Решение б/н Решение и предписание по делу № 48-07/14 в отношении Админис... от 18 сентября 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Резолютивная часть решения оглашена «03» сентября 2014 г.

В полном объеме решение изготовлено «17» сентября 2014 г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Челябинское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

Председатель

Комиссии:

Сапрыкина Н.В.

-

заместитель руководителя Челябинского УФАС России;

Члены Комиссии:

Заводская М.А.

-

главный специалист-эксперт отдела контроля торгов и органов власти Челябинского УФАС России;

 

Пазуха З.В.

-

ведущий специалист-эксперт отдела контроля торгов и органов власти Челябинского УФАС России,

рассмотрев дело № 48-07/14 по признакам нарушения Администрацией Златоустовского городского округа (ул. Таганайская, 1, г. Златоуст, Челябинская обл.; далее - Администрация) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

Челябинским УФАС России рассматривались действия органов местного самоуправления муниципальных образований Челябинской области при принятии правовых актов, регламентирующих порядок предоставления муниципальной услуги по выдаче градостроительных планов земельных участков (далее – градплан), на предмет соблюдения требований антимонопольного законодательства.

В действиях Администрации при утверждении Постановлением от 26 января 2011 № 18-п отдельных положений административного регламента предоставления муниципальной услуги по выдаче градостроительных планов земельных участков под строительство и реконструкцию объектов капитального строительства на территории Златоустовского городского округа (далее – Регламент) были установлены признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Администрацией письмом от 02.09.2014 исх. № 7665 представлены документы и на заседании Комиссии даны пояснения о том, что в настоящее время подготовлен проект о внесении соответствующих изменений в Постановление Администрации от 26 января 2011 № 18-п.

Изучив материалы дела, заслушав доводы и объяснения лиц, участвующих в деле, Комиссия пришла к следующим выводам.

Отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия, регулируются Федеральным законом от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее - Закон № 210-ФЗ).

Согласно пункту 1 части 1 статьи 6 Закона № 210-ФЗ органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны предоставлять муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами. Административный регламент представляет собой нормативный правовой акт, устанавливающий порядок предоставления государственной или муниципальной услуги и стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги (пункт 4 статьи 2 Закона № 210-ФЗ).

Согласно пункту 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции законодательно установленным признаком ограничения конкуренции является установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов запрещается принимать акты и осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в том числе запрещается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам.

1. В соответствии с абзацем 3 пункта 13 Регламента для получения градплана земельного участка под строительство и реконструкцию объектов капитального строительства заявитель должен предоставить специалисту, ответственному за предоставления услуги, подлинники (для предъявления) и копии (для приобщения к делу) следующих документов:

1) кадастрового плана земельного участка (с координатами в городской системе координат);

2) выписки из технических паспортов на объекты капитального строительства, расположенные на земельном участке и подлежащие реконструкции, содержащие сведения об инвентаризационных (кадастровых) номерах таких объектов, дате их постановки на государственный технических учет и техническую инвентаризацию, дату подготовки технических паспортов объектов капитального строительства и наименование организации, их подготовившей;

3) документов, подтверждающих право пользования земельным участком;

4) документов, подтверждающих право пользования объектами капитального строительства, подлежащими реконструкции;

5) паспорта либо иного документа, удостоверяющего личность (для физических лиц) или свидетельство о государственной регистрации юридического лица (для юридических лиц);

6) материалов действующей топографической съемки на территорию земельного участка в М 1:500 при площади участка до 1 га, в М 1:2000 при площади участка до 10 га, в М 1:5000 при площади участка более 10 га;

7) технических условий подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения (технические условия, выданные заинтересованными организациями)

8) титульного листа землеустроительного дела (или межевого план) и плана границ земельного участка, координаты точек границ земельного участка.

9) доверенности, подтверждающей полномочия лица, предоставившего документы (в случае подачи документов доверенным лицом).

В соответствии с пунктами 10 и 11 Регламента несоответствие комплектности представленных документов, необходимых для подготовки градплана является основанием для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги, и основанием отказа в предоставлении муниципальной услуги.

Градостроительный кодекс Российской Федерации (далее – ГрК РФ) устанавливает, что подготовка градпланов осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) земельным участкам в составе проекта межевания территории или в виде отдельного документа (части 1 и 2 статьи 44); в случае, если физическое или юридическое лицо обращается в орган местного самоуправления с заявлением о выдаче ему градостроительного плана земельного участка, проведение процедур, предусмотренных частями 1 - 16 данной статьи, не требуется. Орган местного самоуправления в течение тридцати дней со дня поступления указанного обращения осуществляет подготовку градплана и утверждает его. Орган местного самоуправления предоставляет заявителю градплан земельного участка без взимания платы (часть 17 статьи 46).

Из содержания приведенных норм следует, что для получения градплана заявителю достаточно направить в орган местного самоуправления соответствующее обращение. При этом органу местного самоуправления для подготовки и выдачи градплана не предоставлены полномочия требовать от заявителя предоставления наряду с обращением каких-либо иных документов и информации, за исключением тех, которые связаны с возможностью идентификации обратившегося лица.

Пунктом 1 части 1 статьи 7 Закона № 210-ФЗ также запрещено требовать от заявителя представления документов и информации, представление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг.

В нарушение названных норм абзац 3 пункта 13 Регламента содержит требования о предоставлении заявителем документов, предоставление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением муниципальной услуги.

Таким образом, действия Администрации по установлению в пунктах 1, 2, 3, 4, 5 (за исключением требования о предоставлении паспорта либо иного документа, удостоверяющего личность), 6, 7, 8 абзаца 3 пункта 13 Регламента требований о предоставлении хозяйствующими субъектами документов, предоставление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением муниципальной услуги, приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции ввиду необоснованного препятствования осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к ним, что может привести к необходимости несения дополнительных временных и возможно финансовых затрат при подготовке истребуемых документов, а также к незаконному отказу в получении муниципальной услуги в случае их непредставления, что противоречит части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, в том числе пункту 2 названной нормы.

2. В соответствии с пунктами 7 и 8 статьи 14 Закона № 210-ФЗ стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги предусматривает исчерпывающий перечень оснований для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной или муниципальной услуги, а также исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении государственной или муниципальной услуги.

Пунктом 10 Регламента предусмотрен следующий перечень оснований для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги:

- если текст заявления не поддается прочтению;

- если документы поданы ненадлежащим лицом;

- если документы имеет серьезные повреждения, наличие которых не позволяет однозначно истолковать их содержание;

- если в тексте заявления обжалуется судебное решение;

- если в тексте заявления содержится вопрос, на который заявителю многократно давались ответы по существу в связи с ранее направляемыми обращениями, и при этом в заявлении не приводятся новые доводы и обстоятельства;

- если ответ по существу поставленного в заявлении вопроса не может быть дан без разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну;

- несоответствие вида разрешенного использования земельного участка градостроительному регламенту, предусмотренному Правилами землепользования и застройки города Златоуст;

- ввиду отказа заявителя представить для обозрения подлинные документы при отсутствии заверенных надлежащим образом копий;

- нарушение требований законодательства Российской Федерации об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации, их охране и использовании;

- нарушение требований к нормативным расстояниям (противопожарных и санитарных) при размещении объектов капитального строительства на земельном участке;

- отсутствие согласия собственников объектов капитального строительства (в случае оформления градостроительного плана на реконструкцию объектов капитального строительства);

- если в заявлении не указаны следующие сведения:

1) данные о заявителе - полное наименование физического или юридического лица (Фамилия, имя, отчество), его юридический (для юридических лиц) и почтовый адрес, ИНН (для юридических лиц);

2) наименование объекта строительства;

3) адрес объекта строительства

- если к заявлению не приложены следующие документы:

1) кадастровый план земельного участка (с координатами в городской системе координат);

2) выписки из технических паспортов на объекты капитального строительства, расположенные на земельном участке и подлежащие реконструкции, содержащие сведения об инвентаризационных (кадастровых) номерах таких объектов, дате их постановки на государственный технический учёт и техническую инвентаризацию, дату подготовки технических паспортов объектов капитального строительства и наименование организации, их подготовившей;

3) документы, подтверждающие право пользования земельным участком;

4) документы, подтверждающие право пользования объектами капитального строительства, подлежащими реконструкции;

5) паспорт либо иной документ, удостоверяющий личность (для физических лиц) или свидетельство о государственной регистрации юридического лица (для индивидуального предпринимателя);

6) материалы действующей топографической съемки на территорию земельного участка в М 1:500 при площади участка до 1 га, в М 1:2000 при площади участка до 10 га, в М 1:5000 при площади участка более 10 га;

7) технические условия подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения (технические условия, выданные заинтересованными организациями);

8) титульный лист землеустроительного дела (или межевого план) и плана границ земельного участка, координаты точек границ земельного участка;

9) доверенность, подтверждающая полномочия лица, предоставившего документы (в случае подачи документов доверенным лицом).

  1. Пунктом 11 Регламента предусмотрен следующий перечень оснований отказа в предоставлении муниципальной услуги:

1) несоответствие комплектности представленных документов, необходимых для подготовки градостроительного плана земельного участка;

2) несоответствие вида разрешенного использования земельного участка градостроительному регламенту, предусмотренному Правилами землепользования и застройки города Златоуст;

3) ввиду отказа заявителя представить для обозрения подлинные документы при отсутствии заверенных надлежащим образом копий;

4) нарушение требований законодательства Российской Федерации об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации, их охране и использовании;

5) нарушение требований к нормативным расстояниям (противопожарных и санитарных) при размещении объектов капитального строительства на земельном участке;

6) отсутствие согласия собственников объектов капитального строительства (в случае оформления градостроительного плана на реконструкцию объектов капитального строительства).

В соответствии с подабзацем 2 абзаца 1 пункта 10 Регламента в предоставлении муниципальной услуги может быть отказано, если документы поданы ненадлежащим лицом.

Из содержания названного положения следует, что лицу, которое, по мнению органа местного самоуправления, не имеет права на подачу заявления о выдаче градплана, будет отказано в предоставлении муниципальной услуги вне зависимости от наличия либо отсутствия доверенности на осуществление действий от имени заявителя.

Тогда как из содержания части 17 статьи 46 ГрК РФ следует, что с заявлением о выдаче градплана может обратиться как застройщик (лицо, обладающее земельным участком, предназначенным для строительства, на праве собственности или аренды, ином вещном праве), так и любое другое лицо.

Более того, основания для отказа в выдаче градплана ГрК РФ не предусмотрены, в связи с этим у органов местного самоуправления отсутствуют основания для отказа в выдаче градплана.

Таким образом, действия Администрации по установлению в подабзацах 2 (за исключением отказа в случае отсутствия доверенности), 4, 7, 8 (за исключением документов, которые связаны с возможностью идентификации обратившегося лица), 9, 10, 11, 13 (за исключением паспорта либо иного документа, удостоверяющего личность и доверенности) абзаца 1 пункта 10, пунктах 1, 2, 3, 4, 5, 6 абзаца 2 пункта 11 Регламента оснований для отказа в получении муниципальной услуги, которые не предусмотрены нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением муниципальной услуги, приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции ввиду необоснованного препятствования осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами в случае незаконного отказа в получении муниципальной услуги, что противоречит части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, в том числе пункту 2 названной нормы.

Незаконный отказ в выдаче градплана приведет к отсутствию у хозяйствующего субъекта возможности разработать проектную документацию, получить разрешение на строительство и разрешения на ввод объекта в эксплуатацию (часть 11 статьи 48, пункт 2 части 7 статьи 51, пункт 2 части 3 статьи 55 ГрК РФ), что в свою очередь создает не предусмотренные действующим законодательством препятствия в осуществлении предпринимательской деятельности хозяйствующего субъекта и может привести к ограничению или устранению конкуренции на соответствующем товарном рынке.

Состав правонарушения, при неисполнении запрета, предусмотренного статьей 15 Закона о защите конкуренции, является формальным, то есть установление вышеуказанных необоснованных требований к хозяйствующим субъектам не требует наступления конкретных последствий в виде ограничения конкуренции.

Сам факт наличия в Регламенте норм, предусматривающих возможность отказа в предоставлении муниципальной услуги в том числе ввиду непредоставления истребуемых документов, дает Администрации право отказать в выдаче градплана, препятствуя тем самым осуществлению деятельности хозяйствующим субъектом, что приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Так, по результатам рассмотрения заявления гр. <…> (вх. № 764/2 от 21.04.2014) о выдаче градплана в целях строительства торгово-офисного комплекса Администрацией отказано в предоставлении муниципальной услуги по причине несоответствия комплектности представленных заявителем документов (письмо от 14.05.2014 исх. № 284).

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать нарушением части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, в том числе пункта 2 указанной нормы, действия Администрации по установлению:

- в пунктах 1, 2, 3, 4, 5 (за исключением требования о предоставлении паспорта либо иного документа, удостоверяющего личность), 6, 7, 8 абзаца 3 пункта 13 Регламента требований о предоставлении хозяйствующими субъектами документов, предоставление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением муниципальной услуги;

- в подабзацах 2 (за исключением отказа в случае отсутствия доверенности), 4, 7, 8 (за исключением документов, которые связаны с возможностью идентификации обратившегося лица), 9, 10, 11, 13 (за исключением паспорта либо иного документа, удостоверяющего личность и доверенности) абзаца 1 пункта 10, пунктах 1, 2, 3, 4, 5, 6 абзаца 2 пункта 11 Регламента оснований для отказа в получении муниципальной услуги, которые не предусмотрены нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением муниципальной услуги.

2. Выдать Администрации предписание об изменении акта, нарушающего антимонопольное законодательство, путем приведения Регламента в соответствие с действующим законодательством.

3. Передать соответствующему должностному лицу Челябинского УФАС России материалы настоящего дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по выявленным признакам административных правонарушений.

4. Иные меры по устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства, а также по обеспечению конкуренции не принимать ввиду отсутствия оснований для их принятия.

 

Председатель Комиссии

Н.В. Сапрыкина

Члены Комиссии

М.А. Заводская

З.В. Пазуха

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или в арбитражный суд.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ

по делу № 48-07/14 о нарушении антимонопольного законодательства

 

17 сентября 2014 года                                                                                      

г. Челябинск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы России по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:

Председатель

Комиссии:

Сапрыкина Н.В.

-

заместитель руководителя Челябинского УФАС России;

Члены Комиссии:

Заводская М.А.

-

главный специалист-эксперт отдела контроля торгов и органов власти Челябинского УФАС России;

 

Пазуха З.В.

-

ведущий специалист-эксперт отдела контроля торгов и органов власти Челябинского УФАС России,

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции), на основании своего решения от 17 сентября 2014 года по делу № 48-07/14 о нарушении Администрацией Златоустовского городского округа (ул. Таганайская, 1, г. Златоуст, Челябинская обл.; далее - Администрация) части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, в том числе пункта 2 указанной нормы,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. Администрации в срок до 17.10.2014 прекратить нарушение части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, в том числе пункта 2 указанной нормы, выразившееся в установлении в пунктах 1, 2, 3, 4, 5 (за исключением требования о предоставлении паспорта либо иного документа, удостоверяющего личность), 6, 7, 8 абзаца 3 пункта 13 административного регламента предоставления муниципальной услуги по выдаче градостроительных планов земельных участков под строительство и реконструкцию объектов капитального строительства на территории Златоустовского городского округа, утвержденного  Постановлением от 26 января 2011 № 18-п (далее – Регламент), требований о предоставлении хозяйствующими субъектами документов, предоставление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением муниципальной услуги, а также в установлении в подабзацах 2 (за исключением отказа в случае отсутствия доверенности), 4, 7, 8 (за исключением документов, которые связаны с возможностью идентификации обратившегося лица), 9, 10, 11, 13 (за исключением паспорта либо иного документа, удостоверяющего личность и доверенности) абзаца 1 пункта 10, пунктах 1, 2, 3, 4, 5, 6 абзаца 2 пункта 11 Регламента оснований для отказа в получении муниципальной услуги, установление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением муниципальной услуги, а именно привести Регламент в соответствие с действующим законодательством, в том числе привести в соответствие с действующим законодательством подабзацы 2 (за исключением отказа в случае отсутствия доверенности), 8 (за исключением документов, которые связаны с возможностью идентификации обратившегося лица), 13 (за исключением паспорта либо иного документа, удостоверяющего личность и доверенности) абзаца 1 пункта 10, пункт 5 (за исключением требования о предоставлении паспорта либо иного документа, удостоверяющего личность) абзаца 3 пункта 13 Регламента и исключить подабзацы 4, 7, 9, 10, 11 абзаца 1 пункта 10, пункты 1, 2, 3, 4, 5, 6 абзаца 2 пункта 11, пункты 1, 2, 3, 4 абзаца 3 пункта 13  Регламента.

2. Администрации в срок до 24.10.2014 направить в Челябинское УФАС России доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания (например, надлежаще заверенные копии принятого с учетом настоящего предписания акта, а также документов, свидетельствующих об опубликовании такого акта).

Пакет документов, представленный в доказательство исполнения предписания, должен быть заверен печатью организации и подписью должностного лица, прошит  и пронумерован, представлен с сопроводительным письмом и  описью документов.

 

Председатель Комиссии                                                                           

Н.В. Сапрыкина

Члены Комиссии                                                                                      

М.А. Заводская

З.В. Пазуха  

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2.6. статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

Связанные организации

Связанные организации не указаны