Решение №ВЛ/14806/23 Сведения, представленные ФКУ Гохран России при Министерстве ... от 26 октября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ФКУ Гохран России при Министерстве финансов Российской Федерации» - «Объект «Урал»

(филиал Гохрана России – «Объект «Урал»)

456311, Челябинская область,

г. Миасс, ул. Озерная

Общество с ограниченной ответственностью «МОТТЕКС»

454000, Челябинская область, г. Челябинск, Троицкий тракт, д. 17, пом. 2, офис 202

Единоличному исполнительному органу: генеральному директору –

Мотовилову Станиславу Сергеевичу

454000, Челябинская область, г. Челябинск, Троицкий тракт, д. 17, пом. 2, офис 202

Участникам:

Дубинину Евгению Михайловичу

Мотовилову Станиславу Сергеевичу

454000, Челябинская область, г. Челябинск,

Троицкий тракт, д. 17, пом. 2, офис 202

РЕШЕНИЕ № 074/10/104-2463/2023 (РНП-74-396/2023)

об отказе во включении сведений в Реестр недобросовестных

поставщиков (подрядчиков, исполнителей)

 

г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Резолютивная часть решения оглашена 23.10.2023

В полном объеме решение изготовлено 25.10.2023

Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Комиссия) в составе:

Председателя Комиссии:

<…>

-

заместителя руководителя управления-начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России;

Членов Комиссии:

<…>  

главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России;

  <…>

-

ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,

руководствуясь статьями 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), рассмотрев обращение ФКУ Гохран России при Министерстве финансов Российской Федерации» - «Объект «Урал» (далее – Учреждение, заказчик) о включении Общества с ограниченной ответственностью «МОТТЕКС» (далее – ООО «МОТТЕКС», поставщик, Общество) в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта и расторжением контракта, заключенного по итогам электронного аукциона на поставку сухих строительных смесей (извещение № 0369100012823000070), при участии посредством видеоконференцсвязи:

- представителя заказчика: <…>., действующего на основании доверенности № 32-55-159-11/46 от 29.12.2021; <…>., действующей на основании доверенности № 32-55-159-11/32 от 28.12.2021;

- представителей Общества: <…>., действующего на основании доверенности № Д20230907/1 от 07.09.2023; <…>., действующей на основании доверенности № Д-20231019/1 от 19.10.2023,

УСТАНОВИЛА:

В Челябинское УФАС России 17.10.2023 поступило обращение заказчика о включении в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) ООО «МОТТЕКС» в порядке, предусмотренном статьей 104 Закона о контрактной системе.

Согласно материалам дела заказчиком объявлен аукцион путем размещения в единой информационной системе www.zakupki.gov.ru 15.05.2023 извещения о закупке.

Начальная (максимальная) цена контракта – 54 242,70 рублей.

Согласно представленным документам, 06.06.2023 заказчик и Общество заключили контракт № 98 по итогам электронного аукциона на поставку сухих строительных смесей (извещение № 0369100012823000070) по цене 54 242,70 рублей.

Как следует из заявления заказчика, обязательства по контракту Обществом не исполнено, в связи с чем 06.10.2023 заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Сведения о включении Общества в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) направлены заказчиком в антимонопольный орган 17.10.2023.

Изучив представленные документы, заслушав пояснения заказчика, Комиссия, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, пришла к следующим выводам.

Согласно части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.

Частью 8 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрено, что расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.

Как следует из части 16 статьи 95 Закона о контрактной системе, информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, включается в установленном настоящим Федеральным законом порядке в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

При этом в силу части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.

Пунктом 9.1 контракта № 98 предусмотрено, что контракт может быть расторгнут по соглашению сторон, по решению суда или в связи с отказом одной стороны от исполнения настоящего контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

Таким образом, контрактом предусмотрена возможность заказчика расторгнуть контракт в одностороннем порядке в соответствии с положениями частей 8 и 9 статьи 95 Закона о контрактной системе.

Согласно части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:

1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;

2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);

3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Из совокупного толкования части 13 статьи 95, части 3 статьи 103 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта, информация о котором размещается заказчиком в единой информационной системе в течение пяти рабочих дней с даты расторжения контракта.

Так, Заказчиком 06.10.2023 принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, 06.10.2023 указанное решение размещено в ЕИС во вкладке «Решение об одностороннем отказе», согласно сведениям, размещенным в ЕИС, получено Индивидуальным предпринимателем 06.10.2023 11:30 (МСК).

С учетом положений частей 12.1 и 13 статьи 95 Закона о контрактной системе, контракт расторгнут 16.10.2023.

При рассмотрении вопроса о включении общества в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) антимонопольным органом установлено следующее.

Между заказчиком и Обществом 06.06.2023 посредством электронного документооборота заключен контракт № 98 на поставку сухих строительных смесей (реестровый номер контракта 1773008740923000207) (далее – контракт).

В силу пункта 1 статьи 450 ГК РФ изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.

На основании части 1 статьи 523 ГК РФ односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон (абзац четвертый пункта 2 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Исходя из абзаца второго пункта 2 статьи 450 ГК РФ следует, что существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.

В соответствии с частью 2 статьи 523 ГК РФ нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным в случаях:

– поставки товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок;

– неоднократного нарушения сроков поставки товаров.

Согласно пункту 1.1 контракта Поставщик обязуется поставить сухие строительные смеси (далее - товар) в соответствии с Техническим заданием на поставку сухих строительных смесей (далее - Техническое задание) (Приложение № 1 к настоящему Контракту) и Спецификацией (Приложение № 2 к настоящему Контракту), а Заказчик обязуется принять и оплатить поставленный товар.

Характеристики поставляемых строительных смесей определены Спецификацией.

Согласно пункту 2.1 контракта срок поставки товара - с даты заключения контракта по 28.07.2023.

Пунктом 2.2 контракта предусмотрено, что поставка является единовременной, и частичная поставка товара по контракту не допускается.

Из пояснений представителей заказчика и из содержания решения об одностороннем отказе от исполнения контракта от 06.10.2023 следует, что, в нарушение условий контракта обязательства по нему поставщиком в объеме, предусмотренном условиями контракта на дату расторжения контракта, не выполнены.

При рассмотрении доказательств, представленных сторонами, Комиссией установлено следующее.

Согласно материалам дела Обществом заказчику поставка товара осуществлена в объеме, предусмотренном условиями контракта, что не оспаривается Заказчиком 03.08.2023, в пределах сроков действия контракта.

При этом, при приемке товара Заказчиком выявлено несоответствие поставленного товара по позициям 3 и 4 Спецификации, а именно:

- по позиции 3 – поставленная затирка для швов (для узких швов 1-5 мм) не соответствует условиям контракта в части назначения товара для узких швов 6 мм включительно;

- по позиции 4 – поставлена смесь не гипсовая, а полимерная.

В связи с тем, что товар, поставленный Обществом по позициям 3 и 4 Спецификации не соответствует характеристикам, указанным в контракте, Заказчиком 06.10.2023 принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Комиссия Челябинского УФАС России, рассматривающая вопрос о внесении сведений в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), не может ограничиваться формальной констатацией лишь факта одностороннего отказа заказчика, не выявляя иные связанные с ним обстоятельства.

Необходимо отметить, что Комиссия антимонопольного органа не обладает полномочиями по разрешению гражданско-правовых разногласий и оценке обстоятельств, связанных с исполнением контракта, по следующим основаниям.

Согласно статье 118 Конституции Российской Федерации правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. По смыслу данной статьи во взаимосвязи со статьей 10 Конституции Российской Федерации, именно суду принадлежит исключительное полномочие принимать окончательные решения в споре о праве, что, в свою очередь, означает недопустимость подмены иными органами государственной власти компетенции суда посредством юрисдикционного акта административного органа.

Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является специальной мерой государственного принуждения, установленной законодателем в целях обеспечения добросовестного исполнения участником закупки принятых на себя в рамках контрактной системы обязательств.

Одним из последствий такого включения является ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в государственных и муниципальных закупках.

Другим немаловажным последствием является умаление деловой репутации, поскольку фактом включения юридического лица в федеральный реестр недобросовестных поставщиков опровергается презумпция добросовестности такого лица как участника гражданских правоотношений. При этом, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, направленным на развитие конкуренции и предотвращение злоупотреблений в сфере закупок и, следовательно, является механизмом защиты публичных интересов.

Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 № 13-П, от 21.11.2002 №15-П).

Такой правовой подход подлежит применению и в данном случае, тем более что последствия по наложению санкции в виде включения сведений о лице в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) могут иметь серьезный экономический характер.

Для возникновения таких правовых последствий как признание заявителя недобросовестным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) антимонопольный орган не вправе ограничиваться формальным установлением факта несоблюдения положений законодательства, а в рамках выполнения возложенной на него функции обязан выяснить все обстоятельства, определить вину, характер действий и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения победителя аукциона в реестр недобросовестных поставщиков.

Таким образом, для включения в реестр недобросовестных поставщиков, в том числе в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения договора, помимо факта нарушения подрядчиком существенных условий договора о сроке выполнения работ (оказания услуг), необходимо установить направленность его воли и недобросовестный характер поведения.

Рассмотрев все обстоятельства дела, Комиссия антимонопольного органа считает необходимым отметить следующее.

В соответствии с подпунктами «а» и «в» пункта 15 Постановления Правительства РФ от 30 июня 2021 г. № 1078 «О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации» (далее - Постановление Правительства РФ от 30 июня 2021 г. № 1078), орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр в том числе, если поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта.

Комиссия отмечает, что Обществом в рамках исполнения рассматриваемого контракта осуществлена поставка товара, предусмотренного контрактом, в объеме, определенном условиями контракта.

Из решения от 06.10.2023 об одностороннем отказе от исполнения контракта, пояснений представителя Заказчика на заседании Комиссии, а также из мотивированного отказа от приемки товара от 16.08.2023 следует, что Заказчик считает товар, поставка которого осуществлена Обществом по позициям 3 и 4 Спецификации, не соответствующим условиям контракта.

Согласно пункту 1 части 15 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик обязан расторгнуть контракт в одностороннем порядке в случае несоответствия поставляемого товара. В этой связи, односторонний отказ заказчика от исполнения контракта соответствует положениям Закона о контрактной системе.

Вместе с тем, поставка товара с характеристиками, не предусмотренными контрактом, не является существенным нарушением условий контракта в силу статьи 523 ГК РФ, в связи с чем включение Общества в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по указанному основанию не предусмотрено законодательством о контрактной системе.

Доказательства того, что поставленный товар является некачественным, Заказчиком антимонопольному органу не представлены.

Более того, из переписки, осуществляемой сторонами по электронной почте, установлено, что Техническим заданием и Спецификацией предусмотрены характеристики товара, не соответствующие строительным смесям, представленным на соответствующем товарном рынке.

Данный факт признан представителями Заказчика на заседании Комиссии.

Более того, Поставщик предупредил Заказчика, что использование смеси гипсовой для наружных работ может привести к причинению ущерба, поскольку данные смеси для указанного вида работ не предусмотрены.

Заказчиком доказательства обратного на заседании Комиссии не представлены.

При этом, Общество выразило готовность осуществить поставку товара с требуемыми характеристиками по позиции 3 Спецификации, что свидетельствует о намерении исполнить обязательства, предусмотренные контрактом.

С учетом изложенного, проанализировав обстоятельства дела в совокупности и взаимосвязи, Комиссия Челябинского УФАС России не усматривает достаточных оснований для принятия решения о включении сведений об ООО «МОТТЕКС» в реестр недобросовестных поставщиков.

С учетом изложенного, Комиссия, руководствуясь статьями 99 и 104 Закона о контрактной системе и Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2021 г. № 1078,

РЕШИЛА:

Сведения, представленные ФКУ Гохран России при Министерстве финансов Российской Федерации» - «Объект «Урал» в отношении ООО «МОТТЕКС», в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта и расторжением контракта, заключенного по итогам электронного аукциона на поставку сухих строительных смесей (извещение № 0369100012823000070), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии

<…>

Члены Комиссии

<…>
  <…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны