Решение б/н Решение и предписание по делу № 44-04-18.1/14 по жалобе ООО ... от 16 июля 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Р Е Ш Е Н И Е

 

г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Резолютивная часть решения оглашена 14 июля 2014 года.

В полном объеме решение изготовлено 16 июля 2014 года.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:

-Семенова Е.Г. – заместитель руководителя Челябинского УФАС России;

Члены Комиссии

-Расторгуева Ю.М. – начальник отдела антимонопольного контроля Челябинского УФАС России;

-Тараскина А.И. – ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля Челябинского УФАС России;

рассмотрев жалобу № 44-04-18.1/14 ООО «Торговый дом СеверМаш» (ООО «ТД «СеверМаш») на действия ФГУП «Приборостроительный завод (далее – ФГУП «ПСЗ»), выразившиеся в неправомерном отклонении заявки ООО «ТД «СеверМаш» при проведении открытого аукциона в электронной форме без квалификационного отбора на право заключения договора на поставку обойм и труб РБМ-К для нужд ФГУП «ПСЗ», размещенного на сайте www.zakupki.gov.ru (извещение № 31401094605), в присутствии: представителя ФГУП «Приборостроительный завод»,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Челябинское УФАС России поступила жалоба ООО «ТД «СеверМаш» на действия ФГУП «ПСЗ», выразившиеся в неправомерном отклонении заявки ООО «ТД «СеверМаш» при проведении открытого аукциона в электронной форме без квалификационного отбора на право заключения договора на поставку обойм и труб РБМ-К для нужд ФГУП «ПСЗ», размещенного на сайте www.zakupki.gov.ru (извещение № 31401094605).

В ходе рассмотрения жалобы установлено, что 22.04.2014 ФГУП «ПСЗ» на сайте www.zakupki.gov.ru было размещено извещение № 31401094605 о проведении открытого аукциона в электронной форме без квалификационного отбора на право заключения договора на поставку обойм и труб РБМ-К для нужд ФГУП «ПСЗ».

Дата, время окончания срока подачи заявок (по местному времени заказчика): 14 мая 2014 года в 10:00.

Дата, время вскрытия конвертов с заявками (по местному времени заказчика): 23 мая 2014 года в 09:00.

Дата, окончания срока рассмотрения заявок: 23 мая 2014.

Дата и время проведения аукциона (по местному времени заказчика): 26 мая 2014 года в 11:00 часов.

Протоколом от 30.05.2014 № 1259385-3 очного заседания закупочной комиссии по рассмотрению вторых частей заявок и подведению итогов открытого аукциона на право заключения договора на поставку обойм и труб РБМ-К для нужд ФГУП «ПСЗ» заявка ООО «ТД «СеверМаш» отклонена по причине того, что в составе второй части заявки участником представлены лицензии от 30.11.2012 № ЦО-11-115-6925, от 14.02.2011 № ЦО-11-101-5880, от 25.10.2012 № ЦО-12-115-6891, от 15.06.2011 № ЦО-101-6092, которые выданы ООО «Актан», что не соответствует требованиям аукционной документации о том, что участник аукциона:

- должен иметь лицензию на право изготовления оборудования для атомных станций (область действия лицензии должна расширяться на изготовление оборудования активной зоны реакторов типа РБМК). Лицензия должна быть оформлена в соответствии с требованиями РД 03-31-2008. В лицензии должны быть прописаны условия действия с учетом видов деятельности в области использования атомной энергии (пункт 14 информационной карты аукционной документации);

- привлечение поставщиков/субподрядчиков соисполнителей не допускается (пункт 19 информационной карты аукционной документации).

11.06.2014 ООО «ТД «СеверМаш» обратилось с жалобой в ФАС России и в Центральный арбитражный комитет Госкорпорации «Росатом» (далее - ЦАК) на действия ФГУП «ПСЗ», выразившиеся в неправомерном отклонении заявки ООО «ТД «СеверМаш» при проведении открытого аукциона в электронной форме без квалификационного отбора на право заключения договора на поставку обойм и труб РБМ-К для нужд ФГУП «ПСЗ», размещенного на сайте www.zakupki.gov.ru (извещение № 31401094605).

ООО «ТД «СеверМаш» считает, что представление лицензий, выданных ООО «Актан», является надлежащим доказательством права ООО «ТД «СеверМаш» участвовать в открытом аукционе (извещение № 31401094605), поскольку ООО «Актан» является участником ООО «ТД «СеверМаш» с долей уставного капитала 99,95%.

 

30.06.2014 ЦАК вынес заключение № 185/ЦАК по результатам рассмотрения жалобы ООО «ТД «СеверМаш», в котором пришел к выводу, что ООО «ТД «СеверМаш» при участии в открытом аукционе не подтвержден факт соответствия участника требованиям аукционной документации о наличии у него лицензии на право изготовления оборудования для атомных станций. Довод ООО «ТД «СеверМаш» о том, что соответствующей лицензией обладает ООО «Актан», являющееся участником ООО «ТД «СеверМаш», ЦАК не принят, поскольку в аукционной документации предусмотрена необходимость наличия лицензии на право изготовления оборудования для атомных станций непосредственно у участника закупки и не содержит условий, предусматривающих возможность признания соответствующим требованиям аукционной документации общества, участником которого является обладатель разрешительного документа.

Также, ЦАК пришел к выводу, что в рассматриваемом открытом аукционе (извещение № 31401094605) предметом закупки является «поставка обойм и труб РБМ-К для нужд ФГУП «ПСЗ», в связи с чем, в аукционной документации необоснованно к участникам предъявлено требование о необходимости представления лицензии на право изготовления оборудования для атомных станций.

ЦАК предложил ФГУП «ПСЗ» протокол от 30.05.2014 № 1259385-3 очного заседания закупочной комиссии по рассмотрению вторых частей заявок и подведению итогов открытого аукциона на право заключения договора на поставку обойм и труб РБМ-К для нужд ФГУП «ПСЗ» и повторно провести процедуру рассмотрения вторых частей заявок на участие в аукционе в соответствии с требованиями Положения о закупках и с учетом заключения ЦАК от 30.06.2014 № 185/ЦАК.

Во исполнение заключения ЦАК от 30.06.2014 № 185/ЦАК, ФГУП «ПСЗ» отменило протокол от 30.05.2014 № 1259385-3 очного заседания закупочной комиссии по рассмотрению вторых частей заявок и подведению итогов открытого аукциона на право заключения договора на поставку обойм и труб РБМ-К для нужд ФГУП «ПСЗ» и повторно провело процедуру рассмотрения вторых частей заявок на участие в аукционе, разместив на сайте www.zakupki.gov.ru 11.07.2014 протокол № 1259385-4 очного заседания закупочной комиссии по рассмотрению вторых частей заявок и подведению итогов открытого аукциона на право заключения договора на поставку обойм и труб РБМ-К для нужд ФГУП «ПСЗ».

Из протокола от 11.07.2014 следует, что заявка ООО «ТД «СеверМаш» отклонена на основании подпункта «в» пункта 15.9.9 Положения о закупках и подпункта «а» пункта 4.16.4.14 аукционной документации, поскольку лицензия, представленная в заявке ООО «ТД «СеверМаш», не соответствует требованиям аукциона на поставку комплектующих РБМ-К, а именно – в лицензии ООО «Актан» отсутствует перечень изготавливаемого оборудования с указанием наименования, назначения и класса безопасности.

 

Представитель ФГУП «ПСЗ» представил возражения на жалобу ООО «ТД «СеверМаш», а также пояснил следующее.

 

В составе заявки ООО «ТД «СеверМаш» приложило договор от 01.04.2013 № 4 на изготовление продукции из давальческого сырья, заключенный между ООО «Актан» («Подрядчик») и ООО «ТД «СеверМаш» («Заказчик»).

Также, ООО «ТД «СеверМаш» представило свидетельство, выданное ООО «Актан», о том, что ООО «ТД «СеверМаш» является официальным представителем по реализации (продаже) и имеет все необходимые полномочия по реализации (продаже) оборудования в рамках открытого аукциона в электронной форме без квалификационного отбора на право заключения договора на поставку обойм и труб РБМ-К для нужд ФГУП «ПСЗ», размещенного на сайте www.zakupki.gov.ru (извещение № 31401094605).

Указанные документы явно указывают на то, что ООО «ТД «СеверМаш» привлекает в качестве поставщика/субподрядчика/соисполнителя ООО «Актан».

Довод ООО «ТД «СеверМаш» о том, что ООО «Актан» с 26.04.2010 является участником ООО «ТД «СеверМаш» никак не влияет на правоспособность и дееспособность ООО «ТД «СеверМаш», поскольку это два самостоятельных хозяйствующих субъекта.

ЦАК вынесло заключение от 30.06.2014 № 185/ЦАК о том, что при проведении рассматриваемого открытого аукциона в электронной форме без квалификационного отбора на право заключения договора на поставку обойм и труб РБМ-К для нужд ФГУП «ПСЗ», размещенного на сайте www.zakupki.gov.ru (извещение № 31401094605) не требуется лицензия на право изготовления оборудования для атомных станций, поскольку предметом закупки является «поставка обойм и труб РБМ-К для нужд ФГУП «ПСЗ», которая не подлежит лицензированию.

ФГУП «ПСЗ» не согласно с данными выводами ЦАК, поскольку ФГУП «ПСЗ» в проекте договора поставки по открытому аукциону (извещение № 31401094605) предусмотрело, что «Согласно договору Поставщик обязуется изготовить и передать Покупателю в собственность…», в связи с чем требование в аукционной документации лицензии на право изготовления оборудования для атомных станций ФГУП «ПСЗ» считает обоснованным.

Изучив материалы дела, заслушав пояснения представителя ФГУП «ПСЗ», Комиссия Челябинского УФАС России пришла к следующим выводам.

В закупочной деятельности ФГУП «ПСЗ» руководствуется Единым отраслевым стандартом закупок государственной корпорации по атомной энергии «Росатом», утвержденным решением наблюдательного совета Госкорпорации «Росатом» от 07.02.2012 № 37 (далее — Положение о закупках).

Положения Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках) определяют основные способы закупок, которыми являются аукцион и конкурс. При этом, часть 3 статьи 3 указанного закона содержит возможность заказчику определить иной способ закупки, который необходимо предусмотреть в положении о закупках.

Порядок проведения закупки в форме открытого аукциона определен в разделах 10.4 и 15 Положения о закупках.

Комиссия Челябинского УФАС России не может согласиться с доводом ООО «ТД «СеверМаш» о том, что наличие лицензии на право изготовления оборудования для атомных станций у ООО «Актан» является доказательством права осуществлять данную деятельность ООО «ТД «СеверМаш».

Проанализировав лицензии от 30.11.2012 № ЦО-11-115-6925, от 14.02.2011 № ЦО-11-101-5880, от 25.10.2012 № ЦО-12-115-6891, от 15.06.2011 № ЦО-101-6092, которые выданы ООО «Актан», Комиссия Челябинского УФАС России установила, что право осуществлять предусмотренные данными документами виды лицензируемой деятельности имеет только ООО «Актан».

Проанализировав довод жалобы ООО «ТД «СеверМаш», собранные в процессе ее рассмотрения документы и информацию, Комиссия Челябинского УФАС России приходит к выводу о необоснованности довода жалобы относительно неправомерного отклонения заявки ООО «ТД «СеверМаш» при проведении открытого аукциона в электронной форме без квалификационного отбора на право заключения договора на поставку обойм и труб РБМ-К для нужд ФГУП «ПСЗ», размещенного на сайте www.zakupki.gov.ru (извещение № 31401094605) по вышеуказанным основаниям.

Однако, согласно части 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции в случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.

В пункте 12.1.7 Положения о закупках указано, что при формировании обязательных требований и предпочтений заказчики должны руководствоваться следующими принципами:

а) требования должны быть конкретными, однозначно трактуемыми, измеряемыми;

б) заказчик должен стремиться формулировать требования к продукции не ы форме конкретных технических решений, а в форме установления функциональных требований (требований к потребительским свойствам продукции);

в) следует избегать установления требований, которые могут быть подтверждены только декларативно;

г) не допускается установление обязательных требований, выполнение которых не будет проверяться в рамках отборочной стадии рассмотрения заявок, или указание предпочтений, предложения по исполнению которых не будут оцениваться;

д) не допускается установление требований, не обоснованных действительными потребностями заказчика;

е) не допускается установление обязательных требований, если это влечет за собой ограничение количества участников закупки и нарушение антимонопольного законодательства РФ.

В части 1 статьи 3 Закона о закупках указаны принципы, которыми должен руководствоваться заказчик:

1) информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

  1. целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

  2. отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

В Заключении ЦАК от 30.06.2014 № 185/ЦАК ФГУП «ПСЗ» признано нарушившим положения подпункта «а» пункта 12.1.7 Положения о закупках в части включения в аукционную документацию противоречивых положений, не позволяющих сделать однозначный вывод о возможности или недопустимости привлечения поставщиков к исполнению заключаемого по итогам открытого аукциона (извещение № 31401094605) договора.

Согласно части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

В части 1 статьи 2 Закона о закупках указано, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также Положением о закупках.

Проанализировав документацию об открытом аукционе (извещение № 31401094605), Челябинское УФАС России приходит к выводу, что действия ФГУП «ПСЗ», выразившиеся в указании в аукционной документации требования о наличии у участников закупки лицензии на право изготовления оборудования для атомных станций при определении предмета закупки как «право заключения договора на поставку обойм и труб РБМ-К для нужд ФГУП «ПСЗ», противоречат пункту 12.1.7 Положения о закупках, части 1 статьи 2 и части 1 статьи 3 Закона о закупках, поскольку необоснованно ограничивает круг участников закупки только изготовителями данного вида продукции, исключая возможность участия иных хозяйствующих субъектов (поставщиков).

