Решение б/н Решение и предписание по делу № 496-ж/2016 по жалобе Отделен... от 19 июля 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Р Е Ш Е Н И Е № 496-ж/2016

04 июля 2016 года                                                                     г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия), в составе:

 

Председателя

Комиссии:

 

 

 

 

-

заместителя руководителя Челябинского УФАС России;

Членов Комиссии:

 

-

специалиста 1 разряда отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России;

 

 

-

ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,

 

руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ                     «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), рассмотрев жалобу Отделения Общероссийского общественного движения «Народный фронт «За Россию» в Челябинской области на действия заказчика при проведении электронного аукциона № 0169300032616000433 на приобретение легкового автомобиля в присутствии:                          

- представителя Администрации Верхнеуральского муниципального района (далее – Администрация, заказчик), Управления имуществом и земельными отношениями Администрации Верхнеуральского муниципального района (далее – Управление, уполномоченный орган), действующего на основании доверенностей от 30.06.2016 № 4, от 04.07.2016;

- представителей Отделения Общероссийского общественного движения «Народный фронт «За Россию» в Челябинской области (далее — Общество, заявитель), действующих на основании доверенностей от 04.07.2016,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Челябинское УФАС России 27.06.2016 поступила жалоба Отделения Общероссийского общественного движения «Народный фронт «За Россию» в Челябинской области на действия заказчика при проведении электронного аукциона № 0169300032616000433 на приобретение легкового автомобиля (далее – аукцион).

Согласно представленным документам заказчик, уполномоченный орган 21.06.2016 объявили о проведении открытого аукциона в электронной форме путем опубликования в единой информационной системе www.zakupki.gov.ru извещения о закупке.

  Начальная (максимальная) цена контракта – 1 957 133 рубля 33 копейки.

 Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в открытом аукционе – 30.06.2016 в 17:00.

 На дату рассмотрения жалобы контракт не заключен.

Доводы жалобы заявителя заключаются в следующем.

Исходя из содержания технического задания аукционной документации, заказчику требуется легковой автомобиль со следующими характеристиками:

- 7-дюймовый цветной LCD дисплей на центральной консоли

- аудиосистема премиум класса JBL с поддержкой CD/MP3/WMA

- система адаптивного освещения дороги (i-AFS)

- система мониторинга слепых зон (BSM)

- система помощи при выезде с парковки задним ходом с функцией визуального оповещения (RCTA)

- электрорегулировка сидений второго ряда в 2-х направлениях

- боковые подушки безопасности для первого и второго ряда сидений и коленная подушка безопасности водителя

- солнцезащитные шторки на стеклах задних дверей

- солнцезащитная шторка заднего стекла с электроприводом

- обогрев задних сидений.

По мнению заявителя, указанные характеристики соответствуют конкретному автомобилю марки Toyota Camry в комплектации «Люкс», что свидетельствует о нарушении заказчиком законодательства о контрактной системе.

 Представитель заказчика с доводами, изложенными в жалобе, не согласился, представил письменные пояснения и на Комиссии указали следующее.

Документация об электронном аукционе сформирована в соответствии с действующим законодательством о контрактной системе, а также с учетом потребности муниципального органа.   Установление в аукционной документации таких характеристик обусловлена необходимостью обеспечения комфортного передвижения должностных лиц, поскольку Верхнеуральский район находится в значительном расстоянии от г. Челябинска и территория района очень  значительна. Кроме того, установленным в аукционной документации требованиям  будут соответствовать легковые автомобили марок Subaru Forester, Skoda Superb,  что подтверждается коммерческими предложениями хозяйствующих субъектов, полученными при обосновании начальной цены контракта.

 

  Заслушав пояснения сторон, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь  статьями 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.

 

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать  наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).

Исходя из требований пункта 2 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должно содержаться краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.

В силу части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Указанная информация позволяет довести до неопределенного круга лиц сведения о потребности заказчика относительно требований к поставляемому товару, что в свою очередь позволит участникам закупки надлежащим образом оформить заявку на участие в закупке.

Тем самым, реализуются цели и принципы законодательства о контрактной системе в части прозрачности определения поставщика, равного доступа к участию в торгах и недопустимости ограничения числа участников закупки.

Документация о закупке является по своей правовой природе публичной офертой, которая в силу части 2 статьи 437 Гражданского Кодекса Российской Федерации должна быть полной и безоговорочной и содержать все существенные условия, позволяющие сформировать свое предложение (акцепт) участнику закупки для принятия участия в определении поставщика, в том числе в части определения предмета контракта.

В соответствии со статьей 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Исходя из пояснений представителей заявителя, установленные заказчиком в аукционной документации характеристики соответствуют конкретному автомобилю марки Toyota Camry в комплектации «Люкс», что является ограничением конкуренции.

 Как указано представителем Администрации, Управления, заказчиком произведен анализ рынка легковых автомобилей, по результатам которого хозяйствующими субъектами к поставке предложены автомобили марок Subaru Forester, Skoda Superb.

В доказательство своих доводов заказчиком на рассмотрение Комиссии представлены запрос на предоставление коммерческих предложений от 08.06.2016                  № 49, коммерческие предложения ООО «Токио-Моторс», ООО «Оптим Авто»,                 ООО «РеMar2».

В коммерческом предложении ООО «Токио-Моторс» указана информация об автомобиле марки Subaru Forester с емкостью т/бака 60 л.

Вместе с тем, исходя из содержания технического задания аукционной документации, заказчику требуется автомобиль с объемом топливного бака не менее 70 л.

Коммерческое предложение ООО «Оптим Авто» содержит сведения об автомобиле марки Skoda Superb с объемом двигателя 1,8 л.

Однако заказчиком в техническом задании в отношении закупаемого товара установлено, что объем двигателя должен составлять не менее 3,5 л.

Таким образом, автомобили марок Subaru Forester, Skoda Superb не соответствуют требованиям, установленным аукционной документацией.

 Кроме того, исходя из содержания технического задания следует, что заказчику требуется автомобиль с характеристиками:

- тип кузова 4 - дв. Седан;

- передний привод;

- количество мест, включая водителя - не менее 5;

- тип коробки передач - автоматическая, не менее 6 передач;

- двигатель - рабочий объем не менее 3,5 л;

- тип топлива - бензин;

- максимальная мощность не менее 249 л.с.

- габаритная длина не менее 4850 мм;

- габаритная ширина не менее 1825 мм;

- габаритная высота не менее 1505 мм;

- колесная база не менее 2775 мм;

- клиренс не менее 160 мм;

- объем багажника не менее 483 л.

Согласно представленной заявителем таблице установленные в аукционной документации требования не позволяют предложить к поставке автомобили таких марок, как Hyundai Grandeur, Volkswagen Passat, Audi A3 Sedan, BMW 3-seris, Mazda 3 седан, Infiniti Q50 2.0 AT Base, KIA Cerato, Citroen C4 седан, Ford Mondeo cедан, Nissan Teana, Opel Insignia седан, Peugeot 508 и т. д.

Так, например, автомобиль марки Hyundai Grandeur имеет двигатель объемом    3,3 л, габаритную высоту 1470 мм, клиренс 151 мм, багажник объемом 461 л.

Автомобиль Volkswagen Passat имеет двигатель объемом 1,4-1,8 л, габаритную длину 4767 мм, габаритную высоту 1456 мм.

Автомобиль марки Audi A3 Sedan имеет габаритную длину 4458 мм, габаритную ширину 1796 мм, габаритную высоту 1416 мм, багажник объемом 425 л.

Автомобиль BMW 3-seris имеет задний привод,  габаритную длину 4633 мм, габаритную ширину 1811 мм, габаритную высоту 1429 мм, багажник объемом 480 л.

Автомобиль Mazda 3 седан имеет автоматическую коробку передач                         (4 передачи),  габаритную длину 4585 мм, габаритную ширину 1795 мм, габаритную высоту 1450 мм, колесную базу 2700 мм, багажник объемом 408 л.

Автомобиль Infiniti Q50 2.0 AT Base имеет задний привод, габаритную длину 4800 мм, габаритную ширину 1820 мм, габаритную высоту 1455 мм, клиренс 126 мм.

Автомобиль KIA Cerato имеет максимальную мощность 130 л.с., габаритную длину 4560 мм, габаритную ширину 1780 мм, габаритную высоту 1445 мм, колесную базу 2700 мм, багажник объемом 482 л.

Автомобиль Citroen C4 седан имеет максимальную мощность 120-150 л.с., габаритную длину 4621 мм, габаритную ширину 1789 мм, габаритную высоту 1496 мм, багажник объемом 440 л.

Автомобиль Ford Mondeo cедан имеет максимальную мощность 199-240 л.с.,            габаритную высоту 1478 мм.

Автомобиль Nissan Teana имеет двигатель объемом 2,5 л, максимальную мощность 173 л.с., клиренс 150 мм, багажник объемом 474 л.

Автомобиль Opel Insignia седан 2.0 Turbo AT 4x4 имеет максимальную мощность 170 л.с.,  габаритную длину 4842 мм, габаритную высоту 1498 мм, колесную базу 2737 мм.

Автомобиль Peugeot 508 седан имеет максимальную мощность 150 л.с., габаритную длину 4792 мм, габаритную высоту 1456 мм.

Пояснений относительно обоснованности указанных требований к высоте, длине автомобиля, объему багажника, характеристиках привода представителем  заказчика не представлено

Каких-либо документов, подтверждающих факт наличия на рынке соответствующих требованиям аукционной документации автомобилей иных марок, заказчиком не представлено.

Кроме того, в представленном на рассмотрение Комиссии запросе на предоставление коммерческих предложений от 08.06.2016 № 49 отсутствуют  характеристики товара, указанные  заказчиком в документации о закупке, а также условия  такой закупки.

Согласно пояснениям представителя заказчика, техническое задание сформировано на основании полученных муниципальным органом коммерческих предложений.

Вместе с тем, согласно частям 2, 3 статьи 22 Закона о контрактной системе обоснование начальной цены контракта  должно основываться  на информации о  ценах об идентичных или однородных товарах,  которая  получена с учетом сопоставимых с условиями планируемой закупки коммерческих и (или) финансовых условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг.

При описании объекта закупки заказчик указывает на необходимость наличия аудиосистемы премиум класса JBL, указывая тем самым на  компанию, производящую акустическую аудиотехнику, что противоречит  пункту 1 части 1 статьи 33, пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе 

Таким образом, Комиссия Челябинского УФАС России приходит к выводу о том, что в нарушение статьи 8, пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе  описание объекта закупки не носит объективного характера.  В то время как установление указанных требований приводит к невозможности предложить к поставке автомобили иных торговых марок, что может привести к уменьшению круга участников и как следствие к недопущению, ограничению, устранению конкуренции  на торгах и запрещено частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, в соответствии с которой при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе координация организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками деятельности их участников, а также заключение соглашений между организаторами торгов и (или) заказчиками с участниками этих торгов, если такие соглашения имеют своей целью либо приводят или могут привести к ограничению конкуренции и (или) созданию преимущественных условий для каких-либо участников, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации; создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом; нарушение порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок, запроса предложений; участие организаторов торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиков и (или) работников организаторов или работников заказчиков в торгах, запросе котировок, запросе предложений.

Указанный факт может быть подтвержден результатами аукциона.

Так, в соответствии с протоколом о признании несостоявшимся электронного аукциона от 01.07.2016 на участие в закупке не подано ни одной заявки.

Вместе с тем,  в соответствии с частью 3 статьи 99 Закона о контрактной системе, ввиду отсутствия полномочий, Комиссией  не могут быть  рассмотрены  доводы Заявителя о безосновательном установлении заказчиком  излишних требований   к  автомобилю  о наличии  7-дюймовый цветной LCD дисплей на центральной консоли,  аудиосистемы премиум класса с поддержкой CD/MP3/WMA,  системы адаптивного освещения дороги (i-AFS),  системы мониторинга слепых зон (BSM), системы помощи при выезде с парковки задним ходом с функцией визуального оповещения (RCTA), электрорегулировки сидений второго ряда в 2-х направлениях, боковых подушек безопасности для первого и второго ряда сидений и коленная подушка безопасности водителя,  солнцезащитных шторок на стеклах задних дверей, солнцезащитных шторках заднего стекла с электроприводом, обогрева задних сидений.

Согласно части 3 статьи 98 Закона о контрактной системе органы аудита в сфере закупок осуществляют экспертно-аналитическую, информационную и иную деятельность посредством проверки, анализа и оценки информации о законности, целесообразности, об обоснованности, о своевременности, об эффективности и о результативности расходов на закупки по планируемым к заключению, заключенным и исполненным контрактам.

 

По результатам проведения внеплановой проверки в действиях заказчика выявлены следующие нарушения:

 

1. В нарушение части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе  заказчиком установлено требование о наличии у Поставщика авторизированного  и сертифицированного сервисного подразделения в радиусе 270 км от г. Верхнеуральск Челябинской области  для прохождения технического и гарантийного обслуживания.

 

Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и приказом ФАС России от 19 ноября 2014 года № 727/14 «Об утверждении административного регламента ФАС по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд»,

РЕШИЛА:

 

1. Признать доводы жалобы Отделения Общероссийского общественного движения «Народный фронт «За Россию» в Челябинской области на действия заказчика при проведении электронного аукциона № 0169300032616000433 на приобретение легкового автомобиля обоснованными.

2. Признать в действиях заказчика нарушение требований статьи 8, пункта 1 части 1, части 3 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

3. Выдать заказчику, аукционной комиссии, уполномоченному органу, оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.

4. Передать материалы дела должностному лицу Челябинского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении виновных лиц к административной ответственности за нарушение законодательства о контрактной системе.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

                                                           ПРЕДПИСАНИЕ № 496-ж/2016

об устранении нарушений законодательства

Российской Федерации о контрактной системе

04 июля 2016 года                                                                       г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Комиссия) в составе:

Председателя Комиссии:

 

-

заместителя руководителя Челябинского УФАС России;

Членов Комиссии:

 

-

специалиста 1 разряда отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России;

 

 

-

ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,

 

на основании решения Челябинского УФАС России от 04.07.2016, вынесенного по итогам рассмотрения жалобы Отделения Общероссийского общественного движения «Народный фронт «За Россию» в Челябинской области на действия заказчика при проведении электронного аукциона № 0169300032616000433 на приобретение легкового автомобиля (далее — закупка), с целью устранения нарушений законодательства о контрактной системе,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. Администрации Верхнеуральского муниципального района с даты размещения  настоящего предписания в единой информационной системе не заключать контракт по итогам проведения закупки (изв. №0169300032616000433).

2. Аукционной комиссии по закупке (изв. № 0169300032616000433) в срок                       до 14.07.2016 года принять решение об отмене протоколов, составленных по итогам проведения закупки, а также передать указанное решение Управлению имуществом и земельными отношениями Администрации Верхнеуральского муниципального района для дальнейшего его опубликования в единой информационной системе www.zakupki.gov.ru;

3. Администрации Верхнеуральского муниципального района в срок                             до 14.07.2016 года принять решение об отмене закупки (изв. № 0169300032616000433) и передать указанное решение Управлению имуществом и земельными отношениями Администрации Верхнеуральского муниципального района для дальнейшего его опубликования в единой информационной системе www.zakupki.gov.ru;

4. Управлению имуществом и земельными отношениями Администрации Верхнеуральского муниципального района в срок до 20.07.2016 года разместить указанные в пунктах 2, 3 настоящего предписания решения в единой информационной системе www.zakupki.gov.ru;

5. ООО «РТС-тендер» с 07.07.2016 обеспечить Администрации Верхнеуральского муниципального района, аукционной комиссии, Управлению имуществом и земельными отношениями Администрации Верхнеуральского муниципального района возможность исполнения пунктов 2 - 4 настоящего предписания;

6. Администрации Верхнеуральского муниципального района в подтверждение исполнения предписания в срок до 01.08.2016 в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области представить доказательства исполнения настоящего предписания (в письме об исполнении предписания указывать номер дела), а именно копию решения об отмене закупки, в том числе копию решения об отмене протоколов, составленных по итогам проведения закупки.

7. Управлению имуществом и земельными отношениями Администрации Верхнеуральского муниципального района в подтверждение исполнения предписания в срок до 01.08.2016 в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области представить доказательства исполнения настоящего предписания (в письме об исполнении предписания указывать номер дела), а именно доказательства размещения решений, указанных в пунктах 2 и 3 настоящего предписания в единой информационной системе www.zakupki.gov.ru.

Настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.

               Обжалование предписания Челябинского УФАС России не приостанавливает действия предписания.

               За неисполнение настоящего предписания предусмотрена административная ответственность в виде штрафа в размере пятидесяти тысяч рублей на должностных лиц и в размере пятисот тысяч рублей на юридических лиц.

Связанные организации

Связанные организации не указаны