Решение б/н Решение по делу № 46-04/13 в отношении ОАО «Челябэнергосбыт» от 19 августа 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 г. Челябинск

 Резолютивная часть решения оглашена «24» февраля 2014 года

 В полном объеме решение изготовлено «3» марта 2014 года

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее — Комиссия) в составе: 

Председатель Комиссии:

Семенова Е.Г. – заместитель руководителя Челябинского УФАС России;

Члены Комиссии:

Расторгуева Ю.М. – начальник отдела антимонопольного контроля Челябинского УФАС России;

 

Тараскина А.И. – ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля Челябинского УФАС России,

(далее — Комиссия), в присутствии: заявителя и представителя СНТ «Тимер», представителей «Челябэнергосбыт», рассмотрев дело № 46-04/13 по признакам нарушения ОАО «Челябэнергосбыт» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции), выразившегося во включении в договор отлагательного условия начала действия договора энергоснабжения и непринятии мер по обеспечению бесперебойной поставки электрической энергии <...> надлежащего качества и возобновлении режима потребления электрической энергии,

 

УСТАНОВИЛА:

 

<...> является собственником земельного участка и садового дома, расположенного по адресу: Челябинская область, Аргаяшский район, СНТ «Тимер», улица № 10, участок № 10.

06.09.2010 <...> обратилась в СНТ «Тимер» с просьбой разрешить подключение электричества к дому № 10 по улице № 10.

25.05.2011 между <...> и СНТ «Тимер» заключен договор на право ведения садоводства в индивидуальном порядке на территории СНТ «Тимер».

09.04.2013 <...> обратилась в ОАО «Челябэнергосбыт» с просьбой заключить договор энергоснабжения дома, расположенного по адресу: Челябинская область, Аргаяшский район, СНТ «Тимер», улица № 10, участок № 10, приложив свидетельство о праве собственности.

Письмом от 10.04.2013 ОАО «Челябэнергосбыт» обратилось в СНТ «Тимер» с запросом о наличии/отсутствии акта разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности между <...> и СНТ «Тимер».

16.04.2013 ОАО «Челябэнергосбыт» письмом № ЦФ-3/3448 сообщило <...>, что для заключения договора энергоснабжения потребителю необходимо представить недостающие следующие документы:

· документ, подтверждающий, что <...> не является членом СНТ «Дзержинец»;

· договор на пользование объектами инфраструктуры и иным имуществом общего пользования СНТ (ЛЭП, ТП, дороги, скважины и т. д.);

· акт разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности электрических сетей (подлинник);

· акт о приемке прибора учета электрической энергии в эксплуатацию, выданный специализированной организацией;

· документ, подтверждающий право собственности (подлинник — для сличения);

· паспорт.

Письмом от 17.04.2013 СНТ «Тимер» сообщило ОАО «Челябэнергосбыт», что акт разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности с <...> не может быть подписан по причине наличия задолженности у <...> перед СНТ «Тимер».

Между Заявителем и ОАО «Челябэнергосбыт» заключен договор энергоснабжения от 10.07.2013 № 3421401000.

18.07.2013 был установлен прибор учета электрической энергии на объекты Заявителя и принят в качестве расчетного, что подтверждается актом.

24.07.2013 Заявитель сообщила в ОАО «Челябэнергосбыт», что 21.07.2013 на принадлежащий <...> жилой дом была прекращена подача электрической энергии силами председателя СНТ «Тимер» <...>.

ОАО «Челябэнергосбыт» письмом от 02.08.2013 № ЦФ-8/7781  разъяснило <...> и СНТ «Тимер», что в пункте 5.1 договора энергоснабжения от 10.07.2013 № 3421401000 указано: «настоящий договор заключен на неопределенный срок и вступает в силу с момента подписания. Данный договор применяется к отношениям энергоснабжения между сторонами с момента первого фактического подключения в установленном порядке объекта, указанного в пункте 1.3 настоящего договора, а именно, получения технических условий от собственника электрических сетей, заключения договора на технологическое присоединение с собственником электрических сетей, получения акта разграничения балансовой принадлежности электрических сетей (электроустановок) и эксплуатационной ответственности от собственника электрических сетей, а также выполнения фактического присоединения объекта к электрическим сетям».

