Решение б/н Решение и предписание по делу № 495-ж/2013 по жалобе ООО «Ме... от 12 сентября 2013 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Р Е Ш Е Н И Е

по делу № 495-ж/2013

 

23 октября 2013 года г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Комиссия по контролю в сфере размещения заказов Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее — Комиссия Челябинского УФАС России) в составе:

 

Председателя Комиссии:

Сапрыкиной Н.В.

-

заместителя руководителя Челябинского УФАС России;

 

Членов Комиссии:

Титовой С.В.

 

 

 

-

ведущего специалиста-эксперта отдела контроля государственного и муниципального заказов Челябинского УФАС России;

 

 

Саинской Л.А.

-

ведущего специалиста - эксперта отдела контроля государственного и муниципального заказов Челябинского УФАС России;

рассмотрев жалобу ООО «Медскан», в присутствии:

- представителя ООО «Медскан», действующего на основании доверенности от 21.10.2013;

- представителя Главного управления материальных ресурсов Челябинской области, действующего на основании доверенности № 11 от 15.05.2013;

- представителя Министерства социальных отношений Челябинской области, действующего на основании доверенности № 19-ю от 02.07.2013;

- представителя Министерства социальных отношений Челябинской области, действующего на основании доверенности № 22-ю от 08.08.2013,

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

В Челябинское УФАС России поступила жалоба ООО «Медскан» (далее — заявитель) на действия заказчика при проведении открытого аукциона в электронной форме (изв. № 0169200000313005784) на поставку специальных средств (калоприемники) для лиц с нарушением функции выделения (далее - аукцион).

Согласно представленным документам 03.10.2013 Главное управление материальных ресурсов Челябинской области объявило о проведении аукциона.

Заказчиком выступило Министерство социальных отношений Челябинской области.

Начальная (максимальная) цена контракта - 34 974 238,00 рублей.

Окончание срока подачи заявок на участие в аукционе — 21.10.2013, в 10 часов 00 минут.

Состав аукционной комиссии для проведения аукциона утвержден Приказом Главного управления материальных ресурсов Челябинской области № 4497 от 20.09.2013.

На дату рассмотрения жалобы ООО «Медскан» контракт не заключен.

На заседании комиссии представители заявителя поддержали доводы жалобы и указали следующее.

ООО «Медскан» намерено принять участие в размещении заказа, предложив к поставке продукцию производства «Конватек».

Однако, в соответствии с аукционной документацией Заказчиком предъявляются требования к поставляемому товару, соответствующие продукции торговой марки либо «Колопласт» (Дания), либо «Холлистер» (США).

Техническое задание аукционной документации содержит следующие требования, нарушающие нормы Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон о размещении заказов) в части ограничения количества участников размещения заказа:

1. В пунктах 1,2 технического задания аукционной документации заказчик указывает на наличие «дополнительного гидроколлоидного поля с системой вдавлений обеспечивающей перераспределение нагрузки на кожу, а также облегчающей удаление калоприемника».

В настоящее время указанной характеристикой обладает только калоприемник торговой марки «Холлистер» (США).

Вместе с тем, на рынке поставки специальных средств при нарушениях функций выделения существуют производители, выпускающие калоприемники без «дополнительного гидроколлоидного поля с системой вдавлений обеспечивающей перераспределение нагрузки на кожу, а также облегчающей удаление калоприемника», что не влияет на качество товара и не ухудшает его потребительских свойств.

Наличие указанной характеристики товара существенно ограничивает количество потенциальных участников размещения заказа.

2. В пункте 3 технического задания аукционной документации заказчик указывает на наличие фланца пластины двухкомпонентного калоприемника с «плавающим» воротничком.

Указанный фланец с «плавающим» воротничком согласно техническому заданию, должен обеспечивать дополнительный комфорт в раннем послеоперационном периоде и слабовидящим пациентам.

Однако, в настоящее время отсутствуют исследования и клинические данные, подтверждающие, что наличие «плавающего воротничка» создает условия дополнительного комфорта для стомированного больного.

Главные потребности стомированного инвалида — защита кожи вокруг стомы, надежная фиксация калоприемника на теле, надежное прочное крепление сборного мешка к фланцевой пластине, отсутствие протеканий кишечного содержимого во время использования калоприемника обеспечиваются и иными двухкомпонентными системами по уходу за стомой, представленными на российском рынке в большом ассортименте.

Более того, фланец с «плавающим» воротничком имеет только калоприемник под торговой маркой «Холлистер» (США).

Наличие указанной характеристики товара существенно ограничивает количество потенциальных участников размещения заказа.

3. В пункте 4 технического задания аукционной документации заказчик указывает «мешок должен иметь встроенную застежку, не пропускающую содержимое мешка наружу, («липучка», со складывающейся три раза по направлению «на себя» горловиной дренажного отверстия, с моющимися, фиксирующими планками многоразового использования, из полипропилена, и приемно-отвечающими элементами в форме микро-грибков)».

В настоящее время указанной характеристикой обладает только калоприемник торговой марки «Холлистер» (США).

Вместе с тем, в настоящий момент на рынке представлен большой ассортимент продукции других производителей с иными видами застежек (многоразовый зажим, мягкий зажим), которые в полной мере отвечают всем необходимым функциональным требованиям стомированного инвалида при использовании дренируемых мешков, а именно, надежное закрытие сборного мешка, простота и удобство использования.

Наличие указанной характеристики товара существенно ограничивает количество потенциальных участников размещения заказа.

4. В пунктах 6,7,8 технического задания аукционной документации заказчик указывает на наличие «дренируемого стомного мешка со встроенной адгезивной пластиной на натуральной гипоаллергенной гидроколлоидной основе спиралевидной структуры, состоящей из двух чередующихся адгезивов, с защитным покрытием».

В настоящее время указанной характеристикой обладает только калоприемник торговой марки «Колопласт» (Дания).

Более того, наличие адгезивной пластины на гидроколлоидной основе спиралевидной структуры, состоящей из 2-х чередующихся адгезивов, никаким образом не влияет на качество пластин и не улучшает их потребительских свойств, так как не повышает качество и уровень жизни стомированного пациента, а также не упрощает процедуру использования и замены калоприемника.

Единственным преимуществом пластины на гидроколлоидной основе спиралевидной структуры, состоящей из двух чередующихся адгезивов, является визуальное (внешнее) отличие адгезива производителя «Колопласт» (Дания) от всех других адгезивов, имеющихся на российском рынке.

Все важные требования к адгезиву (абсорбция, сохранения нормального рН кожи, легкость удаления без повреждения кожи, защита от раздражения, надежность приклеивания и эффективная защита кожи от агрессивного воздействия кишечного отделяемого) обеспечиваются в изделиях других производителей посредством использования различных по составам адгезивов.

В настоящий момент отсутствуют клинически доказанные данные о преимуществах пластин со спиралевидной структурой, состоящей из 2-х чередвующихся адгезивов, в сравнении со свойствами аналогичных изделий, предлагаемых к поставке на российском рынке.

Наличие указанной характеристики существенно ограничивает количество потенциальных участников размещения заказа.

5. В пункте 8 технического задания аукционной документации заказчик указывает на наличие «не менее 5 различных диаметров фланцевых колец».

Вместе с тем, в данный момент на российском рынке отсутствуют производители средств по уходу за стомой, готовых представить 5 диаметров фланцевых колец в диапазоне не менее 40 мм и не более 120 мм. Поставка 5 размеров фланцевых колец возможна только при условии изменения в техническом задании требования 40 мм на 30 мм.

Таким образом, указанные в техническом задании аукционной документации характеристики не обусловлены функиональными (потребительскими) свойствами товаров, не являются значительными с точки зрения удобства и практичности для пользователя, но в то же время требования технического задания аукционной документации в совокупности делают невозможным поставку продукции производителя «Конватек» - существенно ограничивают число производителей, продукция которых может быть предложена к поставке.

Представители заказчика с доводами жалобы не согласились, представили письменные пояснения и указали следующее.

Аукционная документация заказчиком оформлялась на основании заявки ОГКУ «Государственное учреждение Челябинский областной реабилитационно-физкультурный центр инвалидов «Импульс» (далее — РЦ «Импульс»), в соответствии с Постановлением Правительства Челябинской области от 18.04.2011 № 94-П «О порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и услугами и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов) и протезно-ортопедическими изделиями» РЦ «Импульс» является уполномоченной организацией по обеспечению деятельности Министерства по реализации части полномочий РФ по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов.

При подготовке заявки заказчиком направлялись запросы хозяйствующим субъектам для обоснования начальной (максимальной) цены — ООО «Дельта плюс», ООО «Компания Интехпрод», ООО «ПрофМед», после получения ответов на которые заказчик и РЦ «Импульс» пришли к выводу о присутствии на рынке данной продукции множества конкурирующих хозяйствующих субъектов.

На дату окончания срока подачи заявок на участие в аукционе было подано восемь заявок от участников размещения заказа. Следовательно, на рынке существует продукция, соответствующая техническому задания документации об аукционе.

Высокие потребительские свойства калоприемника определяются наличием 2-х сторонней подкладки, что обеспечивает потребителю комфорт в использовании (не шуршат, гидроскопичны — впитывают влагу, образующуюся на теле пациента, не аллергены). Наличие дополнительного гидроколлоидного поля с системой вдавлений является важным потребительским и функциональным свойством калоприемника, который обеспечивает перераспределение нагрузки на кожу, что не позволяет образовываться на коже язвам и другим поражениям тканевого покрова, обеспечивает нормальный тепло- и влагообмен кожи, исключает «парниковый» эффект, а также облегчает удаление калоприемника, делая его менее болезненным и не травмирующим кожу.

По позиции 3 технического задания заявлены адгезивные пластины с различными диаметрами фланцевых колец: не менее 40 мм — не более 100 мм с техническими характеристиками, указанными в техническом задании аукционной документации — данным техническим характеристикам полностью соответствует продукция следующих компаний: Hollister Incorporated и Coloplast A/S, Дания.

По позиции 4 технического задания заявлен мешок дренируемый с фланцами различных диаметров. Диаметры фланцев мешков должны соответствовать диаметрам фланцев колец адгезивных пластин, указанных в п. 3 спецификации — данным техническим характеристикам полностью соответствует продукция следующих компаний: Hollister Incorporated и Coloplast A/S, Дания.

На сегодняшний день это самая современная система застежки, наиболее удобная потребителю, мягкая, не натирает кожу, не создает дискомфорт, прочная, многоразовая, не отрывается и не теряется. За счет микро-грибков удобно использовать лицам слабовидящим, а также тем, у кого низкие навыки мелкой моторики и пожилым пациентам с плохой координацией. Такой тип застежки имеется почти на всех современных калоприемниках. У большинства производителей такой тип застежки получил название Lock' n' Roll.

По позициям 6-8 технического задания заявлены калоприемники и адгезивные пластины — данным техническим характеристикам полностью соответствует продукция следующих компаний: Hollister Incorporated, Coloplast A/S, Дания и B.Braun Medical, Франция.

Клеевой адгезивный слой специально разработан как чередование натурального гидроколлоида, который в силу своих показаний оказывает ранозаживляющее, абсорбирующее действие — он впитывает влагу кожи, позволяет коже под пластиной дышать, сохраняя нормальный рН. Такой клеевой слой обеспечивает более длительное стояние на стоме по сравнению с теми, которые используют в качестве адгезива только один тип гидроколлоида, а также более надежное приклеивание и эффективную защиту кожи от агрессивного воздействия кишечного отделяемого. Благодаря спиралевидной структуре при смене калоприемников на одни и те же участки кожи перистомальной области попеременно попадают различные адгезивные слои. Таким образом, различные участки кожи то «отдыхают», отдавая абсорбирующим адгезивным слоям избыточную влагу, то «работают» под адгезивными слоями, обеспечивая надежное, герметичное приклеивание.

Невозможность представить 5 различных диаметров фланцевых колец продукцией одного производителя не лишает участника права представить как продукцию одного производителя, так и продукцию нескольких производителей.

Заслушав пояснения сторон, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 17 Закона о размещении заказов, Комиссия пришла к следующим выводам.

Согласно документации об аукционе (приложение №1 к информационной карте документации об аукционе в электронной форме) заказчику требуется следующий товар:

 

п/п

Наименование товара, описание

Количество поставляемого товара, шт.

Требования заказчика (к качеству, техническим характеристикам, к безопасности, к функциональным характеристикам, размерам, упаковке, отгрузке и иные показатели, связанные с определением соответствия товара потребностям государственного заказчика)

1

Калоприемник однокомпонентный дренируемый. Диаметр вырезаемого отверстия не менее 10 мм минимальный и не более 65 мм максимальный

108546

Дренируемый стомный мешок неразъемный из непрозрачного или прозрачного многослойного, не пропускающего запах полиэтилена, с двойной запайкой, с мягкой нетканой 2-х сторонней подложкой; со встроенной адгезивной пластиной из натурального гипоаллергенного гидроколлоида, дополнительное гидроколлоидное поле с системой вдавлений обеспечивающей перераспределение нагрузки на кожу, а также облегчающей удаление калоприемника. Пластина гибкая, легко адаптируется к форме живота. Мешок должен иметь объемный встроенный угольный фильтр.

2

Калоприемник однокомпонентный недренируемый. Диаметр вырезаемого отверстия не менее 10 мм минимальный и не более 65 мм максимальный

21984

Недренируемый стомный мешок неразъемный из непрозрачного или прозрачного многослойного, не пропускающего запах полиэтилена, с двойной запайкой, с мягкой нетканой 2-х сторонней подложкой; со встроенной адгезивной пластиной из натурального гипоаллергенного гидроколлоида, дополнительное гидроколлоидное поле с системой вдавлений обеспечивающей перераспределение нагрузки на кожу, а также облегчающей удаление калоприемника. Пластина гибкая, легко адаптируется к форме живота. Мешок должен иметь объемный встроенный угольный фильтр.

3

Адгезивные пластины с различными диаметрами фланцевых колец: не менее 40 мм — не более 100 мм

24809

Адгезивная пластина из 100% натурального гипоаллергенного гидроколлоида, который легко моделируется по контуру стомы, Фланец пластины двухкомпонентного калоприемника имеет «плавающий» воротничок, обеспечивающий введение пальцев между кольцом и пластиной для уменьшения давления на брюшную стенку, что создает дополнительный комфорт в раннем послеоперационном периоде и слабовидящим пациентам.

Не менее 5 различных диаметров фланцевых колец. Количество пластин каждого диаметра определяется по согласованию с Грузополучателем и получателями — физическими лицами в г. Челябинске.

4

Мешок дренируемый с фланцами различных диаметров. Диаметры фланцев мешков должны соответствовать диаметрам фланцев колец адгезивных пластин, указанных в п. 3 спецификации

62159

Мешок илеостомный, дренируемый, непрозрачный, из многослойного, не пропускающего запах полиэтилена с мягкой нетканой 2-х сторонней подложкой, с двойной запайкой. Три ушка на фланцевом кольце с тактильными метками, позволяющие определить слепым и слабовидящим пациентам расположение двух ушек для фиксации пояса и верхнего ушка для выпуска излишков газа. Мешок имеет объемный угольный фильтр. Мешок должен иметь встроенную скрытую застежку не пропускающую содержимое мешка наружу (“липучка”, со складывающейся три раза по направлению «на себя» горловиной дренажного отверстия, с моющимися, фиксирующими планками многоразового использования, из полипропилена, и приемно-отвечающими элементами в форме микрогрибков) обеспечивающие дополнительные тактильные ощущения закрытия застежки, что особенно важно для слабовидящих пациентов.

Количество мешков с фланцами каждого диаметра, соответствующими диаметрам фланцевых колец адгезивных пластин, указанных в п.3 спецификации, определяется по согласованию с Грузополучателем и получателями — физическими лицами в г. Челябинске.

5

Мешок недренируемый с фланцами различных диаметров. Диаметры фланцев мешков должны соответствовать диаметрам фланцев колец адгезивных пластин, указанных в п. 3 спецификации

30794

Мешок недренируемый анатомической формы, из непрозрачного или прозрачного многослойного, не пропускающего запах полиэтилена, с двойной запайкой, с мягкой быстровысыхающей нетканой 2-х сторонней подложкой. Мешок имеет объемный встроенный угольный фильтр. Три ушка на фланцевом кольце с тактильными метками, позволяющие определить слепым и слабовидящим пациентам расположение двух ушек для фиксации пояса и верхнего ушка для выпуска излишков газа.

Количество мешков с фланцами каждого диаметра, соответствующими диаметрам фланцевых колец адгезивных пластин, указанных в п. 3 спецификации, определяется по согласованию с Грузополучателем и получателями — физическими лицами в г. Челябинске.

6

Калоприемник однокомпонентный дренируемый. Диаметр вырезаемого отверстия не менее 10 мм минимальный и не более 70 мм максимальный

108546

Дренируемый стомный мешок неразъемный из непрозрачного или прозрачного многослойного, не пропускающего запах полиэтилена, с мягкой нетканой одно- или двухсторонней подложкой, с клеящимся зажимом; со встроенной адгезивной пластиной на натуральной гипоаллергенной гидроколлоидной основе спиралевидной структуры, состоящей из двух чередующихся адгезивов, с защитным покрытием.

7

Калоприемник однокомпонентный недренируемый. Диаметр вырезаемого отверстия не менее 10 мм минимальный и не более 70 мм максимальный

21984

Недренируемый стомный мешок неразъемный из непрозрачного или прозрачного многослойного, не пропускающего запах полиэтилена, с мягкой нетканой одно- или двухсторонней подложкой, с фильтром, со встроенной адгезивной пластиной на натуральной, гипоаллергенной гидроколлоидной основе спиралевидной структуры, состоящим из двух чередующихся адгезивов с защитным покрытием.

8

Адгезивные пластины с различными диаметрами фланцевых колец: не менее 40 мм — не более 120 мм

24809

Адгезивная пластина на натуральной гипоаллергенной гидроколлоидной основе спиралевидной структуры, состоящим из двух чередующихся адгезивов, с креплениями для пояса, с защитным покрытием, с вырезаемым отверстием под стому, с фланцем для крепления мешка (различным диаметром), соответствующим фланцу мешка.

Не менее 5 различных диаметров фланцевых колец. Количество пластин каждого диаметра определяется по согласованию с Грузополучателем и получателями — физическими лицами в г. Челябинске.

9

Мешок дренируемый с фланцами различных диаметров. Диаметры фланцев мешков должны соответствовать диаметрам фланцев колец адгезивных пластин, указанных в п. 8 спецификации

62159

Мешок дренируемый из непрозрачного или прозрачного многослойного, не пропускающего запах полиэтилена, с мягкой нетканой подложкой и клеящимся зажимом, с фланцем (кольцом-защелкой) для крепления мешка к пластине (различного диаметра), соответствующим фланцу пластины.

Количество мешков с фланцами каждого диаметра, соответствующими диаметрам фланцевых колец адгезивных пластин, указанных в п. 8 спецификации, определяется по согласованию с Грузополучателем и получателями — физическими лицами в г. Челябинске.

10

Мешок недренируемый с фланцами различных диаметров. Диаметры фланцев мешков должны соответствовать диаметрам фланцев колец адгезивных пластин, указанных в п. 8 спецификации

30794

Мешок недренируемый из непрозрачного или прозрачного многослойного, не пропускающего запах полиэтилена, с мягкой нетканой одно- или двухсторонней подложкой, с фильтром, с фланцем (кольцом-защелкой) для крепления мешка к пластине (различного диаметра), соответствующим фланцу пластины.

Количество мешков с фланцами каждого диаметра, соответствующими диаметрам фланцевых колец адгезивных пластин, указанных в п. 8 спецификации, определяется по согласованию с Грузополучателем и получателями — физическими лицами в г. Челябинске.

 

1. В соответствии с частью 1 статьи 41.6 и частью 2 статьи 34 Закона о размещении заказов документация об аукционе должна содержать требования, установленные заказчиком, уполномоченным органом к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.

Согласно части 3.1 статьи 34 Закона о размещении заказов, документация об аукционе не может содержать указание на знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товару, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.

  1. Спецификация документации об открытом аукционе в электронной форме по позициям 1,2 (калоприемник однокомпонентный дренируемый, калоприемник однокомпонентный недренируемый) содержит требование заказчика о наличии у встроенной адгезивной пластины дополнительного гидроколлоидного поля с системой вдавлений обеспечивающей перераспределение нагрузки на кожу, а также облегчающей удаление калоприемника.

На заседании комиссии представитель заявителя пояснил, что система вдавлений представляет собой пористую структуру по краям адгезивной пластины и присутствует только в продукции Hollister, производства США. Представители заказчика указанный факт не отрицали.

Заключений специалистов (экспертов) о том, что именно наличие дополнительного гидроколлоидного поля с системой вдавлений обеспечивает перераспределение нагрузки на кожу, не позволяет образовываться на коже язвам и другим поражениям тканевого покрова, обеспечивает нормальный тепло- и влагообмен кожи, исключает «парниковый эффект», облегчает удаление калоприемника представителями заказчика не представлено.

  1. Техническое задание (приложение №1 к информационной карте документации об аукционе в электронной форме) по позиции 3 (адгезивные пластины) содержит требование заказчика о наличии у фланца пластины двухкомпонентного калоприемника «плавающего» воротничка, обеспечивающего введение пальцев между кольцом и пластиной для уменьшения давления на брюшную стенку, что создает дополнительный комфорт в раннем послеоперационном периоде и слабовидящим пациентам.

Заключений специалистов (экспертов) о том, что именно наличие «плавающего» воротничка обеспечивает дополнительный комфорт и необходимо для слабовидящих пациентов представителями заказчика не представлено.

  1. Техническое задание (приложение №1 к информационной карте документации об аукционе в электронной форме) по позиции 4 (мешок дренируемый) содержит требование заказчика о наличии у дренируемого мешка встроенной скрытой застежки, не пропускающей содержимое мешка наружу (“липучка”, со складывающейся три раза по направлению «на себя» горловиной дренажного отверстия, с моющимися, фиксирующими планками многоразового использования, из полипропилена, и приемно-отвечающими элементами в форме микрогрибков), обеспечивающей дополнительные тактильные ощущения закрытия застежки, что особенно важно для слабовидящих пациентов.

Заключений специалистов (экспертов) о том, что именно наличие у дренируемого мешка встроенной скрытой застежки, не пропускающей содержимое мешка наружу (“липучка”, со складывающейся три раза по направлению «на себя» горловиной дренажного отверстия, с моющимися, фиксирующими планками многоразового использования, из полипропилена, и приемно-отвечающими элементами в форме микрогрибков) необходимо для слабовидящих пациентов представителями заказчика не представлено.

На заседании комиссии представителями заказчика указано, что большинство производящихся в настоящее время дренируемых мешков обладают указанной выше встроенной скрытой застежкой. Однако, представителем заявителя представлена продукция торговых марок Hollister, Coloplast, ConvaTec.

Комиссия, исследовав представленные дренируемые мешки, пришла к выводу, что под данное требование попадает только продукция торговой марки Hollister, поскольку продукция торговых марок Coloplast, ConvaTec не подходит по количеству оборотов, за которые данная застежка складывается (Coloplast за 2 оборота, ConvaTec за 5 оборотов).

  1. Техническое задание (приложение №1 к информационной карте документации об аукционе в электронной форме) по позициям 6,7,8 (калоприемник однокомпонентный недренируемый, калоприемник однокомпонентный дренируемый, адгезивные пластины) содержит требование заказчика о наличии у встроенной в дренируемый стомный мешок адгезивной пластины на натуральной гипоаллергенной гидроколлоидной основе спиралевидной структуры, состоящей из двух чередующихся адгезивов, с защитным покрытием.

Представитель заявителя пояснил, что два чередующихся адгезива на пластине представляют собой попеременно чередующиеся слои белого и телесного цветов, которые присутствуют только в продукции торговой марки Coloplast.

Представители заказчика пояснили, что наличие двух чередующихся адгезивов оказывает ранозаживляющее, абсорбирующее действие. Однако, заключений специалистов (экспертов), подтверждающих данный факт, представлено не было.

Кроме того, представители заказчика не указали сведений о технических регламентах, стандартах и иных нормативных актах, в которых используется и дано толкование следующих терминов: система вдавлений, «плавающий» воротничок, чередующиеся адгезивы.

Согласно сведениям Интернет сайтов использование формулировки «плавающий» фланец указывает на производителя торговой марки «Hollister».

Таким образом, комиссия приходит к выводу о том, что установление данных требований, а также использование не общепринятых формулировок может привести к ограничению количества участников размещения заказа и как следствие к ограничению, устранению конкуренции на торгах, что запрещено частью 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции).

Кроме того, указанные требования не соответствуют Классификации технических средств реабилитации (изделий) в рамках федерального перечня реабилитационных мероприятий, предоставляемых инвалиду, в целях определения компенсации за технические средства реабилитации (изделия), приобретенные инвалидами (ветеранами) за собственный счет, и (или) оплаченные за счет собственных средств услуги по их ремонту, утв. Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24.05.2013 №214н (далее — Классификация ТСР).

Согласно Классификации ТСР однокомпонентные калоприемники различаются по следующим критериям:

  1. однокомпонентный дренируемый калоприемник:

  2. со встроенной плоской пластиной;

  3. со встроенной конвексной пластиной;

    1. однокомпонентный недренируемый калоприменик:

  4. со встроенной плоской пластиной;

  5. со встроенной конвексной пластиной.

Таким образом, заказчик, установив требования при описании продукции о наличии у адгезивной пластины системы вдавлений, о наличии «плавающего» воротничка, двух чередующихся адгезивов, исключил возможность поставки продукции других торговых марок помимо «Hollister» (по позициям 1-4) , «Coloplast» (по позициям 6-8).

Из содержания действующего законодательства следует, что инвалиды обеспечиваются техническими средствами реабилитации (далее - ТСР) на основании индивидуальных программ реабилитации инвалидов, которые оформляются на основании медико-социальной экспертизы.

В указанной программе указываются сведения о ТСР, требования к которым устанавливаются исходя из Классификация ТСР. Указанный вывод основан на следующем.

В соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» установлено, что только медико-социальная экспертиза определяет в установленном порядке потребности освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма.

Медико-социальная экспертиза осуществляется исходя их комплексной оценки состояния организма на основе анализа клинико-функциональных социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических данных освидетельствуемого лица с использованием классификаций и критериев, установленных Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23.12.2009 № 1013н «Об утверждении классификаций и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы».

Федеральное учреждение медико-социальной экспертизы разрабатывает индивидуальные программы реабилитации инвалидов, содержащие перечень реабилитационных мероприятий и технических средств реабилитации, необходимых инвалиду.

Федеральный перечень реабилитационных мероприятий и технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержден Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2005 № 2347-р. В данный перечень входят, в том числе специальные средства при нарушениях функций выделения (моче- и калоприемники).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2008 № 240 «О порядке обеспечения инвалидов техническим средствами реабилитации и отдельных граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями» и статьей 11.1 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» установлены правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации (далее- Правила).

Согласно пункту 2 Правил обеспечение инвалидов ТСР осуществляется в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов, разрабатываемых федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.

Согласно подпункту «а» пункта 3 Правил обеспечение инвалидов соответственно техническими средствами и изделиями осуществляется путем предоставления соответствующего технического средства (изделия).

Пункт 4 Правил предусматривает, что заявление о предоставлении технического средства (изделия) подается инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, в исполнительный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по месту жительства с предоставлением паспорта инвалида (ветерана) и программы реабилитации (заключения).

В соответствии с пунктом 15.1 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2008 № 240 утверждена Классификация ТСР.

В настоящее время Постановлением Правительства Челябинской области от 18.04.2011 № 94-П (с изменениями от 27.07.2011) «О порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и услугами и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов) и протезно-ортопедическими изделиями» (далее-Положение) установлено, что Государственное учреждение Челябинской области реабилитационно-физкультурный центр инвалидов «Импульс» является уполномоченной организацией по обеспечению деятельности Министерства социальных отношений Челябинской области по реализации части полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов.

Пунктом 4 Положения определено, что именно ГУ ЧО РФЦ инвалидов «Импульс» осуществляет прием документов на определение права инвалидов (ветеранов) на получение ТСР, подготовку заявок в Министерство социальных отношений Челябинской области о потребности в предоставлении и выдаче инвалидам (ветеранам) ТСР, прием ТСР, предоставляемых поставщиками в рамках выполнения государственного контракта, с последующей выдачей ТСР инвалидам, формирование областного реестра в той же хронологической последовательности, в которой инвалиды и ветераны, претендующие на обеспечение ТСР были поставлены на учет в качестве нуждающихся в обеспечении ТСР.

Согласно пункту 6 Положения обеспечение инвалидов ТСР осуществляется в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов.

У ГУ ЧО РФЦ и Министерства социальных отношений Челябинской области отсутствуют полномочия по установлению иных требования к ТСР инвалидов ,чем это предусмотрено индивидуальной программой реабилитации.

Исходя из содержания Классификации ТСР следует, что заказчиком в документации об аукционе изменены требования к однокомпонентным калоприемникам и самостоятельно установлены характеристики данного товара. Заказчиком на заседание Комиссии не представлено доказательств обоснованности установления данных требований к товару.

Установление характеристик к товару в документации об открытом аукционе в электронной форме, не должно приводить к тому, что фактически под указанные характеристики будет подходить продукция только одной торговой марки (производителя), поскольку при этом нарушаются такие принципы размещения заказов, как расширение возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов, развитие добросовестной конкуренции, недопущение злоупотреблений в сфере размещения заказов.

Комиссией проанализирована информация об однокомпонентных калоприемниках четырех производителей (Hollister, Coloplast, Braun Medical, ConvaTec) продукции, указанной в спецификации документации об аукционе. Информация получена путем осмотра образцов продукции различных производителей, представленных заявителем, а также из документов, представленных заказчиком на заседание Комиссии, заявителем и с официальных сайтов поставщиков и производителей (распечатки с сайтов имеются в материалах дела). Исходя из приведенных данных следует, что в результате безосновательного установления требований о наличии системы вдавлений, «плавающего» воротничка, встроенной скрытой застежкис 3 оборотами, двух чередующихся адгезивов, не предусмотренных Классификацией ТСР для однокомпонентных калоприемников, исключает возможность поставки продукции по отдельным позициям спецификации таких торговых марок как ConvaTec, Braun, что может привести к ограничению количества участников размещения заказа и как следствие к ограничению, устранению конкуренции на торгах, что запрещено частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению,ограничению или устранению конкуренции.

Согласно исследованной продукции по позициям 1,2,3,4 технического задания только продукция компании «Hollister» соответствует показателям по данным позициям спецификации документации об аукционе, а по позициям 6,7,8 продукция торговой марки «Coloplast». Тем самым заказчиком при проведении торгов созданы преимущественные условия участия в торгах поставщикам, реализующим продукцию торговой марки «Hollister», «Coloplast»,что запрещено частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с частью 2.1 статьи 10 Закона о размещении заказов, при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг путем проведения торгов могут выделяться лоты, в отношении которых в извещении о проведении конкурса или аукциона, в документации об открытом аукционе в электронной форме отдельно указываются предмет, начальная (максимальная) цена, сроки и иные условия поставки товаров, выполнения работ или оказания услуг. Участник размещения заказа подает заявку на участие в конкурсе или аукционе в отношении определенного лота. В отношении каждого лота заключается отдельный государственный или муниципальный контракт.

Согласно частям 1, 2 статьи 17 Закона о защите конкуренции, при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе создание преимущественных условий участия в торгах, а также ограничение доступа к участию в торгах, не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами.

При объединении товаров в один лот Заказчику необходимо учитывать не только технологическую и функциональную взаимосвязь, но и способность потенциальных участников размещения заказов поставить указанный товар и принять участие в Аукционе.

В силу части 3 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов путем включения в состав лотов продукции (товаров, работ, услуг), технологически и функционально не связанной с товарами, работами, услугами, поставка, выполнение, оказание которых являются предметом торгов.

Согласно статье 4 Закона о защите конкуренции взаимозаменяемыми товарами являются товары, которые могут быть сравнимы по их функциональному назначению, применению, качественным и техническим характеристикам таким образом, что приобретатель заменяет или готов заменить один товар другим при потреблении (в том числе производственном).

Таким образом, взаимозаменяемость – это критерий, применяемый в большей степени для экономического обоснования отнесения товаров к одному товарному рынку.

При определении технологической и функциональной взаимосвязи товаров необходимо исходить из совокупности следующих критериев:

- техническая однородность;

- потребительское назначение;

- взаимозаменяемость.

Из содержания документации следует, что товар в зависимости от его функций, может выпускаться различными производителями, которые, как правило, реализуют продукцию через своих дилеров – компании, которые имеют возможность предложить наиболее выгодные цены при поставке такого товара.

Для участия в аукционе участникам размещения заказа необходимо приобретать товары других торговых марок и других производителей, так как в случае предложения к поставке товара не в полном объеме лота, или товара, несоответствующего по характеристикам требованиям документации, участнику размещения заказа должно быть отказано в допуске к участию в аукционе (пункт 2 части 4 статьи 41.9 Закона о размещении заказов).

Объединение в один лот различных видов товаров требует от компаний, специализирующихся на поставках продукции определенной торговой марки, и имеющих, к примеру, дилерское соглашение, приобретать продукцию иных торговых марок, в ряде случаев, у конкурирующих компаний. При этом компании должны учитывать сроки поставки товара, риски, связанные с поставкой некачественного товара или несвоевременной поставкой им другими компаниями продукции и, как следствие, возможные санкции за неисполнение условий контракта, а также иные условия исполнения контракта.

Подобное формирование лотов способствует заключению антиконкурентных соглашений и совершению антиконкурентных согласованных действий между хозяйствующими субъектами, что не соответствует целям размещения заказа, в том числе не способствует снижению цены контракта на торгах.

Таким образом, в нарушение частей 1, 3 статьи 17 Закона о защите конкуренции в состав одного лота включен товар, различный по техническим характеристикам и назначению, выпускаемый и реализуемый различными хозяйствующими субъектами.

Из содержания документации об аукционе следует, что заказчиком приобретается в рамках одного лота однокомпонентный дренируемый калоприемник, однокомпонентный недренируемый калоприемник и адгезивные пластины, дренируемые и недренируемые мешки, которые реализуются различными хозяйствующими субъектами, о чем свидетельствуют обоснование начальной (максимальной) цены контракта, сведения представленные заказчиком и представителем заявителя жалобы.

Исходя из изложенного заказчиком при формировании документации об открытом аукционе нарушены части 1 статьи 41.6 и части 3.1 статьи 34 Закона о размещении заказов и часть1,3 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

2. В соответствии с частью 1 статьи 19.1 Закона о размещении заказов при установлении начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) источниками информации о ценах товаров, работ, услуг, являющихся предметом заказа, могут быть данные государственной статистической отчетности, официальный сайт, реестр контрактов, информация о ценах производителей, общедоступные результаты изучения рынка, исследование рынка, проведенные по инициативе заказчика, уполномоченного органа, в том числе по контракту или гражданско-правовому договору, и иные источники информации. Заказчик, уполномоченный орган вправе осуществить свои расчеты начальной (максимальной) цены контракта.

Часть 2 статьи 19 Закона о размещении заказов предусматривает, что в конкурсной документации, документации об аукционе (в том числе в документации об открытом аукционе в электронной форме), извещении о проведении запроса котировок указывается обоснование начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), содержащее полученные заказчиком, уполномоченным органом информацию и расчеты и использованные заказчиком источники информации ценах товаров, работ, услуг, в том числе путем указания соответствующих сайтов в сети «Интернет» или иного указания.

Заказчик должен исследовать соответствующий рынок, чтобы понимать какую цену ему устанавливать.

Информационная карта документации об открытом аукционе в электронной форме содержит приложение № 2 «Обоснование начальной максимальной цены контракта», согласно которому заказчиком изучены три коммерческих предложения, полученых от ООО «ПрофМед», ООО «Компания Интехпрод», ООО «МедКомДел».

Комиссия, исследовав представленные на заседание коммерческие предложения, приходит к выводу, что заказчик при использовании данных коммерческих предложений учитывал только предложенные торговые марки продукции Hollister и Coloplast, так как коммерческие предложения ООО «МедКомДел» не содержит указание на торговые наименования предлагаемой продукции, а ООО «Интехпрод» и ООО «МедКомДел» предлагают продукцию торговых марок Hollister и Coloplast.

Следовательно, заказчиком при обосновании начальной цены контракта также не учтена возможность поставки продукции иных производителей товара, являющегося предметом аукциона.

Исходя из изложенного, информации, представленной Министерством социальных отношений, Главным управлением материальных ресурсов Челябинской области, ООО «Медскан», а также информации, полученной Комиссией при проведении внеплановой проверки и исследовании общедоступных источников, Комиссия, руководствуясь статьями 17, 60 Закона о размещении заказов и приказом ФАС России от 24 июля 2012 года № 498 «Об утверждении административного регламента ФАС по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать доводы жалобы ООО «Медскан» на действия заказчика при проведении аукциона обоснованными.

2. Признать в действиях заказчика нарушение части 3.1 статьи 34, части 1 статьи 41.6 Закона о размещении заказов, частей 1, 3 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

3. Выдать заказчику, уполномоченному органу, оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений законодательства о размещении заказов.

4. Передать материалы дела должностному лицу Челябинского УФАС России для принятия решения о привлечении виновных лиц к административной ответственности.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия 

 

Председатель Комиссии

Н.В. Сапрыкина

Члены комиссии

С.В. Титова

Л.А. Саинская 

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 495-ж/2013

об устранении нарушений законодательства

Российской Федерации о размещении заказов

 

23 октября 2013 года г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Комиссия по контролю в сфере размещения заказов Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Комиссия) в составе:

 

Председателя Комиссии:

Сапрыкиной Н.В.

-

заместителя руководителя Челябинского УФАС России;

Членов Комиссии:

Титовой С.В.

-

ведущего специалиста-эксперта отдела контроля государственного и муниципального заказов Челябинского УФАС России;

 

Саинской Л.А.

-

ведущего специалиста-эксперта отдела контроля государственного и муниципального заказов Челябинского УФАС России.

 

на основании решения Челябинского УФАС России от 23.10.2013 года, принятого по итогам жалобы ООО «Медскан» на действия заказчика при проведении открытого аукциона в электронной форме на поставку специальных средств (калоприемники) для лиц с нарушением функции выделения (изв. № 0169200000313005784) (далее - аукцион), в целях устранения нарушений Закона о размещении заказов,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. Министерству социальных отношений Челябинской области с момента размещения настоящего предписания на официальном сайте в сети Интернет не заключать контракт по итогам аукциона (изв. № 0169200000313005784), проведенного с нарушениями законодательства о размещении заказов, указанными в решении № 495-ж/2013 от 23 октября 2013 года.

2. Министерству социальных отношений Челябинской области в срок до 08.11.2013:

2.1. принять решение об отмене открытого аукциона в электронной форме (изв. № 0169200000313005784);

  1. передать указанное в пункте 2.1. настоящего предписания решение в Главное управление материальных ресурсов Челябинской области для размещения на официальном сайте в сети «Интернет» и направления оператору электронной площадки;

3. Главному управлению материальных ресурсов Челябинской области в течение двух рабочих дней после получения от Министерства социальных отношений Челябинской области решения, предусмотренного пунктом 2.1 настоящего предписания, разместить указанные документы на официальном сайте в сети «Интернет» и направить оператору электронной площадки;

4. Электронной площадке ООО «РТС-тендер» с 29.10.2013 обеспечить Министерству социальных отношений Челябинской области, Главному управлению материальных ресурсов Челябинской области возможность исполнения пунктов 2, 3 настоящего предписания;

5. Министерству социальных отношений Челябинской области в срок до 22.11.2013 в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области представить доказательства исполнения пункта 1, 2 настоящего предписания в виде сообщения сведений о стадии размещения заказа (в случае заключения контракта, представить надлежащим образом заверенную копию контракта) и копии решения об отмене открытого аукциона в электронной форме с отметкой о получении указанного решения Главным управлением материальных ресурсов Челябинской области;

6. Главному управлению материальных ресурсов Челябинской области в срок до 22.11.2013 года в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области представить доказательства исполнения пункта 3 настоящего предписания (распечатки с официального сайта, свидетельствующие о дате размещения решения, указанного в пункте 2.1 настоящего предписания);

  1. Электронной площадке ООО «РТС-тендер» в срок до 22.11.2013 в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области представить доказательства исполнения пункта 4 настоящего предписания.

Настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Обжалование предписания Челябинского УФАС России не приостанавливает действия предписания.

За неисполнение настоящего предписания предусмотрена административная ответственность в виде штрафа в размере пятидесяти тысяч рублей на должностных лиц и в размере пятисот тысяч рублей на юридических лиц.

 

Председатель Комиссии

Н.В. Сапрыкина

Члены комиссии

С.В. Титова

Л.А. Саинская

Связанные организации

Связанные организации не указаны