Решение б/н Решение № 47-03-18.1/2015 по жалобе ООО «Производственно-стр... от 29 июля 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Р Е Ш Е Н И Е

 

г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Резолютивная часть решения оглашена 24 июля 2015 года.

В полном объеме решение изготовлено 28 июля 2015 года.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия Челябинского УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры проведения торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров в составе:


 

Председатель Комиссии:

Члены Комиссии:


 

Рысева Елена Григорьевна – заместитель руководителя Челябинского УФАС России;

Дозморова Дина Александровна – начальник отдела контроля естественных монополий, ЖКХ и транспорта Челябинского УФАС России;

 

Потапченко Светлана Сергеевна — ведущий специалист - эксперт отдела контроля естественных монополий, ЖКХ и транспорта Челябинского УФАС России,

 

рассмотрев дело № 47-03-18.1/2015 по жалобе ООО «Производственно-строительная компания «СтройЭксперт» на действия (бездействие) специализированной некоммерческой организации – фонд «Региональный оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Челябинской области» (далее – фонд «Региональный оператор капитального ремонта») при проведении конкурса по отбору подрядных организации для выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах Челябинской области,

в присутствии представителя фонда «Региональноый оператор капитального ремонта», действующего по доверенности, представителя заявителя, действующего по доверенности, директора Департамента права Некоммерческого партнерства «Саморегулируемая организация Союз строительных компаний Урала и Сибири»,

 

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Челябинское УФАС России) поступила жалоба ООО «Производственно-строительная компания «СтройЭксперт» на действия (бездействие) фонда «Региональный оператор капитального ремонта» при проведении конкурса по отбору подрядных организации для выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах Челябинской области.

В жалобе указано, что фондом «Региональный оператор капитального ремонта» 17 июня 2015 года на официальном сайте fondkapremont74.ru были опубликованы извещение и конкурсная документация о проведении торгов по отбору подрядных организаций для выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах Челябинской области.

По мнению подателя жалобы, при проведении конкурса заказчиком допущены следующие нарушения:

- не опубликована информация о создании конкурсной комиссии по конкурсной процедуре;

- в нарушение требований пункта 7 статьи 17 Закона Челябинской области от 27.06.2013 № 512-З0 «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Челябинской области» (далее - Закон №512-З0), пункта 8.6 Порядка привлечения специализированной некоммерческой организацией - фондом «Региональный оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Челябинской области», органами местного самоуправления, муниципальными бюджетными учреждениями подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Челябинской области, утверждённым постановлением Правительства Челябинской области от 25.08.2014 №442-П (далее - Порядок) не оформлены и не подписаны протоколы заседания конкурсной комиссией;

- в нарушение требований пункта 8.7 Порядка и пункта 6.9 конкурсной документации, претендент не был извещен о решении конкурсной комиссии о допуске и признании претендента участником торгов или его не допуске к торгам;

- в нарушение требований пункта 11 Порядка, по состоянию на 16.07.2015 заказчиком не опубликованы на своем официальном сайте в информационно- телекоммуникационной сети Интернет протоколы заседаний конкурсной комиссии;

- Заказчик не исполнил в соответствии с пунктом 3.2.1 конкурсной документации и статьи 437 Гражданского кодекса РФ, обязательства по возврату суммы принятого им на свой расчетный счет обеспечения заявки в размере 302 464,00 рублей;

- в нарушение пункта 29 Порядка заказчик не обеспечил аудиозапись процедуры вскрытия конвертов с заявками;

- ограничил право заинтересованных в участии в торговой процедуре лиц на получение разъяснений по вопросам проведения процедуры до момента подачи этим лицом заявки на участие в торгах;

- в составе конкурсной документации заказчиком не размещена проектная документация на требуемые к выполнению работы по капитальному ремонту в многоквартирных домах.

Представитель заявителя на рассмотрении дела доводы, изложенные в жалобе, поддержал.

На заседании Комиссии Челябинского УФАС России представитель фонда «Региональный оператор капитального ремонта» пояснил следующее.

Конкурсная документация № 18-СМР/2015 утверждена техническим заказчиком - приказом фонда «Региональный оператор капитального ремонта» от 09.06.2015 № 43.

02.07.2015 конкурсной комиссией было произведено вскрытие конвертов с заявками участников с соблюдением всей процедуры данного процесса. Аудиозапись надлежащим образом не велась.

Состав конкурсной комиссии сформирован на основании приказа фонда «Региональный оператор капитального ремонта» от 18.05.2015 № 23.

Протокол вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе от 02.07.2015 подписан всеми членами конкурсной комиссии, протокол оценки и сопоставления заявок и подведения итогов торгов от 02.07.2015 подписан всеми членами конкурсной комиссии, за исключением представителя управляющей организации.

Уведомления о допуске к участию в конкурсе по лоту № 7, 8 получены ООО «ПСК «Строй Эксперт» нарочно.

В соответствии с пунктом 6.24 конкурсной документации информация об итогах торгов размещается техническим заказчиком на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети интернет в течение 10 (десяти) календарных дней со дня подписания договора на оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме.

Возврат суммы обеспечения заявок на участие в конкурсе по лотам № 7, 8 осуществлен в полном объеме, что подтверждается платежными поручениями от 09.07.2015 № 1826 и от 14.07.2015 № 1838.

Проектно-сметная документация и заключение областного государственного автономного учреждения «Управление государственной экспертизы проектной документации, проектов документов территориального планирования и инженерных изысканий Челябинской области» на основании пункта 17.16 Порядка по решению технического заказчика отнесены к иным сведениям. Иные сведения конкурсной документации, не размещенные в электронном виде на официальном сайте технического заказчика: www.fondkapremont74.ru, можно получить по адресу местонахождения технического заказчика на электронном носителе на основании письменного заявления претендента, в срок не более 3 (трех) рабочих дней с даты получения заявления, если указанное заявление поступило к организатору торгов не позднее, чем за 5 (пять) рабочих дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в торгах.

По результатам конкурса по лотам № 7, 8 договоры были заключены с ООО «Новатор» 07.07.2015.

На заседании Комиссии Челябинского УФАС России директор Департамента права Некоммерческого партнерства «Саморегулируемая организация Союз строительных компаний Урала и Сибири» пояснил следующее.

Из совокупного толкования положений статьи 182 Жилищного кодекса Российской Федерации и статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что разработка проектной документации при проведении капитального ремонта объектов капитального строительства, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, является обязательной.

Изучив материалы дела, заслушав пояснения сторон, Комиссия Челябинского УФАС России приходит к выводу о том, что жалоба ООО «Производственно-строительная компания «СтройЭксперт» является обоснованной в части по следующим основаниям.

Фонд «Региональный оператор капитального ремонта» провел конкурс по отбору подрядных организации для выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах Челябинской области.

Документация конкурса размещена на официальном сайте фонда «Региональный оператор капитального ремонта» www.fondcapremont74.ru. Реестровый номер конкурса 18-СМР/2015.

Предмет договора:  выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах Челябинской области по следующим объектам:

п/п

ЛОТ №

Адрес многоквартирного дома

Вид работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме

1

1

г Миасс пр-кт Макеева д.1

Ремонт крыши

2

2

г Усть-Катав ул Ленина, д. 41

Утепление и ремонт фасадов

3

г Усть-Катав ул Ленина, д. 34

Утепление и ремонт фасадов

 

4

3

г Южноуральск ул. Ленина, д. 35

Ремонт крыши

5

г Южноуральск ул. Ленина, д. 35

Утепление и ремонт фасадов

 

6

4

рп Магнитка ул Гагарина д.8

Утепление и ремонт фасадов,

7

рп Магнитка ул Карла Маркса д.9

Утепление и ремонт фасадов

 

8

5

г. Троицк ул. Им С.И. Денисова, д. 32

Ремонт крыши

9

6

г. Пласт ул. Строителей, д. 13

Ремонт сетей теплоснабжения

10

7

п Мирный ул Мира д.7

Ремонт сетей теплоснабжения

11

8

с. Уйское ул. Пионерская, д. 32

Ремонт сетей теплоснабжения

12

с. Уйское ул. Пионерская, д. 32

Ремонт сетей холодного водоснабжения

13

с. Уйское ул. Пионерская, д. 32

Ремонт сетей водоотведения

14

с. Уйское ул. Пионерская, д. 32

Ремонт крыши

15

с. Уйское ул. Пионерская, д. 32

Утепление и ремонт фасадов

 

23

9

п. Нагорный ул. Советская, д. 5

Ремонт сетей холодного водоснабжения

24

п. Нагорный ул. Советская, д. 5

Ремонт сетей водоотведения

25

п. Нагорный ул. Советская, д. 5

Утепление и ремонт фасадов

 

26

10

г Челябинск пр Ленина, д. 24

Ремонт крыши

27

11

г Челябинск ул Каслинская, д. 25

Ремонт сетей теплоснабжения

28

12

г Челябинск ул Гагарина, д. 19

Ремонт крыши

29

13

г Челябинск пр Победы, д. 170

Ремонт сетей теплоснабжения

30

г Челябинск ул Российская, д. 59

Ремонт сетей теплоснабжения

 

 

ООО «Производственно-строительная компания «СтройЭксперт» участвовало в конкурсе по лотам № 7 и № 8.

Согласно протоколам от 02.07.2015 по лотам № 7 и № 8 на конкурс поступили 3 заявки: ООО «Новатор», ООО «Производственно-строительная компания «СтройЭксперт», ООО «Перспектива».

Согласно части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) при проведении торгов, запроса котировок цен на товары запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе:

1) координация организаторами торгов, запроса котировок или заказчиками деятельности его участников;

2) создание участнику торгов, запроса котировок или нескольким участникам торгов, запроса котировок преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом;

3) нарушение порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок;

4) участие организаторов торгов, запроса котировок или заказчиков и (или) работников организаторов торгов, запроса котировок или работников заказчиков в торгах, запросе котировок.

Перечень нарушений, перечисленный в части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, не является исчерпывающим, и для квалификации действий по организации и проведению торгов как нарушающих требования антимонопольного законодательства необходимы установление и оценка последствий тех или иных нарушений законодательства с точки зрения их фактического либо возможного влияния на конкурентную среду в конкретном случае.

Довод заявителя относительно того, что информация о создании конкурсной комиссии по рассматриваемой конкурсной процедуре заказчиком не опубликована, Комиссия Челябинского УФАС России считает необоснованным, поскольку у Заказчика отсутствует обязанность публиковать указанную информацию.

Утверждение относительно того, что 02.07.2015 протоколы заседания и принятие решений конкурсной комиссией не были оформлены и подписаны, заявителем ничем не подтверждено. В материалы дела фондом «Региональный оператор капитального ремонта» представлены протоколы вскрытия конвертов и протоколы оценки и сопоставления заявок и подведения итогов торгов от 02.07.2015. В связи с чем, Комиссия считает данный довод необоснованным.

Возврат суммы обеспечения заявок на участие в конкурсе по лотам № 7, 8 осуществлен в полном объеме, что подтверждается платежными поручениями от 09.07.2015 № 1826 и от 14.07.2015 № 1838. В связи с чем, Комиссия считает данный довод также необоснованным.

Комиссия Челябинского УФАС России считает доводы подателя жалобы относительно того, что заказчиком не опубликованы на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет: протоколы заседаний конкурсной комиссии; проектная документация на требуемые к выполнению работы по капитальному ремонту в многоквартирных домах, а также не обеспечена аудиозапись процедуры вскрытия конвертов с заявками, обоснованными по следующим основаниям.

Согласно пункту 11 Порядка информация о торгах (извещение о проведении торгов, извещение о внесении изменений в извещение о проведении торгов, конкурсная документация, изменения конкурсной документации, протоколы заседаний конкурсной комиссии) размещаются техническим заказчиком на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети интернет.

В соответствии с пунктом 29 Порядка технический заказчик обеспечивает аудиозапись процедуры вскрытия конвертов с заявками, которая подлежит хранению организатором торгов в течение трех лет со дня проведения процедуры вскрытия конвертов.

Таким образом, фонд «Региональный оператор капитального ремонта» обязан был разместить на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет протоколы вскрытия конвертов и протоколы оценки и сопоставления заявок и подведения итогов торгов от 02.07.2015, а также обязан был вести аудиозапись процедуры вскрытия конвертов с заявками.

В пункте 2 Порядка указано, что конкурсная документация - это комплект документов, утверждаемый техническим заказчиком и регламентирующий вопросы, связанные с порядком проведения торгов, содержащий, в том числе, требования к оформлению документов, представляемых претендентами, требования к претендентам, порядок работы конкурсной комиссии, критерии оценки заявок, исходную информацию о технических характеристиках объекта торгов, видах, объемах и стоимости услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирного дома, проект договора на оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядок его заключения и иные сведения с учетом требований Порядка.

В пункте 17 Порядка указано, что в состав конкурсной документации входят:

1) содержание конкурсной документации;

2) наименование и описание предмета торгов, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены договора;

3) информация, содержащаяся в извещении о проведении торгов;

4) требования к содержанию, форме и составу заявки на участие в торгах;

5) порядок, даты начала и окончания подачи заявок на участие в торгах;

6) размер, срок и порядок внесения и возврата денежных средств в качестве обеспечения заявки претендентами, намеревающимися принять участие в торгах (если обеспечение заявок предусмотрено конкурсной документацией);

7) требования к участникам торгов, условия допуска к участию в торгах, отстранения от участия в торгах;

8) порядок, место, дата и время вскрытия конвертов с заявками на участие в торгах, рассмотрения и сопоставления заявок на участие в торгах и подведения итогов торгов;

9) порядок заключения договора на оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме по результатам проведения торгов;

10) информационная карта торгов;

11) форма анкеты участника торгов;

12) форма заявки на участие в торгах;

13) форма описи документов, прилагаемых к заявке участника торгов;

14) форма запроса на разъяснение положений конкурсной документации;

15) проект договора, заключаемого по результатам торгов;

16) иные сведения по решению технического заказчика (смета на оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, проектная документация и иные документы).

Сопоставив положения пунктов 2 и 17 Порядка, Комиссия Челябинского УФАС России приходит к выводу, что исходная информация о технических характеристиках объекта торгов, видах, объемах выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирного дома должна размещаться заказчиком в сети Интернет и быть доступна потенциальным участникам торгов.

Указанный конкурс фондом «Региональный оператор капитального ремонта» проводился в соответствии с нормами Гражданского кодекса Российской Федерации, устанавливающих порядок проведения торгов.

В соответствии с пунктом 4 статьи 447 ГК РФ торги проводятся в форме аукциона или конкурса. Выигравшим торги по конкурсу признается лицо, которое по заключению конкурсной комиссии, заранее назначенной организатором торгов, предложило лучшие условия.

Пунктом 2 статьи 448 ГК РФ предусмотрено, что извещение должно содержать сведения о времени, месте и форме торгов, об их предмете.

В конкурсной документации в качестве предмета конкурса указаны виды работ - ремонт крыши, утепление и ремонт фасадов, ремонт сетей теплоснабжения, ремонт сетей холодного водоснабжения, ремонт сетей горячего водоснабжения, ремонт сетей водоотведения. При этом, фондом «Региональный оператор капитального ремонта» не размещена информация о протяженности сетей теплоснабжения, холодного и горячего водоснабжения, водоотведения; не отражена площадь ремонта крыши, материал для утепления и ремонта фасадов и иная информация, которая позволила бы участнику торгов определить свои возможности для участия в конкурсе без отдельных письменных запросов и получения подобной информации по месту нахождения заказчика.

Таким образом, действия фонда «Региональный оператор капитального ремонта», выразившиеся в неразмещении в сети Интернет исходной информации о технических характеристиках предмета торгов, видах, объемах выполнения работ при проведении конкурса по отбору подрядных организаций для выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах Челябинской области (извещение от 17.06.2015 № 18-СМР/2015), являются нарушением части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

Кроме того, в ходе рассмотрения дела Комиссией установлено, что фондом «Региональный оператор капитального ремонта» при подготовке конкурсной документации не разрабатывалась проектная документация.

Согласно пункту 2 части 2 статьи 182 Жилищного кодекса Российской Федерации фонд «Региональный оператор капитального ремонта» в целях обеспечения оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, в том числе, обязан обеспечить подготовку задания на оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту и при необходимости подготовку проектной документации на проведение капитального ремонта, утвердить проектную документацию, несет ответственность за ее качество и соответствие требованиям технических регламентов, стандартов и других нормативных документов.

Статьей 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что архитектурно-строительное проектирование осуществляется путем подготовки проектной документации применительно к объектам капитального строительства и их частям, строящимся, реконструируемым в границах принадлежащего застройщику земельного участка, а также в случаях проведения капитального ремонта объектов капитального строительства, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов.

Согласно части 2 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации проектная документация представляет собой документацию, определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения, необходимые для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также их капитального ремонта.

Таким образом, содержание разделов проектной документации в силу требований законодательства о градостроительной деятельности должно обеспечивать возможность осуществления строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также их капитального ремонта.

В силу пункта 12.2 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации в случае проведения капитального ремонта объектов капитального строительства осуществляется подготовка отдельных разделов проектной документации на основании задания застройщика или технического заказчика в зависимости от содержания работ, выполняемых при капитальном ремонте объектов капитального строительства.

Кроме того, в пункте 1.2 проекта договора на выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах предусмотрена обязанность подрядной организации выполнить работы в соответствии с проектно-сметной документацией.

Следовательно, на фонд «Региональный оператор капитального ремонта» возложена обязанность при подготовке конкурсной документации на проведение конкурса по отбору подрядных организаций для выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах Челябинской области, также подготавливать проектную документацию на указанные работы.

В свою очередь отсутствие проектной документации приведет к тому, что фонд «Региональный оператор капитального ремонта» не сможет контролировать качество выполненных работ подрядной организацией на соответствие этих работ обязательным требованиям.

Поскольку фондом «Региональный оператор капитального ремонта» заключены договоры с подрядными организациями по результатам проведенного конкурса, у Комиссии отсутствуют правовые основания для выдачи предписания о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации, проведения торгов.

На основании изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «Производственно-строительная компания «СтройЭксперт» на действия фонда «Региональный оператор капитального ремонта» обоснованной в части.

2. Признать бездействие фонда «Региональноый оператор капитального ремонта» при проведении конкурса по отбору подрядных организаций для выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах Челябинской области (извещение от 17.06.2015 № 18-СМР/2015, лоты № 7, 8) нарушением части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, выразившееся в:

- неразработке проектной документации при подготовке конкурсной документации на проведение конкурса по отбору подрядных организаций для выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах Челябинской области;

- неразмещении в сети Интернет сметной документации, содержащей исходную информации о технических характеристиках объекта торгов, видах, объемах выполнения работ;

- неразмещении в сети Интернет протоколов заседаний конкурсной комиссии;

- необеспечении аудиозаписи процедуры вскрытия конвертов с заявками.

3. Предписание не выдавать.

4. Передать материалы дела № 47-03-18.1/2015 по жалобе ООО «Производственно-строительная компания «СтройЭксперт» на действия (бездействие) фонда «Региональный оператор капитального ремонта» при проведении конкурса по отбору подрядных организации для выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах Челябинской области для рассмотрения в порядке главы 9 Закона о защите конкуренции (извещение от 17.06.2015 № 18-СМР/2015, лоты № 1-6, 9-13).

 

Председатель Комиссии Е.Г. Рысева

Члены Комиссии Д.А. Дозморова

С.С.Потапченко

Связанные организации

Связанные организации не указаны