Решение б/н Решение № 495-ж/2018 по жалобе ООО «Перспектива»заявителя на... от 14 августа 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Р Е Ш Е Н И Е

по делу 495-ж/2018

г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Резолютивная часть решения оглашена 02.08.2018

В полном объеме решение изготовлено 07.08.2018

 

Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:

Председателя Комиссии:

<…>

-

Членов Комиссии:

<…>

-

 

<…>

-

рассмотрев жалобу ООО «Перспектива», в присутствии:

- представителя Государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Южно-Уральский государственный институт искусств имени П.И. Чайковского» (далее – заказчик) <…>, действующего на основании доверенности № ОПО-2018/08/01 от 01.08.2018;

- члена аукционной комиссии <…>., личность удостоверена служебным удостоверением,

в отсутствие представителей ООО «Перспектива» (далее – заявитель), надлежащим образом уведомленного о дате, времени и месте рассмотрения жалобы,

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

В Челябинское УФАС России 26.07.2018 поступила жалоба заявителя на действия заказчика при проведении электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту здания государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Южно-Уральский государственный институт искусств имени П.И. Чайковского», расположенного по адресу: РФ, Челябинская область, г. Челябинск, ул. Кудрявцева, д. 30 (извещение № 0369200012318000008) (далее – аукцион).

Согласно представленным документам 11.07.2018 заказчик объявил о проведении аукциона.

Начальная (максимальная) цена контракта – 37 580 439 рублей 40 копеек.

Срок окончания подачи заявок на участие в аукционе - 27.07.2018 10:00.

На момент рассмотрения жалобы контракт не заключен, заключение контракта приостановлено антимонопольным органом.

Согласно доводам жалобы, заявитель указывает на следующее.

1. В пункте 15 Информационной карты аукционной документации не конкретизирована группа строительных работ, по которой участникам закупки необходимо представить наличие опыта.

2. Установленное заказчиком требование о совместном предоставлении лицензии МЧС и выписки из реестра членов саморегулируемой организации неправомерное и излишнее.

3. Заказчиком не установлены требования к участникам закупки, предусмотренные пунктом 11 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.

Представители заказчика, аукционной комиссии на заседании Комиссии с доводами жалобы не согласились, представили письменные пояснения и указали на следующее.

Заказчиком аукционная документация готовилась для размещения в июне 2018 года (утверждена 29.06.2018) в соответствие с законодательством о контрактной системе по состоянию на 29.06.2018. В связи с технической ошибкой заказчик не смог своевременно разместить в Единой информационной системе в сфере закупок извещение и аукционную документацию. С учетом сроков, предусмотренных после внесения изменений в план график, закупка размещена 11.07.2018. Данное обстоятельство объясняет доводы жалобы, указанные в пункте 3.

Кроме того, требования о наличии опыта, указаны в аукционной документации, в соответствие с пунктом 10 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, поскольку здание общежития является объектом капитального строительства.

Более того, требование заказчика о наличии у участника закупки лицензии МЧС и членство в саморегулируемой организации не противоречит требованиям статьи 31 Закона о контрактной системе.

 

Заслушав пояснения заказчика, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), Комиссия пришла к следующим выводам.

 

1. Согласно пункту 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.

В соответствии с частью 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.

При этом, согласно пункту 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе в составе второй части заявки участника закупки должны находить отражение в том числе документы, подтверждающие соответствие его требованиям, указанным в части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе.

Пункт 3 части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе предусматривает, что Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации.

Согласно пункту 2 Приложения N 1 к постановлению Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2015 г. N 99 при выполнение работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей. Необходимо подтверждение наличия опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение соответствующих <*> работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке. При этом стоимость такого исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.

При этом, как следует из примечания <*>, требуется наличие опыта исполнения контракта на выполнение работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт. При этом используются следующие группы работ строительных:

- работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства;

- работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов, не являющихся объектами капитального строительства (временные постройки, киоски, навесы и другие подобные постройки).

Как следует из извещения № 0369200012318000008, объектом закупки являются работы строительные по возведению нежилых зданий и сооружений (работы по строительству новых объектов, возведению пристроек, реконструкции и ремонту зданий), включенные в код 41.20.40.000.

Следует отметить, что извещением об осуществлении закупки установлено следующее: «Требуется наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке».

Между тем, пунктом 15 аукционной документации указанное дополнительное требование установлено в виде «наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке. При этом стоимость такого исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право, заключить который проводится закупка».

Однако указание на группу строительных работ, а именно работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства, не нашло свое отражение в пункте 15, подпункте 8 пункта 21 аукционной документации, что не соответствует части 2 статьи 31, части 3 статьи 64, пункту 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе, пункту 2 Приложения N 1 к постановлению Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2015 г. N 99.

Между тем, данное обстоятельство на права участников закупки, в том числе заявителя, не повлияло, поскольку указание на группу строительных работ содержится в извещении об осуществлении закупки.

 

2. Как следует из пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки о соответствии его требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

Согласно извещению о проведении электронного аукциона, аукционной документации наименованием объекта закупки является Выполнение работ по капитальному ремонту здания государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Южно-Уральский государственный институт искусств имени П.И. Чайковского», расположенного по адресу: РФ, Челябинская область, г. Челябинск, ул. Кудрявцева, д. 30.

При этом, как следует из извещения и пункта 15 аукционной документации требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим выполнение работ, являющихся объектом закупки, установлено в виде:

«Участник закупки должен иметь лицензию, выданную участнику закупки, на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности, Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2011 N 1225 «О лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений». Данное требование относится к выполнению работ по монтажу пожарной сигнализации, ПНР пожарной сигнализации.

Участник закупки должен быть членом саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства (СРО)*; совокупный размер обязательств участника закупки по договорам, которые заключены с использованием конкурентных способов не превышает предельный размер обязательств, исходя из которого таким лицом был внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в соответствии с ч. 13 ст. 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ)*. *Требование не распространяется: - на участников, которые предложат цену контракта 3 млн руб. и менее (ч. 2.1 ст. 52 ГрК РФ); - на унитарные предприятия, государственные и муниципальные учреждения, юридические лица с государственным (муниципальным) участием в случаях, которые перечислены в ч. 2.2 ст. 52 ГрК РФ. Исчерпывающий перечень документов: наличие выписки из реестра членов саморегулируемой организации по форме, утвержденной Приказом Ростехнадзора от 16.02.2017 № 58, выданной не ранее чем за один месяц до даты окончания срока подачи заявок, указанного в извещении о проведении закупки (ч. 4 ст. 55.17 ГрК РФ)».

Как следует из доводов жалобы, заявитель указывает, что установленное заказчиком требование о совместном предоставлении лицензии МЧС и выписки из реестра членов саморегулируемой организации неправомерно и может привести к ограничению конкуренции.

Вместе с тем, в силу части 2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ (далее – ГрК РФ) работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договор строительного подряда), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящей статьей.

Таким образом, в случае, если в качестве объекта закупки заказчиком определено выполнение работ по строительству или реконструкции, или капитальному ремонту объектов капитального строительства, то требованием к участнику закупки является членство в саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства с учетом случаев, предусмотренных частями 2.1, 2.2 статьи 52 ГрК РФ.

При этом, согласно проектно-сметной документации, размещенной заказчиком в Единой информационной системе в сфере закупок, в объект закупки включены работы по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, которые подлежат выполнению лицами, имеющими лицензию МЧС на осуществление деятельности в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности, Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2011 N 1225 «О лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений».

На основании изложенного, для выполнения работ по контракту, заключаемому по итогам рассматриваемой закупки, требуется наличие как членства в саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, так и лицензии на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, что не противоречит требованиям пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.

 

3. В соответствие с пунктом 11 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе требование об отсутствии у участника закупки ограничений для участия в закупках, установленных законодательством Российской Федерации.

Указанное требование законодатель включил в пункт 11 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе путем внесения изменений, предусмотренных Федеральным законом от 31.12.2017 N 504-ФЗ.

Вместе с тем, в нарушение пункта 11 части 1 статьи 31, пункта 6 части 5 статьи 63, части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе требование об отсутствии у участника закупки ограничений для участия в закупках, установленных законодательством Российской Федерации, не нашло своего отражения ни в извещении об осуществлении закупки, ни в аукционной документации.

 

По результатам проведения внеплановой проверки в действиях заказчика выявлены следующие нарушения.

 

1. Согласно пункту 2 части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включаются обязательные условия об уменьшении суммы, подлежащей уплате заказчиком юридическому лицу или физическому лицу, в том числе зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, на размер налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, связанных с оплатой контракта, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах такие налоги, сборы и иные обязательные платежи подлежат уплате в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации заказчиком.

Пунктом 3.8 проекта контракта предусмотрено, что «В случае если Контракт будет заключен с физическим лицом, сумма, подлежащая уплате такому физическому лицу, уменьшается на размер налоговых платежей, связанных с оплатой Контракта».

Таким образом, положения пункта 3.8 проекта контракта не соответствуют требованиям пункта 2 части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе.

 

2. Пункт 2 части 1 статьи 30 Закона о контрактной системе предусматривает, что заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок, рассчитанного с учетом части 1.1 настоящей статьи, в том числе путем осуществления закупок с учетом положений части 5 настоящей статьи.

Согласно части 5 статьи 30 Закона о контрактной системе заказчик при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) вправе установить в извещении об осуществлении закупки требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.

В соответствии с частью 6 статьи 30 Закона о контрактной системе условие о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в случае, предусмотренном частью 5 настоящей статьи, включается в контракты с указанием объема такого привлечения, установленного в виде процента от цены контракта. Указанный объем учитывается в объеме закупок, осуществленных заказчиками у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии с частью 1 настоящей статьи, и включается в отчет, указанный в части 4 настоящей статьи. В контракты также должно быть включено обязательное условие о гражданско-правовой ответственности поставщиков (подрядчиков, исполнителей) за неисполнение условия о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.

Согласно пункту 8 Постановления Правительства РФ от 30.08.2017 N 1042 в случае если в соответствии с частью 6 статьи 30 Закона о контрактной системе контрактом предусмотрено условие о гражданско-правовой ответственности поставщиков (подрядчиков, исполнителей) за неисполнение условия о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в виде штрафа, штраф устанавливается в размере 5 процентов объема такого привлечения, установленного контрактом.

В извещении об осуществлении закупки, в пункте 16 аукционной документации заказчиком установлено требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.

Однако в проекте контракта ответственность, предусмотренная за неисполнение условия о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в виде штрафа, не установлена, что не соответствует части 6 статьи 30 Закона о контрактной системе, пункту 8 Постановления Правительства РФ от 30.08.2017 N 1042.

Кроме того, следует отметить, что пункт 2.3.7 проекта контракта предусматривает привлечение субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в качестве обязанности заказчика, тогда как в силу части 5 статьи 30 Закона о контрактной системе данное требование предъявляется к подрядчику (поставщику, исполнителю).

 

3. В силу пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

Пунктом 21 аукционной документации предусмотрено, что «Первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие сведения:

согласие участника электронного аукциона на выполнение работ на условиях, предусмотренных документацией об аукционе в электронной форме, в том числе согласие на использование товара, в отношении которого в документации электронного аукциона содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара,

либо

- указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара и, если участник такого аукциона предлагает для использования товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией, при условии содержания в ней указания на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара,

а также необходимости указания в заявке на участие в таком аукционе на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара».

Следует отметить, что пунктом «б» части 46 статьи 1 Федерального закона от 31.12.2017 N 504-ФЗ в часть 3 статьи 66 Закона о контрактной системе внесены изменения.

Так, согласно части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать:

1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);

2) при осуществлении закупки товара или закупки работы, услуги, для выполнения, оказания которых используется товар:

а) наименование страны происхождения товара (в случае установления заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона, документации об электронном аукционе условий, запретов, ограничений допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона);

б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.

Таким образом, пункт 21 аукционной документации не соответствует части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе.

Пояснения заказчика, относительно подготовки и утверждения аукционной документации до внесения изменений в законодательство о контрактной системе, Комиссией антимонопольного органа во внимание не принимаются, поскольку аукционная документация опубликована заказчиком в Единой информационной системе 11.07.2018, следовательно, должна соответствовать требованиям действующего законодательства о контрактной системе на момент размещения извещения об осуществлении закупки.

 

Комиссия антимонопольного органа отмечает, что в связи с допущенным нарушением в действиях виновных должностных лиц усматриваются признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.

 

Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и Приказом ФАС России от 19.11.2014 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд",

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать доводы жалобы ООО «Перспектива» на действия заказчика обоснованными в части несоответствия аукционной документации требованиям действующего законодательства, предусмотренным пунктом 11 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, а также в части отсутствия в аукционной документации указания на группу строительных работ, на выполнение которых заключается контракт.

2. По результатам рассмотрения жалобы признать в действиях заказчика нарушения пункта 11 части 1, части 2 статьи 31, пункта 6 части 5 статьи 63, части 3 статьи 64, пункта 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе, пункта 2 Приложения N 1 к постановлению Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2015 г. N 99.

3. По результатам внеплановой проверки признать в действиях заказчика нарушения пункта 2 части 13 статьи 34, части 6 статьи 30, части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, пункта 8 Постановления Правительства РФ от 30.08.2017 N 1042.

4. Предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе выдано по итогам рассмотрения жалобы № 494-ж/2018.

5. Передать материалы дела должностному лицу Челябинского УФАС России для решения вопроса о привлечении виновных лиц к административной ответственности.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны