Решение №ВЛ/7838/21 решение по делу № 560-ж/2021 от 22 июня 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

6

 

решение по делу № 560-ж/2021

 

Администрация Миасского городского округа

456300, Челябинская область,

г. Миасс,

пр. Автозаводцев, 55

 

 

Общество с ограниченной ответственностью «Спецавтоколонна»

456200, Челябинская область,

г. Златоуст,

ул. им. Н.Б. Скворцова, дом 27, офис 3

 

 

АО «Сбербанк-АСТ»

119435, г. Москва,

пер. Большой Саввинский, д. 12, стр. 9,

эт. 1, пом. I, комн. 2

 

РЕШЕНИЕ № 074/06/105-1619/2021

по делу № 560-ж/2021

г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Резолютивная часть решения оглашена 16 июня 2021 года

В полном объеме решение изготовлено 21 июня 2021 года

 

Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:

Председателя Комиссии:

Ливончик В.А.

-

заместителя руководителя управления - начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России;

Членов Комиссии:

Кокшаровой И.О.

-

заместителя начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России;

 

Черенковой Е.Б.

-

главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,

руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), рассмотрев жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Спецавтоколонна» (далее – ООО «Спецавтоколонна», заявитель) на действия заказчика при проведении электронного аукциона на снос ветхо-аварийного жилья: г. Миасс ул. Свердлова, 13 (извещение № 0169300035821000195), в присутствии посредством видеоконференцсвязи:

- представителей Администрация Миасского городского округа (далее – Администрация, заказчик) «<…>», действующих на основании доверенностей № 11 от 25.01.2021, № 46 от 27.04.2021;

- представителя ООО «Спецавтоколонна» «<…>», действующего на основании доверенности б/н от 10.06.2021;

- слушателей «<…>»,

У С Т А Н О В И Л А:

 

В Челябинское УФАС России 08.06.2021 поступила жалоба ООО «Спецавтоколонна» на действия заказчика при проведении электронного аукциона на снос ветхо-аварийного жилья: г. Миасс ул. Свердлова, 13 (извещение № 0169300035821000195) (далее – аукцион, закупка).

Согласно представленным документам извещение о проведении электронного аукциона опубликовано Администрацией на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее – ЕИС) 28.05.2021 в 14:36.

Начальная (максимальная) цена контракта на выполнение работ на снос ветхо-аварийного жилья: г. Миасс ул. Свердлова, 13 245 834,00 рублей.

Дата и время окончания подачи заявок - 16.06.2021 08:00.

Дата проведения аукциона в электронной форме - 16.06.2021.

На момент рассмотрения жалобы контракт по итогам аукциона не заключен.

Доводы жалобы ООО «Спецавтоколонна» заключаются в следующем. Заказчиком неправомерно установлена дата окончания срока предоставления разъяснений положений документации об аукционе. В документации об аукционе не установлено требование к участникам закупки о наличии лицензии на осуществление деятельности по транспортированию и размещению отходов IV класса опасности, а также требование на наличие у участника закупки договора на транспортирование (либо о наличии собственного транспорта) и договора на размещение (захоронение) расходов на полигоне с лицом, имеющим лицензию и внесенные в ГРОРО. Не установлено требование к участникам электронного аукциона о членстве в СРО. Кроме того, в локальном сметном расчете отсутствует тариф на захоронение. По мнению заявителя отсутствие указанной сметной расценки повлечет складирование строительного мусора, образованного в результате сноса здания, так как расходы подрядчика на захоронение отходов на полигонах твердых бытовых отходов сметным расчетом не предусмотрены.

Представители заказчика с доводами жалобы не согласились, представили письменные пояснения, которые поддержали на заседании Комиссии, пояснили следующее. Дата окончания предоставления разъяснений положений документации об аукционе установлена в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе. По мнению Администрации установление к участнику закупки лицензии на деятельность по обращению с отходами является излишним, так как предмет закупки и деятельность по транспортировке и размещению отходов не являются схожими. Работы по сносу зданий и сооружений не подлежат лицензированию, а также, документация об аукционе не содержит запрета на привлечение субподрядчиков для исполнения контракта. Кроме того, излишним будет и требование о наличии у лицензированной организации договоров на транспортирование отходов и размещение на объекте, включенным в ГРОРО, поскольку их наличие является квалификационным требованием при лицензировании и в их отсутствие организации не могла быть выдана лицензия. Более того, работы, требуемые к выполнению в рамках объекта закупки, не являются инженерными изысканиями, размер обязательств по договору не превышает одного миллиона рублей, поэтому не предполагается обязательное членство участников закупки в саморегулируемых организациях. Затраты на захоронение отходов включены в смету в составе резерва средств на непредвиденные работы и затраты. Считают жалобу заявителя необоснованной.

 

Изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 106 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.

 

1. В силу пункта 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.

Согласно части 3 статьи 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.

Частью 4 статьи 65 Закона о контрактной системе установлено, что в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 статьи 65 Закона о контрактной системе запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.

В соответствии с пунктом 22 информационной карты документации об аукционе дата начала предоставления разъяснений положений документации об аукционе– 28.05.2021 года; дата окончания предоставления разъяснений положений документации об аукционе – 15.06.2021 года.

Поскольку датой окончания срока подачи заявок является 16.06.2021, а правилами исчисления сроков, установленными главой 11 ГК РФ, определено, что если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день, датой окончания срока предоставления участникам аукциона разъяснений положений документации будет являться 15.06.2021 (перенос с 14.06.2021).

Таким образом, действия заказчика по установлению даты окончания предоставления разъяснений положений документации об аукционе не противоречат требованиям части 4 статьи 65, пункта 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.

Довод жалобы заявителя не находит подтверждения, не обоснован.

 

2. В силу пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

Согласно пункту 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении аукциона в электронной форме должны содержаться требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 Закона о контрактной системе.

Аналогичные требования к участнику закупки должны находить отражение в документации об аукционе в силу части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе.

Кроме того, пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

В соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе в составе второй части заявки участника закупки должны находить отражение в том числе документы, подтверждающие соответствие такого участника единым требованиям, указанным в пункте 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.

Тем самым, в извещении и документации об электронном аукционе должны содержаться конкретные требования о документах, необходимых для подтверждения соответствия участника закупки требованиям действующего законодательства по пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе в соответствии со спецификой и содержанием объекта закупки, то есть описанием объекта закупки.

 

2.1. Пунктом 30 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» установлено, что деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности подлежит лицензированию.

В соответствии с пунктом 9 Приказа Минприроды России от 30.09.2011 № 792 «Об утверждении порядка ведения государственного кадастра отходов» и Приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242 «Об утверждении Федерального классификационного каталога отходов (ФККО)» мусор от сноса и разборки зданий несортированный (код 8 12 901 01 72 4) относится к IV классу опасности.

Согласно извещению о проведении электронного аукциона для закупки №0169300035821000198 объектом закупки является снос ветхо-аварийного жилья: г. Миасс, ул. Пушкина, 14.

Пунктом 9 информационной карты документации об аукционе определено, что объем выполненных работ установлен в локальном сметном расчете № 1.

В силу пункта 11 информационной карты документации об аукционе требования к качеству работ содержатся в техническом задании (Приложение 1 к информационной карте). Так, пункт 9 Технического задания определяет следующее положение. Работы, связанные с отходами 4 класса опасности (8 12 901 01 72 4 - мусор от сноса и разборки зданий несортированный) должны осуществляться собственными силами исполнителя или с привлечением третьих лиц при наличии действующей лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности (п.30 ч.1 ст.12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности») со следующими видами работ (услуг), выполняемых (оказываемых) в составе лицензируемого вида деятельности: транспортирование и размещение отходов IV класса опасности, с предоставлением Заказчику документов, подтверждающих размещение и оплату. Плата за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов осуществляется в соответствии со ст. 23 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

Из содержания документации об аукционе также следует, что «транспортирование и размещение отходов 4 класса опасности должно осуществляться организациями, имеющими лицензию на соответствующий вид деятельности с учетом требований Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления». Отходы, образующиеся в рамках выполнения работ по настоящему контракту, размещаются подрядчиком исключительно в местах размещения отходов. Копии документов, подтверждающих соблюдение настоящих требований, должны быть приложены подрядчиком в составе документов о приемке выполненных работ. Подрядчик вправе привлекать сторонние организации для выполнения таких работ» (пункт 3.2.19 проекта контракта).

В свою очередь, локальный сметный расчет (локальная смета) включает в себя три позиции: 1) разборка здания методом обрушения: деревянных жилых домов и прочих отапливаемых зданий; 2) погрузочные работы при автомобильных перевозках: мусора строительного с погрузкой экскаваторами емкостью ковша до 0,5 м3; 3) перевозка грузов автомобилями-самосвалами грузоподъемностью 10т, работающих вне карьера, на расстояние: до 10 км I класс груза (1т груза).

Пунктом 1.1 проекта контракта установлено, что в соответствии с условиями настоящего Контракта подрядчик принимает на себя обязательства по выполнению работ по сносу аварийного дома по адресу: Челябинская область, г. Миасс, ул. Пушкина, д.14 (далее – работы), в соответствии с Техническим заданием (Приложение 1) и локальной сметой (Приложение №2), проектом организации работ по сносу объекта капитального строительства; а заказчик обязуется осуществить приемку выполненных работ и оплатить их в соответствии с условиями настоящего Контракта.

Следовательно, деятельность по транспортированию отходов IV класса опасности, образовавшихся после выполнения работ по сносу аварийного дома по адресу: Челябинская область, г. Миасс ул. Свердлова, 13, является самостоятельным видом работ, требуемых к выполнению в рамках предмета контракта рассматриваемой закупки. В связи с чем, к участникам электронного аукциона должно быть установлено требование о наличии лицензии на осуществление деятельности по транспортированию отходов соответствующего класса опасности.

Однако пункты 19, 26 информационной карты документации об аукционе, определяющие требования к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе и требования к содержанию, составу заявки на участие в электронном аукционе в соответствии с частями 3-5 статьи 66 Закона о контрактной системе, не содержат обязательного требования о наличии у участника закупки лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности с видами работ (услуг), выполняемых (оказываемых) в составе лицензируемого вида деятельности: транспортирование отходов IV класса опасности.

Таким образом, действия заказчика в части не установления требований к участникам закупки, к составу заявки нарушают пункт 1 части 1, часть 5 статьи 31, пункт 6 части 5 статьи 63, пункт 2 части 1, часть 3 статьи 64, пункт 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе.

Довод жалобы заявителя обоснован.

 

Относительно довода заявителя о необходимости наличия у участника закупки договора на размещение (захоронение) расходов на полигоне с лицом, имеющим лицензию и внесенные в ГРОРО Комиссия Челябинского УФАС России отмечает, что пунктом 5.2 проекта контракта предусмотрена приемка выполненных работ, при которой подрядчиком заказчику предъявляются в том числе копии документов, подтверждающих размещение отходов, образовавшихся от сноса объекта, в местах размещения отходов (договор с организацией, обладающей соответствующей лицензий, или собственная лицензия).

Согласно статье 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон об отходах производства и потребления) объекты размещения отходов - специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов; размещение отходов - хранение и захоронение отходов; хранение отходов - складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения; захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду.

Из содержания документации об аукционе не следует, что размещение отходов является частью требуемых к выполнению работ в рамках рассматриваемой закупки.

В силу части 6 статьи 12 Закон об отходах производства и потребления объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Согласно пункту 16 Приказа Государственный реестр объектов размещения отходов (далее - ГРОРО) включает свод систематизированных сведений об эксплуатируемых объектах хранения отходов и объектах захоронения отходов, соответствующих требованиям, установленным законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 18 Приказа ГРОРО формируется на основе информации об объектах размещения отходов, полученной в результате их инвентаризации, проведенной в соответствии с Правилами инвентаризации объектов размещения отходов, утвержденными Приказом Минприроды России от 25 февраля 2010 г. № 49.

Пунктом 24 Приказа установлено, что Росприроднадзор и его территориальные органы обеспечивают хранение информации об объектах размещения отходов, размещение на своих официальных сайтах в сети «Интернет» сведений об объектах размещения отходов, включенных в ГРОРО, и ежемесячное обновление указанной информации.

Следовательно, сведения об объектах размещения отходов являются общедоступной информацией, обладая которой, участник закупки может сформировать свое ценовое предложение при участии в электронном аукционе. Размещение отходов может быть осуществлено подрядчиком с привлечением третьих лиц, в связи с чем, действия заказчика по неуказанию полигона, на котором будет производиться размещение отходов, не установлению требований к участникам закупки о наличии лицензии на размещение отходов IV класса опасности не противоречат требованиям действующего законодательства.

2.2. Согласно части 4 статьи 55.31 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) работы по договорам подряда на осуществление сноса выполняются только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, если иное не установлено настоящей статьей. Выполнение работ по сносу объектов капитального строительства по договорам подряда на осуществление сноса обеспечивается специалистами по организации строительства (главными инженерами проектов). Работы по договорам о сносе объектов капитального строительства, заключенным с лицами, не являющимися застройщиками, техническими заказчиками, лицами, ответственными за эксплуатацию здания, сооружения, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций.

В силу части 5 статьи 55.31 ГрК РФ индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, не являющиеся членами саморегулируемых организаций в области строительства, может выполнять работы по договорам подряда на осуществление сноса в случае, если размер обязательств по каждому из таких договоров не превышает одного миллиона рублей.

Принимая во внимание, что начальная (максимальная) цена контракта составляет 245 834,00 рублей несостоятельным представляется довод заявителя об обязательном членстве участников закупки в саморегулируемых организациях в области строительства.

Довод жалобы заявителя не находит подтверждения, не обоснован.

Относительно довода заявителя об отсутствии в локальном сметном расчете тарифа на захоронение Комиссия антимонопольного органа отмечает, что контроль в отношении определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги, начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги осуществляют органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля (пункт 3 части 8 статьи 99 Закона о контрактной системе), в связи с чем у Комиссии отсутствуют полномочия по контролю за правомерностью соблюдения заказчиком требований законодательства о контрактной системе при обосновании начальной (максимальной) цены контракта.

 

Исходя из изложенного, информации, представленной заявителем, заказчиком, а также информации, полученной Комиссией при проведении внеплановой проверки, Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14 «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд»,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «Спецавтоколонна» на действия заказчика при проведении электронного аукциона на снос ветхо-аварийного жилья: г. Миасс ул. Свердлова, 13 (извещение № 0169300035821000195) обоснованной в части отсутствия требований к участникам закупки о наличии лицензии на транспортирование отходов IV класса опасности, в остальной части не нашедшей подтверждения, необоснованной.

2. Признать в действиях заказчика нарушение пункта 1 части 1, части 5 статьи 31, пункта 6 части 5 статьи 63, пункта 2 части 1, части 3 статьи 64, пункта 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе.

3. Выдать заказчику, аукционной комиссии, оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.

4. Передать материалы жалобы должностному лицу Челябинского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Председатель Комиссии В.А. Ливончик

 

Члены Комиссии И.О. Кокшарова

 

Е.Б. Черенкова

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2021-8569

 

 

Связанные организации

ООО «Спецавтоколонна», ООО "САК"
ИНН 7404002542, ОГРН 1027400579942
АО "Сбербанк - АСТ"
ИНН 7707308480, ОГРН 1027707000441
Администрация Миасского городского округа
ИНН 7415031922, ОГРН 1027400874016