Решение б/н Решение и предписание по делу № 47-04-18.1/16 по жалобе ООО ... от 30 марта 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Р Е Ш Е Н И Е

 

г. Челябинск, пр. Ленина, 59

 

Резолютивная часть решения оглашена 24 марта 2016 года.

В полном объеме решение изготовлено 28 марта 2016 года.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции (далее - Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:

-<…> – руководитель Челябинского УФАС России;

Члены Комиссии

-<…> – начальник отдела антимонопольного контроля Челябинского УФАС России;

-<…> – специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля Челябинского УФАС России;

 

рассмотрев жалобу № 47-04-18.1/16 ООО ЧОО «Омега» на действия (бездействие) ГСУСО «Специальный дом-интернат для престарелых и инвалидов» (далее — Заказчик) при проведении запроса предложений на право заключения договора на оказание услуг по видеомониторингу имущества и территории (извещение № 31603340623, лот № 1) (далее – Запрос предложений), в присутствии:

  • Представителя ООО ЧОО «Омега»;

  • Представителей ГСУСО «Специальный дом-интернат для престарелых и инвалидов»;

 

УСТАНОВИЛА:

 

ГСУСО «Специальный дом-интернат для престарелых и инвалидов» 19.02.2016 в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов http://www.zakupki.gov.ru (закупка 31603340623) разместило извещение о проведении Запроса предложений с начальной (максимальной) ценой договора 489535,2 рублей (четыреста восемьдесят девять тысяч пятьсот тридцать пять рублей 20 копеек) и включает в себя все накладные расходы, страхование, налоги, сборы, расходы на перевозку, спецодежду и другие обязательные платежи и является неизменной на весь период оказания услуг, за исключением случаев, предусмотренных действующим законодательством.

При осуществлении процедуры закупки в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) ГСУСО «Специальный дом-интернат для престарелых и инвалидов» руководствовалось Положением о закупке товаров, работ, услуг Специального дома-интерната для престарелых и инвалидов на 2016г., утвержденного приказом Министерства социальных отношений Челябинской области от 30.12.2015 № 910 (далее – Положение о закупке), Документацией об открытом запросе предложений на право заключения договора на оказание услуг по видеомониторингу имущества и территории (п. 61 плана закупок) (далее – Документация о закупке).

В соответствии с извещением, размещенным на сайте www.zakupki.gov.ru под номером 31603340623:

- наименование закупки: Услуги по видеомониторингу имущества и территории;

- способ проведения закупки: Запрос предложений;

- заказчик: Наименование организации: Специальный дом-интернат для престарелых и инвалидов. Место нахождения: 454038, Челябинская область, Челябинск, Краснодонская, дом 7 Почтовый адрес: 454038, Челябинская, Челябинск, Краснодонская, дом 7. Контактная информация: адрес электронной почты: sdi-zakup@mail.ru, телефон: +7 (351) 7202365;

- предмет договора: Лот №1. Сведения о позиции плана закупки: План закупки № 2150110054, позиция плана 60. Предмет договора: Услуги по видеомониторингу имущества и территории;

- начальная (максимальная) цена договора: 489 535.20 Российский рубль;

- информация о товаре, работе, услуге:

Классификация по ОКПД2

Классификация по ОКВЭД2

Ед. измерения

Количество (Объем)

Дополнительные сведения

1

84.24.19.000 Услуги, связанные с обеспечением общественного порядка и безопасности, прочие

84.24 Деятельность по обеспечению общественного порядка и безопасности

Условная единица

1.00

 

- место поставки товара, выполнения работ, оказания услуг для лота №1: Место поставки (субъект РФ): Уральский федеральный округ, Челябинская обл. Место поставки (адрес): г. Челябинск, ул. Краснодонская,7;

- требования к участникам закупки: Участники закупки должны отсутствовать в реестре недобросовестных поставщиков;

- информация о документации по закупке: Срок предоставления документации: с 19.02.2016 по 29.02.2016. Место предоставления документации: Закупка размещена на сайте госзакупок по адресу: zakupki.gov.ru. Порядок предоставления документации: в соответствии с правилами работы сайта госзакупок. Официальный сайт, на котором размещена документация: www.zakupki.gov.ru. Размер, порядок и сроки внесения платы за предоставление документации по закупке Размер платы: Плата не требуется;

- информация о порядке проведения закупки: Дата и время окончания подачи заявок (по местному времени): 29.02.2016 08:30;

- рассмотрение заявок: Дата и время (по местному времени): 01.03.2016 08:30. Место: г. Челябинск, ул. Краснодонская,7 каб. заместителя директора;

- подведение итогов: Дата и время (по местному времени): 01.03.2016 10:30. Место: г. Челябинск, ул. Краснодонская,7 каб. заместителя директора.

ООО ЧОО «Омега» 26.02.2016 была подана заявка на участие Запросе предложений (далее - Заявка).

В соответствии с протоколом о результатах закупки по извещению № 31603340623 от 29.02.2016, размещенном на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов 01.03.2016, на участие в Запросе предложений поступило две заявки: заявка ООО ЧОО «Кольчуга» и заявка ООО ЧОО «Омега». Закупочной комиссией установлено соответствие указанных заявок требованиям Документации о закупке. Согласно указанному протоколу заявки участников набрали равное количество баллов по результатам оценки заявок. В связи с тем, что заявка ООО ЧОО «Кольчуга» подана ранее, чем заявка ООО ЧОО «Омега», комиссией принято решение о признании победителем Запроса предложений ООО ЧОО «Кольчуга».

01.03.2016 по результатам Запроса предложений с ООО ЧОО «Кольчуга» был заключен договор № 56 на оказание услуг.

10.03.2016 в Челябинское УФАС России поступила жалоба ООО ЧОО «Омега» на действия (бездействие) ГСУСО «Специальный дом-интернат для престарелых и инвалидов» при проведении Запроса предложений.

В своей жалобе ООО ЧОО «Омега» указывает, что ГСУСО «Специальный дом-интернат для престарелых и инвалидов» заключило договор с ООО ЧОО «Кольчуга» в день опубликования протокола о результатах закупки, не предоставив тем самым время для обжалования данного протокола. К критериям оценки заявок участников Запроса предложений, относится наличие группы быстрого реагирования в целях оказания помощи сотруднику в пресечении противоправных действий. Значимость указанного критерия составляет 20%. Указывает, что ООО ЧОО «Кольчуга» не имеет группы быстрого реагирования, так как указанная деятельность подлежит лицензированию, требует наличия разрешения на хранение и использования оружия, а у ООО ЧОО «Кольчуга» по данным ООО ЧОО «Омега» такая лицензия отсутствует.

 

Представитель ООО ЧОО «Омега» поддержал доводы, изложенные в жалобе № 47-04-18.1/16, считает, что в Документации о закупке, критериях оценки использованы формулировки, позволяющие сделать вывод о том, что Заказчику требуются охранные услуги, подлежащие лицензированию. Считает, что ООО ЧОО «Кольчуга» необоснованно признано победителем Запроса предложений, так как не имеет группы быстрого реагирования.

 

В письменных пояснениях представители ГСУСО «Специальный дом-интернат для престарелых и инвалидов» по доводам жалобы указал следующее.

 

В соответствии с Положением о закупке договор с победителем либо иным лицом, с которым в соответствии с Положением о закупке заключается такой договор, по результатам проведения торгов должен быть заключен заказчиком не позднее 15 дней, а по результатам неторговых процедур – не позднее 10 дней со дня подписания итогового протокола. Протокол о результатах закупки был сформирован в день рассмотрения заявок 29.02.2016 и размещен на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов 01.03.2016. Договор с ООО ЧОО «Кольчуга» был заключен 01.03.2016, на день, следующий за днем подписания протокола, что не противоречит Положению о закупке. Пунктами 14, 16 Документации о закупке установлены требования к участникам, к составу заявки. Ни в требованиях к участникам, ни в требованиях к заявке не указано на наличие у участников лицензии на охранную деятельность, на наличие специальных разрешений на ношение оружия и хранение патронов к нему. По критерию оценки заявок «наличие группы быстрого реагирования в целях оказания помощи сотруднику в пресечении противоправных действий» никаких требований к составу, навыкам сотрудников, наличию разрешений на хранение и использование оружия заказчик не предъявляет, обязанность одна – оказание помощи сотруднику в пресечении противоправных действий. Пресечение противоправных действий в соответствии со статьей 12 ГК РФ – это способ защиты гражданских прав, в том числе возмещение убытков, взыскание неустойки, компенсация морального вреда. Меры пресечения также разные к предмету запроса предложений это: требование прекратить противоправное поведение, требование устранить допущенные нарушения, требования компенсировать причиненный ущерб. Термин «группа быстрого реагирования» применим в различных областях деятельности, его определение не закреплено законодательно.

В дополнительных письменных пояснениях указывают, что в соответствии с пунктом 4.2. договора от 01.03.2016 № 56 оказание услуг Заказчику осуществляется при помощи видеоконтроля, основная обязанность видеооператора обнаружить с помощью средств объективного контроля момент совершения противоправных действий по отношению к клиентам учреждения и зафиксировать на электронный или иной носитель. Также в обязанности входит пресечение противоправных действий в форме требования прекратить, компенсировать причиненный ущерб, с помощью «группы быстрого реагирования» оперативно составляются все необходимые документы для передачи в полицию с целью привлечения к ответственности нарушителей. По периметру учреждения установлены видеокамеры, которые фиксируют возможные факты несанкционированного проникновения на территорию учреждения, при установлении нарушений видеооператор сообщает дежурным воспитателем, сотрудникам охраны (на объекте осуществляется круглосуточная охрана), фиксирует, составляет документы с помощью группы быстрого реагирования и передает в полицию. Обеспечение специальной одеждой осуществляется силами и за счет средств Исполнителя с целью выполнения норм и требований производственной безопасности, охраны труда. В статье 3 Закона об охранной деятельности указан исчерпывающий перечень видов охранных услуг, на которые требуется лицензия. В перечень лицензируемых видов деятельности группа быстрого реагирования не входит. В постановлении Правительства РФ от 09.09.2015 № 948 о «группе быстрого реагирования» не упоминается, в нем не устанавливается никаких требований к «группе быстрого реагирования».

Также представители ГСУСО «Специальный дом-интернат для престарелых и инвалидов» на заседании Комиссии пояснили, что требование, установленное в пункте 1.3 Технического задания, включает в себя обеспечение контроля за соблюдением пропускного режима, что подразумевает наблюдение посредством видеокамер за происходящим на пропускном пункте, а в случае выявления нарушений, сообщение о них охране, в органы внутренних дел. Под группой быстрого реагирования в Документации понимаются специалисты Исполнителя, которые в случае обнаружения видеооператором нарушения прибывают на место его совершения и составляют необходимые документы для привлечения виновных лиц к ответственности, для пресечения нарушения. Указали, что Заказчику уже оказываются охранные услуги, подлежащие лицензированию. Необходимость в них на данный момент у Заказчика отсутствует. В рамках рассматриваемой закупки заказчику необходимо приобрести услуги именно по видеомониторингу, не связанные с осуществлением Исполнителем охранной деятельности. В Документации о закупке установлены минимальные требования к участникам закупки. В критериях оценки установлены дополнительные требования, исходя из соответствия которым, определяется участник, который может оказать максимально качественные услуги в более широком объеме. Просят признать жалобу ООО ЧОО «Омега» необоснованной.

 

Изучив материалы дела, заслушав пояснения сторон, Комиссия Челябинского УФАС России пришла к следующим выводам.

 

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 3 Закона о закупках государственными корпорациями, государственными компаниями, государственными унитарными предприятиями, муниципальными унитарными предприятиями, автономными учреждениями, а также хозяйственными обществами, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности превышает пятьдесят процентов осуществляется закупка товаров, работ, услуг в соответствии с основными требованиями к закупке товаров, работ, услуг, установленным настоящим федеральным законом.

Таким образом, ГСУСО «Специальный дом-интернат для престарелых и инвалидов» обязано осуществлять закупку товаров, работ, услуг в соответствии с основными требованиями к закупке товаров, работ, услуг, установленными Законом о закупках.

В ходе рассмотрения жалобы комиссией Челябинского УФАС России были изучены Положение о закупке, Документация о закупке.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 5.1 Положения о закупке к участникам закупки предъявляется обязательное требование о соответствии участников закупки требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом закупки (аналогичное требования установлено подпунктом 1 пункта 14 Документации о закупке).

Согласно пункту 7.6.6 Положения о закупке заявка на участие в запросе предложений должна содержать сведения, установленные в пункте 7.2.2.2 Положения о закупке.

В соответствии с подпунктом 4а пункта 7.2.2.2 Положения о закупке заявка на участие в конкурсе должна содержать копии документов, подтверждающих соответствие участника закупки и лица, выступающего на стороне участника закупки, обязательным требованиям, установленным пунктом 5.1 Положения о закупке (аналогичное требования установлено подпунктом 2а пункта 16 Документации о закупке).

Пунктом 3 Документации о закупке определены наименование и описание объекта закупки, условия государственного контракта (договора), количество поставляемого товара, оказываемых услуг. Объектом закупки являются услуги по видеомониторингу имущества и территории в соответствии с приложениями № 1 (Техническое задание).

В указанном Техническом задании перечислены требования к качеству, техническим характеристикам, к безопасности, к функциональным характеристикам, размерам, упаковке, отгрузке, результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия товара, работ, услуг:

- осуществлять видеомониторинг имущества и территории ГСУСО «Специального дома-интерната для престарелых и инвалидов» по адресу: г. Челябинск, ул. Краснодонская, д. 7;

- принимать меры по пресечению противоправных действий на объекте;

- обеспечивать контроль за соблюдением установленного Заказчиком пропускного режима на объекте;

- обеспечить сохранность имущества ГСУСО «Специального дома-интерната для престарелых и инвалидов»;

- незамедлительно сообщать дежурному воспитателю обо всех нарушениях;

- принимать предусмотренные законом меры к лицам, нарушающим установленный порядок посещения объекта либо правила внутреннего распорядка, а также к лицам, действия которых содержат признаки противоправных деяний, своевременно информировать о таких фактах Заказчика и в случае необходимости – правоохранительные органы;

- своевременно реагировать на срабатывание средств охранно-пожарной сигнализации, на появление на объекте признаков возгорания, аварий техногенного характера или стихийных бедствий и принимать необходимые меры адекватного реагирования (вызов специальных служб, информирование Заказчика, принятие необходимых мер с помощью подручных средств и т.д.);

- производить аудиовидеозапись, фотосъемку в пределах объекта для фиксации следов проникновения, причиненного ущерба, а также правонарушителей;

- обеспечить своих сотрудников специальной экипировкой (спец. одежда, рация, средства защиты).

Указанные пункты также являются обязанностью исполнителя по проекту договора (Приложение № 3), по договору на оказание услуг от 01.03.2015 № 56, заключенному с победителем Запроса предложений.

Предмет закупки и предмет договора определен Документацией о закупке как «Услуги по видеомониторингу имущества и территории».

Вместе с тем, формулировки отдельных положений Технического задания позволяют сделать вывод о том, что предметом закупки являются охранные услуги, оказание которых регулируется Закона РФ от 11.03.1992 № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон об охранной деятельности), а деятельность по оказанию которых подлежит лицензированию в соответствии с пунктом 32 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». В таком случае в соответствии с пунктами 5.1, 7.2.2.2 Положения о закупке возникла бы необходимость в представлении в составе заявок участников копии лицензии на осуществление частной охранной деятельности, копии разрешения на хранение и использование оружия.

Так, пунктом 1.3 Технического задания предусмотрена обязанность «обеспечивать контроль за соблюдением установленного Заказчиком пропускного режима на объекте», пунктом 6 части 3 статьи 3 Закон об охранной деятельности к ввиду охранных услуг отнесено «обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах», пунктом 7 части 3 статьи 3 Закона об охранной деятельности – «охрана объектов и (или) имущества, а также обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности». Пунктом 1.4 Технического задания предусмотрена обязанность «обеспечить сохранность имущества ГСУСО «Специального дома-интерната для престарелых и инвалидов», в свою очередь пунктом 7 части 3 статьи 3 Закона об охранной деятельности указана охранная услуга «охрана объектов и (или) имущества (в том числе при его транспортировке), находящихся в собственности, во владении, в пользовании, хозяйственном ведении, оперативном управлении или доверительном управлении».

При этом в Документации о закупке не раскрывается смысл и содержание приведенных выше пунктов Технического задания с учетом заявленного предмета Запроса предложений, что не позволяет потенциальным участникам закупки определить их соответствие требованиям Документации о закупке, полный объем документов, необходимым к представлению в составе заявки.

Из пояснений представителей Заказчика установлено, что в рамках рассматриваемой закупки Заказчику необходимо приобрести услуги именно по видеомониторингу, не связанные с осуществлением Исполнителем охранной деятельности, требующей наличия лицензии. Заказчику уже оказываются охранные услуги, подлежащие лицензированию. Необходимость в них на данный момент у Заказчика отсутствует.

В соответствии с частью 1 статьи й Закона о закупках целями регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи (далее - заказчики), в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Таким образом, в рамках Запроса предложений, исходя из потребностей Заказчика, приобретались услуги по видеомониторингу имущества и территории Заказчика, на оказание которых законом не требуется наличие лицензии на оказание охранных услуг и разрешения на хранение и использование оружия. В соответствии с подпунктом 1 пункта 5.1, пунктом 7.2.2.2 Положения о закупке представление копий указанных документов в составе заявок участников не требовалось. Таким образом, участник Запроса предложений ООО ЧОО «Кольчуга» обоснованно был допущен к участию в закупке.

Комиссия не принимает довод ООО ЧОО «Омега» о некорректном проведении оценки заявок по критерию «наличие группы быстрого реагирования» в связи с отсутствием по данным подателя жалобы у ООО ЧОО «Кольчуга» лицензии на оказание охранных услуг и разрешения на хранение и использование оружия для оценки участника по критерию.

В соответствии с пунктом 7.6.10 Положения о закупке оценка заявок на участие в запросе предложений осуществляются закупочной комиссией в целях выявления лучших условий исполнения договора (контракта) в соответствии с критериями и в порядке, установленными документацией о запросе предложений на основании Положения о закупке.

Соответствие участников закупки критериям оценки заявок не является основанием для допуска или отказа в допуске участника к участию в закупке, а позволяет участнику предложить лучшие условия исполнения договора для признания его победителем закупки.

Определение понятия «Группа быстрого реагирования» законодательно не закреплено. В нормативно-правовых актах, регулирующих деятельность по оказанию охранных услуг, указанное понятие не раскрывается, в соответствии с Законом об охранной деятельности деятельность группы быстрого реагирования не указана в качестве лицензируемой и требующей наличия разрешения на хранение и использование оружия.

Из пояснений заказчика следует, что никаких требований к составу, навыкам сотрудников группы быстрого реагирования, наличию лицензии, разрешения на хранение и использование оружия Заказчик не предъявляет, в обязанность входит оказание помощи сотруднику в пресечении противоправных действий. С помощью группы быстрого реагирования оперативно составляются все необходимые документы для передачи в полицию с целью привлечения к ответственности нарушителей.

Таким образом, установлено, что Заказчик не предъявлял к участникам требований о наличии лицензии на осуществление охранной деятельности, наличии разрешения на хранение и использования оружия по критерию оценки заявок «наличие группы быстрого реагирования».

В соответствии с подпунктом «е» пункта 16 Документации о закупке заявка на участие должна содержать предложение о функциональных характеристиках (потребительских свойствах) и качественных характеристиках услуги и иные предложения об условиях исполнения договора (см. приложение № 5, критерии оценки заявок) без предложений о цене договора и о цене единицы объема. Требований о представлении участниками иных документов, подтверждающих наличие группы быстрого реагирования, в Документации о закупке не установлено.

В Заявке ООО ЧОО «Кольчуга» в соответствии с Приложением № 5 указано на наличие у участника группы быстрого реагирования.

Комиссией установлено, что по результатам оценки заявок участников Запроса предложений, заявкам было присвоено равное количество баллов. Заявке ООО ЧОО «Кольчуга» при проведении оценки заявок был присвоен первый номер <...> так как указанный участник подал заявку раньше ООО ЧОО «Омега».

В соответствии с пунктом 7.6.11 Положения о закупке победителем запроса предложений признается участник закупки, который предложил лучшие условия исполнения договора (контракта) и заявке которого присвоен первый номер.

Согласно пункту 32 Документации о закупке победителем запроса предложений признается участник закупки, который предложил лучшие условия исполнения договора (контракта) и заявке которого присвоен первый номер <...> критерии оценки в приложении № 5. Если участники набрали равное количество балов по результатам оценки заявок, победителем признается участник, раньше подавший заявку.

Таким образом, Комиссия не усматривает в действиях Заказчика нарушения порядка оценки и сопоставления Заявок, а, следовательно, и нарушения части 8 статьи 7.32.3 КоАП РФ.

Однако пунктом 2 Приложения № 1 к Положению о закупке предусмотрено, что заказчику необходимо включить в конкурсную документацию, документацию о запросе предложений конкретные критерии из числа нижеперечисленных, конкретизировать предмет оценки по каждому критерию, установить требования о предоставлении документов и сведений соответственно предмету оценки по каждому критерию, установить значимость критериев.

В Документации о закупке не раскрывается смысл и содержание требований приведенных выше пунктов Технического задания с учетом заявленного предмета Запроса предложений, что не позволяет потенциальным участникам закупки однозначно определить их соответствие требованиям Документации о закупке, полный объем документов, необходимым к представлению в составе заявки.

В Документации о закупке Заказчиком предмет оценки по каждому критерию не конкретизирован; не раскрыто, что входит в содержание понятия «группа быстрого реагирования»; не установлено требований о предоставлении документов и сведений соответствующих предмету оценки по каждому критерию, что не позволяет потенциальным участникам однозначно определить количество баллов, на получение которых они могут рассчитывать при подаче определенного комплекта документов в составе заявки.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи статья 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом информационной открытости закупки.

В соответствии с пунктами 1, 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе:

- установленные заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика;

- требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.

Таким образом, Комиссия признает в действиях Заказчика, выразившихся в невыполнении обязанностей по конкретизации в Документации о закупке предмета оценки по каждому критерию, установлению требований о предоставлении документов и сведений соответствующих предмету оценки по каждому критерию, в установлении в Документации о закупке требований, не позволяющих определить соответствие оказываемой услуги потребностям заказчика нарушение пункта 1 части 1 статьи 3 Закона о закупках.

Комиссия принимает доводы ООО ЧОО «Омега» о нарушении его права на обжалование действий Заказчика заключением договора по результатам Запроса предложений в день размещения протокола о результатах торгов на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о закупке.

Согласно части 10 статьи 3 Закона о закупках участник закупки вправе обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном антимонопольным органом, действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг.

В соответствии с частью 4 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган в порядке, установленном настоящей статьей, допускается не позднее десяти дней со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», со дня такого размещения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

При этом в части 18, части 19 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции указано, что со дня направления уведомления антимонопольного органа, торги приостанавливаются до рассмотрения жалобы на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии по существу. В случае принятия жалобы к рассмотрению организатор торгов, направлено уведомление антимонопольного органа, не вправе заключать договор до принятия антимонопольным органом решения по жалобе. Договор, заключенный с нарушением требования, установленного настоящим пунктом, является ничтожным.

Исходя из содержания части 1, части 2 статьи 2 Закона о закупках, Положение о закупке должно соответствовать положениям не только ГК РФ, Закона о закупках, но и положениям Закона о защите конкуренции, и должно содержать требования к закупке, в том числе, порядок заключения договоров, который должен обеспечивать участникам закупки возможность реализации их права на обжалование действий заказчика в антимонопольный орган в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, частью 10 статьи 3 Закона о закупках.

В соответствии с пунктом 8.2 Положения о закупке договор с победителем либо иным лицом, с которым в соответствии с Положением о закупке заключается такой договор, по результатам проведения торгов должен быть заключен Заказчиком не позднее 15 дней, а по результатам неторговых процедур – не позднее 10 дней со дня подписания итогового протокола.

Указанные нормы Положения о закупке ГСУСО «Специальный дом-интернат для престарелых и инвалидов» не соответствуют приведенным выше требованиям действующего законодательства, влекут ущемление прав участников закупок, препятствует им в реализации права на обжалование действий заказчика.

Учитывая изложенное и принимая во внимание позицию Верховного суда Российской Федерации (определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного суда Российской Федерации от 02.02.2016 по делу № А60-28335/2014, «Обзор по вопросам судебной практики, возникающим при рассмотрении дел о защите конкуренции и дел об административных правонарушениях в указанной сфере», утвержденный Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16.03.2016) Комиссия признает в действиях Заказчика нарушение части 4 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Допущенное нарушение ГСУСО «Специальный дом-интернат для престарелых и инвалидов» части 4 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, по мнению Комиссии, являются основанием, достаточным для выдачи обязательного для исполнения предписания.

В соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.

Согласно пункту 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган выдает организатору торгов, конкурсной или аукционной комиссии, продавцу государственного или муниципального имущества, организатору продажи обязательные для исполнения предписания о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации, проведения торгов, продажи государственного или муниципального имущества, порядка заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися, в том числе предписания об отмене протоколов, составленных в ходе проведения торгов, о внесении изменений в документацию о торгах, извещение о проведении торгов, об аннулировании торгов.

Учитывая, факт заключения договора по результатам Запроса предложений Комиссия не имеет правовых оснований выдать Заказчику предписание о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка проведения Запроса предложений.

Заинтересованное лицо вправе обратиться в суд за признанием заключенного с победителем Запроса предложений договора недействительным.

 

На основании изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу ООО ЧОО «Омега» на действия ГСУСО «Специальный дом-интернат для престарелых и инвалидов» при проведении Запроса предложений обоснованной.

  2. Признать в действиях ГСУСО «Специальный дом-интернат для престарелых и инвалидов», выразившихся в нарушении порядка, организации и проведения торгов, в том числе в невыполнении обязанностей по конкретизации в Документации о закупке предмета оценки по каждому критерию, установлению требований о предоставлении документов и сведений соответствующих предмету оценки по каждому критерию, в установлении в Документации о закупке требований, не позволяющих определить соответствие оказываемой услуги потребностям заказчика, нарушении порядка заключения договора по результатам торгов, нарушение пункта 1 части 1 статьи 3 Закона о закупках, части 4 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

  3. Выдать ГСУСО «Специальный дом-интернат для престарелых и инвалидов» предписание о внесении изменений в Положение о закупке.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ

по жалобе 47-04-18.1/16

 

24 марта 2016 года                                                                                       г. Челябинск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции (далее - Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:

-<…> – руководитель Челябинского УФАС России;

Члены Комиссии

-<…> – начальник отдела антимонопольного контроля Челябинского УФАС России;

-<…> – специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля Челябинского УФАС России;

руководствуясь пунктом 3.1 части 1 статьи 23, частью 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего решения от 24.03.2016 по итогам рассмотрения жалобы № 47-04-18.1/16 ООО ЧОО «Омега» на действия (бездействие) ГСУСО «Специальный дом-интернат для престарелых и инвалидов» (далее — Заказчик) при проведении запроса предложений на право заключения договора на оказание услуг по видеомониторингу имущества и территории (извещение № 31603340623, лот № 1) (далее – Запрос предложений),

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1.                 ГСУСО «Специальный дом-интернат для престарелых и инвалидов» в течение месяца с момента опубликования на сайте www.chel.fas.gov.ru настоящего предписания внести изменения в Положение о закупке товаров, работ, услуг Специального дома-интерната для престарелых и инвалидов на 2016 г., в соответствии с которыми договор с победителем либо иным лицом, с которым в соответствии с положением о закупке заключается такой договор, по результатам проведения торгов должен быть заключен не ранее десяти дней со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», со дня такого размещения.

2. ГСУСО «Специальный дом-интернат для престарелых и инвалидов» в течение трех дней с момента исполнения настоящего предписания представить документы (информацию), подтверждающую его исполнение.

 

Настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Связанные организации

Связанные организации не указаны