Постановление б/н Постановление о наложении штрафа по делу № 49-14.3 ч.1/16 о... от 28 июня 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

09 июня  2016 года                                                                                           г. Челябинск

    Я, руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России), <…>, рассмотрев материалы административного дела № 49-14.3 ч.1/16, возбужденного в отношении общества с ограниченной ответственностью «Бриз» (ОГРН 1107448008909, ИНН/КПП 7448133013/744801001, дата регистрации 09.12.2010, юридический адрес: г. Челябинск, ул. Шагольская 1 квартал, 6) (далее – ООО «Бриз»)
по факту распространения  20 августа 2015 года в магазине «Красное Белое» по адресу: г. Челябинск, ул. Пушкина, 71 А, рекламы алкогольной продукции: «Вино Темрюкская долина…Вино Крымский Винтаж…Вино VINNIKOFF… Домашнее вино…Вино Черная амфора…, в которой предупреждающая надпись о вреде чрезмерного потребления алкогольной продукции занимает менее 10 процентов рекламной площади (пространства), размещенной в буклете «Красное Белое» № 186 /18-31 августа/ 2015  с нарушением требования части 3 статьи 21 Федерального закона «О рекламе», ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях,     
в отсутствие  законного представителя ООО «Бриз» надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела,
в присутствии главного специалиста-эксперта отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией Челябинского УФАС России <…>,
исследовав материалы дела,

                                                                  УСТАНОВИЛА:

В результате проводимого должностными лицами Челябинского УФАС России наблюдения за соблюдением обязательных требований рекламного законодательства выявлено, что в магазине «Красное Белое» по адресу: г. Челябинск, ул. Пушкина, д. 71 «А» в прикассовой зоне на прилавке в свободном доступе (по состоянию на 20 августа 2015 года) размещена рекламная продукция – буклет  «Красное Белое» № 186 /18-31 августа/ 2015.
Указанный буклет на обложке содержит, в том числе информацию:  «Пушкина 71 А 8-922-697-02-79 Приглашаем за новинками». В буклете присутствуют  сведения об алкогольной продукции:
Вино Темрюкская долина 10-12%, 0,7 л, Краснодарский край;
Вино Крымский Винтаж 11 %, 0,75 л, Крым;
Вино VINNIKOFF 11%, 0,75 л, Краснодарский край;
Домашнее вино 10-12 %, 0,7 л, Краснодарский край;
Вино Черная амфора, 10-12%, 0,75 л, Краснодарский край
Здесь же указана предупреждающая надпись «Чрезмерное употребление алкоголя вредит вашему здоровью», которая составляет 7, 5 процентов рекламной площади (пространства).
Факт распространения данного буклета подтверждается актом осмотра от 20 августа 2015 года, составленным специалистами Челябинского УФАС России.
Магазин «Красное Белое» по адресу: г. Челябинск,  ул. Пушкина, д. 71 «А» включен под номером  4 в перечень  обособленных подразделений к лицензии № 1338/299 от 29 декабря 2014 года, выданной ООО «Бриз» Министерством сельского хозяйства Челябинской области на осуществление розничной продажи алкогольной продукции.
Согласно договору аренды нежилого помещения №БЗ-07-05/2011 от 04 февраля 2011 года, заключенного между ИП <…> (Арендодатель) и ООО «Бриз» (Арендатор) нежилое помещение № 5 общей площадью 72, 3 кв.м, находящееся на первом этаже жилого дома по адресу: г. Челябинск, ул. Пушкина, д. 71 «А» Арендатор использует для торговли в качестве универсама под коммерческим обозначением «Красное Белое».
ООО «Бриз» в объяснениях указало, что не распространяло буклет «Красное Белое» № 186 /18-31 августа/ 2015 в месте осуществления торговой деятельности в магазине «Красное Белое» по адресу: г. Челябинск,   ул. Пушкина, д. 71 «А». Договоры на изготовление буклета не заключало. Алкогольную продукцию, указанную в буклете не реализовывало.
Материалами дела доказано, что именно ООО «Бриз» осуществляет торговлю алкогольной продукцией в магазине «Красное Белое» по адресу: г. Челябинск, ул. Пушкина, д. 71 «А», что подтверждается договором аренды нежилого помещения №БЗ-07-05/2011 от 04 февраля 2011 года, заключенным между ИП Номеровский С.М. (Арендодатель) и ООО «Бриз», лицензией № 1338/299 от 29 декабря 2014 года, выданной ООО «Бриз» Министерством сельского хозяйства Челябинской области на осуществление розничной продажи алкогольной продукции, товарно-транспортными накладными  № РнА-161149 от 02.08.2015 № PmRW135743 от 05.08.2015, № РнА-167479 от 09.08.2015, №Р2А-001495 от 15.08.2015, № РнА-172830 от 16.08.2015, № PmRW145458 от 17.08.2015, №Р2А-002531 от 17.08.2015, № Р2А-003814 от 19.08.2015, № РнА-176006 от 20.08.2015, № PmRW147704 от 20.08.2015,  № PmRW148036 от 21.08.2015, № БрА-186668 от 22.08.2015, № Р2А-005937 от 22.08.2015, № Р2А-007472 от 24.08.2015, перечнем реализованной ООО «Ьриз» алкогольной продукции с содержанием этилового спирта 10-12 %.
Относимость буклета «Красное Белое» № 186 /18-31 августа/ 2015, рассматриваемого в настоящем деле, к магазину «Красное Белое» по адресу: г. Челябинск, ул. Пушкина, д. 71 «А», деятельность в котором осуществляет ООО «Бриз», подтверждает присутствующий на титульном  листе буклета «Красное Белое» штамп с информацией:  «Пушкина 71 А 8-922-697-02-79».
Телефонный номер <...> -922-697-02-79, указанный на обложке  буклета «Красное Белое» № 186 /18-31 августа/ 2015,  выделен по договору об оказании услуг связи  № 6917962 от 01 марта 2011 года  ООО «Бриз», что подтверждается письмом ПАО «Мегафон» вх. № 18824 от 21.12.2015.
По адресу, указанному на обложке буклета «Красное Белое» № 186 /18-31 августа/ 2015, а именно Пушкина 71 А, торговую деятельность осуществляет также ООО «Бриз».
Присутствующая в буклете «Красное Белое» № 186 /18-31 августа/ 2015 информация, в том числе об алкогольной продукции - вине, произведенном в Краснодарском Крае и Крыме является рекламой, поскольку адресована неопределенному кругу лиц, в том числе покупателям магазина «Красное Белое», направлена на привлечение внимания к  указанному магазину и реализуемой им продукции, имеет конечной целью реализацию рекламируемой  продукции.
Размещение печатной продукции рекламного характера соответствовало интересам ООО «Бриз», поскольку размещение рекламы в месте торговли способствует привлечению внимания покупателей к организации торговли и реализуемой им продукции.
Актом осмотра от 20 августа 2015 года, составленным специалистами Челябинского УФАС России установлено, что буклет «Красное Белое» № 186 /18-31 августа/ 2015 был размещен в прикассовой зоне, на прилавке, то есть на торговом оборудовании.
Согласно пункту 3.1.6 должностной инструкции администратора магазина  ООО «Бриз», администратор магазина в течение дня контролирует, в том числе наличие посторонних предметов и спецодежды на торговом оборудовании.
Доказательств, информации, что ответственные сотрудники ООО «Бриз» принимали какие-либо меры по удалению из мест торговли буклетов «Красное Белое» № 186 /18-31 августа/ 2015 в материалы дела не представлено. При этом размещение печатной продукции в магазине ООО «Бриз» по адресу: г. Челябинск, ул. Пушкина 71 А направлено на информирование покупателей о данной организации и ассортименте товаров.
Доказательств, указывающих, что буклет «Красное Белое» № 186 /18-31 августа/ 2015 в торговом объекте, в магазине «Красное Белое» по адресу: г. Челябинск, ул. Пушкина 71 А разместило иное лицо, ООО «Бриз»т акже  не представлено.
Неустановление лица, разместившего в торговом зале магазина «Красное Белое» по адресу: г. Челябинск, ул. Пушкина, д. 71 «А» буклета «Красное Белое» № 186 /18-31 августа/ 2015 не свидетельствует об отсутствии факта распространения рекламы: «…Вино Темрюкская долина 10-12%, 0,7 л, Краснодарский край, Вино Крымский Винтаж…» и заинтересованности ООО «Бриз» в её размещении в местах осуществлениям им деятельности по реализации продукции.
Размещение рекламы в объекте торговли, из содержания которой следует, что она формирует и поддерживает интерес к данному объекту может обеспечивать ООО «Бриз»  возможность реализовывать, указанную в буклете продукцию в будущем.
 В связи с изложенным, доводы ООО «Бриз» о том, что оно не реализовывало продукцию, указанную в буклете «Красное Белое» № 186 /18-31 августа/ 2015 продукцию,  в августе 2015 года, не приняты во внимание.
Согласно части 2.1. статьи 21 Федерального закона «О рекламе» реклама алкогольной продукции с содержанием этилового спирта пять и более процентов объема готовой продукции разрешается только в стационарных торговых объектах, в которых осуществляется розничная продажа алкогольной продукции, в том числе в дегустационных залах таких торговых объектов. Реклама вина и игристого вина (шампанского), произведенных в Российской Федерации из выращенного на территории Российской Федерации винограда разрешается на выставках пищевой продукции (за исключением продуктов детского питания) и выставках организаций общественного питания.
В соответствии с частью 3 статьи 21 Федерального закона «О рекламе» реклама алкогольной продукции в каждом случае должна сопровождаться предупреждением о вреде ее чрезмерного потребления, причем такому предупреждению должно быть отведено не менее чем десять процентов рекламной площади (пространства). Данное требование применяется к любым способам распространения рекламы любой алкогольной продукции.
Рекламная площадь одного листа буклета «Красное Белое» № 186 /18-31 августа/ 2015 составляет 630 кв.см (21 см - ширина х 30 см – высота ). Площадь предупреждения составляет 45 кв.см (1, 5 см –ширина х 30 см - высота). Площадь предупреждения занимает  7, 1 % рекламной площади (45 кв.см х 100 / 630 кв.см).
Таким образом, из произведенных математических расчетов следует, что присутствующая в буклете «Красное Белое» № 186 /18-31 августа/ 2015 предупреждающая надпись «Чрезмерное употребление алкоголя вредит вашему здоровью» составляет менее 10 процентов рекламной площади, что нарушает часть 3 статьи 21 Федерального закона «О рекламе»
В соответствии с частью 7 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных частью 3 статьи 21 Федерального закона «О рекламе» несет  рекламодатель и рекламораспространитель.
Согласно статье 3 Федерального закона «О рекламе» рекламодателем является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо; рекламораспространителем является лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
Совокупность полученных антимонопольным органом доказательств (акт осмотра объекта торговли, сведения о владельце телефонного номера 8-922-697-02-79, указанного в рекламе, содержание рекламной информации, непринятие ООО «Бриз» мер по прекращению размещения рекламы) указывает на наличие факта размещения  рекламной печатной продукции в интересах ООО «Бриз» и о том, что объектом рекламирования является данная организация и реализуемая ею алкогольная продукция.
В соответствии с  пунктом 7 статьи 2  Федерального закона № 171-ФЗ от 22.11.1995  «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» алкогольная продукция - пищевая продукция, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции, за исключением пищевой продукции в соответствии с перечнем, установленным Правительством Российской Федерации. Алкогольная продукция подразделяется на такие виды, как спиртные напитки (в том числе водка, коньяк), вино, фруктовое вино, ликерное вино, игристое вино (шампанское), винные напитки, пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива, сидр, пуаре, медовуха.
Таким образом, вино «Темрюкская долина», «Крымский Винтаж» и пр., реклама которых размещена в буклете «Красное Белое» № 186 /18-31 августа/ 2015, является алкогольной продукцией.
Рекламодателем и рекламораспространителем  указанной рекламы следует признать ООО «Бриз» осуществляющее розничную торговлю алкогольной продукцией в магазине «Красное Белое» по адресу: г. Челябинск, ул. Пушкина 71 А в интересах которого распространялась указанная реклама и сведения о котором присутствуют в рекламном  буклете «Красное Белое» № 186 /18-31 августа/ 2015.
Распространение ненадлежащей рекламы также установлено решением Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе от 14 января 2016 года.
Частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2-5 настоящей статьи, статьями 14.37, 14.38, 19.31 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятьсот рублей; должностных лиц – от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц – от ста до пятисот тысяч рублей.
14 апреля 2016 года должностным лицом Челябинского УФАС России составлен протокол об административном правонарушении и возбуждено дело об административном правонарушении в отношении ООО «Бриз»  по части 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Поводом к возбуждению административного дела послужило непосредственное обнаружение должностным лицом Челябинского УФАС России достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
В соответствии с  частью 2 статьи 2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Статья 1.5. КоАП РФ устанавливает, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно пункту 16.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 2 июня 2004 года № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (статья 2.2 КоАП РФ) не выделяет. Следовательно, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
Вина ООО «Бриз» выразилась в необеспечении выполнения требований законодательства о рекламе при размещении в буклете «Красное Белое» № 186 /18-31 августа/ 2015, распространявшемся в магазине «Красное Белое» по адресу: г. Челябинск, ул. Пушкина, 71 А, рекламы алкогольной продукции: «Вино Темрюкская долина…Вино Крымский Винтаж…Вино VINNIKOFF… Домашнее вино…Вино Черная амфора…, в которой предупреждающая надпись о вреде чрезмерного потребления алкогольной продукции занимает менее 10 процентов рекламной площади (пространства), в результате чего допущено нарушение требований части 3 статьи 21 Федерального закона «О рекламе».
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда РФ  от 8.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» рассматривая дела о привлечении лиц к административной ответственности за нарушение законодательства о рекламе, суды должны учитывать, что срок давности привлечения к административной ответственности начинает течь с момента совершения такого правонарушения, а не с момента принятия антимонопольным органом решения о нарушении законодательства о рекламе.
Челябинскому УФАС России о нарушении рекламного законодательства стало известно 20 августа 2015 года. Факт распространения  буклета  с рекламой подтверждается актом осмотра от 20 августа 2015 года, составленным специалистами Челябинского УФАС России.
Таким образом, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ  годичный  срок давности для привлечения к административной ответственности в связи с размещением ООО «Бриз» рекламы истекает 20 августа 2016  года, в связи с чем, привлечение ООО «Бриз»  к административной ответственности по части 1 статьи 14.3 КоАП РФ  осуществляется в пределах срока давности.
Наличие обстоятельств, объективно препятствующих ООО «Бриз»  надлежащему соблюдению  требований части 3 статьи 21 Федерального закона «О рекламе» Челябинским УФАС России не выявлено.
У  ООО «Бриз»   отсутствовали препятствия и имелась возможность для соблюдения законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно – для соблюдения требований части 3 статьи 21 Федерального закона «О рекламе». Однако ООО «Бриз»  не приняло необходимых и достаточных мер по соблюдению законодательства Российской Федерации о рекламе.
При таких обстоятельствах ООО «Бриз» признается виновным в совершении административного правонарушения по части 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обстоятельств, исключающих вину ООО «Бриз» в совершении данного административного правонарушения, а также обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении при совершении данного административного правонарушения, не установлено.
Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, предусмотренных статьей 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не установлено.
В соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, должностное лицо, рассматривающее дело об административных правонарушениях может назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II Кодекса об административных правонарушениях, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
Согласно части 3.3. статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.
Принимая во внимание привлечение ООО «Бриз»  к административной ответственности за нарушение рекламного законодательства впервые, формальное присутствие предупреждающей надписи в рекламе, отсутствие негативных последствий вследствие распространения ненадлежащей рекламы, ему может быть назначено наказание менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией части 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с частями 3.2, 3.3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а именно – административный штраф в размере пятидесяти тысяч рублей.
Руководствуясь статьями 4.1, 23.48, 29.9, 29.10, а также статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,


                                                                       ПОСТАНОВИЛ:

1. Признать общество с ограниченной ответственностью «Бриз» (ОГРН 1107448008909, ИНН/КПП 7448133013/744801001, дата регистрации 09.12.2010, юридический адрес: г. Челябинск, ул. Шагольская 1 квартал, 6) виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
           2. Применить к ООО «Бриз» административное наказание в виде административного штрафа за нарушение требований части 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в размере  50 000 (пятидесяти тысяч) рублей.
В соответствии с частью 1 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Сумма штрафа должна быть перечислена в доход федерального бюджета по следующим реквизитам: КБК 16111626000016000140, ОКТМО 75701000 на счет органа федерального казначейства: УФК по Челябинской области (для Челябинского УФАС России), отделение Челябинск, БИК 047501001, р/с 40101810400000010801, ИНН 7453045147, КПП 745301001.
В силу части 1 статьи 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.
Согласно части 5 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, и информации об уплате административного штрафа в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах, по истечении шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 настоящего Кодекса, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, направляют в течение десяти суток постановление о наложении административного штрафа с отметкой о его неуплате судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Кроме того, должностное лицо составляет протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 настоящего Кодекса, в отношении лица, не уплатившего административный штраф.
В соответствии с частью 3 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в  Арбитражный суд в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.     
Согласно части 1 статьи 31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.
После уплаты штрафа копии документов, свидетельствующих об уплате административного штрафа, просим представить в Челябинское УФАС России по факсу (351) 263-18-39 либо по адресу г. Челябинск, пр. Ленина, д. 59, каб. 325.
Постановление объявлено 09 июня 2016 года в  отсутствие представителя ООО «Бриз».


Руководитель                                                                                                     <…>

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны