Решение б/н Решение и предписание по делу № 449-ж/2013 по жалобе ОАО «Ал... от 10 июня 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Р Е Ш Е Н И Е № 449-ж/2013

 

27 сентября 2013 года г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Комиссия по контролю в сфере размещения заказов Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:

 

 

Председателя Комиссии:

Козловой А.А.

-

руководителя Челябинского УФАС России;

Членов Комиссии:

Ливончик В.А.

-

начальника отдела государственного и муниципального заказов Челябинского УФАС России,

 

Кокшаровой И.О.

-

ведущего специалиста-эксперта отдела контроля государственного и муниципального заказов Челябинского УФАС России;

рассмотрев жалобу ОАО «АльфаСтрахование» (Южно-Уральский филиал), в присутствии:

- представителя ОАО «АльфаСтрахование» (Южно-Уральский филиал), действующего на основании доверенности;

- представителя Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Челябинской области, действующего на основании доверенности № 36 от 27.09.2013,

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

В Челябинское УФАС России поступила жалоба ОАО «АльфаСтрахование» (Южно-Уральский филиал) (далее - заявитель) на действия заказчика при проведении запроса котировок № 0369100026513000105 на оказание услуг по осуществлению обязательного страхования автогражданской ответственности (ОСАГО) (далее – запрос котировок).

Кроме того, одновременно с поступлением жалобы Следственным управлением Следственного комитета Российской Федерации по Челябинской области в антимонопольный орган предоставлено обращение об отмене запроса котировок в виду нарушения требований законодательства о размещении заказов при его проведении.

В связи с тем, что предметом рассматриваемой жалобы и обращения о нарушении законодательства о размещении заказов являются однородные требования об отмене запроса котировок, Комиссией принято решение об объединении контрольных мероприятий в одно производство.

Согласно представленным документам Следственное управление Следственного комитета Российской Федерации по Челябинской области 23.09.2013 объявило о проведении запроса котировок.

Начальная (максимальная) цена контракта –142 902, 58 рублей.

Срок окончания подачи заявок на участие в запросе котировок – 27.09.2013 в 16.00.

Контракт на момент рассмотрения жалобы ОАО «АльфаСтрахование» (Южно-Уральский филиал) не заключен.

На заседании Комиссии представитель заявителя поддержал доводы жалобы и пояснил следующее.

Заказчиком размещен заказ на оказание услуг по осуществлению обязательного страхования автогражданской ответственности путем проведения запроса котировок.

Вместе с тем, указанная процедура размещения заказа не может быть применена в указанном случае в виду специфики предмета размещения заказа.

Так, цена на указанный вид услуг является твердой в связи с государственным регулированием цен на указанный вид услуг, что не позволит выявить победителя запроса котировок по условию цены контракта.

Представитель заказчика на заседании Комиссии с доводами жалобы не согласился, представил письменные пояснения и указал следующее.

Законодательство о размещении заказов не содержит запретов и ограничений, связанных с выбором способа размещения заказа, так как это является правом заказчика.

Кроме того, Законом о размещении заказов предусмотрен порядок определения победителя запроса котировок при подаче заявок с одинаковыми ценовыми предложениями.

Таким образом, указанный выбор способа размещения заказа не противоречит действующему законодательству, а также не приводит к ущемлению прав и законных интересов участников размещения заказа.

Заслушав пояснения сторон, изучив представленные документы и проведя внеплановую проверку на основании статьи 17 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о размещении заказов), Комиссия пришла к следующим выводам.

Согласно статье 5 Закона о размещении заказов под размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд понимаются осуществляемые в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, действия заказчиков, уполномоченных органов по определению поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях заключения с ними государственных или муниципальных контрактов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, а в случае, предусмотренном пунктом 14 части 2 статьи 55 настоящего Федерального закона, в целях заключения с ними также иных гражданско-правовых договоров в любой форме.

При этом, как следует из смысла части 1 статьи 1 Закона о размещении заказов механизм процедуры размещения заказа должен способствовать реализации целей законодательства о размещении заказов, таких как расширение возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развитие добросовестной конкуренции.

Как следует из частей 1, 2 статьи 10 Закона о размещении заказов выбор способа размещения заказа является правом заказчика за исключением случая, если размещение заказов осуществляется на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, включенных в Перечень товаров, работ, услуг, размещение заказов соответственно на поставки, выполнение, оказание которых осуществляются путем проведения аукциона в соответствии с частью 4 статьи 10 Закона о размещении заказов.

Однако право заказчика, связанное с определением способа закупки не должно входить в противоречие с общими принципами законодательства в сфере размещения заказов в части обеспечения потенциальным поставщикам (исполнителям, подрядчикам) гарантий по реализации их права на участие в запросе котировок.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 42 Закона о размещении заказов под запросом котировок понимается способ размещения заказа, при котором информация о

потребностях в товарах, работах, услугах для государственных или муниципальных нужд сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения на официальном сайте извещения о проведении запроса котировок и победителем в проведении запроса котировок признается участник размещения заказа, предложивший наиболее низкую цену контракта.

Особенностью проведения размещения заказа в виде запроса котировок является

то, что победитель запроса котировок определяется путем установления участника, предложившего наиболее низкую цену контракта.

Предметом размещаемого заказа является оказание услуг по осуществлению обязательного страхования автогражданской ответственности (ОСАГО), специфика оказания которых выражается в государственном регулировании цен на указанный вид услуг.

Согласно статье 1 Федерального закона от 25.04.2002 № 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (далее – Закон об ОСАГО) договор обязательного страхования заключается в порядке и на условиях, которые предусмотрены указанным Федеральным законом и является публичным.

Статьей 5 Закона об ОСАГО определено, что порядок реализации определенных названным Федеральным законом и другими федеральными законами прав и обязанностей сторон по договору обязательного страхования устанавливается Правительством Российской Федерации в правилах обязательного страхования.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.12.2005 № 739 «Об утверждении страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, их структуры и порядка применения страховщиками при определении страховой премии» утверждены базовые страховые тарифы, которые подлежат применению всеми лицами, оказывающими страховые услуги.

Таким образом, страховые организации, в силу установленных федеральным законодательством императивных показателей базовых страховых тарифов, не вправе применять ставки, отличные от установленных Правительством Российской Федерации.

Как следует из приведенных норм законодательства, в силу законодательного установления размера базовых страховых тарифов, этот показатель должен быть одинаков у всех организаций-страховщиков, а потому невозможно определить организацию, предложившую лучшие условия контракта - самую низкую цену контракта.

Таким образом, проведение запроса котировок не отвечает специфике данного предмета размещения заказа и не позволяет реализовать механизм выбора победителя запроса котировок, а, следовательно, достичь цели, ради которой проводится процедура размещения заказа.

Несмотря на то, что данный вид услуг соответствует критериям, установленным части 2 статьи 42 Закона о размещении заказов размещение заказа на поставку услуг по обязательному страхованию ответственности владельцев транспортных средств не может быть осуществлено путем запроса котировок, так как не соответствует общему смыслу законодательства о размещении заказов, заложенному в статье 1 Закона о размещении заказов.

Кроме того, определение победителя запроса котировок исключительно по времени подачи заявки, по принципу первоочередности, (победителем становится участник, подавший заявку ранее другого участника при совпадении заявляемой участниками цены контракта), не соответствует требованиям законодательства о размещении заказов, поскольку установление более низкой цены контракта является первоосновой для установления результатов запроса котировок.

Таким образом, определение победителя запроса котировок путем установления участника, подавшего заявку ранее остальных, при условии обязательных для всех участников страховых тарифов и, соответственно, предопределенности цены контракта, не соответствует требованиям законодательства о размещении заказов.

Указанная правовая позиция подтверждается судебной практикой Высшего арбитражного суда Российской Федерации (Дело № А53-1241/12).

Согласно пункту 4 статьи 43 Закона о размещении заказов запрос котировок должен включать в себя наименование, характеристики и количество поставляемых товаров, наименование, характеристики и объем выполняемых работ, оказываемых услуг. При этом должны быть указаны требования, установленные заказчиком, уполномоченным органом, к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.

Указанная информация позволяет довести до неопределенного круга лиц сведения о потребности заказчика относительно оказываемых услуг, что в свою очередь позволяет участникам размещения заказа сформировать цену своего предложения.

Тем самым, реализуются цели и принципы законодательства о размещении заказов в частности прозрачности размещения заказа, равного участия в торгах и недопустимости ограничения числа участников размещения заказа

Вместе с тем, как следует из спецификации (Приложение № 1 к проекту контракта) заказчиком указаны неактуальные периоды страхования, не отвечающие текущей потребности заказчика, что противоречит части 4 статьи 43 Закона о размещении заказов.

Комиссия, руководствуясь статьями 17, 60 Закона о размещении заказов и приказом ФАС России от 24 июля 2012 года № 498 «Об утверждении административного регламента ФАС по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных и муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений»,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать доводы жалобы ОАО «АльфаСтрахование» (Южно-Уральский филиал) на действия заказчика обоснованными.

2. Признать в действиях заказчика нарушение части 1 статьи 42, пункта 4 статьи 43, части 2 статьи 10, пункта 1 статьи 1 Закона размещении заказов.

3. Выдать заказчику предписание об устранении нарушений законодательства о размещении заказов.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Председатель Комиссии

Козлова А.А.

Члены комиссии

Ливончик В.А.

Кокшарова И.О.

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 449ж/2013

об устранении нарушений законодательства

Российской Федерации о размещении заказов

 

27 сентября 2013 года г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Комиссия по контролю в сфере размещения заказов Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия), в составе:

 

 

Председателя Комиссии:

Козловой А.А.

-

руководителя Челябинского УФАС России;

Членов Комиссии:

Ливончик В.А.

-

начальника отдела государственного и муниципального заказов Челябинского УФАС России,

 

Кокшаровой И.О.

-

ведущего специалиста-эксперта отдела контроля государственного и муниципального заказов Челябинского УФАС России;

на основании решения Челябинского УФАС России от 27.09.2013 года, по итогам рассмотрения жалобы ОАО «АльфаСтрахование» (Южно-Уральский филиал) на действия заказчика при проведении запроса котировок № 0369100026513000105 на оказание услуг по осуществлению обязательного страхования автогражданской ответственности (ОСАГО) (далее – запрос котировок) и проведения внеплановой проверки по обращению Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Челябинской области, в целях устранения нарушений законодательства о размещении заказов,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

  1. Следственному управлению Следственного комитета Российской Федерации по Челябинской области:

1.1. С момента размещения на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (далее – официальный сайт) предписания не заключать контракт по результатам запроса котировок.

1.2. В срок до 07.10.2013 принять решение об отмене запроса котировок и разместить данное решение на официальном сайте в сети «Интернет».

2. Следственному управлению Следственного комитета Российской Федерации по Челябинской области в срок до 11.10.2013 в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области представить доказательства исполнения настоящего предписания, а именно сведения о незаключении контракта по итогам запроса котировок согласно пункту 1.1 настоящего предписания (в случае заключения контракта представить надлежащим образом заверенную копию контракта со всеми приложениями), а также надлежащим образом заверенную копию решения об отмене запроса, скриншоты с официального сайта, подтверждающие размещение решения об отмене запроса котировок.

              Настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.

              Обжалование предписания Челябинского УФАС России не приостанавливает действия предписания.

              За неисполнение настоящего предписания предусмотрена административная ответственность в виде штрафа в размере пятидесяти тысяч рублей на должностных лиц и в размере пятисот тысяч рублей на юридических лиц.

 

Председатель Комиссии

А.А. Козлова

Члены Комиссии

В.А. Ливончик

И.О. Кокшарова

Связанные организации

Связанные организации не указаны