Решение б/н Решение и предписание по делу № 48-03-18.1/2014 по жалобе ЗА... от 29 августа 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

       Р Е Ш Е Н И Е

 

г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Резолютивная часть решения оглашена 26 августа 2014 года.

В полном объеме решение изготовлено 28 августа 2014 года.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия Челябинского УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры проведения торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров в составе:

 

Председатель Комиссии:

Члены Комиссии:

 

Семёнова Елена Григорьевна – вр.и.о. руководителя Челябинского УФАС России;

Дозморова Динара Александровна – начальник отдела контроля естественных монополий, ЖКХ и транспорта Челябинского УФАС России;

Фаустова Анастасия Олеговна – специалист - эксперт отдела контроля естественных монополий, ЖКХ и транспорта Челябинского УФАС России,

 

 

 

рассмотрев дело № 48-03-18.1/2014, в присутствии: представителя ОАО «Фортум», действующего на основании доверенности, в отсутствие представителя ЗАО «ТК 122 ЭМЗ» (о дате, времени и месте рассмотрения жалобы, уведомленного надлежащим образом), заявившего ходатайство о рассмотрении дела без участия представителя юридического лица,

 

УСТАНОВИЛА:

 

   В Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Челябинское УФАС России) поступила жалоба ЗАО «ТК 122 ЭМЗ» на действия (бездействие) ОАО «Фортум», выразившиеся в нарушении порядка проведения открытых конкурентных переговоров на право изготовления и поставки трех баков аккумуляторов подпитки тепловой сети для нужд Челябинской ГРЭС (извещение № 31401337950).

В жалобе  ЗАО «ТК 122 ЭМЗ» указано следующее.

11 июля 2014 года на сайте zakupki.gov.ru ОАО «Фортум» было опубликовано извещение № 31401337950 на проведение открытых конкурентных переговоров «На право изготовления и поставки трех баков-аккумуляторов подпитки тепловой сети для нужд Челябинской ГРЭС».

В ходе проведения данной закупочной процедуры был допущен целый ряд нарушений Федерального закона oт 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), а также Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

30 июля 2014 года ЗАО «ТК 122 ЭМЗ» отправила заявку на участие в данной процедуре в соответствии с Законом о закупках и Положением о закупках товаров, работ и услуг для нужд ОАО «Фортум» и ОАО «УТСК» (далее – Положение о закупках ОАО «Фортум).

13 августа 2014 года на сайте zakupki.gov.ru опубликован протокол о результатах проведения закупки.

По мнению ЗАО «ТК 122 ЭМЗ», при проведении открытых конкурентных переговоров на право изготовления и поставки трех баков аккумуляторов подпитки тепловой сети для нужд Челябинской ГРЭС, комиссией по осуществлению закупок ОАО «Фортум» было допущено нарушение норм Закона о закупках, а именно:

1.                  В документации о закупке отсутствуют сведения о начальной максимальной цене, что противоречит пункту 5 части 10 статьи 4 Закона о закупках.

2.                  В протоколе о результатах проведения закупки отсутствуют сведения о цене победителя закупки и о ценовых предложениях других участников закупки, что противоречит постановлению Правительства РФ от 10.09.2012  № 908 «Об утверждении Положения о размещении на официальном сайте информации о закупке». В частности пункту 34 указанного постановления, где указано, что протоколы, составленные в ходе закупки, должны содержать сведения об объеме, цене закупаемых товаров, работ, услуг, сроке исполнения контракта, а также иную информацию, предусмотренную Федеральным законом и положением о закупке, размещенном на официальном сайте.

3.                  Кроме того, в протоколе о результатах проведения закупки неверно указано наименование закупки: «ПОСТАВКА РЕЗЕРВУАРОВ-АККУМУЛЯТОРОВ 1000 М3», тогда как первоначальное наименование закупки, указанное в закупочной документации отражено как «Изготовление и поставка трех баков-аккумуляторов подпитки тепловой сети для нужд Челябинской ГРЭС»).

4.                  Более того, в протоколе отсутствуют сведения и оценка заявки, поданной компанией ЗАО «ТК 122 ЭМЗ», что противоречит пункту 2.1.6 документации к данной процедуре, где указано, что в случае, если предложение участника конкурентных переговоров и сам такой участник соответствуют всем требованиям и отборочным критериям, данный участник допускается до переговоров и его предложение подлежит обязательной оценке.

5.                  Дата составления протокола дописана ручкой 21.07.2014, а дата размещения на единой информационной площадке zakupki.gov.ru 13.08.2014, что противоречит требованиям Закона о закупках, а также является нарушением в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации. Более того, на сайте zakupki.gov.ru опубликована информация, в которой указано, что по данному конкурсу была подана только одна заявка компании ЗАО «ИКС А», об участии в данной конкурсной процедуре ЗАО «ТК 122 ЭМЗ» информации не имеется, оценка заявки не опубликована.

6.                  Не указаны критерии оценок заявок участников, что противоречит положениям конкурсной документации.

7.                   В извещении о проведении закупки указаны дата и время подведения итогов 01.11.2014 в 12 часов 00 минут, а протокол подведения итогов опубликован 13.08.2014 на сайте zakupki.gov.ru, следовательно, ОАО «Фортум» не соблюдена дата подведения итогов, чем нарушается право на обжалование итогов процедуры, т. к. поставщик опирается на сроки, опубликованные в единой информационной системе.

8.                  Протокол       опубликован в единой информационной системе через 24 дня после его составления.

12 августа 2014 года подателем жалобы было направлено письмо в адрес заместителя начальника ОАО «Фортум» по закупкам А.Юдаева о нарушениях, которые были допущены указанной организацией при проведении открытых конкурентных переговоров, после чего протокол на сайте zakupki.gov.ru был исправлен.

На основании изложенного податель жалобы считает процедуру проведения открытых конкурентных переговоров на право изготовления и поставки трех баков аккумуляторов подпитки тепловой сети для нужд Челябинской ГРЭС, не соответствующей нормам Закона о закупках, и просит обязать ОАО «Фортум» признать данную закупку несостоявшейся и провести закупочную процедуру повторно с устранением допущенных нарушений.

На заседании Комиссии Челябинского УФАС России представитель ОАО «Фортум» пояснил следующее.

Закупка товаров, работ и услуг осуществляется ОАО «Фортум» (далее – Заказчик) на основании Закона о закупках, Законом о защите конкуренции и Положения о закупках товаров, работ и услуг для нужд ОАО «Фортум» и ОАО «УТСК».

Заказчик опубликовал на официальном сайте РФ http://zakupki.gov.ru извещение № 31401337950 о проведении открытых конкурентных переговоров по выбору поставщика на право изготовления и поставки трех баков-аккумуляторов подпитки тепловой сети для нужд Челябинской ГРЭС. Дата публикации извещения - 11.07.2014, дата и время окончания подачи заявок - 21.07.2014  в 12 часов 00 минут, дата и время подведения итогов - не позднее 01.11.2014 в 12 часов 00 минут, дата и время подведения итогов закупочной процедуры - 08.08.2014 в 12 часов 00 минут, дата и время публикации протокола о выборе победителя - 13.08.2014  в 14 часов 05 минут. Победителем закупки признано ЗАО «ИКС А».

Представитель ОАО «Фортум» на заседании Комиссии Челябинского УФАС России, пояснил, что на дату рассмотрения дела договор не заключен. Указал на то, что в письменных пояснениях, представленных в Челябинское УФАС России 25 августа 2014 года вх.№ 13129, ошибочно указана информация о заключении договора.

Относительно доводов жалобы представитель ОАО «Фортум» пояснил следующее.

1. По доводу подателя жалобы относительно отсутствия сведений о начальной (максимальной) цене договора в документации о закупке представитель ОАО «Фортум» указал, что Закон о закупках не содержит требования об указании цены договора в закупочной документации, и пункт 5 части 9 статьи 4 Закона о закупках обязывает заказчиков указывать сведения о цене договора (например, информацию о том, устанавливается ли заказчиком такая цена, сведения о механизме формирования цены, возможности корректировки цены). В отношении сведений о начальной (максимальной) цене договора для данной закупочной процедуры Заказчик указал, что «начальная (максимальная) цена не установлена», предоставляя участникам закупочной процедуры право предложить и обосновать цену договора, в соответствии с пунктом 4.6.1 Положения о закупках.

 Отсутствие предусмотренной Законом о закупках обязанности заказчиков устанавливать конкретный размер минимальной (начальной) цены договора также подтверждено судебной практикой, а именно решением Арбитражного суда Республики Татарстан по делу № А65-2920/2013 от 17.04.2013.

Кроме того, цена не является существенным условием договоров поставки. Согласно пункту 3 статьи 424 ГК РФ в случаях, когда в возмездном договоре цена не предусмотрена и не может быть определена исходя из условий договора, исполнение договора должно быть оплачено по цене, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары, работы или услуги. Таким образом, Заказчик, указывая на то, что начальная (максимальная) цена не установлена, предоставляет возможность ее определения участниками закупочной процедуры.

2. Относительно довода ЗАО «ТК 122 ЭМЗ» об отсутствии сведений в протоколе о результатах проведения закупки о цене победителя закупки и о ценовых предложениях других участников, представитель ОАО «Фортум» пояснил следующее.

Заявитель ссылается на пункт 34 постановления Правительства РФ от 10.09.2012 № 908 «Об утверждении Положения о размещении на официальном сайте информации о закупок», которым установлено, что протоколы, составленные в ходе закупки, должны содержать сведения об объеме, цене закупаемых товаров, работ, услуг, сроке исполнения контракта, а также иную информацию, предусмотренную Законом о закупках и Положением о закупках, размещенном на сайте http://zakupki.gov.ru.

В данном случае, по мнению ответчика, постановление Правительства не уточняет, о каких конкретно протоколах идет речь («в ходе закупки»), и не устанавливает исчерпывающий перечень сведений, отсылая к требованиям Закона о закупках и положения о закупках.

Основными документами, которые устанавливают требования к проведению закупки являются Закон о закупках и Положение о закупках (часть 2 статьи 1 и часть 2 статьи 2 Закона о закупках). Указанное в жалобе постановление Правительства РФ от 10.09.2012 № 908 «Об утверждении Положения о размещении на официальном сайте информации о закупке» устанавливает исключительно порядок размещения информации о закупке на сайте Правительства РФ (статья 18 Закона о закупках и статья 1 вышеуказанного Положения), и не может противоречить федеральному закону.

Закон о закупках не предъявляет каких-либо требований к содержанию протоколов, размещаемых в информационной системе, устанавливая, что закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупках, которое должно содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Кроме того, Положением о закупках установлен запрет на разглашение другим участникам содержания технико-коммерческих предложений участников закупки. В рамках рассматриваемой закупочной процедуры ни одним участником не было дано письменного согласия на разглашение сведений, указанных в технико-коммерческих предложениях.

Ни Закон о закупках, ни Положение о закупках, ни закупочная документация не предусматривает обязанности Заказчика включать в протокол о результатах закупочных процедур о цене победителя закупки и о ценовых предложениях других участников.

 Таким образом, законодатель предоставил юридическим лицам, осуществляющим закупки для собственных нужд, самостоятельно определять содержание протоколов о результатах закупочных процедур.

На основании изложенного, в соответствии с пунктом 4.6.13 Положения о закупках, Заказчик разместил протокол о результатах проведения закупки с указанием предмета договора, способа закупки и наименования победителя.

3. По доводу ЗАО «ТК 122 ЭМЗ» о  неверном указании Заказчиком предмета договора в протоколе о результатах проведения закупки, представитель ОАО «Фортум» пояснил следующее.

Указание наименования закупки в протоколе о результатах проведения закупки как «Поставка резервуаров-аккумуляторов 1000М 3» обусловлено исключительно техническими особенностями формирования электронного протокола о выборе победителя для размещения его на сайте http://zakupki.gov.ru. Для целей составления такого протокола наименование предмета договора автоматически переносится из системы SAP, где наименование закупки указывается сотрудниками в свободной форме.

Полное наименование закупки указано в извещении о проведении закупочной процедуры, закупочной документации, размещенных на официальном сайте, а также в протоколе центрального закупочного комитета (далее – ЦЗК) от 08.08.2014, предназначенном для внутреннего использования. Кроме того, данное обстоятельство не влияет на права и законные интересы участников закупочной процедуры и не нарушает Закон о закупках и Положение о закупках.

4. Относительно довода об отсутствии сведений об оценке заявки, поданной компанией ЗАО «ТК 122 ЭМЗ» в протоколе о результатах проведения закупки, ОАО «Фортум» настаивает на следующем.

Заявка ЗАО «ТК 122 ЭМЗ» была подана 30.07.2014, то есть по окончании срока подачи предложений, указанного в извещении о закупке. Согласно части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе, порядок, место, дата начала и дата окончания срока подачи заявок на участие в закупке. В соответствии с пунктом 4.6.6 Положения о закупках Заказчик заканчивает принимать предложения в любом случае не позднее даты и времени, указанных в извещении о проведении закупочной процедуры в качестве даты окончания приема предложений. Предложения, полученные позднее указанного на сайте http://zakupki.gov.ru срока, отклоняются Заказчиком без рассмотрения по существу, независимо от причин опоздания.

В извещении №31401337950, опубликованном на сайте  http://zakupki.gov.ru 11.07.2014 о проведении открытых конкурентных переговоров по выбору поставщика на право изготовления и поставки трех баков-аккумуляторов подпитки тепловой сети для нужд Челябинской ГРЭС была указана дата и время окончания подачи заявок - 01.08.2014 г. в 12 часов 00 минут.

14 июля 2014 года Заказчиком были внесены изменения в извещения о закупке и опубликованы на сайте - изменены дата и время окончания подачи заявок - 21.07.2014 в 12 часов 00 минут.

Таким образом, Заказчик не проводил оценку заявки ЗАО «ТК 122 ЭМЗ». Кроме того, по мнению ответчика, Заказчик не обязан публиковать список всех участников закупочной процедуры и результаты оценки их предложений, и в протоколе о результатах проведения закупки указывается только участник, признанный победителем закупки.

5.  Относительно довода о том, что дата составления протокола подписана  ручкой как 21.07.2014, в то время как дата размещения на единой информационной площадке zakupki.gov.ru - 13.08.2014, ответчик указал, что дата, которая от руки указана в нижнем левом углу протокола о результатах закупки, не является датой составления протокола. Пометка «21.07.2014 12:00» является датой окончания приема заявок по данной закупке, и сделана сотрудником Заказчика для служебных целей.

6. По доводу ЗАО «ТК 122 ЭМЗ» относительно того, что ОАО «Фортум»  не указаны критерии оценок заявок участников, то организатор закупок считает, что критерии оценок заявок участников указаны к закупочной документации (Приложение № 4, 5), размещенной на  http://zakupki.gov.ru, а также в Положении о закупках (Приложение № 3, Приложение № 4).

Положением о закупках ОАО «Фортум» предусмотрено:

- пункт 4.6.12 гласит, что выбор лучшего предложения по конкурентным переговорам. На основании полученных финальных предложений организатор закупки готовит краткую информацию о проведенных конкурентных переговорах и основные условия предложенные участниками и выносит на рассмотрение ЦЗК. Лучшим признается участник конкурентных переговоров, предложивший, по мнению членов ЦЗК, лучшие условия исполнения договора. Принятое решение фиксируется секретарем ЦЗК и готовится протокол ЦЗК.

- пункт 3.7 предусматривает, что конкурентные переговоры не являются разновидностью торгов и не подпадают под регулирование статьями 447—449 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации. При проведении конкурентных переговоров приглашение к участию в переговорах вместе с документацией по проведению переговоров является приглашением поставщикам делать оферты в адрес организатора закупки; заявка на участие в переговорах не является офертой потенциального участника переговоров; а условия договора, заключаемого по результатам закупочных переговоров, обсуждаются в ходе переговоров, которые могут фиксироваться в протоколах переговоров и отображаются в окончательных заявках на участие в закупочных переговорах. Выбор победителя проводится ЦЗК по лучшей совокупности условий заключения договора и без обязанности общества заключить договор по результатам такой Закупочной процедуры».

Аналогичные положения содержатся в закупочной документации:

- так пункт 2.1.4 определяет, что после получения организатором первоначальных технико-коммерчесю предложений участников осуществляется их отбор исходя из критериев, указанных Приложении № 4.

-  в пункте 2.1.13 указано, что после получения организатором окончательных технико-коммерческих предложений участников осуществляется их оценка исходя из критериев, указанных в Приложении № 5. При этом в Приложении №5 указано, что оценка предложений Участников осуществляется путем сопоставления всех предложенных участниками условий в совокупности, приоритетность и значимость каждого критерия определяется ЦЗК Заказчика.

7. Относительно довода о том, что дата подведения итогов, указанная в извещении о закупке, не совпадает с датой опубликования протокола о подведении итогов закупки, представитель ОАО «Фортум» пояснил следующее.

Дата подведения итогов закупочной процедуры была определена как «не позднее 01.11.2014г.» и указывалась Заказчиком в графе «Дополнительные сведения» раздела «Сведения о лоте №1» на сайте  http://zakupki.gov.ru, так как в извещение о проведении закупочной процедуры технически невозможно внести какие-либо данные помимо календарной даты. Протокол о выборе победителя закупочной процедуры был подписан председателем ЦЗК 08.08.2014, то есть в полном соответствии с условиями закупки, указанными на сайте Правительства РФ.

Дополнительно представитель ответчика отметил, что подведение итогов закупочной процедуры в срок, определяемый как период до наступления определенной календарной даты, по мнению ОАО «Фортум», не влияет на права и законные интересы участников закупочной процедуры и не нарушает Положение о закупках.

8.  По доводу жалобы относительно того, что протокол о подведении итогов опубликован через 24 дня после его составления.

Согласно части 12 статьи 4 Закона о закупках протоколы, составляемые в ходе закупки, размещаются заказчиком в единой информационной системе не позднее, чем через три дня со дня подписания таких протоколов.

В соответствии с пунктом 4.6.13 Положения о закупках, в течение 3 (трех) рабочих дней после определения победителя Заказчиком на сайте Правительства РФ размещаются результаты проведения Закупочных процедур, содержащие:

•                     предмет договора;

•                     способ закупки;

•                     наименование победителя.

Протокол о подведении итогов был подписан председателем ЦЗК 08.08.2014 и размещен на сайте Правительства РФ 13.08.2014 года в соответствии с частью 12 статьи 4 Закона о закупках и пунктом 4.6.13 Положения о закупках.

Относительно довода ЗАО «ТК 122 ЭМЗ» о направлении письма о нарушениях процедуры закупок, представитель пояснил следующее.

Заказчик не получал письма от ЗАО «ТК 122 ЭМЗ» о нарушениях в рассматриваемой закупочной процедуре, протокол о подведении итогов закупки был опубликован 13.08.2014 года и не изменялся.

На основании вышеизложенного, а также с учетом положений пункта 10 статьи 3 Закона о закупках, ОАО «Фортум» считает, что рассматриваемая закупочная процедура была проведена в соответствии с Положением о закупках, а также принципами информационной открытости, равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, целевого и экономически эффективного расходования денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг, отсутствия ограничения допуска к участию в закупке, и просит признать жалобу необоснованной и отказать в удовлетворении жалобы.

Изучив материалы дела, заслушав пояснения ответчика, Комиссия Челябинского УФАС России пришла к следующим выводам.

1.  11 июля 2014 года на сайте zakupki.gov.ru ОАО «Фортум» (далее – Заказчик) опубликовало извещение о проведении открытых конкурентных переговоров на право изготовления и поставки трех баков аккумуляторов подпитки тепловой сети для нужд Челябинской ГРЭС (извещение № 31401337950).

Согласно размещенной информации, а также пункту 2.2.10 документации ОАО «Фортум» по конкурентным переговорам дата начала срока подачи заявок на участие в закупке – 11 июля 2014 года, дата окончания срока подачи заявок – 1 августа 2014 года в 12 часов 00 минут по местному времени заказчика.

Комиссией Челябинского УФАС России при рассмотрении дела установлено, а ОАО «Фортум» не оспаривается тот факт, что ЗАО «ТК 122 ЭМЗ» подало заявку на участие в открытых конкурентных переговорах 30 июля 2014 года.

14 июля 2014 года Заказчиком были внесены изменения в извещения о закупке и опубликованы на сайте. В частности изменения касались даты и времени окончания подачи заявок. Так, срок подачи заявок заканчивался 21 июля 2014 года в 12 часов 00 минут.

Однако в соответствии с частью 11 статьи 4 Закона о закупках изменения, вносимые в извещение о закупке, документацию о закупке, разъяснения положений такой документации, размещаются заказчиком в единой информационной системе не позднее чем в течение трех дней со дня принятия решения о внесении указанных изменений, предоставления указанных разъяснений. В случае, если закупка осуществляется путем проведения торгов и изменения в извещение о закупке, документацию о закупке внесены заказчиком позднее чем за пятнадцать дней до даты окончания подачи заявок на участие в закупке, срок подачи заявок на участие в такой закупке должен быть продлен так, чтобы со дня размещения в единой информационной системе внесенных в извещение о закупке, документацию о закупке изменений до даты окончания подачи заявок на участие в закупке такой срок составлял не менее чем пятнадцать дней.

При таких обстоятельствах, Комиссия Челябинского УФАС России приходит к выводу о том, что ОАО «Фортум» при проведении открытых конкурентных переговоров на право изготовления и поставки трех баков аккумуляторов подпитки тепловой сети для нужд Челябинской ГРЭС, а именно измененив дату окончания срока подачи заявок с 01.08.2014 на 21.07.2014, нарушило требования части 11 статьи 4 Закона о закупках.

2. Пунктом 7 части 9 статьи 4 Закона о закупках установлено, что в извещении о закупке должны быть указаны, в том числе, место и дата рассмотрения предложений участников закупки и подведения итогов закупки.

Как следует из материалов дела, в извещении о проведении открытых конкурентных переговоров, опубликованном ОАО «Фортум» 11 июля 2014 года на сайте zakupki.gov.ru, датой и временем рассмотрения заявок, а также датой и временем подведения итогов указано 1 ноября 2014 года.

Изменения в извещение о проведении открытых конкурентных переговоров в части даты и времени рассмотрения заявок и подведения итогов не вносились.

Комиссией Челябинского УФАС установлено, что внутренним протоколом внеочередного решения ЦЗК ОАО «Фортум» от 08.08.2014 № 15/2014 зафиксировано, что победителем в открытых конкурентных переговорах на право изготовления и поставки трех баков аккумуляторов подпитки тепловой сети для нужд Челябинской ГРЭС стало ЗАО «ИКС А».

Таким образом, фактически датой рассмотрения заявок и подведения итогов является 08.08.2014.

В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1)       информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3)     целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4)   отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

При таких обстоятельствах, Комиссия Челябинского УФАС России приходит к выводу о том, что ОАО «Фортум» при проведении открытых конкурентных переговоров, а именно при рассмотрении заявок и подведении итогов 8 августа 2014 года, а не 1 ноября 2014 года, как указано в извещении, нарушило требования документации о закупке, а также требования части 1 статьи 3 Закона о закупках.

3.                 Согласно части 12 статьи 4 Закона о закупках  протоколы, составляемые в ходе закупки, размещаются заказчиком в единой информационной системе не позднее чем через три дня со дня подписания таких протоколов.

Заявителем указано, что протокол о результатах проведения закупки опубликован в единой информационной системе через 24 дня после его составления. Кроме того, заявитель указал, что дата составления протокола дописана ручкой 21.07.2014, а дата размещения на единой информационной площадке zakupki.gov.ru 13.08.2014, что противоречит требованиям Закона о закупках.

Комиссией Челябинского УФАС при рассмотрении дела установлено, что подведение итогов и определение победителя закупки состоялось 08.08.2014, что подтверждается протоколом внеочередного решения ЦЗК ОАО «Фортум» от 08.08.2014 № 15/2014. По мнению Комиссии Челябинского УФАС России, дата составления протокола, дописанная ручкой «21.07.2014», и размещенная в левом нижнем углу документа, не свидетельствует о том, что подведение итогов и определение победителя закупки состоялось именно 21.07.2014, поскольку дата размещения протокола на официальном сайте – 13.08.2014. Таким образом, довод заявителя о том, что протокол о результатах проведения закупки опубликован в единой информационной системе через 24 дня после его составления, Комиссия Челябинского УФАС России считает необоснованным.

Необходимо отметить, что Комиссией Челябинского УФАС России при рассмотрении жалобы в порядке части 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции могут быть установлены иные нарушения в действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии.

Как указано выше, дата размещения протокола на официальном сайте – 13.08.2014. В свою очередь подведение итогов и определение победителя закупки состоялось 08.08.2014.

Положения части 12 статьи 4 Закона о закупках регламентируют, что протоколы, составляемые в ходе закупки, размещаются заказчиком в единой информационной системе не позднее чем через три дня со дня подписания таких протоколов. Таким образом, ОАО «Фортум» обязано было опубликовать протокол о результатах проведения закупки 11.08.2014, а не 13.08.2014.

В данном случае, Комиссия Челябинского УФАС России приходит к выводу о том, что ОАО «Фортум» при проведении открытых конкурентных переговоров, а именно при размещении протокола о результатах проведения закупки 13.08.2014, нарушило требования части 12 статьи 4 Закона о закупках.

4.                 В соответствии с пунктом 34 постановления Правительства РФ от 10.09.2012  № 908 «Об утверждении Положения о размещении на официальном сайте информации о закупке» протоколы, составленные в ходе закупки, должны содержать сведения об объеме, цене закупаемых товаров, работ, услуг, сроке исполнения контракта, а также иную информацию, предусмотренную Федеральным законом и положением о закупке, размещенном на официальном сайте.

В соответствии с пунктом 4.6.13 Положения о закупках ОАО «Фортум», в течение 3 (трех) рабочих дней после определения победителя Заказчиком на сайте Правительства РФ размещаются результаты проведения Закупочных процедур, содержащие:

•                     предмет договора;

•                     способ закупки;

•                     наименование победителя.

 

Комиссией Челябинского УФАС России в ходе рассмотрения дела установлено, что протокол о результатах проведения закупки содержит информацию только о предмете договора, способе закупки, наименование победителя. В протоколе отсутствуют сведения об объеме, цене закупаемых товаров, работ, услуг, сроке исполнения контракта.

В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

    1)       информационная открытость закупки;

     2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

     3)     целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

    4)   отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

В соответствии с пунктом 1 постановления Правительства РФ от 10.09.2012                № 908 настоящее Положение определяет порядок размещения информации о закупке на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru) юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

По мнению Комиссии Челябинского УФАС России, ОАО «Фортум», размещая протокол о результатах проведения закупки на официальном сайте, при этом, не указав сведения об объеме, цене закупаемых товаров, работ, услуг, сроке исполнения контракта допустило нарушение части 1 статьи 3 Закона о закупках.

Необходимо отметить, что отсутствие сведений о ценовых предложениях других участников закупки, а также сведений об оценке заявки, поданной компанией ЗАО «ТК 122 ЭМЗ», не является нарушением требований действующего законодательства в сфере закупок, поскольку обязанность по размещению указанной информации для Заказчика законодателем не установлена.

Кроме того, Комиссия Челябинского УФАС России отмечает, что довод подателя жалобы о том, что в протоколе о результатах проведения закупки неверно указано наименование закупки: «ПОСТАВКА РЕЗЕРВУАРОВ-АККУМУЛЯТОРОВ 1000 М3», тогда как первоначальное наименование закупки, указанное в закупочной документации отражено как «Изготовление и поставка трех баков-аккумуляторов подпитки тепловой сети для нужд Челябинской ГРЭС», несостоятелен. В указанном протоколе отражен номер и дата размещения извещения о проведении открытых конкурентных переговоров, таким образом, у участников закупки, а также иных лиц имеется возможность уточнить наименование закупки, тем самым права подателя жалобы, по мнению Комиссии Челябинского УФАС России, в данном случае нарушены не были.

Относительно довода подателя жалобы о том, что не указаны критерии оценок заявок участников, что противоречит положениям конкурсной документации, Комиссия Челябинского УФАС России считает необходимым отметить следующее.

В случае если податель жалобы указывал на отсутствие критериев оценок заявок участников в протоколе о результатах проведения закупки, то, как указывалось выше, обязанности по размещению данной информации в протоколе у заказчика отсутствует.

При таких обстоятельствах Комиссия Челябинского УФАС России считает указанный довод ЗАО «ТК 122 ЭМЗ» необоснованным.

5. Согласно части 5 статьи 4 Закона о закупках при закупке на официальном  сайте информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru) размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.

Пунктом 5 части 9 статьи 4 Закона о закупках установлено, что в извещении  о закупке должны быть указаны сведения о начальной (максимальной) цене договора (цене лота).

Согласно пунктам 5, 7 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны определённые положением о закупке сведения о начальной (максимальной) цене договора (цене лота),  порядок формирования цены договора (цены лота) (с учетом или без учета расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей).

В соответствии с пунктом 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон.

Согласно пункту 3 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в возмездном договоре цена не предусмотрена и не может быть определена исходя из условий договора, исполнение договора должно быть оплачено по цене, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары, работы, услуги.

Учитывая изложенное, в извещении о закупке и документации о закупке Заказчик обязан указать сведения о начальной (максимальной) цене договора (цене лота) не в фиксированной сумме, либо указывать на то, что начальная (максимальная) цена договора (цена лота) не установлена. Однако Заказчиком в документации о закупке должен быть отражен порядок формирования о начальной (максимальной) цене договора.

Как следует из материалов дела, в документации о закупке ОАО «Фортум», а именно в разделе 5.2 «Коммерческое предложение (форма 2)» отражен порядок формирования  начальной (максимальной) цене договора.

Таким образом, Комиссия Челябинского УФАС России приходит к выводу об отсутствии нарушений в действиях ОАО «Фортум», выразившихся в неустановлении Заказчиком в документации о закупке сведений о начальной (максимальной) цене договора 

6. Комиссией Челябинского УФАС России при рассмотрении жалобы в порядке части 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции могут быть установлены иные нарушения в действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии.

В соответствии с пунктом 11 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе место и дата рассмотрения предложений участников закупки и подведения итогов закупки.

При рассмотрении дела, Комиссией Челябинского УФАС России установлено, что документация ОАО «Фортум» о закупке не содержит указанные выше сведения.

При таких обстоятельствах, Комиссия Челябинского УФАС России приходит к выводу о том, что ОАО «Фортум» не указав в документации о закупке  на право изготовления и поставки трех баков аккумуляторов подпитки тепловой сети для нужд Челябинской ГРЭС, место и дату рассмотрения предложений участников закупки и подведение итогов закупки, нарушило положения пункта 11 части 10 статьи 4 Закона о закупках.

Кроме того, Комиссия Челябинского УФАС России при рассмотрении дела установила, что содержание Положения о закупках ОАО «Фортум» не соответствует действующему законодательству в сфере закупок.

 Так в пункте 4.6.13 Положения о закупках ОАО «Фортум», указано, что в течение 3 (трех) рабочих дней после определения победителя Заказчиком на сайте Правительства РФ размещаются результаты проведения закупочных процедур, содержащие:

•                     предмет договора;

•                     способ закупки;

•                     наименование победителя.

В соответствии с пунктом 34 постановления Правительства РФ от 10.09.2012  № 908 «Об утверждении Положения о размещении на официальном сайте информации о закупке» протоколы, составленные в ходе закупки, должны содержать сведения об объеме, цене закупаемых товаров, работ, услуг, сроке исполнения контракта, а также иную информацию, предусмотренную Федеральным законом и положением о закупке, размещенном на официальном сайте.

Положения части 12 статьи 4 Закона о закупках регламентируют, что протоколы, составляемые в ходе закупки, размещаются заказчиком в единой информационной системе не позднее чем через три дня со дня подписания таких протоколов. Таким образом, ОАО «Фортум» обязано опубликовывать протоколы о результатах проведения закупки не течение 3 (трех) рабочих дней, как указано в Положении и закупках, а не позднее чем через три дня со дня подписания таких протоколов.

Более того, результаты проведения закупочных процедур,  размещаемые ОАО «Фортум» на сайте Правительства РФ должны содержать не только предмет договора, способ закупки и наименование победителя, но и сведения об объеме, цене закупаемых товаров, работ, услуг, сроке исполнения контракта.

В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе следующими принципами:

-    информационная открытость закупки;

- равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Таким образом, Комиссия Челябинского УФАС России приходит к выводу о том, что ОАО «Фортум» указав в пункте 4.6.13 Положения о закупках информацию, о том, что протоколы о результатах проведения закупки размещаются на сайте Правительства РФ в течение 3 (трех) рабочих дней допустило нарушение требований части 12 статьи 4 Закона о закупках. Кроме того, ОАО «Фортум» не указав в пункте 4.6.13 Положения о закупках информацию, о том, что результаты проведения закупочных процедур,  размещаемые ОАО «Фортум» на сайте Правительства РФ должны содержать также сведения об объеме, цене закупаемых товаров, работ, услуг, сроке исполнения контракта, допустило нарушение пунктов 1, 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.

На основании изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Порядком рассмотрения жалоб на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг, утвержденным Приказом ФАС России             № 17/13 от 18.01.2013, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1.                       Признать жалобу ЗАО «ТК 122 ЭМЗ» на действия (бездействие) ОАО «Фортум» обоснованной в части.

2.                       Признать действия ОАО «Фортум», выразившиеся в изменении даты окончания срока подачи заявок с 01.08.2014 на 21.07.2014, нарушением части 11 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

3.                       Признать действия ОАО «Фортум», выразившиеся в рассмотрении заявок и подведении итогов 8 августа 2014 года, а не 1 ноября 2014 года, как указано в извещении, нарушением части 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

4.                       Признать действия ОАО «Фортум», выразившиеся в размещении протокола о результатах проведения закупки 13.08.2014, а не 11.08.2014 нарушением части 12 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

5.                       Признать действия ОАО «Фортум», выразившиеся в отсутствии в протоколе о результатах проведения закупки сведений об объеме, цене закупаемых товаров, работ, услуг, сроке исполнения контракта нарушением части 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

6.                       Признать действия ОАО «Фортум», выразившиеся в отсутствии в документации о закупке сведений о месте и дате рассмотрения предложений участников закупки и подведение итогов закупки, нарушением пункта 11 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

7.                       Признать действия ОАО «Фортум», выразившиеся в закреплении в пункте 4.6.13 Положения о закупках информации, о том, что протоколы о результатах проведения закупки размещаются на сайте Правительства РФ в течение 3 (трех) рабочих дней нарушением части 12 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

8.                       Признать действия ОАО «Фортум», выразившиеся в не закреплении в пункте 4.6.13 Положения о закупках информации, о том, что результаты проведения закупочных процедур,  размещаемые ОАО «Фортум» на сайте Правительства РФ должны содержать сведения об объеме, цене закупаемых товаров, работ, услуг, сроке исполнения контракта нарушением пунктов 1, 2 части 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

9.                       Выдать ОАО «Фортум» предписание об аннулировании открытых конкурентных переговоров на право изготовления и поставки трех баков аккумуляторов подпитки тепловой сети для нужд Челябинской ГРЭС (извещение № 31401337950), а также об устранении нарушений порядка организации указанных открытых конкурентных переговоров, и о приведении  Положения о закупках товаров, работ, услуг для нужд ОАО «Фортум» и ОАО «УТСК» в соответствие с требованиями Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и требованиями постановления Правительства РФ от 10.09.2012  № 908 «Об утверждении Положения о размещении на официальном сайте информации о закупке».

 

Председатель Комиссии                                                                         

Е.Г. Семенова

Члены Комиссии                                                                                    

Д.А. Дозморова

А.О. Фаустова

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 29

  по делу № 48-03-18.1/2014

 

26 августа 2014 года                                                          

г. Челябинск, пр. Ленина, 59 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия Челябинского УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры проведения торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров в составе:

 

Председатель Комиссии:

Члены Комиссии:

 

Семёнова Елена Григорьевна - заместитель руководителя Челябинского УФАС России;

Дозморова Динара Александровна  - начальник отдела контроля естественных монополий, ЖКХ и транспорта Челябинского УФАС России;

 

Фаустова Анастасия Олеговна - специалист - эксперт отдела контроля естественных монополий, ЖКХ и транспорта Челябинского УФАС России,

руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006  № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), на основании своего решения от 26.08.2014 № 48-03-18.1/2013 по жалобе ЗАО «ТК 122 ЭМЗ» на действия (бездействие) ОАО «Фортум» при проведении открытых конкурентных переговоров на право изготовления и поставки трех баков аккумуляторов подпитки тепловой сети для нужд Челябинской ГРЭС (извещение № 31401337950),

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. ОАО «Фортум» с момента получения настоящего предписания прекратить нарушение порядка открытых конкурентных переговоров на право изготовления и поставки трех баков аккумуляторов подпитки тепловой сети для нужд Челябинской ГРЭС, выразившееся в:

1.1. Изменении даты окончания срока подачи заявок с 01.08.2014 на 21.07.2014;

1.2.  Рассмотрении заявок и подведении итогов 8 августа 2014 года, а не 1 ноября 2014 года, как указано в извещении о закупке;

1.3.  Размещении протокола о результатах проведения закупки 13.08.2014, а не 11.08.2014;

1.4.  Отсутствие в протоколе о результатах проведения закупки сведений об объеме, цене закупаемых товаров, работ, услуг, сроке исполнения контракта;

1.5. Отсутствие в документации о закупке сведений о месте и дате рассмотрения предложений участников закупки и подведение итогов закупки.

2. ОАО «Фортум» в срок до 8 сентября 2014 года аннулировать  открытые конкурентные переговоры на право изготовления и поставки трех баков аккумуляторов подпитки тепловой сети для нужд Челябинской ГРЭС (извещение № 31401337950).

3. ОАО «Фортум» в течение 10 дней с момента получения настоящего предписания привести пункт 4.6.13  Положения о закупке товаров, работ, услуг в соответствие с требованиями Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и требованиями постановления Правительства РФ от 10.09.2012  № 908 «Об утверждении Положения о размещении на официальном сайте информации о закупке».

3. ОАО «Фортум»  в срок до 30 сентября 2014 года  в качестве доказательства исполнения настоящего предписания представить в Челябинское УФАС России доказательства исполнения пунктов 1, 2, 3 предписания, а именно надлежащим образом заверенную копию решения об аннулировании указанных открытых конкурентных переговоров, а также скриншоты с официального сайта, подтверждающие размещение решения об аннулировании открытого конкурса, а также доказательства внесения изменений в пункт 4.6.13 Положения о закупках товаров, работ, услуг для нужд ОАО «Фортум» и ОАО «УТСК».

4. В случае проведения закупки на право изготовления и поставки трех баков аккумуляторов подпитки тепловой сети для нужд Челябинской ГРЭС, ОАО «Фортум» в течение 2 дней после опубликования извещения о проведении закупки, представить в Челябинское УФАС России копии: извещения о проведении закупки, утвержденной документации со всеми приложениями, доказательства размещения извещения о проведении закупки на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (www.zakupki.gov.ru).

 

Председатель Комиссии                                                                            

Е.Г. Семёнова

Члены Комиссии                                                                                      

Д.А. Дозморова

А.О. Фаустова

 

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.       

Связанные организации

Связанные организации не указаны