Письмо №ВЛ/517/22 решение от 21 января 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

8

 

решение

 

Индивидуальному предпринимателю <...>

454060, г. Челябинск, ул. Генерала Мартынова, д. 6, кв. 153
soccer1981@inbox.ru

 

Правительство Челябинской области

454089, Челябинская обл, г. Челябинск, ул. Цвиллинга, 27
gubernator@gov74.ru

 

ГКУ «Центр организации закупок Челябинской области»

454084, г. Челябинск, ул. Калинина,

д. 21
zakup@zakup74.ru

 

АО «ТЭК-Торг»

19021, г. Москва, ул. Тимура Фрунзе,

д. 24
help@tektorg.ru

 

Р Е Ш Е Н И Е № 074/06/105-62/2022 (№ 15-ж/2022)

 

г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Резолютивная часть решения оглашена 18 января 2022 года

В полном объеме решение изготовлено 21 января 2022 года

 

Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:

Председателя Комиссии:

<...>

-

заместителя руководителя управления - начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России;

Членов Комиссии:

<....

-

заместителя начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России;

 

<...>

-

главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,

руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), рассмотрев жалобу Индивидуального предпринимателя <...> на действия заказчика при проведении электронного аукциона на услуги по производству и распространению информационных материалов о деятельности Губернатора Челябинской области, Правительства Челябинской области, органов исполнительной власти Челябинской области и социально значимых проектах, влияющих на общественные, социальные, экономические процессы через региональные полосы федеральной печатной газеты с дублированием информационных материалов на её сайте в сети Интернет (извещение № 0869200000221004726), в присутствии:

- представителей Правительства Челябинской области (далее – заказчик) <...>, действующих на основании доверенностей от 18.01.2022 № 01/158, от 18.01.2022 № 01/160, от 18.01.2022 № 01/159;

- представителей ГКУ «Центр организации закупок Челябинской области» (далее – уполномоченное учреждение) <...>, действующих на основании доверенностей от 08.04.2021 № 07, от 08.04.2021 № 03, от 08.04.2021 № 04;

- Индивидуального предпринимателя <...> (далее – заявитель), личность установлена паспортом,

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

В Челябинское УФАС России 12.01.2022 поступила жалоба заявителя на действия заказчика при проведении электронного аукциона на услуги по производству и распространению информационных материалов о деятельности Губернатора Челябинской области, Правительства Челябинской области, органов исполнительной власти Челябинской области и социально значимых проектах, влияющих на общественные, социальные, экономические процессы через региональные полосы федеральной печатной газеты с дублированием информационных материалов на её сайте в сети Интернет (извещение № 0869200000221004726) (далее – аукцион, закупка).

Согласно представленным документам извещение о проведении электронного аукциона опубликовано уполномоченным учреждением на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее – ЕИС) 24.12.2021.

Начальная (максимальная) цена контракта 4 099 649,40 рублей.

На момент рассмотрения жалобы контракт по итогам аукциона не заключен.

Доводы жалобы заключаются в следующем.

Требование о размещении информации о деятельности Губернатора Челябинской области, Правительства Челябинской области, органов исполнительной власти Челябинской области в федеральной газете необоснованно и ограничивает конкуренцию.

Требование о распространении газеты только через подписку и продажу необоснованно и ограничивает в правах печатные издания, у которых подписка отсутствует, а распространение происходит в форме доставки и раздачей.

С доводами жалобы заказчик, уполномоченное учреждение не согласились, представили письменные пояснения, согласно которым пояснили, что заказчик, имея потребность в размещении информации, направленной на информирование населения о деятельности высшего должностного лица региона, имеет право на размещение информации, в том числе в СМИ федерального уровня.

Требование к способу распространения газеты по подписке и через розничную торговую сеть обусловлено потребностью заказчика в освещении информации в средстве массовой информации, имеющем сформированный и эффективный механизм реализации своей продукции, позволяющий контролировать объемы реализованного товара, к которому относятся подписка и продажа. Федеральные газеты распространяются по подписке или в розничной продаже.

 

Изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 106 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.

 

В силу части 1 статьи 12 Закона о контрактной системе государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В соответствии с частью 3 статьи 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.

Исходя из положений указанной статьи Закона о контрактной системе и общих принципов законодательства о контрактной системе, можно сделать вывод о том, что целью закупки является достижение заказчиком государственных или муниципальных нужд, выраженных в приобретении товаров, работ, услуг.

Согласно пункту 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение должно содержать краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.

Аналогичные требования должны находить отражение в документации о закупке и проекте контракта в силу пункта 1 части 1 статьи 64, части 4 статьи 64 Закона о контрактной системе.

В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги требованиям заказчика. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Так, описание объекта закупки, изложенное в документации об аукционе, в том числе в проекте контракта, должно содержать полную и однозначную информацию, позволяющую участнику закупки сформировать предложение на участие в аукционе.

Из извещения и документации о закупке следует, что предметом контракта является оказание услуг по производству и распространению информационных материалов о деятельности Губернатора Челябинской области, Правительства Челябинской области, органов исполнительной власти Челябинской области и социально значимых проектах, влияющих на общественные, социальные, экономические процессы через региональные полосы федеральной печатной газеты с дублированием информационных материалов на её сайте в сети Интернет.

Правоотношения, связанные с оказанием услуг по освещению деятельности и публикации информации в отношении органов местного самоуправления в печатном средстве массовой информации, относятся к сфере регулирования Закона РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» (далее – Закон о СМИ).

В статье 2 Закона о СМИ указан, что под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, сетевое издание, телеканал, радиоканал, телепрограмма, радиопрограмма, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации под постоянным наименованием (названием).

Согласно описанию объекта закупки (техническое задание) в рамках исполнения контракта исполнитель берет обязательства осуществлять производство и распространение информационных материалов в форме аналитических и (или) обзорных статей, интервью на региональных полосах федеральной печатной газеты (далее – газеты), выходящей в свет не менее одного раза в неделю, не менее чем на 16 полосах формата A3, распространяемую по подписке и через розничную торговую сеть на территории Челябинской области тиражом не менее 35 тыс. экземпляров, а также в тематическом спецвыпуске. Материалы государственного заказчика, опубликованные на региональных полосах, дублируются также на интернет-сайте, являющемся региональным доменом интернет-сайта федеральной газеты (далее – сайт). Газета не должна являться рекламным изданием, примерная тематика газеты должна совпадать с указанной тематикой материалов Государственного заказчика.

На заседание Комиссии представители заказчика представили сведения о том, что на территории Челябинской области функционируют федеральные СМИ, имеющие по данным Медиалогии (автоматическая система мониторинга и анализа СМИ и социальных сетей в режиме реального времени) высокие рейтинги, отвечающие требованиям в части широкого охвата читательской аудитории, его популярности и узнаваемости, а именно:

- ООО «Аргументы и Факты - Южный Урал» (газета «Аргументы и Факты - Южный Урал») - тираж 40 000 экз;

- ООО «Знак 74» (газета «Коммерсант») - тираж 8 000 экз;

- АО «Издательский дом «Комсомольская правда» (газета «Комсомольская правда» - тираж 10 000 экз;

- ФГБУ «Редакция газеты «Российская газета» (Российская газета) - тираж 110 000 экз;

- ООО «Издательский дом «Гранада Пресс» (газета «Аргументы недели») - тираж 10 000 экз;

- ООО «Издательский дом «Гранада Пресс» (газета «Московский комсомолец-Урал») - тираж 14 000 экз;

- ООО «Медиа Челябинск» (газета «Метро Челябинск») - тираж 8 000 экз.

Таким образом, заказчик, имея потребность в размещении информации, направленной на информирование населения о деятельности высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, осуществляет закупку на размещение информации в СМИ федерального уровня.

В силу части 1 статьи 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок.

Заказчиком при планировании закупки проведен мониторинг конкурентных СМИ на равных условиях, отвечающих требованиям широкого охвата читательской аудитории, популярности, узнаваемости, объема реализации выпуска.

Представители заказчика на заседании Комиссии отметили, что в целях расширения круга участников, привлечения различных изданий к участию в закупках, а, соответственно, и читательской аудитории, заказчиком проводятся конкурентные процедуры и для региональных СМИ, в том числе:

 

п/п

Наименование объекта закупки

Реестровый номер закупки

НМЦК, рублей

2018 год

1.

Услуги по производству и распространению информационных материалов, освещающих экономические, социальные, культурные процессы, проходящие в Челябинской области в журнале, распространяемом на территории Челябинской области

0169200000618000124

249 253,40

2.

Услуги по производству и распространению информационных материалов о деятельности органов государственной власти Челябинской области и социально значимых тем через газету, общественно политической направленности

 0169200000618000122

595 050,00

3.

Услуги по производству и распространению информационных материалов о социальном, политическом и экономическом развитии Челябинской области через периодическое печатное издание -  газету общественно-политической направленности, публикующую информацию на русском и башкирском языках

0169200000618000082

500 000,00

4.

Услуги по производству и распространению информационных материалов о деятельности органов государственной власти и социально значимых проектов в социальной, культурной, экономической сферах Челябинской области через периодическое печатное издание - газету общественно – политической направленности, публикующую информацию на русском и татарском языках

0169200000618000073

495 976,00

5.

Услуги по производству и распространению информационных материалов о деятельности органов государственной власти Челябинской области и социально значимых проектах в периодическом печатном издании -  газете, с дублированием распространения через ее сайт в сети Интернет

0169200000618000105

1 917 710,00

6.

Услуги по производству и распространению информационных материалов, освещающих экономические процессы, проходящие в Челябинской области, в журнале, распространяемом на территории Уральского федерального округа с дублированием в сети Интернет

0169200000618000121

572 934,72

7.

Услуги по производству и распространению информационных материалов о деятельности органов государственной власти Челябинской области и социально значимых проектах через печатное средство массовой информации - еженедельную газету, распространяемую в Уральском Федеральном округе с дублированием информации в сети Интернет

0169200000618000131

406 573,80

2019 год

1.

Услуги по производству и распространению информационных материалов, освещающих экономические, социальные, культурные процессы, проходящие в Челябинской области в журнале, распространяемом на территории Челябинской области

0169200000619000057

688 930,00

2.

Услуги по производству и распространению информационных материалов о деятельности органов государственной власти Челябинской области и социально значимых тем через газету, общественно политической направленности

0169200000619000042

1 030 170,00

3.

Услуги по производству и распространению информационных материалов о социальном, политическом и экономическом развитии Челябинской области через периодическое печатное издание -  газету общественно-политической направленности, публикующую информацию на русском и башкирском языках

0169200000619000102

600 000,00

4.

Услуги по производству и распространению информационных материалов о деятельности органов государственной власти и социально значимых проектах в социальной, культурной, экономической сферах Челябинской области через периодическое печатное издание – газету общественно – политической направленности, публикующую информацию на русском и татарском языках

 0169200000619000116

401 600,00

5.

Услуги по производству и распространению информационных материалов, освещающих экономические процессы, проходящие в Челябинской области, в журнале, распространяемом на территории Уральского федерального округа с дублированием в сети Интернет

0169200000619000045

603 747,00

6.

Услуги по производству и распространению информационных материалов о деятельности органов государственной власти Челябинской области и социально значимых проектах в периодическом печатном издании -  газете, с дублированием распространения через ее сайт в сети Интернет

0169200000619000013

2 308 050,00

2020 год

1.

Услуги по производству и распространению информационных материалов о социальном, политическом и экономическом развитии Челябинской области через периодическое печатное издание - газету общественно-политической направленности, публикующую информацию на русском и башкирском языках

0169200000620000087

300 000,00

2.

Услуги по производству и распространению информационных материалов о деятельности органов государственной власти и социально значимых проектах в социальной, культурной, экономической сферах Челябинской области через периодическое печатное издание – газету общественно – политической направленности, публикующую информацию на русском и татарском языках

0169200000620000097

300 480,00

3.

Услуги по производству и распространению информационных материалов о деятельности органов государственной власти Челябинской области и социально значимых проектов в периодическом печатном издании -  газете, с дублированием распространения через ее сайт в сети Интернет

0169200000620000031

2 000 009,60

4.

Услуги по производству и распространению информационных материалов, освещающих экономические процессы, проходящие в Челябинской области, в журнале, распространяемом на территории Уральского федерального округа с дублированием в сети Интернет

0169200000620000089

600 400,00

2021 год

1.

Услуги по производству и распространению информационных материалов о социальном, политическом и экономическом развитии Челябинской области через периодическое печатное издание - газету общественно-политической направленности, публикующую информацию на русском и башкирском языках

0169200000621000075

354 000,00

2.

Услуги по производству и распространению информационных материалов, освещающих экономические процессы, проходящие в Челябинской области, в журнале, распространяемом на территории Уральского федерального округа с дублированием в сети Интернет

0169200000621000033

570 000,00

3.

Услуги по производству и распространению информационных материалов о деятельности органов государственной власти и социально значимых проектах в социальной, культурной, экономической сферах Челябинской области через периодическое печатное издание – газету общественно – политической направленности, публикующую информацию на русском и татарском языках.

0169200000621000079

356 820,00

 

При этом на заседании Комиссии представители заказчика обратили внимание Комиссии, что в закупках на оказание услуг по производству и распространению информационных материалов в региональных СМИ заявитель с момента регистрации газеты «Вестник Челябинской области» (2019 года) участие не принимал.

На участие в рассматриваемой закупке подано 2 заявки, ценовые предложения в ходе аукциона представил 1 участник, снижение начальной (максимальной) цены контракта составило 0,5%.

Согласно части 9 статьи 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.

Следовательно, бремя доказывания при рассмотрении жалобы в контрольном органе в сфере закупок Законом о контрактной системе возлагается на лицо, подавшее жалобу на соответствующие действия заказчика в порядке главы 6 Закона о контрактной системе.

Вместе с тем, заявителем не представлены документы и сведения, из которых следует, что требование о размещении информации о деятельности Губернатора Челябинской области, Правительства Челябинской области, органов исполнительной власти Челябинской области в федеральной газете приводит к ограничению количества участников закупки, ограничению конкуренции, в связи с чем указанный довод является необоснованным в силу недоказанности.

 

Согласно абзацу 7 статьи 2 Закона о СМИ под распространением продукции средства массовой информации понимаются продажа, подписка, доставка, раздача периодического печатного издания, аудио- или видеозаписи программы, вещание телеканала, радиоканала (телевизионное вещание, радиовещание), вещание телепрограммы, радиопрограммы в составе соответственно телеканала, радиоканала, демонстрация кинохроникальной программы, предоставление доступа к сетевому изданию, иные способы распространения;

Таким образом, законодательство о СМИ предусматривает различные формы периодического распространения массовой информации, а также способы распространения продукции средства массовой информации.

При осуществлении закупки именно заказчик определяет условия оказания услуг по порядку распространения официальной информации о деятельности Губернатора Челябинской области, Правительства Челябинской области, органов исполнительной власти Челябинской области, в связи с чем формы периодического распространения массовой информации, а также способы распространения продукции средства массовой информации определяются заказчиком при формировании описания объекта закупки.

В описании объекта закупки (техническое задание) указано, что в рамках исполнения контракта исполнитель берет обязательства осуществлять производство и распространение информационных материалов в форме аналитических и (или) обзорных статей, интервью на региональных полосах федеральной печатной газеты (далее – газеты), выходящей в свет не менее одного раза в неделю, не менее чем на 16 полосах формата A3, распространяемую по подписке и через розничную торговую сеть на территории Челябинской области тиражом не менее 35 тыс. экземпляров, а также в тематическом спецвыпуске.

