Решение №10933/04 Жалоба ООО "ПЭК" на действия МОУ СОШ № 13 г. Копейск признан... от 16 августа 2019 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

ООО «Первая энергосервисная компания» (ООО «ПЭК»)

426041, г. Ижевск, Удмуртская Республика, ул. Солнечная, д. 1А

 

МОУ СОШ № 13 г. Копейска

456655, г. Копейск, Челябинская обл., ул. Чернышевского, д. 47

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

       Р Е Ш Е Н И Е

 

13 августа 2019 года                                                               г. Челябинск, пр. Ленина, 59

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия Челябинского УФАС России) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) в составе:

 

Председателя Комиссии:

Членов Комиссии:

[данные изъяты];

[данные изъяты]

[данные изъяты]

 

рассмотрев жалобу ООО «Первая энергосервисная компания» (ООО «ПЭК») (далее - заявитель) от 05.08.2019 вх. № 11142 на действия (бездействие) заказчика МОУ СОШ № 13 г. Копейск при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг (осуществление действий), направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования электрической энергии на цели внутреннего освещения объектов, выразившиеся во включении в закупочную документацию ограничивающих конкуренцию требований к участникам закупки (извещение № 31908115149),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Челябинское УФАС России поступила жалоба ООО «Первая энергосервисная компания» от 05.08.2019 вх. № 11142 на действия (бездействие) заказчика МОУ СОШ № 13 г. Копейск при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг (осуществление действий), направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования электрической энергии на цели внутреннего освещения объектов, выразившиеся во включении в закупочную документацию ограничивающих конкуренцию требований к участникам закупки (извещение № 31908115149).

В жалобе заявитель указывает, что заказчиком при организации и проведении торгов были нарушены требования Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках). В пункте 25 Информационной карты Открытого конкурса предусмотрено дополнительное требование к участникам закупки, согласно которому участники закупки должны соответствовать определенным квалификационным требованиям, предъявляемым к участникам закупки, а именно: «Наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) договора на оказание услуг общественного питания за последние три года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе. При этом стоимость ранее исполненного договора составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены договора, договора (цены лота), на право заключить который проводится конкурс». Данное требование, по мнению, заявителя нарушает требования пункта 3 статьи 17 Закона о закупки, так как сужает круг потенциальных участников в закупке на оказание услуг (осуществление действий), направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования электрической энергии на цели внутреннего освещения. Именно наличие данного условия, как указал заявитель, не позволило ему принять участие в закупке № 31908115149.

Также заявитель указал, что замена нестоимостного критерия оценки заявки, выраженного в «количестве заключенных в период с 2009 по 2019 г. энергосервисных контрактов (договоров) с государственными и муниципальными учреждениями на оказание услуг (выполнение работ), направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов (электрической энергии) при эксплуатации объектов наружного и внутреннего освещения» (Раздел 3 Документации о закупке в редакции от 19.07.2019), на критерий «сумма достигнутой экономии (в денежном выражении) энергетического ресурса, подтвержденной подписанными Актами достигнутой экономии за отчетный период, в результате реализации действующих энергосервисных договоров (контрактов), на оказание услуг (выполнение работ), направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования электрической энергии на цели внутреннего освещения, заключенных с заказчиком в рамках закупок в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», или в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (Раздел 3 Документации о закупке в редакции от 31.07.2019) является действием, направленным на ограничение количества потенциальных участников закупки, так как критерий носит излишне квалифицированный характер.

На основании изложенного заявитель просит:

  1. Признать действия заказчика при проведении закупки незаконными;
  2. Выдать заказчику предписание, предусмотренное пунктом 3.1 части 1 Закона о защите конкуренции.

Заказчик с доводами жалобы не согласился по основаниям, изложенным в пояснениях.

Изучив материалы дела, заслушав пояснения сторон, Комиссия Челябинского УФАС России пришла к следующим выводам.

В информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте http://www.zakupki.gov.ru (извещение № 31908115149) МОУ СОШ № 13 г. Копейска   размещено извещение о проведении закупки.

Предметом закупки является оказание услуг (осуществление действий), направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования электрической энергии на цели внутреннего освещения объектов.

Способ закупки – открытый конкурс в электронной форме.

Начальная (максимальная) цена договора 23 313 582 (двадцать три миллиона триста тринадцать тысяч пятьсот восемьдесят два) рубля 50 (пятьдесят) копеек.

На участие в закупке поступило 1 заявка.

Закупочная деятельность заказчика регламентируется Законом о закупках и Положением о закупке.

В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Комиссией Челябинского УФАС России рассмотрена жалоба ООО «ПЭК» от 05.08.2019 № 11142 на действия (бездействие) заказчика МОУ СОШ № 13 г. Копейска при проведении закупки (извещение № 31908115149). По результатам рассмотрения жалобы установлено, что заявителем в пункте 25 Информационной карты установлены требования, которые не связаны с предметом закупки, что нарушает требования, предъявляемые к закупочной документации, установленные пунктом 9 части 10 стати 4 Закона о закупках, а также нормы-принципы, установленные статей 3 Закона о закупках, а именно: равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Предметом закупки является оказание услуг (осуществление действий), направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования электрической энергии на цели внутреннего освещения объектов. Согласно классификации по ОКПД2 предмет закупки имеет следующий классификационный номер <...> .12.11.900, под которым значатся «услуги в виде инженерно-технических консультаций прочие». Согласно классификации по ОКВЭД2 предмет закупки имеет следующий классификационный номера 71.12, 71.12.12, 71.12.11, под которыми соответственно значатся «деятельность в области инженерных изысканий, инженерно-технического проектирования, управления проектами строительства, выполнения строительного контроля и авторского надзора, предоставление технических консультаций в этих областях», «разработка проектов промышленных процессов и производств, относящихся к электротехнике, электронной технике, горному делу, химической технологии, машиностроению, а также в области промышленного строительства, системотехники и техники безопасности», «разработка проектов тепло-, водо-, газоснабжения».

При этом в Челябинский УФАС России не были представлены доказательства наличия хозяйствующих субъектов, осуществляющих одновременно услуги по энергосбережению и повышению энергетической эффективности и организации общественного питания.

Таким образом, наличие опыта по заключению договоров на оказание услуг по организации общественного питания не является подтверждением наличия опыта и квалификации участника закупки в сфере оказания услуг энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

На основании изложенного Комиссия пришла к выводу, что данное требование к участникам закупки является излишне квалифицированным, что необоснованно ограничивает круг потенциальных участников закупки, следовательно, ограничивает конкуренцию.

Также Комиссией было выявлено, что при подведении итогов закупки заказчиком были нарушены принципы осуществления закупки товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, установленных статьей 3 Закона о закупках, а именно равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки, что проявилось в следующем. Единственным хозяйствующим субъектом, подавшим заявку на участие в закупке, не были представлены документы, подтверждающие наличие опыта по заключению договоров на организацию услуг общественного питания, установленного пунктом 25 Информационной карты, однако заявка данного участника была принята заказчиком.

Таким образом, заказчик при рассмотрении данной заявки не применил указанное требование, в результате чего, указанная заявка была необоснованно допущена к участию в закупке.

Следовательно, довод заявителя в указанной части следует признать обоснованным.

Далее заявитель указывает, что замена нестоимостного критерия оценки заявки, выраженного в «количестве заключенных в период с 2009 по 2019 г. энергосервисных контрактов (договоров) с государственными и муниципальными учреждениями на оказание услуг (выполнение работ), направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов (электрической энергии) при эксплуатации объектов наружного и внутреннего освещения» (Раздел 3 Документации о закупке в редакции от 19.07.2019), на критерий «сумма достигнутой экономии (в денежном выражении) энергетического ресурса, подтвержденной подписанными Актами достигнутой экономии за отчетный период, в результате реализации действующих энергосервисных договоров (контрактов), на оказание услуг (выполнение работ), направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования электрической энергии на цели внутреннего освещения, заключенных с заказчиком в рамках закупок в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», или в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (Раздел 3 Документации о закупке в редакции от 31.07.2019) является действием, направленным на ограничение количества потенциальных участников закупки, так как критерий носит излишне квалифицированный характер.

Законом о закупах не установлено запретов на внесение изменений в закупочную документацию. Внесение изменений в закупочную документацию является правом заказчика.

На основании пунктов 1.8.11 Положения о закупке товаров работ услуг МОУ СОШ № 13 г. Копейск заказчик по собственной инициативе или в соответствии с запросом участника закупки вправе принять решение о внесении изменений в извещение и (или) документацию о закупке.

Заказчик не предоставил доказательств, указывающих на то, что данное изменение ограничило круг потенциальных участников закупки. Более того, заказчик сам указал в жалобе, что хозяйствующие субъекты, способные предоставить необходимый объем достигнутой экономии смогли бы легко предоставить доказательства достаточного опыта по изначальному критерию.

Заказчик в пояснениях указал, что введение указанного критерия является наглядным показателем опыта хозяйствующего субъекта в сфере оказания услуг на энергосбережение и повышения энергетической эффективности использования электрической энергии на цели внутреннего освещения объектов и соответствует потребностям заказчика.

Таким образом, указанный довод заявителя следует считать необоснованным.

На основании изложенного жалоба ООО «ПЭК» признана обоснованной.

На основании изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

 РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу ООО «ПЭК» на действия МОУ СОШ № 13 г. Копейск на действия (бездействие) заказчика МОУ СОШ № 13 г. Копейск при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг (осуществление действий), направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования электрической энергии на цели внутреннего освещения объектов, выразившиеся во включении в закупочную документацию ограничивающих конкуренцию требований к участникам закупки (извещение № 31908115149).
  2. Признать действия МОУ СОШ № 13 г. Копейск, выразившиеся в нарушении порядка проведения закупки в части нарушения принципов равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки,  установления ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки указания неизмеряемого требования, противоречащими части 1 статьи 3 Закона о закупках.
  3. Выдать МОУ СОШ № 13 г. Копейск, оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание о возвращении закупки на стадию формирования документации.
  4. Передать материалы дела должностному лицу Челябинского УФАС России для решения вопроса о привлечении виновных лиц к административной ответственности.

 

[данные изъяты]

 

[данные изъяты]

 

[данные изъяты]

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия. 

Связанные организации

Связанные организации не указаны