.09.2014 № 577, от 05.09.2014 № 578 МУП «ЖКХ» является единственным поставщиком услуг по водоснабжению и водоотведению на территории ЗАТО Локомотивный городской округ.

Прекращение подачи электроэнергии на объекты инженерной инфраструктуры Локомотивного городского округа привело к остановке подачи питьевой воды и приостановлению деятельности школ детских садов, больниц, инфекционных корпусов, предприятий и учреждений округа, в также возникновение антисанитарных условий для проживания граждан.

Постоянные отключения электроэнергии на насосной станции и ее включение приведет к аварийной ситуации на водопроводных сетях из-за постоянных гидравлических ударов, и потребует дополнительных денежных затрат на устранение аварий.

Согласно части 1 статьи 7 Конституции РФ Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства (статья 2 Конституции Российской Федерации).

Согласно ст. 8 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

Законодателем в развитие названных положений введены дополнительные механизмы защиты абонентов, которые надлежащим образом исполняют обязательства по оплате использованных топливно-энергетических ресурсов и не состоят в непосредственных отношениях с поставщиками электрической, тепловой энергии и газа.

В силу статьи 3 (часть 4) Жилищного кодекса Российской Федерации никто не может быть ограничен в праве пользования жилищем, в том числе в праве получения коммунальных услуг, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены указанным Кодексом, другими федеральными законами.

Таким образом, указанной нормой закреплен принцип недопустимости произвольного ограничения права на получение коммунальных услуг, которое неразрывно связано с правом на жилище, гарантированным Конституцией Российской Федерации (статья 40).

В соответствии с пп. «в» п. 3 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (ред. от 27.08.2012) «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (далее -

Правила предоставления коммунальных услуг гражданам № 354) предоставление

коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно (коммунальной услуги по отоплению - круглосуточно в течение отопительного периода), то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность,

соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг.

Согласно пункту 85 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам № 354 ограничение или приостановление исполнителем предоставления коммунальной

услуги, которое может привести к нарушению прав на получение коммунальной услуги надлежащего качества потребителем, полностью выполняющим обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, не допускается (пункт 121 Правил).

Согласно пункту 122 настоящих Правил действия по ограничению или приостановлению предоставления коммунальных услуг не должны приводить, в том числе, к нарушению прав и интересов потребителей, пользующихся другими помещениями в этом многоквартирном доме и полностью выполняющих обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.

Согласно п. 8 Правил ограничения ограничение режима потребления, кроме вводимого в связи с наступлением обстоятельств, указанных в подпунктах "г" и "з" пункта 2 настоящих Правил, должно применяться индивидуально в отношении каждого потребителя при условии соблюдения прав и законных интересов иных потребителей, энергопринимающие устройства которых технологически

присоединены к тем же объектам электросетевого хозяйства соответствующей сетевой организации.

Согласно пункту 6 Порядка прекращения или ограничения подачи электрической энергии и газа организациям-потребителям при неоплате поданных им (использованных ими) топливно-энергетических ресурсов при неоплате поданных им (использованных ими) топливно-энергетических ресурсов, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 января 1998 года № 1, в случаях, когда к сетям, принадлежащим организации-потребителю, подключены абоненты, которые своевременно оплачивают использованные топливно-энергетические ресурсы, организация-потребитель обязана по соглашению с энергоснабжающей или газоснабжающей организацией обеспечить подачу этим абонентам топливно-энергетических ресурсов в необходимых для них объемах.

В силу ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее - Закон № 35-ФЗ) общими принципами организации экономических отношений и основами государственной политики в сфере электроэнергетики является в том числе обеспечение бесперебойного и надежного функционирования электроэнергетики в целях удовлетворения спроса на электрическую энергию потребителей, обеспечивающих надлежащее исполнение

своих обязательств перед субъектами электроэнергетики.

Согласно ст. 38 Закона № 35-ФЗ субъекты электроэнергетики, обеспечивающие поставки электрической энергии потребителям электрической энергии, в том числе энергосбытовые организации, гарантирующие поставки и территориальные сетевые отвечают перед потребителями электрической энергии за надежность обеспечения их электрической энергией и ее качество в соответствии с требованиями технических регламентов и иными обязательными требованиями.

Таким образом, действующее законодательство устанавливает гарантии прав лиц, не имеющих задолженности за поставляемый ресурс, при наличии задолженности у ресурсоснабжающей организации перед иными организациями, и предусматривает возможность введения режима ограничения (прекращения) подачи ресурса только в отношении потребителей, имеющих задолженность по его оплате.

Между тем, доказательств, подтверждающих факт наличия у всех потребителей услуг по водоснабжению, предоставляемых посредством эксплуатации рассматриваемых объектов централизованного водоснабжения, задолженности за данные ресурсы, материалы дела не содержат.

В связи с чем, Комиссия констатирует, что ОАО «Челябэнергосбыт» незаконно лишило таких потребителей права на получение ресурсов, гарантированного приведенными нормами действующего законодательства.

Также ОАО «Челябэнергосбыт» нарушило конституционное право неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду (ст. 42 Конституции РФ).

Согласно позиции, сложившейся в судебной практике, частичное ограничение энергоснабжения или прекращение подачи электроэнергии на объект водоснабжения в условиях отсутствия акта согласования технологической и аварийной брони может вызвать нарушение прав граждан на охрану жизни и здоровья, предусмотренных частью 1 статьи 20, статьёй 41 Конституции РФ (постановление ФАС Поволжского округа от 06.12.2010 № А12-7775/2010, Определение ВАС РФ от 14.04.2011 № ВАС-

888/11, Постановление ФАС Северо-Западного округа от 01.03.2010 по делу № А42-2159/2009, Постановление ФАС Центрального округа от 23.06.2011 по делу № А36-4140/2010, Определение ВАС РФ от 26.08.2011 № ВАС-10700/11).

Принимая во внимание изложенное, Комиссия считает факт наличия негативных последствий в результате совершения ОАО «Челябэнергосбыт» рассматриваемых действий, доказанным.

Довод ОАО «Челябэнергосбыт» о том, что в результате введения частичного ограничения 15.09.2014 (с 12:00 до 16:05) на насосную станцию третьего подъема не наступили неблагоприятные последствия, поскольку водоснабжение п. Локомотивный не прерывалось, что подтверждается актом аудиторской проверки № 87-1-95, Комиссия принимает во внимание и не квалифицирует указанные действия как нарушение ч.1 ст. 10 Закона «О защите конкуренции».

Кроме того, такие действия не образуют состав нарушения п. 4 ч. 1 ст. 10 Закона «О защите конкуренции», поскольку в акте ограничения режима потребления электрической энергии от 15.09.2014 № 87-1-93 прямо указано на то, что ограничение режима потребления электроэнергии производилось путем переключения на питающем пульте управления в РУ-0,4 кВ насосной станции на мощность 30 кВт, что составляет 10 % максимальной мощности энергопринимающих устройств данного объекта. Данный факт подтверждается письмами МУП «ЖКХ» от 15.09.2014 № 586, от 16.09.2014 № 588.

4. Комиссией установлено, что ОАО «Челябэнергосбыт» как хозяйствующий субъект, занимающий доминирующее положение на рынке продажи электрической энергии (без её передачи и распределения) на территории Челябинской области (за исключением зон деятельности иных гарантирующих поставщиков), было обязано соблюдать запреты, установленные ч. 1 ст. 10 и п. 4 ч. 1 ст. 10 Закона «О защите конкуренции» - запрет на недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе следующие действия (бездействие), в т.ч. запрет на экономически или технологически не обоснованное сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а

также если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами (пункт 4 части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции»).

Так, ОАО «Челябэнергосбыт» имело возможность не прекращать поставку электроэнергии на ГВС «Половинки» (ввод основной, резервный), скважина № 13, насосная станция III подъема (ввод № 1, 2), и согласовать уровень вводимого ограничения до момента его введения однако, при отсутствии объективно препятствующих обстоятельств, не предприняло таких действий.

Ответчиком не представлено доказательств того, что прекращение поставки электроэнергии на ГВС «Половинки» (ввод основной, резервный), скважина № 13, насосная станция III подъема (ввод № 1, 2) вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвидимыми, непредотвратимыми препятствиями, находящимися вне контроля данного юридического лица, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанностей по соблюдению требований антимонопольного законодательства.

В связи с чем юридическое лицо признается виновным в совершении вменяемого ему нарушения антимонопольного законодательства.

Доказательства, свидетельствующие о принятии Обществом всех зависящих от

него мер для соблюдения правил и норм, за нарушение которых антимонопольным законодательством предусмотрена ответственность, отсутствуют.

Таким образом, Комиссией установлено, что ОАО «Челябэнергосбыт» в отсутствие объективно непреодолимых препятствий имело реальную возможность

при принятии решения о введении на объекты централизованного водоснабжения,

принадлежащие заявителю, режима ограничения электроснабжения соблюдать порядок, регламентированный нормами действующего законодательства, однако им не были приняты соответствующие меры по его соблюдению, что доказывает факт наличия у ОАО «Челябэнергосбыт» вины в совершении вменяемого ему нарушения антимонопольного законодательства.

Доказательств того, что ОАО «Челябэнергосбыт» в силу каких-либо объективных причин ограничило режим потребления электроэнергии объектов водоснабжения Локомотивного городского округа, материалы дела не содержат.

Применение такого основания для прекращения поставки электроэнергии как

наличие у потребителя задолженности ограничено для гарантирующего поставщика необходимостью соблюдения запретов, установленных пунктом 18 Правил ограничения и ч. 1 ст. 10, в т.ч. п. 4 ч. 1 ст. 10 Закона «О защите конкуренции», в связи с чем, объективной причиной ограничения режима энергопотребления объекта водоснабжения являться в рассматриваемой ситуации не может.

5. Поскольку обязательным условием наступления ответственности за нарушение п. 4 ч. 1 ст. 10 Закона «О защите конкуренции» является доказанность факта наличия у субъекта ответственности объективной и реальной возможности рентабельного производства товара, Комиссия отмечает следующее.

В соответствии с договором энергоснабжения от 01.12.2012 № 87-108 ПАО «Челябэнергосбыт» приняло на себя обязательства, поставлять электроэнергию МУП «ЖКХ» на объекты водоснабжения.

Ежегодно в целях своевременного формирования баланса электрической энергии и мощности в рамках Единой энергетической системы России на предстоящий год ПАО «Челябэнергосбыт» до 01 марта текущего года принимает заявку на покупку электроэнергии следующего года.

Соответственно, величина потребления электроэнергии на объекты централизованного водоснабжения Локомотивного городского округа, в момент введения ограничения режима потребления электроэнергии на них, была согласована, что свидетельствует о том, что у ПАО «Челябэнергосбыт» имелась возможность поставки электроэнергии.

Также Комиссия считает, что при выборе меры воздействия для защиты нарушенного права на получение платы за энергоресурс Общество было вправе

использовать иные способы его защиты.

Учитывая доказанность совокупности элементов состава нарушения антимонопольного законодательства, ответственность за которое установлена ч. 1 ст. 10 и п. 4 ч. 1 ст. 10 Закона «О защите конкуренции» Комиссия квалифицирует действия ПАО «Челябэнергосбыт», выразившиеся в необоснованном прекращении подачи электроэнергии на объекты – ГВС «Половинки» (ввод основной, резервный), скважина № 13, насосная станция III подъема (ввод № 1, 2) – в периоды с 10:30 до 16:00 15.09.2014, с 15:15 до 16:00 17.09.2014, с 10:00 по 14:20 18.09.2014, в условиях наличия возможности электроснабжения, нарушением части 1 статьи 10, в том числе пункта 4 части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции».

Принимая во внимание установленные в рамках рассмотрения дела факты, нарушение действиями ПАО «Челябэнергосбыт», являющимися предметом оценки в

настоящем решении, ч. 1 ст. 20, ч. 1 ст. 41 Конституции РФ, статьи 10 ГК РФ, п. 4 ч. 1 ст. Закона «О защите конкуренции», пункта 18 раздела II Правил ограничения, их противоречия судебной практике (дело № А76-11389/2014, А76-2827/2015, А76-4817/2014), в совокупности с изложенными нормами действующего законодательства, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьями 49, 50 Закона «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать действия ПАО «Челябэнергосбыт», выразившиеся в необоснованном прекращении подачи электроэнергии на ГВС «Половинки» (ввод основной, резервный), скважину № 13 15.09.2014 с 10:30 до 16:00, насосную станцию III подъема (ввод № 1, 2) 17.09.2014 с 15:15 до 16:00, 18.09.2014 с 10:00 по 14:20, в условиях наличия возможности электроснабжения, нарушением части 1 статьи 10, в т.ч. пункта 4 части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции»;

2. Прекратить производство по делу по признакам нарушения ПАО «Челябэнергосбыт» части 1 статьи 10, в т.ч. пункта 4 части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции», в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства;

3. Передать материалы настоящего дела должностному лицу Челябинского УФАС России, уполномоченному составлять протоколы об административных правонарушениях.

Связанные организации

Связанные организации не указаны