Постановление б/н ПОСТАНОВЛЕНИЕ о наложении штрафа по делу № 44-14.3ч.1/18 об ... от 3 июля 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПАО «Сбербанк России»

117997, г. Москва, ул. Вавилова,

д. 19

 

454048, г. Челябинск,

ул. Энтузиастов, д. 9А

 

e-mail: eekrasnoseliskaya@sberbank.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о наложении штрафа по делу № 44-14.3ч.1/18

об административном правонарушении

 

22 июня 2018 года                                                                                               г. Челябинск

 

            Я, руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России), <…>, рассмотрев материалы административного дела № 44-14.3ч.1/18, возбужденного в отношении публичного акционерного общества «Сбербанк России» (ОГРН 1027700132195, ИНН 7707083893, КПП 773601001, зарегистрированное Центральным банком Российской Федерации 20.06.1991 года по адресу: 117997, г. Москва, ул. Вавилова,  д. 19) (далее – ПАО «Сбербанк России») по факту распространения рекламы путем рассылки сообщения на адрес электронной почты <…> от отправителя Сбербанк России <…> без предварительного согласия адресата, с нарушением части 1 статьи 18 Федерального закона «О рекламе», ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

в присутствии работника Управления защиты интересов банка Челябинского отделения № 8597 ПАО Сбербанк <…>, являющейся представителем ПАО «Сбербанк России», извещенного о месте, времени рассмотрения дела определением Челябинского УФАС России от 07.05.2018 года № 5914/08, что подтверждается данными с сайта «Почта России» (получено адресатом 21.05.2018),

в присутствии специалиста-эксперта отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией Челябинского УФАС России <…>,

исследовав материалы дела,

 

 

 

 

 

 

 

УСТАНОВИЛ:

 

25 октября 2017 года в 13:24 на адрес электронной почты <…> поступило сообщение с рекламой сервиса «Личный юрист» от отправителя Сбербанк России <…> без предварительного согласия абонента.

Вместе с заявлением в адрес антимонопольного органа поступили скрин-шоты электронной почты заявителя, из которых следует, что 13 ноября 2016 года в 15:27 заявитель на адреса электронной почты <…>, <…>, <…> обратился с заявлением об отзыве согласия на обработку персональных данных. 24 декабря 2016 года в 17:08 заявитель на адреса электронной почты <…>, <…>, <…> повторно обратился с заявлением об отзыве согласия на обработку персональных данных.

Также в адрес антимонопольного органа поступила копия письма, направленного в ПАО «Сбербанк» Уральский банк Озерское отделение № 7597, из которого следует, что 22.12.2016 года заявитель обратился в ПАО «Сбербанк»  с требованием прекратить обработку персональных данных в течение 10 дней, в том числе в целях направления рекламной, маркетинговой и иной информации, так как Заявитель действующих договоров в банке не имеет. Данное письмо получено сотрудником банка 22.12.2016 года, о чем имеется отметка банка. Однако, как указывает заявитель, рассылка сообщений не прекратилась.

На запрос Челябинского УФАС России ПАО «Сбербанк России» представило письменные пояснения, согласно которым между <…> и ПАО Сбербанк 16.01.2011 был заключен договор банковского обслуживания. Неотъемлемой частью договора являются Условия банковского обслуживания физических лиц ПАО Сбербанк», текст которых размещен на официальном сайте Банка www.sberbank.ru.

Согласно п. 7.4.1 Условий банковского обслуживания физических лиц ПАО Сбербанк, Клиент уполномочивает Банк на направление ему предложений Банка, информационных и рекламных сообщений об услугах Банка путем организации почтовых рассылок, рассылок SMS-сообщений, Push-уведомлений и рассылок по электронной почте в адрес Клиента, а также в целях предоставления Клиенту информации, связанной с исполнением ДБО, сведений о проводимых операциях по счетам Клиента, выписок по счетам путем направления SMS-сообщений и сообщений по электронной почте в адрес Клиента.

В ходе проведения мероприятий по розыску договора на банковское обслуживание от 16.01.2011, заключенного между Банком и <…>, установить местонахождение указанного документа не удалось, в связи с чем был составлен акт от 28.02.2018 г. об утрате документов/досье, пути розыска которых исчерпаны.

Согласно статье 3 Закона о рекламе под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

В силу части 1 статьи 18 Закона о рекламе распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы.

