Решение б/н Решение по делу № 448-ж/2016 от 20 июля 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

20 июня 2016 года                                                                г. Челябинск, пр. Ленина, 59

 

            Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:

 

Председателя Комиссии:

 

 -

заместителя руководителя Челябинского УФАС России,

Членов Комиссии:

 

-

специалиста 1 разряда отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,

 

 

-

главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,

 

рассмотрев жалобу ООО «СТРОЙИНВЕСТ», в присутствии:

- представителя Управления жилищно-коммунального хозяйства и инженерной инфраструктуры администрации Троицкого муниципального района Челябинской области, действующего на основании Распоряжения от 13.05.2016 № 3;

- представителя Администрации Троицкого муниципального района Челябинской области, действующего на основании Распоряжения от 17.06.2016 № 27;

- представителя Администрации Троицкого муниципального района Челябинской области, действующего на основании Распоряжения от 17.06.2016 № 26;

в отсутствие заявителя, надлежащим образом уведомленного о дате и времени рассмотрения жалобы,

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

            В Челябинское УФАС России подана жалоба ООО «СТРОЙИНВЕСТ» на положения документации при проведении электронного аукциона на право заключения контракта «разводящие газовые сети в п. Белозеры Троицкого муниципального района Челябинской области» (извещение № 0169300008516000058) (далее – аукцион).  

            Согласно представленным документам 27.05.2016 Администрация Троицкого муниципального района Челябинской области объявила о проведении аукциона.

            Начальная (максимальная) цена контракта – 26 366 330, 00 рублей.

            Срок окончания подачи заявок на участие в аукционе - 14.06.2016 08:00.

На момент рассмотрения жалобы ООО «СТРОЙИНВЕСТ» контракт не заключен.

            Согласно доводам жалобы в аукционной документации заказчиком не установлены дополнительные требования к участнику закупки, а также документы, подтверждающие соответствие участника закупки данным требованиям, тогда как объект закупки, а также начальная (максимальная) цена контракта обязывают установить указанное требование в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе.

            Кроме того, в жалобе указано, что дата окончания срока предоставления разъяснений заказчиком, не соответствует дате окончания срока подачи заявок, что противоречит части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе.

            Представители заказчика и уполномоченного органа с доводами, изложенными в жалобе, согласились, представили письменные пояснения и указали, что дата окончания срока предоставления заказчиком разъяснений документации  закупке указана ошибочно, вместе с тем запросов о разъяснении документации заказчику не поступало на период подачи заявок. Дополнительные требования к участнику закупки не установлены, ввиду неоднозначного толкования положений Постановления Правительства РФ от 04.02.2015 № 99.

           

            Заслушав пояснения заказчика и уполномоченного органа, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), Комиссия пришла к следующим выводам.

 

1. Согласно части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию финансовых ресурсов для исполнения контракта; на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта; опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации; необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.

При этом в части 4 статьи 31 Закона о контрактной системе указано, что в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.

Таким образом, в случае принятия указанного нормативного правового акта заказчик обязан установить указанные дополнительные требования и документы, подтверждающие соответствие указанным требованиям с учетом специфики объекта закупки, в извещении и документации о закупке в соответствии с пунктом 5 части 6 статьи 63, пунктом 2 части 1, частью 3 статьи 64, пунктом 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе

Постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 № 99 (далее - Постановление) утверждены дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаи отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документы, подтверждающие соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям.

В пункте 1  Постановления указано, что к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, предъявляются дополнительные требования согласно приложению № 1. Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается документами, предусмотренными приложением № 1 к настоящему постановлению.

При этом как следует из буквального толкования данного положения Постановления дополнительные требования устанавливаются при проведении аукциона как открытым, так и закрытым способом.

Указанная позиция также выражена в совместном письме Минэкономразвития России от 28.08.2015 № 23275-ЕЕ/Д28И и ФАС России от 28.08.2015 № АЦ/45739/15.

В Приложении № 1 к Постановлению установлены виды товаров, работ, услуг, при закупке которых необходимо устанавливать дополнительные требования, в том числе выполнение работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей.

Дополнительным требованием, которое заказчик должен установить к участнику при осуществлении закупки данных работ, является опыт исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.

Документами, подтверждающими соответствие участника закупки данным требованиям, являются копия (копии) ранее исполненного (исполненных) контракта (контрактов), договора (договоров) и акта (актов) выполненных работ; копии акта приемки объекта капитального строительства и разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство, или в случаях, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации) или копия акта о приемке выполненных работ.

Таким образом, при наличии одновременно трех условий, заказчик обязан установить дополнительные требования к участнику закупки и к составу второй части заявки о предоставлении документов, подтверждающих соответствие участника закупки данным требованиям, а именно:

- закупка осуществляется одним из способов, указанных в Приложении № 1 к Постановлению, в том числе путем проведения электронного аукциона;

- объектом закупки должно быть выполнение работ строительных, включенных в код 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13)  Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014;

- начальная (максимальная) цена контракта при осуществлении закупок превышает 10 млн. рублей.

            Как следует из извещения и аукционной документации предметом закупки является выполнение строительно-монтажных работ по реконструкции помещений, которые в соответствии с извещением отнесены к коду ОКПД 2 - 42.21.1 «коммуникации инженерные для жидкостей и газов», который относится к группе – 42.21 «сооружения и строительные работы по строительству инженерных коммуникаций для жидкостей и газов» с начальной (максимальной) ценой контракта – 26 366 330, 00 рублей.

            Таким образом, выбранный заказчиком способ определения поставщика, объект закупки и начальная (максимальная) цена, обязывает заказчика установить дополнительные требования к участнику закупки в соответствии с Постановлением.

Таким образом, в нарушение частей 2, 4, 5 статьи 31, пункта 5 части 6 статьи 63, пункта 2 части 1, части 3 статьи 64, пункта 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе заказчиком не установлены дополнительные требования к участнику закупки, а также требования о предоставлении в составе второй части заявки документов, подтверждающих соответствие участника закупки указанным требованиям согласно Приложению № 1 к Постановлению.

 

            2. Как следует из пункта 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.

            Согласно части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.

С учетом изложенного, в документации об аукционе должна содержаться дата окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации об аукционе с учетом того, что запрос от участника закупки должен поступить не позднее, чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.

В нарушение части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе в пункте 31 информационной карты документации об аукционе указано, что окончанием срока предоставления разъяснений является 13.05.2016, тогда как сроки начала и окончания подачи заявок на участие в аукционе определены с 27.05.2016 по 14.06.2016, то есть в документации о закупке указана дата окончания предоставления разъяснений раньше объявления закупки.

 

В ходе проведения внеплановой проверки в рамках статьи 99 Закона о контрактной системе Комиссия установила следующее.

 

1. В соответствии с частью 1 статьи 14 Закона о контрактной системе при осуществлении заказчиками закупок к товарам, происходящим из иностранного государства или группы иностранных государств, работам, услугам, соответственно выполняемым, оказываемым иностранными лицами, применяется национальный режим на равных условиях с товарами российского происхождения, работами, услугами, соответственно выполняемыми, оказываемыми российскими лицами, в случаях и на условиях, которые предусмотрены международными договорами Российской Федерации.

Федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе.

Согласно пункту 7 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 Закона о контрактной системе, указываются условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.

Согласно Указу Президента РФ от 28.11.2015 N 583 «О мерах по обеспечению национальной безопасности Российской Федерации и защите граждан Российской Федерации от преступных и иных противоправных действий и о применении специальных экономических мер в отношении Турецкой Республики» в целях защиты национальной безопасности и национальных интересов Российской Федерации, защиты граждан Российской Федерации от преступных и иных противоправных действий и в соответствии с федеральными законами от 30.12.2006 N 281-ФЗ «О специальных экономических мерах» и от 28.12.2010 N 390-ФЗ «О безопасности» Правительство Российской Федерации должно утвердить прилагаемый перечень отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено с 1 января 2016 года.

 Постановлением Правительства РФ от 29.12.2015 № 1457 утвержден перечень отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено с 1 января 2016 года. В указанный перечень входит выполнение работ, оказание услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно извещению и документации об аукционе предметом закупки является строительство разводящих газовых сетей в п. Белозеры Троицкого муниципального района Челябинской области.

Таким образом, в нарушение пункта 7 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе, Постановления Правительства РФ от 29.12.2015 № 1457 в извещении и документации о проведении электронного аукциона заказчиком не установлен запрет на выполнение работ организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики.

 

2. Согласно пункту 2 статьи 42, пункту 1 части 1 статьи 64, части 4 статьи 64  Закона о контрактной системе в извещении о закупке, документации об аукционе и проекте контракта, являющемся неотъемлемой частью документации об аукционе, должен краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.

При этом, как следует из части 1 статьи 708 Гражданского кодекса Российской Федерации в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки).

С учетом изложенного, в силу императивного характера положений Закона о контрактной системе в случае, если заказчик в документации о закупке предусматривает промежуточные сроки выполнения работ, то они должны быть определены на стадии формирования документации об аукционе.

Вместе с тем, в Приложении № 7 к проекту контракта, поименованном как график выполнения этапов работ, не указаны объемы и виды работ, а также этапы выполнения таких работ, что фактически свидетельствует о том, что заказчик выразил намерение предусмотреть отдельные этапы выполнения работ, но не определил сроки их выполнения, что свидетельствует о неопределенности существенного условиях договора подряда в нарушение части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.

 

Комиссия, руководствуясь статьей  статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и Приказом ФАС России от 19.11.2014 727/14 «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд»,

 

РЕШИЛА:

 

            1. Признать доводы жалобы ООО «СТРОЙИНВЕСТ» на действия заказчика обоснованными.

            2. По результатам рассмотрения жалобы признать в действиях заказчика нарушения частей 2,4,5 статьи 31, пункта 5 части 6 статьи 63, пунктов 2, 11 части 1, части 3 статьи 64, части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе

3. По результатам проведения внеплановой проверки признать в действиях заказчика нарушения пункта 7 части 5 статьи 63, пункта 2 статьи 42, пункта 1 части 1 статьи 64, части 4 статьи 64 Закона о контрактной системе.

4. Выдать заказчику, уполномоченному органу, аукционной комиссии, оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.

           

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Председатель Комиссии                                                                                    

 

Члены Комиссии                                                                                                   

                         

                                      

ПРЕДПИСАНИЕ № 448-ж/2016

об устранении нарушений законодательства

о контрактной системе

20 июня 2016 года                                                                            г. Челябинск, пр. Ленина, 59

           Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:

Председателя Комиссии:

 

-

заместителя руководителя Челябинского УФАС России,

 

 

 

-

 

 

 

  -

 

 

 

специалиста 1 разряда отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,

главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России

 на основании решения Челябинского УФАС России от 20.06.2016, вынесенного по итогам рассмотрения жалобы ООО «СТРОЙИНВЕСТ» на положения документации при проведении электронного аукциона на право заключения контракта «разводящие газовые сети в п. Белозеры Троицкого муниципального района Челябинской области» (извещение № 0169300008516000058) (далее – аукцион), с целью устранения нарушений законодательства о контрактной системе,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. Управлению жилищно-коммунального хозяйства и инженерной инфраструктуры администрации Троицкого муниципального района Челябинской области со дня размещения в единой информационной системе в сфере закупок (далее – единая информационная система) предписания не заключать контракт до исполнения настоящего предписания.

2. Аукционной комиссии в срок до 29.06.2016 принять решение об отмене протоколов, составленных в ходе проведения аукциона и передать указанное решение уполномоченному органу для размещения в единой информационной системе.

3. Администрации Троицкого муниципального района Челябинской области в течение двух дней с момента получения решения об отмене протоколов, составленных в ходе проведения аукциона, разместить указанное решение в единой информационной системе.

4. Управлению жилищно-коммунального хозяйства и инженерной инфраструктуры администрации Троицкого муниципального района Челябинской области в срок до 03.07.2016:

4.1 внести соответствующие изменения в документацию об аукционе с учетом положений законодательства о контрактной системе и с учетом решения Челябинского УФАС России № 448-ж/2016 от 20.06.2016, в том числе:

- установить дополнительные требования к участнику закупки в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе и перечень документов, представленных в составе заявки и подтверждающих соответствие участника указанным требованиям в извещении и документации о закупке,

- установить в документации об аукционе даты начала и окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений положений документации об аукционе с учетом требований законодательства о контрактной системе,

- установить в извещении о закупке условие об ограничении допуска работ, выполняемых, оказываемых иностранными лицами в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.12.2015 № 1457,

- установить в Приложении № 7 к проекту контракта перечень, объем и сроки выполнения этапов работ.

4.2 передать документацию с внесенными изменениями уполномоченному органу для размещения в единой информационной системе.

5. Администрации Троицкого муниципального района Челябинской области в срок до 06.07.2016 разместить документацию с внесенными изменениями в единой информационной системе, обеспечив продление срока подачи заявок не менее, чем на 10 дней с даты размещения в единой информационной системе документации с внесенными изменениями.

6. ООО «РТС-тендер» с 23.06.2016 обеспечить Управлению жилищно-коммунального хозяйства и инженерной инфраструктуры администрации Троицкого муниципального района Челябинской области, Администрации Троицкого муниципального района Челябинской области возможность исполнения данного предписания.

7. Управлению жилищно-коммунального хозяйства и инженерной инфраструктуры администрации Троицкого муниципального района Челябинской области в подтверждение исполнения предписания в срок до 11.07.2016 года в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области представить доказательства исполнения настоящего предписания, а именно сведения о незаключении контракта по итогам конкурса согласно пункту 1 настоящего предписания (в случае заключения контракта представить надлежащим образом заверенную копию контракта со всеми приложениями), документацию с внесенными изменениями.

 

8. Администрации Троицкого муниципального района Челябинской области в подтверждение исполнения предписания в срок до 11.07.2016 года в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области представить доказательства исполнения настоящего предписания, а именно: документы, подтверждающие размещение документации с внесенными изменениями в единой информационной системе, а также решение об отмене протоколов, составленных в ходе проведения аукциона и сведения о размещении указанного решения в единой информационной системе.

Настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.

               Обжалование предписания Челябинского УФАС России не приостанавливает действия предписания.

               За неисполнение настоящего предписания предусмотрена административная ответственность в виде штрафа в размере пятидесяти тысяч рублей на должностных лиц и в размере пятисот тысяч рублей на юридических лиц.

 

Председатель Комиссии:           

Связанные организации

Связанные организации не указаны