Решение б/н Решение и предписание по делу № 469-ж/2015 от 3 сентября 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

30 июля 2015 года                                                                       г. Челябинск, пр. Ленина, 59

 
    Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:

Председателя Комиссии:        -    начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,
Членов Комиссии:        -    заместителя начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,
         -    ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,
руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), рассмотрев жалобу ООО «Пищевик» на действия аукционной комиссии при проведении электронных аукционов на поставку кисломолочной продукции, молока цельного коровьего (извещение № 0369200022915000071, 0369200022915000072, 0369200022915000073) в присутствии:
- представителей ГБУЗ «ОТБ №2» (далее – заказчик), действующих на основании доверенностей от 29.07.2015, приказа от 29.06.2015 № 80 ор;
в отсутствие представителя ООО «Пищевик» (далее – заявитель),

У С Т А Н О В И Л А:

    В Челябинское УФАС России 23.07.2015 поступила жалоба заявителя на действия аукционной комиссии при проведении электронных аукционов на поставку кисломолочной продукции, молока цельного коровьего (извещение № 0369200022915000071, 0369200022915000072, 0369200022915000073) (далее - аукционы).
    Согласно представленным документам 13.07.2015 заказчик объявил о проведении аукционов путем опубликования на официальном сайте www.zakupki.gov.ru извещений №№ 0369200022915000071, 0369200022915000072, 0369200022915000073 об осуществлении закупок.
    Начальная (максимальная) цена контракта на поставку кисломолочной продукции – 116 100, 00 рублей.
Начальная (максимальная) цена контракта на поставку молока цельного коровьего (456200, Челябинская обл., г. Златоуст, ул. Северная, 30а) – 119 448, 00 рублей.
Начальная (максимальная) цена контракта на поставку молока цельного коровьего (456900, Челябинская обл., г. Бакал, ул. Андрея Костылева, 1) – 68 256, 00 рублей.
    Срок окончания подачи заявок на участие в аукционе - 21.07.2015 17:00.
На момент рассмотрения жалобы контракты по итогам аукционов не заключены.
    Согласно доводам жалобы аукционной комиссией неправомерно отказано в допуске к участию в электронных аукционах участнику закупок ООО «Пищевик» с порядковым номером заявок № 2.
    Представители заказчика с доводами, изложенными в жалобе, не согласились и пояснили следующее.
    При рассмотрении первых частей заявок заявителя на участие в трех аукционах были выявлены несоответствия между указанными заявками и требованиями аукционных документаций, а именно: участником закупки изменены значения показателей, указанных в столбце «Показатели, значения которых не могут изменяться».

    Заслушав пояснения заказчика, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 99 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.

1. В силу части 1 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
В соответствии с частью 4 статьи 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.
В соответствии с частью 5 статьи 67 Закона о контрактной системе отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 настоящей статьи, не допускается.

1.1. Согласно протоколам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронных аукционах 0369200022915000071, 0369200022915000072, 0369200022915000073 от 22.07.2015 участнику закупок ООО «Пищевик» (порядковый номер заявок № 2) отказано в допуске к участию в электронном аукционе в связи с несоответствием информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, требованиям документаций об электронных аукционах, а именно: показатели, значения которых не могут изменяться, указаны с изменениями относительно спецификации.
В пункте 22 аукционных документаций в требованиях к содержанию и составу первой части заявки на участие в аукционах указано, что первая часть заявки должна содержать, в том числе конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным документацией об аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Согласно подпункту «б» пункта 1 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе при заключении контракта на поставку товара в первой части заявки требуются конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Таким образом, требования к составу первой части заявки, установленные заказчиком, соответствуют положениям законодательства о контрактной системе в части требований к составу первой части заявки участника закупки.
В силу пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе аукционная документация помимо требований к составу и содержанию заявки на участие в электронном аукционе должна содержать инструкцию по заполнению заявки.
Пунктом 23 аукционных документаций предусмотрена инструкция по заполнению заявок на участие в аукционах.
Так, согласно подпункту 2 пункта 23 аукционных документаций показатели из столбца «Показатели, значения которых не могут изменяться» указываются участником в соответствии с установленными значениями без изменений. Объект закупки должен в точности соответствовать показателям, указанным в данном столбце. Данный столбец может содержать слова «не менее», «не более», «от», «до».
Приложения № 1 к Информационным картам аукционов содержат таблицы, в которых отражены требования к поставляемому товару. При этом название столбца таблиц «Показатели, значения которых не могут изменяться» указано заказчиком со знаком «¹», значение которого расшифровывается как «показатели указываются участником в соответствии с установленными значениями без изменений», то есть заказчиком в Спецификациях фактически продублированы положения инструкций по заполнению заявок.
Вместе с тем, заявитель при заполнении первых частей заявок на участие в аукционах указал значения показателей из столбца «Показатели, значения которых не могут изменяться» не в соответствии с требованиями аукционных документаций.
Так, в первых частях заявок заявитель изменил значения таких показателей, как «кислотность», «плотность».
Следовательно, решение аукционной комиссии об отказе в допуске к участию в аукционах заявок ООО «Пищевик» является правомерным.

1.2. Согласно подпункту 2 части 6 статьи 67 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе аукционная комиссия оформляет протокол рассмотрения заявок на участие в таком аукционе, подписываемый всеми присутствующими на заседании аукционной комиссии ее членами не позднее даты окончания срока рассмотрения данных заявок. Указанный протокол должен содержать информацию об отказе в допуске к участию в таком аукционе с обоснованием этого решения, в том числе с указанием положений документации о таком аукционе, которым не соответствует заявка на участие в нем, положений заявки на участие в таком аукционе, которые не соответствуют требованиям, установленным документацией о нем.
Однако протоколы рассмотрения первых частей заявок на участие в электронных аукционах 0369200022915000071, 0369200022915000072, 0369200022915000073 от 22.07.2015 сформированы аукционной комиссией в нарушение подпункта 2 части 6 статьи 67 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, указанное нарушение не повлияло на права участников закупок.

При рассмотрении жалобы, комиссией проведена внеплановая проверка документации о закупке и извещения о закупке, в ходе которой установлено следующее:

1. Согласно части 4 статьи 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
В силу части 9 статьи 34 Закона о контрактной системе сторона освобождается от уплаты неустойки (штрафа, пени), если докажет, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного контрактом, произошло вследствие непреодолимой силы или по вине другой стороны.
Согласно пункту 7.1 проекта контракта стороны освобождаются от ответственности за частичное или полное неисполнение обязательств по настоящему контракту, если это неисполнение явилось следствием обстоятельств непреодолимой силы.
Между тем, условие относительно того, что сторона освобождается от уплаты неустойки (штрафа, пени), если докажет, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного контрактом, произошло по вине другой стороны, в противоречие части 9 статьи 34 Закона о контрактной системе не нашло своего отражения в проекте контракта.

2. В силу пункта 8 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должен содержаться, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, размер обеспечения исполнения контракта, порядок предоставления такого обеспечения, требования к такому обеспечению (если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено статьей 96 настоящего Федерального закона), а также информация о банковском сопровождении контракта в соответствии со статьей 35 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 8 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать размер обеспечения исполнения контракта, срок и порядок предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта.
Согласно части 1 статьи 45 Закона о контрактной системе заказчики в качестве обеспечения заявок и исполнения контрактов принимают банковские гарантии, выданные банками, включенными в предусмотренный статьей 74.1 Налогового кодекса Российской Федерации перечень банков, отвечающих установленным требованиям для принятия банковских гарантий в целях налогообложения.
В соответствии с частью 3 статьи 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 Закона о контрактной системе, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
Пунктом 10.1 проекта контракта предусмотрено, что контракт вступает в силу со дня подписания его сторонами и действует до полного исполнения всех обязательств по договору.
Соответственно, заказчиком установлен срок окончания действия контракта событием - выполнение сторонами всех принятых на себя обязательств.
В соответствии со статьей 190 Гражданского кодекса Российской Федерации установленный законом, иными правовыми актами, сделкой или назначаемый судом срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами. Срок может определяться также указанием на событие, которое должно неизбежно наступить.
Из содержания данной нормы следует, что стороны могут определить срок действия контракта, в том числе путем указания лишь на то событие, наступление которого не зависит от воли и действий сторон (пункт 4 Информационного письма Президиума ВАС Российской Федерации от 11.01.2002 №66).
Если событие не обладает качеством неизбежности наступления, оно не может определять начало (окончание) течения срока, в том числе и срока действия контракта.
Как следует из пункта 10.1 проекта контракта действие контракта связано с моментом его заключения (начало действия контракта) и до выполнения сторонами всех принятых на себя обязательств (окончание действия контракта), т.е. окончание срока действия контракта напрямую зависит от воли и действий сторон контракта. Данное событие (до выполнения сторонами всех обязательств) не обладает качеством неизбежности наступления, оно не может определять окончание течения срока, в том числе и срока действия контракта.
Таким образом, учитывая, что срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц, при этом, как следует из пункта 10.1 проекта контракта, данный срок не определен, в данном случае невозможно представление банковской гарантии в качестве обеспечения исполнения контракта со сроком действия, превышающим срок действия контракта не менее чем на один месяц, поскольку невозможно установить срок действия контракта, что является нарушением части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе, поскольку ограничивает право участника закупки на самостоятельный выбор способа обеспечения исполнения контракта.

3. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Пунктом 8 аукционной документации предусмотрено, что при поставке товара поставщик предоставляет документы, подтверждающие качество товара (регистрационное удостоверение; сертификат соответствия, декларация соответствия и/или т.п.).
Аналогичное условие поставки предусмотрено также пунктом 4.10 проекта контракта.
В соответствии с действующим законодательством государственной регистрации подлежат медицинские изделия и лекарственные препараты.
Согласно части 1 статьи 38 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека.
На основании пункта 4 статьи 4 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «Об обращении лекарственных средств» лекарственные препараты – это лекарственные средства в виде лекарственных форм, применяемые для профилактики, диагностики, лечения заболевания, реабилитации, для сохранения, предотвращения или прерывания беременности.
Как следует из материалов дела, заказчиком осуществляется закупка кисломолочной продукции, молока цельного коровьего. Указанные товары не являются медицинскими изделиями, лекарственными препаратами. Более того, согласно сведениям, содержащимся на официальном сайте www.roszdravnadzor.ru, в реестре медицинских изделий отсутствует информация о государственной регистрации требуемого заказчику товара в качестве изделия медицинского назначения.
Кроме того, Постановлением Правительства РФ от 01.12.2009 N 982 "Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии" принятие декларации о соответствии в отношении закупаемого товара не предусмотрено.
Таким образом, установив в пункте 8 аукционной     документации, пункте 4.10 проекта контракта, ненадлежащее условие в части предоставления поставщиком документов, подтверждающих качество товара, заказчик нарушил пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.

Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и приказом ФАС России от 24 июля 2012 года № 498 «Об утверждении административного регламента ФАС по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки  при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных и муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений»,


РЕШИЛА:

1. Признать доводы жалобы ООО «Пищевик» необоснованными.
2. По результатам проведения внеплановой проверки признать нарушения в действиях:
- заказчика - пункта 1 части 1 статьи 64, части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе;
- аукционной комиссии – подпункта 2 части 6 статьи 67 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику, аукционной комиссии, оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии                                                                                     
 
Члены Комиссии                                                                                            
                 
                                                                                                                                  

ПРЕДПИСАНИЕ № 469-ж/2015
об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе

30 июля 2015 года                                                          г. Челябинск, пр. Ленина, 59
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии:        -    начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,
Членов Комиссии:        -    заместителя начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,
         -    ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,
на основании решения Челябинского УФАС России от 30.07.2015, принятого по итогам рассмотрения жалобы ООО «Пищевик» на действия аукционной комиссии при проведении электронных аукционов на поставку кисломолочной продукции, молока цельного коровьего (извещение № 0369200022915000071, 0369200022915000072, 0369200022915000073) (далее - аукционы), в целях устранения нарушений законодательства,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

    1. ГБУЗ «ОТБ №2» с даты размещения настоящего предписания на официальном сайте www.zakupki.gov.ru при направлении проекта контракта победителю аукциона сформировать его с учетом законодательства о контрактной системе путем установления:
- конкретного срока действия контракта, выраженного календарной датой;
- условия относительно того, что сторона освобождается от уплаты неустойки (штрафа, пени), если докажет, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного контрактом, произошло по вине другой стороны;
- условия о предоставлении поставщиком документов, подтверждающих качество товара, в соответствии с объектом закупки.
    2. Оператору электронной площадки ООО «РТС-тендер» с 04.08.2015 обеспечить возможность исполнения настоящего предписания.
    3. ГБУЗ «ОТБ №2» в подтверждение исполнения предписания в срок до 31.08.2015 представить в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области доказательства исполнения настоящего предписания (в письме об исполнении предписания указывать номер дела), а именно: копию направленного контракта со всеми приложениями и копию документа, представленного участником закупки в качестве обеспечения исполнения контракта.
    Настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.
    Обжалование предписания Челябинского УФАС России не приостанавливает действия предписания.
    За неисполнение настоящего предписания предусмотрена административная ответственность в виде штрафа в размере пятидесяти тысяч рублей на должностных лиц и в размере пятисот тысяч рублей на юридических лиц.

Председатель Комиссии                                                                

Члены комиссии                                                                                         

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны