Решение б/н Решение по жалобе № 47-07/18.1/15 от 7 октября 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

«30» сентября 2015 года                                                            г. Челябинск, пр. Ленина, д. 59

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры проведения торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), в составе:
Председатель
Комиссии:    <…>    -    заместитель руководителя Челябинского УФАС России;
Члены Комиссии:    <…>    -    начальник отдела контроля торгов и органов власти Челябинского УФАС России;
    <…>    -    главный специалист-эксперт отдела контроля торгов и органов власти Челябинского УФАС России,
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью «Автоконт Плюс» (далее – Общество, Заявитель) на неправомерные действия Управления транспорта Администрации города Челябинска (далее – Управление),

УСТАНОВИЛА:

В Челябинское УФАС России поступила жалоба Заявителя на неправомерные действия Управления при организации открытого конкурса на право заключения договора на выполнение регулярных перевозок по внутримуниципальному маршруту № 66 «Училище – станция Шершни» по маршрутной сети города Челябинска (далее – Конкурс, торги), выразившиеся в объявлении Конкурса при наличии действующего договора на выполнение регулярных перевозок по указанному маршруту.
В жалобе (вх. № 14166 от 21.09.2015) и устных пояснениях Заявитель указал следующее.
В августе 2012 года Общество участвовало в торгах на право заключения договора на обслуживание внутримуниципального маршрута № 66 «Училище – станция Шершни». По результатам проведения данных торгов 16.08.2012 между Заявителем и Управлением заключен договор № 30 на выполнение регулярных перевозок по внутримуниципальному маршруту № 66 «Училище – станция Шершни» по маршрутной сети города Челябинска (далее – Договор). Срок действия Договора установлен с 16.08.2012 по 16.08.2019.
Все условия Договора Обществом соблюдаются. Управление не уведомляло Заявителя о проведении в отношении него проверок. Уведомления о расторжении Договора Обществом также не получены.
С февраля 2014 года на внутримуниципальном маршруте № 66 «Училище – станция Шершни» по маршрутной сети города Челябинска (далее – маршрут № 66) появились транспортные средства иных хозяйствующих субъектов, осуществляющих обслуживание указанного маршрута без заключения договора с уполномоченными органами.
Указанные факты послужили основанием для обращения Общества в правоохранительные органы и Управление с просьбой принять меры к устранению нарушений. Однако Управлением не предприняты действия по пресечению деятельности по обслуживанию маршрута № 66 перевозчиками, не имеющими договора на обслуживание данного маршрута.
16.09.2015 на официальном сайте Управления transport.cheladmin.ru была размещена информация о проведении Конкурса. При этом Договор расторгнут не был, обслуживание маршрута № 66 осуществляется Обществом на основании действующего Договора.
Данные действия Управления, по мнению Заявителя, противоречат порядку организации и проведения торгов, нарушают права и законные интересы Общества, препятствуют осуществлению Обществом предпринимательской деятельности.
Управлением представлены письменные пояснения (исх. № 023/1813 от 24.09.2015), из содержания которых следует, что Конкурс на момент рассмотрения настоящей жалобы не проведен, договор по результатам торгов не заключен, заявки на участие в Конкурсе не поступали.
Также Управление указывает, что Договор с Заявителем расторгнут с 14.10.2015 в связи с систематическим нарушением Обществом условий Договора, о чем Заявитель уведомлен письмом Управления от 08.09.2015 (исх. № 023/1700).

Изучив представленные материалы дела, заслушав пояснения сторон,  Комиссия Челябинского УФАС России пришла к следующим выводам.

Управлением 16.09.2015 на официальном сайте http://transport.cheladmin.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в разделе «Конкурсы» размещено извещение о проведении Конкурса. Конкурсная документация также размещена на указанном сайте.
Решением Челябинской городской Думы от 22.02.2011 № 22/10 утверждены Правила организации транспортного обслуживания населения на маршрутах регулярных перевозок на территории города Челябинска (далее – Правила) и Порядок проведения торгов на право заключения договора на обслуживание внутримуниципального маршрута по маршрутной сети города Челябинска (далее – Порядок).
В соответствии с пунктом 14 раздела V Правил Администрация города Челябинска в лице отраслевого (функционального) органа Администрации города Челябинска, уполномоченного решением Челябинской городской Думы в сфере организации регулярных перевозок, осуществляет, в том числе, полномочия по организации торгов на право заключения договора на выполнение регулярных перевозок по внутримуниципальному маршруту по маршрутной сети города Челябинска, а также в соответствии с пунктом 5 раздела 2 Порядка разрабатывает Конкурсную документацию. Согласно подпункту 15 пункта 14 Порядка проект договора, предлагаемый к заключению, является обязательным разделом документации на проведение торгов.
Пунктом 50 Порядка установлено, что договор может быть расторгнут по соглашению сторон, по основаниям, связанным с неисполнением перевозчиком раздела VII Правил или по решению суда по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
Согласно подпунктам 2, 3 пункта 22 раздела VII Правил перевозчик обязан, в том числе, выполнять перевозки пассажиров в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и Челябинской области, правовыми актами органов местного самоуправления города Челябинска, условиями заключенных договоров, а также обеспечивать своевременность и безопасность перевозки пассажиров.
В соответствии с пунктом 2.1.1. Договора уполномоченный орган (Управление) имеет право контролировать выполнение обязательств, предусмотренных Договором, качество и безопасность предоставляемых перевозчиком услуг по регулярным перевозкам, установление владельцами транспортной инфраструктуры единых условий пользования и равный доступ к ним подвижного состава, эксплуатируемого перевозчиком.
В соответствии с пунктом 2.1.4. Договора в период его действия Управление имеет право в любое время проводить выездные проверки по месту нахождения подвижного состава перевозчика, проверки на линии с составлением актов о проверке.
Наличие в договоре условия подобного установленному пунктом 2.1.4. Договора не приводит к нарушению прав перевозчиков. Так, положения статей 14, 15, 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статьи 5, части 4 статьи 6 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» наделяют органы местного самоуправления полномочиями по регулированию деятельности субъектов, осуществляющих предпринимательскую деятельность по обслуживанию городских маршрутов на территории муниципальных образований и организации транспортного обслуживания населения и муниципальных учреждений.
Подпунктом 3 пункта 7 раздела III Правил установлено, что комплекс мероприятий, реализуемых в целях удовлетворения потребностей населения в транспортном обслуживании, включает в себя контроль нахождения транспортных средств на линии, количества и качества транспортной работы, регулярности движения транспортных средств по маршрутам и качества предоставляемых перевозчиками транспортных услуг населению.
Поскольку Правила приняты органом местного самоуправления в рамках своей компетенции, то соответственно, контроль за соблюдением данных Правил возлагается на органы местного самоуправления. Отсутствие контроля за соблюдением требований муниципального нормативного правового акта может иметь следствием возможное несоблюдение юридическими и физическими лицами установленных требований, что является недопустимым. Также, поскольку организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа предполагает заключение между органом местного самоуправления и перевозчиком соответствующего договора (пункт 9 раздела III Правил), контроль за соблюдением перевозчиком договора является правом уполномоченного органа Администрации, являющегося стороной такого договора.
В целях обеспечения реализации полномочий органов местного самоуправления по контролю за соблюдением указанных выше требований Администрацией города Челябинска 02.07.2010 издано Постановление № 195-п «Об утверждении порядка осуществления мониторинга качества и количества транспортной работы» (далее – Постановление № 195-п).
В соответствии с пунктом 3 Постановления № 195-п мониторинг качества и количества транспортной работы, выполняемой транспортными предприятиями, осуществляется уполномоченными должностными лицами Управления. Согласно пункту 12 указанного Постановления мониторинг качества и количества транспортной работы может осуществляться по согласованию во взаимодействии с Министерством строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства, Управлением государственного автодорожного надзора по Челябинской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, Управлением ГИБДД УВД по г. Челябинску и другими уполномоченными органами.
Из представленных документов следует, что 22.07.2015 в период с 10:44 до 11:59, 20.08.2015 с 15:52 до 17:12 Управлением проведен мониторинг работы Общества на маршруте № 66. По результатам проведения данных мероприятий сотрудниками Управления составлены учетные листы проведения мониторинга работы транспортных предприятий города Челябинска.
Согласно данным документам в ходе проведенного мониторинга не было выявлено ни одной единицы транспортных средств с наклейками на кузове, идентифицирующими данного перевозчика, и находящимися на линии с пассажирами на борту.
По результатам проведения Управлением мониторинга работы Общества на маршруте № 66, проведенного 26.08.2015 с 15:10 до 16:40, специалистами Управления составлен учетный лист мониторинга работы транспортных предприятий города Челябинска, согласно которому в ходе проведения мониторинга выявлено одно транспортное средство Общества с наклейками на кузове, идентифицирующими данного перевозчика, и находящееся на линии с пассажирами на борту. При этом данное транспортное средство не соответствует условиям Договора.
В соответствии с аналитическим листом проведения мониторинга работы транспортных предприятий города Челябинска Управлением в работе Общества по маршруту № 66 установлено значительное нарушение интервала движения в большую сторону в 18 раз, несоответствие выявленных транспортных средств, перечисленным в приложении № 1 к Договору.
В соответствии с пунктом 3.2.6. Договора перевозчик обязан обеспечить, в том числе, выполнение расписаний движения транспортных средств, своевременность и безопасность перевозки пассажиров. Согласно пункту 6.1. Договора Управление вправе  расторгнуть Договор в одностороннем порядке, уведомив об этом перевозчика за 30 дней до даты расторжения договора в следующих случаях:
- невыполнение пункта 3.2.3. Договора;
- выполнение регулярных перевозок с нарушениями действующего законодательства в сфере регулярных перевозок, конкурсного предложения, паспорта маршрута, выявленными Управлением при проведении проверок в соответствии с пунктом 2.1.4. Договора.
В соответствии с положениями Паспорта маршрута № 66, являющегося приложением к Договору, интервал движения транспортных средств по маршруту должен составлять 5 минут (относительно начального пункта).
Перечень подвижного состава, подлежащего использованию Обществом при обслуживании маршрута № 66 по Договору, определен приложением № 1 к Договору. Согласно пункту 3.2.14. Договора перевозчик обязан предоставлять информацию об изменениях сведений о перечне используемого подвижного состава. Пунктом 3.2.15. Договора установлено, что перевозчик обязан выполнять перевозки пассажиров в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и Челябинской области, правовыми актами органов местного самоуправления города Челябинска, условиями Договора.
В ходе проведения проверок Управлением выявлены нарушения Заявителем графика (интервалов) движения по маршруту, несоответствие находящихся на маршруте транспортных средств условиям Договора.
На основании изложенного, Комиссия Челябинского УФАС России приходит к выводу об установлении Управлением оснований для одностороннего расторжения Договора ввиду наличия нарушений Заявителем условий Договора, выявленных при проведении Управлением проверки в соответствии с пунктом 2.1.4. Договора.
Уведомление о расторжении Договора (исх. № 023/1700 от 08.09.2015) направлено Управлением в адрес Общества 10.09.2015, о чем свидетельствует квитанция об оплате почтового отправления и опись вложения в ценное письмо.
При этом документы, подтверждающие получение Заявителем данного уведомления, Управлением не представлены. Согласно информации, размещенной на официальном сайте ФГУП Почта России, а также пояснениям Заявителя уведомление о расторжении Договора Обществом не получено.
В связи с этим Комиссия приходит к выводу о том, что на момент рассмотрения настоящей жалобы Договор является действующим. При этом Комиссия исходит из следующего.
Пунктом 6.1 Договора установлено право Управления на расторжение Договора в одностороннем порядке, уведомив об этом перевозчика за 30 дней до даты расторжения договора.
Порядок расторжения договора регламентирован статьей 450 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ). Согласно пункту 2 указанной нормы по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут при существенном нарушении договора другой стороной, а также в иных случаях, предусмотренных ГК РФ, другими законами или договором. При этом расторжение или изменение договора в данном случае осуществляется только по решению суда.
Статьей 450.1 ГК РФ установлен порядок отказа от договора (исполнения договора) или от осуществления прав по договору, согласно пункту 1 которой предоставленное ГК РФ, другими законами, иными правовыми актами или договором право на односторонний отказ от договора (исполнения договора) может быть осуществлено управомоченной стороной путем уведомления другой стороны об отказе от договора (исполнения договора). Договор прекращается с момента получения данного уведомления, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором.
В соответствии с пунктом 2 статьи 450.1 ГК РФ в случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.
Исходя из указанных положений ГК РФ и содержания пункта 6.1 Договора, устанавливающего уведомительный порядок расторжения договора, Комиссия приходит к выводу об установлении в пункте 6.1 Договора права стороны на односторонний отказ от исполнения договора.
Указанное положение Договора может быть реализовано путем уведомления другой стороны об отказе от исполнения договора. Таким образом, по общему правилу, договор может считаться расторгнутым с момента получения другой стороной уведомления об отказе от исполнения договора. Однако пунктом 6.1 Договора определено, что Управление должно уведомить Общество за 30 дней до расторжения договора.
На основании изложенного, Договор может считаться расторгнутым по истечении 30 дней с момента получения Обществом уведомления об отказе от исполнения договора.
Вместе с тем, действующие на территории города Челябинска муниципальные правовые акты не содержат ограничений возможности проведения торгов на право обслуживания внутримуниципального маршрута при наличии на момент их проведения действующего договора на обслуживание данного маршрута.
В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции в порядке, установленном данной нормой, антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно представленным в Челябинское УФАС России документам и информации на момент рассмотрения настоящей жалобы Конкурс не проведен, договор по результатам проведения торгов не заключен. Само по себе объявление торгов в отношении обслуживаемого по действующему договору внутримуниципального маршрута не нарушает установленный муниципальными правовыми актами порядок организации и проведения торгов.
Таким образом, из представленных сторонами в Челябинское УФАС России документов и материалов следует, что в действиях Управления отсутствуют нарушения порядка организации и проведения Конкурса, установленного муниципальными правовыми актами. Документы, материалы, иные доказательства, свидетельствующие о нарушении порядка проведения Конкурса, Заявителем и иными лицами не представлены.

На основании изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

РЕШИЛА:

    1. Признать жалобу необоснованной.
    2. Предписание в порядке части 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции не выдавать.
    Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.


Председатель Комиссии                                  <…>


Члены Комиссии:                                                 <…>


<…>

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны