Решение №ВЛ/518/22 Р Е Ш Е Н И Е по делу № 074/06/105-74/2022 (12-ж/2022) от 21 января 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

5

 

 

 

Правительство Челябинской области

 

454089, г. Челябинск, ул. Цвиллинга, д. 27

 

ГКУ «Центр организации закупок Челябинской области»

 

454084, г. Челябинск, ул. Калинина д. 21

 

АО «ТЭК-Торг»

 

119021, г. Москва, ул. Тимура Фрунзе, д. 24

 

ИП Одинцову А.Ю.

 

454060, г. Челябинск, ул. Генерала Мартынова, д. 6, кв. 153

 

 

Р Е Ш Е Н И Е

по делу № 074/06/105-74/2022 (12-ж/2022)

г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Резолютивная часть решения оглашена 18.01.2022

В полном объеме решение изготовлено 21.01.2022

Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:

Председателя Комиссии:

 

-

заместителя руководителя управления- начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,

Членов Комиссии:

 

-

ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,

 

 

-

заместителя начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,

руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», рассмотрев жалобу ИП Одинцова А.Ю., в присутствии:

- представителя Правительства Челябинской области , действующего на основании доверенности от 18.01.2022,

- представителя Правительства Челябинской области Л, действующего на основании доверенности от 18.01.2022,

- представителя Правительства Челябинской области, действующего на основании доверенности от 18.01.202,

- представителя ГКУ Челябинской области «Центр организации закупок в сфере здравоохранения» Котовой В.И., действующего на основании доверенности № 07 от 08.04.2021,

- представителя ГКУ Челябинской области «Центр организации закупок в сфере здравоохранения»  действующего на основании доверенности № 03 от 08.04.2021,

- представителя ГКУ Челябинской области «Центр организации закупок в сфере здравоохранения»  действующего на основании доверенности № 04 от 08.04.2021,

- ИП Одинцова А.Ю., личность удостоверена на основании паспорта,

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

В адрес Челябинского УФАС России 12.01.2022 поступила жалоба ИП Одинцова А.Ю. на действия заказчика при проведении электронного аукциона на оказание услуг по производству и распространению информационных материалов о деятельности Губернатора Челябинской области, органов исполнительной власти Челябинской области и социально значимых проектах через региональную вкладку периодического печатного издания - федеральной печатной газеты с дублированием распространения в сети Интернет (изв. № 0869200000221004696) (далее - аукцион).

Согласно представленным документам 23.12.2021 ГКУ «Центр организации закупок Челябинской области» объявило о проведении аукциона.

Заказчиком выступило Правительство Челябинской области.

Начальная (максимальная) цена контракта 2 739 000,00 рублей.

Срок окончания подачи заявок на участие в аукционе - 13.01.2022.

На момент рассмотрения жалобы ИП Одинцова А.Ю. контракт не заключен.

В жалобе заявителя указано, что заказчик неправомерно сформировал описание объекта закупки и включил в техническое задание условие о распространении информации посредством подписки и продажи, а также установил требование к распространению информационных материалов на всей территории РФ, в том числе на территории Свердловской и Курганской областей, что ограничивает количество участников закупки.

На заседании Комиссии представители заказчика, уполномоченного органа против доводов жалобы возражали, предоставили письменные пояснения и документы и указали, что требования к территории распространения обусловлены статусом субъектов, в отношении которых необходимо распространять информацию, при этом на рынке присутствует достаточное количество СМИ федерального значения, которые являются потенциальными участниками закупки. Требования к формам распространения информации в части подписки и продажи обусловлены тем, что большая часть федеральных СМИ осуществляет распространение своих изданий посредством указанных способов, а также ввиду возможности контроля за исполнением указанного условия контракта. Условия закупки в части необходимости освещения событий о деятельности органов власти трех регионов обусловлено наличием соглашений с указанными субъектами, в том числе в части информационного взаимодействия.

 

Заслушав пояснения сторон, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), (в редакции, действующей на момент проведения закупки) Комиссия пришла к следующим выводам.

 

1. В соответствии с частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Согласно части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закона о защите конкуренции) при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

В соответствии с частью 2 статьи 17 Закона о защите конкуренции наряду с установленными частью 1 настоящей статьи запретами при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений, если организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками являются федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, а также при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений в случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещается не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах, запросе котировок, запросе предложений.

Исходя из совокупного толкования указанных положений законодательства о контрактной системе и антимонопольного законодательства следует, что запрещаются любые действия, которые приводят или могут привести к ограничению (устранению, недопущению) конкуренции, как с точки зрения их фактического, так и возможного влияния на конкурентную среду при проведении закупки.

Согласно техническому заданию исполнителю требуется оказать услуги по производству и распространению информационных материалов о деятельности Губернатора Челябинской области, органов исполнительной власти Челябинской области и социально значимых проектах через региональную вкладку периодического печатного издания - федеральной печатной газеты с дублированием распространения в сети Интернет.

Из пояснений заказчика следует, что под федеральными печатными изданиями подразумеваются издания, территория распространения которых охватывает Российскую Федерацию.

При этом, исходя из анализа рынка, представленного заказчиком (по данным информационного ресурса медиалогия — разработчика автоматической системы мониторинга и анализа СМИ и соцмедиа в режиме реального времени), следует, что следующие средства массовой информации относятся к федеральным печатным изданиям:

 

- ООО «Аргументы и факты» - Южный Урал»;

- ООО «Знак 74» («Коммерсант»);

- АО «Издательский дом «Комсомольска правда»;

- ФГБУ «Редакция газеты «Российская газета»;

- ООО «Издательский дом «Гранада Пресс» (Аргументы недели);

- ООО «Издательский дом «Гранада Пресс» (Московский комсомолец МК-Урал);

- ООО «Медиа Челябинск» («Метро Челябинск»).

При этом, пять печатных изданий из указанных СМИ имеют собственные сайты, необходимые для дублирования размещенных материалов.

Указанные обстоятельства указывают на наличие хозяйствующих субъектов, которые могут принять участие в закупке.

Из пояснений заказчика также следует, что информация, подлежащая публикации, посвящена деятельности высшего должностного лица субъекта и органов исполнительной власти региона.

Таким образом, размещение указанной информации в СМИ с территорией распространения, охватывающей РФ, сопоставимо со статусом субъектов, чья деятельность подлежит освещению, при этом формирование требований в части порядка оказания услуг по распространению информационных материалов, в том числе определение территории распространения печатного издания, является правом заказчика, в связи с чем Комиссия не усматривает нарушения законодательства о контрактной системе.

Следует отметить, что заказчик представил сведения, согласно которым в 2021 году для целей участия региональных печатных изданий с распространением на территории Челябинской области в 2021 году размещены 3 аукциона, в связи с чем заказчик обеспечивает возможность участия в закупках средств массовой информации различных уровней.

Доводы заявителя, согласно которым в техническом задании указана территория распространения не менее, чем на территории трех субъектов Уральского федерального округа (Челябинская область, Свердловская область, Курганская область), а также необходимость освещения деятельность органов власти указанных субъектов РФ, не могут быть приняты во внимание по следующим обстоятельствам.

Как следует из пояснений заказчика указание данных требований обусловлено наличием соглашений о сотрудничестве в торгово-экономической, научно-технической, социально-культурной и иных сферах с Правительством Свердловской и Курганской областей от 12.07.2016 № 123 и от 13.08.2015, в том числе в части информационного обмена между средствами массовой информации.

Таким образом, определение территории распространения и характера размещаемой информации о событиях социально-экономической жизни указанных субъектов обусловлено реализацией совместных функций и задач указанных органов власти, в связи с чем данное требование соответствует целям и задачам проведения закупки для государственных нужд.

Вместе с тем, заявителем не представлены документы и сведения, из которых следует, что распространение печатного издания на территории РФ является условием, которое может привести к ограничению количества участников закупки, в связи с чем доводы жалобы являются недоказанными.

 

2. Согласно части 1 статьи 12 Закона о контрактной системе государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В соответствии с частью 3 статьи 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.

Исходя из положений указанной статьи Закона о контрактной системе и общих принципов законодательства о контрактной системе, можно сделать вывод о том, что целью закупки является достижение заказчиком государственных или муниципальных нужд, выраженных в приобретении товаров, работ, услуг.

Согласно пункту 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение должно содержать краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.

Аналогичные требования должны находить отражение в документации о закупке и проекте контракта в силу пункта 1 части 1 статьи 64, части 4 статьи 64 Закона о контрактной системе.

В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги требованиям заказчика. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Так, описание объекта закупки, изложенное в документации об аукционе, в том числе в проекте контракта, должно содержать полную и однозначную информацию, позволяющую участнику закупки сформировать предложение на участие в аукционе.

Из извещения и документации о закупке следует, что предметом контракта является оказание услуг по производству и распространению информационных материалов о деятельности Губернатора Челябинской области, органов исполнительной власти Челябинской области и социально значимых проектах через региональную вкладку периодического печатного издания - федеральной печатной газеты с дублированием распространения в сети Интернет.

Правоотношения, связанные с оказанием услуг по освещению деятельности и публикации информации в отношении органов местного самоуправления в печатном средстве массовой информации, относятся к сфере регулирования Закона РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» (далее – Закон о СМИ).

В статье 2 Закона о СМИ указан, что под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, сетевое издание, телеканал, радиоканал, телепрограмма, радиопрограмма, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации под постоянным наименованием (названием).

При этом, способами распространения продукции средства массовой информации являются продажа, подписка, доставка, раздача периодического печатного издания.

Таким образом, законодательство о СМИ предусматривает различные формы периодического распространения массовой информации, а также способы распространения продукции средства массовой информации.

При осуществлении закупки именно заказчик определяет условия оказания услуг по порядку распространения официальной информации о деятельности органов государственной власти, в связи с чем формы периодического распространения массовой информации, а также способы распространения продукции средства массовой информации определяются заказчиком при формировании описания объекта закупки.

В техническом задании указано, что форма распространения печатного издания – по подписке и в розничной продаже, тираж не менее 10 тысяч экземпляров, формат А3. Таким образом, в техническом задании заказчик указал как форму периодического распространения массовой информации - печатное издание, а также способы распространения печатного издания: подписка, продажа, что раскрывает порядок оказания услуг по освещению деятельности Губернатора Челябинской области, органов исполнительной власти Челябинской области, что не противоречит положениям законодательства о контрактной системе.

Более того, в материалы дела заказчиком представлены ответы на запросы в отношении 5 периодических печатных изданий («Аргументы и факты», «Коммерсантъ», «Комсомольска правда», «Аргументы недели. Южный Урал», «Московский комсомолец МК-Урал»), в которых указано, что данные газеты распространяются только посредством подписки и продажи, что свидетельствует о возможности реализации печатных изданий только указанными способами, в связи с чем указание в документации о закупке иных способов распространения напротив может привести к ограничению количества участников закупки, которые способны оказать услуги, являющиеся предметом закупки.

Вместе с тем, заявителем не представлены документы и сведения, из которых следует, что распространение печатного издания через подписку и продажу приведет к ограничению количества участников закупки, в связи с чем доводы жалобы являются недоказанными.

На основании изложенного, Комиссия антимонопольного органа не усматривает в действиях заказчика нарушения законодательства о контрактной системе в части описания объекта закупки путем указания конкретных способов распространения печатного издания.

 

Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и Приказом ФАС России от 19.11.2014 727/14 «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд»,

РЕШИЛА:

 

Признать доводы жалобы ИП Одинцова А.Ю. на действия заказчика необоснованными в силу недоказанности.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 

 

2022-592

 

 

Связанные организации

ПРАВИТЕЛЬСТВО ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
ИНН 7453042717, ОГРН 1027403862210
ГКУ "Центр организации закупок Челябинской области"
ИНН 7451402146, ОГРН 1157451017888
ИП Одинцов Антон Юрьевич
ИНН 743804814835, ОГРН 314744832100010