Учитывая характер допущенного нарушения, требование ФГУП «ПСЗ» о необходимости представления документов в нарушение положений Закона о закупках, Комиссия Челябинского УФАС России приходит к выводу о необходимости выдачи ФГУП «ПСЗ» предписания о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации, проведения торгов.

На основании изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1 и пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции, Комиссия


 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «ТД «СеверМаш» на действия ФГУП «ПСЗ», выразившиеся неправомерного отклонения заявки ООО «ТД «СеверМаш» при проведении открытого аукциона в электронной форме без квалификационного отбора на право заключения договора на поставку обойм и труб РБМ-К для нужд ФГУП «ПСЗ», размещенного на сайте www.zakupki.gov.ru (извещение № 31401094605) при предъявлении лицензии, выданной ООО «Актан», в качестве подтверждения соответствия ООО «ТД «СеверМаш» требованиям аукционной документации, необоснованной.

2. Признать в действиях ФГУП «ПСЗ»», выразившихся в указании в аукционной документации требования о наличии у участников закупки лицензии на право изготовления оборудования для атомных станций при определении предмета закупки как «право заключения договора на поставку обойм и труб РБМ-К для нужд ФГУП «ПСЗ» (извещение № 31401094605), нарушение пункта 12.1.7 Положения о закупках, части 1 статьи 2 и части 1 статьи 3 Закона о закупках;

3. Выдать ФГУП «ПСЗ» предписание о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации, проведения торгов.

 

Председатель Комиссии

Е.Г. Семенова

Члены Комиссии

Ю.М. Расторгуева

А.И. Тараскина

 

ПРЕДПИСАНИЕ

по жалобе № 44-04-18.1/14

 

14 июля 2014 года                                                                                                      

г. Челябинск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия Челябинского УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:

- Семенова Е.Г. – заместитель руководителя Челябинского УФАС России;

Члены Комиссии

- Расторгуева Ю.М. – начальник отдела антимонопольного контроля Челябинского УФАС России;

- Тараскина А.И. – ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля Челябинского УФАС России.

руководствуясь пунктом 3¹ части 1 статьей 23, частью 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», частью 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», на основании своего решения от 14.07.2014 по делу № 44-04-18.1/14 по жалобе ООО «Торговый дом «СеверМаш», а также выявленных нарушениях ФГУП «Приборостроительный завод (далее – ФГУП «ПСЗ») части 1 статьи 3 и части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках),

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. Конкурсной комиссии (извещение № 31401094605), ФГУП «ПСЗ» в течение 3 рабочих дней с момента  опубликования на сайте www.chel.fas.gov.ru настоящего предписания Челябинского УФАС России:

- принять решение об отмене протокола от 11.07.2014 № 1259385-4 очного заседания закупочной комиссии по рассмотрению вторых частей заявок и подведению итогов открытого аукциона на право заключения договора на поставку обойм и труб РБМ-К для нужд ФГУП «ПСЗ» (извещение № 31401094605);

- разместить решение об отмене протокола от 11.07.2014 № 1259385-4 очного заседания закупочной комиссии по рассмотрению вторых частей заявок и подведению итогов открытого аукциона на право заключения договора на поставку обойм и труб РБМ-К для нужд ФГУП «ПСЗ» (извещение № 31401094605) на официальном сайте www.zakupki.gov.ru.

2.             В случае принятия решения о проведении повторной процедуры закупки обойм и труб РБМ-К для нужд ФГУП «ПСЗ» внести изменения в аукционную документацию: исключив обязанность участников закупки представлять в составе заявки лицензию на право изготовления оборудования для атомных станций; продлить сроки подачи заявок на срок не менее чем на 15 (пятнадцать) дней с момента размещения на официальном сайте www.zakupki.gov.ru извещения о внесении изменений в документацию о закупке, а также установив новые дату и время открытия доступа к поданным заявкам, дату и время  проведения отборочной стадии, дату и время  подведения итогов конкурса.

3.             ФГУП «ПСЗ» в качестве доказательства исполнения настоящего предписания в течение 5 дней после опубликования извещения о закупке на право заключения договора на поставку обойм и труб РБМ-К для нужд ФГУП «ПСЗ» представить в Челябинское УФАС России копию извещения и документации о закупке.

 

Председатель Комиссии                                                                                        

Е.Г. Семенова

Члены Комиссии                                                                                              

Ю.М. Расторгуева

А.И. Тараскина

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Связанные организации

Связанные организации не указаны