Заявитель на заседании Комиссии указал, что согласно Закону о СМИ подписка и продажа не являются обязательными и исключительными способами распространения печатного издания. Такие способы распространения, как доставка и раздача печатного издания, являются абсолютно равнозначными способами распространения наравне с подпиской и продажей.

Таким образом, по мнению заявителя, заказчик в документации об аукционе исключил возможность распространения печатного издания таким способами, как доставка и раздача периодического печатного издания.

Представители заказчика возразили и пояснили, что подписка играет большую роль для малых городов и районов, где высок процент пожилых людей, для которых пресса является основным источником информации. Распространение печатного издания иными способами имеет ограниченную читательскую аудиторию, не позволяет заказчику проверить факт раздачи, тем самым ставит под вопрос цель осуществления закупки, и как следствие, нарушается принцип эффективности осуществления закупок, предусмотренный статьями 6, 12 Закона о контрактной системе.

Кроме того, представители заказчика отметили, что федеральные газеты распространяются по подписке или в розничной продаже. В качестве доказательства представлены письма потенциальных участников закупки, из содержания которых следует, что газета «Аргументы и Факты - Южный Урал», газета «Коммерсант», газета «Комсомольская правда», газета «Аргументы недели», газета «Московский комсомолец-Урал» распространяются исключительно через подписку и розничную продажу.

В связи с чем Комиссия антимонопольного органа не усматривает в действиях заказчика нарушения законодательства о контрактной системе в части описания объекта закупки путем указания конкретных способов распространении печатного издания.

Заявителем не представлены документы и сведения, из которых следует, что распространение печатного издания через подписку и розничную продажу приводит к ограничению количества участников закупки, в связи с чем доводы в указанной части являются недоказанными.

 

Исходя из изложенного, информации, представленной заявителем, заказчиком, а также информации, полученной Комиссией при проведении внеплановой проверки, Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и приказом ФАС России от 19.11.2014 727/14 «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд,

 

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу Индивидуального предпринимателя <...> на действия заказчика при проведении электронного аукциона на услуги по производству и распространению информационных материалов о деятельности Губернатора Челябинской области, Правительства Челябинской области, органов исполнительной власти Челябинской области и социально значимых проектах, влияющих на общественные, социальные, экономические процессы через региональные полосы федеральной печатной газеты с дублированием информационных материалов на её сайте в сети Интернет (извещение № 0869200000221004726) необоснованной.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Председатель Комиссии <...>

 

Члены Комиссии <...>

 

<...>

 

 

 

 

 

 

Приложение
 

Список рассылки

Корреспондент

Адрес

1

ПРАВИТЕЛЬСТВО ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

454089, Челябинская обл, город Челябинск, улица Цвиллинга, 27
O.Lilbok@gov74.ru, E.Lutohina@gov74.ru

2

ГКУ "Центр организации закупок Челябинской области"

454084, г. Челябинск, ул. Калинина, д. 21
zakup@zakup74.ru, n.kornilova@zakup74.ru

3

Индивидуальный предприниматель Одинцов Антон Юрьевич

454060, г. Челябинск, ул. Генерала Мартынова, д. 6, кв. 153

soccer1981@inbox.ru

4

АО «ТЭК-Торг»

19021, г. Москва, ул. Тимура Фрунзе, д. 24
help@tektorg.ru

 

 

2022-587

 

 

Связанные организации

ИП Одинцов Антон Юрьевич
ИНН 743804814835, ОГРН 314744832100010
ГКУ "Центр организации закупок Челябинской области"
ИНН 7451402146, ОГРН 1157451017888
АО «ТЭК-Торг»
ИНН 7704824695, ОГРН 1127747285368
ПРАВИТЕЛЬСТВО ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
ИНН 7453042717, ОГРН 1027403862210