Решение (комиссия) №ВЛ/14441/23 Р Е Ш Е Н И Е № 074/06/106-2406/2023 по делу № 433-ж/2023 от 19 октября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

5

 

 

 

Отделение Фонда Пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Челябинской области

454091, г. Челябинск, ул. Свободы, д. 95

 

ООО «ЭКОДОМ»

115304, город Москва,

ул. Кантемировская, д. 3, корп. 2, комн.6

 

ООО «РТС-тендер»

121151, г. Москва,

набережная Тараса Шевченко, д. 23А,

25 этаж, помещение 1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Р Е Ш Е Н И Е № 074/06/106-2406/2023

по делу № 433-ж/2023

г. Челябинск, пр. Ленина, 59

 

Резолютивная часть решения оглашена 16 октября 2023 года

В полном объеме решение изготовлено 19 октября 2023 года

 

Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:

 

 

Председателя Комиссии:

<…>

-

заместителя руководителя управления - начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России;

Членов Комиссии:

 

<…>

<…>

-

 

 

 

-

главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России;

ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России;

 

 

 

руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), рассмотрев жалобу Общества с ограниченной

ответственностью «ЭКОДОМ» (далее – ООО «ЭКОДОМ», Заявитель) на положения извещения об осуществлении закупки при проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по изготовлению протезов нижних конечностей в 2023 году для обеспечения инвалидов, проживающих на территории Челябинской области (извещение № 0269100000223000268) (далее – конкурс, закупка), в присутствии посредством видеоконференцсвязи:

- представителей Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Челябинской области (далее – Заказчик): <…>., действующей на основании доверенности № 28/192 от 03.03.2023; <…>., действующего на основании доверенностей № 35/347 от 13.10.2023;

- в отсутствие представителя Заявителя, надлежащим образом уведомленного о дате, месте и времени заседания Комиссии, ходатайств и заявлений не представлено,

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

В Челябинское УФАС России 09.10.2023 поступила жалоба ООО «ЭКОДОМ» на положения извещения об осуществлении закупки при проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по изготовлению протезов нижних конечностей в 2023 году для обеспечения инвалидов, проживающих на территории Челябинской области (извещение № 0269100000223000268) (далее – конкурс, закупка).

Согласно представленным документам извещение о проведении конкурса опубликовано на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее – ЕИС) 22.09.2023 в 18:55.

Начальное (максимальное) значение цены контракта составляет 15 923 277,94 рублей.

Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в аукционе – 09.10.2023 08:00.

В соответствии с протоколом подведения итогов № 0269100000223000268 от 09.10.2023 в связи с тем, что по окончании срока подачи заявок на участие в закупке подана только одна заявка на участие в закупке, на основании пункта 1 части 1 статьи 52 Закона о контрактной системе конкурс признан несостоявшимся.

На дату рассмотрения жалобы контракт не заключен.

 

Доводы жалобы Заявителя заключаются в следующем.

Заказчиком установлены требования к перечню подтверждающих документов наличия опыта у участника закупки по Критерию оценки «квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации», в том числе, «исполненные договоры на выполнение работ по обеспечению протезами нижних конечностей, а также акты приемки выполненных работ, составленные при исполнении таких договоров, а также платежные поручения с отметкой кредитной организации об оплате таких актов или иные документы, подтверждающие оплату предоставленных актов приемки».

По мнению Заявителя, данное требование не соответствует перечню подтверждающих документов, предусмотренных пунктом 28 Постановления Правительства РФ от 31.12.2021 № 2604 «Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации» (далее – Постановление № 2604).

 

 

Заказчик представил письменные пояснения по доводам жалобы, в которых указал следующее.

В абзаце 3 подпункта «в» пункта 28 Положения № 2604 установлен не исчерпывающий перечень документов, который может установить заказчик в критериях и порядке оценки заявок на участие в закупке.

В письменных возражениях на доводы жалобы Учреждением также указано на то, что законодатель наделил заказчика правом самостоятельно устанавливать требования к претендентам, в том числе, определять перечень документов, предоставляемых претендентами на участие в закупке в составе заявки для подтверждения их соответствия установленным требованиям, с учетом потребности Заказчика.

Заказчик поясняет, что Постановлением № 2604 предусмотрена возможность для участника закупки предоставлять для оценки не только государственные контракты, заключенные в соответствии с Законом о контрактной системе, но и договоры, заключенные на основании Федерального закону от 18.07.2011 № 22З-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», а также гражданско-правовые договоры.

Проверить исполнение по гражданско-правовым договорам Заказчику не представляется возможным, без предоставления участниками закупки документов об их исполнении. При этом, по мнению Заказчика, предоставление только актов выполненных работ не может свидетельствовать о том, что предоставленные договоры исполнены в полном объеме.

Заказчик считает, что предусмотренные в конкурсе критерии и порядок оценки заявок участников закупки не препятствуют участию в конкурсе, не предрешают исход закупки, не создают преимущества конкретному лицу, а в данной ситуации направлены, прежде всего, на определение добросовестных победителей конкурса - лиц, наиболее соответствующих потребностям Заказчика при выполнении работ.

Доводы жалобы Заявителя Заказчик считает необоснованными.

 

Изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 106 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.

 

  1. В силу пункта 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с настоящим Федеральным законом.

В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:

1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;

2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;

3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;

4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

В силу части 4 статьи 32 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости и т.д.

Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.

Постановлением Правительства РФ № 2604 утверждено Положение об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Положение).

В соответствии с подпунктом «г» пункта 3 Положения для оценки заявок в соответствии с настоящим Положением применяется, в том числе критерий оценки «квалификация участников закупки».

Согласно пункту 24 раздела V (оценка заявок по критерию оценки «квалификация участников закупки») Положения для оценки заявок по критерию оценки «квалификация участников закупки» могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:

а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов;

б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов;

в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;

г) наличие у участников закупки деловой репутации;

д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

В соответствии с подпунктом «в» пункта 28 Положения Порядком рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе устанавливается предмет договора (договоров), оцениваемого по каждому детализирующему показателю, сопоставимый с предметом контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а также устанавливается перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта, в том числе исполненный договор (договоры), акт (акты) приемки поставленного товара, выполненных работ, оказанных услуг, составленные при исполнении такого договора (договоров).

Также данным пунктом Положения предусмотрено, что Порядком может быть установлено положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), при исполнении которого поставщиком (подрядчиком, исполнителем) исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек);

В силу указанной нормы перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта, не является исчерпывающим, что позволяет Заказчику, наряду с исполненным договором (договоры), актом (актами) приемки поставленного товара, выполненных работ, оказанных услуг, составленным при исполнении такого договора (договоров), требовать предоставления иных документов (например, платежных документов, подтверждающих исполнение представленных контрактов в полном объеме, включая оплату выполненных работ, поставленного товара, оказанных услуг.

Согласно части 1 статьи 94 Закона о контрактной системе исполнение контракта включает в себя комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и Законом N 44-ФЗ, в том числе:

1) приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта, предусмотренных контрактом, включая проведение в соответствии с настоящим Федеральным законом экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта;

2) оплату заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;

3) взаимодействие заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при исполнении, изменении, расторжении контракта в соответствии со статьей 95 Закона N 44-ФЗ. применении мер ответственности и совершении иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) или заказчиком условий контракта.

В этой связи, исполнение государственных и муниципальных контрактов и договоров подразумевает исполнение сторонами своих обязательств в полном объеме, включая приемку и оплату выполненных работ, поставленного товара или оказанных услуг Заказчиком.

Частью 1 статьи 408 ГК РФ предусмотрено, что обязательство прекращает надлежащее исполнение.

Согласно позиции Минфина Российской Федерации, выраженной в письмах от 19 мая 2020 года № 24-03-08/40826 и от 05 ноября 2020 года № 24-03-08/96309, если обязательства по контракту не исполнены в полном объеме, формальное окончание срока действия контракта не влечет прекращение обязательств.

Таким образом, обязательства всех сторон по договору (контракту) будут считаться исполненными только при условии оплаты товаров, работ, услуг, принятых заказчиком, в соответствии с условиями договора (контракта).

В III разделе Порядка об отдельных положениях о применении отдельных критериев оценки, показателей оценки и показателей оценки, детализирующих показатели оценки (далее Порядок), предусмотренных разделом II Порядка, заказчик предусмотрел предоставление со стороны участника закупки актов приемки выполненных работ, составленных при исполнении таких договоров, а также платежных поручений с отметкой кредитной организации об оплате таких актов или иных документов, подтверждающих оплату предоставленных актов приемки.

Также Комиссия отмечает, что Заявитель не подавал заявку на участие в аукционе, что свидетельствует об отсутствии его материально-правовой заинтересованности в участии в закупке.

Более того, из сведений, размещенных в ЕИС в реестре контрактов, а также в реестре договоров, заключаемых по Закону № 223-ФЗ, не следует наличия опыта Заявителя по исполнению государственных, муниципальных контрактов, а также договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки.

При этом, пункт 33 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 1 (2020), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации, указывает, что механизм защиты прав участников закупки в административном порядке путем рассмотрения их жалоб контрольным органом в сфере закупок, установленный главой 6 Закона о контрактной системе, в соответствии с пунктом 2 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации должен применяться в случаях действительных, а не мнимых нарушений прав и законных интересов участников закупки и не должен создавать предпосылки для нарушения вышеуказанных публичных интересов.

С учетом изложенного, при отсутствии в законодательстве о контрактной системе исчерпывающего перечня документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта, положения извещения об осуществлении закупки, предусматривающие в качестве таких документов, в том числе, платежные поручения с отметкой кредитной организации об оплате таких актов или иные документы, подтверждающие оплату предоставленных актов приемки, не противоречат пункту 11 части 1 статьи 42, части 8 статьи 32, подпункту «в» пункта 28 Положения № 2604.

Доводы жалобы Заявителя не находят своего подтверждения, не обоснованы.

 

Исходя из изложенного, информации, представленной заявителем, заказчиком, а также информации, полученной Комиссией при проведении внеплановой проверки, Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе,

 

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу ООО «ЭКОДОМ» на положения извещения об осуществлении закупки при проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по изготовлению протезов нижних конечностей в 2023 году для обеспечения инвалидов, проживающих на территории Челябинской области (извещение № 0269100000223000268) необоснованной.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Председатель комиссии

 

 

<…>

Члены комиссии:

 

 

 

 

<…>

 

 

<…>

 

 

 

 

 

2023-16476

 

 

Связанные организации

ООО «РТС-тендер»
ИНН 7710357167, ОГРН 1027739521666
Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Челябинской области
ИНН 7453040822, ОГРН 1027403882626
ООО "ЭКОДОМ"
ИНН 7724499299, ОГРН 1197746598422