Решение (комиссия) №ВЛ/2462/23 решение по делу № РНП-74-110/2023 от 1 марта 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

6

 

решение по делу № РНП-74-110/2023

 

Федеральное казенное учреждение «Центр хозяйственного и сервисного обеспечения Главного управления МВД России по Челябинской области»

454090, г. Челябинск,

ул. 3 Интернационала, 118А

 

Индивидуальному предпринимателю «<…>»

 

ООО «РТС-тендер»

121151, г. Москва,

набережная Тараса Шевченко, д. 23А,

25 этаж, помещение 1

 

 

РЕШЕНИЕ № 074/10/104-441/2023

(№ РНП-74-110/2023)

об отказе во включении сведений в Реестр недобросовестных

поставщиков (подрядчиков, исполнителей)

г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Резолютивная часть решения оглашена 28 февраля 2023 года

В полном объеме решение изготовлено 01 марта 2023 года

 

Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Комиссия), в составе:

Председателя Комиссии:

Ливончик В.А.

-

заместителя руководителя управления – начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России;

Членов Комиссии:

Фадеевой Н.В.

-

ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,

 

Черенковой Е.Б.

-

главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,

рассмотрев обращение Федерального казенного учреждения «Центр хозяйственного и сервисного обеспечения Главного управления МВД России по Челябинской области» (далее – ФКУ «ЦХиСО ГУ МВД России по Челябинской области», заказчик) о включении сведений об Индивидуальном предпринимателе «<…>» (далее – ИП «<…>», участник закупки, победитель электронного аукциона, поставщик) в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта и расторжением государственного контракта № 172 на поставку бумаги для государственных нужд от 22.03.2021, заключенного по результатам проведения электронного аукциона на поставку бумаги для государственных нужд (извещение № 0869100000421000003) (далее – аукцион, закупка), в присутствии посредством видеоконференцсвязи:

- ИП «<…>»., слушателя «<…>» (до объявления перерыва);

в отсутствие представителя ФКУ «ЦХиСО ГУ МВД России по Челябинской области», ходатайство о рассмотрении сведений в отсутствие представителей заказчика от 21.02.2023 № 31/1712.

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Челябинское УФАС России 17.02.2023 поступило обращение ФКУ «ЦХиСО ГУ МВД России по Челябинской области» о включении в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) ИП «<…>» в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта и расторжением государственного контракта № 172 на поставку бумаги для государственных нужд от 22.03.2021, заключенного по результатам проведения электронного аукциона на поставку бумаги для государственных нужд (извещение № 0869100000421000003) в порядке, определенном статьей 104 Закона о контрактной системе.

Определением от 27.02.2023 в заседании Комиссии объявлен перерыв до 28.02.2023.

Согласно материалам дела ФКУ «ЦХиСО ГУ МВД России по Челябинской области» объявлен аукцион путем размещения уполномоченным органом на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее – ЕИС) 24.02.2021 в 14:35 извещения о проведении закупки.

Начальная (максимальная) цена контракта – 1 744 000,00 рублей.

Протокол № 0869100000421000003/1 заседания комиссии по рассмотрению первых частей поступивших заявок на участие в аукционе в электронной форме «Поставка бумаги для государственных нужд» от 04.03.2021.

Протокол проведения электронного аукциона от 09.03.2021.

Снижение начальной (максимальной) цены контракта составило 3,33%.

Протокол № 0869100000421000003/3 заседания комиссии по рассмотрению вторых частей поступивших заявок на участие в аукционе в электронной форме «Поставка бумаги для государственных нужд» от 09.03.2021.

Государственный контракт № 172 на поставку бумаги для государственных нужд заключен 22.03.2021.

Из обращения ФКУ «ЦХиСО ГУ МВД России по Челябинской области» следует, что поставщиком товар поставлен частично, с нарушением установленных контрактом сроков. Данное обстоятельство явилось причиной принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Согласно пояснениям индивидуального предпринимателя осуществлена частичная поставка товара, за которую заказчиком произведена оплата, оставшаяся часть товара импортного производства (Австрия) не могла быть поставлена по причине отсутствия возможности его приобретения в Российской Федерации.

 

Изучив представленные документы, руководствуясь статьями 99, 104 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.

 

В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.

Частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.

Согласно пункта 2 статьи 450 ГК РФ по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только: 1) при существенном нарушении договора другой стороной; 2) в иных случаях, предусмотренных ГК РФ, другими законами или договором.

Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.

Пунктом 2 статьи 450.1 ГК РФ предусмотрено, что в случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.

Согласно пункту 1 статьи 523 ГК РФ односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон (абзац четвертый пункта 2 статьи 450 ГК РФ).

В соответствии с пунктом 2 статьи 523 ГК РФ нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным в случаях: поставки товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок; неоднократного нарушения сроков поставки товаров.

Частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:

1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;

2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с пунктом 2 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);

3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта (часть 13 статьи 95 Закона о контрактной системе).

Согласно пункту 11 части 2 статьи 103 Закона о контрактной системе в реестр контрактов включается информация о расторжении контракта с указанием оснований его расторжения.

Частью 3 статьи 103 Закона о контрактной системе определено, что информация, указанная в пунктах 10, 11 и 13 части 2 статьи 103 Закона о контрактной системе, направляется в порядке, установленном в соответствии с частью 6 статьи 103 Закона о контрактной системе, в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по казначейскому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в течение пяти рабочих дней с даты соответственно исполнения контракта (отдельного этапа исполнения контракта), расторжения контракта. При этом, что если в соответствии с Законом о контрактной системе решение об одностороннем отказе от исполнения контракта подписано с использованием единой информационной системы, такой документ, а также информация, содержащаяся в нем и подлежащая включению в реестр контрактов, направляется с использованием единой информационной системы для включения в реестр контрактов в порядке, установленном в соответствии с частью 6 статьи 103 Закона о контрактной системе, не позднее трех рабочих дней со дня, следующего за днем подписания решения.

Между ФКУ «ЦХиСО ГУ МВД России по Челябинской области» и ИП Катипунго О.А. 22.03.2021 заключен контракт № 172 на поставку бумаги для государственных нужд (далее - контракт).

Согласно пункту 1.1 контракта поставщик обязуется поставить бумагу для государственных нужд (далее - Товар), а государственный заказчик обязуется принять и оплатить товар в порядке и на условиях, предусмотренных государственным контрактом.

В соответствии с пунктом 1.2 контракта наименование, количество и иные характеристики поставляемого товара указаны в спецификации (приложение № 1 к государственному контракту), являющейся неотъемлемой частью государственного контракта.

Цена государственного контракта составляет 1 686 000 (один миллион шестьсот восемьдесят шесть тысяч) рублей 00 копеек, в том числе НДС 20% 281 000 рублей 00 копеек (пункт 2.1 контракта).

Порядок, сроки и условия поставки и приемки товара установлены разделом III контракта.

Так, в силу пункта 3.1 контракта поставщик самостоятельно доставляет товар государственному заказчику по адресу, г. Челябинск, пер. Краснокамский, д.2, с выгрузкой товара в складское помещение государственного заказчика. Срок поставки: с 20 декабря 2022г. по 25 декабря 2022 года.

Установленной пунктом 4.1.1 контракта обязанностью поставщика является поставка товара в порядке, количестве, в срок и на условиях, предусмотренных государственным контрактом и спецификацией (Приложение №1 к государственному контракту).

Расторжение Государственного контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда или в связи с односторонним отказом стороны от исполнения государственного контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации в порядке, предусмотренном частями 9 - 23 статьи 95 Закона о контрактной системе (пункт 11.2 контракта).

В соответствии со спецификацией на поставку бумаги для государственных нужд (Приложение №1 к государственному контракту – техническое задание) к поставке требуется бумага для офисной техники белая в следующем количестве и страной происхождения товара: маркой бумаги: А, формата А4 (Россия) – 4440 пачек; формата А3, массой бумаги пл.1 м2: 85,0 (Россия) – 200 пачек; формата А3, массой бумаги пл.1 м2: 160.0 (Австрия) – 100 пачек; формата А3, массой бумаги пл.1 м2: 210.0 (Австрия) – 100 пачек.

Как следует из представленных заказчиком, индивидуальным предпринимателем в материалы дела информации и документов поставка товара осуществлена поставщиком 26.12.2022 по позиции 1 спецификации в количестве 2440 пачек; 28.12.2022 по позиции 1 спецификации в количестве 2000 пачек.

Товарная накладная подписана заказчиком 10.01.2023. Платежным поручением № 643174 от 23.01.2023 поставленная бумага оплачена ФКУ «ЦХиСО ГУ МВД России по Челябинской области» в размере 1 373 548, 00 рублей.

В материалах дела представлена переписка между заказчиком и индивидуальным предпринимателем по вопросам, касающимся исполнения контракта.

В мае (вх. № 2527 от 30.05.2022) заказчику поступило письмо ИП Катипунго О.А., информирующее о прекращении деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, в котором также содержится предложение о расторжении контракта по соглашению сторон.

Письмом от 08.06.2022 № 31/2018 ФКУ «ЦХиСО ГУ МВД России по Челябинской области» ответило индивидуальному предпринимателю о необходимости представления в адрес заказчика «документов, подтверждающих сведения о начале процедуры прекращения (ликвидации) деятельности» ИП «<…>»

Необходимо отметить, что ИП «<…>» в 2013 (договор № 243-к от 23.10.2013) заключен договор с ИП «<…>» на поставку товара на основании заявки.

В свою очередь, между ИП «<…>» и ООО «КОМУС» 04.12.2017 заключен договор купли-продажи № СР/24р/1/565 (кредитная линия); между ИП «<…>» и ЗАО «ФинСиб» 31.10.2017 заключен договор купли-продажи № 1027-Уфа; между ИП Кривко О.Н. и ЗАО «ФАРМ» 21.12.2016 заключен договор поставки № 57.

Письмами от «Монди Сейлз СНГ» от 22.06.2022, ООО «КОМУС», ООО «Самсон-Башкирия» поставщики сообщили, что импорт продукции становится все более затруднительным, в связи с санкциями невозможно поставить товар производства Австрия, и другой импортной продукции.

Повторно информация о процедуре прекращения (ликвидации) деятельности индивидуального предпринимателя запрошена ФКУ «ЦХиСО ГУ МВД России по Челябинской области» в письме от 26.08.2022 № 31/3167.

Заказчиком поставщику направлены две претензии (от 11.01.2023 № 31/26; от 25.01.2023 № 31/72), в которых ФКУ «ЦХиСО ГУ МВД России по Челябинской области», сославшись на условия контракта и частичную поставку товара, указало на штрафные санкции за ненадлежащее исполнения обязательств, попросило принять меры к надлежащему исполнению условий контракта в течение 5 дней.

Решение заказчика № 31/347 от 06.02.2023 об одностороннем отказе от исполнения контракта от 22 марта 2021 года № 172 принято ФКУ «ЦХиСО ГУ МВД России по Челябинской области», а также сформировано с использованием единой информационной системы 06.02.2023.

Согласно сведениям, размещенным в ЕИС, датой надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта является 06.02.2023. Контракт расторгнут 17.02.2023, информация о расторжении контракта размещена заказчиком 17.02.2023.

Таким образом, ФКУ «ЦХ и СО ГУ МВД России по Челябинской области» соблюден порядок расторжения контракта в связи с односторонним отказом от исполнения обязательств, предусмотренный Законом о контрактной системе.

В уведомлении от 06.02.2023 № 31/335 «о ненадлежащем исполнении государственного контракта» заказчик начислил поставщику штраф и пени за ненадлежащее исполнение обязательств по контракту.

Важно, что основанием для включения сведений в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе является совершение исполнителем (стороной по контракту) действий, свидетельствующих о его недобросовестном поведения, совершение им действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе и гражданского законодательства, нарушающих права заказчика относительно условий и срока исполнения контракта, нарушению обеспечения публичных интересов в правоотношениях, регулируемых законодательством о контрактной системе.

С учетом характера правовых последствий включения индивидуального предпринимателя в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) - юридической ответственности в виде невозможности в течение двух лет участвовать в закупках товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установлению подлежит субъективная сторона действий подрядчика, предполагающая наличие вины (умысла, неосторожности).

Правовая конструкция части 8 статьи 95 Закона о контрактной системе предполагает право сторон принять решения об одностороннем отказе от исполнения контракта только в соответствии с гражданским законодательством и договором.

А в соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.

Челябинское УФАС России обращает внимание, что согласно положениям гражданского законодательства Российской Федерации, предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

С учетом изложенного, предпринимательские риски, в силу действующего законодательства несет хозяйствующий субъект, принявший решение об участии в закупке.

Так, принимая решение об участии в процедуре закупки для муниципальных нужд, к тому же в совместной процедуре, и подавая соответствующую заявку, индивидуальный предприниматель несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведших к невозможности исполнения контракта им как лицом, признанным победителем закупки (исполнителем).

Действуя в рамках заключения и исполнения контракта, участник закупки должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию бюджетных средств на общественные экономически-значимые цели, что требует от него большей степени ответственности при исполнении своих обязанностей, вытекающих из конкретного контракта.

Антимонопольный орган обращает внимание, что, подавая заявку, участник закупки выразил согласие на оказание услуг на условиях, предусмотренных документацией об аукционе.

ИП «<…>» нарушены условия контракта государственного контракта № 172 на поставку бумаги для государственных нужд от 22.03.2021, товар в соответствии с принятыми на себя поставщиком обязательствами в соответствии с условиями контракта поставлен не в полном объеме.

Действия ИП «<…>» явились причиной нарушения публичных интересов, поскольку потребность федерального казенного учреждения в бумаге, согласно условиям заключенного контракта, не удовлетворена.

При привлечении лица к публично-правовой ответственности государственным органом должна быть установлена вина этого лица в нарушении закона.

Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 №13-П, от 21.11.2002 № 15-П).

Как следует из документов, представленных на заседание Комиссии, поставщик ИП «<…>»осуществлял действия, направленные на исполнение контракта (осуществил частичную поставку товара). Кроме того, взаимодействие индивидуального предпринимателя с заказчиком, выраженное в переписке, частичной поставке и оплате заказчиком товара, не свидетельствует о недобросовестности действий поставщика, а указывает на осуществление ИП «<…>» попыток исполнить контракт.

Указанные обстоятельства не позволяют включить участника закупки в реестр недобросовестных поставщиков.

 

На основании изложенного, Комиссия, руководствуясь пунктом 5 части 15 статьи 99, статьей 104 Закона о контрактной системе и Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 № 1078 «О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации»,


 

РЕШИЛА:

 

Сведения, представленные ФКУ «ЦХиСО ГУ МВД России по Челябинской области» об ИП «<…>» (ИНН «<…>»), в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.

 

 

Председатель комиссии

 

 

 

 

 

В.А. Ливончик

Члены комиссии:

 

 

 

 

 

 

 

 

Н.В. Фадеева

 

 

 

 

 

 

 

Е.Б. Черенкова

 

 

 

 

2023-2822

 

 

Связанные организации

ФКУ "ЦХ и СО ГУ МВД России по Челябинской области"
ИНН 7453244946, ОГРН 1127453007747
ИП Катипунго Оксана Александровна
ИНН 561605887857, ОГРН 313565817500260
ООО «РТС-тендер»
ИНН 7710357167, ОГРН 1027739521666