Предупреждение б/н Предупреждение № 30-07/21 от 13 декабря 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Администрация Камышевского сельского поселения Аргаяшского муниципального района

ул. Советская, д. 17 пом. 2-А, д. Камышевка, Аргаяшский район, 456881

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ № 30-07/2021

О ПРЕКРАЩЕНИИ ДЕЙСТВИЙ (БЕЗДЕЙСТВИЯ), КОТОРЫЕ СОДЕРЖАТ ПРИЗНАКИ НАРУШЕНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

«13» декабря 2021 года                                                                                 г. Челябинск, пр. Ленина, д. 59

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее — Челябинское УФАС России) в ходе рассмотрения заявления ООО «Чистый Дом» (далее – Заявитель), в том числе направленного прокуратурой Аргаяшского района на действия Администрации Камышевского сельского поселения Аргаяшского муниципального района (далее - Администрация), выразившиеся в предоставлении преимущественного права ООО «Аргаяшагропромэнерго» выполнения работ, в том числе по установке уличного освещения, модернизации и электрических работ, путем заключения договорных отношений с указанным обществом без проведения торгов, установлено следующее.

В соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения сельского поселения относится утверждение правил благоустройства территории поселения, осуществление муниципального контроля в сфере благоустройства, предметом которого является соблюдение правил благоустройства территории поселения, требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг, организация благоустройства территории поселения в соответствии с указанными правилами.

Согласно частью 3 статьи 54 Закона № 131-ФЗ закупки товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В силу пунктов 1, 2 статьи 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления могут вступать в договорные отношения только посредством заключения государственного и муниципального контракта. Государственные и муниципальные контракты размещаются на конкурсной основе и в пределах лимитов бюджетных обязательств.

Как установлено пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе) определение поставщика (подрядчика, исполнителя) - совокупность действий, которые осуществляются заказчиками в порядке, установленном названным Федеральным законом, начиная с размещения извещения об осуществлении закупки товара, работы, услуги для обеспечения государственных нужд или муниципальных нужд либо в установленных Законом о контрактной системе случаях с направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершаются заключением контракта.

Частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе предусмотрено, что конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Согласно части 1 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

В соответствии с частью 2 статьи 24 Закона о контрактной системе конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (электронный аукцион, закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.

Частью 5 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями главы 3 названной закона. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.

Случаи осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) определены статьей 93 Закона о контрактной системе.

В частности, пунктом 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком, в случае осуществления закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую ста тысяч рублей. При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не должен превышать два миллиона рублей или не должен превышать пять процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем пятьдесят миллионов рублей.

Пунктом 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе (в ред. от 27.06.2019) установлено, что закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком, в случае осуществления закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую трехсот тысяч рублей. При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не должен превышать два миллиона рублей или не должен превышать пять процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем пятьдесят миллионов рублей. Указанные ограничения годового объема закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не применяются в отношении закупок, осуществляемых заказчиками для обеспечения муниципальных нужд сельских поселений.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе (в ред. от 24.04.2020) закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случае осуществления закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую шестисот тысяч рублей, либо закупки товара на сумму, предусмотренную частью 12 названной статьи, если такая закупка осуществляется в электронной форме. При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не должен превышать два миллиона рублей или не должен превышать десять процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем пятьдесят миллионов рублей. Указанные ограничения годового объема закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не применяются в отношении закупок, осуществляемых заказчиками для обеспечения муниципальных нужд сельских поселений.

При этом, осуществление закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на основании названной нормы носит исключительный характер и применяется в случаях отсутствия конкурентного рынка, невозможности либо нецелесообразности применения конкурентных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) для удовлетворения нужд заказчика в случаях, когда проведение процедур конкурентного отбора нецелесообразно в силу несоответствия организационных затрат на проведение закупки и стоимости закупки либо в случаях отсутствия времени, необходимого для организации торгов.

Так, между Администрацией и ООО «Аргаяшагропромэнерго» в период 2019-2021 годы заключены следующие муниципальные контракты на модернизацию улично-дорожного освещения с установкой светодиодных источников света, без проведения торгов:

2019 год

Дата заключения контракта, номер муниципального контракта

Место выполнения работ

Срок выполнения работ

Цена контракта

муниципальный контракт от 22.03.2019 № 33

Аргаяшский район, Камышеское сельское поселение, д. Метелева от ТП № 2262 фидер № 2

в течение 15 календарных дней с момента заключения контракта

77 851,00 рублей

муниципальный контракт от 25.03.2019 № 34

Аргаяшский район, Камышеское сельское поселение, д. Метелева от ТП № 2262 пульт управления уличным освещением с учетом эл. энергии

в течение 15 календарных дней с момента заключения контракта

77 699,00 рублей

муниципальный контракт от 28.03.2019 № 35

Аргаяшский район, Камышеское сельское поселение, д. Метелева от ТП № 2262 фидер 8

в течение 15 календарных дней с момента заключения контракта

97 479,00 рублей

муниципальный контракт от 01.04.2019 № 36

Аргаяшский район, Камышеское сельское поселение, д. Метелева от ТП № 2262 фидер 6

в течение 15 календарных дней с момента заключения контракта

79 693,00 рублей

муниципальный контракт от 03.04.2019 № 37

Аргаяшский район, Камышеское сельское поселение, д. Метелева от ТП № 2262 фидер 7

в течение 15 календарных дней с момента заключения контракта

98 736,00 рублей

муниципальный контракт от 05.04.2019 № 38

Аргаяшский район, Камышеское сельское поселение, д. Метелева от ТП № 2262 фидер 3

в течение 15 календарных дней с момента заключения контракта

60 001,00 рублей

муниципальный контракт от 08.04.2019 № 39

Аргаяшский район, Камышеское сельское поселение, д. Метелева, ул. Р.У. Кузыева

в течение 15 календарных дней с момента заключения контракта

96 095,00 рублей

муниципальный контракт от 22.04.2019 № 40

Аргаяшский район, Камышеское сельское поселение, д. Метелева от ТП № 2262 фидер 4

в течение 15 календарных дней с момента заключения контракта

95 688,00 рублей

муниципальный контракт от 24.04.2019 № 41

Аргаяшский район, Камышеское сельское поселение, д. Метелева от ТП № 2262 фидер 1

в течение 15 календарных дней с момента заключения контракта

97 453,00 рублей

муниципальный контракт от 26.04.2019 № 42

Аргаяшский район, Камышеское сельское поселение, д. Метелева, ул. Зеленая

в течение 15 календарных дней с момента заключения контракта

97 384,00 рублей

муниципальный контракт от 29.04.2019 № 43

Аргаяшский район, Камышеское сельское поселение, д. Метелева от ТП № 2262 фидер 5

в течение 15 календарных дней с момента заключения контракта

89 656,00 рублей

Итого за период с 22.03.2019 по 29.04.2019 - 967 735,00 рублей

муниципальный контракт от 16.08.2019 № 117

Аргаяшский район, Камышеское сельское поселение, д. Селяева от ТП № 725 по ул. Школьная

в течение 15 календарных дней с момента заключения контракта

262 005, рублей

муниципальный контракт от 22.08.2019 № 118

Аргаяшский район, Камышеское сельское поселение, д. Селяева от ТП № 2529 фидер № 3

в течение 15 календарных дней с момента заключения контракта

95 819,00 рублей

муниципальный контракт от 26.08.2019 № 119

Аргаяшский район, Камышеское сельское поселение, д. Селяева от ТП № 2529 по ул. Труда

в течение 15 календарных дней с момента заключения контракта

224 910,00 рублей

муниципальный контракт от 29.08.2019 № 120

Аргаяшский район, Камышеское сельское поселение, д. Селяева от ТП № 2350 по ул. Труда

в течение 15 календарных дней с момента заключения контракта

248 146,00 рублей

муниципальный контракт от 02.09.2019 № 121

Аргаяшский район, Камышеское сельское поселение, д. Селяева от ТП № 2529 по ул. Северная

в течение 15 календарных дней с момента заключения контракта

243 191,00 рублей

муниципальный контракт от 05.09.2019 № 122

Аргаяшский район, Камышеское сельское поселение, д. Селяева от ТП № 2529 по ул. Новая

в течение 15 календарных дней с момента заключения контракта

77 597,00 рублей

Итого за период с 16.08.2019 по 05.09.2019 - 1 151 668,00 рублей

2020 год

муниципальный контракт от 20.01.2020 № 7

Аргаяшский район, Камышеское сельское поселение, д. Чапаевка от ТП 723 фидер № 1

в течение 15 календарных дней с момента заключения контракта

196 599,00 рублей

муниципальный контракт от 24.01.2020 № 8

Аргаяшский район, Камышеское сельское поселение, д. Чапаевка от ТП 309 пульт управления уличным освещением с учетом эл. энергии

в течение 15 календарных дней с момента заключения контракта

134 983,00 рублей

муниципальный контракт от 28.01.2020 № 9

Аргаяшский район, Камышеское сельское поселение, д. Чапаевка ул. Центральная от ТП 309

в течение 15 календарных дней с момента заключения контракта

238 097,00 рублей

муниципальный контракт от 31.01.2020 № 10

Аргаяшский район, Камышеское сельское поселение, д. Чапаевка ул. Труда

в течение 15 календарных дней с момента заключения контракта

88 398,00 рублей

муниципальный контракт от 03.02.2020 № 11

Аргаяшский район, Камышеское сельское поселение, д. Чапаевка от ТП 723 фидер № 2

в течение 15 календарных дней с момента заключения контракта

254 295,00 рублей

Итого за период с 20.01.2020 по 03.02.2020 – 912 372,00 рублей

2021 год

муниципальный контракт от 02.04.2021 № 30

Аргаяшский район, Камышеское сельское поселение, д. Бигарды ул. Солнечная, ул. Рабочая

в течение 15 календарных дней с момента заключения контракта

490 041,00 рублей

муниципальный контракт от 02.04.2021 № 31

Аргаяшский район, Камышеское сельское поселение, д. Бигарды ул. Зеленая

в течение 15 календарных дней с момента заключения контракта

265 064,00 рублей

муниципальный контракт от 02.04.2021 № 31

     

Итого за 02.04.2021 – 755 105,00 рублей

Тем самым, из указанного следует, что фактически единые сделки, оформленные в период с 22.03.2019 по 29.04.2019, 16.08.2019 по 05.09.2019, с 20.01.2020 по 03.02.2020, 02.04.2021 заключались на выполнение одноименных работ в одном территориальном образовании, с одним поставщиком, имели один предмет, что свидетельствует об умышленном искусственном дроблении Администрацией работ по модернизации улично-дорожного освещения, поскольку данные сделки связаны между собой отдельными муниципальными контрактами для формального соблюдения предусмотренных Законом о контрактной системе требований, с целью уклонения от соблюдения конкурентных процедур.

Заключение муниципальных контрактов в короткий промежуток времени, фактически образуют единую сделку, искусственно раздробленную для формального соблюдения специальных ограничений в обход норм Закона о контрактной системе, противоречит его целям и открывает возможность для приобретения отдельному хозяйствующему субъекту – ООО «Аргаяшагропромэнерго» незаконных имущественных выгод.

Выполнение работ обусловлено единой целью - модернизация улично-дорожного освещения Камышевского сельского поселения.

Необходимо отметить, что сумма муниципальных контрактов увеличивалась в зависимости от изменения допустимого Законом о контрактной системе ограничения по цене контракта, предусмотренного пунктом 4 части 1 статьи 93 названного закона (100 000,00 рублей, 300 000,00 рублей и 600 000,00 рублей соответственно).

При этом, закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) не относится к конкурентным способами определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей), не позволяет хозяйствующим субъектам принять участие в закупке и предложить лучшие условия исполнения контракта и/или наименьшую цену контракта, исключает фактор конкуренции между участниками закупки.

Принятие заказчиком решения о заключении контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) должно отвечать целям Закона о контрактной системе, направленным на повышение эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере закупок - искусственного ограничения конкуренции и последующего создания для его победителя более выгодных условий исполнения контракта в обход конкурентных процедур.

Проведение публичных процедур способствует развитию конкуренции за обладание правом исполнения контракта путем создания условий для выбора контрагента, предлагающего наилучшие условия, что обеспечивает равный доступ к исполнению контракта всех заинтересованных лиц.

Искусственное «дробление» единой закупки на множество закупок до 100 000,00 рублей, а в последующем до 300 000,00 рублей и 600 000,00 рублей не соответствует целям введения возможности заключения контракта без проведения конкурентных процедур, предусмотренной пунктом 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.

Таким образом, работы по модернизации улично-дорожного освещения Камышевского сельского поселения, выполненные в период с 22.03.2019 по 29.04.2019, 16.08.2019 по 05.09.2019, с 20.01.2020 по 03.02.2020, 02.04.2021, намеренно раздроблены и оформлены несколькими контрактами, стоимость каждого из которых не превышает 100 тысяч рублей, 300 тысяч рублей и 600 тысяч рублей соответственно, с целью искусственного придания им вида совершенных по результатам закупок у единственного поставщика, минуя тем самым необходимость проведения конкурентной закупки.

В соответствии со статьей 39.1 Закона о защите конкуренции в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту, федеральному органу исполнительной власти, органу государственной власти субъекта Российской Федерации, органу местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органу или организации, организации, участвующей в предоставлении государственных или муниципальных услуг, государственному внебюджетному фонду предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), об отмене или изменении актов, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, либо об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения.

Согласно части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции органам местного самоуправления, иным органам, организациям, осуществляющим функции указанных органов, запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности, необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, создание дискриминационных условий (пункт 2, 8).

Установленный запрет адресован органам, осуществляющим властные функции, в целях предупреждения их негативного вмешательства в конкурентную среду посредством использования административных инструментов.

Создание конкретному хозяйствующему субъекту преимуществ в осуществлении предпринимательской деятельности является достаточным основанием для признания таких действий нарушающими положения антимонопольного законодательства, в частности, части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Согласно части 2 статьи 1 Закона о защите конкуренции целями закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.

Под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Согласно пункту 8 статьи 4 Закона о защите конкуренции дискриминационные условия - условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами.

Пунктом 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции определено, что одним из признаков ограничения конкуренции является сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке.

Таким образом, действия Администрации, выразившиеся в заключении муниципальных контрактов в период с 22.03.2019 по 29.04.2019, 16.08.2019 по 05.09.2019, с 20.01.2020 по 03.02.2020, 02.04.2021, фактически являющихся единой сделкой, искусственно раздробленной на несколько самостоятельных сделок до 100 тысяч рублей, 300 тыс. рублей и 600 тыс. рублей, в целях исключения публичных процедур, приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на рынке производства электромонтажных работ, в том числе к созданию дискриминационных условий, путем создания преимуществ условий осуществления деятельности отдельному хозяйствующему субъекту – ООО «Аргаяшагропромэнерго», с получением дохода от выполнения им работ по муниципальным контрактам по сравнению с иными хозяйствующими субъектами, работающими с ним на одном товарном рынке по эксплуатации объектов наружного освещения, ввиду того, что такие субъекты были лишены возможности оказания данных услуг, то есть к ограничению доступа на товарный рынок, и содержат признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, в том числе пунктов 2, 8 названной нормы.

В связи с наличием в рассматриваемых действиях Администрации признаков нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренных частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, в том числе пунктов 2, 8 названной нормы, на основании статьи 39.1 Закона о защите конкуренции Челябинское УФАС России предупреждает Администрацию о необходимости прекращения действий, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, для чего Администрации надлежит:

1) при наличии потребности выполнения работ по улично-дорожному освещению с установкой светодиодных источников света Камышесвкого сельского поселения заключать муниципальные контракты на указанный вид работ исключительно путем проведения конкурентных процедур;

2) в срок до 31 декабря 2021 года при утверждении (введении) плана-графика закупок на 2022 год предусмотреть закупку для выполнения работ по улично-дорожному освещению с установкой светодиодных источников света Камышесвкого сельского поселения (при наличии такой потребности) конкурентным способом, с обязательным размещением его в Единой информационной системе;

3) в срок до 30 июня 2022 года ежеквартально предоставлять сведения о номерах извещений, размещенных в Единой информационной системе, по результатам проведения которых заключены муниципальные контракты на выполнение работ по улично-дорожному освещению с установкой светодиодных источников света Камышевского сельского поселения.

О выполнении настоящего предупреждения сообщить в Челябинское УФАС России в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения, с приложением следующих подтверждающих документов:

1) план-график закупок на 2022 год, предусматривающий закупку для выполнения работ по улично-дорожному освещению с установкой светодиодных источников света Камышевского сельского поселения конкурентным способом;

2) сведения о номерах извещений о проведении закупок на выполнение работ по улично-дорожному освещению с установкой светодиодных источников света Камышесвкого сельского поселения, проведенных в I полугодии 2022 года.

В соответствии с частью 5 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции предупреждение подлежит обязательному рассмотрению лицом, которому оно выдано, в срок, указанный в предупреждении.

Согласно части 7 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции при условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением.

Частью 8 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции установлено, что в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны