Решение №ВЛ/15826/21 РЕШЕНИЕ по делу № 074/06/104-3344/2021 (522-РНП/2021) об от... от 25 ноября 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

5

 

 

 

Министерство строительства

и инфраструктуры Челябинской области

 

454080, г. Челябинск, Елькина, д. 77

 

ООО «Альфастрой»

 

454080, г. Челябинск, пр. Ленина, д. 79,

н.п. 14 оф. 86

 

Единоличному исполнительному органу, участнику Иванову О.В.

 

454080, г. Челябинск, пр. Ленина, д. 79,

н.п. 14 оф. 86

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 074/06/104-3344/2021 (522-РНП/2021)

об отказе во включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков

г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Резолютивная часть решения оглашена 23.11.2021

В полном объеме решение изготовлено 26.11.2021

Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Комиссия) в составе:

Председателя Комиссии:

 

-

заместителя руководителя управления-начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,

Членов Комиссии:

 

-

ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,

заместителя начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,

рассмотрев обращение Министерства строительства и инфраструктуры Челябинской области (далее - заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО «Альфастрой», лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа, участнике общества в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, заключенного по итогам проведения электронного аукциона № 0169200001119000073 на выполнение строительно-монтажных работ по объекту "Здание ГБУЗ «Областная клиническая специализированная психоневрологическая больница №1» (далее – аукцион), в присутствии:

- представителя Министерства строительства и инфраструктуры Челябинской области действующего на основании доверенности № 86-Д от 15.06.2021,

- представителя ООО «Альфастрой» , действующего на основании доверенности от 18.11.2021,

УСТАНОВИЛА:

 

В соответствии со статьями 95, 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 28.12.2013) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) в Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) поступило обращение Министерства строительства и инфраструктуры Челябинской области (далее - заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО «Альфастрой» (его учредителе, единоличном исполнительном органе).

Согласно представленным документам 08.11.2019 Министерство строительства и инфраструктуры Челябинской области объявило о проведении аукциона.

Начальная (максимальная) цена контракта составляет 86 130 740, 00 рублей.

На основании протокола рассмотрения единственной заявки от 19.11.2019 ООО «Альфастрой» признано единственным участником закупки.

Решением от 19.10.2021 заказчик отказался от исполнения контракта по причине ненадлежащего исполнения обязательств по контракту, а именно: существенного нарушения срока выполнения работ, а также неисполнения обязательств по контракту в объеме, предусмотренном проектной документацией, на основании чего было составлено решение об одностороннем отказе от исполнения контракта и направлены соответствующие сведения в антимонопольный орган.

На заседании Комиссии представитель общества предоставил письменные пояснения и документы и указал, что работы не выполнены к сроку, предусмотренному контрактом, ввиду необходимости корректировки проектной документации, при этом общество исполняло обязательства по контракту, что подтверждается частичной приемкой выполненных работ, а также неоднократно уведомляло заказчика о необходимости внесения изменений в проектную документацию, а также о необходимости замены ряда материалов при выполнении работ.

 

Изучив представленные документы, заслушав пояснения сторон, Комиссия руководствуясь статьями 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе), пришла к следующим выводам.

 

Согласно части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.

Как следует из части 16 статьи 95 Закона о контрактной системе информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, включается в установленном настоящим Федеральным законом порядке в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

При этом, в силу части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.

В соответствии с пунктом 11.4 контракта предусмотрен односторонний порядок отказа стороны от исполнения контракта в качестве основания расторжения контракта.

Таким образом, контрактом предусмотрена возможность заказчика расторгнуть контракт в одностороннем порядке в соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе.

Как следует из части 12 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю). Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.

Из указанных положений Закона о контрактной системе следует, что надлежащим уведомлением является обязательное направление заказчиком решения об одностороннем отказе по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика и с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю).

Из совокупного толкования части 13 статьи 95, части 3 статьи 103 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта, информация о котором размещается заказчиком в единой информационной системе в течение пяти рабочих дней с даты расторжения контракта.

Согласно информации, представленной в антимонопольный орган, заказчиком 19.10.2021 принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, 20.10.2021 направлено подрядчику по почте заказным письмом с уведомлением по адресу: 454080, г. Челябинск, пр. Ленина, д. 79 н.п. 14 оф. 86, 20.10.2021 - по электронной почте: info@alfastroy74.ru, 25.10.2021 направлено телеграммой и 20.10.2021 размещено в единой информационной системе во вкладке «дополнительная информация о закупках, контрактах».

Согласно почтовому штемпелю на уведомлении о вручении письма обществу подтверждение о вручении подрядчику указанного решения получено заказчиком 25.10.2021.

В соответствии со статьей 193 Гражданского кодекса Российской Федерации если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.

Таким образом, при исчислении конечного срока должны учитываться нормы гражданского законодательства, в том числе в аспекте определения сроков расторжения контракта.

Так, окончание десятидневного срока пришлось на 05.11.2021, вместе с тем в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 20.10.2021 № 595 «Об установлении на территории Российской Федерации нерабочих дней в октябре - ноябре 2021 г.», Постановлением Губернатора Челябинской области от 03.11.2021 № 298 «О продлении на территории Челябинской области нерабочих дней в 2021 году» дни в период с 30.10.2021 по 12.11.2021 на территории Челябинской области объявлены нерабочими, в связи, с чем последний день срока для расторжения контракта перенесен на 15.11.2021 (первый рабочий день), таким образом, датой расторжения контракта является 16.11.2021.

При этом, сведения об одностороннем отказе от исполнения контракта направлены заказчиком в антимонопольный орган 17.11.2021.

 

При рассмотрении вопроса о включении общества в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольным органом установлено следующее.

 

Между заказчиком и обществом 02.12.2019 заключен контракт № 459/ЭА (далее – контракт) посредством обмена электронными документами на электронной площадке и в единой информационной системе.

Предметом контракта является выполнение строительно-монтажных работ по объекту «Здание ГБУЗ «Областная клиническая специализированная психоневрологическая больница №1» на основании проектной документации, что свидетельствует о заключении заказчиком по результатам закупки договора подряда для государственных и муниципальных нужд, порядок исполнения которого регламентирован параграфом 5 главы 37 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ).

В соответствии с частью 1 статьи 766 ГК РФ государственный или муниципальный контракт должен содержать условия об объеме и о стоимости подлежащей выполнению работы, сроках ее начала и окончания, размере и порядке финансирования и оплаты работ, способах обеспечения исполнения обязательств сторон.

В соответствии с частью 2 статьи 702 ГК РФ к отдельным видам договора подряда (бытовой подряд, строительный подряд, подряд на выполнение проектных и изыскательских работ, подрядные работы для государственных нужд) положения, предусмотренные настоящим параграфом, применяются, если иное не установлено правилами настоящего Кодекса об этих видах договоров.

Таким образом, к договору подряда для государственных и муниципальных нужд применяются общие нормы, регулирующие отношения по договору подряда.

Согласно части 1 статьи 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.

В силу пункта 1 статьи 708 ГК РФ в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки).

Таким образом, с учетом положений статей 432, 702, 708, 766 ГК РФ существенными условиями государственного контракта являются предмет и сроки выполнения работ.

В пунктах 3.1-3.3 контракта заказчиком определен срок выполнения работ: начало срока не позднее 7 дней с момента исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных пунктом 4.2.3 контракта, окончание срока – в течение 9 месяцев с начала выполнения работ по объекту.

Согласно пункту 4.2.3 контракта заказчик обязан передать генеральному подрядчику в течение 7 (семи) рабочих дней с момента заключения настоящего контракта проектную документацию на электронном и бумажном носителях и разрешение на строительство.

Из документов, представленных заказчиком, следует, что проектно-сметная документация передана подрядчику по акту приема-передачи рабочей документации от 16.12.2019, таким образом, датой начала исполнения обязательств является 22.12.2019, датой окончания - 22.09.2020.

Как следует из представленной обществом переписки в марте-сентябре 2020 года подрядчик неоднократно уведомлял заказчика о ходе выполнения работ (от 16.03.2020 исх. № 150, от 19.03.2020 исх. № 185, от 09.04.2020 исх. № 238, 23.04.2020 исх. № 277, 03.06.2020 исх. № 386, 387, 10.06.2020 исх. № 405, 19.06.2020 исх. № 427, 06.08.2020 исх. № 569, 20.08.2020 исх. № 599, 02.09.2020 исх. № 622, 21.12.2020 исх. № 904), в том числе в части возможности согласовании материалов и оборудования, используемых при выполнении работ (кирпич, краска, емкость из стеклопакета), в том числе указывал на то, что проектная документация требует проведения корректировки и повторного прохождения государственной экспертизы.

На указанные письма Министерством предоставлен ответ от 22.09.2020 (исх. 10949), в котором указало о необходимости устранения недостатков в проектной документации, в связи с чем направило письмо в ООО институт «АльфаРегионПроект».

При этом на заседании Комиссии заказчиком представлено письмо (от 06.08.2021 исх. 5) проектной организации, в соответствии с которым общество не видит оснований для внесения изменений в проектную документацию.

Кроме того, 16.08.2021 ООО «Альфастрой» принято решение о приостановлении работ ввиду недоброкачественности проектной документации, переданной заказчиком, о чем заказчик уведомлен в этот же день.

В материалы дела заказчиком представлены документы, подтверждающие частичное выполнение обществом работ на объекте, что подтверждается приемкой и оплатой указанных работ заказчиком на основании актов КС2, КС-3, составленных с декабря 2020 по декабрь 2021 года, а также платежных поручений, представленных заказчиком.

Так, 19.10.2021 заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта ввиду существенного нарушения срока выполнения работ, а также невыполнения работ в объеме, предусмотренном контрактом со ссылкой на статью 450.1, пункт 2 статьи 715 ГК РФ.

 

 

При решении вопроса о включении общества в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган учел следующие обстоятельства.

 

При привлечении лица к публично-правовой ответственности государственным органом должна быть установлена вина этого лица в нарушении закона.

Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 №13-П, от 21.11.2002 №15-П).

Согласно пункту 2 статьи 715 ГК РФ если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.

В силу пункта 3 статьи 715 ГК РФ если во время выполнения работы станет очевидным, что она не будет выполнена надлежащим образом, заказчик вправе назначить подрядчику разумный срок для устранения недостатков и при неисполнении подрядчиком в назначенный срок этого требования отказаться от договора подряда либо поручить исправление работ другому лицу за счет подрядчика, а также потребовать возмещения убытков.

Так, Комиссией установлено, что к сроку окончания выполнения работ, в том числе на дату принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, работы в объеме, предусмотренном проектной документацией, не выполнены, результат исполнения контракта в виде построенного объекта капитального строительства, не предоставлен подрядчиком, в связи с чем принятое заказчиком решение об одностороннем отказе от исполнения контракта ввиду неисполнения обществом обязательств к окончанию срока выполнения работ обоснованно с учетом положений части 2 статьи 715 ГК РФ.

Вместе с тем из документов, представленных заказчиком на заседание Комиссии, следует, что общество частично выполнило объемы работ, предусмотренные контрактом, так заказчиком приняты и оплачены работы на основании актов о выполнении работ КС-2, справок о стоимости работ КС-3 на сумму 33 772 103, 74 рублей (около 40% от стоимости работ по контракту), при этом из переписки общества усматриваются намерения продолжать исполнение контракт после устранения недостатков в проектной документации.

Указанные обстоятельства свидетельствуют о принятии обществом мер, направленных на исполнение контракта, что подтверждается фактической приемкой заказчиком работ по контракту.

Комиссия отмечает, что наличие недостатков проектной документации опровергается заказчиком, тогда как общество указывает о необходимости внесения изменений в проектную документацию, вместе с тем указанный вопрос не входит в полномочия антимонопольного органа и может быть разрешен сторонами в судебном порядке.

Согласно подпункту «б» пункта 13 раздела 3 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 № 1078 (далее - Правила), по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте «а» настоящего пункта, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 настоящих Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр.

Пунктом 15 Правил предусмотрен исчерпывающий перечень случаев, при которых орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе), в том числе, в случае, если поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта.

С учетом указанных обстоятельств Комиссия не усматривает в действиях общества признаки уклонения от исполнения контракта, так как подрядчиком произведено частичное выполнение работ, в том числе выражено намерение по замене отдельных материалов, используемых при выполнении работ, что не позволяет сделать вывод о недобросовестности поведения хозяйствующего субъекта.

Таким образом намерения по исполнению контракта подтверждаются материалами дела, у Комиссии Челябинского УФАС России отсутствуют достаточные основания для признания в действиях общества недобросовестного поведения, что не позволяет включить ООО «Альфастрой», лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, участника общества, в реестр недобросовестных поставщиков.

 

Комиссия, руководствуясь статьями 99, 104 Закона о контрактной системе и Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 № 1078,

 

РЕШИЛА:

 

Сведения, представленные Министерством строительства и инфраструктуры Челябинской области в отношении ООО «Альфастрой» (ИНН 7804388795), лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, участника общества, в реестр недобросовестных поставщиков не включать.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2021-17140

 

 

Связанные организации

Министерство строительства и инфраструктуры Челябинской области
ИНН 7451208332, ОГРН 1047423521386
ООО "АльфаСтрой"
ИНН 7804388795, ОГРН 1089847158334