Предупреждение б/н Предупреждение № 45-07/17 от 11 июля 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ № 45-07/17

О ПРЕКРАЩЕНИИ ДЕЙСТВИЙ, КОТОРЫЕ СОДЕРЖАТ

ПРИЗНАКИ НАРУШЕНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

 

«06» июля 2017 года г. Челябинск, пр. Ленина, 59

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) поступило заявление ООО «Техномир», в том числе направленное Прокуратурой города Миасса, Уполномоченным по защите прав предпринимателей Челябинской области, о нарушении Администрацией Миасского городского округа Челябинской области (далее – Администрация) порядка организации и проведения ярмарок на территории Миасского городского округа Челябинской области.

В ходе рассмотрения представленных документов и материалов установлено следующее.

Администрацией издано Постановление от 13.03.2017 № 1257 «О проведении сезонной Ярмарки на территории Миасского городского округа» (далее – Постановление от 13.03.2017 № 1257), согласно которому принято решение:

1) организовать проведение сезонной ярмарки с 01.04.2017 по 31.10.2017 на территории по адресу: ул. Лихачёва, в районе домов № 16 и 20 по ул. Лихачёва (южная сторона) и пр. Автозаводцев, в районе дома № 56 по пр. Автозаводцев (южная и восточная стороны), тип ярмарки: специализированная, режим работы: с 10.00 до 19.00 часов (далее – Ярмарка);

2) организатором и ответственным за проведение Ярмарки назначить Территориальное управление Администрации (<…>);

3) ответственность по уборке территории Ярмарки возложить на МБУ «Центр коммунального обслуживания и благоустройства Миасского городского округа»;

4) утвердить схему размещения торговых мест на территории проводимой Ярмарки согласно приложению к Постановлению от 13.03.2017 № 1257;

5) определить ассортимент товаров, реализуемых на Ярмарке: овощи фрукты, бахчевые культуры, семена, саженцы, рассада;

6) начальнику отдела организационной и контрольной работы Администрации разместить Постановление от 13.03.2017 № 1257 на официальном сайте Администрации в информационно-коммуникационной сети «Интернет»;

7) начальнику информационно-аналитического отдела опубликовать Постановление от 13.03.2017 № 1257 в средствах массовой информации;

8) контроль исполнения Постановления от 13.03.2017 № 1257 возложить на заместителя Главы округа (по экономике и финансам) <...>.

Утвержденной Постановлением от 13.03.2017 № 1257 схемой размещения торговых мест на территории сезонной Ярмарки (далее – Схема Ярмарки) предусмотрено 15 мест торговли, в том числе 10 из них для граждан, занимающихся садоводством, огородничеством.

Постановлением Администрации от 10.05.2017 № 2296 внесены изменения в Постановление от 13.03.2017 № 1257, согласно которым Схемой Ярмарки предусмотрено 27 мест торговли, в том числе 20 из них для граждан, занимающихся садоводством, огородничеством.

Согласно Решению Собрания депутатов Миасского городского округа Челябинской области от 30.08.2013 № 26 (в редакции решения от 28.02.2014 № 10) средство массовой информации для публикации правовых актов органов местного самоуправления Миасского городского округа выбирается в порядке, установленном Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Из представленных Администрацией документов следует, что Постановление от 13.03.2017 № 1257 размещено на сайте www.miass-online.ru 13.03.2017.

Документов, подтверждающих определение средства массовой информации для публикации правовых актов органов местного самоуправления Миасского городского округа Челябинской области в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», опубликование Постановления от 13.03.2017 № 1257 и внесенных в него изменений в печатном средстве массовой информации, Администрацией не представлено.

Неопубликование Постановления от 13.03.2017 № 1257 исключает информирование неопределенного круга лиц о возможности обратиться с заявлением о предоставлении торговых мест на территории Ярмарки.

 

Согласно части 1 статьи 11 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон о торговле) ярмарки организуются органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями (далее - организатор ярмарки). Организация ярмарок и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на них осуществляется в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, на территориях которых такие ярмарки организуются. В случае, если организатором ярмарки является федеральный орган государственной власти, порядок организации ярмарки и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на ней устанавливается организатором ярмарки с учетом положений названной статьи.

На территории Челябинской области порядок организации ярмарок и продажи товаров на них и требованиях к организации продажи товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на ярмарках установлен Постановлением Правительства Челябинской области от 16 февраля 2011 года № 31-П «О Положении о порядке организации ярмарок и продажи товаров на них и требованиях к организации продажи товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на ярмарках на территории Челябинской области» (далее – Положение).

Согласно пункту 6 Положения, в случае если организатором ярмарки является орган государственной власти или орган местного самоуправления, решение о проведении ярмарки принимается правовым актом указанных органов.

В нарушение пункта 6 Положения Постановление от 13.03.2017 № 1257 не содержит:

- наименование и юридический адрес организатора Ярмарки;

- цель организации Ярмарки.

Положением (пункт 3) предусмотрено два порядка организации ярмарок, а именно:

- органом местного самоуправления на основании правового акта указанного органа о проведении ярмарки на специально отведенной органом местного самоуправления территории (пункты 3 и 6);

- юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем на основании положительного решения органа местного самоуправления по результатам рассмотрения заявления такого хозяйствующего субъекта о проведении ярмарки на территории, принадлежащей ему на праве собственности или ином вещном праве (пункты 3 и 7).

Территория ярмарки - земельный участок, в том числе занятый стационарными и (или) нестационарными объектами (зданиями, строениями, сооружениями), и используемый для проведения ярмарки (абз. 12 пункт 2 Положения).

Документов, подтверждающих отведение территории для проведения Ярмарки, Администрацией не представлено.

Напротив, по мнению Администрации, отсутствовала необходимость в отведении территории для проведения Ярмарки, поскольку указанная территория принадлежит организатору Ярмарки.

 

В нарушение пунктов 13, 19 Положения и статьи 11 Закона о торговле, Администрацией не определены:

- план мероприятий по организации Ярмарки и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на ней;

- порядок организации ярмарки и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на ней;

- порядок подготовки и проведения ярмарки;

- порядок предоставления мест для продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг);

- размер платы за место для продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг).

Организатор ярмарки публикует в средствах массовой информации и (или) размещает на своем сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет информацию о плане мероприятий по организации ярмарки и порядке предоставления мест для продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на ней (пункт 10 Положения).

Однако указанная информация на официальном сайте Администрации не размещалась, документов, подтверждающих обратное, Администрацией не представлено.

Согласно пояснениям Администрации порядок предоставления мест для продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) определен Административным регламентом предоставления муниципальной услуги «Предоставление торговых мест на участие в ярмарке на территории Миасского городского округа», утвержденным Постановлением Администрации от 26.08.1016 № 4772 (далее – Административный регламент).

Из норм Положения следует, что организатор ярмарки выполняет требования пункта 13 Положения в отношении каждой проводимой ярмарки.

Административный регламент определяет порядок предоставления муниципальной услуги в отношении неопределенного количества ярмарок ввиду отсутствия указаний на место проведения ярмарки, требований к реализуемым на ярмарке товарам: товары промышленного производства, плодоовощной, сельскохозяйственной продукции, товары легкой промышленности и т.д.

 

Схемой Ярмарки предусмотрено 15 мест торговли, в том числе 10 из них для граждан, занимающихся садоводством, огородничеством, после 10.05.2017 - 27 мест торговли, в том числе 20 из них для граждан, занимающихся садоводством, огородничеством, то есть Постановлением от 13.03.2017 № 1257 предусмотрена возможность получения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями до 10.05.2017 5 торговых мест на Ярмарке, после 10.05.2017 - 7 торговых мест на Ярмарке.

Согласно представленной информации Администрацией выдано 28 разрешений на предоставление мест на Ярмарке в виде талона, в том числе на основании заявления ООО «Торговый комплекс» от 15.03.2017 на весь период Ярмарки для осуществления реализации овощей, фруктов, сухофруктов, орехов на 7 торговых местах.

По результатам рассмотрения заявления ООО «Техномир» (вх. Администрации от 15.03.2017 № 3759, Территориального управления Администрации от 21.03.2017 № 271) Администрацией принято решение (исх. № 1090/11 от 27.03.2017) об отказе в предоставлении торговых мест ввиду отсутствия свободных мест.

Вместе с тем, после принятия указанного решения об отказе ООО «Техномир» Администрацией 03.04.2017, 04.04.2017, 06.04.2017 выданы разрешения на предоставление 5 торговых мест на Ярмарке трем индивидуальным предпринимателям.

Указанное не позволяет прийти к выводу о правомерности предоставления 12 торговых мест одним хозяйствующим субъектам и принятии в рассматриваемый период решения об отказе ООО «Техномир» в предоставлении торговых мест ввиду отсутствия свободных мест.

Представленные Администрацией документы также не позволяют прийти к выводу о соблюдении положений Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ», Административного регламента при рассмотрении заявления ООО «Техномир» (вх. Администрации от 15.03.2017 № 3759, Территориального управления Администрации от 21.03.2017 № 271).

 

Согласно части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в том числе путем создания преимущественных условий осуществления деятельности отдельным хозяйствующим субъектам.

Установленный запрет адресован органам, осуществляющим властные функции, в целях предупреждения их негативного вмешательства в конкурентную среду посредством использования административных инструментов.

Согласно части 2 статьи 1 Закона о защите конкуренции целями закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.

Под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Создание конкретному хозяйствующему субъекту преимуществ в осуществлении предпринимательской деятельности является достаточным основанием для признания таких действий нарушающими положения антимонопольного законодательства, в частности, части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Согласно пункту 8 статьи 4 Закона о защите конкуренции дискриминационные условия - условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами.

Пунктом 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции определено, что одним из признаков ограничения конкуренции является сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке.

Положения данной нормы части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции направлены, в том числе на защиту неопределенного круга лиц.

Действия (бездействие) Администрации по неопубликованию Постановления от 13.03.2017 № 1257 в средствах массовой информации, организации и проведении Ярмарки с нарушением требований действующего законодательства, в том числе Положения, Закона о торговле, привели (могли привести) к необоснованному созданию преимущественных условий отдельным хозяйствующим субъектам, в том числе посредством доступа к информации в приоритетном порядке, дискриминационным условиям осуществления предпринимательской деятельности с использованием торговых мест на Ярмарке, что содержит признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

В соответствии со статьей 39.1 Закона о защите конкуренции в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту, федеральному органу исполнительной власти, органу государственной власти субъекта Российской Федерации, органу местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органу или организации, организации, участвующей в предоставлении государственных или муниципальных услуг, государственному внебюджетному фонду предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), об отмене или изменении актов, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, либо об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения.

В связи с наличием в рассматриваемых действиях (бездействии) Администрации признаков нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, Челябинское УФАС России на основании статьи 39.1 Закона о защите конкуренции предупреждает Администрацию о необходимости прекращения указанных действий, для чего необходимо совершить действия, направленные на устранение причин и условий, способствовавших возникновению нарушения антимонопольного законодательства, и принять меры по устранению последствий такого нарушения, а именно:

1) в срок до 01.08.2017 года отменить Постановление от 13.03.2017 № 1257 и разместить сведения о его отмене на сайте www.miass-online;

2) не позднее 10 дней с даты получения настоящего предупреждения уведомить участников Ярмарки о прекращении с 01.08.2017 действия Постановления от 13.03.2017 № 1257 и выданных разрешений на предоставление мест на Ярмарке;

3) с даты получения настоящего предупреждения при принятии правовых актов об организации ярмарок обеспечить соблюдение требований Положения, в том числе путем указания отведенной территории, установления порядка подготовки и проведения ярмарок, размера платы за место для продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг), а также опубликование в средствах массовой информации и (или) размещение на своем сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет информации о плане мероприятий по организации ярмарки и порядке предоставления мест для продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на ней в соответствии с Положением.

О выполнении настоящего предупреждения сообщить в Челябинское УФАС России в срок до 07 августа 2017 года об исполнении настоящего предупреждения, с приложением подтверждающих документов (надлежащим образом заверенные копии документов, подтверждающих отмену Постановление от 13.03.2017 № 1257 и размещение сведений о его отмене на сайте www.miass-online, направление и получение хозяйствующими субъектами уведомлений, указанных в пункте 2 настоящего предупреждения, копии правовых актов, которыми приняты органами местного самоуправления решения об организации ярмарок, с приложением документов, свидетельствующих о размещении предусмотренной Положением информации на сайте Администрации, и указанием раздела сайта).

В соответствии с частью 5 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции предупреждение подлежит обязательному рассмотрению лицом, которому оно выдано, в срок, указанный в предупреждении.

Согласно части 7 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции при условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением.

Частью 8 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции установлено, что в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны