Решение б/н Решение № 47-03-18.1/2015 по жалобе ООО «Производственно-стр... от 29 июля 2015 г.
Текст документа
Сохранить как PDFР Е Ш Е Н И Е
г. Челябинск, пр. Ленина, 59
Резолютивная часть решения оглашена 24 июля 2015 года.
В полном объеме решение изготовлено 28 июля 2015 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия Челябинского УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры проведения торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров в составе:
Председатель Комиссии: Члены Комиссии: |
Рысева Елена Григорьевна – заместитель руководителя Челябинского УФАС России; Дозморова Дина Александровна – начальник отдела контроля естественных монополий, ЖКХ и транспорта Челябинского УФАС России; |
|
Потапченко Светлана Сергеевна — ведущий специалист - эксперт отдела контроля естественных монополий, ЖКХ и транспорта Челябинского УФАС России, |
рассмотрев дело № 47-03-18.1/2015 по жалобе ООО «Производственно-строительная компания «СтройЭксперт» на действия (бездействие) специализированной некоммерческой организации – фонд «Региональный оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Челябинской области» (далее – фонд «Региональный оператор капитального ремонта») при проведении конкурса по отбору подрядных организации для выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах Челябинской области,
в присутствии представителя фонда «Региональноый оператор капитального ремонта», действующего по доверенности, представителя заявителя, действующего по доверенности, директора Департамента права Некоммерческого партнерства «Саморегулируемая организация Союз строительных компаний Урала и Сибири»,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Челябинское УФАС России) поступила жалоба ООО «Производственно-строительная компания «СтройЭксперт» на действия (бездействие) фонда «Региональный оператор капитального ремонта» при проведении конкурса по отбору подрядных организации для выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах Челябинской области.
В жалобе указано, что фондом «Региональный оператор капитального ремонта» 17 июня 2015 года на официальном сайте fondkapremont74.ru были опубликованы извещение и конкурсная документация о проведении торгов по отбору подрядных организаций для выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах Челябинской области.
По мнению подателя жалобы, при проведении конкурса заказчиком допущены следующие нарушения:
- не опубликована информация о создании конкурсной комиссии по конкурсной процедуре;
- в нарушение требований пункта 7 статьи 17 Закона Челябинской области от 27.06.2013 № 512-З0 «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Челябинской области» (далее - Закон №512-З0), пункта 8.6 Порядка привлечения специализированной некоммерческой организацией - фондом «Региональный оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Челябинской области», органами местного самоуправления, муниципальными бюджетными учреждениями подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Челябинской области, утверждённым постановлением Правительства Челябинской области от 25.08.2014 №442-П (далее - Порядок) не оформлены и не подписаны протоколы заседания конкурсной комиссией;
- в нарушение требований пункта 8.7 Порядка и пункта 6.9 конкурсной документации, претендент не был извещен о решении конкурсной комиссии о допуске и признании претендента участником торгов или его не допуске к торгам;
- в нарушение требований пункта 11 Порядка, по состоянию на 16.07.2015 заказчиком не опубликованы на своем официальном сайте в информационно- телекоммуникационной сети Интернет протоколы заседаний конкурсной комиссии;
- Заказчик не исполнил в соответствии с пунктом 3.2.1 конкурсной документации и статьи 437 Гражданского кодекса РФ, обязательства по возврату суммы принятого им на свой расчетный счет обеспечения заявки в размере 302 464,00 рублей;
- в нарушение пункта 29 Порядка заказчик не обеспечил аудиозапись процедуры вскрытия конвертов с заявками;
- ограничил право заинтересованных в участии в торговой процедуре лиц на получение разъяснений по вопросам проведения процедуры до момента подачи этим лицом заявки на участие в торгах;
- в составе конкурсной документации заказчиком не размещена проектная документация на требуемые к выполнению работы по капитальному ремонту в многоквартирных домах.
Представитель заявителя на рассмотрении дела доводы, изложенные в жалобе, поддержал.
На заседании Комиссии Челябинского УФАС России представитель фонда «Региональный оператор капитального ремонта» пояснил следующее.
Конкурсная документация № 18-СМР/2015 утверждена техническим заказчиком - приказом фонда «Региональный оператор капитального ремонта» от 09.06.2015 № 43.
02.07.2015 конкурсной комиссией было произведено вскрытие конвертов с заявками участников с соблюдением всей процедуры данного процесса. Аудиозапись надлежащим образом не велась.
Состав конкурсной комиссии сформирован на основании приказа фонда «Региональный оператор капитального ремонта» от 18.05.2015 № 23.
Протокол вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе от 02.07.2015 подписан всеми членами конкурсной комиссии, протокол оценки и сопоставления заявок и подведения итогов торгов от 02.07.2015 подписан всеми членами конкурсной комиссии, за исключением представителя управляющей организации.
Уведомления о допуске к участию в конкурсе по лоту № 7, 8 получены ООО «ПСК «Строй Эксперт» нарочно.
В соответствии с пунктом 6.24 конкурсной документации информация об итогах торгов размещается техническим заказчиком на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети интернет в течение 10 (десяти) календарных дней со дня подписания договора на оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
Возврат суммы обеспечения заявок на участие в конкурсе по лотам № 7, 8 осуществлен в полном объеме, что подтверждается платежными поручениями от 09.07.2015 № 1826 и от 14.07.2015 № 1838.
Проектно-сметная документация и заключение областного государственного автономного учреждения «Управление государственной экспертизы проектной документации, проектов документов территориального планирования и инженерных изысканий Челябинской области» на основании пункта 17.16 Порядка по решению технического заказчика отнесены к иным сведениям. Иные сведения конкурсной документации, не размещенные в электронном виде на официальном сайте технического заказчика: www.fondkapremont74.ru, можно получить по адресу местонахождения технического заказчика на электронном носителе на основании письменного заявления претендента, в срок не более 3 (трех) рабочих дней с даты получения заявления, если указанное заявление поступило к организатору торгов не позднее, чем за 5 (пять) рабочих дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в торгах.
По результатам конкурса по лотам № 7, 8 договоры были заключены с ООО «Новатор» 07.07.2015.
На заседании Комиссии Челябинского УФАС России директор Департамента права Некоммерческого партнерства «Саморегулируемая организация Союз строительных компаний Урала и Сибири» пояснил следующее.
Из совокупного толкования положений статьи 182 Жилищного кодекса Российской Федерации и статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что разработка проектной документации при проведении капитального ремонта объектов капитального строительства, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, является обязательной.
Изучив материалы дела, заслушав пояснения сторон, Комиссия Челябинского УФАС России приходит к выводу о том, что жалоба ООО «Производственно-строительная компания «СтройЭксперт» является обоснованной в части по следующим основаниям.
Фонд «Региональный оператор капитального ремонта» провел конкурс по отбору подрядных организации для выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах Челябинской области.
Документация конкурса размещена на официальном сайте фонда «Региональный оператор капитального ремонта» www.fondcapremont74.ru. Реестровый номер конкурса 18-СМР/2015.
Предмет договора: выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах Челябинской области по следующим объектам:
№ п/п |
ЛОТ № |
Адрес многоквартирного дома |
Вид работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме |
1 |
1 |
г Миасс пр-кт Макеева д.1 |
Ремонт крыши |
2 |
2 |
г Усть-Катав ул Ленина, д. 41 |
Утепление и ремонт фасадов |
3 |
г Усть-Катав ул Ленина, д. 34 |
Утепление и ремонт фасадов |
|
|
|||
4 |
3 |
г Южноуральск ул. Ленина, д. 35 |
Ремонт крыши |
5 |
г Южноуральск ул. Ленина, д. 35 |
Утепление и ремонт фасадов |
|
|
|||
6 |
4 |
рп Магнитка ул Гагарина д.8 |
Утепление и ремонт фасадов, |
7 |
рп Магнитка ул Карла Маркса д.9 |
Утепление и ремонт фасадов |
|
|
|||
8 |
5 |
г. Троицк ул. Им С.И. Денисова, д. 32 |
Ремонт крыши |
9 |
6 |
г. Пласт ул. Строителей, д. 13 |
Ремонт сетей теплоснабжения |
10 |
7 |
п Мирный ул Мира д.7 |
Ремонт сетей теплоснабжения |
11 |
8 |
с. Уйское ул. Пионерская, д. 32 |
Ремонт сетей теплоснабжения |
12 |
с. Уйское ул. Пионерская, д. 32 |
Ремонт сетей холодного водоснабжения |
|
13 |
с. Уйское ул. Пионерская, д. 32 |
Ремонт сетей водоотведения |
|
14 |
с. Уйское ул. Пионерская, д. 32 |
Ремонт крыши |
|
15 |
с. Уйское ул. Пионерская, д. 32 |
Утепление и ремонт фасадов |
|
|
|||
23 |
9 |
п. Нагорный ул. Советская, д. 5 |
Ремонт сетей холодного водоснабжения |
24 |
п. Нагорный ул. Советская, д. 5 |
Ремонт сетей водоотведения |
|
25 |
п. Нагорный ул. Советская, д. 5 |
Утепление и ремонт фасадов |
|
|
|||
26 |
10 |
г Челябинск пр Ленина, д. 24 |
Ремонт крыши |
27 |
11 |
г Челябинск ул Каслинская, д. 25 |
Ремонт сетей теплоснабжения |
28 |
12 |
г Челябинск ул Гагарина, д. 19 |
Ремонт крыши |
29 |
13 |
г Челябинск пр Победы, д. 170 |
Ремонт сетей теплоснабжения |
30 |
г Челябинск ул Российская, д. 59 |
Ремонт сетей теплоснабжения |
|
|
ООО «Производственно-строительная компания «СтройЭксперт» участвовало в конкурсе по лотам № 7 и № 8.
Согласно протоколам от 02.07.2015 по лотам № 7 и № 8 на конкурс поступили 3 заявки: ООО «Новатор», ООО «Производственно-строительная компания «СтройЭксперт», ООО «Перспектива».
Согласно части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) при проведении торгов, запроса котировок цен на товары запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе:
1) координация организаторами торгов, запроса котировок или заказчиками деятельности его участников;
2) создание участнику торгов, запроса котировок или нескольким участникам торгов, запроса котировок преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом;
3) нарушение порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок;
4) участие организаторов торгов, запроса котировок или заказчиков и (или) работников организаторов торгов, запроса котировок или работников заказчиков в торгах, запросе котировок.
Перечень нарушений, перечисленный в части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, не является исчерпывающим, и для квалификации действий по организации и проведению торгов как нарушающих требования антимонопольного законодательства необходимы установление и оценка последствий тех или иных нарушений законодательства с точки зрения их фактического либо возможного влияния на конкурентную среду в конкретном случае.
Довод заявителя относительно того, что информация о создании конкурсной комиссии по рассматриваемой конкурсной процедуре заказчиком не опубликована, Комиссия Челябинского УФАС России считает необоснованным, поскольку у Заказчика отсутствует обязанность публиковать указанную информацию.
Утверждение относительно того, что 02.07.2015 протоколы заседания и принятие решений конкурсной комиссией не были оформлены и подписаны, заявителем ничем не подтверждено. В материалы дела фондом «Региональный оператор капитального ремонта» представлены протоколы вскрытия конвертов и протоколы оценки и сопоставления заявок и подведения итогов торгов от 02.07.2015. В связи с чем, Комиссия считает данный довод необоснованным.
Возврат суммы обеспечения заявок на участие в конкурсе по лотам № 7, 8 осуществлен в полном объеме, что подтверждается платежными поручениями от 09.07.2015 № 1826 и от 14.07.2015 № 1838. В связи с чем, Комиссия считает данный довод также необоснованным.
Комиссия Челябинского УФАС России считает доводы подателя жалобы относительно того, что заказчиком не опубликованы на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет: протоколы заседаний конкурсной комиссии; проектная документация на требуемые к выполнению работы по капитальному ремонту в многоквартирных домах, а также не обеспечена аудиозапись процедуры вскрытия конвертов с заявками, обоснованными по следующим основаниям.
Согласно пункту 11 Порядка информация о торгах (извещение о проведении торгов, извещение о внесении изменений в извещение о проведении торгов, конкурсная документация, изменения конкурсной документации, протоколы заседаний конкурсной комиссии) размещаются техническим заказчиком на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети интернет.
В соответствии с пунктом 29 Порядка технический заказчик обеспечивает аудиозапись процедуры вскрытия конвертов с заявками, которая подлежит хранению организатором торгов в течение трех лет со дня проведения процедуры вскрытия конвертов.
Таким образом, фонд «Региональный оператор капитального ремонта» обязан был разместить на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет протоколы вскрытия конвертов и протоколы оценки и сопоставления заявок и подведения итогов торгов от 02.07.2015, а также обязан был вести аудиозапись процедуры вскрытия конвертов с заявками.
В пункте 2 Порядка указано, что конкурсная документация - это комплект документов, утверждаемый техническим заказчиком и регламентирующий вопросы, связанные с порядком проведения торгов, содержащий, в том числе, требования к оформлению документов, представляемых претендентами, требования к претендентам, порядок работы конкурсной комиссии, критерии оценки заявок, исходную информацию о технических характеристиках объекта торгов, видах, объемах и стоимости услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирного дома, проект договора на оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядок его заключения и иные сведения с учетом требований Порядка.
В пункте 17 Порядка указано, что в состав конкурсной документации входят:
1) содержание конкурсной документации;
2) наименование и описание предмета торгов, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены договора;
3) информация, содержащаяся в извещении о проведении торгов;
4) требования к содержанию, форме и составу заявки на участие в торгах;
5) порядок, даты начала и окончания подачи заявок на участие в торгах;
6) размер, срок и порядок внесения и возврата денежных средств в качестве обеспечения заявки претендентами, намеревающимися принять участие в торгах (если обеспечение заявок предусмотрено конкурсной документацией);
7) требования к участникам торгов, условия допуска к участию в торгах, отстранения от участия в торгах;
8) порядок, место, дата и время вскрытия конвертов с заявками на участие в торгах, рассмотрения и сопоставления заявок на участие в торгах и подведения итогов торгов;
9) порядок заключения договора на оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме по результатам проведения торгов;
10) информационная карта торгов;
11) форма анкеты участника торгов;
12) форма заявки на участие в торгах;
13) форма описи документов, прилагаемых к заявке участника торгов;
14) форма запроса на разъяснение положений конкурсной документации;
15) проект договора, заключаемого по результатам торгов;
16) иные сведения по решению технического заказчика (смета на оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, проектная документация и иные документы).
Сопоставив положения пунктов 2 и 17 Порядка, Комиссия Челябинского УФАС России приходит к выводу, что исходная информация о технических характеристиках объекта торгов, видах, объемах выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирного дома должна размещаться заказчиком в сети Интернет и быть доступна потенциальным участникам торгов.
Указанный конкурс фондом «Региональный оператор капитального ремонта» проводился в соответствии с нормами Гражданского кодекса Российской Федерации, устанавливающих порядок проведения торгов.
В соответствии с пунктом 4 статьи 447 ГК РФ торги проводятся в форме аукциона или конкурса. Выигравшим торги по конкурсу признается лицо, которое по заключению конкурсной комиссии, заранее назначенной организатором торгов, предложило лучшие условия.
Пунктом 2 статьи 448 ГК РФ предусмотрено, что извещение должно содержать сведения о времени, месте и форме торгов, об их предмете.
В конкурсной документации в качестве предмета конкурса указаны виды работ - ремонт крыши, утепление и ремонт фасадов, ремонт сетей теплоснабжения, ремонт сетей холодного водоснабжения, ремонт сетей горячего водоснабжения, ремонт сетей водоотведения. При этом, фондом «Региональный оператор капитального ремонта» не размещена информация о протяженности сетей теплоснабжения, холодного и горячего водоснабжения, водоотведения; не отражена площадь ремонта крыши, материал для утепления и ремонта фасадов и иная информация, которая позволила бы участнику торгов определить свои возможности для участия в конкурсе без отдельных письменных запросов и получения подобной информации по месту нахождения заказчика.
Таким образом, действия фонда «Региональный оператор капитального ремонта», выразившиеся в неразмещении в сети Интернет исходной информации о технических характеристиках предмета торгов, видах, объемах выполнения работ при проведении конкурса по отбору подрядных организаций для выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах Челябинской области (извещение от 17.06.2015 № 18-СМР/2015), являются нарушением части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.
Кроме того, в ходе рассмотрения дела Комиссией установлено, что фондом «Региональный оператор капитального ремонта» при подготовке конкурсной документации не разрабатывалась проектная документация.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 182 Жилищного кодекса Российской Федерации фонд «Региональный оператор капитального ремонта» в целях обеспечения оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, в том числе, обязан обеспечить подготовку задания на оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту и при необходимости подготовку проектной документации на проведение капитального ремонта, утвердить проектную документацию, несет ответственность за ее качество и соответствие требованиям технических регламентов, стандартов и других нормативных документов.
Статьей 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что архитектурно-строительное проектирование осуществляется путем подготовки проектной документации применительно к объектам капитального строительства и их частям, строящимся, реконструируемым в границах принадлежащего застройщику земельного участка, а также в случаях проведения капитального ремонта объектов капитального строительства, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов.
Согласно части 2 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации проектная документация представляет собой документацию, определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения, необходимые для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также их капитального ремонта.
Таким образом, содержание разделов проектной документации в силу требований законодательства о градостроительной деятельности должно обеспечивать возможность осуществления строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также их капитального ремонта.
В силу пункта 12.2 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации в случае проведения капитального ремонта объектов капитального строительства осуществляется подготовка отдельных разделов проектной документации на основании задания застройщика или технического заказчика в зависимости от содержания работ, выполняемых при капитальном ремонте объектов капитального строительства.
Кроме того, в пункте 1.2 проекта договора на выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах предусмотрена обязанность подрядной организации выполнить работы в соответствии с проектно-сметной документацией.
Следовательно, на фонд «Региональный оператор капитального ремонта» возложена обязанность при подготовке конкурсной документации на проведение конкурса по отбору подрядных организаций для выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах Челябинской области, также подготавливать проектную документацию на указанные работы.
В свою очередь отсутствие проектной документации приведет к тому, что фонд «Региональный оператор капитального ремонта» не сможет контролировать качество выполненных работ подрядной организацией на соответствие этих работ обязательным требованиям.
Поскольку фондом «Региональный оператор капитального ремонта» заключены договоры с подрядными организациями по результатам проведенного конкурса, у Комиссии отсутствуют правовые основания для выдачи предписания о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации, проведения торгов.
На основании изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО «Производственно-строительная компания «СтройЭксперт» на действия фонда «Региональный оператор капитального ремонта» обоснованной в части.
2. Признать бездействие фонда «Региональноый оператор капитального ремонта» при проведении конкурса по отбору подрядных организаций для выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах Челябинской области (извещение от 17.06.2015 № 18-СМР/2015, лоты № 7, 8) нарушением части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, выразившееся в:
- неразработке проектной документации при подготовке конкурсной документации на проведение конкурса по отбору подрядных организаций для выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах Челябинской области;
- неразмещении в сети Интернет сметной документации, содержащей исходную информации о технических характеристиках объекта торгов, видах, объемах выполнения работ;
- неразмещении в сети Интернет протоколов заседаний конкурсной комиссии;
- необеспечении аудиозаписи процедуры вскрытия конвертов с заявками.
3. Предписание не выдавать.
4. Передать материалы дела № 47-03-18.1/2015 по жалобе ООО «Производственно-строительная компания «СтройЭксперт» на действия (бездействие) фонда «Региональный оператор капитального ремонта» при проведении конкурса по отбору подрядных организации для выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах Челябинской области для рассмотрения в порядке главы 9 Закона о защите конкуренции (извещение от 17.06.2015 № 18-СМР/2015, лоты № 1-6, 9-13).
Председатель Комиссии Е.Г. Рысева
Члены Комиссии Д.А. Дозморова
С.С.Потапченко