Решение б/н Решение по делу № 46-03-18.1/2014 по жалобе ОАО «Сбербанк Ро... от 29 августа 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

       Р Е Ш Е Н И Е

 

г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Резолютивная часть решения оглашена 25 августа 2014 года.

В полном объеме решение изготовлено 27 августа 2014 года.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия Челябинского УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры проведения торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров в составе:

 

Председатель Комиссии:

Члены Комиссии:

 

Семёнова Елена Григорьевна – заместитель руководителя Челябинского УФАС России;

Дозморова Динара Александровна – начальник отдела контроля естественных монополий, ЖКХ и транспорта Челябинского УФАС России;

 

Потапченко Светлана Сергеевна — ведущий специалист - эксперт отдела контроля естественных монополий, ЖКХ и транспорта Челябинского УФАС России,

 

рассмотрев дело № 46-03-18.1/2014 по жалобе ОАО «Сбербанк России» на действия (бездействие) специализированной некоммерческой организации – фонд «Региональный оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Челябинской области» (далее – фонд «Регионального оператора капитального ремонта»):

 в присутствии представителей ОАО «Сбербанк России», действующих по доверенностям,  представителей  фонда «Регионального оператора капитального ремонта», действующих по доверенностям,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Челябинское УФАС России) поступила жалоба ОАО «Сбербанк России» на действия (бездействие) Фонда «Регионального оператора капитального ремонта», выразившиеся в установлении в конкурсной документации требований, противоречащих действующему законодательству (приказ фонда «Регионального оператора капитального ремонта»  от 28.07.2014 № 31).

В жалобе (вх. № 12692 от 18.08.2014) указано, что уведомлением от 12.08.2014  банку сообщено, что конкурсной комиссией принято решение об отказе в допуске к участию в конкурсе со ссылкой на несоблюдение требований конкурсной документации, а именно абзаца 3 подпункта 7 пункта 12 Информационной карты конкурсной документации - не представлены формы отчетности 040910 за апрель, май 2014 года, 0409134 за апрель, май 2014 года, 0409135 за апрель, май 2014 года, 0409115 за апрель, май 2014 года.

С указанными решениями банк не согласен, полагает, что заявка отклонена неправомерно по следующим основаниям.

1.    Согласно абзацу 3 подпункта 7 пункта 12 Информационной карты конкурсной документации претендент на участие в конкурсе представляет информацию о величине собственных средств (капитала) претендента на участие в конкурсе (Указанные финансовые показатели определяются в соответствие с Указанием Банка России от 16 января 2004 года № 1376-У «О перечне, формах, и порядке составления и представления форм отчетности кредитных организаций в Центральный Банк Российской Федерации» (формы отчетности 0409101, 0409134, 0409135, 0409115). Копии всех форм отчетности предоставляются по «головному офису» претендента на участие в конкурсе в составе заявки).

Между тем, указанный документ утратил силу с 1 января 2010 года в связи с изданием Указания ЦБ РФ от 12.11.2009 № 2332-У.

Таким образом, условием конкурса изначально было определено представление отчетности по формам, утратившим силу, исполнить требования конкурсной документации в изложенной формулировке банк не имел возможности.

2.    В конкурсной документации отсутствовало указание на то, что информация о величине собственных средств (капитала) претендента на участие в конкурсе должна была быть представлена претендентом за последние 3 (три) месяца, предшествующие дате проведения конкурса.

В конкурсной документации указано лишь то, что соблюдение финансовых показателей определяется конкурсной комиссией за последние 3 (три) месяца, предшествующие дате проведения конкурса.

Таким образом, исходя из буквального толкования подпункта 7 пункта 12 информационной карты конкурса, не следовало, что банком должна быть представлена отчетность о величине собственных средств за 3 месяца помесячно, предшествующих дате проведения конкурса.

Отказывая в допуске к участию в конкурсе по основанию непредставления форм отчетности, предусмотренных отмененным нормативным документом Банка России, с учетом того, что требования по объему предоставляемых форм отчетности не были определены в конкурсной документации, конкурсная комиссия безосновательно лишила банк возможности принять участие в конкурсе, что привело к ограничению конкуренции.

По названным обстоятельствам ОАО «Сбербанк России» просит отменить результаты конкурса.

На заседании Комиссии Челябинского УФАС России представитель  фонда «Регионального оператора капитального ремонта» пояснил следующее.

Фондом «Регионального оператора капитального ремонта» проведен открытый конкурс по отбору кредитной организации для открытия специальных счетов, владельцем которых является фонд «Регионального оператора капитального ремонта».

 Открытый конкурс проводился в соответствии с Порядком проведения конкурсного отбора кредитных организаций для открытия счетов Фонда «Регионального оператора капитального ремонта», утвержденным постановлением Правительства Челябинской области от 25.07.2014 № 378-П (далее - Порядок) и требованиями, установленными Конкурсной документацией, утвержденной приказом фонда «Регионального оператора капитального ремонта» от 28 июля 2014 № 31 «Об организации и проведении конкурсного отбора кредитной организаций для открытия специальных счетов, владельцем которых является фонд «Регионального оператора капитального ремонта».

В абзаце 3 подпункта 7 пункта 12 информационной карты конкурса установлен перечень документов, подтверждающий соответствие претендента требованиям Конкурсной документации, а именно:

- информация о величине собственных средств (капитала) претендента на участие в конкурсе (Указанные финансовые показатели определяются в соответствие с Указанием Банка России от 16 января 2004  № 1376-У «О перечне, формах, и порядке составления и представления форм отчетности кредитных организаций в Центральный Банк Российской Федерации» (формы отчетности 0409101, 0409134, 0409135, 0409115). Копии всех форм отчетности представляются по «головному офису» претендента на участие в конкурсе в составе заявки). Соблюдение финансовых показателей определяется за последние 3 (три) месяца предшествующие дате проведения конкурса.

При рассмотрении заявок на участие в конкурсе претенденты на участие в конкурсе не допускаются конкурсной комиссией к участию в конкурсе в случае несоответствия заявок на участие в конкурсе требованиям, установленным в пункте 4.1. Конкурсной документации, а также:

- непредставления претендентом документов, входящих в состав заявки на участие в конкурсе либо наличия в таких документах недостоверных сведений о претенденте на участие в конкурсе или об услугах, на оказание которых проводится конкурс.

Претендентом ОАО «Сбербанк России» к заявке на участие в конкурсе от 31.07.2014 № 8597-34/79  в нарушение абзаца 3 подпункта 7 пункта 12 информационной карты конкурсной документации не представлены формы отчетности 0409101 за апрель, май 2014 года, 0409134 за апрель, май 2014 года, 0409135 за апрель, май 2014 года, 0409115 за апрель, май 2014 года.

На основании пункта 4.2 Конкурсной документации конкурсной комиссией принято решение об отказе в допуске ОАО «Сбербанк России» к участию в конкурсе.

Дополнительно представитель фонда «Регионального оператора капитального ремонта» пояснил, что по результатам проведенного конкурса победителем был признан ОАО банк ВТБ,  с которым был заключен договор банковского счета.

Изучив материалы дела, заслушав пояснения сторон, Комиссия Челябинского УФАС России пришла к следующим выводам.

Согласно части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) при проведении торгов, запроса котировок цен на товары запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе:

1) координация организаторами торгов, запроса котировок или заказчиками деятельности его участников;

2) создание участнику торгов, запроса котировок или нескольким участникам торгов, запроса котировок преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом;

3) нарушение порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок;

4) участие организаторов торгов, запроса котировок или заказчиков и (или) работников организаторов торгов, запроса котировок или работников заказчиков в торгах, запросе котировок.

Фондом «Регионального оператора капитального ремонта» проведен открытый конкурс по отбору кредитной организации для открытия специальных счетов, владельцем которых является фонд «Регионального оператора капитального ремонта».

 При организации и проведении открытого конкурса заказчик руководствовался Порядком проведения конкурсного отбора кредитных организаций для открытия счетов фонда «Регионального оператора капитального ремонта», утвержденным постановлением Правительства Челябинской области от 25.07.2014 № 378-П (далее - Порядок) и требованиями, установленными Конкурсной документацией, утвержденной приказом фонда «Регионального оператора капитального ремонта» от 28 июля 2014 № 31 «Об организации и проведении конкурсного отбора кредитной организаций для открытия специальных счетов, владельцем которых является Фонд «Регионального оператора капитального ремонта».

Предметом открытого конкурса, проводимого фондом «Регионального оператора капитального ремонта», являлось право на  открытие специальных счетов, владельцем которых является фонд «Регионального оператора капитального ремонта».

Документация открытого конкурса размещена на официальном сайте фонда «Регионального оператора капитального ремонта» www.fondcapremont74.ru.

В информационной карте конкурса установлен перечень документов, которые необходимо представить претенденту, в том числе в абзаце 3 подпункта 7 пункта 12 указано:

- информация о величине собственных средств (капитала) претендента на участие в конкурсе (указанные финансовые показатели определяются в соответствие с Указанием Банка России от 16 января 2004  №1376-У «О перечне, формах, и порядке составления и предоставления форм отчетности кредитных организаций в Центральный Банк Российской Федерации» (формы отчетности 0409101, 0409134, 0409135, 0409115). Копии всех форм отчетности представляются по «головному офису» претендента на участие в конкурсе в составе заявки). Соблюдение финансовых показателей определяется за последние 3 (три) месяца предшествующие дате проведения конкурса.

Таким образом,  Комиссия Челябинского УФАС России пришла к выводу о том, что заказчиком в конкурсной документации установлено требование о представлении претендентом отчетности за последние 3 месяца, предшествующие дате проведения конкурса.

Довод заявителя о том, что исходя из буквального толкования подпункта 7 пункта 12 информационной карты  не следовало, что банком должна быть представлена отчетность о величине собственных средств за 3 месяца помесячно, предшествующих дате проведения конкурса, является необоснованным.

Как следует из конкурсной документации, а также пояснений представителя фонда «Регионального оператора капитального ремонта» ОАО «Сбербанк России» к заявке на участие в конкурсе от 31.07.2014 № 8597-34/79  в нарушение абзаца 3 подпункта 7 пункта 12 информационной карты Конкурсной документации не представлены формы отчетности 0409101 за апрель, май 2014 года, 0409134 за апрель, май 2014 года, 0409135 за апрель, май 2014 года, 0409115 за апрель, май 2014 года.

Следовательно, ОАО «Сбербанк России» нарушило требование конкурсной документации к заявке на участие в конкурсе, что явилось основанием для недопуска общества к участию в конкурсе.

Таким образом,  фонд «Регионального оператора капитального ремонта», принимая решение об отказе в допуске ОАО «Сбербанк России» к участию в конкурсе, не осуществляло действий, которые привели к неравенству, дискриминации и необоснованному ограничению конкуренции по отношению к участникам  конкурса.

Комиссия считает заявленный довод о том, что условиями конкурса изначально было определено представление отчетности по формам, утратившим силу в связи с изданием Указания ЦБ РФ от 12.11.2009 № 2332-У, обоснованным по следующим основаниям.                              

Согласно абзацу 3 подпункта 7 пункта 12 Информационной карты конкурсной документации претендент на участие в конкурсе предоставляет информацию о величине собственных средств (капитала) претендента на участие в конкурсе (указанные финансовые показатели определяются в соответствие с Указанием Банка России от 16 января 2004  № 1376-У «О перечне, формах, и порядке составления и предоставления форм отчетности кредитных организаций в Центральный Банк Российской Федерации»).

Однако документ, в соответствии с которым претенденты обязаны были представлять отчетность,  утратил силу с 1 января 2010 года в связи с изданием Указания ЦБ РФ от 12.11.2009 № 2332-У.

Таким образом, требование заказчика о представлении отчетности по  формам, утратившим силу,  неправомерно.

            Следовательно, фонд «Регионального оператора капитального ремонта», указывая в конкурсной документации условие о представлении отчетности по утратившим силу  формам,  осуществлял действия, противоречащие общему порядку проведения торгов и являющиеся нарушением части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции. 

             Однако указанные действия являются несущественным нарушением, поскольку не повлияли ни на решение о допуске к участию в конкурсе, ни на решение конкурсной комиссии, которым определен победитель конкурса.           

             Все участники конкурса, в том числе победитель, являются профессиональными участниками рынка финансовых услуг. И ввиду своей профессиональной деятельности представили отчетность в соответствии с действующими формами Указания ЦБ РФ от 12.11.2009 № 2332-У.

     Кроме того, следует отметить, что участники конкурса имеют право обратиться к заказчику за разъяснениями положений конкурсной документации. Однако ОАО «Сбербанк России» за таким разъяснением не обращалось.

              При этом, Комиссия Челябинского УФАС России  отмечает, что ни одному из  претендентов  не было отказано в участии по причине представления отчетности по форме, не указанной в конкурсной документации.

             Более того, на момент рассмотрения жалобы по результатам проведенного конкурса  с победителем  ОАО банк ВТБ был заключен договор банковского счета.

              Таким образом, Комиссия Челябинского УФАС России  пришла к выводу об отсутствии оснований для выдачи фонду «Регионального оператора капитального ремонта» предписания об устранении нарушения порядка  проведения конкурса.

    На основании изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Порядком рассмотрения жалоб на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг, утвержденным Приказом ФАС России № 17/13 от 18.01.2013, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ОАО «Сбербанк России» на действия фонда «Регионального оператора капитального ремонта» обоснованной в части указания в конкурсной документации условия о представлении отчетности по формам, утратившим силу в связи с изданием Указания ЦБ РФ от 12.11.2009 № 2332-У (приказ фонда «Регионального оператора капитального ремонта»  от 28.07.2014 № 31).

2. Признать действия фонда «Регионального оператора капитального ремонта»,  выразившиеся  в указания в конкурсной документации условия о предоставлении отчетности по формам, утратившим силу в связи с изданием Указания ЦБ РФ от 12.11.2009 № 2332-У, нарушением части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции (приказ фонда «Регионального оператора капитального ремонта»  от 28.07.2014 № 31).

3.   Предписание фонду «Регионального оператора капитального ремонта» об устранении нарушения порядка  проведения конкурса не выдавать.

 

Председатель Комиссии                                                                            

Е.Г. Семенова

Члены Комиссии                                                                                     

Д.А. Дозморова

С.С. Потапченко

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны