Решение №ВЛ/9557/22 Об отказе во включении сведений в реестр недобросовестных по... от 11 августа 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

6

 

Об отказе во включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по делам № РНП-74-354/2022; № РНП-74-355/2022

 

Управление строительства и инженерной инфраструктуры Администрации Красноармейского мр 456660,с. Миасское, ул. Центральная, д. 1Б uiikr@mail.ru Индивидуальный предприниматель "..."

"..."

 

 

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ 074/10/104-2159/2022 (РНП-74-354/2022)

074/10/104-2160/2022 (РНП-74-355/2022)

 

г. Челябинск, пр. Ленина, 59

 

Резолютивная часть решения оглашена 08 августа 2022 года

В полном объеме решение изготовлено 11 августа 2022 года

 

Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Комиссия) в составе:

Председателя Комиссии:

"..."

-

заместителя руководителя управления - начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России;

Членов Комиссии:

"..."

-

заместителя начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России;

 

"..."

-

ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,

рассмотрев обращение администрации Полетаевского муниципального района (далее – заказчик) о включении в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведений об ИП "..." (далее – подрядчик, общество), в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контрактов и расторжением контрактов, заключенных по результатам проведения электронных аукционов на выполнение работ по благоустройству дворовой территории многоквартирного дома по адресу: Челябинская область, Красноармейский район, п. Мирный, ул. Пионерская, д. 10 (детская площадка) (извещение № 0169300024821000154); на выполнение работ по благоустройству дворовой территории многоквартирных домов по адресу: Челябинская область, Красноармейский район, п. Дубровка, пер. Дубровский, д. 8, д. 10, д. 12 (детская площадка) (извещение №0169300024821000155), при участии в заседании Комиссии:

- представителя Управления строительства и инженерной инфраструктуры администрации Красноармейского муниципального района "..." действующего на основании доверенности от 04.08.2022;

- представителя ИП "...""...", действующего на основании доверенности от 17.06.2022 № 22/06/1,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В соответствии с частью 4 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) в Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) 01.08.2022 поступили обращения заказчика о включении ИП "..." в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контрактов и расторжением контрактов, заключенных по результатам проведения электронных аукционов на выполнение работ по благоустройству дворовой территории многоквартирного дома по адресу: Челябинская область, Красноармейский район, п. Мирный, ул. Пионерская, д. 10 (детская площадка) (извещение № 0169300024821000154); на выполнение работ по благоустройству дворовой территории многоквартирных домов по адресу: Челябинская область, Красноармейский район, п. Дубровка, пер. Дубровский, д. 8, д. 10, д. 12 (детская площадка) (извещение № 0169300024821000155) (далее – аукционы, закупки).

Согласно материалам дела Управлением строительства и инженерной инфраструктуры администрации Красноармейского муниципального района при участии администрации Красноармейского муниципального района Челябинской области объявлено о проведении электронных аукционов путем размещения на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru 06.10.2021 извещений о проведении закупок №№ 0169300024821000154, 0169300024821000155.

Начальная (максимальная) цена контракта по каждому аукциону (изв. №0169300024821000154, № 0169300024821000155) определена в размере 774 746,75 рублей.

Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона №0169300024821000155 от 20.10.2022 победителем аукциона признан ИП "..." с предложением о цене контракта 677 903,25 рублей.

Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона №0169300024821000154 от 20.10.2022 победителем аукциона признан ИП "..." с предложением о цене контракта 681 776,99 рублей.

По итогам проведения закупок 01.11.2021 между Управлением строительства и инженерной инфраструктуры администрации Красноармейского муниципального района и ИП "..." заключены муниципальные контракты №№ 316-21, 317-21 (далее - контракты).

Исходя из сведений, указанных в обращениях заказчика, подрядчиком своевременно работы по контрактам не выполнены.

Представитель ИП "..." с обращением частично согласился, указал на выполнение работ в части и совершение действий, направленных на закупку необходимого товара.

Кроме того, в своих пояснениях представитель ИП "..." ссылался на то, что невозможность своевременного выполнения работ вызвана нарушением со стороны ООО «СтальДизайн Урал» сроков поставки малых архитектурных форм.

 

Изучив представленные документы, заслушав пояснения сторон, Комиссия, руководствуясь статьями 99, 104 Закона о контрактной системе, пришла к следующим выводам.

В силу части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.

Согласно части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.

В соответствии с пунктом 10.1 контрактов их расторжение допускается по соглашению сторон, по решению суда или в связи с односторонним отказом стороны от исполнения контрактов по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.

Таким образом, заказчиком предусмотрена возможность расторгнуть контракты в одностороннем порядке в соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе.

Порядок одностороннего расторжения контракта урегулирован законодательством о контрактной системе.

В силу части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:

1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;

2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);

3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта (часть 13 статьи 95 Закона о контрактной системе).

В силу части 16 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Согласно сведениям Единой информационной системы в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд заказчиком по двум аукционам 18.08.2022 сформированы сведения о принятых Решениях об одностороннем отказе №1 от исполнения контрактов. В качестве причины расторжения контрактов указано: «нарушения «Подрядчиком» срока окончания работ более чем на десять календарных дней». При этом решения об односторонних отказах от исполнения контрактов на сайте Единой информационной системы в сфере закупок не размещены. В размещенных файлах содержатся акты от 14.07.2022, согласно которым работы по контрактам не выполнены, заказчик требует выполнение работ в кратчайшие сроки, а также указывает, что в случае невыполнения требований Управление строительства и инженерной инфраструктуры администрации Красноармейского муниципального района будет вынуждено принять меры по расторжению контракта.

Отсутствие в Единой информационной системе в сфере закупок решений об односторонних отказах от исполнения контракта не позволяет подрядчику быть надлежащим образом уведомленным о принятых решениях в порядке, предусмотренном пунктом 3 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе. Более того, Единая информационная система содержит неоднозначные сведения о принятых решениях, поскольку из прикреплённых заказчиком документов, не следует, что такие решения приняты.

Также следует отметить, что в Единой информационной системе указана дата расторжения контрактов 28.07.2022, что не соответствует части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе, поскольку 10 дней с даты размещения сведения о принятых решения (18.07.2022) истекает 29.07.2022.

На дату заседания Комиссии антимонопольного органа, согласно сведениям, размещенным в ЕИС, контракты считаются расторгнутыми.

 

При рассмотрении вопроса о включении общества в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) антимонопольным органом установлено следующее,

 

В силу части 8 статьи 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.

Статьей 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) предусмотрено, что односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.

Согласно пункту 2 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.

В силу пункта 1 статьи 432 ГК РФ существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

В соответствии с пунктом 1 статьи 766 ГК РФ государственный или муниципальный контракт должен содержать условия об объеме и стоимости подлежащей выполнению работы, сроках ее начала и окончания, размере и порядке финансирования и оплаты работ, способах обеспечения исполнения обязательств сторон.

Исходя из пункта 2 статьи 702 ГК РФ к отдельным видам договора подряда (бытовой подряд, строительный подряд, подряд на выполнение проектных и изыскательских работ, подрядные работы для государственных нужд) положения, предусмотренные настоящим параграфом, применяются, если иное не установлено правилами настоящего Кодекса об этих видах договоров.

Таким образом, к договору подряда для государственных и муниципальных нужд применяются общие нормы, регулирующие отношения по договору подряда.

Согласно пункту 1 статьи 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.

В силу пункта 1 статьи 708 ГК РФ в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки).

Таким образом, с учетом положений статей 432, 702, 708, 766 ГК РФ существенными условиями государственного контракта являются предмет и сроки выполнения работ.

Согласно пункту 2 статьи 715 ГК РФ, если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.

Согласно пояснениям заказчика в срок, предусмотренный контрактами, работы не выполнены, что является нарушением существенных условий контрактов.

В соответствии с пунктом 2.1 муниципального контракта № 317-21 по настоящему контракту «Подрядчик» обязуется выполнить: благоустройство дворовой территории многоквартирных домов по адресу: Челябинская область, Красноармейский район, п. Дубровка, пер. Дубровский, д. 8, д. 10, д. 12 (детская площадка), в соответствии со сметной документацией и техническим заданием, являющиеся неотъемлемой частью настоящего контракта.

В силу пункта 2.1. муниципального контракта № 316-21 по настоящему контракту «Подрядчик» обязуется выполнить: благоустройство дворовой территории многоквартирного дома по адресу: Челябинская область, Красноармейский район, п. Мирный, ул. Пионерская, д. 10 (детская площадка), в соответствии со сметной документацией и техническим заданием, являющиеся неотъемлемой частью настоящего контракта.

Из пунктов 2.3. контрактов следует, что работы, поручаемые «подрядчику» по контрактам, подлежат выполнению в следующие сроки: начало работ – с 01 мая 2022 года, окончание работ – 30 июня 2022 года.

Сторонами подтверждено, материалами дела не опровергнуто, что на дату размещения сведений в ЕИС о принятых решениях об одностороннем отказе от исполнения контрактов (18.07.2022) подрядчиком работы по контрактам в полном объеме не выполнены.

В связи с чем, Комиссия Челябинского УФАС России приходит к выводу, о наличии существенных нарушений условий контрактов, что является основанием для принятия заказчиком решений об одностороннем отказе от исполнения контрактов.

Вместе с тем, необходимо отметить, что Комиссия антимонопольного органа, рассматривающая вопрос о внесении сведений в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), не может ограничиваться формальной констатацией лишь факта одностороннего отказа заказчика, не выявляя иные связанные с ним обстоятельства.

Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица. Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является специальной мерой государственного принуждения, установленной законодателем в целях обеспечения добросовестного исполнения участником закупки принятых на себя в рамках контрактной системы обязательств.

Одним из последствий такого включения является ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в государственных и муниципальных закупках.

Другим немаловажным последствием является умаление деловой репутации, поскольку фактом включения юридического лица в федеральный реестр недобросовестных поставщиков опровергается презумпция добросовестности такого лица как участника гражданских правоотношений. При этом, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, направленным на развитие конкуренции и предотвращение злоупотреблений в сфере закупок и, следовательно, является механизмом защиты публичных интересов.

Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 № 13-П, от 21.11.2002 №15-П).

Такой правовой подход подлежит применению и в данном случае, тем более что последствия по наложению санкции в виде включения сведений о лице в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) могут иметь серьезный экономический характер.

Согласно подпункту «б» пункта 13 раздела 3 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 № 1078 (далее - Правила), по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте «а» настоящего пункта, контрольный орган принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 настоящих Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр.

Пунктом 15 Правил предусмотрен исчерпывающий перечень случаев, при которых орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе), в том числе, в случае, если поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта, а также в случае выявления нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе.

Согласно представленным в материалы дела документам, между ИП "..." и ООО «СтальДизайн Урал» 01.12.2021 заключен договор №21126 поставки товара, согласно которому поставщик (ООО «СтальДизайн Урал») обязуется поставить заказчику (ИП "...") детское игровое оборудование. Данное детское оборудование закуплено с целью выполнения работ по спорным контрактам. Общая стоимость по договору составила 695 972, 88 рублей. Срок поставки товара установлен в количестве 120 дней с момента подписания договора. В соответствии с платежным поручением от 03.12.2021 № 66 ИП "..." в адрес ООО «СтальДизайн Урал» перечислены денежные средства в размере 208 791,88 рублей в качестве аванса по договору поставки от 01.12.2021 № 21126. Однако согласно претензиям ИП "..." от 01.03.2022, 04.04.2022 в срок, предусмотренный договором, работы по изготовлению малых архитектурных форм не производились. Товар в адрес ИП не поставлен.

Таким образом, принимая во внимания обстоятельства дела, учитывая, что ИП Асланян А.С. совершал действия, направленные на исполнение контракта, а также ввиду наличия со стороны заказчика нарушений порядка одностороннего расторжения контрактов Комиссия Челябинского УФАС России считает в данной ситуации возможным не принимать решение о включении в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведений об ИП "..."

 

Комиссия, руководствуясь статьями 99, 104 Закона о контрактной системе, Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 № 1078 «О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации» (вместе с «Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)»

 

РЕШИЛА:

 

Сведения, представленные Управлением строительства и инженерной инфраструктуры администрации Красноармейского муниципального района в отношении индивидуального предпринимателя "..." (ИНН "..."), в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контрактов и расторжением контрактов, заключенных по результатам проведения электронных аукционов на выполнение работ по благоустройству дворовой территории многоквартирного дома по адресу: Челябинская область, Красноармейский район, п. Мирный, ул. Пионерская, д. 10 (детская площадка) (извещение №0169300024821000154); на выполнение работ по благоустройству дворовой территории многоквартирных домов по адресу: Челябинская область, Красноармейский район, п. Дубровка, пер. Дубровский, д. 8, д. 10, д. 12 (детская площадка) (извещение №0169300024821000155), не включать.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Председатель Комиссии "..."

 

 

Члены Комиссии "..."

 

 

"..."

 

2022-10403

 

 

Связанные организации

Управление строительства и инженерной инфраструктуры Администрации Красноармейского мр
ИНН 7430013766, ОГРН 1127430000015
Индивидуальный предприниматель Асланян Артур Самвелович
ИНН 745115823685, ОГРН 321745600002951