Решение №ВЛ/16907/21 решение от 14 декабря 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

6

 

решение

 

ГБУЗ «Городская больница № 3

г. Миасс»
456313, Челябинская область, г. Миасс, ул. Нахимова, д. 23
miass–gb3@mail.ru

ООО «Стройремонт»
456584, Челябинская обл., Еманжелинский район, г. Еманжелинск, ул. Курчатова, д. 85
sremont1@bk.ru

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ № 074/06/104-3566/2021 (№ РНП-74-558/2021)

о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков

(подрядчиков, исполнителей)

 

г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Резолютивная часть решения оглашена 09.12.2021

В полном объеме решение изготовлено 14.12.2021

 

Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Комиссия), в составе:

Председателя Комиссии:

<...>

-

заместителя руководителя управления - начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России;

Членов Комиссии:

 

<...>

 

 

-

ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России;

 

<...>

-

ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,

рассмотрев обращение ГБУЗ «Городская больница № 3 г. Миасс» о включении сведений об ООО «Стройремонт», о его директоре и участнике в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, заключенного по итогам проведения электронного аукциона на выполнение работ по текущему ремонту кровли здания поликлиники ГБУЗ «Городская больница №3 г. Миасс» (извещение № 0369300067621000149) (далее – аукцион), при участии в заседании Комиссии в дистанционном режиме:

- представителя ГБУЗ «Городская больница № 3 г. Миасс» (далее — заказчик) <...>, действующей на основании доверенности от 10.09.2021;

- представителя ООО «Стройремонт» (подрядчик, общество) <...>, действующей на основании доверенности от 08.12.2021,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В соответствии с пунктом 5 части 15 статьи 99, статьями 95, 104 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) в Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) поступило обращение ГБУЗ «Городская больница № 3 г. Миасс» о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО «Стройремонт».

Согласно представленным документам 13.09.2021 заказчик и ООО «Стройремонт» заключили контракт на выполнение работ по текущему ремонту кровли здания поликлиники ГБУЗ «Городская больница № 3 г. Миасс» по цене 330 307,51 рублей.

Как следует из заявления заказчика, подрядчик к работам по контракту не приступил, в связи с чем 16.11.2021 заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Сведения о включении общества в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) направлены заказчиком в антимонопольный орган 03.12.2021.

 

Изучив представленные документы, заслушав пояснения лиц, участвующих в рассмотрении дела, Комиссия, руководствуясь статьями 99, 104 Закона о контрактной системе, пришла к следующим выводам.

Согласно части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.

Как следует из части 16 статьи 95 Закона о контрактной системе, информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, включается в установленном настоящим Федеральным законом порядке в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

При этом в силу части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.

В соответствии с пунктом 10.1 контракта заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств.

Таким образом, контрактом предусмотрена возможность заказчика расторгнуть контракт в одностороннем порядке в соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе.

Согласно части 12 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю). Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.

Из совокупного толкования части 13 статьи 95, части 3 статьи 103 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта, информация о котором размещается заказчиком в единой информационной системе в течение пяти рабочих дней с даты расторжения контракта.

Так, заказчиком 16.11.2021 принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, 16.11.2021 указанное решение размещено в ЕИС во вкладке «Дополнительная информация о закупках, контрактах» и 16.11.2021 решение об одностороннем отказе от исполнения контракта направлено обществу на электронную почту и на бумажном носителе заказным письмом с уведомлением.

Как следует из материалов дела, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вручено подрядчику 19.11.2021. Подтверждение о вручении подрядчику указанного решения заказчиком получено 22.11.2021, что подтверждается документами, представленными заказчиком в материалы дела, в связи с чем контракт считается расторгнутым – 03.12.2021, информация о расторжении контракта размещена заказчиком в ЕИС – 03.12.2021 в разделе «Информация об исполнении (о расторжении) контракта».

 

При рассмотрении вопроса о включении общества в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) антимонопольным органом установлено следующее,

 

Между заказчиком и ООО «Стройремонт» 13.09.2021 посредством электронного документооборота заключен контракт на выполнение работ по текущему ремонту кровли здания поликлиники ГБУЗ «Городская больница №3 г. Миасс» (реестровый номер в ЕИС № 3741500848021000219) (далее – контракт).

В соответствии с пунктом 1.3 контракта: «Подрядчик» обязуется выполнить работы по текущему ремонту кровли здания поликлиники ГБУЗ «Городская больница № 3 г. Миасс» (ОКПД2 43.91.19.190 — Работы кровельные прочие, не включенные в другие группировки.) (в дальнейшем − «Работа») в соответствии с ведомостью объемов работ и локальной сметой (Приложение № 1, № 2 к контракту, являющимися неотъемлемой частью настоящего Контракта)».

В соответствии с пунктом 1 статьи 766 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) государственный или муниципальный контракт должен содержать условия об объеме и стоимости подлежащей выполнению работы, сроках ее начала и окончания, размере и порядке финансирования и оплаты работ, способах обеспечения исполнения обязательств сторон.

В соответствии с пунктом 2 статьи 702 ГК РФ к отдельным видам договора подряда (бытовой подряд, строительный подряд, подряд на выполнение проектных и изыскательских работ, подрядные работы для государственных нужд) положения, предусмотренные настоящим параграфом, применяются, если иное не установлено правилами настоящего Кодекса об этих видах договоров.

Таким образом, к договору подряда для государственных и муниципальных нужд применяются общие нормы, регулирующие отношения по договору подряда.

Согласно пункту 1 статьи 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.

В силу пункта 1 статьи 708 ГК РФ в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки).

Таким образом, с учетом положений статей 432, 702, 708, 766 ГК РФ существенными условиями муниципального контракта являются предмет и сроки выполнения работ.

В пункте 1.5 контракта заказчиком установлены сроки выполнения работ: «Выполнение работ со дня, следующего за днем заключения контракта в течение 60 календарных дней.».

Из пояснений заказчика и из содержания решения об одностороннем отказе от исполнения контракта от 16.11.2021 следует, что, в нарушение условий контракта, обязательства по текущему ремонту кровли здания поликлиники подрядчиком не выполнены, в сроки, предусмотренные пунктом 1.5 контракта, подрядчик не приступил к выполнению работ.

Согласно пункту 2 статьи 715 ГК РФ, если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.

На заседании Комиссии представитель заказчика пояснил, что 16.09.2021 (вх. № 3602/01-11) на электронную почту заказчика поступило письмо от ООО «Стройремонт», в котором подрядчик просит заключить дополнительное соглашение на увеличение цены контракта либо расторгнуть контракт по соглашению сторон, с приложением Соглашения о расторжении контракта, подписанного со стороны подрядчика. Заказчик в ответном письме не согласился с доводами ООО «Стройремонт» (письме Исх.№1400 от 17.09.2021).

Заказчиком 05.10.2021 (Исх.№1483), 11.10.2021 (Исх.№1524) на электронную почту подрядчика направлены претензии о выполнении надлежащим образом работ в установленный контрактом срок.

ООО «Стройремонт» 18.10.2021 в адрес ГБУЗ «Городская больница № 3 г.Миасс» направлено письмо исх. № 17 от 18.10.2021, в соответствии с которым подрядчик обязуется исполнить обязательства по контракту № 428 от 13.09.2021 «в ближайшее время».

Заказчиком 18.10.2021 (исх. № 1569), 22.10.2021 (Исх.№1634) и 28.10.2021 (Исх.№1669) на электронную почту подрядчика направлены претензии с предупреждением расторгнуть контракт № 428 от 13.09.2021, если в срок до 12.11.2021 подрядчик не выполнит работы по контракту.

На момент принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта подрядчик к работам по текущему ремонту кровли поликлиники ГБУЗ «Городская больница № 3 г. Миасс» не приступил.

Представитель общества на заседании Комиссии пояснил, что при осмотре объекта ремонта установлено несоответствие данных, содержащихся в локальном сметном расчете, опубликованном в составе аукционной документации, фактическим объемам выполняемых работ, необходимых для достижения результата исполнения контракта, а именно:

- в пункте 6 Локального сметного расчета предусмотрена «Огнебиозащитное покрытие деревянных поверхностей готовыми составами для обеспечения: второй группы огнезащитной эффективности по НПБ 251» в объеме 142м2, то есть односторонняя защита. Однако по нормативным требованиям пожарной безопасности такое покрытие необходимо наносить с 2-х сторон;

- в пункте 15, пункте 17 Локального сметного расчета предусмотрена «Смена воронок водосточных труб с люлек» «Смена: прямых звеньев водосточных труб с люлек». Между тем, конфигурации кровли не позволяет осуществлять указанные работы с использованием люлек и требует применения крана. Таким образом, в локальном сметной расчете заказчиком неверно применена расценка. Ценовое предложение подрядчика не включает высокую стоимость арендной платы крана. Более того, согласно пункту 2.4.13 контракта ответственность за соблюдение правил и мер безопасности на объекте при производстве работ возлагается на подрядчика. Однако при использовании в работе люлек подрядчик не сможет обеспечить соблюдение данных мер безопасности;

- в соответствии с пунктами 2.4.9, 2.4.10, 2.4.11 контракта при выполнении работ необходимо строго соблюдать требования защиты окружающей среды; отходы, строительный мусор должны своевременно вывозиться на свалку, захламление и заваливание мусором зоны проведения работ и близлежащей территории запрещается; в период свертывания работ все строительные отходы необходимо вывозить с благоустроенной территории для дальнейшей утилизации. Строго запрещается делать «захоронение» отходов. Осмотр, произведенный подрядчиком, показал стеснённые, ограниченные условия объекта. В итоге для исполнения взятых на себя обязательств по указанным пунктам подрядчику потребуется ежечасная аренда автомобильного крана с подвешенной емкостью для вывоза демонтажного мусора, что тоже не предусмотрено ценовым предложением участника закупки.

Поскольку, по мнению подрядчика, осмотр объекта показал, что в локальном сметном расчете имеются расхождения в видах, объемах работ и применяемых товаров, подрядчик незамедлительно предупредил заказчика и до получения от него указаний приостановил работу, а также уведомил о том, что выполнение подрядчиком работ по контракту без внесения необходимых изменений в сметную документацию приведет к неполучению заказчиком необходимого результата выполнения таких работ (письмо от 16.09.2021 вх. № 3602).

Представитель общества на заседании Комиссии пояснил, что неисполнение обязательств по контракту является следствием неисполнения заказчиком встречных обязательств, выраженных в невнесении изменений в сметную документацию, в отказе от заключения дополнительного соглашения об увеличении объема и стоимости работ.

Вместе с тем, Комиссия антимонопольного органа обращает внимание ООО «Стройремонт» на следующие обстоятельства дела.

Во-первых, на письмо подрядчика от 16.09.2021 (со ссылкой на статью 716 ГК РФ) заказчиком направлен ответ (письмо от 17.09.2021 исх.№ 1400), согласно которому заказчик пояснил, что работы необходимо выполнять в соответствии со сметной документацией, размещенной заказчиком в единой информационной системе при осуществлении закупки в открытом доступе с возможностью ознакомления до заключения контракта.

Во-вторых, подрядчиком 18.10.2021 в адрес заказчика направлено письмо (исх. № 17), в соответствии с которым общество обязуется исполнить обязательства по контракту в ближайшее время. При этом в указанном письме подрядчиком не зафиксированы какие-либо претензии, наоборот, подрядчик соглашается с просрочкой обязательств по контракту, а также обязуется приступить к работам.

В-третьих, невозможно достоверно утверждать о наличии противоречий между фактическими объемами работ и объемами, указанными в сметной документации, поскольку наличие данных противоречий не зафиксировано документально.

Доводы представителя подрядчика относительно того, что заказчик 13.11.2021 не допустил общество к работам на объекте, не принимаются во внимание в связи с тем, что срок исполнения обязательств по контракту истек, более того, обществом до начала выполнения работ на объекте не исполнены обязательства, предусмотренные пунктами 2.4.5, 2.4.14, 2.4.15 контракта, а именно:

«2.4.5. Перед проведением работ Подрядчик назначает ответственное лицо за проведение работ, предоставляет Заказчику приказ о назначении данного лица, а также наряд − допуск для производства работ на объекте.

2.4.9. Вся полнота ответственности при выполнении работ на объекте за соблюдением норм и правил по технике безопасности и пожарной безопасности возлагается на Подрядчика работ. Ответственность за пожарную безопасность на объекте, своевременное выполнение противопожарных мероприятий, обеспечение средствами пожаротушения несет персонально руководитель подрядной организации или лицо его заменяющее. Перед началом производства работ необходимо провести инструктаж о методах работ, последовательности их выполнения, необходимых средствах индивидуальной защиты.

2.4.10. Материалы, оборудование и комплектующие изделия, конструкции, применяемые при выполнении работ, должны соответствовать ГОСТам, техническим условиям и иметь соответствующие сертификаты, технические паспорта, удостоверяющие их качество. До начала выполнения работ предоставить сертификаты соответствия качества и гигиенических норм на применяемые строительные материалы и изделия, паспорта на изделия».

В силу части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.

Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является специальной мерой государственного принуждения, установленной законодателем в целях обеспечения добросовестного исполнения участником закупки принятых на себя в рамках контрактной системы обязательств.

Так, Комиссией Челябинского УФАС России установлено, что к сроку окончания выполнения работ, в том числе на дату принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, работы в объеме, предусмотренном контрактом, не выполнены, результат исполнения контракта подрядчиком не предоставлен, в связи с чем принятое заказчиком решение об одностороннем отказе от исполнения контракта ввиду неисполнения ООО «Стройремонт» обязательств к окончанию срока выполнения работ обоснованно с учетом положений пункта 2 статьи 715 ГК РФ.

Основания для принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта подтверждаются материалами дела (представленными документами и информацией).

С учетом характера правовых последствий включения юридического лица в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) - юридической ответственности в виде невозможности в течение двух лет участвовать в закупках товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установлению подлежит субъективная сторона действий подрядчика, предполагающая наличие вины (умысла, неосторожности).

Правовая конструкция части 8 статьи 95 Закона о контрактной системе предполагает право сторон принять решения об одностороннем отказе от исполнения контракта только в соответствии с гражданским законодательством и договором.

Челябинское УФАС России обращает внимание, что согласно положениям гражданского законодательства Российской Федерации, предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

С учетом изложенного, предпринимательские риски, в силу действующего законодательства несет хозяйствующий субъект, принявший решение об участии в закупке и снижении начальной (максимальной) цены контракта.

Так, принимая решение об участии в процедуре закупки для государственных нужд и подавая соответствующую заявку, юридическое лицо несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведших к невозможности исполнения контракта им как лицом, признанным победителем закупки (исполнителем).

Действуя в рамках заключения и исполнения контракта, участник закупки должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию бюджетных средств на общественные экономически-значимые цели, что требует от него большей степени ответственности при исполнении своих обязанностей, вытекающих из конкретного контракта.

Антимонопольный орган обращает внимание, что, подавая заявку, участник закупки выразил согласие на оказание услуг на условиях, предусмотренных документацией об аукционе.

ООО «Стройремонт» нарушены условия контракта, исполнитель к исполнению контракта не приступил. Действия общества явились причиной нарушения публичных интересов, поскольку потребность ГБУЗ «Городская больница № 3 г. Миасс» в текущему ремонту кровли здания поликлиники не удовлетворена.

Учитывая изложенное в совокупности обстоятельств установленных на заседании Комиссии и сведений, представленных в материалы дела, антимонопольный орган приходит к выводу о необходимости включения сведений об ООО «Стройремонт» в реестр недобросовестных поставщиков.

 

Комиссия, руководствуясь пунктом 5 части 15 статьи 99, статьей 104 Закона о контрактной системе и Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 1078 «О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации»,

 

РЕШИЛА:

 

1. Включить сведения, представленные ГБУЗ «Городская больница № 3 г. Миасс», об ООО «Стройремонт» (ИНН/КПП 7430023757/743001001, ОГРН 1157456010469, 456584, Челябинская обл., Еманжелинский район, г. Еманжелинск, ул. Курчатова, д. 85) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сроком на два года с даты, когда федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, должен разместить такую информацию в указанном реестре в соответствии с требованиями части 7 статьи 104 Закона о контрактной системе.

2. Включить сведения, представленные ГБУЗ «Городская больница № 3 г. Миасс», об участнике ООО «Стройремонт» <...> в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сроком на два года с даты, когда федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, должен разместить такую информацию в указанном реестре в соответствии с требованиями части 7 статьи 104 Закона о контрактной системе.

3. Включить сведения, представленные ГБУЗ «Городская больница № 3 г. Миасс», о директоре ООО «Стройремонт» <...> в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сроком на два года с даты, когда федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, должен разместить такую информацию в указанном реестре в соответствии с требованиями части 7 статьи 104 Закона о контрактной системе.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Председатель Комиссии: <...>

Члены Комиссии: <...>

 

<...>

 

2021-18198

 

 

Связанные организации

ООО "Стройремонт"
ИНН 7430023757, ОГРН 1157456010469
ГБУЗ "Городская больница № 3 г. Миасс"
ИНН 7415008480, ОГРН 1027400871211