Решение б/н Решение и предписание по делу № 467-ж/2014 по жалобе ООО «УР... от 9 марта 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Р Е Ш Е Н И Е № 467-ж/2014

 

11 августа 2014 года г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия), в составе:

 

Председателя Комиссии:

Ливончик В.А.

-

начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России;

Членов Комиссии:

Ушаковой П.А.

-

специалиста 1 разряда отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России;

 

Кокшаровой И.О.

-

главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России;

 

в ходе рассмотрения жалобы ООО «УРАЛЭНЕРГОРЕМОНТ», в присутствии:

- представителя Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации Чебаркульского городского округа, действующего на основании доверенности № 41 от 11.06.2014,

- представителя Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации Чебаркульского городского округа, действующего на основании доверенности № 49 от 24.07.2014,

в отсутствие заявителя, надлежащим образом уведомленного о дате и времени рассмотрения жалобы и заявившего ходатайство о рассмотрении жалобы в его отсутствие,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Челябинское УФАС России поступила жалоба ООО «УРАЛЭНЕРГОРЕМОНТ» (далее - заявитель) на действия заказчика при проведении открытого конкурса № 0369300382614000006 на проведение работ по разработке «Проекта организации дорожного движения» Чебаркульского городского округа (далее – конкурс).

Извещение о проведении конкурса опубликовано на официальном сайте - 14.07.2014.

Начальная (максимальная) цена контракта – 800 000 рублей 00 копеек.

Конкурсная комиссия сформирована на основании Приказа начальника Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации Чебаркульского городского округа от 11.07.2014.

Дата и время вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе - 04.08.2014 в 10:00.

На дату рассмотрения жалобы ООО «УРАЛЭНЕРГОРЕМОНТ» контракт не заключен.

В жалобе заявителя указано, что заказчик в конкурсной документации установил квалификационные требования к участнику закупки о наличии у него квалифицированных специалистов, что должно подтверждаться копиями приказов о приеме на работу, копиями трудовых книжек и дипломами специалистов, документами, подтверждающими разряд, что не соответствует требованиям действующего законодательства, что в итоге может привести к необоснованному ограничению количества участников закупки в нарушение требований действующего законодательства.

Представители заказчика с доводами жалобы не согласились, представили письменные пояснения и указали следующее.

В конкурсной документации заказчиком установлено в качестве критерия, подтверждающего квалификацию участника закупки, требование о наличии документов, подтверждающих квалификацию участника закупки, значимость которого составляет 20 %. При этом, действующее законодательство предусматривает установление квалификационных требований к участникам закупок в качестве критерия оценки заявок на участие в конкурсе, не соответствие которым является основанием для отказа в допуске к участию в конкурсе.

Меры ответственности в отношении поставщика в части установления штрафных санкций предусмотрены в соответствии с Правилами определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем), обязательства, предусмотренного контрактом, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 № 1063.

Заслушав пояснения сторон, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Комиссия пришла к следующим выводам.

1. Согласно пункту 1 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе документация об аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

В соответствии с частью 3 статьи 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.

Таким образом, действующим законодательством установлен императивный запрет указания в документации о закупке обязательных требований к квалификации участника закупки независимо от способа определения поставщика за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.

Как следует из пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки о соответствии его требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

Согласно пункту 4 части 1 статьи 50, подпункту г пункта 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе конкурсная документация должна содержать требования к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, в том числе документы, подтверждающие соответствие участника открытого конкурса требованиям к участникам конкурса, установленным заказчиком в конкурсной документации в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.

Согласно системному толкованию указанных положений Закона о контрактной системе участник закупки должен соответствовать требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг в соответствии со спецификой и содержанием объекта закупки.

В конкурсной документации заказчик неправомерно установил в качестве обязательных документов, предоставляемых в составе заявки, копии приказов о приеме на работу, копии трудовых книжек и дипломы специалистов, документы, подтверждающие разряд (пункт 18 информационной карты).

Данные обстоятельства обусловлены тем, что действующим законодательством не предусмотрено обязательное предоставление указанных документов для оказания услуг, являющихся объектом закупки.

При этом условия, установленные заказчиком в конкурсной документации, должны отвечать требованиям действующего законодательства и согласовываться с другими положениями конкурсной документации.

Однако указанное заказчиком требование к составу заявки одновременно является показателем критерия «квалификация участника открытого конкурса» в соответствии с пунктом 22 информационной карты, подтверждение которых не является основанием для отказа в допуске к участию в конкурсе, что свидетельствует о добровольности предоставления указанных документов в составе заявки.

Таким образом, наличие в конкурсной документации противоречивых и взаимоисключающих требований к исполнителю услуг, как в качестве обязательных условий, так и в качестве показателя критерия оценки заявок, свидетельствует о неоднозначности условий контракта, которые могут привести к ограничению количества участников закупки в нарушение пунктов 1,4 части 1 статьи 50, части 3 статьи 33, подпункта г пункта 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе.

Кроме того, установление обязательных требований о предоставлении в заявке документов, подтверждающих квалификацию участника закупки, накладывает на участника закупки дополнительную обязанность по предоставлению документов, подтверждающих согласие лица, в отношении которого предоставляются указанные документы, на обработку персональных данных.

2. Согласно части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 Закона о контрактной системе, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.

Аналогичные требования к сроку действия банковской гарантии установлены заказчиком документацией об открытом аукционе в электронной форме.

Пунктом 11.1 проекта контакта установлено, что настоящий контракт действителен с момента его заключения и до полного выполнения сторонами всех обязательств.

В силу статьи 190 Гражданского кодекса Российской Федерации срок может быть обозначен календарной датой, периодом времени в годах, месяцах, днях, так и определен указанием на событие, которое должно неизбежно наступить.

Вместе с тем, указание срока действия контракта в виде события приводит к невозможности представления банковской гарантии в качестве обеспечения исполнения контракта на этапе заключения контракта со сроком действия, превышающим срок действия контракта, поскольку невозможно установить, когда наступит событие, связанное с исполнением обязательств сторонами, соответственно заказчиком нарушены положения части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе, поскольку ограничивает право участника закупки на самостоятельный выбор способа обеспечения исполнения контракта.

Таким образом, отсутствие в пункте 11.1 проекта контракта конкретной даты срока действия контракта является нарушением части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе, поскольку не позволяет определить срок действия банковской гарантии, превышающий на один месяц срок действия контракта.

3. В нарушение частей 5,8 статьи 34 Закона о контрактной системе в пункте 7.1 проекта контракта предусмотрены меры ответственности подрядчика и заказчика в виде фиксированного штрафа в размере 1%, порядок определения которого не соответствует размеру санкций, предусмотренных Правилами определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем), обязательства, предусмотренного контрактом, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 № 1063 (далее - Правила).

Так, порядок расчета пени в отношении исполнителя определяется по формуле, установленной Правилами, фактически позволяющей рассчитать размер пени в зависимости от цены контракта и стоимости фактически исполненного в установленный срок поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства по контракту, которые в свою очередь не могут быть определены на стадии формирования документации о закупке.

4. Доводы заявителя о неправомерном определении заказчиком мер ответственности в части установления штрафных санкций в отношении заказчика и поставщика являются несостоятельными.

Так, в соответствии с пунктами 4,5 Правил размер штрафа в отношении исполнителя и заказчика составляет фиксированный размер - 10 % и 2,5% от цены контракта соответственно в случае, если цена контракта составляет менее 3 млн руб.

В пунктах 7.3, 7.4 проекта контракта заказчиком установлены меры ответственности в соответствии с указанными Правилами, что свидетельствует об отсутствии нарушений в действиях заказчика в части установления штрафных мер ответственности.

Комиссия, руководствуясь статьей статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и приказом ФАС России от 24 июля 2012 года № 498 «Об утверждении административного регламента ФАС по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных и муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений»,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать доводы жалобы ООО «УРАЛЭНЕРГОРЕМОНТ» на действия заказчика обоснованными в части неправомерного установления требований к составу заявки на участие в конкурсе.

2. Признать в действиях заказчика нарушение пунктов 1,4 части 1 статьи 50, части 3 статьи 33, подпункта г пункта 1 части 2 статьи 51 части 3 статьи 96, части 7 статьи 34 Закона о контрактной системе.

3. Выдать заказчику предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии

В.А. Ливончик

Члены комиссии

П.А. Ушакова

И.О. Кокшарова

Связанные организации

Связанные организации не указаны