Предупреждение №9668/04 факт распространения на Интернет-ресурсе http://kooperativ-r... от 13 августа 2020 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

КПК «РСК»

455037, г. Магнитогорск,

пр. Карла Маркса,

д. 113, помещение 10

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ № 20-04/2020

О ПРЕКРАЩЕНИИ ДЕЙСТВИЙ, КОТОРЫЕ СОДЕРЖАТ ПРИЗНАКИ

НАРУШЕНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

12 августа 2020 года г. Челябинск

Специалистами Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Челябинское УФАС России) во исполнение поручения Федеральной антимонопольной службы от 19.03.2020 исх. № АК/21808/20, в ходе мониторинга Интернет-сайтов финансовых организаций, зарегистрированных на территории Челябинской области, выявлен факт распространения на Интернет-ресурсе http://kooperativ-rsk.ru КПК «РСК» информации с признаками нарушения антимонопольного законодательства.

По сведениям, размещенным на официальном сайте АНО «Координационный центр национального домена сети Интернет», администратором доменного имени http://kooperativ-rsk.ru является КПК «Республиканский сберегательный кооператив».

Согласно пункту 4 статьи 4 Федерального закона «О защите конкуренции» товарный рынок – сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров (далее – определенный товар), в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.

В соответствии с пунктом 5 названной статьи хозяйствующий субъект – коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации.

Из пункта 7 статьи 4 Федерального закона «О защите конкуренции» следует, что конкуренция – это соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Согласно выписке из ЕГРЮЛ Кредитный потребительский кооператив «Республиканский сберегательный кооператив» (далее - КПК «РСК») (ИНН 0275083594, КПП 745601001, ОГРН 1140280012751 зарегистрирован Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 17 по Челябинской области 03.03.2014, юридический адрес: 455037, г. Магнитогорск, пр. Карла Маркса, д. 113, помещение 10.

Основным видом деятельности КПК «РСК» является 64.99 Предоставление прочих финансовых услуг, кроме услуг по страхованию и пенсионному обеспечению, не включенных в другие группировки.

По данным Интернет-сайта Центрального банка Российской Федерации https://www.cbr.ru/ по состоянию на 09.08.2020 на территории Челябинской области зарегистрировано 197 финансовых организаций, в том числе 57 действующих кредитно-потребительских кооперативов.

Таким образом, рынок услуг финансовых организаций, в том числе кредитно-потребительских кооперативов на территории Челябинской области является конкурентным.

В соответствии со статьей 14.2 Федерального закона «О защите конкуренции» не допускается недобросовестная конкуренция путем введения в заблуждение, в том числе в отношении:

1) качества и потребительских свойств товара, предлагаемого к продаже, назначения такого товара, способов и условий его изготовления или применения, результатов, ожидаемых от использования такого товара, его пригодности для определенных целей;

2) количества товара, предлагаемого к продаже, наличия такого товара на рынке, возможности его приобретения на определенных условиях, фактического размера спроса на такой товар;

3) места производства товара, предлагаемого к продаже, изготовителя такого товара, гарантийных обязательств продавца или изготовителя;

4) условий, на которых товар предлагается к продаже, в частности цены такого товара.

В письме ФАС России от 24.12.2015 № ИА/74666/15 «О применении «четвертого антимонопольного пакета» подчеркивается, что перечень обстоятельств, относительно которых потребитель может быть введен в заблуждение, является открытым.

Как разъясняется в п. 9.2 письма ФАС России от 24 декабря 2015 года № ИА/74666/15 «О применении «четвертого антимонопольного пакета», введение в заблуждение является следствием распространения не негативной информации, как в дискредитации, а позитивной, и ее содержание касается деятельности самого распространителя и (или) его товара.

Так, на Интернет-ресурсе http://kooperativ-rsk.ru присутствует информация: «Наши гарантии… Контроль Центрального Банка РФ, контроль финмониторинга…»

Однако на сбережения, переданные любому кредитно-потребительскому кооперативу, не распространяется система страхования вкладов. Такого гаранта, как государство в лице Агентства по страхованию вкладов, у кредитно-потребительских кооперативов нет. В случае возникновения финансовых проблем у кооператива они решаются либо в рамках общего собрания пайщиков, где может быть принято решение о внесении дополнительных взносов, либо выплатами из компенсационных фондов саморегулируемых организаций.

Использование на Интернет-сайте http://kooperativ-rsk.ru сведений «Наши гарантии» в совокупности со сведениями: «Контроль Центрального Банка РФ, контроль финмониторинга…» способно ввести потребителей в заблуждение относительно повышенной надежности КПК «РСК» и гарантированный государством возврат сбережений пайщикам ввиду наличия правоотношений с указанными государственными организациями, что может привести к возникновению у КПК «РСК» нерыночного преимущества и содержит признаки нарушения пункта 3 статьи 14.2 Федерального закона «О защите конкуренции».

Из определения недобросовестной конкуренции, содержащегося в пункте 9 статьи 4 Закона о защите конкуренции, следует, что для признания действий недобросовестной конкуренцией они должны одновременно соответствовать нескольким условиям, а именно:

- совершаться хозяйствующими субъектами (группой лиц)-конкурентами;

- быть направлены на получение преимуществ в предпринимательской деятельности;

- противоречить законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости;

- причинить или быть способны причинить убытки другому хозяйствующему субъекту-конкуренту, либо нанести ущерб его деловой репутации (причинение вреда).

Добросовестность (добропорядочность) позволяет установить, осуществлено ли рассматриваемое поведение в допустимых пределах осуществления гражданских прав; выход за допустимые пределы будет рассматриваться в качестве недобросовестного (недобропорядочного).

Разумность позволяет установить соответствие поведения определенного хозяйствующего субъекта деперсонализированным стандартам ожидаемого поведения любого участника гражданского оборота; очевидное отклонение поведения такого участника будет свидетельствовать о неразумности.

Справедливость означает наличие равных возможностей для участия в гражданском обороте; несправедливость будет выражаться в создании необоснованных условий реализации контрагентами своих гражданских прав.

Обычаем признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской или иной деятельности, не предусмотренное законодательством правило поведения, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе.

Согласно пункту 3 статьи 1 ГК РФ при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно.

В силу пункта 4 статьи 1 ГК РФ никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения.

Согласно части 1 статьи 10 ГК РФ не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).

В рассматриваемых действиях «РСК» по распространению на Интернет-ресурсе http://kooperativ-rsk.ru сведений «Наши гарантии» в совокупности со сведениями: «Контроль Центрального Банка РФ, контроль финмониторинга…» содержатся все признаки недобросовестной конкуренции, указанные в пункте 9 статьи 4 Федерального закона «О защите конкуренции»:

1. Действия КПК «РСК» направлены на получение преимуществ, которые обеспечивают ему возможность увеличить размер получаемой прибыли по отношению к уровню прибыли при воздержании от указанных действий.

2. Такие действия КПК «РСК» противоречат законодательству, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости.

3. Распространение указанных сведений способно ввести потребителей в заблуждение относительно повышенной надежности КПК «РСК» и гарантированный государством возврат сбережений пайщикам и привести к неполучению доходов в виде упущенной выгоды иными финансовыми организациями.

В соответствии со статьей 39.1 Закона о защите конкуренции в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту, федеральному органу исполнительной власти, органу государственной власти субъекта Российской Федерации, органу местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органу или организации, организации, участвующей в предоставлении государственных или муниципальных услуг, государственному внебюджетному фонду предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), об отмене или изменении актов, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, либо об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения.

Предупреждение выдается лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, в случае выявления признаков нарушения пунктов 3, 5, 6 и 8 части 1 статьи 10, статей 14.1, 14.2, 14.3, 14.7, 14.8 и 15 настоящего Федерального закона. Принятие антимонопольным органом решения о возбуждении дела о нарушении пунктов 3, 5, 6 и 8 части 1 статьи 10, статей 14.1, 14.2, 14.3, 14.7, 14.8 и 15 настоящего Федерального закона без вынесения предупреждения и до завершения срока его выполнения не допускается (часть 2 статьи 39.1 Федерального закона «О защите конкуренции»).

В связи с наличием в действиях КПК «РСК» по использованию на Интернет-сайте http://kooperativ-rsk.ru сведений «…гарантии» в совокупности со сведениями: «Контроль Центрального Банка РФ, контроль финмониторинга…» признаков нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренных пунктом 3 статьи 14.2 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании статьи 39.1 Федерального закона «О защите конкуренции» предупреждает КПК «РСК» о необходимости прекращения указанных действий путем удаления сведений о гарантиях кредитно-потребительского кооператива в срок до 27 августа 2020 года, но не позднее 10 рабочих дней со дня получения настоящего предупреждения.

О принятых мерах по устранению признаков нарушения пункта 3 статьи 14.2, Закона о защите конкуренции и о выполнении настоящего предупреждения сообщить в Челябинское УФАС России в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения, с приложением подтверждающих документов (скрин-шоты Интернет-сайта http://kooperativ-rsk.ru и т.д.).

В соответствии с частью 5 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции предупреждение подлежит обязательному рассмотрению лицом, которому оно выдано, в срок, указанный в предупреждении.

Согласно части 7 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции при условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением.

Частью 8 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции установлено, что в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения.

Вр.и.о. руководителя <…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны