Решение б/н Решение по делу № 45-2014 в отношении ООО «НПРО «Урал» от 23 июля 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

25 июня 2014 года г. Челябинск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:

 

председатель Комиссии:

Л.Н. Галичина – заместитель руководителя - начальник отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией;

члены Комиссии:

Н.В. Соболь – ведущий специалист-эксперт отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией,

Л.Р. Штепа – специалист 1–го разряда отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией,

рассмотрев дело № 45-2014, возбужденное по признакам нарушения требований пункта 6 части 5 статьи 5, части 8 статьи 24 Федерального закона «О рекламе» по факту размещения в газете «Конкретная газета» рекламы препаратов, не являющихся лекарственными средствами с указанием на их лечебные свойства, а также рекламы медицинской услуги консультации окулиста, в присутствии представителя лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, Общества с ограниченной ответственностью «Научно-производственное региональное объединение «Урал» (далее – ООО «НПРО «Урал»), <...> (личность удостоверена по паспорту),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Челябинское УФАС России поступило заявление физического лица о размещении в газете «Конкретная газета» № 5 (381) от 6 марта 2014 года рекламы бальзамов «Промёд», «Кедровый дар-Сибирская чистка», не являющихся лекарственными средствами с указанием на их лечебные свойства, с нарушением рекламного законодательства, а также медицинской услуги консультации офтальмолога, тогда как с января 2014 года размещение рекламы медицинских услуг допускается только в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях, к которым газета «Конкретная газета» не относится.

В своих объяснениях учредитель и издатель газеты «Конкретная газета», ООО «НПРО «Урал», указало, что признает нарушение рекламного законодательства. Пояснило, что рекламодателем рекламы бальзамов «Промёд», «Кедровый дар-Сибирская чистка» является <...>, а рекламодателем медицинской услуги – ИП <...>.

Рассмотрев заявление и материалы, Комиссия приходит к следующим выводам.

В газете «Конкретная газета» № 5 (381) от 6 марта 2014 года размещена реклама бальзама «Промёд», в которой присутствуют сведения: «...Когда исцеляет сама природа… мне написали столько хронических болезней…проблема с пищеводом, печень увеличена, почти, в желчном пузыре камень…После бальзама «Промёд» я почувствовала прилив сил…хорошо стал работать пищевод, стало улучшаться зрение… Перенес инсульт… у него парализовало левую сторону… после применения…сошел отек, нормализовалось артериальное давление…аритмия стала реже беспокоить, рука практически восстановила свою функциональность…Катаракты…лечения не проходила, а стала принимать бальзам «Промёд»… я стала замечать улучшения в плане видимости…сахарный диабет…».

Присутствующие в рекламе медицинские термины: «исцеляет», «хронические болезни», а также перечень заболеваний, таких как «инсульт», «катаракта», «сахарный диабет» и другие, указывают на лечебные свойства бальзама ««Промёд», то есть положительное влияние на течение болезни.

Вместе с тем, бальзам «Промёд» не зарегистрирован в качестве лекарственного средства, так как в Государственном реестре лекарственных средств, размещенном на Интернет-сайте www.grls.rosminzdrav.ru сведения об этом отсутствуют. Следовательно, бальзам «Промёд» не является лекарственным средством.

В соответствии с пунктом 6 части 5 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» в рекламе не допускается указание на лечебные свойства, то есть положительное влияние на течении болезни, объекта рекламирования за исключением такого указания в рекламе лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, изделий медицинского назначения и медицинской техники.

С учетом изложенного, указание в рекламе бальзама «Промёд», который не является лекарственным средством, на его лечебные свойства противоречит требованиям пункта 6 части 5 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

В этом же номере газеты размещена реклама бальзама «Кедровый дар-Сибирская чистка» в которой присутствуют сведения: «…гастрит, колит, панкреатит, язва желудка и двенадцатиперстной кишки… у меня ни осталось ни одной язвы…псориаз…кожа стала чистой на руках и ногах, все это заслуга бальзама…гиперацидный гастрит…гипертония, ишемическая болезнь сердца… давления нормализуется, меньше болит голова…стенокардия, аритмия…бронхиальной астмой…».

Бальзам «Кедровый дар-Сибирская чистка» не зарегистрирован в качестве лекарственного средства, так как в Государственном реестре лекарственных средств, размещенном на Интернет-сайте www.grls.rosminzdrav.ru сведения об этом отсутствуют. Следовательно, бальзам «Кедровый дар-Сибирская чистка» не является лекарственным средством.

Использование в рекламе бальзама «Кедровый дар-Сибирская чистка» медицинских терминов и названий заболеваний создает впечатление о том, что указанный продукт обладает лечебными свойствами, что противоречит пункту 6 части 5 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

В том же номере газеты также размещена реклама медицинских услуг, в которой присутствуют сведения: «Оптика Октябрьская, 30 компьютерная диагностика зрения изготовление очков консультация окулиста подбор контактных линз…».

В рекламе содержатся сведения о наименовании врачебной специальности окулист, которая идентична врачебной специальности офтальмолог, а также информация о консультации врача данной специальности, что указывает на медицинскую услугу.

Согласно Номенклатуре медицинских услуг, утвержденной приказом Минздавсоцразвития РФ от 27.12.2011 № 1664н «Об утверждении номенклатуры медицинских услуг» прием (осмотр, консультация) врача-офтальмолога является медицинской услугой.

В соответствии с частью 8 статьи 24 Федерального закона «О рекламе» (в редакции Федеральных законов от 23.07.2013 N 200-ФЗ, от 25.11.2013 N 317-ФЗ) реклама лекарственных препаратов в формах и дозировках, отпускаемых по рецептам на лекарственные препараты, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, а также медицинских изделий, для использования которых требуется специальная подготовка, не допускается иначе как в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий и в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях.

С учетом изложенного, реклама медицинской услуги консультации окулиста, размещенная в периодическом печатном издании газете «Конкретная газета» № 5 (381) от 6 марта 2014 года, противоречит части 8 статьи 24 Федерального закона «О рекламе».

Частями 6, 7 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» (в редакции от 28.12.2013 № 416-ФЗ) установлено, что за нарушение требований пункта 6 части 5 статьи 5, части 8 статьи 24 Федерального закона «О рекламе» ответственность несет рекламодатель и рекламораспространитель.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона «О рекламе» рекламодатель – это изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо, рекламораспространитель — это лицо, осуществляющее распространение любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Рекламодателем рекламы бальзамов «Промёд», «Кедровый дар-Сибирская чистка» является <...>, а рекламодателем медицинской услуги консультации окулиста – ИП <...>.

Рекламораспространителем рассматриваемой рекламы является ООО «НПРО «Урал» как лицо, осуществившее размещение рекламы в газете «Конкретная газета».

После вынесения решения и до даты его изготовления в окончательной форме 30 июня 2014 года вступил в силу Федеральный закон от 28 июня 2014 года № 190-ФЗ «О внесении изменений в статью 24 Федерального закона «О рекламе», который отменил запрет на распространение рекламы медицинских услуг в общедоступных местах. С 30 июня 2014 года размещение рекламы медицинских услуг допускается любым способом и в любой форме с соблюдением положений статьи 24 Федерального закона «О рекламе», а также общих требований, предъявляемых к рекламе Федеральным законом «О рекламе».

В связи с изложенным Комиссия считает нецелесообразными признание рекламы медицинской услуги консультации окулиста, размещенной в газете «Конкретная газета» № 5 (381) от 6 марта 2014 года ненадлежащей и выдачу предписания на этом основании.

Руководствуясь частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-43 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать ненадлежащей, размещенную в газете «Конкретная газета» № 5 (381) от 6 марта 2014 года рекламу бальзамов «Промёд», «Кедровый дар-Сибирская чистка», не являющихся лекарственными средствами с указанием на их лечебные свойства, поскольку в ней нарушены требования пункта 6 части 5 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

2. Выдать ООО «НПРО «Урал» предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ООО «НПРО «Урал», <...>.

Решение может быть обжаловано в суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Решение изготовлено в полном объеме 03 июля 2014 года.

 

Председатель Комиссии

Л.Н. Галичина

Члены Комиссии

Н.В. Соболь

Л.Р. Штепа

Связанные организации

Связанные организации не указаны