Согласно пункту 15 Постановления Пленума ВАС от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах применения практики арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» под абонентом или адресатом надлежит понимать лицо, на чей адрес электронной почты или телефон поступило соответствующее рекламное сообщение.

Абонент, согласно статье 2 Федерального закона от 07.07.2003 № 126 «О связи» (далее – Закон о связи), это пользователь услуг связи, с которым заключен договор об оказании таких услуг при выделении для этих целей абонентского номера или уникального кода идентификации.

В соответствии с частью 1 статьи 44.1 Закона о связи рассылка по сети подвижной радиотелефонной связи (далее также – рассылка) должна осуществляться при условии получения предварительного согласия абонента, выраженного посредством совершения им действий, однозначно идентифицирующих этого абонента и позволяющих достоверно установить его волеизъявление на получение рассылки. Рассылка признается осуществленной без предварительного согласия абонента, если заказчик рассылки, в случае осуществления рассылки по его инициативе, не докажет, что такое согласие было получено.

При этом реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента или адресата, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено, что отражено в части 1 статьи 18 Закона о рекламе.

Информация, поступившая 25 октября 2017 года заявителю на адрес его электронной почты, в силу статьи 3 Федерального закона «О рекламе» является рекламой, поскольку направлена на привлечение внимания и формирование интереса со стороны потребителей к конкретной услуге – оказание юридических услуг.

В материалах отсутствуют документы, свидетельствующие о получении предварительного согласия адресата <…> на распространение ему рекламы по сетям электросвязи. ПАО «Сбербанк России» не представлен договор на банковское обслуживание от 16.01.2011, в связи с чем составлен акт от 28.02.2018 г. об утрате документов/досье, пути розыска которых исчерпаны.

Таким образом, довод ПАО «Сбербанк России» о том, что сообщение направлено адресату, выразившему согласие на получение сообщений с рекламой, не принят во внимание Комиссией, поскольку документальных доказательств наличия согласия адресата <…> в адрес антимонопольного органа не представлено.

Кроме того, имеются документы, свидетельствующие о принятии Заявителем мер по недопущению распространения рекламных сообщений от ПАО «Сбербанк России» путем обращения в адрес ПАО «Сбербанк» Уральский банк Озерское отделение № 7597 с требованием прекратить обработку персональных данных в течение 10 дней, в том числе в целях направления рекламной, маркетинговой и иной информации, так как Заявитель действующих договоров в банке не имеет.

В связи с тем, что Заявитель отказался от получения рассылки сообщения с рекламой «Личный юрист», а в Челябинском УФАС России сведения о получении отправителем согласия адресата <…> на распространение ему рекламы по сетям электросвязи  отсутствуют,  распространение  указанной рекламы противоречит части 1 статьи 18 Закона о рекламе.

Пунктом 4 статьи 3 Закона «О рекламе» предусмотрено, что реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.

В соответствии с частью 7 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение требований части 1 статьи 18 Федерального закона «О рекламе» несет рекламораспространитель.

Пункт 7 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» устанавливает, что рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Рекламораспространителем является ПАО «Сбербанк России», которое является отправителем сообщения с рекламой сервиса «Личный юрист».

Распространение ненадлежащей рекламы также установлено решением Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе от 07 марта 2018 года.

Действия ПАО «Сбербанк России», выразившиеся в распространении ненадлежащей рекламы путем рассылки сообщения на адрес электронной почты <…> без предварительного согласия адресата, нарушают требования части 1 статьи 18 Федерального закона «О рекламе» и являются административным правонарушением, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ.

Частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2-5 настоящей статьи, статьями 14.37, 14.38, 19.31 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятьсот рублей; должностных лиц – от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц – от ста до пятисот тысяч рублей.

В соответствии с частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за административное правонарушение, предусмотренное статьей 14.3 КоАП РФ, начинает исчисляться со дня совершения административного правонарушения.     

25 октября 2017 года заявителю на адрес его электронной почты поступило сообщение с рекламой от отправителя Сбербанк России <…> без его предварительного согласия, соответственно, срок привлечения к административной ответственности, рекламораспространителя данной рекламы, ПАО «Сбербанк России», истекает 25 октября 2018 года.

Статья 1.5. КоАП РФ устанавливает, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Статьей 2.1 КоАП РФ установлено, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В силу пункта 16.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 2 июня 2004 г. № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» форма вины (статья 2.2 КоАП РФ) юридического лица в КоАП РФ не выделяется. Следовательно, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ). Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.

Материалами дела установлено, что ПАО «Сбербанк России» в отсутствие объективно непреодолимых препятствий, имело возможность выполнить мероприятия по контролю за распространением рекламы путем рассылки сообщения на адрес электронной почты <…> без предварительного согласия адресата, однако им не были приняты соответствующие меры, что доказывает факт наличия у ПАО «Сбербанк России» вины в совершении вменяемого Обществу нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Вина ПАО «Сбербанк России» выразилась в ненадлежащем исполнении обязанности по соблюдению требований рекламного законодательства при распространении рекламы путем рассылки сообщения на адрес электронной почты <…> от отправителя Сбербанк России <…>, в результате чего были нарушены требования части 1 статьи 18 Федерального закона «О рекламе».

Наличие обстоятельств, объективно препятствующих надлежащему соблюдению ПАО «Сбербанк России» требований законодательства РФ о рекламе, Челябинским УФАС России не выявлено.

У ПАО «Сбербанк России» отсутствовали препятствия, и имелась возможность для соблюдения законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно – для соблюдения требований части 1 статьи 18 Федерального закона «О рекламе». ПАО «Сбербанк России» не приняло необходимых и достаточных мер по соблюдению законодательства Российской Федерации о рекламе.

При таких обстоятельствах ПАО «Сбербанк России» признается виновным в совершении административного правонарушения по части 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

            Обстоятельств, исключающих вину ПАО «Сбербанк России» в совершении данного административного правонарушения, а также обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении при совершении данного административного правонарушения, не установлено.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обстоятельствами, отягчающими административную ответственность, признаются, в том числе повторное совершение однородного административного правонарушения, то есть совершение административного правонарушения в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию в соответствии со статьей 4.6 настоящего Кодекса за совершение однородного административного правонарушения.

Нарушение требований статьи 18 Закона о рекламе ПАО «Сбербанк России» допущено не впервые. Так, в течение 2017 года в отношении Общества были возбуждены административные дела по части 1 статьи 14.3 КоАП РФ, в частности Свердловским УФАС России, Марийским УФАС России, Ярославским УФАС России и Московским УФАС России.

Таким образом, административное правонарушение, выразившееся в нарушении требований статьи 18 Закона о рекламе, Обществом совершено повторно.

Данное обстоятельство, в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 4.3 КоАП РФ  расценивается как отягчающее административную ответственность.

С учетом изложенного, ему может быть назначено наказание, предусмотренное санкцией части 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а именно – административный штраф в размере ста пяти тысяч рублей.

Руководствуясь статьями 4.3, 23.48, 29.9, 29.10, а также статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

 

                                                                       ПОСТАНОВИЛ:

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Признать публичное акционерное общество «Сбербанк России» (ОГРН 1027700132195, ИНН 7707083893, КПП 773601001, зарегистрированное Центральным банком Российской Федерации 20.06.1991 года по адресу: 117997, г. Москва, ул. Вавилова,  д. 19) виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

           2. Применить к публичному акционерному обществу «Сбербанк России» административное наказание в виде административного штрафа за нарушение требований части 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в размере 105 000 (ста пяти тысяч) рублей.

В соответствии с частью 1 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Сумма штрафа должна быть перечислена в доход федерального бюджета по следующим реквизитам: КБК 16111626000016000140, ОКТМО 75701000 на счет органа федерального казначейства: УФК по Челябинской области (для Челябинского УФАС России), отделение Челябинск, БИК 047501001, р/с 40101810400000010801, ИНН 7453045147, КПП 745301001, УИН 16188062500001259931.

В силу части 1 статьи 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.

Согласно части 5 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, и информации об уплате административного штрафа в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах, по истечении шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 настоящего Кодекса, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, направляют в течение десяти суток постановление о наложении административного штрафа с отметкой о его неуплате судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Кроме того, должностное лицо составляет протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 настоящего Кодекса, в отношении лица, не уплатившего административный штраф.

В соответствии с частью 3 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в  Арбитражный суд в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.    

Согласно части 1 статьи 31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

После уплаты штрафа копии документов, свидетельствующих об уплате административного штрафа, просим представить в Челябинское УФАС России по факсу (351) 263-18-39 либо по адресу г. Челябинск, пр. Ленина, д. 59, каб. 320.

Постановление объявлено 22 июня 2018 года в присутствии <…>.

 

 

Руководитель                                                                                                      <…>

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны