Определение б/н Определение о ВД от 10 января 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

О ВОЗБУЖДЕНИИ ДЕЛА ПО ПРИЗНАКАМ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ № 074/05/5-21/2023

 

 

10 января 2023 года г. Челябинск

 

Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее – Комиссия) <...>, рассмотрев заявление физического лица по факту распространения в социальной сети «Вконтакте» в группе «Челябинск новости — INBURG» рекламы суши и роллов, содержащей непристойные выражения компании «Ёбидоёби», с признаками нарушения требований части 6 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Федеральный закон «О рекламе»).

 

УСТАНОВИЛ:

 

Челябинским УФАС России рассмотрено заявление физического лица (от 10.11.2022 вх. № 14840-ЭП/22) по факту распространения 09.11.2022 в социальной сети «Вконтакте» в группе «Челябинск новости — INBURG» рекламы суши и роллов с изображением девушки, а также надписи следующего содержания: «Мальчик просит суши, Мужчина просит Си Сяке Ё Ёбидоёби Sushi&Rolls».

Челябинским УФАС России направлены запросы в ООО «Мэйл.ру» (от 18.11.2022 исх. № АК/14438/22, от 09.12.2022 исх. № АК/15496/22) о представлении необходимых документов и сведений.

На данные запросы представлены ответы ООО «ВК» (от 09.12.2022 вх. № 16308/22, от 27.12.2022 вх. № 17276/22) согласно которому, с 25.02.2022 ООО «Мэйл.ру» изменило наименование юридического лица на ООО «ВК». ООО «ВК» не является правообладателем, администратором или иным владельцем социальной сети Вконтакте. Владельцем и администратором социальной сети «ВКонтакте» является ООО «В Контакте», юридический адрес: <...>

Челябинским УФАС России направлен запрос ООО «В Контакте» (от 12.12.2022 исх. № АК/15537/22) о представлении документов и сведений, ответ на который в установленный срок не поступил.

Челябинским УФАС России (от 14.12.2022 исх. № АК/15739/22) повторно направлен запрос о представлении необходимых документов и сведений, ответ на который в установленный срок не поступил.

На рекламной записи, размещенной в социальной сети «Вконтакте» в группе «Челябинск новости — INBURG», содержится указание на телефонный номер 8-800-333-33-23.

Согласно выписке из реестра Российской системы и плана нумерации, размещенной на официальном сайте Федерального агентства связи www.rossvyaz.ru, телефонный номер 8<...> входит в ресурс нумерации оператора связи ОАО «МТТ».

Челябинским УФАС России направлен запрос ОАО «МТТ» о представлении необходимых документов и сведений.

Специалистами Челябинского УФАС России осуществлен переход по ссылке, указанной в рекламной записи, размещенной в социальной сети «Вконтакте» в группе «Челябинск новости — INBURG» https://yobidoyobi.ru/chelyabinsk.

По указанному адресу осуществилось направление на сайт доставки суши и роллов в г. Челябинске. В результате осмотра данного сайта установлено, что ответственным лицом является Общество с ограниченной ответственностью «ЁбиДоёби» ОГРН <...>КПП <...>ИНН <...>(далее — ООО «ЁбиДоЁби»).

 

Рассмотрение заявления и материалов приводит к следующим выводам.

 

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» реклама – это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Иными словами, информация, признаваемая рекламой, должна удовлетворять следующим условиям, а именно:

-предназначаться для неопределенного круга лиц;

-привлекать, формировать и поддерживать интерес к объекту рекламирования;

-способствовать продвижению объекта рекламирования (товара) на рынке (то есть возможность купить товар или воспользоваться услугой).

Под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования.

Согласно пункту 2 статьи 3 Закона «О рекламе» объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Признаком любой рекламы является ее способность стимулировать интерес к объекту для продвижения его на рынке и закрепить его образ в памяти потребителя.

Согласно части 6 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» в рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина, официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов), религиозных символов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия.

 

Так, рекламная запись с содержанием: «Мужчина чётко знает, чего он хочет. А если знает не очень чётко, то идёт на сайт «Ёбидоёби» и выбирает. А затем делает заказ реального мужицкого ужина. Набор «Си Сяке» весом 1.9 кг роллов всего за 1349 руб. Состав: Яссай, Лава темпура, Цезарь биг, Тори маки, Спешл темпура (острый), Запечённый с лососем, Ямаха 8<...> | <...>
Подписывайте на нашу группу ВКонтакте, мы часто там проводим крутые розыгрыши: vk.com/sushi_rolls_chelyabinsk #реклама», а также с изображением девушки с надписью: «Мальчик просит суши, Мужчина просит Си Сяке Ё Ёбидоёби Sushi&Rolls» размещалась в социальной сети «Вконтакте» в группе «Челябинск новости — INBURG». На данной записи присутствует пометка «реклама».

Необходимо отметить, что группа «Челябинск новости — INBURG» в социальной сети «Вконтакте» является новостной группой г. Челябинска.

Исходя из содержания размещаемой информации, объектом рекламирования в данном случае являются услуги по доставке суши и роллов.

Таким образом, указанная информация, размещенная в социальной сети «Вконтакте» в группе «Челябинск новости — INBURG» имеет все признаки рекламы, в связи с чем признается рекламой доставки суши и роллов «Ёбидоёби».

 

На рекламной записи содержится изображение девушки одетую в рубашку, раскрытую в области груди. Девушка прикрывает область груди доской, на которой лежат суши и роллы. Кроме того, на изображении присутствует надпись: «Мальчик просит суши, Мужчина просит Си Сяке Ё Ёбидоёби Sushi&Rolls».

Часть 6 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» запрещает использовать в рекламе бранные слова, непристойные образы, сравнения, выражения, оскорбительные образы, сравнения, выражения.

К бранным словам относятся нецензурные слова, а также к таким словам, по мнению специалистов ФАС России, могут быть отнесены слова и выражения, которые используются в качестве ругательств или оскорбления.

К непристойным образам, сравнениям, выражениям могут быть отнесены такие слова и изображения, которые нарушают общепринятые нормы и принципы поведения в обществе с точки зрения морали и нравственности.

К оскорбительным образам, сравнениям и выражениям - слова и изображения, которые, в том числе, ущемляют человеческое достоинство, принижают значимость отдельных лиц, исторических событий, памятных дат.

Вопрос отнесения изображений, слов и иных образов к оскорбительным носит субъективно-оценочный характер, который основан на восприятии данной информации каждым индивидуумом в отдельности. При этом очевидно, что восприятие одной и той же информации разными людьми может отличаться в зависимости от личностных характеристик субъекта (возраста, образования, воспитания, семейных устоев, места проживания и прочее).

Соответственно, возможна ситуация, когда одна и та же реклама оценивается неоднозначно с точки зрения ее этичности различными категориями населения. При этом, для признания рекламы неэтичной не требуется получение единогласного мнения или мнения абсолютного большинства потребителей рекламы, достаточно установить наличие значимого количества людей, воспринимающих рекламу как неэтичную.

Кроме того, при решении вопроса о соответствии той или иной рекламной информации требованиям части 6 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» такую информацию следует оценивать в совокупности с обстоятельствами ее размещения.

Данная рекламная информация была размещена в новостной группе «Челябинск новости — INBURG» социальной сети «Вконтакте». Необходимо отметить, что пользователями данной социальной сети являются, в том числе, лица, не достигшие установленного возраста для соответствующего восприятия данной информации. Вместе с тем, социальная сеть «Вконтакте» не имеет возрастных ограничений, а также отсутствуют механизмы проверки настоящего возраста пользователей.

Таким образом, данная рекламная информация распространена, доступна к просмотру и прочтению всеми лицами, являющимися пользователями социальной сети «Вконтакте».

Совокупность данных обстоятельств, содержания рекламной информации, места её размещения, распространения приводит Челябинское УФАС России к выводу о том, что рекламная запись с изображением девушки, присутствием надписи: «Мальчик просит суши, Мужчина просит Си Сяке Ё Ёбидоёби Sushi&Rolls», содержит признаки нарушения требования части 6 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

Согласно части 6 статьи 38 Федерального Закона «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных частью 6 статьи 5 указанного Федерального закона, несет рекламодатель.

В соответствии с пунктами 5 статьи 3 Закона «О рекламе» рекламодателем является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Из имеющихся материалов усматривается, что рекламодателем рассматриваемой рекламы является ООО «ЁбиДоёби» (ОГРН <...>КПП <...>ИНН <...>).

На основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 24, 25 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбуждённых по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

ОПРЕДЕЛИЛА:

 

1. Возбудить производство по делу 074/05/5-21/2023 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

2. Назначить дело 074/05/5-21/2023 к рассмотрению на 08 февраля 2023 года на 14 часов 00 минут по адресу: г. Челябинск, пр. Ленина, 59, каб. 330.

3. Признать лицами, участвующими в деле:

3.1) заявитель;

3.2) лицо, в действиях которого содержатся признаки нарушения рекламного законодательства – ООО «ЁбиДоёби» (ОГРН <...>КПП <...>ИНН <...>).

4. ООО «ЁбиДоёби» представить в Челябинское УФАС России в срок до 02.02.2023 года надлежащим образом заверенные документы и сведения:

 

4.1) письменные пояснения по факту распространения рекламы суши и роллов с изображением девушки, а также надписи следующего содержания: «Мальчик просит суши, Мужчина просит Си Сяке Ё Ёбидоёби Sushi&Rolls» в социальной сети «Вконтакте» в группе «Челябинск новости — INBURG», с признаками нарушения части 6 статьи 5 Федерального закона «О рекламе»;

4.2) копию договора на изготовление и размещение рекламы, указанной в пункте 4.1 Определения, с приложением согласованного макета рекламы, документов об оплате рекламы, акта приема-передачи выполненных работ;

4.3) сведения о периоде распространения данной рекламы в г. Челябинске, с указанием дат начала и окончания распространения; если распространение продолжается на дату представления ответа - с указанием соответствующей поясняющей информации и даты начала распространения;

4.4) информацию обо всех местах распространения рекламы с указанным содержанием в г. Челябинске, с приложением подтверждающих документов;

4.5) сведения о распространении аналогичной рекламы на территории Российской Федерации с указанием места и периода (даты) распространения;

4.6) сведения о лице, осуществляющем деятельность под наименованием «ЁбиДоёби» в г. Челябинске, с приложением подтверждающих документов, в случае их отсутствия, указать причины;

4.7) иные пояснения и документы, имеющие значение для исследования обстоятельств, изложенных в заявлении.

Все запрошенные документы необходимо представить в копиях, заверенных печатью и подписью, с сопроводительным письмом.

В случае отсутствия документов из приведенного перечня представить письменные объяснения о причинах их отсутствия.

При участии в рассмотрении дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе представителей, их полномочия должны быть оформлены доверенностью на право представления лица в антимонопольном органе.

Дополнительно сообщаем, что в целях обеспечения реализации ваших прав на участие в рассмотрении дела путем дистанционного участия посредством видеоконференцсвязи с использованием программного обеспечения TrueConf необходимо на адрес to74@fas.gov.ru заблаговременно представить ходатайство об участии в данном рассмотрении.

Связанные организации

Связанные организации не указаны