Решение б/н Решение и предписание по делу № 47-08/16 от 2 декабря 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

05 октября  2016 года                                                                        г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:

 

Председатель Комиссии:               <…> – заместитель  

                                                              руководителя Управления -  

                                                         начальник отдела контроля за рекламой и

                                                         недобросовестной конкуренцией;                                                                                                     

 

члены Комиссии:                             <…>, главный специалист-эксперт 

                                                         отдела контроля за рекламой и

                                                         недобросовестной конкуренцией;

                                                         <…>, специалист-эксперт 

                                                         отдела контроля за рекламой и

                                                         недобросовестной конкуренцией,                                                      

рассмотрев дело № 47-08/16, возбужденное в отношении гр. <…> по признакам  нарушения  пунктов 1, 8 статьи 7, пункта 8 части 2 статьи 21 Федерального закона «О рекламе» по факту распространения рекламы алкогольной и табачной продукции, а также рекламы дистанционной продажи указанной продукции в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на сайте http://alko74.com/, в отсутствие:

         заявителя, надлежащим образом извещенного о месте и времени рассмотрения дела и не заявившего ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие,

           гр. <…>, надлежащим образом извещенного о месте и времени рассмотрения дела и не заявившего ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие,

 УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области поступило направленное Управлением Роспотребнадзора по Челябинской области заявление физического лица о распространении рекламы алкогольной и табачной продукции в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на сайте http://alko74.com/.

Специалистами Челябинского УФАС России был осуществлен осмотр указанного сайта, о чем составлен акт осмотра № 84/2016 от 22 июня 2016 года. В результате осмотра установлено, что на Интернет-сайте http://alko74.com/ размещается информация о доставке табачной и алкогольной продукции с указанием номеров телефонов (351) <…>, <…>. Здесь же присутствуют изображения товаров.

ПАО «ВымпелКом» в письме вх. № 9728 от 19.07.2016 на запрос Челябинского УФАС России указало, что указанные в рекламе  телефонные номера (351) <…>, <…>  принадлежат гр. Муравьеву Д.Б.

Челябинским УФАС России в отношении гр. <…>  возбуждено дело по признакам нарушения пунктов 1, 8 статьи 7, пункта 8 части 2 статьи 21 Федерального закона «О рекламе».

Гр. <…> на рассмотрение дела не явился, запрошенные антимонопольным органом объяснения не представил. Почтовая корреспонденция, направленная гр. <…> по адресу: г. Екатеринбург, ул. Санаторная, д. 35, кв. 124 возвращена почтовым отделением с отметкой «Истек срок хранения».

Изучение заявления и материалов приводит к следующим выводам.

На Интернет-сайте http://alko74.com/ 22 июня 2016 года размещена следующая информация:

«Доставка алкоголя в Челябинске. Интернет - магазин по продаже алкоголя Алко74 занимается продажей спиртных напитков через онлайн или телефонный заказ с доставкой на дом или в любой указанный адрес на территории города Челябинска…»;

«Вермут: «Мартини Бьянко»; Вино: Шато Бельбек, Неро Д Аволо Ла Казада, Пино Гриджио Ла Казада; Виски: Вильям Лоусенс (William Lawson), Джек Дениэлс (Jack Daniels), Джонни Уокер Ред Лейбл (Johny Walker R.L.), Чивас Ригал (Chivas Regal), ДЖЕМИСОН (Jameson), ДЖЕМИСОН (Jameson), Белс (Bell's); Водка: Абсолют, Зеленая марка, Хортиция, Русский стандарт, Финляндия Клюква; Джин: Горданс; Игристые: Мартини Просекко, Асти Мартини, Советское шампанское, Боска П\с, Асти Чинзано, Ламбруско белое, Ламбруско красное; Коньяк: Старый Кенингсберг, Армянский 3-летний, Армянский 5-летний, Мартель VS, Ной 3*, Ной 5*, Мартель VSOP; Ликеры: Бэйлиз, Ягермастер; Текила: Олмека Бланко, Олмека Голд; Пиво: Козел темное, Бад, Хайнекен, Туборг Грин, Жигулевское (Тагильское); Ром: Бакарди Супериор, Бакарди Блек…»;

 «Табак: Парламент в ассортименте, Кент в ассортименте; Кальян: Табак для кальяна в ассортименте «AL FAKHER»…».

 Также на данном сайте размещаются изображения алкогольной и табачной продукции, которые позволяют идентифицировать средства индивидуализации изготовителя данной продукции, а также ее наименование.

Факт размещения указанной рекламы подтверждается актом  осмотра № 84-2016 от 22 июня 2016 года.

Согласно статье 3 Федерального закона «О рекламе» под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Информация, опубликованная на интернет - ресурсе http://alko74.com/ в силу статьи 3 Федерального закона «О рекламе» является рекламой, поскольку, адресована неопределенному кругу лиц, направлена на привлечение внимания к конкретным услугам, предоставляемым указанным интернет - магазином, и формирование интереса со стороны потребителей к ним, а также их продвижение на рынке.

В силу части 4 статьи 2 Федерального закона «О рекламе» специальные требования и ограничения, установленные настоящим Федеральным законом в отношении рекламы отдельных видов товаров, распространяются также на рекламу средств индивидуализации таких товаров, их изготовителей или продавцов, за исключением случая, если реклама средств индивидуализации отдельного товара, его изготовителя или продавца явно не относится к товару, в отношении рекламы которого настоящим Федеральным законом установлены специальные требования и ограничения.

Пленум ВАС Российской Федерации в пункте 2 Постановления от 08.10.2012      № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» разъясняет, что при анализе информации на предмет наличия в ней признаков рекламы необходимо учитывать, что размещение отдельных сведений, очевидно вызывающих у потребителя ассоциацию с определенным товаром, имеющее своей целью привлечение внимания к объекту рекламирования, должно рассматриваться как реклама этого товара, поскольку в названных случаях для привлечения внимания и поддержания интереса к товару достаточно изображения части сведений о товаре (в том числе товарного знака).

Поскольку реклама, опубликованная на интернет - ресурсе http://alko74.com/, содержит изображения алкогольной и табачной продукции, которые позволяют идентифицировать средства индивидуализации изготовителя данной продукции, а также наименование данной продукции, которые широко известны потребителям как наименования алкогольной продукции, то указанную рекламу следует рассматривать, в том числе как рекламу алкогольной и табачной продукции.

Часть 8 статьи 7 устанавливает, что не допускается реклама табака, табачной продукции, табачных изделий и курительных принадлежностей, в том числе трубок, кальянов, сигаретной бумаги, зажигалок

В соответствии с пунктом 8 части 2 статьи 21 Федерального закона                           «О рекламе», реклама алкогольной продукции не должна размещаться в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Размещение на странице интернет-сайта http://alko74.com/ рекламы алкогольной и табачной продукции, в частности  «Вермут: «Мартини Бьянко»; Вино: Шато Бельбек, Неро Д Аволо Ла Казада, Пино Гриджио Ла Казада; Виски: Вильям Лоусенс (William Lawson), Джек Дениэлс (Jack Daniels), Джонни Уокер Ред Лейбл…», «Табак: Парламент в ассортименте, Кент в ассортименте; Кальян: Табак для кальяна в ассортименте «AL FAKHER»…» противоречит требованиям части 8 статьи 7, пункта 8 части 2 статьи 21 Федерального закона «О рекламе».

В соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона «О рекламе» не допускается реклама товаров, производство и (или) реализация которых запрещены законодательством Российской Федерации.

В силу пункта 3 статьи 2 Федерального закона «О рекламе» товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Согласно пункту 5 Правил продажи товаров дистанционным способом, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 сентября 2007 г. № 612 (далее – Правила)  не допускается продажа дистанционным способом алкогольной продукции, а также товаров, свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 Правил «продажа товаров дистанционным способом» - продажа товаров по договору розничной купли-продажи, заключаемому на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара, содержащимся в каталогах, проспектах, буклетах либо представленным на фотоснимках или с использованием сетей почтовой связи, сетей электросвязи, в том числе информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также сетей связи для трансляции телеканалов и (или) радиоканалов, или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления покупателя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора.

В силу пункта 20 Правил договор считается заключенным с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека либо иного документа, подтверждающего оплату товара, или с момента получения продавцом сообщения о намерении покупателя приобрести товар. При оплате товаров покупателем в безналичной форме или продаже товаров в кредит (за исключением оплаты с использованием банковских платежных карт) продавец обязан подтвердить передачу товара путем составления накладной или акта сдачи-приемки товара.

В соответствии с письмом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 12.10.2007 № 0100/10281-07-32 «О контроле за соблюдением Правил» продажа товаров вне стационарных мест торговли непосредственно по месту нахождения потребителя является одним из условий дистанционного способа продажи товаров.

Таким образом, реклама услуг по доставке алкогольной продукции, то есть услуг по продаже дистанционным способом алкогольной продукции, запрещенных  законодательством Российской Федерации, размещенная на интернет - ресурсе  http://alko74.com/ нарушает пункт 1 статьи 7 Федерального закона «О рекламе».

В соответствии с частями 6, 7 Федерального закона «О рекламе»    ответственность за указанные нарушения требований пунктов 1, 8 статьи 7 Федерального закона «О рекламе» несут рекламодатель и рекламораспространитель, за нарушение требований пункта 8 части 2 статьи 21 Федерального закона  «О рекламе» ответственность несет рекламораспространитель.

Рекламодателем и рекламораспространителем указанной рекламы является гр. Муравьев Д.Б., в интересах которого размещалась указанная реклама и чьи телефонные номера указаны в качестве контактных на интернет – ресурсе http://alko74.com/.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 33 Федерального закона «О рекламе»  антимонопольный орган вправе выдавать рекламодателям, рекламопроизводителям, рекламораспространителям обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Комиссия отмечает, что специалистами Челябинского УФАС России в ходе рассмотрения дела также был осуществлен осмотр Интернет-сайта http://alko74.com/, о чем составлен акт осмотра № 138-2016 от 21.09.2016.  В результате осмотра установлено, что при введении в адресной строке сведений «http://alko74.com/» и нажатии клавиши «Enter» происходит переадресация на Интернет-сайт http://alko74.net, на котором присутствует информация  того же Интернет-сайта http://alko74.com/ и те же номера телефонов (351) <…> , <…>.

Поскольку гр. <…> не представил Комиссии материалы  о том, что распространение рекламы на Интернет-сайте http://alko74.com/, в том числе посредством переадресации на Интернет-сайт http://alko74.net по состоянию на 05 октября 2016 года прекращено, Челябинское УФАС России считает необходимым выдать предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Руководствуясь  частью  2  пункта  1  статьи  33,  частью  1  статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37 - 42  Правил рассмотрения   антимонопольным   органом  дел,  возбужденных  по  признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать ненадлежащей, размещенную 22 июня 2016 года на Интернет-сайте http://alko74.com/, рекламу:

 «Доставка алкоголя в Челябинске…через онлайн или телефонный заказ с доставкой на дом или в любой указанный адрес на территории города Челябинска…», поскольку в ней нарушены требования пункта 1 статьи 7 Федерального закона «О рекламе»;

алкогольной продукции, в частности «Вермут: «Мартини Бьянко»; Вино: Шато Бельбек, Неро Д Аволо Ла Казада, Пино Гриджио Ла Казада; Виски: Вильям Лоусенс (William Lawson), Джек Дениэлс (Jack Daniels), Джонни Уокер Ред Лейбл…», что нарушает пункт 8 части 2 статьи 21 Федерального закона «О рекламе»;

табачной продукции, в частности «Табак: Парламент в ассортименте, Кент в ассортименте; Кальян: Табак для кальяна в ассортименте «AL FAKHER»…», поскольку в ней нарушены требования пункта 8 статьи 7 Федерального закона «О рекламе».

2. Выдать гр. <…>  предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Челябинского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении в отношении <…>

Решение может быть обжаловано в суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ

О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ

 

05 октября   2016 года                                                                                             г. Челябинск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:

 

          председатель Комиссии:

<…> – заместитель руководителя-

начальник отдела контроля за рекламой и

недобросовестной конкуренцией

Челябинского УФАС России;

 

          члены Комиссии:

 <…> – главный специалист-эксперт отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией,

<…>  – специалист-эксперт отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией,

на основании своего решения от 05.10.2016 по делу № 47-08/16 о признании ненадлежащей рекламы, размещенной 22 июня 2016 года на Интернет-сайте http://alko74.com/:

 «Доставка алкоголя в Челябинске…через онлайн или телефонный заказ с доставкой на дом или в любой указанный адрес на территории города Челябинска…», поскольку в ней нарушены требования пункта 1 статьи 7 Федерального закона «О рекламе»;

алкогольной продукции, в частности «Вермут: «Мартини Бьянко»; Вино: Шато Бельбек, Неро Д Аволо Ла Казада, Пино Гриджио Ла Казада; Виски: Вильям Лоусенс (William Lawson), Джек Дениэлс (Jack Daniels), Джонни Уокер Ред Лейбл…», что нарушает пункт 8 части 2 статьи 21 Федерального закона «О рекламе»;

табачной продукции, в частности «Табак: Парламент в ассортименте, Кент в ассортименте; Кальян: Табак для кальяна в ассортименте «AL FAKHER»…», поскольку в ней нарушены требования пункта 8 статьи 7 Федерального закона «О рекламе»,

и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального закона «О рекламе», пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

                                                     

    ПРЕДПИСЫВАЕТ:

        

1.  Гр. <…> незамедлительно  со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение требований пунктов 1, 8 статьи 7, пункта 8 части 2 статьи 21 Федерального закона «О рекламе», а именно не размещать на Интернет-сайте http://alko74.com/, в том числе посредством переадресации на Интернет-сайт  http://alko74.net, рекламу дистанционного способа продажи алкогольной продукции,  в частности исключить сведения о доставке алкогольной продукции через  заказ он-лайн и по номерам телефонов (351) <…>, <…>, а также не размещать сведения об алкогольной и табачной продукции.

2. Гр. <…> представить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания до 30 ноября 2016 года (скрин-шоты Интернет-сайтов http://alko74.com/, http://alko74.net).

Предписание может быть обжаловано в Арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе Челябинское УФАС России вправе в соответствии с пунктом 2 статьи 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях привлечь виновное лицо к административной ответственности.

Связанные организации

Связанные организации не указаны