Решение №ЕР/2980/21 рнп заключение от 15 марта 2021 г.
Текст документа
Сохранить как PDFАкционерное общество
«Миасский машиностроительный завод»
456320, Челябинская область,
г. Миасс,
Тургоякское шоссе
info@mmz.ru
ООО «УралМет-Сибирь»
660061, Красноярский край,
город Красноярск,
улица Калинина, д. 53 А,
помещение 3, офис 307
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
об отсутствии оснований для включения сведений в реестр недобросовестных поставщиков № 074/10/00-690/2021
12 марта 2021 года г. Челябинск, пр. Ленина, 59
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Челябинское УФАС России) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: |
<…> – заместитель руководителя управления Челябинского УФАС России; |
Члены Комиссии: |
<…>– главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля Челябинского УФАС России; <…> – специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля Челябинского УФАС России, |
рассмотрев обращение Акционерного общества «Миасский машиностроительный завод» о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО «УралМет-Сибирь» в связи с уклонением от заключения договора по результатам проведения запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку листов АМГ для нужд АО «ММЗ» (извещение № 32109883773),
УСТАНОВИЛА:
В Челябинское УФАС России поступило обращение Акционерного общества «Миасский машиностроительный завод» (далее – АО «ММЗ», Заказчик) вх. № 3369-ЭП/2 от 09.03.2021 о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО «УралМет-Сибирь» в связи с уклонением от заключения договора по результатам проведения запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку листов АМГ для нужд АО «ММЗ» (извещение № 32109883773).
Поводом к обращению послужили следующие обстоятельства.
АО «ММЗ» 12.01.2021 разместило извещение о проведении открытого запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку на поставку листов АМГ для нужд АО «ММЗ» (извещение № 32109883773).
Протокол подведения итогов опубликован на электронной торговой площадке «РТС-тендер» 20.10.2021. В соответствии с протоколом № 31209883773-2 закупочной комиссией Заказчика принято решение о заключении договора с единственным участником процедуры закупки - ООО «УралМет-Сибирь» с ценой договора 3 540 000 рублей.
Проект договора направлен Заказчиком для подписания участником посредством ЭТП «РТС-тендер» 21.01.2021.
По состоянию на 10.02.2021 в личном кабинете на электронной площадке «РТС-тендер» отсутствовала информация о подписании ООО «УралМет-Сибирь» проекта договора, не направлен протокол разногласий.
10.02.2021 Заказчик разместил на электронной площадке с использованием единой информационной системы протокол о признании ООО «УралМет-Сибирь» уклонившимся от заключения договора.
12.02.2021 от ООО «УралМет-Сибирь» поступило письмо с обоснованием причин пропуска для подписания договора.
15.02.2021 Заказчик направил обращение на электронную площадку для возобновления доступа для подписания договоров.
17.02.2021 участнику повторно направлен проект договора для подписания посредством ЭТП «РТС-тендер».
В соответствии с пунктом 31.4 извещения о проведении закупки победитель/единственный участник закупки в течение 5 календарных дней размещает на ЭТП проект договора, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени победителя/единственного участника закупки, а также предоставление обеспечения исполнения договора (если такое требование было установлено документацией).
По состоянию на 25.02.2021 в личном кабинете на электронной площадке ЭТП «РТС-тендер» отсутствовала информация о направлении ООО «УралМет-Сибирь» проекта договора, подписанного лицом, имеющим право действовать от имени такого Победителя.
ООО «УралМет-Сибирь» в письменных возражениях указало следующее.
Протоколом подведения итогов запроса котировок от 19.01.2021 заявка ООО «УралМет-Сибирь» была признана соответствующей требованиям документации и общество признано победителем.
Ввиду обстоятельств непреодолимой силы и отсутствия технической возможности ООО «УралМет-Сибирь» не смогло подписать договор в установленный срок. Так, на протяжении длительного времени директор общества Иващенко М.Ю. находился на самоизоляции на основании листка временной нетрудоспособности и не имел возможности доступа к рабочему компьютеру, деятельность организации была практически парализована.
В адрес Заказчика обществом был направлен подписанный проект договора в бумажном виде, после чего Заказчик отменил протокол о признании общества уклонившимся от заключения договора.
12.02.2021 в Единой информационной системе https://zakupki.gov.ru была опубликована информация о заключении договора между АО «Миасский Машиностроительный завод» и ООО «УралМет-Сибирь» на поставку листового металлопроката АМГ для нужд АО «ММЗ» (закупка № 32109883773).
Заказчик обратился на электронную площадку с просьбой о том, чтобы электронная площадка предоставила возможность подписания договора электронной цифровой подписью.
Однако, на тот момент, подписание договора электронной цифровой подписью и исполнение договора стало для ООО «УралМет-Сибирь» затруднительным и экономически нецелесообразным.
Так, ООО «УралМет-Сибирь» запросило счета и спецификации на товар, сроки поставки и цены у дилера Каменск-Уральского металлургического завода ООО «УМТК» и выяснило, что цена на товар стала выше, сроки поставки изменились, поскольку в сентябре 2020 года на заводе произошло чрезвычайное происшествие, связанное с возгоранием в производственном цехе, в связи с этим завод-производитель остановил производство продукции и принимает заявки только на 2022 год, гарантии относительно сроков поставки товара отсутствовали.
ООО «УралМет-Сибирь» просит Комиссию учесть следующие обстоятельства:
наличие действующих договоров ООО «УралМет-Сибирь» с иными Заказчиками;
участник принимал активные действия для разрешения создавшейся ситуации путем направления подписанного проекта договора в бумажном виде, а также путем дальнейшего ведения переписки с Заказчиком относительно изменения ситуации на рынке и фактической невозможности исполнить договор, что уже само по себе исключает наличие в поведении Участника признаков недобросовестности и умышленного (намеренного) уклонения от заключения контракта.
От ООО «УралМет-Сибирь» поступило письменное ходатайство о рассмотрении жалобы без участия представителя общества.
Изучив представленные документы, Комиссия пришла к следующим выводам.
Частью 1 статьи 5 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) предусмотрено ведение реестра недобросовестных поставщиков, которое осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, на официальном сайте.
В соответствии с пунктом 5.3.4 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 331, Федеральная антимонопольная служба ведет в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, реестры недобросовестных поставщиков, предусмотренные Законом о закупках.
Согласно Приказу ФАС России от 18.03.2013 № 164/13 «О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», Комиссия территориального органа ФАС России по результатам рассмотрения жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров даёт соответствующее заключение, которое не позднее двух рабочих дней должно быть представлено руководителю ФАС России для принятия им решения о включении либо отсутствии оснований для включения сведений в Реестр недобросовестных поставщиков.
Обращение АО «ММЗ» о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений о ООО «Уралмет-Сибирь» направлено в антимонопольный орган в сроки и в порядке, предусмотренные Правилами направления заказчиками сведений о недобросовестных участниках закупки и поставщиках (исполнителях, подрядчиках) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение реестра недобросовестных поставщиков, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2012 года № 1211.
Из анализа положений Закона о закупках следует, что реестр недобросовестных поставщиков является инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения закупок, следовательно, является механизмом защиты заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Включение сведений о лице в РНП по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица. Данная мера связана с возложением негативных последствий - наличие в свободном доступе информации о лице как о ненадежном поставщике, ненадлежащим образом исполнившим принятое на себя обязательство и, как следствие, подрыв деловой репутации и возможное уменьшение в будущем количества заключенных сделок, а также выгоды от осуществления предпринимательской деятельности.
При привлечении лица к публично-правовой ответственности государственным органом должна быть установлена вина этого лица в нарушении закона. Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 № 13-П, от 21.11.2002 №15-П, определения от 07.06.2001 № 139-О, от 07.02.2002 № 16-О).
По смыслу статьи 55 Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Следовательно, для возникновения таких правовых последствий как признание заявителя недобросовестным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) антимонопольный орган не вправе ограничиваться формальным установлением факта несоблюдения положений законодательства, а в рамках выполнения возложенной на него функции обязан выяснить все обстоятельства, определить вину, характер действий и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения победителя аукциона в реестр недобросовестных поставщиков.
В ходе рассмотрения обращения Комиссия Челябинского УФАС России пришла к выводу об отсутствии вины ООО «УралМет-Сибирь» в не заключении договора с АО «ММЗ» по следующим основаниям.
Из документов, представленных сторонами, усматривается, что проект договора подписан ООО «УралМет-Сибирь» в бумажном виде. Однако подписывать договор электронной цифровой подписью ООО «Уралмет-Сибирь» не стало по причине фактической невозможности исполнить договор.
В настоящее время в Единой информационной системе https://zakupki.gov.ru размещена информация о заключении 12.02.2021 договора между АО «Миасский Машиностроительный завод» и ООО «Уралмет-Сибирь» на поставку листового металлопроката АМГ для нужд АО «ММЗ» (закупка №32109883773), что подтверждается скрин-шотами.
Как усматривается из пояснений ООО «УралМет-Сибирь», между АО «ММЗ» и обществом велись устные переговоры относительно сложившейся ситуации, в ходе которых Заказчик выразил намерение прекратить правоотношения с обществом, однако затем обратился с письменной жалобой в антимонопольный орган.
Согласно пункту 41 «Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017) нарушение участником закупки своих обязательств, при отсутствии у него намерения уклониться от заключения контракта и предпринявшего меры для его заключения, не может являться основанием для включения сведений о таком лице в реестр недобросовестных поставщиков.
Принимая во внимание пояснения ООО «УралМет-Сибирь», представленные доказательства, Комиссия Челябинского УФАС России приходит к выводу о невозможности принятия решения о включении ООО «УралМет-Сибирь» в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
С учетом изложенного, Комиссия, руководствуясь положениями Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22.11.2012 № 1211, положениями Приказа ФАС России от 18.03.2013 № 164/13 «О введении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Законом о закупках»,
РЕШИЛА:
Направить в Федеральную антимонопольную службу заключение об отсутствии оснований для включения ООО «Уралмет-Сибирь» (ИНН 2463111343, ОГРН 1172468065923) в реестр недобросовестных поставщиков.
Председатель Комиссии <…>
Члены Комиссии <…>
<…>