09.08.2013 в адрес Челябинского УФАС России поступило заявление <...>, из которого следует, что с 21.07.2013 ограничено энергоснабжение объектов Заявителя по адресу: Челябинская обл., Аргаяшский р-н, СНТ «Тимер», ул. № 10, участок № 10.

01.11.2013 приказом № 328 Челябинским УФАС России было возбуждено дело № 46-04/13 в отношении ОАО «Челябэнергосбыт» по признакам нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

16.12.2013 на заседании Комиссии Челябинского УФАС России были выявлены признаки нарушения ОАО «Челябэнергосбыт» пункта 5 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, в связи с чем принято решение о необходимости выдачи ОАО «Челябэнергосбыт» предупреждения в соответствии со статьей 39.1 Закона о защите конкуренции.

Челябинским УФАС России 16.12.2013 выдано предупреждение № 51 ОАО «Челябэнергосбыт» о необходимости прекращения действий, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, путем направления в адрес <...> подписанного проекта договора энергоснабжения, соответствующего Основным положениям и проекту договора энергоснабжения, согласованного антимонопольным органом и размещенного на сайте ОАО «Челябэнергосбыт», исключив отлагательное условие о сроке начала исполнения сторонами обязательств по договору энергоснабжения.

Письмом от 13.01.2014 вх. № 258 ОАО «Челябэнергосбыт» представило доказательства исполнения предупреждения № 51 и направления в адрес <...> подписанного проекта договора энергоснабжения от 31.12.2013, соответствующего Основным положениям и проекту договора энергоснабжения, согласованного антимонопольным органом и размещенного на сайте ОАО «Челябэнергосбыт», исключив отлагательное условие о сроке начала исполнения сторонами обязательств по договору энергоснабжения.

<...> отказалась от подписания договора энергоснабжения от 31.12.2013, поскольку в пункте 6 данного проекта договора энергоснабжения указан прибор учета электрической энергии, принадлежащий СНТ «Тимер», а не потребителю, также в данном договоре энергоснабжения указана максимально допустимая нагрузка — 0,8 кВт, что не соответствует акту ввода в эксплуатацию прибора учета электрической энергии и разграничения балансовой принадлежности, эксплуатационной ответственности от 24.06.2012, подписанному представителем СНТ «Тимер» и <...>

22.01.2014 на заседании Комиссии Челябинского УФАС России были выявлены признаки нарушения ОАО «Челябэнергосбыт» пункта 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, в связи с чем принято решение о необходимости выдачи ОАО «Челябэнергосбыт» предупреждения в соответствии со статьей 39.1 Закона о защите конкуренции.

Челябинским УФАС России 22.01.2014 выдано предупреждение № 2 ОАО «Челябэнергосбыт» о необходимости прекращения действий, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, путем направления в адрес <...> подписанного проекта договора энергоснабжения, соответствующего Основным положениям и проекту договора энергоснабжения, согласованного антимонопольным органом и размещенного на сайте ОАО «Челябэнергосбыт», и указания сведений о приборе учета электрической энергии, согласованным с <...> и максимально допустимой нагрузке, отраженной в акте ввода в эксплуатацию прибора учета электрической энергии и разграничения балансовой принадлежности, эксплуатационной ответственности от 24.06.2012, в срок до 14.02.2014.

Письмом от 18.02.2014 вх. № 2093 ОАО «Челябэнергосбыт» представило доказательства исполнения предупреждения № 2 и направления в адрес <...> подписанного проекта договора энергоснабжения от 31.12.2013, соответствующего Основным положениям и проекту договора энергоснабжения, согласованного антимонопольным органом и размещенного на сайте ОАО «Челябэнергосбыт», и указания сведений о приборе учета электрической энергии, согласованным с <...> и максимально допустимой нагрузке, отраженной в акте ввода в эксплуатацию прибора учета электрической энергии и разграничения балансовой принадлежности, эксплуатационной ответственности от 24.06.2012.

<...> отказалась от рассмотрения данного договора и направила 11.02.2013 в адрес ОАО «Челябэнергосбыт» дополнительное соглашение об изменении условий договора энергоснабжения от 10.07.2013 № 3421401000.

<...> поддержала доводы, указанные в письмах от 09.08.2013 вх. № 9535, 06.09.2013 вх. № 10762, 18.10.2013 вх. № 85, 18.11.2013 вх. № 1679, 26.11.2013 вх. № 2120, 16.12.2013 вх. № 3159, и на заседаниях Комиссии 16.12.2013 и 22.01.2014, а также пояснила следующее.

<...> считает, что договор энергоснабжения от 10.07.2013 № 3421401000 заключен и действует, поскольку акт ввода в эксплуатацию прибора учета электрической энергии и разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности от 24.06.2012 передавался в ОАО «Челябэнергосбыт», следовательно, документы, подтверждающие технологическое присоединение, передавались гарантирующему поставщику.

На вопрос Комиссии Челябинского УФАС России о том, какие вопросы остались неурегулированными с ОАО «Челябэнергосбыт» в настоящее время, <...> пояснила, что, если дополнительное соглашение будет подписано со стороны ОАО «Челябэнергосбыт», то иных претензий к гарантирующему поставщику электрической энергии — не имеется.

Представители ОАО «Челябэнергосбыт» поддержали доводы, указанные в письме от 29.08.2013 вх. № 10470, и на заседаниях Комиссии 16.12.2013 и 22.01.2014, а также пояснили следующее.

Представители ОАО «Челябэнергосбыт» считают, что договор энергоснабжения от 10.07.2013 № 3421401000 не мог и не может применяться к отношениям сторон по вопросам энергоснабжения, поскольку ни <...>, ни СНТ «Тимер» не представили в ОАО «Челябэнергосбыт» документы, подтверждающие технологическое присоединение объектов <...> к сетям СНТ «Тимер».

По данной причине со стороны ОАО «Челябэнергосбыт» сотрудники по заявлению <...> от 23.07.2013 об ограничении режима энергоснабжения не направлялись, а в СНТ «Тимер» вновь было направлено письмо от 02.08.2013 № ЦФ-8/7781 в целях получения документов, подтверждающих технологическое присоединение объектов <...>, и указано, что договор энергоснабжения от 10.07.2013 № 3421401000 начнет действовать с момента представления документов, подтверждающих технологическое присоединение объектов <...>

Получив предупреждение от 16.12.2013 № 51, ОАО «Челябэнергосбыт» направило в адрес <...> подписанный договор энергоснабжения от 31.12.2013 № 8651484194 без отлагательных условий начала действия данного договора.

Получив предупреждение от 22.01.2014 № 2, ОАО «Челябэнергосбыт» направило в адрес <...> подписанный договор энергоснабжения от 31.12.2013 № 8651484194 без отлагательных условий начала действия данного договора, в качестве расчетного прибора учета указан прибор учета электрической энергии, который установлен в доме <...>, максимально допустимая нагрузка указана согласно акту 24.06.2012.

Представители ОАО «Челябэнергосбыт» считают, что со стороны ОАО «Челябэнергосбыт» предприняты все необходимые меры, направленные на исполнение предупреждений № 51 и № 2 с целью устранения возможных нарушений антимонопольного законодательства.

Также, представители ОАО «Челябэнергосбыт» сообщили, что в ближайшее время дополнительное соглашение, представленное <...>, будет рассмотрено.

Изучив материалы дела, заслушав доводы и объяснения сторон, Комиссия пришла к следующим выводам.

1. Приказом руководителя Челябинского УФАС России от 01.09.2008 № 71 ОАО «Челябэнергосбыт» внесено в региональный раздел Реестра хозяйствующих субъектов Челябинской области, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более, чем 35 процентов, как занимающее долю на рынке розничной продажи электрической энергии (без ее передачи и распределения) на территории Челябинской области более 65 процентов.

Таким образом, в силу пункта 1 части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции положение ОАО «Челябэнергосбыт» на рынке розничной продажи электрической энергии (без ее передачи и распределения) на территории Челябинской области признается доминирующим.

В силу своего доминирующего положения на рынке розничной продажи электрической энергии (без ее передачи и распределения) на территории Челябинской области ОАО «Челябэнергосбыт» обязано соблюдать запреты, установленные статьей 10 Закона о защите конкуренции, в том числе не допускать действий, которые имеют либо могут иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

ОАО «Челябэнергосбыт» заключило договор энергоснабжения с <...>  от 10.07.2013 № 3421401000 с отлагательным условием начала действия данного договора: с момента первого фактического подключения в установленном порядке объекта, указанного в пункте 1.3 настоящего договора, а именно получения технических условий от собственника электрических сетей, заключения договора на технологическое присоединение с собственником электрических сетей, получения акта разграничения балансовой принадлежности электрических сетей (электроустановок) и эксплуатационной ответственности от собственника электрических сетей, а также выполнения фактического присоединения объекта к электрическим сетям.

В пунктах 40 и 41 определены существенный условия договора энергоснабжения, которыми являются:

·   предмет договора;

·  дата и время начала исполнения обязательств по договору;

·  точка (точки) поставки по договору;

·  требования к качеству поставляемой электрической энергии, которые должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации;

·  соответствующий настоящему документу порядок определения объема покупки электрической энергии (мощности) по договору за расчетный период;

·  соответствующий настоящему документу порядок определения стоимости поставленной по договору за расчетный период электрической энергии (мощности) и др.

В связи с тем, что в договоре энергоснабжения ОАО «Челябэнергосбыт» с <...>  от 10.07.2013 № 3421401000 не определена точка поставки электрической энергии ввиду отсутствия документов, подтверждающих надлежащее технологическое присоединение объектов <...> к сетям СНТ «Тимер», Челябинское УФАС России приходит к выводу, что договор энергоснабжения от 10.07.2013 № 3421401000 не может считаться заключенным и действующим.

Относительно довода <...> о том, что договор энергоснабжения с ней, как с бытовым потребителем считается заключенным с момента первого фактического подключения и не требует обязательной письменной формы, Челябинское УФАС России сообщает следующее.

До 09.04.2013 (дата подачи <...> заявления в ОАО «Челябэнергосбыт» о заключении прямого договора энергоснабжения) энергоснабжение осуществлялось через сети СНТ «Тимер» в рамках договоров энергоснабжения, заключенных между СНТ «Тимер» и ОАО «Челябэнергосбыт» от 01.12.2012 № 50 и 51.

Согласно пункту 28 Основных положений в отношении одного энергопринимающего устройства может быть заключен только один договор энергоснабжения.

Следовательно, довод заявителя о том, что договор энергоснабжения с ОАО «Челябэнергосбыт» имел место быть без письменного оформления, не может быть принят и противоречит Основным положениям.

2. В пункте 30 Основных положений указано, что в рамках договора энергоснабжения гарантирующий поставщик несет перед потребителем (покупателем) ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору, в том числе за действия сетевой организации, привлеченной для оказания услуг по передаче электрической энергии, а также других лиц, привлеченных для оказания услуг, которые являются неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям.

В силу пункта 32 Основных положений, гарантирующий поставщик вправе отказаться от заключения договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) с потребителем (покупателем) при отсутствии возможности поставить электрическую энергию (мощность) потребителю вследствие отсутствия технологического присоединения в установленном порядке энергопринимающих устройств, в отношении которых предполагается заключение договора, к объектам электросетевого хозяйства или вследствие нахождения энергопринимающих устройств, в отношении которых предполагается заключение договора, вне зоны деятельности гарантирующего поставщика.

Заключив договор энергоснабжения от 10.07.2013 № 3421401000, следует, что ОАО «Челябэнергосбыт» фактически убедилось в наличии технологического присоединения и готово к поставке электрической энергии потребителю.

Основными положениями не предусмотрено заключение договора энергоснабжения с отлагательным условием начала срока исполнения сторонами данного договора.

На заседании Комиссии Челябинского УФАС России в рамках рассмотрения дела № 46-04/13 <...> и представители СНТ «Тимер» не оспаривают факт наличия технологического присоединения и точку присоединения, спор между сторонами идет по объему присоединенной мощности 5 кВт или 0,5 кВт.

<...> сообщила, что акт ввода в эксплуатацию прибора учета электрической энергии и разграничения балансовой принадлежности, эксплуатационной ответственности от 24.06.2012 представлялся в филиал ОАО «Челябэнергосбыт», также данный акт направлялся Челябинским УФАС России в адрес ОАО «Челябэнергосбыт» с определением о назначении рассмотрения дела № 46-04/13.

Также, в материалах дела не представлено документов, подтверждающих оспаривание акта ввода в эксплуатацию прибора учета электрической энергии и разграничения балансовой принадлежности, эксплуатационной ответственности от 24.06.2012 либо в ином порядке признания его недействительным.

На основании изложенного, Комиссия Челябинского УФАС России приходит к выводу, что фактически ОАО «Челябэнергосбыт», заключив договор энергоснабжения от 10.07.2013 № 3421401000, уклоняется от заключения договора энергоснабжения, соответствующего Основным положениям и согласованному антимонопольным органом проекту договора энергоснабжения, который размещен на сайте ОАО «Челябэнергосбыт».

Также, включив в договор энергоснабжения отлагательное условие о сроке начала исполнения сторонами обязательств - не с момента подписания, ОАО «Челябэнергосбыт» фактически включило в проект договора условие, прямо не предусмотренное законодательством РФ.

Комиссия Челябинского УФАС России усмотрела в описанных действиях ОАО «Челябэнергосбыт» признаки нарушения пунктов 3 и 5 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, в связи с чем ОАО «Челябэнергосбыт» было выдано предупреждение № 51.

Письмом от 13.01.2014 вх. № 258 ОАО «Челябэнергосбыт» представило доказательства исполнения предупреждения № 51 путем направления проекта договора энергоснабжения от 31.12.2013 в адрес <...> и исключения отлагательного условия о сроке начала исполнения сторонами обязательств.

<...> сообщила в Челябинское УФАС России, что договор энергоснабжения от 31.12.2013 не может быть подписан, поскольку в пункте 6 данного проекта договора энергоснабжения указан прибор учета электрической энергии, принадлежащий СНТ «Тимер», а не потребителю, также в данном договоре энергоснабжения указана максимально допустимая нагрузка — 0,8 кВт, что не соответствует акту ввода в эксплуатацию прибора учета электрической энергии и разграничения балансовой принадлежности, эксплуатационной ответственности от 24.06.2012, подписанному представителем СНТ «Тимер» и <...>

В пункте 144 постановления Правительства РФ от 04.05.2012 № 442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии» (далее — Основные положения) указано, что приборы учета подлежат установке на границах балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка - потребителей, производителей электрической энергии (мощности) на розничных рынках, сетевых организаций, имеющих общую границу балансовой принадлежности (далее - смежные субъекты розничного рынка), а также в иных местах, определяемых в соответствии с настоящим разделом с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации требований к местам установки приборов учета. При отсутствии технической возможности установки прибора учета на границе балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка прибор учета подлежит установке в месте, максимально приближенном к границе балансовой принадлежности, в котором имеется техническая возможность его установки. При этом по соглашению между смежными субъектами розничного рынка прибор учета, подлежащий использованию для определения объемов потребления (производства, передачи) электрической энергии одного субъекта, может быть установлен в границах объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) другого смежного субъекта.

В рассматриваемом случае потребитель — <...> не согласна на учет электрической энергии прибором учета, расположенном в границах объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) другого смежного субъекта.

Включив в договор энергоснабжения от 30.12.2013 условие о приборе учета электрической энергии, принадлежащем СНТ «Тимер», а не потребителю, а также сведения о максимально допустимой нагрузке 0,8 кВт, ОАО «Челябэнергосбыт» фактически включило в проект договора условие, прямо не предусмотренное законодательством РФ.

Комиссия Челябинского УФАС России усмотрела в описанных действиях ОАО «Челябэнергосбыт» признаки нарушения пункта 3части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, в связи с чем ОАО «Челябэнергосбыт» было выдано предупреждение от 22.01.2014 № 2.

Письмом от 18.02.2014 вх. № 2093 ОАО «Челябэнергосбыт» представило доказательства исполнения предупреждения № 2 путем направления проекта договора энергоснабжения от 31.12.2013 в адрес <...> и исключения отлагательного условия о сроке начала исполнения сторонами обязательств.

Челябинским УФАС России 22.01.2014 выдано предупреждение № 2 ОАО «Челябэнергосбыт» о необходимости прекращения действий, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, путем направления в адрес <...> подписанного проекта договора энергоснабжения, соответствующего Основным положениям и проекту договора энергоснабжения, согласованного антимонопольным органом и размещенного на сайте ОАО «Челябэнергосбыт», и указания сведений о приборе учета электрической энергии, согласованным с <...> и максимально допустимой нагрузке, отраженной в акте ввода в эксплуатацию прибора учета электрической энергии и разграничения балансовой принадлежности, эксплуатационной ответственности от 24.06.2012, в срок до 14.02.2014.

Письмом от 18.02.2014 вх. № 2093 ОАО «Челябэнергосбыт» представило доказательства исполнения предупреждения № 2 и направления в адрес <...> подписанного проекта договора энергоснабжения от 31.12.2013, соответствующего Основным положениям и проекту договора энергоснабжения, согласованного антимонопольным органом и размещенного на сайте ОАО «Челябэнергосбыт», и указания сведений о приборе учета электрической энергии, согласованным с <...> и максимально допустимой нагрузке, отраженной в акте ввода в эксплуатацию прибора учета электрической энергии и разграничения балансовой принадлежности, эксплуатационной ответственности от 24.06.2012.

<...> отказалась от рассмотрения данного договора и направила 11.02.2013 в адрес ОАО «Челябэнергосбыт» дополнительное соглашение об изменении условий договора энергоснабжения от 10.07.2013 № 3421401000.

Оценив собранные в процессе рассмотрения дела № 46-04/13 документы и информацию, челябинское УФАС России приходит к выводу, что ОАО «Челябэнергосбыт» устранило нарушения антимонопольного законодательства путем исполнения предупреждений № 51 и № 2.

Руководствуясь статьей 23, частью 7 статьи 39.1, частями 2 — 3 статьи 41, статьей 48 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

Прекратить рассмотрение дела № 46-04/13 в связи с отсутствием нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции в рассматриваемых Комиссией действиях ОАО «Челябэнергосбыт»

Председатель Комиссии

Е.Г. Семенова

Члены Комиссии

Ю.М. Расторгуева

А.И. Тараскина

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Челябинской области в течение трех месяцев со дня его изготовления в полном объеме. 

Связанные организации

Связанные организации не указаны