Решение №14765/09 Признать жалобу ООО «Специальные дорожные машины» на действи... от 23 ноября 2020 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

Управление имущественных и земельных отношений администрации Усть-Катавского городского округа

ул. Ленина 47а, каб. 33, г. Усть-Катав,

Челябинская область, 456043

ул. Бр. Мохначевых, д. 85, каб. 27,

г. Усть-Катав, Челябинская область, 456043

Администрация Усть-Катавского городского округа «Отдел социально-экономического развития и размещения муниципального заказа»

ул. Ленина 47а, г. Усть-Катав,

Челябинская область, 456043

ООО «Специальные дорожные машины»

ул. Енисейская, д. 36, г. Челябинск, 454010

АО «Сбербанк-АСТ»

119435, г. Москва,

Большой Саввинский переулок, д. 12,

стр. 9, этаж 1, помещение 1, комната 2

Р Е Ш Е Н И Е № 074/06/105-2626/2020

по делу № 1229-ж/2020

г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Резолютивная часть решения оглашена 18 ноября 2020 года

В полном объеме решение изготовлено 23 ноября 2020 года

Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:

Председателя Комиссии:

<…>

-

заместителя руководителя управления - начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России;

Членов Комиссии:

<…>

-

главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России;

 

<…>

-

ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,

руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), рассмотрев жалобу ООО «Специальные дорожные машины» на действия заказчика при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на поставку автогрейдера (извещение № 0169300007520000231), в присутствии посредством видеоконференцсвязи:

- представителя Управления имущественных и земельных отношений администрации Усть-Катавского городского округа (далее – Управление, Заказчик): заместителя Главы Администрации Усть-Катавского городского округа - начальника Управления <…>, действующего на основании Распоряжения Администрации Усть-Катавского городского округа от 17.05.2017 № 125к и Приказа;

- представителей ООО «Специальные дорожные машины» (далее – ООО «СпецДорМаш», заявитель): <…>., действующей на основании доверенности б/н от 18.11.2020; <…>., действующего на основании доверенности б/н от 18.11.2020;

- представителя ООО «Автодоркомплект» (далее - ООО «Автодоркомплект», заинтересованное лицо, победитель аукциона): <…>., действующего на основании доверенности № 31 от 08.05.2020; <…>., действующей на основании доверенности № 33 от 08.05.2020,

У С Т А Н О В И Л А:

В Челябинское УФАС России 11.11.2020 поступила жалоба ООО «СпецДорМаш» на действия заказчика при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на поставку автогрейдера (извещение № 0169300007520000231) (далее – аукцион, закупка).

Согласно представленным документам извещение о проведении электронного аукциона опубликовано уполномоченным органом на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее – ЕИС) 03.11.2020 в 18:13.

Начальная (максимальная) цена контракта на поставку автогрейдера 9 000 000,00 рублей.

Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в аукционе – 11.11.2020 17:30.

В соответствии с протоколом рассмотрения единственной поступившей заявки на участие в электронном аукционе № 0169300007520000231 от 12.11.2020 в соответствии с частью 16 статьи 66 Закона о контрактной системе аукцион признан несостоявшимся.

На дату рассмотрения обращения контракт не заключен.

Согласно доводам жалобы Заявителя, описание объекта закупки не соответствует части 2 статьи 8, части 1 статьи 12, пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.

По мнению Заявителя, обоснование необходимости использования дополнительной информации, дополнительных потребительских свойств, не предусмотренных КТРУ, свидетельствует о том, что техническое описание товара составлено не на основании потребности заказчика, а путем указания характеристик товара определенного производителя.

Кроме того, считает Заявитель, имеет место необоснованное ограничение числа участников закупки, запрещенное положениями части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе, поскольку заказчик проанализировал рынок частично и указал требования к предмету закупки без привязки к потребности. В результате таких действий, по мнению Заявителя, не все участники рынка имеют возможность участвовать в аукционе.

Из содержания жалобы Заявителя следует, что по совокупности всех технических характеристик требованиям заказчика соответствует товар единственного производителя (ЗАО ЧСДМ – «RM-Terex»), на приобретение которого и нацелено содержание технической части документации о закупке. При этом, необоснованное ограничение конкуренции применительно к данной закупке понимается Заявителем не в разрезе возможности участия поставщиков или производителей, а в необоснованном выборе товаров отдельных производителей, на основании описания которых разработана закупочная документация.

Представители заказчика, с доводами жалобы не согласились, пояснили следующее.

Заказчиком при формировании объекта закупки учитывалось наличие как минимум двух производителей.

Техническое задание аукционной документации содержит обоснование характеристик товара, требуемых заказчику. По мнению заказчика, описание объекта закупки соответствует требованиям Закона о контрактной системе.

Доводы жалобы Заявителя Заказчик считает необоснованными.

Заинтересованное лицо поддержало позицию Заказчика, пояснило следующее.

По мнению ООО «Автодоркомплект», в описание объекта закупки не включены требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, что могло явиться фактором, влекущем ограничение количества участников закупки.

Поставщиком может выступать любое физическое либо юридическое лицо, имеющее соответствующие документы на соответствующий вид деятельности, готовое поставить продукцию, отвечающую требованиям аукционной документации и удовлетворяющее потребности заказчика. Извещение о проведении электронного аукциона, по мнению заинтересованного лица, также не содержит ограничений возможности участия в аукционе только производителей. Производитель, подающий заявку на участие в аукционе на поставку, рассматривается как потенциальный поставщик и находится в абсолютно равных правах с другими претендентами.

Изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 106 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при составлении описания объекта закупки должен использовать показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

Исходя из содержания части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Указанная информация позволяет довести до неопределенного круга лиц сведения о потребности заказчика относительно требований к поставляемому товару, что в свою очередь позволит участникам закупки надлежащим образом оформить заявку на участие в закупке.

Тем самым, реализуются цели и принципы законодательства о контрактной системе в части прозрачности определения поставщика, равного доступа к участию в торгах и недопустимости ограничения числа участников закупки.

Согласно части 4 статьи 23 Закона о контрактной системе наименование объекта закупки в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, указывается в соответствии с каталогом товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В соответствии с частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Из пункта 4 Правил применения следует, что заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами «б» - «и» пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. № 145 (далее – Правил формирования), с указанной в ней даты начала обязательного применения.

При этом заказчик обязан при планировании закупки и ее осуществлении использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:

- наименование товара, работы, услуги;

- единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);

- описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).

В пункте 5 Правил применения указано, что заказчик вправе указать в плане закупок, плане-графике закупок, формах обоснования закупок, извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога.

Согласно пункту 6 Правил применения в случае предоставления иной и дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 данных Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).

Из извещения о проведении закупки, аукционной документации следует, что объектом закупки является поставка автогрейдера. Данному товару соответствует код КТРУ 28.92.22.110-00000002.

При этом, описание товара в КТРУ не содержит характеристик товара, требуемых заказчику.

Следовательно, при наличии обоснования дополнительной информации, предусмотренного пунктом 6 данных Правил, заказчик вправе включить в описание товара, работы, услуги требуемые ему значения показателей.

Из аукционной документации следует, что описание объекта закупки по аукциону содержит обоснование необходимости использования дополнительной информации по каждой позиции.

Наименование технических характеристик

Показатель

Обоснование необходимости использования дополнительной информации, дополнительных потребительских свойств, не предусмотренных КТРУ

Коробка переключения передач

Механическая КПП 6 / 6

Механическая коробка переключения передач вперед/назад с постоянным зацеплением шестерен, реверсивная обеспечивающая на любой передаче движения вперед и назад, двухрежимная (рабочий и транспортный режим), трехскоростная (всего шесть передач). Для включения повышенной/пониженной передачи служит механизм мультипликатора. Для предотвращения самопроизвольного включения передач и реверса КП имеется механизм принудительной блокировки

Главная передача мостов

одноступенчатая, коническая, без дифференциалов

Главная передача мостов с коническими шестернями без дифференциала обеспечивает равномерную работу задних мостов и улучшает тяговые характеристики автогрейдера.

Полуоси

полностью разгруженного типа

Полуоси полностью разгруженного типа. Вся нагрузка происходит на мост, освобождает от перегрузки редуктор колеса. Разгруженная полуось передает только крутящий момент и не воспринимает поперечные нагрузки. Имеет большую в своем классе нагрузочную способность. Простота замены.

Рама

Трубчатого сечения с размещенным внутри гидробаком

Рама трубчатого сечения с размещенным внутри гидробаком, позволяет улучшить жесткость, стойкость конструкции. При работе бульдозерным отвалом эффективно поглощает нагрузку, за счет наименьшим количеством сварных швов в отличии от квадратных. Таким образом, увеличивается срок службы.

Поворотность круга

неполноповоротный

Использование данной характеристики обусловлено наибольшей надёжностью и ремонтопригодностью.

Габаритные размеры

Длина не более: 10 700 мм.Ширина не более: 3 250 мм Высота без проблескового маячка не более 4 200 мм

Использование данных характеристик обусловлено габаритными размерами имеющегося у заказчика места хранения техники и проведения технического обслуживания автогрейдера.

Подогреватель двигателя

Автономный жидкостный подогреватель двигателя

Использование данной характеристики обусловлено работой в холодных климатических условиях

Заказчиком в материалы дела представлены сравнительные характеристики автогрейдеров различных производителей, соответствующие потребности Заказчика, в том числе, по оспариваемым Заявителем показателям, а именно:

   

Значения требуемых показателей различных производителей товара

 

Запрашиваемые характеристики

Автогрейдер ДЗ-

98В.00100-110 Производства ЗАО «ЧСДМ» РФ

Автогрейдер ДЗ- 98В.00100-110 Производства ТОО «Стройдормаш-Астана» Республика Казахстан

Автогрейдер А- 98М5.1, производство ООО «ЧМСК», Россия.

Коробка переключения передач

Механическая КПП 6/6

Механическая КПП 6 / 6

Механическая КПП 6/6

Механическая КПП 6/6

Главная передача мостов

одноступенчатая, коническая, без дифференциалов

одноступенчатая, коническая, без дифференциалов

одноступенчата, коническая, без дифференциалов

одноступенчата, коническая, без дифференциалов

Полуоси

полностью разгруженного типа

полностью разгруженного типа

полностью разгруженного типа

полностью разгруженного типа

Рама

Трубчатого сечения с размещенным внутри гидробаком

Трубчатого сечения с размещенным внутри гидробаком

Трубчатого сечения

с размещенным внутри гидробаком

Основная рама автогрейдера изготовлена из низколегированной хладостойкой стали с круглым сечением хребтовой части повышенной прочности

Поворотность круга

неполноповоротный

неполноповоротный

неполноповоротный

неполноповоротный

Габаритные размеры

Длина не более: 10 700 мм. Ширина не более: 3 250 мм Высота без проблескового маячка не более 4 200 мм

Длина: 10 690 мм. Ширина: 3 250 мм Высота без проблескового маячка 4 200 мм

Длина: 10 690 мм. Ширина: 3 250 мм Высота без проблескового маячка 4 200 мм

Длина: 11 000 мм. Ширина: 3 250 мм Высота без проблескового маячка 4 000 мм

Подогреватель двигателя

Автономный жидкостный подогреватель двигателя

Автономный жидкостный подогреватель двигателя

Автономный жидкостный подогреватель двигателя

Автономный жидкостный подогреватель двигателя

Из представленного заказчиком обоснования и пояснений следует, что совокупности дополнительных характеристик, установленных Техническим заданием, соответствуют изделия как минимум двух производителей:

- Автогрейдер ДЗ-98В.00100-110, производитель АО «ЧСДМ», Россия;

- Автогрейдер ДЗ- 98В.00100-110, производитель ТОО «Стройдормаш-Астана», Республика Казахстан.

Наличие требуемых Заказчику характеристик подтверждается также информацией, размещенной на официальных сайтах данных производителей.

Указанное в совокупности подтверждает наличие на соответствующем товарном рынке товаров двух производителей, продукция которых соответствует требованиям Технического задания аукционной документации.

 

Документация о закупке является по своей правовой природе публичной офертой, которая в силу части 2 статьи 437 Гражданского Кодекса Российской Федерации должна быть полной и безоговорочной и содержать все существенные условия, позволяющие сформировать свое предложение (акцепт) участнику закупки для принятия участия в определении поставщика, в том числе в части определения предмета контракта.

Хозяйствующие субъекты, принимая решение о возможности участия в конкретной закупке, имеют возможность оценить все риски, связанные с исполнением контракта, заключаемого по ее результатам.

При этом формирование потребности заказчика не должно входить в противоречие с общими принципами Закона о контрактной системе в части обеспечения единого порядка потенциальным претендентам и гарантий реализации их права на участие в торгах, эффективность использования бюджетных средств и развитие добросовестной конкуренции, а также соблюдать требования статьи 17 Закона о защите конкуренции, запрещающей совершение любых действий, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции при проведении торгов.

Исходя из доказательств, представленных в материалы дела Заявителем, Заказчиком, Заинтересованным лицом, следует, что описание объекта закупки не противоречит положениям Закона о контрактной системе и пунктам 5 и 6 Правил.

При этом, Заявителем ни в составе жалобы, ни на заседании Комиссии не представлены доказательства, подтверждающие невозможность осуществить поставку товаров, являющихся объектом закупки, или нарушения прав и интересов участников закупки.

В этой связи доводы жалобы Заявителя не находят подтверждения, не обоснованы.

Исходя из изложенного, информации, представленной заявителем, заказчиком, а также информации, полученной Комиссией при проведении внеплановой проверки, Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14 «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд,

РЕШИЛА:

Признать жалобу ООО «Специальные дорожные машины» на действия заказчика при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на поставку автогрейдера (извещение № 0169300007520000231) необоснованной.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии <…>

Члены Комиссии <…>

<…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны