Решение б/н Решение по делу № 47-04/13 в отношении СНТ «Тимер» от 19 августа 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

г. Челябинск

Резолютивная часть решения оглашена «15» января 2014 года

В полном объеме решение изготовлено «28» января 2014 года

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее — Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:

Семенова Е.Г. – заместитель руководителя Челябинского УФАС России;

Члены Комиссии:

Расторгуева Ю.М. – начальник отдела антимонопольного контроля Челябинского УФАС России;

 

Тараскина А.И. – ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля Челябинского УФАС России,

(далее — Комиссия), в присутствии: заявителя, председателя СНТ «Тимер», представителя СНТ «Тимер», представителей «Челябэнергосбыт», рассмотрев дело № 47-04/13 по признакам нарушения СНТ «Тимер» пункта 6 постановления Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 «Об утверждении правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг», выразившегося во введении ограничения режима потребления энергоснабжения объектов <...> и невыдаче акта разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности,

УСТАНОВИЛА:

 

<...> является собственником земельного участка и садового дома, расположенного по адресу: Челябинская область, Аргаяшский район, СНТ «Тимер», улица № 10, участок № 10.

06.09.2010 <...> обратилась в СНТ «Тимер» с просьбой разрешить подключение электричества к дому № 10 по улице № 10.

25.05.2011 между <...> и СНТ «Тимер» заключен договор на право ведения садоводства в индивидуальном порядке на территории СНТ «Тимер».

09.04.2013 <...> обратилась в ОАО «Челябэнергосбыт» с просьбой заключить договор энергоснабжения дома, расположенного по адресу: Челябинская область, Аргаяшский район, СНТ «Тимер», улица № 10, участок № 10, приложив свидетельство о праве собственности.

Письмом от 10.04.2013 ОАО «Челябэнергосбыт» обратилось в СНТ «Тимер» с запросом о наличии/отсутствии акта разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности между <...> и СНТ «Тимер».

16.04.2013 ОАО «Челябэнергосбыт» письмом № ЦФ-3/3448 сообщило <...>, что для заключения договора энергоснабжения потребителю необходимо представить недостающие следующие документы:

  • документ, подтверждающий, что <...> не является леном СНТ «Дзержинец»;

  • договор на пользование объектами инфраструктуры и иным имуществом общего пользования СНТ (ЛЭП, ТП, дороги, скважины и т. д.);

  • акт разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности электрических сетей (подлинник);

  • акт о приемке прибора учета электрической энергии в эксплуатацию, выданный специализированной организацией;

  • документ, подтверждающий право собственности (подлинник — для сличения);

  • паспорт.

Письмом от 17.04.2013 СНТ «Тимер» сообщило ОАО «Челябэнергосбыт», что акт разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности с <...> не может быть подписан по причине наличия задолженности у <...> перед СНТ «Тимер».

Между Заявителем и ОАО «Челябэнергосбыт» заключен договор энергоснабжения от 10.07.2013 № 3421401000.

18.07.2013 был установлен прибор учета электрической энергии на объекты Заявителя и принят в качестве расчетного, что подтверждается актом.

24.07.2013 Заявитель сообщила в ОАО «Челябэнергосбыт», что 21.07.2013 на принадлежащий <...> жилой дом была прекращена подача электрической энергии силами председателя СНТ «Тимер» <...>.

ОАО «Челябэнергосбыт» письмом от 02.08.2013 № ЦФ-8/7781 разъяснило <...> и СНТ «Тимер», что в пункте 5.1 договора энергоснабжения от 10.07.2013 № 3421401000 указано: «настоящий договор заключен на неопределенный срок и вступает в силу с момента подписания. Данный договор применяется к отношениям энергоснабжения между сторонами с момента первого фактического подключения в установленном порядке объекта, указанного в пункте 1.3 настоящего договора, а именно, получения технических условий от собственника электрических сетей, заключения договора на технологическое присоединение с собственником электрических сетей, получения акта разграничения балансовой принадлежности электрических сетей (электроустановок) и эксплуатационной ответственности от собственника электрических сетей, а также выполнения фактического присоединения объекта к электрическим сетям».

09.08.2013 в адрес Челябинского УФАС России поступило заявление <...>, из которого следует, что с 21.07.2013 ограничено энергоснабжение объектов Заявителя по адресу: Челябинская обл., Аргаяшский р-н, СНТ «Тимер», ул. № 10, участок № 10.

Заявитель указывает, что ограничение введено действиями председателя СНТ «Тимер» <...>., через электрические сети которого осуществлялось энергоснабжение объектов Заявителя.

 

01.11.2013 приказом № 329 Челябинским УФАС России было возбуждено дело № 47-04/13 в отношении СНТ «Тимер» по признакам нарушения пункта 6 постановления Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 «Об утверждении правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг».

Челябинским УФАС России 16.12.2013 выдано предупреждение № 51 ОАО «Челябэнергосбыт» о необходимости прекращения действий, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, путем направления в адрес <...> подписанного проекта договора энергоснабжения, соответствующего Основным положениям и проекту договора энергоснабжения, согласованного антимонопольным органом и размещенного на сайте ОАО «Челябэнергосбыт», исключив отлагательное условие о сроке начала исполнения сторонами обязательств по договору энергоснабжения.

Письмом от 13.01.2014 вх. № 258 ОАО «Челябэнергосбыт» представило доказательства исполнения предупреждения № 51 и направления в адрес <...> подписанного проекта договора энергоснабжения от 31.12.2013, соответствующего Основным положениям и проекту договора энергоснабжения, согласованного антимонопольным органом и размещенного на сайте ОАО «Челябэнергосбыт», исключив отлагательное условие о сроке начала исполнения сторонами обязательств по договору энергоснабжения. На момент вынесения Комиссией решения по делу № 47-04/13 со стороны <...> договор энергоснабжения от 31.12.2013 не подписан.

<...> поддержала доводы, указанные в письмах от 09.08.2013 вх. № 9535, 06.09.2013 вх. № 10762, 18.10.2013 вх. № 85, 18.11.2013 вх. № 1679, 26.11.2013 вх. № 2120, 16.12.2013 вх. № 3159, и на заседаниях Комиссии 06.12.2013 и 15.01.2014 пояснила следующее.

<...> считает, что со стороны СНТ «Тимер» допущено неправомерное ограничение режима энергоснабжения принадлежащего ей жилого дома № 10 по улице № 10 в СНТ «Тимер» при наличии заключенного договора энергоснабжения от 10.07.2013 № 3421401000 с ОАО «Челябэнергосбыт».

<...> считает, что договор энергоснабжения от 10.07.2013 № 3421401000 заключен и действует, поскольку акт ввода в эксплуатацию прибора учета электрической энергии и разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности от 24.06.2012 передавался в ОАО «Челябэнергосбыт», следовательно, документы, подтверждающие технологическое присоединение, передавались гарантирующему поставщику.

Председатель СНТ «Тимер» и представитель СНТ «Тимер» поддержали доводы, указанные в письмах от 15.10.2013 вх. № 11110, 05.12.2013 вх. № 2568, 14.01.2014 вх. № 274, и на заседаниях Комиссии 06.12.2013 и 15.01.2014 пояснили следующее.

Энергопринимающие устройства и участок электрического кабеля, принадлежащие <...>, не отвечают техническим требованиям и находятся в аварийном состоянии, не оформлены документы, подтверждающие технологическое присоединение.

21.07.2013 ограничение режима энергоснабжения в отношении объектов <...> не вводилось.

Сети в СНТ «Тимер» находятся в аварийном состоянии, в летний период возрастает нагрузка на объекты электросетевого хозяйства СНТ «Тимер» в связи с многочисленными подключениями электроприборов со стороны садоводов и происходит понижение максимально допустимого объема мощности.

В настоящее время максимально допустимая мощность на объекты <...> выделена – примерно 0,6 кВт, поскольку у <...> имеется задолженность за пользование объектами инфраструктуры СНТ «Тимер».

Представители ОАО «Челябэнергосбыт» поддержали доводы, указанные в письме от 29.08.2013 вх. № 10470, и на заседаниях Комиссии 06.12.2013 и 15.01.2014 пояснили следующее.

Представители ОАО «Челябэнергосбыт» считают, что договор энергоснабжения от 10.07.2013 № 3421401000 не мог и не может применяться к отношениям сторон по вопросам энергоснабжения, поскольку ни <...>, ни СНТ «Тимер» не представили в ОАО «Челябэнергосбыт» документы, подтверждающие технологическое присоединение объектов <...> к сетям СНТ «Тимер».

По данной причине со стороны ОАО «Челябэнергосбыт» сотрудники по заявлению <...> от 23.07.2013 об ограничении режима энергоснабжения не направлялись, а в СНТ «Тимер» вновь было направлено письмо от 02.08.2013 № ЦФ-8/7781 в целях получения документов, подтверждающих технологическое присоединение объектов <...> и указано, что договор энергоснабжения от 10.07.2013 № 3421401000 начнет действовать с момента представления документов, подтверждающих технологическое присоединение объектов <...>

Копия данного письма направлена в адрес <...>

Изучив материалы дела, заслушав доводы и объяснения сторон, Комиссия пришла к следующим выводам.

1. В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 Федеральная антимонопольная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по обеспечению государственного контроля за соблюдением правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и услугам администратора торговой системы.

Федеральная антимонопольная служба в рамках своих полномочий является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по обеспечению контроля за соблюдением правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям.

Пунктом 6 Правил недискриминационного доступа предусмотрено, что собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, не вправе препятствовать перетоку через их объекты электрической энергии для такого потребителя и требовать за это оплату.

Таким образом, под препятствованием перетоку понимаются действия владельца электросетевого оборудования, в отношении потребителя электроэнергии, заключившего в предусмотренном законом порядке договор энергоснабжения с гарантирующим поставщиком, выраженные в применении таким хозяйствующим субъектом ряда технических мер, направленных на недопущение передачи электроэнергии на объекты потребителя, а также препятствовании потребителю в заключении договора энергоснабжения с гарантирующим поставщиком.

Согласно статьи 38 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» запрещается ограничение режима потребления электрической энергии, в том числе его уровня, в отношении потребителей электрической энергии, не имеющих задолженности по оплате электрической энергии и исполняющих иные предусмотренные законодательством РФ и соглашением сторон обязательства.

<...> указывает, что 21.07.2013 силами председателя СНТ «Тимер» <...>. было введено ограничение режима энергоснабжения на принадлежащий ей дом № 10 по улице № 10 в СНТ «Тимер» при наличии действующего договора энергоснабжения от 10.07.2013 № 3421401000.

09.04.2013 <...> обратилась в ОАО «Челябэнергосбыт» с просьбой заключить договор энергоснабжения дома, расположенного по адресу: Челябинская область, Аргаяшский район, СНТ «Тимер», улица № 10, участок № 10, приложив свидетельство о праве собственности.

16.04.2013 ОАО «Челябэнергосбыт» письмом № ЦФ-3/3448 сообщило <...>, что для заключения договора энергоснабжения потребителю необходимо представить недостающие следующие документы:

  • документ, подтверждающий, что <...> не является леном СНТ «Дзержинец»;

  • договор на пользование объектами инфраструктуры и иным имуществом общего пользования СНТ (ЛЭП, ТП, дороги, скважины и т. д.);

  • акт разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности электрических сетей (подлинник);

  • акт о приемке прибора учета электричсекой энергии в эксплуатацию, выданный специализированной организацией;

  • документ, подтверждающий право собственности (подлинник — для сличения);

  • паспорт.

Между Заявителем и ОАО «Челябэнергосбыт» заключен договор энергоснабжения от 10.07.2013 № 3421401000.

Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии» (далее — Основные положения) определены порядок заключения договоров энергоснабжения и существенные условия таких договоров.

Пунктом 34 Основных положений установлено, что потребитель (покупатель), имеющий намерение заключить с гарантирующим поставщиком договор энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) (далее - заявитель), предоставляет гарантирующему поставщику заявление о заключении соответствующего договора и, в том числе, следующие документы:

  • документы, подтверждающие право собственности (хозяйственного ведения, оперативного управления, аренды и иные законные права владения и (или) пользования, предусмотренные законодательством Российской Федерации) на энергопринимающие устройства, либо документы, подтверждающие право владения и (или) пользования земельным участком, о снабжении которых электрической энергией указано в заявлении о заключении договора (предоставляются только потребителем, когда он выступает заявителем);

  • документы, подтверждающие технологическое присоединение (в том числе и опосредованно) в установленном порядке к объектам электросетевого хозяйства сетевой организации энергопринимающих устройств, о снабжении электрической энергией которых указано в заявлении о заключении договора (не предоставляются в случаях отсутствия таких документов у заявителя в соответствии с пунктом 37 настоящего документа);

  • документы о допуске в эксплуатацию приборов учета (предоставляются при наличии у заявителя приборов учета).

Также, в пунктах 40 и 41 определены существенный условия договора энергоснабжения, клторыми являются:

  • предмет договора;

  • дата и время начала исполнения обязательств по договору;

  • точка (точки) поставки по договору;

  • требования к качеству поставляемой электрической энергии, которые должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации;

  • соответствующий настоящему документу порядок определения объема покупки электрической энергии (мощности) по договору за расчетный период;

  • соответствующий настоящему документу порядок определения стоимости поставленной по договору за расчетный период электрической энергии (мощности) и др.

Таким образом, представление документов, подтверждающих технологическое присоединение объектов <...> к сетям СНТ «Тимер», и определение точки поставки электрической энергии для ОАО «Челябэнергосбыт» - обязательные условия для заключения и действия договора от 10.07.2013 № 3421401000.

Что опровергает довод <...> о том, что указанные документы не должны представляться потребителями в адрес гарантирующего поставщика при намерении заключить договор энергоснабжения.

<...> не представлено доказательств, что документы, подтверждающие технологическое присоединение земельного участка № 10 по улице № 10 к сетям СНТ «Тимер», представлялись в ОАО «Челябэнергосбыт».

Председатель СНТ «Тимер» пояснил, что ограничение энергоснабжения на объекты <...> не вводилось.

ОАО «Челябэнергосбыт» заключило договор энергоснабжения с <...> от 10.07.2013 № 3421401000 с отлагательным условием начала действия данного договора: с момента первого фактического подключения в установленном порядке объекта, указанного в пункте 1.3 настоящего договора, а именно получения технических условий от собственника электрических сетей, заключения договора на технологическое присоединение с собственником электрических сетей, получения акта разграничения балансовой принадлежности электрических сетей (электроустановок) и эксплуатационной ответственности от собственника электрических сетей, а также выполнения фактического присоединения объекта к электрическим сетям.

В связи с тем, что в договоре энергоснабжения ОАО «Челябэнергосбыт» с <...> от 10.07.2013 № 3421401000 не определена точка поставки электрической энергии ввиду отсутствия документов, подтверждающих надлежащее технологическое присоединение объектов <...> к сетям СНТ «Тимер», Челябинское УФАС России приходит к выводу, что договор энергоснабжения от 10.07.2013 № 3421401000 не может считаться заключенным и действующим.

Документов и/или иных доказательств, подтверждающих факт введения ограничения режима энергоснабжения 21.07.2013 силами председателя СНТ «Тимер» <...>. на принадлежащий <...> дом № 10 по улице № 10 в СНТ «Тимер», со стороны <...> не представлено, Челябинским УФАС России не установлено.

Согласно Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» гарантирующий поставщик - коммерческая организация, обязанная в соответствии с настоящим Федеральным законом или добровольно принятыми обязательствами заключить договор купли-продажи электрической энергии с любым обратившимся к ней потребителем электрической энергии либо с лицом, действующим от имени и в интересах потребителя электрической энергии и желающим приобрести электрическую энергию.

Основные положения определяют, что обязательным условием оказания услуг по передаче электрической энергии является наличие заключенного покупателем и продавцом электрической энергии договора купли-продажи (поставки) электрической энергии. Гарантирующий поставщик, энергосбытовая организация и потребитель, энергопринимающие устройства которого присоединены к электрическим сетям соответствующей сетевой организации, представляют сетевой организации для осуществления ею контроля за выполнением указанного условия следующие сведения:

  • наименование покупателя электрической энергии, передаваемой с использованием электрических сетей данной сетевой организации, - юридического лица (фамилия, имя и отчество физического лица), место нахождения юридического лица (место жительства физического лица), его точки поставки на розничном рынке, платежные реквизиты;

  • сведения о заключении, об изменении и о расторжении договора, на основании которого обеспечивается снабжение электрической энергией указанного покупателя, а также основные условия этого договора, позволяющие определить объем и режим подачи электрической энергии.

Согласно пункту 25 Основных положений, обязательным условием для начала оказания услуг по передаче электрической энергии потребителю услуг является начало исполнения потребителем услуг (потребителем электрической энергии, в интересах которого заключается договор) договора купли-продажи (поставки) электрической энергии / энергоснабжения на оптовом и (или) розничном рынках электрической энергии.

Потребитель для организации процесса энергоснабжения своего объекта обязан провести мероприятия по организации приема электроэнергии, установить приборы учета электрической энергии, то есть осуществить подключение своих энергопринимающих устройств в соответствии с действующим законодательством, а также заключить договор энергоснабжения с гарантирующим поставщиком.

В процессе рассмотрения дела № 47-04/13 Комиссия установила, что по состоянию на 21.07.2013 — дата предполагаемого ограничения режима энергоснабжения объектов <...>, договор энергоснабжения между <...> и ОАО «Челябэнергосбыт» от 10.07.2013 № 3421401000 фактически не начал исполняться, поскольку в данном договоре не определены существенные условия, установленные в пунктах 40 и 41 Основных положений.

Таким образом, в отсутствии заключенного с гарантирующим поставщиком в соответствии с Основными положениями договора энергоснабжения правовых оснований для признания действий СНТ «Тимер» как препятствование перетоку электрической энергии на объекты <...> не имеется.

Также, ввиду наличия акта ввода в эксплуатацию прибора учета электрической энергии и разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности от 24.06.2012 и выдачи со стороны СНТ «Тимер» нового акта разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности от 12.11.2013 № 1010/13, у Комиссии отсутствуют основания для признания действий СНТ «Тимер» по невыдаче акта разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности как нарушение пункта 6 постановления Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 «Об утверждении правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг».

2. Относительно довода <...> о том, что договор энергоснабжения с ней, как с бытовым потребителем считается заключенным с момента первого фактического подключения и не требует обязательной письменной формы, Челябинское УФАС России сообщает следующее.

До 09.04.2013 (дата подачи <...> заявления в ОАО «Челябэнергосбыт» о заключении прямого договора энергоснабжения) энергоснабжение осуществлялось через сети СНТ «Тимер» в рамках договоров энергоснабжения, заключенных между СНТ «Тимер» и ОАО «Челябэнергосбыт» от 01.12.2012 № 50 и 51.

Согласно пункту 28 Основных положений в отношении одного энергопринимающего устройства может быть заключен только один договор энергоснабжения.

Следовательно, довод заявителя о том, что договор энергоснабжения с ОАО «Челябэнергосбыт» имел место быть без письменного оформления не может быть принят и противоречит Основным .

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции,

 

РЕШИЛА:

 

Прекратить рассмотрение дела № 47-04/13 в связи с отсутствием нарушения пункта 6 постановления Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 «Об утверждении правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг» в рассматриваемых Комиссией действиях СНТ «Тимер».

 

Председатель Комиссии

Е.Г. Семенова

Члены Комиссии

Ю.М. Расторгуева

А.И. Тараскина

Связанные организации

Связанные организации не указаны