Решение б/н Признать жалобу ООО «ОЗОН» на действия аукционной комиссии п... от 23 сентября 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Администрация Ленинского

района г. Челябинска

454010, г. Челябинск, ул. Гагарина, д. 22

Управление муниципальных закупок

Администрации города Челябинска

ул. Сони Кривой, д.32,

г. Челябинск, 454080

 

Общество с ограниченной ответственностью «Центр информационных технологий «ОЗОН»

(ООО «ЦИТ «ОЗОН»)

454080, г. Челябинск, ул. Энтузиастов,

д. 2, каб. 409

 

АО «ТЭК-Торг»

ул. Тимура Фрунзе, д. 24, г. Москва, 119021

Гамсоновский переулок, д. 5, стр. 2,

5-ый этаж, помещение VII, г. Москва, 115191

Аукционной комиссии по аукциону

(извещение № 0169300000122001033)

Р Е Ш Е Н И Е № 074/06/106-2652/2022

по делу № 542-ж/2022

г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Резолютивная часть решения оглашена 20 сентября 2022 года

В полном объеме решение изготовлено 23 сентября 2022 года

Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:

Председателя Комиссии:

<.......>

-

заместителя руководителя управления - начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России;

Членов Комиссии:

<.......>

-

заместителя начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России;

 

<.......>

-

ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,

руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), рассмотрев жалобу Общества с ограниченной ответственностью «ЦИТ «ОЗОН» (далее – ООО «ЦИТ «ОЗОН», Заявитель) на действия аукционной комиссии при проведении электронного аукциона 22-97373Э Поставка, установка и настройка средств криптографической защиты информации (извещение № 0169300000122001033), в присутствии посредством видеоконференцсвязи:

- представителей Администрации Ленинского района г. Челябинска (далее – Администрация, Заказчик): заместителя Главы Ленинского района г. Челябинска <.......>, действующей на основании распоряжения Администрации от 02.09.2020 № 82-к;

- представителей Управления муниципальных закупок Администрации города Челябинска (далее – уполномоченный орган); <.......>., действующей на основании доверенности № 29 от 22.12.2021; <.......>, действующей на основании доверенности № 28 от 17.12.2021; <.......>, действующей на основании доверенности № 00БП-000003 от 29.04.2022;

- представителя ООО «ОЗОН»: <.......>., действующей на основании доверенности № 23 от 01.09.2022,

У С Т А Н О В И Л А:

В Челябинское УФАС России 08.09.2022 поступила жалоба ООО «ОЗОН» на действия аукционной комиссии при проведении электронного аукциона 22-97373Э Поставка, установка и настройка средств криптографической защиты информации (извещение № 0169300000122001033) (далее – аукцион, закупка).

Согласно представленным документам извещение о проведении электронного аукциона опубликовано уполномоченным органом на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее – ЕИС) 31.08.2022 в 13:04.

Начальная (максимальная) цена контракта на поставку, установку и настройку средств криптографической защиты информации составляет 86 427,50 рублей.

Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в аукционе – 08.09.2022 09:00.

Согласно протоколу подведения итогов № 0169300000122001033 от 12.09.2022 в связи с тем, что по окончании срока подачи заявок на участие в электронном аукционе была подана только одна заявка на участие в нем, в отношении которой аукционной комиссией принято решение о несоответствии заявки требованиям извещения об осуществлении закупки, на основании пункта 1 и пункта 4 части 1 статьи 52 Закона о контрактной системе аукцион признан несостоявшимся.

На дату рассмотрения жалобы контракт не заключен.

По мнению Заявителя, аукционная комиссия неправомерно установила несоответствие Заявителя требованиям извещения о закупке, поскольку ООО «ЦИТ ОЗОН» в составе заявки на участие в аукционе предоставил копии лицензий, подтверждающие возможность осуществлять виды деятельности, предусмотренные извещением о проведении закупки, что, по его мнению, является надлежащим подтверждением соответствия участника закупки единым требованиям, предъявляемым к участникам закупки в соответствии с действующим законодательством.

Представители заказчика представили письменные возражения по доводам жалобы, указали следующее.

Во исполнение пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки. Одним из таких требований, в случаях, предусмотренных законом, является предоставление лицензии на занятие отдельным видом деятельности. Деятельность, осуществляемая по контракту, подлежит лицензированию в рамках закона.

В силу действия Федерального закона от 27.12.2019 № 478-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части внедрения реестровой модели предоставления государственных услуг по лицензированию отдельных видов деятельности» (Закон № 478-ФЗ) с 01.01.2021 лицензия подтверждается не документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, а записью в реестре лицензий.

В соответствии с частью 8 статьи 21 Закона № 99-ФЗ сведения о конкретной лицензии также могут быть предоставлены лицензиату в виде выписки из реестра лицензий.

Таким образом, по мнению Заказчика, в извещение о закупке законно включено требование о предоставлении выписки (копии выписки) из реестра лицензий, выданными ФСТЭК России и ФСБ России.

В этой связи заявка участника, в составе которой отсутствовали выписки из реестра лицензий ФСБ России и ФСТЭК России, признана несоответствующей извещению о проведении закупки.

Доводы жалобы Заявителя Заказчик считает необоснованными.

Уполномоченный орган представил на доводы жалобы Заявителя письменные возражения, в которых указал, что заказчиком надлежащим образом установлены требования к составу заявки о предоставлении выписок (копий выписок) из реестров лицензий ФСТЭК России и ФСБ России, действия заказчика не противоречат требованиям действующего законодательства, а аукционной комиссией принято законное и обоснованное решение об отклонении заявки Заявителя в соответствии с требованиями извещения об осуществлении закупки и Закона о контрактной системе.

Доводы жалобы Заявителя Уполномоченный орган считает необоснованными.

 

Изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 106 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 настоящей статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 настоящего Федерального закона.

Согласно пункту 3 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случае несоответствия участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.

Пунктом 2.1 Приложения № 1 к «Требованиям к содержанию, составу заявки на участие в закупке и Инструкции по ее заполнению» (далее – Требования, Инструкция) извещения о проведении закупки указано следующее: «Соответствие участника закупки требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки (пункт 1 части 1 статьи 31 Федерального закона о контрактной системе) и исчерпывающий перечень информации и электронных документов, которые должны быть представлены участниками такого электронного аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Федерального закона о контрактной системе: Необходимо наличие выписки (копии выписки) из:

1) реестра лицензий ФСБ России со статусом лицензии - «Действующая» на разработку, производство, распространение шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, выполнение работ, оказание услуг в области шифрования информации, техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств (за исключением случая, если техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)– в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» и Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2012 г. N 313 «Об утверждении положения о лицензировании деятельности по разработке, производству, распространению шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, выполнению работ, оказанию услуг в области шифрования информации, техническому обслуживанию шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств (за исключением случая, если техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)».

. Виды услуг, оказываемых в составе лицензируемого вида деятельности:

- Передача шифровальных (криптографических) средств, за исключением шифровальных (криптографических) средств защиты фискальных данных, разработанных для применения в составе контрольно-кассовой техники, сертифицированных Федеральной службой безопасности Российской Федерации;

- Монтаж, установка (инсталляция), наладка шифровальных (криптографических) средств, за исключением шифровальных (криптографических) средств защиты фискальных данных, разработанных для применения в составе контрольно-кассовой техники, сертифицированных Федеральной службой безопасности Российской Федерации;

2) реестра лицензий ФСТЭК России со статусом лицензии - «Действующая» на деятельность по технической защите конфиденциальной информации, вид услуг:

- установка, монтаж, наладка, испытания, ремонт средств защиты информации (технических средств защиты информации, защищенных технических средств обработки информации, технических средств контроля эффективности мер защиты информации, программных (программно-технических) средств защиты информации, защищенных программных (программно-технических) средств обработки информации, программных (программно-технических) средств контроля эффективности защиты информации)».

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Закон № 99-ФЗ), с учетом изменений, внесенных Федеральным законом № 478-ФЗ, с 01.01.2021 лицензия – это специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается записью в реестре лицензий.

Из содержания статьи 13 Закона № 478-ФЗ, с учетом разъяснений Минэкономразвития (Письмо № Д24и-12191 от 23.04.2021) после 01.01.2021 подтверждением наличия лицензий, выданных до 01.01.2021, также является запись в реестре лицензий.

В соответствии с частью 2 статьи 21 Закона № 99-ФЗ в реестре лицензий должны быть указаны, в том числе, следующие сведения: регистрационный номер лицензии, наименовании лицензирующего органа; фирменное наименование, и организационно-правовая форма юридического лица, адрес его места нахождения, иные реквизиты или фамилия, имя и (в случае, если имеется) отчество индивидуального предпринимателя, наименование и реквизиты документа, удостоверяющего его личность, адрес его места жительства, иные реквизиты; идентификационный номер налогоплательщика; лицензируемый вид деятельности с указанием выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности; дата вынесения решения лицензирующего органа о предоставлении лицензии и при наличии реквизиты такого решения; даты внесения в реестр лицензий сведений о лицензиате; основание и дата прекращения действия лицензии; основания и даты проведения оценок соблюдения лицензиатом лицензионных требований, а также реквизиты актов, составленных по результатам таких оценок.

Согласно части 8 статьи 21 Закона № 99-ФЗ сведения о конкретной лицензии по выбору заявителя предоставляются ему также в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, в виде выписки из реестра лицензий, либо в виде копии акта лицензирующего органа о принятом решении, либо в виде справки об отсутствии запрашиваемых сведений, которая выдается в случае отсутствия в реестре лицензий сведений о лицензиях или при невозможности определения конкретного лицензиата.

При этом, частью 9 статьи 21 Закона № 99-ФЗ предусмотрено, что выписка из реестра лицензий содержит все сведения, предусмотренные пунктами 1 - 8 части 2 данной статьи, а также сведения о дате формирования выписки.

Согласно статье 13 Закона № 478-ФЗ, записи в реестрах лицензий, внесенные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, подлежат приведению в соответствие с законодательными актами Российской Федерации, измененными настоящим Федеральным законом, до 1 января 2022 года. Лицензии, выданные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, подтверждают наличие у лицензиата лицензии на день вступления в силу настоящего Федерального закона.

Из совокупности указанных норм следует, что документом, подтверждающим наличие у участника закупки лицензии на осуществление указанных видов деятельности, в том числе, выданной лицензиату до 01.01.2021, начиная с 01.01.2022 является выписка из реестра лицензий.

В составе единственной заявки участника предоставлены копии действующих лицензий:

- регистрационный номер 3539 от 08.11.2018, выданная Федеральной службой по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК России);

- регистрационный номер 368 от 14.02.2018, выданная Управлением Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Челябинской области (УФСБ России по Челябинской области).

Выписки из реестра лицензий, предусмотренные пунктом 2.1 Приложения к Требованиям, указанным в извещении о проведении закупки, в составе заявки участником не представлены.

С учетом изложенного, действия аукционной комиссии по признанию участника несоответствующим требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона о представлении выписки из реестров лицензий ФСБ и ФСТЭК России, не противоречит пункту 3 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе.

Доводы жалобы Заявителя являются необоснованными.

В ходе проведения внеплановой проверки в рамках статьи 99 Закона о контрактной системе Комиссией установлено следующее.

Пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе предусмотрено, что при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки о соответствии его требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

В соответствии с частью 5 статьи 31 Закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи, указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).

Согласно пункту 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).

Пунктом 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе предусмотрено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать, в том числе, требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.

При этом, в соответствии с подпунктом «н» пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе в составе заявки участника закупки должны находить отражение документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

Согласно системному толкованию указанных положений Закона участник закупки должен соответствовать требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг в соответствии со спецификой и содержанием объекта закупки.

При этом, законодатель разделяет понятия «единые требования» к участнику закупки, подразумевающее совокупность правил, условий, обязательных для выполнения, составляющих правоспособность юридического лица или индивидуального предпринимателя, и понятие «документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона».

Согласно части 2 статьи 49 ГК РФ в случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.

В соответствии со статьей 3 Закона № 99-ФЗ:

- лицензия – это специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности);

- лицензируемый вид деятельности - вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права, требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом, в соответствии с федеральными законами, указанными в части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона и регулирующими отношения в соответствующих сферах деятельности.

В соответствии с пунктом 1 статьи 12 Закона № 99-ФЗ лицензированию подлежит деятельность по разработке, производству, распространению шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, выполнение работ, оказанию услуг в области шифрования информации, техническому обслуживанию шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств (за исключением случая, если техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя).

Положение о лицензировании данного вида деятельности утверждено Постановлением Постановление Правительства РФ от 16.04.2012 № 313, в соответствии с которым лицензирующим органом в данном случае является ФСБ России.

Согласно пункту 5 статьи 12 Закона № 99-ФЗ лицензированию подлежит также деятельность по технической защите конфиденциальной информации, Положение о лицензировании которой утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2012 г. № 79; лицензирующим органом является ФСТЭК России.

В этой связи, согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе в извещении о проведении закупки на поставку, установку и настройку средств криптографической защиты информации должны быть предусмотрены единые требования о наличии лицензий (специального разрешения на осуществление определенного вида деятельности), указанных в статье 12 Закона № 99-ФЗ, выданные ФСБ России и ФСТЭК России.

При этом, с учетом положений части 8 статьи 21 Закона № 99-ФЗ, с изменениями, внесенными Законом № 478-ФЗ, документом, подтверждающим наличие лицензии - специального разрешения на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), является выписка из реестра лицензий.

Вместе с тем, Заказчиком в пункте 2.1 извещения о проведении закупки установлены единые требования о наличии выписки из реестра лицензий, а не лицензии, как специального разрешения на осуществление определенного вида деятельности, что не соответствует пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.

С учетом допущенных Заказчиком нарушений, принимая во внимание, что отклонение Заявителя может привести к неблагоприятным последствиям, предусмотренным частью 13 статьи 44 Закона о контрактной системе, а именно к списанию денежных средств, заблокированных на специальном счете участника в размере обеспечения каждой третьей заявки на участие в закупках, в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации, несмотря на то, что аукцион признан несостоявшимся, Комиссия считает целесообразным выдать предписание об отмене аукциона.

В связи с допущенными нарушениями в действиях виновных должностных лиц содержатся признаки состава административного правонарушения, предусмотренного главой 7 КоАП РФ.

Исходя из изложенного, информации, представленной заявителем, заказчиком, а также информации, полученной Комиссией при проведении внеплановой проверки, Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14 «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд,

РЕШИЛА:

  1. Признать жалобу ООО «ОЗОН» на действия аукционной комиссии при проведении электронного аукциона 22-97373Э Поставка, установка и настройка средств криптографической защиты информации (извещение № 0169300000122001033) необоснованной.
  2. По итогам проведения внеплановой проверки признать в действиях заказчика нарушение пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
  3. Выдать заказчику, аукционной комиссии, оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
  4. Передать материалы жалобы должностному лицу Челябинского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии <.......>

Члены Комиссии <.......>

<.......>

Связанные организации

Связанные организации не указаны